рефераты скачать

МЕНЮ


Управление затратами

элементов операционного рычага

Для предприятия ОАО «Электроагрегат» необходимо провести анализ

чувствительности прибыли предприятия к 10-процентным изменениям основных

элементов операционного рычага и определим:

1. Цена реализации изменится на 10%, как изменится прибыль? На сколько

единиц продукции можно сократить объем реализации без потери

прибыли?

2. Оценим влияние 10% изменения переменных расходов на прибыль.

3. Оценим влияние 10% изменения постоянных расходов на прибыль.

4. Оценим влияние 10% увеличения объема реализации.

Выбор именно 10-процентного изменения элементов операционного анализа

обусловлен среднеотраслевым показателем темпов роста выручки.

Воспользуемся нижеприведенными формулами вычисления объема реализации

(К0), обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из

элементов операционного рычага:

- если изменится цена реализации:

К0 = (Исходная сумма валовой маржи / Новый коэффициент валовой

маржи): Новая цена реализации

- если изменяются постоянные издержки:

К0 = (Исходная сумма валовой маржи / исходный коэффициент валовой

маржи): Цена реализации

- если изменяются переменные издержки:

К0 = (Исходная валовая маржа / Новый коэффициент валовой маржи).

Для выполнения анализа необходимо, прежде всего, определить по

исходящим данным роль различных элементов операционного рычага в

формировании финансовых результатов предприятия ОАО «Электроагрегат» за

2001 год для исходного положения:

|Показатели |Значения |

|Цена реализации |12,53047 тыс. руб. / шт. |

|Выручка от реализации |237252 тыс. руб. (100%) |

|Переменные издержки |175303 тыс. руб. (73,9%) |

|Валовая маржа |61949 тыс. руб. (26,1%) |

|Постоянные издержки |16601 тыс. руб. (6,99%) |

|Прибыль |45348 тыс. руб. (19,1%) |

|Средние переменные издержки |9,2586 тыс. руб. / шт. |

1. Предположим, что цена реализации возрастает на 10%, тогда:

Новая цена реализации – 13,783515 т.р. / шт.

Переменные издержки – 175303 тыс. руб. (67,17%)

Валовая маржа – 85674 тыс. руб. (32,83%)

Постоянные расходы – 16601 тыс. руб. (6,36%)

Прибыль – 69073 тыс. руб. (26,47)

Определим, при каком объеме реализации можно получить прежний

результат прибыли (45348 тыс. руб.):

[pic]

|Показатели |Объем – 18934 шт; |Объем, обеспечивающий |

| |Цена – 13,783517 |неизменный результат |

| |т.р./шт. |13689,99шт.; цена=12,53 |

| |тыс. руб. |% |тыс. руб. |% |

|Выручка от реализации |260977 |100 |188699 |100 |

|продукции | | | | |

|Переменные издержки |175303 |67,17 |126750 |67,17 |

|Валовая маржа |85674 |32,83 |61949 |32,83 |

|Постоянные издержки |16601 |6,36 |16601 |8,79 |

|Прибыль |69073 |26,47 |45448 |24,03 |

Переменные издержки (при V = 13689,99) = Ср. переменные издержки * V

реализации = 9,2586 т.р. / шт. * 13689,99 шт. = 126750 т.р.

Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема

реализации (18934 шт. – 13689,99 шт. = 5244,01 шт. или на 27,69%) и

увеличивает прибыль на 52,32%; если цена снизится на 10%, то предприятие

должно увеличить объем реализации на 55,38%.

2. Проанализируем влияние изменения переменных издержек на прибыль

предприятия. Предположим, что благодаря повышению

производительности труда и более выгодным закупкам сырья и

материалов предприятию ОАО «Электроагрегат» удалось снизить

переменные издержки на 10%. Определим величину сокращения объема

реализации, которую компенсирует данное снижение переменных затрат

(без потери прибыли).

