ТатАИСнефть г. Альметьевск РТ
|1.2 |Основные средства | |234269 |333554 |99285 |
|1.3 |Незавершенное строительство | |49853 |41875 |-7978 |
|1.4 |Долгосрочные фин. вложения | |10436 |10436 |0 |
|2 |Оборотные активы | |29110 |90785 |61675 |
|2.1 |Запасы и затраты | |9389 |15972 |6583 |
|2.1.|Сырье, материалы и прочие | |7223 |12200 |4977 |
|1 |затраты | | | | |
|2.1.|Затраты в НЗП | |0 |0 |0 |
|2 | | | | | |
|2.1.|Готовая продукция | |0 |0 |0 |
|3 | | | | | |
|2.1.|Товары | |0 |0 |0 |
|4 | | | | | |
|2.2.|Дебиторская задолженность | |16340 |65895 |49555 |
|1 | | | | | |
|2.2.|Краткосрочные фин. вложения | |0 |0 |0 |
|2 | | | | | |
|2.2.|Денежные средства | |9 |649 |640 |
|3 | | | | | |
|2.2.|Прочие оборотные активы | |0 |0 |0 |
|4 | | | | | |
| |ВАЛЮТА БАЛАНСА | |331878 |565610 |233732 |
В структуре имущества основную долю занимают труднореализуемые
внеоборотные активы – основные средства и незавершенное строительство.
Стоимость основных средств увеличилась за отчетный период с 234269
тыс. руб. до 333554 тыс. руб., т.е. более чем на 30%.
Оборотные активы предприятия за анализируемый период увеличились с
29110 тыс. руб. до 90785 тыс. руб. В структуре оборотных активов
произошло перераспределение долей:
. запасы с 32,25% всех оборотных активов снизились до 17,59%;
. дебиторская задолженность с 56,13% увеличилась до 72,58%.
Снижение запасов свидетельствует о сокращении производственного
потенциала предприятия, а увеличение дебиторской задолженности
свидетельствует о том, что предприятие как бы кредитует своих
заказчиков и не занимается возвратом своих средств от должников.
Детализированный анализ финансового состояния.
Целью данного вида анализа является подробная характеристика
имущественного и финансового положения данного хозяйствующего
субъекта, результатов его деятельности, а также возможностей развития
субъекта на перспективу. Для этого необходимо рассчитать ряд
аналитических показателей и отследить их изменение.
Таблица 6.2.1.4.
Система показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности.
|№ |Показатели |1.01.99 |1.01.2000|Норматив |
|1 |Показатели ликвидности | | | |
|1.1 |К-т текущей ликвидности |0,76 |0,50 |2 |
|1.2 |К-т быстрой ликвидности |0,43 |0,37 |1 |
|1.3 |К-т абсолютной ликвидности |0,0002 |0,004 |0,2 |
|2 |Показатели финансовой | | | |
| |устойчивости | | | |
|2.1 |Показатели структуры | | | |
| |собственных и заемных средств | | | |
|2.1.1|К-т автономии |0,81 |0,57 |>0,5 |
|2.1.2|К-т заемных средств |0,25 |0,75 |>1< |
|2.1.3|К-т покрытия инвестиций |0,88 |0,63 |>0,75 |
|2.2 |Показатели состояния | | | |
| |оборотных средств | | | |
|2.2.1|К-т обеспеченности обор. активов |-0,75 |-1,26 |0,1 |
|2.2.2|К-т обеспеченности мат. запасов |-1,71 |-4,64 |0,5 |
|2.2.3|К-т соотношения запасов |-0,59 |-0,22 |[1;2] |
| |и собственных оборотных средств | | | |
|2.3 |Показатели состояния ОС | | | |
|2.3.1|К-т реальной стоимости имущества |0,91 |0,82 | |
|3 |Показатели деловой активности | | | |
|3.1 |К-т обор. собственного капитала |0,10 |0,11 | |
|3.2 |К-т оборачиваемости средств пр-ва|0,10 |0,07 | |
|3.3 |К-т оборачиваемости инвест. |0,09 |0,09 | |
| |кап-ла | | | |
|3.4 |К-т оборачиваемости тек. активов |1,02 |0,33 | |
Показатели ликвидности.
