Управление социальной сферой
. Вносить в установленном порядке предложения о приостановлении
или отмене нормативных актов и документов по вопросам
здравоохранения, если они противоречат Конституции Российской
Федерации и федеральным законам;
. Запрашивать у органов государственной власти, организаций и
учреждений необходимую для осуществления возложенных на
Управление задач, информацию;
. Участвовать в международном сотрудничестве в области охраны
здоровья и лекарственного обеспечения граждан;
. Образовывать межведомственные советы по охране здоровья и
постоянные комиссии по направлениям специализированной
медицинской помощи;
. Разрешать муниципальным учреждениям здравоохранения оказывать
платные медицинские, фармацевтические и иные услуги в
установленном законом порядке.
. Пользоваться возможностями средств массовой информации для
предупреждения жителей об угрозе их здоровью.
Структура Управления здравоохранения:
Управление Здравоохранения возглавляет начальник управления.
Начальник управления и два его заместителя принимаются на должность и
увольняются с должности распоряжением главы города.
Структурными подразделениями управления являются;
. Лечебный отдел
. Фармацевтический отдел
. Финансово – экономический отдел
. Сектор по работе с кадрами
. Сектор по специальной работе
. Производственный сектор
Глава 3. Рынок труда, управление им
3,1 Политика государства в области труда и занятости
Государственная политика занятости населения представляет собой
систему мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую
сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей. Цели политики
занятости отражают такое состояние рынка труда, которого необходимо
достичь, решая в настоящее время проблемы. Для решения этих проблем органы
занятости разрабатывают программы содействия занятости населения.
Программы содействия занятости населения нацелены на защиту граждан
от безработицы и охватывают, прежде всего, две группы населения –
работающих, но находящиеся под угрозой увольнения граждан, и безработных
граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости
населения. Программа включает совокупность взаимосвязанных долгосрочных и
краткосрочных мер, цель реализации которых – достижение эффективной,
оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в
национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой
безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной
безработицы.
Программа содержит обзор ситуации на рынке труда, анализ факторов,
влияющих на динамику занятости, прогноз развития рынка труда и занятости,
цели и программные задания. В программе предусмотрена координация усилий
заинтересованных органов управления, ведомств и организаций и включены
данные о финансовом и организационном обеспечении мероприятий.
Государственную политику занятости следует рассматривать как
процесс, проходящий на трех уровнях: макроуровне, региональном уровне и
местном уровне.
На макроуровне высшие органы государственной законодательной и
исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости,
осуществляется следующее:
1. Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической,
социальной, демографической, миграционной политикой. В этот блок
входят:
V Пенсионная политика (регулирование численности трудоспособного
населения);
V Образовательная политика (воздействие, таким образом, на качество
рабочей силы, в первую очередь новой);
V Социальная политика (с точки зрения поддержки слабозащищенных групп:
молодежи, женщин, инвалидов и других);
V Регулирование доходов, рассматриваемых как цена труда;
V Содействие занятости мигрантов, в том числе беженцев и вынужденных
переселенцев.
2. Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с
финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической
политикой. Это основной блок общегосударственного регулирования
занятости, к которому относятся вопросы:
V Государственных, инвестиционных программ, дотаций, кредитов и
налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства
(и рабочих мест) в приоритетных отраслях;
V Организация санации и банкротства предприятий с наименьшим ущербом для
занятости;
V Государственных заказов и закупок продукции, в первую очередь
оборонного, инфраструктурного (авиационной, морской и другие виды
транспорта, связь и прочее), экологического и социального назначения;
V Государственной поддержки развития фермерства, индивидуального, малого
и среднего бизнеса.
3. Политику трудоустройства и социальной поддержке незанятого населения.
Основа данного блока – политика органов Государственной службы
занятости на рынке труда.
Меры по реализации государственной политики занятости определенны
Федеральной целевой программой содействия занятости населения, утвержденной
постановлением Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 570.
Основными мерами являются следующие.
Информация о рынке труда. Цель: улучшение функционирования рынка
труда путем информирования граждан и работодателей о развитии рынка труда,
перспективах трудоустройства и обучения.
Содействие в трудоустройстве. Цель: минимизация времени поиска
гражданином работы, сокращения периода безработицы и периода заполнения
вакансий на предприятиях.
Профессиональное обучение. Цель: предоставить возможность
безработным приобрести новую профессию, повысить квалификацию для
последующего трудоустройства.
Профессиональное консультирование. Цель: повысить обоснованность
выбора гражданами деятельности и формы занятости в соответствии с личными
склонностями и потребностями рынка труда.
Молодежная практика. Цель: снизить уровень молодежной безработицы,
предоставить возможность молодым людям приобрести профессиональные умения и
навыки для получения постоянного рабочего места.