Выручка от реализации – 237252 тыс. руб. (100%)

Новые переменные расходы – 157772,7 тыс. руб. (66,5%)

Валовая маржа – 79479,3 тыс. руб. (33,49%)

Постоянные расходы – 16601 тыс. руб. (6,99%)

Прибыль – 62 878 тыс. руб. (26,5%)

Новый объем реализации:

[pic]

|Показатели |Объем – 18934 шт |Объем, обеспечивающий |

| | |неизменный результат |

| | |14762,2 шт. |

| |тыс. руб. |% |тыс. руб. |% |

|Выручка от реализации |237252 |100 |184958 |100 |

|продукции | | | | |

|Переменные издержки |157772,7 |66,5 |123009 |66,5 |

|Валовая маржа |79479,3 |33,49 |61949 |33,49 |

|Постоянные издержки |16601 |6,99 |16601 |8,87 |

|Прибыль |62878,3 |26,5 |45348 |24,51 |

Следовательно, снижение переменных издержек на 10% компенсирует

сокращение объема реализации на 4171,8 шт. (18934 – 14762,2) или на 22,033%

и увеличивает прибыль на 38,6572%. Анализ показывает, что при повышении

переменных издержек на 10% предприятие ОАО «Электроагрегат» должно добиться

увеличения объема реализации на 32% (чтобы компенсировать потерянную часть

дохода), или оно потеряет 38,65% своей прибыли.

3. Рассмотрим изменение постоянных издержек. Предположим,

рассматриваемому предприятию, благодаря новой организации своей

деятельности удалось снизить постоянные издержки на 10%. Тогда при

первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 4534,8

т.р. или на 10%. Определим снижение объема реализации, на которое

теперь может пойти предприятие для достижения первоначальной

прибыли 45348 т.р. После снижения постоянных издержек требуется

валовая маржа на уровне 60288,9 т.р. Тогда новый объем реализации

составит:

[pic]

Аналогично, рост постоянных издержек предприятия может компенсировать

путем уменьшения объема реализации на 2,64%, так как в противном случае

прибыль снизится на 10%.

4. Влияние изменения объема реализации на прибыль проанализируем с

помощью эффекта операционного рычага. Сила воздействия рычага равна

(61949 т.р.: 45348) = 1,36. Предположим, предприятие ОАО

«Электроагрегат» увеличило объем реализации на 10%. Тогда выручка

возрастет на 10% также, а прибыль с учетом действия операционного

рычага должна увеличиться на (10% * 1,36) = 13,6

Проверка:

|Выручка от реализации |2600977,2 |

|Переменные издержки |192832,56 |

|Валовая маржа |68144,64 |

|Постоянные издержки |16601 |

|Прибыль |51543,64 |

Прибыль действительно выросла на 13,6% или на 6195,64 тыс. руб.

Таким образом, для предприятия ОАО «Электроагрегат» можно сделать

следующие выводы: на основе проведенного анализа можно распределить

элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль предприятия:

- повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 52,32%, а

соответствующее снижение цены ухудшает результат на 52,32%;

- изменение прибыли предприятия при изменении переменных издержек

составляет 38,65%;

- увеличение объема реализации продукции на 10% приводит к росту

прибыли предприятия на 13,66%;

- из числа рассмотренных факторов наименьшее влияние на результат

оказывает изменение уровня постоянных издержек. 10% изменение этих

расходов приводит к пропорциональному изменению результата (на те

же 10%).

С помощью операционного анализа выявлена и взаимосвязь факторов цены и

переменных издержек с изменениями объема реализации:

- при снижении цены на 10% предприятие ОАО «Электроагрегат» должно

увеличить объем реализации на 55,38%, чтобы компенсировать потерю

дохода, а при увеличении цены на 10% можно сократить объем

реализации на 27,69% без негативных последствий для финансовых

результатов предприятия;

- для компенсации роста переменных издержек на 10% предприятие должно

добиться увеличения объема реализации на 32%, при снижении уровня

переменных издержек можно сократить объем реализации на 22,033%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под затратами предприятия понимается сумма средств, израсходованных

в целях обеспечения реализации продукции и получения доходов.

Для эффективного управления затратами на предприятии/и ОАО

«Электроагрегат» в ходе проведенного исследования удалось сделать следующие

выводы и предложения.