Несоответствие К-та текущей ликвидности нормативному значению 2 и
его снижение с 0,76 до 0,50 позволяет нам говорить о невысокой степени
ликвидности активов.
При реализации активов предприятия не все из них оказываются
быстрореализуемыми, поэтому рассчитывают К-т быстрой ликвидности.
Здесь мы тоже имеем отставание от норматива 1, и прослеживается
тенденция к снижению с 0,43 до 0,37.
Показатели финансовой устойчивости.
Значение К-та автономии (>0,5) говорит о финансовой устойчивости и
независимости предприятия от внешних кредитов. В то же время такое
положение может говорить о том, что предприятие нерационально в своей
финансовой деятельности (не пользуется заемными средствами), а также о
том, что оно не пользуется доверием у банков, что может служить
настораживающим знаком для потенциальных инвесторов.
Рост К-та заемных средств с 0,25 до 0,75 говорит об увеличении
доли заемных средств и следовательно снижении финансовой устойчивости.
Однако рост этого К-та имеет и негативную и позитивную стороны.
Учредители относятся к этому положительно, а кредиторы и поставщики
отрицательно.
Показатели состояния оборотных средств все ниже норматива и почти
все имеют тенденцию к снижению.
Показатели деловой активности.
Налицо уменьшение почти всех К-тов оборачиваемости, что
свидетельствует об уменьшении деловой активности.
Показатели рентабельности.
Предприятие закончило год с убытком 13560 тыс. рублей, поэтому
расчет показателей рентабельности не имеет смысла и является чистой
формальностью.
6.2.2. Анализ задолженности предприятия.
7. Оценка действующего предприятия.
7.1. Общая характеристика активов предприятия.
Ознакомиться со структурой оборотных средств можно, обратившись к
нижеследующей таблице.
Таблица 7.1.1.
Структура оборотных средств.
|№ |Вид оборотных средств |01.01.2000 |% |
|1 |Запасы |15972 |17,59 |
|2 |НДС |8269 |9,11 |
|3 |Дебиторская задолженность (>12 мес) |1832 |2,02 |
|4 |Дебиторская задолженность (<12 мес) |64063 |70,57 |
|5 |Краткосрочные финансовые вложения |0 |0 |
|6 |Денежные средства |649 |0,71 |
| |ВСЕГО |90785 |100 |
Таблица 7.1.2.
Характеристика оборотных средств по степени ликвидности.
|№ |Степень ликвидности |Вид оборотных средств |01.01.99 |% |
|1 |Наиболее ликвидные |Денежные ср-ва; |649 |0,71 |
| | |кратк. | | |
| | |фин. вложения | | |
|2 |Быстрореализуемые |Деб. зад-ть (<12 мес);|64063 |70,57 |
| | | | | |
| | |товары отгр.; произв. | | |
| | |запасы; остатки ГП. | | |
|3 |Медленно реализ-е |МБП; НЗП; Расходы |5604 |6,17 |
| | |буд. периодов; дебит. | | |
| | |задолженность. | | |
| |ВСЕГО | |90785 |100 |
7.2. Определение рыночной стоимости предприятия.
При оценке рыночной стоимости предприятия сначала рассматривается
характеристика возможности применения подходов к оценке рыночной
стоимости.
Затратный подход.
В данном случае корректно рассматривать для целей оценки рыночной
стоимости зданий стоимость замещения – затраты на создание аналога,
объекта отвечающего тем же функциональным требованиям, что и
оцениваемый объект, с применением современных материалов и норм.
В основу расчета восстановительной стоимости положена методика,
заключающаяся в последующем переводе стоимости строительства 1 м3
объекта аналогичного оцениваемому из цен 1969 года в цены 1984, а
затем в цены 1991 года, а потом в цены 1999.
