Влияние малого бизнеса на экономику Читинской области
предпринимательской деятельности.
Центром реализован грант «Евразия» по обучению депутатов областной и
городской Дум, служащих Администраций области и г. Читы по программе -
«Основы рыночной экономики».
3) Межрегиональный маркетинговый центр «Чита - Москва».Данный центр
является частью Всероссийской системы межрегиональных маркетинговых
центров, созданных по инициативе правительства Москвы. В настоящее
время центром ведется работа по формированию базы данных продукции
и услуг местных производителей.
С целью активизации работы по вопросам поддержки и развития малого
предпринимательства на территории области Фонд заключил ряд соглашений о
сотрудничестве с организациями, комитетами и управлениями Читинской
области:
1. Для оказания финансовой помощи работодателям – субъектам малого
предпринимательства на создание дополнительных рабочих мест, а
также для реализации Программ содействия занятости населения
Фондом заключено Соглашение с Департаментом федеральной
государственной службы занятости населения по Читинской области;
2. В рамках соглашения, подписанного между Фондом и Читинским банком
СБ РФ, предусмотрена реализация перспективных предпринимательских
проектов на территории Читинской области, а также развитие и
совершенствование механизма гарантийно – залогового обеспечения;
3. Для организации предоставления услуг по страхованию и сохранности
имущества физических и юридических лиц, заложенного в обеспечение
исполнения своих обязательств перед Фондом, заключены Соглашения о
сотрудничестве с филиалом страховой компании «РОСНО» и управлением
Рос. Госстраха по Читинской области /12/.
4. Для реализации мероприятий по информационной поддержке малого
предпринимательства разработана программа «Информационно –
издательская деятельность ФПМП Читинской области». Основная задача
данной программы – формирование благоприятного имиджа малого
предпринимательства среди самых широких слоев населения области
/12/.
2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого
предпринимательства
Программой «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской
области на 1998 – 1999 годы» предусматривалось выделение кредитов для
реализации приоритетных инвестиционных проектов, отбираемых на конкурсной
основе. Ресурсное обеспечение указанного направления составляло 92,5% от
общего объема финансирования Программы. Поэтому финансирование проектов
производится на конкурсной основе, при этом предпочтение отдается проектам,
осуществляемым в приоритетных для области направлениях, указанных в
Программе. Кредиты выдаются с соблюдением основных принципов кредитования –
возвратности, срочности, целевого использования, платности и
обеспеченности.
Заявки предпринимателей, обратившихся в Фонд за получением
кредита, регистрируются и проходят экспертизу. Как видно из таблицы 22,
максимальное количество заявок поступает от предприятий пищевой
промышленности (34,2% от общего количества), что обусловлено рядом причин:
1. Наличие в регионе сырья по сравнительно низким ценам;
2. Невысокая капиталоемкость производства;
3. Конечный продукт входит в число товаров повседневного спроса.
Деятельность крестьянско-фермерских хозяйств в целом направлена
также на производство и первичную переработку сельхозпродукции.
Поступающие заявки на выделение кредитов с целью пополнения
оборотных средств для ведения торгово-закупочной деятельности допускаются к
участию в конкурсе только при условии реинвестирования прибыли на
организацию производства, либо выполнения мероприятий социальной
направленности /12/. Всего за 2000 год от субъектов малого бизнеса
поступило 38 заявок, что свидетельствует о низкой активности
предпринимателей в поиске кредитных ресурсов.
Таблица 22
Отраслевая структура поданных в 2000 году заявок
|Отрасль |Количество заявок |Сумма запрашиваемых |
| | |кредитов |
| |Шт. |В % к итогу |Тыс. руб. |В % к |
| | | | |итогу |
|Строительство и |2 |5,3 |550 |4,1 |
|ремонтно-строительные | | | | |
|работы | | | | |
|Лесозаготовка и |1 |2,6 |1500 |11,1 |
|лесопереработка | | | | |
|Пищевая промышленность |13 |34,2 |6760 |49,8 |
|Фармацевтика |1 |2,6 |500 |3,7 |
|Легкая промышленность |2 |5,3 |500 |3,7 |
|Крестьянско-фермерские |4 |10,5 |1154 |8,5 |
|хозяйства | | | | |
|Автоуслуги |2 |5,3 |1000 |7,4 |
|Бытовые услуги |3 |7,9 |600 |4,4 |
|Юридические услуги |1 |2,6 |200 |1,5 |
|Обучение |2 |5,3 |100 |0,7 |
|Общественное питание |2 |5,3 |100 |0,7 |
|Торговля |5 |13,2 |600 |4,4 |
|Всего заявок |38 |100 |13564 |100 |
Согласно данным таблицы 23, на 2000 год приходится более 50% от
общего количества профинансированных проектов, что связано с увеличением
кредитных ресурсов за счет поступления финансирования из бюджета денежными
средствами, а также значительным объемом средств, выделенных на поддержку
угольной отрасли, которые направлены в соответствии с подписанными
соглашениями на кредитование проектов в Чернышевском районе Читинской
области.
