Трансфертные платежи в республике Молдова
Трансфертные платежи в республике Молдова
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………… 3
2. ЧТО ТАКОЕ ТРАНСФЕРТ……………………….. 4
3. ЗАКОН О БЮДЖЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ………………….. 5
4. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ…… 14
5. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ПЕНСИ-
ОНЕРОВ………………………………………………… 23
6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………. 33
7. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОР-
МЫ……………………………………………………….. 44
8. ТРАНСФЕРТЫ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
НА МАКРОУРОВНЕ…………………………………… 57
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….. 62
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.69
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе будут рассмотренны современные тенденции развития различных
слоев населения
Трансфертный платеж - выплата правительством или фирмой домохозяйству или
фирме денег ( или передача товаров и услуг), взамен которых плательщик
непосре-дственно не получает товары или услуги.
Государство производит выплаты, трансферты, не учиты-вающиеся в ВНП,
которые просто перераспределяют на-логовые доходы, полученные от всех
налогоплательщи-ков, определенным слоям населения в форме пособий по
безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению пособий
ветеранам ( войны ), пенсий и т.д. Налоговые поступления, необходимые для
финансиро-вания государственных закупок и трансфертных плате-жей,
составляют приблизительно 1/3 национального продукта Молдовы.
В 1991 г. была сформирована новая самостоятельная финансовая структура -
Социальный фонд. Социальный фонд, который отделен от бюджета, представляет
собой единый орган государственного управления финансами социального
страхования, социального обеспечения и со-действия занятости. В его состав
входят: целевой фонд пенсий, целевой фонд социального страхования, на-
ходящийся в управлении федерации независимых проф-союзов Молдовы, фонд
занятости.
Одной из главных задач Социального фонда является сбор и аккумулирование
средств из всех источников на выплату государственных пенсий. Такими
источниками являются работодатели, государство и граждане. Работо-датели в
обязательном порядке страхуют за счет затрат на производство своих
работников (обязательное страхо-вание распространяется также на самозанятых
предпри-нимателей, не образующих юридического лица, фер-меров и т.д.). В
последние годы для основной части хо-зяйствующих субъектов, независимо от
вида собствен-ности и организационно-правовой формы, установлен та-риф
взносов на обязательное страхование в размере 31% от фонда оплаты труда.
Для остальных плате-льщиков страховых взносов (общественных объедине-ний;
организаций инвалидов и пенсионеров; физических лиц, которые получают доход
от осуществления предпри-нимательской деятельности и др.) установлены более
низкие тарифы.
Бюджет Социального Фонда устанавливается Парламентом РМ каждый год в виде
Закона.
Закон Республики Молдова № 1424-Х111 от 23 декабря 1997 года
О БЮДЖЕТЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ НА 1998 ГОД
Ст.1. - Бюджет государственного социального страхова-ния на 1998 год
устанавливается следующим образом:
доходы - 1369738 тыс.лей
расходы -1501849 тыс.лей
дефицит-132111 тыс.лей.
Ст.2. - В доходы бюджета государственного социального страхования на 1998
год включаются:
- взносы на обязательное государственное социальное страхование в сумме
878026 тыс.лей;
Ассигнования из государственного бюджета:
- в сумме 316420 тыс.лей - для выплаты пособий и
адресных компенсаций;
- в сумме 100000 тыс.лей - для увеличения пенсий, в том числе 2590 тыс.лей
- для увеличения пенсий военнослу-жащим срочной службы и членам их семей;
- в сумме 25092 тыс.лей - для выплаты повышений к пенсиям за особые заслуги
перед государством;
- в сумме 10000 тыс.лей - для выплаты пенсий военнос-лужащим срочной службы
и членам их семей;
- в сумме 3500 тыс.лей - для выплаты пенсий участникам ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- в сумме 700 тыс.лей - для выплаты надбавок к пенсиям репрессированным и
впоследствии реабилитированным лицам в соответствии с действующим
законодательст-вом;
-прочие доходы (регрессные иски, штрафы, пеня) в
сумме 36000 тыс.лей.
Ст.3. - Расходы бюджета государственного социального страхования на 1998
год включают:
фонд пенсий и пособий - 1304331 тыс.лей
фонд защиты семей с детьми - 75558 тыс.лей
фонд занятости населения - 18000 тыс.лей
фонд социального страхования работающих - 98960
тыс.лей
резервный фонд - 5000 тыс.лей.
Ст.4. - Средства, поступающие в бюджет государствен-ного социального
страхования, используются в соотве-тствии с настоящим законом
исполнительной дирекцией Социального фонда. Отвлечение средств бюджета госу-
дарственного социального страхования на другие цели, не допускается.
