рефераты скачать

МЕНЮ


Влияние малого бизнеса на экономику Читинской области

хозяйства страны на рельсы эффективно работающей в интересах всего

населения рыночной экономики;

2. развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких

собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих

собственное благосостояние и достойный уровень жизни;

3. занятие малым бизнесом является не только источником средств к

существованию, но и позволяет наиболее полно раскрыть внутренний

потенциал личности;

4. сектор МП имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест,

способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в

целом по стране и в отдельных регионах;

5. массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и

жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной

альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

К особенностям развития малого бизнеса в России в первую очередь

следует отнести следующие:

1. Малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее

характерные только для крупных и средних предприятий,- производство

нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и т. п. При

этом выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных

мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится

значительная часть продукции пищевой, лесной, деревообрабатывающей

целлюлозно-бумажной отраслей промышленности.

2. Диверсификация характерна для значительного числа малых

предприятий. Многопрофильность деятельности малых предприятий обусловлена

двумя причинами: развитием бизнеса или попыткой исправить ситуацию, когда

поддержать предприятие могут только наличные деньги, а их реально дают

торговля и услуги.

3. В последние годы существенно возрос вклад индивидуальных

предпринимателей в российскую экономику.

По оценкам, проведенным в Республике Коми, в 1998г., вклад

индивидуальных предпринимателей в торговлю составил 34%.в отдельных районах

республики индивидуальные предприниматели дают до 90% оборота розничной

торговли.

4. В течение ряда лет малые предприятия все шире прибегают к

стратегии ухода в теневую деятельность

2. Развитие сектора малого бизнеса в 1990 -е годы.

Началом возрождения малого предпринимательства в России можно

считать конец 80-х – начало 90-х, когда возникает и бурно развивается

кооперативное движение.

По официальной статистике, количество малых предприятий в России

не увеличивалось с 1994 года. После того, как их число удваивалось каждый

год в 1991/1992 и 1992/1993 годах, общее число зарегистрированных

предприятий выровнялось и колебалось в пределах 800 – 900, 000 (рисунок 1)

/24/. Говоря об общей занятости, считается, что в малом бизнесе занято 12-

13 % активного населения. В то же время следует признать, что статистика

регистрации предприятий, может ввести в заблуждение, так как включает в

себя только зарегистрированные предприятия и не учитывает частных

предпринимателей без юридического статуса. В виду того факта, что

предполагаемое число индивидуальных предпринимателей в России – 3.5

миллиона, или в четыре раза больше числа зарегистрированных предприятий,

масштаб предпринимательского движения в России значительно больше, чем

считает официальная статистика.

[pic]

Рисунок 1. Количество малых предприятий в России, 1991-2000 г.г.

(в тысячах)

Подавляющее большинство МП в России занимаются торговлей и

общественным питанием (рисунок 2) и за последние годы показывали

относительно стабильный рост. В 1999 году 15,8% МП относилось к

строительному сектору. Почти такое же количество МП (15,7%) относятся к

сектору промышленного производства.

Большинство предприятий занимались машиностроением и

металлообработкой, легкой промышленностью, деревообрабатывающей и пищевой

промышленностью. В 1992-93 годах наблюдался имеющий большое значение рост

МП в области науки и высокопрофессиональных научных услуг, затем в 1994-95

гг. их количество уменьшилось и за последние годы продолжало уменьшаться

/24/.

Торговля и общественное Строительство. Промышленность. Наука.

Транспорт. Другое.

питание.

Источник: данные Госкомстата.

Рисунок2. Количество малых предприятий по основной отрасли

(1999-2000 гг) (%).