Восстановительная стоимость 1 м3 объекта в ценах 1984 года:
[ С1984 = С1969 * И1969-1984 *К1969-1984 ],
где И – индекс изменения сметной стоимости строительства для
объектов нефтяной промышленности.
К – территориальный к-т изменения сметной стоимости строительно-
монтажных работ, учитывающий особенности условий РТ.
Восстановительная стоимость 1 м3 в ценах 1991 года рассчитывается
аналогично.
Восстановительная стоимость 1 м3 в ценах 1999 года:
[ С1999 = С1991 * К1991-1999 ],
где К – к-т, отражающий динамику удорожания материалов и
строительно-монтажных работ.
Затем восстановительная стоимость увеличивается на величину
прибыли застройщика. Для нашего региона она составляет 15-20%.
Принимаем среднее значение – 20%.
Следующим шагом является расчет стоимости замещения путем
уменьшения восстановительной стоимости на величину всех видов износа.
Для определения физического износа используются бухгалтерские
методы, т.е. определяется отношение хронологического возраста объекта
к его нормативному сроку службы.
Функциональным и физическим износом по мнению оценщиков можно
пренебречь.
Рыночный подход.
Данный подход включает сбор данных о рынке продаж и предложений по
объектам недвижимости, сходным с оцениваемыми. Это и является
недостатком в данной ситуации, т.к. многие объекты предприятия
являются уникальными и имеют специфического покупателя или могут быть
проданы только в совокупности с другими объектами.
Доходный подход.
Стоимость объекта недвижимости в соответствии с данным подходом,
есть стоимость всех будущих потоков денежных средств, приведенных к
текущей стоимости.
Для определения вероятной цены нужно валовой доход от аренды
объекта разделить на ставку возвратной капитализации. Ставку
капитализации определяем суммированием «безрисковой ставки» и поправок
на различные виды рисков.
Расчет ставки капитализации производится исходя из рублевого
вклада денежных средств. По данным НЦ «Рейтинг» она составляет 37%.
Инфляция, заложенная в бюджете РФ 1999 года составляет 30%. Таким
образом реальная безрисковая доходность составляет 7%.
Затем делаются поправки на неликвидность, на риск вложений
(несистематический и систематический).
Систематический:
. ухудшение общей экономической ситуации;
. увеличение числа конкурирующих объектов;
. изменение федерального или местного законодательства.
Несистематический:
. природные и антропогенные чрезвычайные ситуации;
. ускоренный износ объекта;
. неполучение арендных платежей;
. неэффективный менеджмент;
. криминогенные факторы;
. финансовые проверки.
Таблица 7.2.1.
Расчет ставки капитализации
|№ |Виды ставок |Размер ставки |
|1 |Безрисковая ставка |7% |
|2 |Поправка на неликвидность |1,75% |
|3 |Надбавка за комиссионный сбор |0,2% |
|4 |Поправка на риск вложений |4,4% |
| |СТАВКА КАПИТАЛИЗАЦИИ |13,35% |
Большинство объектов оцениваемого комплекса существуют в единичном
экземпляре, поэтому наиболее вероятную оценку стоимости может дать
только затратный подход. В то же время, некорректно не учитывать
другую сторону стоимости, которую делают возможным учесть рыночный и
доходный подходы.
Расчет чистых активов .
Расчет чистых активов предприятия производится согласно методики,
утвержденной Приказом Минфина РФ № 71 от 05.08.96.
Таблица 7.2.2.
Расчет чистых активов предприятия в балансовой нетто-оценке (руб).