Ст.5. – Обеспечение работников санаторно-курортным лечением и отдыхом и их
детей отдыхом в детских оздо-ровительных учреждениях, содержание детско-
юношес-ких спортивных школ осуществляются Всеобщей федера-цией профсоюзов
Республики Молдова за счет средств бюджета государственного социального
страхования, перечисляемых Социальным фондом, в размере ассиг-нований,
предусмотренных в приложениях 2. Порядок приобретения и использования
путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и их детей уста-
навливается Социальным Фондом и Всеобщей федера-цией профсоюзов Республики
Молдова.
Ст.6 - (1) Взимание взносов и контроль за правильнос-тью, полнотой и
своевременностью перечисления взно-сов на государственное Социальное
страхование осуще-ствляются исполнительной дирекцией Социального фон-да и
органами Государственной налоговой службы в со-ответствии с
предоставленными им правами.
(2) Непредставление в установленные законодательст-вом сроки отчетов,
расчетов и других документов, связан-ных с исчислением и внесением взносов
на обязательное государственное социальное страхование, а также зани-жение
размера взносов влекут ответственность физичес-ких и юридических лиц в
соответствии с административ-ным и уголовным законодательством.
Ст. 7. - (1) Установить, что выдача финансовыми учреж-дениями средств для
выплаты заработной платы осу-ществляется только при одновременном
отчислении в соответствующем размере взносов в бюджет государст-венного
социального страхования со счетов хозяйствую-щих субъектов.
Ст.8. - Тарифы взносов на обязательное государ-
ственное социальное страхование на 1998 год устана-вливаются согласно
приложению 1.
Ст.9. - Свод доходов и расходов бюджета государ-
ственного социального страхования на 1998 год пред-ставлен в приложении 2.
Ст.15. - Остаточная сумма пенсий одиноких пенсионе-ров, проживающих в домах
(пансионатах) для престаре-лых и инвалидов (после выплаты им суммы в
размере 10 процентов назначенной месячной пенсии, а репрессиро-ванным и
впоследствии реабилитированным лицам - в размере 25 процентов)
перечисляется этим домам (пан-сионатам) и используется на содержание
пенсионеров (в первоочередном порядке на приобретение продуктов пи-тания и
лекарств).
Ст.18. - Настоящий закон вступает в силу с 1 января
1998 года.[1]
Приложение 1
к Закону о бюджете государственного
социального страхования на 1998 год
ТАРИФЫ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАР-СТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НА
1998 ГОД
В следующих размерах:
а) для хозяйствующих субъектов независимо от вида собственности и
организационно-правовой формы – 31 процент фонда оплаты труда;
б) для сельскохозяйственных предприятий независимо от вида собственности и
организационно-правовой формы, ственников земли - 1,5 лея за один балло-
гектар сельско-хозяйственных пахотных угодий;
с) для хозяйствующих субъектов, число инвалидов и пен-сионеров в которых
составляет более 50 процентов об-щей штатной численности - 15 процентов
фонда оплаты труда (дохода);
д) для общественных объединений инвалидов и пенсио-неров, Общества Красного
Креста Молдовы, Детского Фонда Республики Молдова,учебно-произ-водственных
предприятий Общества слепых и Общества глухих, Республиканского учебно-
производственного комбината инвалидов - 4,5 процента фонда оплаты труда;
3. Срок представления расчетов отчислений в бюджет государственного
социального страхования:
ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующе-го за отчетным
кварталом.
5. Обязательные страховые взносы граждан состав-
ляют один процент заработной платы (дохода).
Приложение 2
СВОД ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ГОСУДАР-СТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
НА 1998 ГОД
ДОХОДЫ, ВСЕГО
1369738,0
в том числе:
- Взносы на обязательное государственное социальное страхование 878026,0
- Ассигнования из государственного бюджета
455712,0
- Прочие доходы (регрессные иски, штрафы, пеня)
36000,0
РАСХОДЫ, ВСЕГО
1501849,0
в том числе:
1. Фонд пенсий и пособий
1304331,0
в том числе:
- пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за
выслугу пет 929390,0
- социальные пенсии 30078,0
- пенсии военнослужащим срочной службы и членам их семей
12590,0
- повышения к пенсиям за особые заслуги перед государством
25092,0
- ежемесячные и ежеквартальные адресные пособия на газ пенсионерам, семьям
с тремя и более детьми, мало-обеспеченным категориям населения 69840,0
- пособия на погребение 14400,0
- компенсации и материальная помощь лицам, пост-радавшим вследствие аварии
на Чернобыльской АЭС
3500,0
- расходы на санаторно-курортное лечение пенсионеров
180,0
- ежемесячные адресные компенсации малообеспечен-ным категориям населения в
связи с повышением та-рифов на электро, теплоэнергию и газ 188330,0
- расходы на содержание санаториев "Sрегаntа" и "Victoria"
9000,0
2. Фонд защиты семей с детьми
75558,0
в том числе:
- пособия взамен алиментов на детей 115,4
- пособия одиноким матерям 3181,9
- пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 пет
27266,4
- ежемесячные компенсации на детей в возрасте от 1,5 до 16 лет включительно
(на учащихся школ, гимназий, лицеев - до окончания соответствующего
учебного заве-дения) 29955,5
- ежемесячные компенсации детям из многодетных се-мей (трое и более детей)
- 10 лей на каждого ребенка 13900,5
- ежемесячные компенсации многодетным семьям на то-пливо, используемое в
хозяйстве, - 2,5 лея на каждого ре-бенка начиная с четвертого
1138,3
3. Фонд занятости населения
18000,0
в том числе:
- пособия по безработице
8186,0
- расходы на профессиональную подготовку (переподго-товку) безработных .