В целом ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России не

состоялось. Причиной являются возникновение экономических барьеров на пути

входа на рынок, с одной стороны, и неудавшийся попытки уменьшить

административные барьеры – с другой. Необходимость уменьшить количество

органов контроля, занятых лицензированием экономической деятельности, и

более равноправно распределить управленческую ответственность среди

различных государственных исполнительных органов, была признана

президентским указом. Но на практике ситуация лишь немного улучшилась. Как

следствие этого владельцы малых предприятий продолжают жаловаться на

высокий уровень налогообложения, сложность и нестабильность налоговой

системы, пробелы и противоречия в законодательстве, нехватку финансовых

ресурсов и бюрократическое давление, что по их мнению является основными

барьерами, с которыми они сталкиваются при создании и развитии своих

предприятий.

1.3.3 Вклад малого бизнеса в развитие российской экономики

На начало 1998 г., по данным Госкомстата России, малые предприятия

составляли 31,8 % от общего числа российских предприятий (Таблица 2) /6/.

В целом между 1996 и 1998 гг. прослеживается как абсолютное

сокращение числа действующих малых предприятий, так и снижение их доли в

общем числе зарегистрированных предприятий. Тем не менее, в ряде отраслей

действующие малые предприятия, по итогам 1997г., составляли порядка

половины всех зарегистрированных хозяйствующих субъектов: в торговле и

общественном питании – 44,2%, строительстве – 49,7% и информационно-

вычислительном обслуживании – 54,3%. В промышленности доля малых

предприятий составила 39,9%. Наименьший удельный вес малых предприятий в

общем числе зарегистрированных предприятий зафиксирован в сельском

хозяйстве – 3,5% /6/.

Таблица 2

Доля малых предприятий в общей численности предприятий и организаций

по отраслям (на 1 января)

|Отрасль |Доля малых предприятий, в % |

| |1995 |1996 |1997 |1998 |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Всего |46,1 |39,0 |33,1 |31,8 |

|В том числе: | | | | |

|Промышленность |41,0 |41,5 |39,9 |39,9 |

|Сельское хозяйство |3,3 |2,9 |3,2 |3,5 |

|Транспорт и связь |37,1 |38,6 |31,6 |30,2 |

|Строительство |52,6 |56,2 |50,0 |49,7 |

|Торговля и общественное питание |79,9 |58,5 |47,3 |44,2 |

|Материально-техническое снабжение |48,7 |47,8 |38,8 |36,2 |

|и сбыт | | | | |

| Продолжение таблицы 2 |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Информационно-техническое |65,3 |67,0 |55,8 |54,3 |

|обслуживание | | | | |

|Операции с недвижимым имуществом |0,0 |0,0 |0,0 |38,5 |

|Общая коммерческая деятельность по|89,2 |63,6 |45,2 |41,4 |

|обеспечению функционирования рынка| | | | |

|ЖКХ, непроизводственные виды |32,8 |29,1 |22,5 |27,7 |

|бытового обслуживания населения | | | | |

|Наука и научное обслуживание |56,8 |50,4 |45,7 |42,3 |

Малое предпринимательство, как свидетельствуют итоги 1997г.,

обеспечивало занятость каждого восьмого-девятого работающего на российских

предприятиях (Таблица 3) /6/. Доля работающих на малых предприятиях в общем

числе занятых составила 13,2%. В ряде отраслей вклад МП в обеспечение

занятости был еще выше. Так, на строительных предприятиях работали 39,3% от

общего числа занятых в данной отрасли, в науке и научном обслуживании –

35,9%, а в торговле и общественном питании – 35,2%. В промышленности на

малых предприятиях работал каждый десятый.

Влияние малого бизнеса на занятость в таких отраслях, как сельское и

лесное хозяйство, транспорт, здравоохранение и народное образование

оставалось незначительным на протяжении всего рассматриваемого периода.

Среди отраслей непроизводственной сферы повышение доли работающих на малых

предприятиях в общем числе работников наблюдалось только в сфере науки и

научного обслуживания.