|№ |Наименование показателей |Код стр.|01.01.99 |01.01.00 |
|Активы |
|1 |Нематериальные активы |110 |- |30 |
|2 |Основные средства |120 |234269 |333554 |
|3 |Незавершенное строительство |130 |49853 |41875 |
|4 |Долгосрочные финансовые вложения |140 |10436 |10436 |
|5 |Прочие внеоборотные активы |150 |- |- |
|6 |Запасы |210 |9389 |15972 |
|7 |Дебиторская задолженность |230+240 |16340 |65895 |
|8 |Краткосрочные фин. вложения |250 |- |- |
|9 |Денежные средства |260 |9 |649 |
|10 |ИТОГО Активы (сумма пунктов 1-9) | - |320296 |468411 |
|Пассивы |
|11 |Целевые фин-вания и поступления |460 |1678 |1678 |
|12 |Заемные средства |510+610 |28106 |27793 |
|13 |Кредиторская задолженность |620 |14073 |13312 |
|14 |ИТОГО Пассивы (сумма п-в 11-13) |- |43857 |42783 |
|15 |Ст-ть чистых активов (разность пп. 10 и 14) |276439 |425628 |
Как видно из табл. 7.2.2 произошло увеличение стоимости чистых
активов. Основной причиной этого явился рост дебиторской
задолженности, запасов и основных средств.
8. План финансового оздоровления предприятия.
Мероприятия по восстановлению текущей платежеспособности.
Мероприятия по оздоровлению деятельности предприятия в
долгосрочной перспективе.
В качестве мероприятий, способствующих восстановлению
платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности
предприятия, рекомендуется использовать следующие:
- смена руководящего звена предприятия;
- инвентаризация предприятия;
- оптимизация дебиторской задолженности;
- снижение издержек производства;
- продажа дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;
- продажа незавершенного строительства;
- оптимизация количества персонала и обеспечение социальных льгот
для уволенных;
- продажа излишнего оборудования, материалов и складированных
готовых изделий;
- конверсия долгов путем преобразования краткосрочных
задолженностей
в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;
- прогрессивные технологии, механизация, автоматизация
производства;
- совершенствование организации труда;
- капитальный ремонт, модернизация основных фондов, замена
устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.
Меры по восстановлению текущей платежеспособности управления
«ТатАИСнефть»:
1. реструктуризация управления предприятия;
2. реализация части имущества;
3. взыскание дебиторской задолженности;
4. текущая хозяйственная деятельность предприятия.
1. Реструктуризация управления предприятия.
. Создание в структуре предприятия общего отдела для
контроля и оптимизации административно-хозяйственной
работы на предприятии, организации и контроля
документооборота на предприятии;
. Создание отдела маркетинга с целью расширения рынка сбыта
и объемов сбываемой продукции и услуг, поиска
платежеспособных заказчиков;
. Создание контрольно-ревизионного отдела с целью
инвентаризации имущества и работы по возврату дебиторской
задолженности.
2. Реализация части имущества.
В качестве меры по восстановлению платежеспособности служит
продажа неэффективно используемого имущества, в т.ч.
1. Недвижимость
Для реализации могут предложены следующие объекты:
. Гаражная база (г. Альметьевск), состоящая из двух частей, общая
оценочная стоимость 4015,7 тыс. рублей.
. Склад (п. Н. Мактама) – 800 тыс. рублей.
. Автозаправочная станция (п. Н. Мактама) – 424 тыс. рублей.
. База отдыха «Зарница» (г. Н. Челны) – 551,4 тыс. рублей.
. ОПУ-30 - 25089 тыс. рублей.
Может быть предусмотрена сдача указанных объектов в аренду с
последующим выкупом.
2. Оборудование (автотранспорт, спецтехника, станки).
Для реализации могут быть предложены:
. Автотранспорт 10 единиц, общая оценочная стоимость около 60 000
рублей.
. Станки-оборудование – 10 единиц на общую сумму около 50 000
рублей.
3. МБП, инвентарь, материалы.
Номенклатура имущества, предназначенного для распродажи, входящего
в состав МБП, инвентаря, инструмента и материалов составляет
приблизительно 40 наименований стоимостью 100 000 рублей. Метод
реализации этой группы имущества – распродажа и прямая продажа. Может
использоваться бартерный обмен.
Распоряжение имуществом должника находится в компетенции внешнего
управляющего, самостоятельно определяющего необходимость реализации
имущества, его начальную стоимость и метод реализации в т.ч. по
крупным сделкам.
3. Взыскание дебиторской задолженности.
4. Текущая хозяйственная деятельность предприятия.