5354,0
- расходы на создание новых рабочих мест 950,0
4. Фонд социального страхования работающих
98960,0
в том числе:
Пособия на социальное страхование
72460,0
в том числе:
- по временной нетрудоспособности 57310,0
- по беременности и родам 11850,0
- при рождении ребенка 2050,0
- на погребение 1250,0
- расходы на санаторно-курортное лечение и отдых ра-ботников и их детей,
содержание детских оздоровите-льных учреждений, детско-юношеских спор-
тивных школ 25000,0
- расходы на изготовление бланков больничных листов
1000,0
5. Резервный фонд
5000,0
ДЕФИЦИТ
132111,0
Приложение 3
Виды компенсаций и адресных пособий, выплата которых осуществляется в 1998
году за счет средств государст-венного бюджета:
1. Ежемесячная компенсация в связи с либерализацией цен неработающим
пенсионерам, в том числе инвалидам 1 и II групп - 1 лей.
2. Ежемесячная компенсация на некоторые виды продо-вольственных товаров:
а) неработающим пенсионерам, в том числе инвалидам 1 и II групп, в
зависимости от размера получаемой пенсии:
- до 3,5 минимальной заработной платы
б) детям из многодетных (трое и более детей) и непол-ных (без одного
родителя) семей, детям в возрасте до 16 лет, находящимся под опекой,
учащимся из вышеуказан-ных семей в возрасте до 18 лет - при условии, что
сред-немесячный совокупный доход на одного члена семьи не превышает
величины минимальной заработной платы - 10 лей на каждого ребенка.
3. Ежемесячное адресное пособие на газ, используемый в целях отопления:
а) неработающим пенсионерам, у которых размер полу-чаемой пенсии не
превышает трехкратной величины ми-нимальной пенсии по возрасту, - в размере
одной мини-мальной заработной платы;
б) многодетным семьям (трое и более детей), у которых совокупный
среднемесячный доход на одного члена cе-мьи за предыдущий квартал не
превышает величины ми-нимальной заработной платы - в размере одной минима-
льной заработной платы на семью;
в) малообеспеченным и низкооплачиваемым лицам, у которых совокупный
среднемесячный доход на одного члена семьи за предыдущий квартал не
превышает ве-личины минимальной заработной платы - в размере 0,5
минимальной заработной платы на семью.
5. Ежемесячная компенсация многодетным семьям на
плату за топливо, используемое в хозяйстве - 2,5 лея на каждого ребенка
начиная с четвертого.
6. Ежемесячное пособие семьям гражданских лиц,
погибших при участии в боевых действиях по защите территориальной
целостности Республики Молдова - в размере шести минимальных заработных
плат и допол-нительно на каждого ребенка начиная со второго - по одной
минимальной заработной плате.
7. Компенсации и материальная помощь лицам, постра-давшим вследствие аварии
на Чернобыльской АЭС:
а) ежегодная компенсация на санаторно-курортную
путевку в размере средней стоимости одной путевки;
б) единовременная компенсация по установлении
инвалидности, в зависимости от группы инвалидности:
1 группа - в размере 30 минимальных заработных плат;
II группа - в размере 20 минимальных заработных плат;
III группа - в размере 10 минимальных заработных плат;
в) единовременная компенсация семьям, потерявшим
кормильца вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, - в размере 30
минимальных заработных плат;
г) ежегодная материальная помощь на оздоровление
участникам ликвидации последствий аварии на Черно-быльской АЭС:
- инвалидам 1 и II групп и участникам ликвидации послед-ствий аварии в 1986
- 1987 годах - в размере 3 минималь-ных заработных плат;
- инвалидам III группы и участникам ликвидации
последствий аварии в 1988 году - в размере 2 ми-нимальных заработных плат.