Временная занятость подростков. Цель: адаптировать
несовершеннолетних к трудовой деятельности, предоставить возможность
получения временной работы.
Общественные работы. Цель: предоставить незанятым гражданам на
период активного поиска постоянного места работы, возможность для временной
занятости, поддержать их доходы, сохранить мотивацию к труду лиц, имеющих
длительный перерыв в работе.
Квотирование рабочих мест. Цель: расширение возможности
гарантированного трудоустройства безработных граждан, которые не могут быть
трудоустроены обычным путем.
Поддержка предпринимательства. Цель: создание дополнительных
возможностей для трудоустройства безработных, способных открыть собственное
дело.
Территориальное перераспределение рабочей силы. Цель: содействие
географической мобильности рабочей силы.
Поддержка доходов безработных граждан. Цель: государственная
поддержка (выплата пособий по безработице) доходов безработных в период
активного поиска работы.
Компенсационные выплаты. Цель: сдерживание массовых увольнений,
временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся
в вынужденных отпусках, а также работающим неполный рабочий день (неделю)
по независящим от них причинам.
На региональном уровне государственная политика занятости в основном
осуществляется в тех же трех направлениях. Перечень составных элементов
политики занятости сужен на уровне регионов по сравнению с
общегосударственным уровнем. Регионы должны включать содействие занятости в
число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции и
возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов осуществлять
социальную политику.
На уровне регионов в интересах политики занятости возможно также
осуществление следующих программ:
V Жилищного, транспортного и производственного строительства;
V Государственных (в том числе муниципальных) закупок продукции для
экологических, социальных и других нужд;
V Предоставление предприятиям кредитов и налоговых льгот, направленных
на поддержание и развитие производства и рабочих мест в приоритетных
отраслях экономики.
На региональном уровне меры поддержки во многих случаях более
эффективны, чем на общегосударственном. Например, поддержки фермерства,
индивидуального, малого бизнеса.
Задачи политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого
населения в регионах те же, что и на федеральном уровне. Поскольку задачи
данного блока в основном выполняются органами службы занятости в регионах
за счет региональных фондов занятости, то роль регионов здесь шире, чем
центральных органов власти.
На местном уровне политика занятости включает финансовое, налоговое
и иное стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций,
индивидуальных зарегистрированных (формальных сектор) и домохозяйств
(семей). На данном уровне ведется вся практическая работа, которую
предусматривают мероприятия занятости: трудоустройство, обучение, выплата
пособий и так далее.
Регулирование занятости на всех уровнях должно осуществляться на
основе общеэкономической концепции социально-орентированной рыночной
экономики и отражать стремление общества к полной, эффективной, свободно
избранной занятости.
Основной практической целью политики занятости в условиях спада
производства последних лет явилось упреждение массовой хронической
безработицы и смягчение ее социальных последствий. Стабилизация ситуации в
сфере занятости требует пересмотра подходов к регулированию занятости в
общегосударственном масштабе. Эффективная перспективная стратегия
содействия занятости населения может быть реализована только в том случае,
если стабилизация занятости будет, является одним из основных приоритетов
государственной социально-экономической политики.
3,2 Характеристика рынка труда
В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место.
На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей,
которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные
организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко
выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные
потребности большинства населения страны.
Рынок труда представляет собой элемент рыночной экономики,
экономическую категорию, которая характеризует систему социально-трудовых
отношений по поводу удовлетворения потребности экономики в рабочей силе и
реализации гражданами права на труд, осуществляемых на основе спроса, на
рабочую силу и предложения рабочих мест. В узком смысле под рынком труда
понимается сфера обращения рабочей силы.
Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого
позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности
социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная
экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к
качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и
уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым
актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют
процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его
развития.
Занятость населения составляет необходимое условие для его
воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки
общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации
кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые
лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения,
безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда,
актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.
Занятость населения. Среднесписочная численность работающих на
предприятии и организации составила 332,8 тысяч человек или более 36,8%
общей численности населения.
В ходе экономических реформ изменилось и структура распределения
численности по отраслям.