1. При анализе структуры себестоимости продукции по элементам

затрат в 2001 году было выявлено, что наибольший удельный

вес в себестоимости занимают такие статьи, как «сырье и

материалы» и «Прочие затраты». Для снижения затрат по

первой статье руководству предприятия можно

порекомендовать закупать сырье и материалы у иных

поставщиков, то есть необходимо найти поставщиков, которые

будут поставлять сырье и материалы по более низким ценам.

А для снижения статьи «Прочие затраты» необходимо

увеличить выпуск продукции.

2. При применении инструментов операционного анализа (порог

рентабельности, запас финансовой прочности и сила

воздействия операционного рычага) в управлении затратами

предприятия было установлено, что в первую очередь

необходимо разграничить затраты предприятия на постоянную

и переменную часть. Для этого был использован метод

наименьших квадратов, так как он является самым точным.

3. Далее были рассчитаны основные показатели операционного

анализа деятельности предприятия.

4. Затем с помощью операционного анализа удалось выявить

чувствительность прибыли предприятия к 10-процентным

изменениям основных элементов операционного рычага и

выяснить, что:

- повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 52,32%, а

соответствующее снижение цены ухудшает результат на 52,32%;

- изменение прибыли предприятия при изменении переменных издержек на

10% составляет 38,65%;

- изменение уровня постоянных издержек на 10% приводит к

пропорциональному изменению результата (на те же 10%);

- увеличение объема реализации продукции на 10% приводит к росту

прибыли предприятия на 13,66%.

5. С помощью операционного анализа выявлена и взаимосвязь

факторов цены и переменных издержек с изменениями объема

реализации:

- при снижении цены на 10% предприятие должно увеличить объем

реализации на 55,38%, чтобы компенсировать потерю дохода, а при

увеличении цены на 10% можно сократить объем реализации на 27,69:

без негативных последствий для финансовых результатов предприятия;

- для компенсации роста переменных издержек ни 10% предприятие должно

добиться увеличения объема реализации на 32%; при снижении уровня

переменных издержек можно сократить объем реализации на 22,033%.

6. Для повышения эффективности деятельности рассматриваемого

предприятия необходимо провести оптимизацию ассортимента

выпускаемой продукции, так как на предприятии наблюдается

снижение объемов реализованной продукции.

Для эффективного управления затратами руководства предприятия можно

порекомендовать ввести на предприятии систему учета затрат по методу

«Директ-костинг», так как это позволит точнее разграничить затраты на

постоянные и переменные и даст возможность более точно устанавливать при

изменении цены, переменных и постоянных издержек.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананькина Е.А., Данилочкина Н.Г.

Управление затратами. – М.: изд-во ПРИОР, 1998 –64с.

2. Быкова Е.В.

Операционный финансовый менеджмент // Финансы. – 1997. - №12.- с.10-

13.

3. Зайцев Н.Л.

Экономика промышленного предприятия. – М.: Инфра-М. – 1998. – 335с.

4. Карпова Т.П.

Управленческий учет: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ, 2000. –350с.

5. Керимов В.Э,, Комарова Н.Н.

Организация управленческого учета по системе «Директ-Костинг» //

Аудит и финансовый анализ, - 2001. - №2. – с.90-91.

6. Козлова Е.П.

Калькулирование себестоимости способом суммирования затрат //

Главбух. – 1998. – с.11-24.

7. Кондратова И.Г.

Основы управленческого учета – М.: Финансы и статистика, 1998. –

144с.

8. Крейнина М.Н.

Финансовый менеджмент / Уч. Пособ. – М.: Издательство «Дело и

Сервис», 1998. – 304с.

9. Ларионов А.Д.

Бухгалтерский учет: Учебник. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. – 392 с.

10. Мюллендорф Р., Карренбауэр М.

Производственный учет. Снижение и контроль издержек. Обеспечение их

рациональной структуры / пер. с нем. – М.: ФБК Пресс, 1996. – 260с.

11. Новиков В.Г.

Анализ соотношения «затраты – объем - прибыль» // Менеджмент в

России и за рубежом. – 2000. - №4. – с.120-137.

12. Оганян К.И., Починок А.П.

Формирование себестоимости в 1999 году. – М.: Главбух, 1999. –144с.