Для того, чтобы понять, что стоит за сухим языком цифр, выяснить являются
ли суммы трансфертов, данные в За-коне оптимальными, выполняющими свои
функции, необ-ходимо охарактеризовать современное положение полу-чателей
трансфертов: пенсионеров, инвалидов, матерей-одиночек и т.д., - саму
систему распределения трансфер-тов в Республике Молдова, а также проблемы,
которые возникают на макроуровне.
В первую очередь необходимо показать степень рассло-ение общества
на обеспеченных и малообеспеченных в Республике и дать характеристику
признаков эти слои определяющие. Что даст возможность выявить совре-менное
экономическое положение населения.
Слой крайне бедного (нищего) населения имеет следую-щие характеристики:
- проживание в основном в городской местности; из 100 самых бедных людей -
81 горожанин и 19 - сельских жителей;
- обитание в самых больших по размеру домашних хозяй-ствах;
- типичными домашними хозяйствами являются: в городс-кой местности -
домашние хозяйства из 4 человек (30% всех хозяйств), 3 человека (24%), 2
человека (18%); в се-льской местности - домашние хозяйства из 4 человек
(47% всех хозяйств), из 5 человек (19%), из 2 человек (12%);
- самый низкий удельный вес работающих и наибольшая доля
несовершеннолетних;
- один из наиболее высоких уровней неработающих по различным причинам и
наименьшая доля пенсионеров;
- основньм источником совокупных доходов являются денежные доходы;
- самая низкая оплата труда работающих (составлявшая) тем не менее, 44%
совокупного дохода домашних хо- зяйств – наивысший уровень из всей
совокупности;
- резко ограниченные возможности натуральных поступ-лений в домашние
хозяйства;
- невысокий уровень и ненадлежащее качество потребле-ния материальных благ
(и в первую очередь, продуктов питания).
Слой малообеспеченных (умеренно бедных) имеет следующие отличительные
черты;
- преимущественно проживающие в городской местности (на 100
малообеспеченных - 58 горожан и 42 - сельских жителя);
- обитание в домашних хозяйствах, размер которых неско-лько превышает
среднюю по всем домашним хозяйствам величину;
- невысокий уровень оплаты труда работающих (в расчете на 1 члена домашних
хозяйств менее 36 леев), который составляет приблизительно половину всех
денежных доходов населения этого социального слоя;
- примерно равное участие в формировании совокупных доходов натуральных
поступлений и денежных доходов.
Слой относительно обеспеченных обладает следующими параметрами;
- превалирование проживающих в сельской местности (из 100 относительно
обеспеченных - 32 горожанина и 68 – сельских жителей);
- обитание в домашних хозяйствах, размер которых сопоставим со средним
размером всей совокупности домашних хозяйств;
- приблизительно равная доля работающих и неработаю-щих в общей численности
членов домашних хозяйств;
- оплата труда работающих обеспечивает формирование неболее 40% объема
денежных доходов;
- натуральные поступления становятся главным фактором определяющим размер
совокупного дохода домашнего хозяйства.
Социально-демографический портрет обеспеченного на-селения характеризуется
следующими чертами:
- проживание в основном в сельской местности (из 100 самых обеспеченных
людей - 21 горожанин и 79 – сельс-ких жителей);
- обитание в небольших семьях (их размер существенно меньше, чем у
относительно обеспеченных людей);
- типичными семьями являются: в городской местности – семья из 1 человека
(40% всех семей), 3 человек (17%), 2 человек (14%); в сельской местности -
семья из 2 человек (42% всех семей), из 3 человек (22%), из 1 человека
(18%);
- самый большой удельный вес работающих и наимень-шая доля
несовершеннолетних (кроме городской мест-ности);
- один из наиболее высоких уровней оплаты труда работающих (формирующий,
однако, всего 11% совокуп-ного дохода);
- существенные денежные доходы, полученные от прода-жи сельскохозяйственной
продукции (по своим размерах сопоставимые с оплатой труда работающих членов
до-машнего хозяйства);
- крупные натуральные поступления в домашние хозяйс-тва, которые, наряду со
значительными денежными дохо-дами из различных источников, предопределили
самые большие совокупные доходы;
- высококачественное питание в достаточном объеме (в основном за счет
производимых в личном подсобном хозяйстве продуктов питания).
РАЗМЕР МИНИМАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БЮДЖЕТА
Размер минимального потребительского бюджета, составив в мае нынешнего
года 539,5 лея, практически не изменился за последний месяц. Стоимость
продово-льственной и непродовольствен-ной корзины достигла 223,6 и 156,3
лея, увеличившись, соответственно, на 1 и 1,8 лея. Плата за услуги
Страницы: 1, 2, 3, 4
|