План внешнего управления предусматривает, что в процессе внешнего
управления предприятие продолжает вести хозяйственную деятельность в
объемах, необходимых для реализации плана.
Необходимо создать отдел маркетинга, основной целью которого будет
разработка стратегии маркетинга и характеристики каналов
распределения. Канал распределения совокупность предприятий и
отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то
другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути
от производителя к потребителю. Члены канала распределения
(производитель, посредники) выполняют следующие функции:
а) исследовательская работа - сбор информации, необходимой для
планирования и облегчения обмена;
б) стимулирование сбыта - создание и распространение
увещевательных коммуникаций о товаре;
в) установление контактов - налаживание и поддержание связи с
потенциальными покупателями;
г) приспособление товара - подгонка товара под требования
покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство,
сортировка,
монтаж и упаковка;
д) проведение переговоров - попытки согласования цен и прочих
условий для последующего осуществления акта передачи собственности или
владения;
е) организация товародвижения - транспортировка и складирование
товара;
ж) финансирование - изыскание и использование средств для покрытия
издержек по функционированию канала;
з) принятие риска - принятие на себя ответственности за
функционирование канала.
В плане финансового оздоровления предприятие сообщает, кто
выполняет вышеперечисленные функции с указанием их реквизитов и
сбытовой сети (склады, магазины, их местонахождение и емкость), а
также приводит схемы каналов распределения.
После каналов распределения описывается система маркетинговых
коммуникаций, т.е. комплекс мер по воздействию предприятия на
покупателя. Система маркетинговых коммуникаций включает в себя
следующий набор элементов:
- реклама;
- стимулирование сбыта;
- прямой маркетинг;
- паблик рилейшнз;
- решения, принимаемые службой маркетинга.
При описании такого элемента как реклама, предприятие указывает
тип и средства распространения применяемой рекламы. Реклама
подразделяется на товарную и фирменную.
Товарная реклама - это информация о потребительских свойствах и
качествах товара. Такая реклама, создавая определенный образ товара,
нацеливая покупателя на его приобретение, создает спрос на товар.
Фирменная реклама - это реклама предприятия, его успехов,
достоинств. Задачей фирменной рекламы является создание в обществе,
среди потенциальных клиентов предпочтительного имиджа предприятия,
образа предприятия, который вызывал бы доверие к самому предприятию и
всем выпускаемым им товарам.
В качестве средств распространения рекламы предприятия может быть
указана:
- пресса (газеты, журналы, книги, справочники);
- печатная реклама (листовки, плакаты, каталоги, открытки,
проспекты, визитные карточки и т.п.);
- наружная реклама (крупногабаритные плакаты, электрифицированные
и газосветные панно с неподвижными, бегущими или запрограммированными
надписями, пространственные конструкции и т.п.);
- реклама на транспорте (внутри и снаружи транспортных средств, на
остановках, железнодорожных и автовокзалах, аэро- и морских портах);
- экранная реклама (кино- и телереклама, слайды);
- радиореклама.
При характеристике такого элемента системы маркетинговых
коммуникаций как стимулирование сбыта предприятие описывает
используемые им средства стимулирующего воздействия на покупателей,
продавцов и посредников.
Стимулирование, направленное на покупателей, заключается в
предложении последним ощутимой коммерческой выгоды, которая побуждает
их приобретать товары систематически и в больших количествах. Для
этого используют самплинг (бесплатное распространение образцов),
купоны, скидки, кредит в различных его формах (например, рассрочка,
отсутствие первоначального взноса и т.п.), премии, конкурсы,
демонстрация товара и т.д.
Стимулирование, направленное на посредников, побуждает их
продавать товар с максимальной энергией, расширять круг его
покупателей. Методы воздействия при этом могут быть следующие: скидки,
субсидирование рекламы
и других подобного рода мероприятий, конкурсы, предоставление
бесплатного или на льготных условиях специального оборудования.
Стимулирование сбыта, рассчитанное на продавцов, направлено на
достижение этими людьми высоких показателей в работе. Стимулирование
может заключаться в формах морального воздействия, денежном
вознаграждении, дополнительных отпусках, развлекательных поездках за
счет предприятия, ценных подарках и т.д.