13. Практикум по финансовому менеджменту учебно-деловые ситуации, задачи

и решения. / Под ред. Академика АМИР Е.С. Стояновой. М.: Перспектива

1997г.

14. Раицкий К.А.

Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.:

Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 696с.

15. Савицкая Г.В.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-Е изд. – Мн.: ИП

«Экоперспектива», «Новое знание», 1999 – 498с.

16. Уткин Э.А.

Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Издательство

«Зерцало», 1998. – 272с.

17. Финансовый менеджмент – руководство по технике эффективного

менеджмента. – М.: «Трансполитиздат», 1993. –292с.

18. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С.

Стояновой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Изд-во «Перспектива»,

1997. – 574с.

19. Чернов В.А.

Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / Под ред.

М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320с.

20. Шевченко Н.С., Черных А.Ю., Тиньков С.А., Кузьбожев Э.Н.

Управление затратами, оборотными средствами и производственными

запасами: Учебно-методическое пособие / Под ред. д-ра экономических

наук, проф. Э.Н. Кузьбожева: Курск. гос. техн. ун-т, Курск, 2000. –

154с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Таблица 6

Определение коэффициентов и результаты расчетов (для цеховых

расходов)

|Месяц |Объем |[pic] |Цехов. |[pic] |([pic])2 |([pic])* |

| |произ-ва| |расходы | | |([pic]) |

| |Х, (шт.)|(шт.) |У, |(руб.) | | |

| | | |(руб.) | | | |

|2000г. | | | | | | |

|Январь |1659,36 |149 |2014462 |170723 |22201 |25384825 |

|Февраль |1689.03 |178 |1917346 |73606 |31684 |13128471 |

|Март |1740,07 |229 |1881016 |37276 |52441 |8551318 |

|Апрель |1640,2 |130 |1759645 |-84093 |16900 |-10892676 |

|Май |1549,14 |-38 |1688407 |410667 |1444 |15798376 |

|Июнь |1478 |-33 |1688655 |-155084 |1089 |5066601 |

|Июль |1729,4 |219 |1916406 |72666 |47961 |15894354 |

|Август |1528,7 |18 |1632755 |-210983 |324 |-3804038 |

|Сентябрь |1353,8 |-157 |1755666 |-88073 |24649 |13816024 |

|Октябрь |1830 |319 |1957939 |114199 |101761 |36467335 |

|Ноябрь |1620,9 |110 |1691742 |-151997 |12100 |-16754645 |

|Декабрь |1702,5 |192 |2472771 |629031 |36864 |120667168 |

|2001г. | | | | | | |

|Январь |1271,7 |-239 |2118000 |274260 |57121 |-65539962 |

|Февраль |1192,2 |-219 |1976500 |132760 |47961 |-29012088 |

|Март |1418,5 |-92 |3247800 |140406 |8464 |-129257782 |

|Апрель |1867,3 |357 |2799700 |-1563839 |127449 |-559057086 |

|Май |1589,6 |79 |2327100 |483360 |6241 |38161288 |

|Июнь |1149,38 |-361 |2452700 |608960 |130321 |-220011234 |

|Июль |1460,8 |-50 |2290500 |446760 |2500 |-22284399 |

|Месяц |Объем |[pic] |Цехов. |[pic] |([pic])2|([pic])* |

| |произ-ва|(шт.) |расходы У,| | |([pic]) |

| |Х, (шт.)| |(руб.) |(руб.) | | |

|Август |1552.65 |43 |1570697 |-273042 |1849 |-11795445 |

|Сентябрь |726,85 |-784 |1191731 |-652008 |614656 |511070193 |

|Октябрь |2250,36 |740 |1747909 |-95830 |547600 |-70884855 |

|Ноябрь |2158 |647 |1956592 |112852 |418609 |73052621 |

|Декабрь |2195 |684 |2639258 |795518 |467856 |544397072 |

|Итого |54384 | |66374632 | |4193193 |1358605909 |

|Среднее |1511 | |1843740 | | | |

Приложение Б

Таблица 7

Определение коэффициентов и результаты расчетов (для общефабричных

расходов)