Таблица 23
Объемы выделенных кредитов в 1997-2000 годах
|Год |Профинансированные проекты|Профинансировано проектов |
| | |на сумму |
| |количество |В % к итогу |Тыс. руб. |В % к итогу |
|1997 |1 |2,1 |500 |3,8 |
|1998 |12 |25,0 |2800 |21,3 |
|1999 |10 |20,8 |2609 |19,9 |
|2000 |25 |52,1 |7212 |55,0 |
|итого |48 |100 |13121 |100 |
В отраслевой структуре профинансированных в 1997 - 2000 годах проектов
на долю отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства
приходится 78,5 % от общей суммы финансирования. Как показывает таблица 24,
размеры кредитов предприятиям, осуществляющим свою деятельность в пищевой
промышленности, строительстве и производстве строительных материалов,
фармацевтике были сравнительно больше.
В 2000 г. значительно изменилась отраслевая структура выданных
кредитов, более половины денежных средств Фонда было направлено на
финансирование проектов пищевой промышленности. Данная отрасль на
протяжении нескольких лет занимает значительный удельный вес в структуре
кредитов, но в 2000 г. эта тенденция усилилась. Возросла доля
финансирования крестьянско-фермерских хозяйств. Уменьшились объемы
кредитования в отраслях строительства и лесопереработки, что связано с
высокой капиталоемкостью этих производств. Максимальный размер кредитов,
выдаваемых Фондом, - 500 000 рублей, что не может покрыть затраты на
организацию крупного строительства или лесоперерабатывающего производства
/12/.
В 2000 году произошло увеличение доли коммерческих проектов, что было
обусловлено отсутствием достаточного количества проработанных и
обеспеченных заявок в других отраслях и социальной направленностью
профинансированных проектов.
Таблица 24
Отраслевая структура проектов, профинансированных в 1997 - 2000 годах.
| |Количес|Сумма |Структурное |
|Отрасль |тво |кредитов |соотношение, в % |
| |проекто| | |
| |в | | |
| | | |По |По сумме|
| | | |количеству| |
|Крестьянско-фермерские |7 |1 344 000 |14,6 |10,0 |
|хозяйства | | | | |
|Пищевая промышленность |9 |5 178 836 |18,8 |38,6 |
|Лесозаготовка и |2 |968 416 |4,2 |7,2 |
|лесопереработка | | | | |
|Фармацевтика |2 |900 000 |4,2 |6,7 |
|Производство строительных |8 |1450 000 |16,7 |10,8 |
|материалов, СМР | | | | |
|Услуги связи |1 |380 000 |2,1 |2,8 |
|Швейное производство |3 |699 320 |6,3 |5,2 |
|Услуги общепита |2 |100 000 |4,2 |0,8 |
|Торговля |8 |1 150 000 |16,7 |8,6 |
|Автоуслуги |2 |600 962 |4,2 |4,5 |
|Бытовое обслуживание |1 |50 000 |2,1 |0,4 |
|Обучение |2 |100 000 |4,2 |0,8 |
|Юридические услуги |1 |200 000 |2.1 |1,5 |
|итого |48 |13 121 534 |100,0 |100,0 |
Анализ средней ставки по выданным кредитам позволяет говорить о
низкой стоимости заемных средств для субъектов малого предпринимательства.
Средняя процентная ставка по проектам, профинансированным в 2000 году,
находится на уровне 22,38%, что значительно ниже средней банковской ставки,
сложившейся в регионе.
Как следует из таблицы 25, среди заемщиков Фонда преобладают
индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью,
что можно объяснить доминированием их в общем объеме действующих субъектов
предпринимательства.
Таблица 25
Организационно-правовая форма субъектов малого предпринимательства,
получивших кредиты Фонда в 2000 году
|Организационно-правовая |Кредитные договора |Структурное соотношение |
|форма | | |
| |количество |На сумму|По количеству,|По сумме, |
| | | |в % |в % |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Юридические лица, всего |12 |5761 836|48 |79,9 |
|В том числе | | | | |
| ЗАО |2 |500 000 |8 |6,9 |
| ООО |8 |2 227 |32 |30,9 |
| | |036 | | |
|Производственные |1 |2 884 |4 |40,0 |
|кооперативы | |800 | | |
| МУП |1 |150 000 |4 |2,1 |
|Физические лица * , всего|13 |1 450 |52 |20,1 |
| | |000 | | |
|В том числе | | | | |
|Крестьянско-фермерские |3 |600 000 |12 |8,3 |
|хозяйства | | | | |
| Продолжение таблицы 25 |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Индивидуальные |10 |850 000 |40 |11,8 |
|предприниматели | | | | |
|Всего |25 |7 211 836 |100 |100 |
*- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица
Очевидно, что индивидуальные предприниматели обращаются чаще (40% от
общего количества), но берут небольшие кредиты (12% от общей суммы выданных
кредитов). Обратная ситуация наблюдается в отношении юридических лиц: 80%
общей суммы составляют кредиты, выданные юридическим лицам, тогда как по
количеству профинансированных проектов они занимают лишь 48%.