Таблица 3

Доля работающих на малых предприятиях в общем числе работников

российских предприятий и организаций по отраслям экономики

| |Доля работающих на малых |

| |предприятиях в общем числе |

| |работников, в % |

| |1995 |1996 |1997 |1998 |

|Всего |22,7 |20,7 |12,9 |13,2 |

|В том числе: | | | | |

|Промышленность |13,1 |19,4 |11,3 |12,3 |

|Сельское и лесное хозяйство |0,0 |0,0 |3,5 |3,5 |

|Транспорт |5,5 |6,6 |5,2 |5,2 |

|Строительство |78,0 |64,3 |35,9 |39,3 |

|Торговля и общественное питание; |___ |___ |35,7 |35,2 |

|материально-техническое снабжение | | | | |

|и сбыт | | | | |

|Здравоохранение, физическая |4,1 |4,0 |2,2 |2,7 |

|культура и социальное обеспечение | | | | |

|Народное образование; культура и |2,7 |3,3 |2,0 |1,2 |

|искусство | | | | |

|Наука и научное обслуживание |51,1 |43,8 |29,2 |35,9 |

|Финансы, кредит, страхование, |___ |___ |9,95 |8,3 |

|пенсионное обеспечение | | | | |

По итогам 1996 г. прибыль малых предприятий составила более четверти

всего объема прибыли в экономике (Таблица 4). В непроизводственной сфере

бытового обслуживания населения прибыль получили только малые предприятия.

В строительстве прибыль малых предприятий составила 56,5% от общего объема

прибыли по отрасли. В торговле и общественном питании, общей коммерческой

деятельности по обеспечению функционирования рынка суммарная прибыль малых

фирм превосходит прибыль средних и крупных предприятий.

Уже с 1997 г., однако, относительная прибыльность малых предприятий в

сравнении со средними и крупными предприятиями стала падать и уменьшилась,

по оценкам Госкомстата России, в 1,9 раза. Исключение составили две

отрасли: торговля и общественное питание (относительная прибыльность

увеличилась в 3,5 раза) и связь (в 1,8 раза). Значительное снижение

относительной прибыльности зафиксировано в промышленности, строительстве,

материально-техническом снабжении и сбыте /6/.

Таблица 4

Доля прибыли (убытка) малых предприятий в общем объеме прибыли

(убытка) по отраслям российской экономики

| |Доля прибыли (убытка) МП, в % |

| |01.01.97г. |01.07.97г. |

|Всего |26,14 |14,12 |

|В том числе: | | |

|Промышленность |6,52 |2,43 |

|Транспорт |2,67 |1,17 |

|Связь |1,80 |3,23 |

|Строительство |56,52 |38,77 |

|Торговля и общественное питание |107,16 |377,78 |

|Материально-техническое снабжение и сбыт |45,78 |18,82 |

|Общая коммерческая деятельность по |299,49 |220,79 |

|обеспечению функционирования рынка | | |

|Непроизводственная сфера бытового |___ |___ |

|обслуживания населения | | |

|Наука и научное обслуживание |35,97 |30,48 |

И все же доля прибыльных малых предприятий в сравнении с крупными

и средними предприятиями остается выше. Так, в 1996 г. 56% российских

предприятий закончили год с убытками, а в малом бизнесе убыточных

предприятий оказалось только 20%. В январе-сентябре 1997 г. доля убыточных

малых предприятий также была значительно ниже, чем крупных и средних (табл.

5) /6/.

Таким образом, основные параметры развития российского малого бизнеса

(численность малых предприятий и отраслевая структура) в 1996-1998 гг. – с

учетом изменения критериев отнесения предприятий к малым – в целом

оставались стабильными либо уменьшались (численность занятых).

Таблица

5

Доля убыточных предприятий в общем числе предприятий (TACIS SMERUS

9501. Состояние малого предпринимательства по итогам 1997 г.)

|Отрасль |Крупные и средние |Малые |

| |предприятия, % |предприятия, % |

|Промышленность |47,2 |21,6 |

|Строительство |41,0 |19,2 |

|Транспорт |59,4 |18,6 |

Доля малых предприятий в основных показателях развития экономики

остается скромной; по данным официальной статистики, она даже сокращается

(например, доля малых предприятий в совокупной прибыли по народному

хозяйству). Тем не менее, относительная прибыльность сектора малого бизнеса

даже в этих условиях остается более высокой, чем крупных предприятий.