|Месяц |Объем |[pic] |Общез. |[pic] |([pic])2 |([pic])* |

| |произ-ва|(шт.) |расходыУ| | |([pic]) |

| |Х, (шт.)| |, (руб.)|(руб.) | | |

|2000г. | | | | | | |

|Январь |1659,36 |149 |1076895 |-234321 |22201 |34841284 |

|Февраль |1689,03 |178 |1062931 |-248285 |31684 |44284225 |

|Март |1740,07 |229 |1426044 |114827 |52441 |26341398 |

|Апрель |1640,2 |130 |990129 |-321088 |16900 |-41590549 |

|Май |1549,14 |-38 |886527 |-424689 |1444 |-16337823 |

|Июнь |1478 |-33 |893597 |-417619 |1089 |13643629 |

|Июль |1729,4 |219 |1077978 |-233238 |47961 |-51016318 |

|Август |1528,7 |18 |1290422 |-20794 |324 |-374933 |

|Сентябрь |1353,8 |-157 |1204277 |-106940 |24649 |16775699 |

|Октябрь |1830 |319 |1299846 |-11371 |101761 |3631133 |

|Ноябрь |1620,9 |110 |1307872 |-3344 |12100 |-368710 |

|Декабрь |1702,5 |192 |2635777 |1324559 |36864 |254090317 |

|2001г. | | | | | | |

|Январь |1271,7 |-239 |1259422 |-51795 |57121 |12377535 |

|Февраль |1192,2 |-219 |2138193 |826975 |47961 |-180719038 |

|Март |1418,5 |-92 |940595 |-370622 |8464 |34119484 |

|Апрель |1867,3 |357 |1207521 |-103696 |127449 |-37070344 |

|Май |1589,6 |79 |644035 |-667181 |6241 |-52673992 |

|Июнь |1149,38 |-361 |688434 |-622782 |130321 |225005078 |

|Июль |1460,8 |-50 |1186128 |-125088 |2500 |6239422 |

|Месяц |Объем |[pic] |Цехов. |[pic] |([pic])2|([pic])* |

| |произ-ва|(шт.) |расходы У,| | |([pic]) |

| |Х, (шт.)| |(руб.) |(руб.) | | |

|Август |1552.65 |43 |1823733 |512515 |1849 |22140687 |

|Сентябрь |726,85 |-784 |1622023 |310806 |614656 |243622511 |

|Октябрь |2250,36 |740 |2344998 |1033780 |547600 |764677215 |

|Ноябрь |2158 |647 |2211016 |899798 |418609 |582466737 |

|Декабрь |2195 |684 |3139117 |1827900 |467856 |125088692 |

|Итого |54384 | |46407824 | |4193193 |3497347553 |

|Среднее |1511 | |1289106 | | | |

Приложение В

Таблица 8

Ключевые показатели операционного анализа деятельности предприятия за 2001

год

|Месяц |Выручка от|Объем |Матери-аль|Перемен. |Постоян-н|Валовая |При-бы|

| |реал. |произ-в|ные |расходы |ые |маржа |ль |

| |прод-ии |а |затраты |(т.р.) |расходы |(т.р.) |(т.р.)|

| |(т.р.) |(шт.) |(т.р.) | |(т.р.) | | |

|Я |13192 |1272 |8780 |10253 |1383 |2939 |1555 |

|Ф |12126 |1292 |7879 |9376 |1383 |2750 |1366 |

|М |12636 |1418 |8155 |9798 |1383 |2838 |1454 |

|А |17325 |1868 |13219 |15383 |1383 |1942 |558 |

|М |14471 |1589 |9094 |10935 |1383 |3536 |2152 |

|И |11617 |1149 |6592 |7924 |1383 |3693 |2309 |

|И |13331 |1461 |8157 |9849 |1383 |3482 |2098 |

|А |14303 |1554 |8482 |10281 |1383 |4022 |2638 |

|С |10596 |727 |5067 |5909 |1383 |4687 |3303 |

|О |33878 |2250 |19710 |22317 |1383 |11561 |10177 |

|Н |34663 |2158 |24730 |27229 |1383 |7434 |6050 |

|Д |49114 |2195 |33508 |36050 |1383 |13063 |11680 |

|Итого |237252 |18934 |153376 |175303 |16601 |61949 |45348 |

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.