Фонд ежемесячно проводит мониторинг платежей заемщиков. При нарушении
сроков возврата, предусмотренных графиками, ведется претензионная работа,
применяются санкции, призванные повысить ответственность и
заинтересованность заемщиками в своевременном внесении платежей. Контроль
за целевым направлением денежных средств включает обычно 3 этапа:
1) расходование средств на приобретение оборудования/материалов,
предусмотренных бизнес-планом.
2) Организация производства/запуск объекта.
3) Поступление выручки от реализации продукции/услуг /12/.
При заключении соглашения о пролонгации кредитного договора принимается
во внимание не только объективная невозможность заемщика рассчитаться в
установленный срок, но и такие факторы как:
1) Целевое расходование средств Фонда:
2) Объективные препятствия, не позволившие выйти на проектную мощность по
бизнес – плану;
3) наличие условий, указывающих на возможность заемщика рассчитаться по
кредиту в случае увеличения срока действия кредитного договора /12/.
Для улучшения возвратности кредитов в 2000 году усилена работа по
рассмотрению документов, оценке финансового состояния заемщика и реальности
предлагаемого к финансированию проекта. По залоговым обязательствам
проводится экспертиза с целью определения реальной стоимости имущества и
возможности его быстрой реализации. Автотранспортные средства принимаются
в обеспечение только при условии страхования их в пользу Фонда.
По поручительствам оценивается финансовое состояние и уровень оборотов
по расчетным счетам организации, предоставляющей обеспечение. У заемщиков,
ведущих свою деятельность в районах области, обязательно запрашивается
поручительство Администрации района.
Данные таблицы 26 показывают, что основным видом обеспечения кредитов
является залог (65,2% в структуре обеспечения), при этом чаще применяется
залог товаров в обороте и залог оборудования. Нужно отметить, что залог
товаров в обороте возможен только в качестве дополнительного обеспечения.
В 2000 году произошло значительное сокращение залога недвижимости,
причинами которого явились высокая стоимость и формализованность процедуры
оформления залога.
Финансирование инвестиционных проектов позволило расширить деловую и
инвестиционную активность в сфере производственного предпринимательства. По
проектам, профинансированным в 2000 г., эффективность и результативность
мероприятий может быть оценена следующими показателями:
1) создано 90 новых рабочих мест;
2) поступления в бюджет и внебюджетные фонды составили около 5 млн.
рублей;
3) объем произведенной продукции в стоимостном выражении составил
более 30 млн. рублей
Таблица 26
Структура обеспечения выданных Фондом кредитов
|Виды обеспечения |Количество проектов |Структура, % |
|Поручительство |22 |31,9 |
|Залог, всего: |45 |65,2 |
|в том числе | | |
| залог товаров в обороте |10 |14,5 |
| залог недвижимости |9 |13,0 |
| залог оборудования |10 |14,5 |
| залог автотранспорта |8 |11,6 |
| залог движимого имущества |3 |4,4 |
|Страхование |7 |10,2 |
|Итого: |69* |100 |
*В ряде случаев практикуется одновременное применение нескольких видов
обеспечения – поручительство + залог, страхование + залог, поручительство +
залог + страхование. . .
Таким образом, в результате деятельности фонда поддержки и развития
малого предпринимательства в 2000 году было обеспечено увеличение рабочих
мест в сфере малого бизнеса на 2% и увеличение объема произведенной
продукции на 2,2%.
Дальнейшая деятельность Фонда будет направлена на выполнение
мероприятий областной целевой Программы «Поддержка и развитие малого
предпринимательства в Читинской области на 2001 – 2002 годы», принятой
постановлением Читинской областной Думы от 20.12.00 г.
2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого
предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г.
Целью реализации Программы является развитие существующих и создание
новых малых предприятий, последовательное расширение сферы деятельности
малого бизнеса, привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития
малого предпринимательства в Читинской области, обеспечение занятости
граждан, расширение рынков сбыта продукции малых предприятий, увеличение
налоговых поступлений.
В целом на финансирование реализации мероприятий Программы в 2001-2002
году требуется 49 000,0 тыс. рублей. В структуре источников
финансирования наибольший удельный вес занимают средства областного бюджета
и областного Фонда (Рис. 3).
В бюджете Читинской области на 2001 год заложено 8 млн. рублей для
финансирования расходов на поддержку малого предпринимательства, что
составляет 0,19% от его расходной части. Нужно отметить, что доля бюджетных
средств на 2001 год для поддержки малого бизнеса увеличилась по сравнению с
2000 годом на 0,11%.
Рисунок 3. Структура источников финансирования Программы
В соответствии с Программой приоритетными направлениями поддержки
малого предпринимательства на территории Читинской области являются:
1) производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
2) малое промышленное производство и производство импортозамещающих
товаров народного потребления;
3) малая строительная индустрия;
4) бытовое обслуживание населения;
5) транспорт;
6) дорожное хозяйство и придорожный сервис;
7) почтовый и информационный сервис;
8) инновационная сфера /3/.
Нужно отметить, что перечень приоритетных направлений является
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|