В целом ни темпы, ни характер развития сектора малого бизнеса,

зафиксированные данными государственной статистики, в период 1996 -

1999г.г. не отвечают представлениям об эффективной структуре конкурентной

рыночной экономики, желаемого прорыва на новые рубежи не произошло.

На 1 января 2001 в России действовало 890,6 тыс. малых предприятий

/24/. Удельный вес показателей деятельности малых предприятий в основных

экономических показателях России характеризуют следующие данные:

общая численность постоянных работников на малых предприятиях всех

отраслей экономики составляет более 12% от общего числа работающих;

фонд заработной платы, начисленной работникам малых предприятий всех

отраслей экономики,-10,0%;

выпуск товаров и рыночных услуг малыми предприятиями всех отраслей

экономики – около 7,0% выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей

экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные

услуги;

инвестиции в основной капитал – 5,6% всех инвестиций на развитие

экономики и социальной сферы России;

объем платных услуг населению, оказанных малыми предприятиями,- 5,1%

/24/.

Достигнутый уровень развития малого предпринимательства в России,

измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно

недостаточен. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 6 малых

предприятий, тогда как в странах–членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и

Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства

приблизились к уровню Западной Европы: на 1000 их жителей приходится 20

малых предприятий и 23 соответственно.

Также велик разрыв в уровнях развития малого бизнеса, измеряемых

другими показателями. В странах ЕС только микропредприятия составляют более

90% от общего числа предприятий. В России доля малых предприятий в общем

числе предприятий составляет всего лишь 30,7%. При этом ежегодно происходит

хотя и незначительное, но устойчивое сокращение данного показателя.

1.4. Влияние малого бизнеса на развитие региональной экономики

Становление предприятий малого бизнеса должно прежде всего,

внести существенный вклад в развитие регионов. До настоящего времени

региональные потребности ущемлялись.

Причина кроется во многих случаях в том, что предприятия из-за высокой

концентрации производственных мощностей ориентированы на широкий рынок

сбыта своей продукции, значительно перекрывающий территорию региона. Для

изменения ситуации необходимо переориентировать работу предприятий на

региональный рынок, развивать сеть мелких предприятий, специализированных

на выпуске необходимой региону продукции. Такие предприятия уже в силу

малых мощностей и своей специализации будут тесно связанны с территорией.

Необходимо развивать сеть торговых сервисных организаций, предприятий

по бытовому обслуживанию, расположенных в непосредственной доступности для

населения. Повсеместно нужны небольшие предприятия как в строительстве, так

и во всей цепочке хранения, транспортировки, переработки и доведения до

потребителей сельскохозяйственной ь продукции. Большую роль они могли бы

сыграть в удовлетворении потребности населения в производстве из местных

источников сырья, промышленных и бытовых отходов.

Регионы, дифференцируя муниципальные налоги, имеют возможность

стимулировать малое предпринимательство в тех направлениях, которые в

наибольшей степени отвечают их интересам по насыщению внутреннего рынка

потребительскими товарами, товарами широкого потребления, открытию новых

рабочих мест, решению экологических проблем, содействию инновационной

деятельности, освоению прогрессивных технологий, “ноу-хау” и т.д.

В Иркутской области действует в настоящий момент около 13 тысяч малых

предприятий, что составляет 29,7 % от общего количества предприятий

области.

Малый бизнес охватывает практически все отрасли экономики. Наибольшее

количество малых предприятий сосредоточено в торговле и общественном

питании—40%, в промышленности—21%, в строительстве—15%, общеэкономической

деятельности—7% и прочие виды деятельности—17%. Количественное и

качественное распределение предприятий малого бизнеса по территории

неравномерно. Только в областном центре сосредоточено более 40% всех

субъектов малого предпринимательства. Это обусловлено прежде всего двумя

факторами: во-первых, здесь существует более или менее развитая рыночная

инфраструктура, позволяющая реализовывать предпринимательские проекты; во-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.