Таблица 11
[22,стр. 40]
Распределение численности работающих по отраслям
В процентах
| |2001 год |2002 год |
|Всего по городу |100,0 |100,0 |
|Промышленность |34,1 |33,4 |
|Сельское хозяйство |1,0 |1,1 |
|Лесное хозяйство |0,2 |0,2 |
|Транспорт |6,4 |6,2 |
|Связь |4,3 |4,3 |
|Строительство |5,2 |4,9 |
|Торговля и общественное питание |4,5 |4,8 |
|Материально – техническое снабжение |0,7 |0,4 |
|Заготовки |0,0 |0,0 |
|Информационно – вычислительное обслуживание |0,2 |0,2 |
|Операции с недвижимостью |0,1 |0,1 |
|Общая коммерческая деятельность по |0,1 |0,1 |
|обеспечению функционирования рынка | | |
|Геология |0,2 |0,2 |
|Прочие виды деятельности сферы материального|1,8 |1,8 |
|производства | | |
|Жилищно-коммунальное хозяйство |5,0 |5,1 |
|Непроизводственные виды бытового |0,4 |0,4 |
|обслуживания населения | | |
|Здравоохранение и физическая культура и |10,9 |11,1 |
|соцобеспечение | | |
|Образование |11,6 |11,7 |
|Культура и искусство |1,6 |1,6 |
|Наука и научное обслуживание |11,3 |4,3 |
|Финансы, кредит, страховое и пенсионное |2,1 |2,3 |
|обеспечение | | |
|Управление |5,0 |5,4 |
|Общественные объединения |0,3 |0,4 |
Из таблицы видно, что структура распределения численности
работающих, кроме науки и научного обслуживания, где численность снизилась
на 7% , заметно не изменилась.
Общее число замещенных рабочих мест на крупных и средних
предприятиях, являющееся суммой численности работников списочного состава,
совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-
правового характера, в 2002 году составило 5,3 тысячи человек , что 0,7
тысячи человек меньше, чем в 2001.
[pic]
Рисунок 3. Изменение числа замещенных рабочих мест в 2002 году
[22,стр. 41]
Из рисунка видно, что общая численность работников за 2002 год по
сравнению с 2001 годом уменьшилась, тогда как структура замещенных рабочих
мест изменилась в незначительной степени.
Безработица. На конец декабря 2002 года в органах государственной
службы занятости состояло на учете 10,4 тысячи человек, ищущих работу и не
занятых трудовой деятельностью, из них 7,9 тысячи граждан были
зарегистрированы в качестве безработных. За год эти показатели увеличились
соответственно на 26,5 и 6,5 процента.
В 2002 году было признано безработными 16,5 тысяч человек, снято с
учета 16,1 тысяча человек. При содействии службы занятости нашли работу
10,5 тысяч человек, что на 19,3% больше, чем за 2001 год. Оформлено на
досрочную пенсию 151 человек.
В структуре официально зарегистрированной безработицы заметно
преобладала доля женщин – 73,2%, 29,4% - составила молодежь в возрасте 16 –
29 лет, 5,9% - граждане имеющие инвалидность.
[pic]Рисунок 4. Численность безработных по продолжительности
перерывов в работе
[22,стр. 45]
Из рисунка видно, что наибольшая часть численности безработных по
продолжительности перерыве в работе составила от 1 до 4 месяцев, что
показывает эффективность городских служб занятости.
За прошедший год средняя продолжительность периода безработицы лиц,
состоящих на учете, составила 5,3 месяца, увеличившись по сравнению с 2001
годом более чем на третью часть месяца.
Потребность организаций в работниках на предприятиях и в
организациях города составило на конец декабря 2002 года 6,5 тысяч человек,
что на 20,5% меньше, чем на такую же дату 2001 года.
Число не занятых трудовой деятельностью граждан, ищущих работу и
состаявщих на учете, превысило потребность в работниках, заявленную
предприятиями и организациями в службы занятости, в 1,6 раза.
В течении 2002 года по направлению службы занятости прошли
профессиональное обучение 3820 человек, что на 6,8% выше уровня 2001 года.
В конце 2002 года 58 предприятий и организаций города сообщили о
намеченном высвобождении 1243 работников, что на 39% меньше уровня декобря
2001 года. Из общего числа намеченных к высвобождению работников более 62%
составили женщины, 8,4% - молодежь в возрасте 16 – 29 лет.
Функции государственного управления рынком труда заключаются в
обеспечении государством нормальной работы его институтов, инфраструктуры,
а также современной корректировки действий внутренних рыночных механизмов и
внешних факторов с учетом складывающейся ситуации.
В связи с этим государство осуществляет на рынке труда следующие
основные функции:
. гарантии занятости населения;
. активное противодействие безработице;
. социальная защита безработных.
Главным приоритетом экономической политики государства в части
регулирования рынка труда в настоящее время становится обеспечение
скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание
механизма государственного регулирования процессов формирования и движения
инвестиций по территории России с учетом интересов занятости.
Основными формами государственного регулирования рынка труда
являются:
. сохранение, поддержание и создание рабочих мест;
. регулирование и регламентация высвобождения рабочей силы;
. предоставление государственных гарантий занятости.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|