Стимулирование сбыта наиболее эффективно, когда: на рынке много
конкурирующих товаров с примерно равными потребительскими свойствами;
нужно защитить позиции предприятия на рынке при переходе товара на
стадию зрелости; товар впервые вводится на рынок; товары продаются
методом самообслуживания или посылочной торговли.
После методов стимулирования сбыта описывается прямой маркетинг.
При прямом маркетинге предприятие (его сотрудники) принимает
непосредственное участие в распространении нужной для него информации,
в осуществлении других необходимых действий.
К прямому маркетингу относят: прямую рекламу (лично вручаемые
рекламные материалы и прямая почтовая реклама). К этим средствам
следует отнести личные взаимоотношения с клиентами, публичные
выступления, использование рекомендаций, персональную продажу (продажа
товаров непосредственно покупателю у него дома, если это товары
личного пользования, или на предприятии, если производственного
назначения), телемаркетинг (убеждение, продажа, совершение сделок или
договоренность о них и даже послепродажное обслуживание с помощью
видеотекста, телефакса, компьютера, телефона), посылочную торговлю по
каталогам и прейскурантам (убеждение покупателя всеми возможными
способами выслать или перечислить деньги для приобретения товаров,
описание которых дается в рекламной литературе).
Прямой маркетинг наиболее эффективен тогда, когда: предприятие
небольшое и его возможности проведения работ по полному комплексу
маркетинговых коммуникаций ограничены; покупатели сконцентрированы на
одной территории, требуется демонстрация товара в действии; стоимость
единицы продукции высока; товар невозможно сбыть никаким другим путем,
товар приобретается через равномерные промежутки времени; товар
требует индивидуальной подготовки к требованиям заказчика; товар
входит в группу, которая обменивается на новые товары при сдаче старых
и внесении соответствующей доплаты.
В плане финансового оздоровления обязательно описывается паблик
рилейшнз - организация общественного мнения. Основная задача паблик
рилейшнз - создание и сохранение имиджа предприятия.
Для решения этой задачи используются следующие элементы:
пропаганда, отклики прессы, использование редакционного, а не платного
места и (или) времени во всех средствах распространения информации,
организация интервью с руководителями предприятия, проведение дней
открытых дверей, пресс-конференций, издание фирменной литературы,
опубликование годовых отчетов предприятия, лоббизм. Пропаганда
занимает самое значительное место в структуре паблик рилейшнз;
спонсорство: предоставление предприятием средств отдельным лицам и
организациям, занятым в сфере спорта, культуры, здравоохранения,
социального обеспечения и т.п. для достижения и закрепления имиджа,
решения задач по реализации целей предприятия; участие в выставках и
ярмарках; разработка и поддержание фирменного стиля.
Фирменный стиль - это ряд приемов, которые обеспечивают, с одной
стороны, определенное единство всех изделий предприятия, а с другой -
противопоставляют предприятие и его изделия конкурентам и их товарам.
В фирменный стиль включают: товарный знак, логотип (специально
разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного
наименования предприятия), фирменный блок (объединенные в композицию
знак и логотип, а также разного рода пояснительные надписи и фирменные
лозунги), фирменный цвет, фирменный комплект шрифтов, фирменные
константы (формат, система верстки текста и иллюстраций и т.п.),
фирменные радиопозывные, гимны, особая фактура бумаги, фирменная
одежда.
Назначение фирменного стиля - свидетельствовать, что предприятие
работает образцово, поддерживает порядок во всем как в производстве,
так и сопутствующей ему деятельности; создать у покупателя уверенность
в том, что и товар, выпускаемый предприятием, образцовый, что она не
стремится скрыть за анонимностью низкое качество своей продукции.
В заключительной части характеристики коммуникаций приводится
описание решений, принимаемых службой маркетинга. Все решения службы
маркетинга, воздействующие на внешнюю среду предприятия, можно
разделить на:
- открытые, которые доводятся до сведения клиентов. Это могут быть
решения относительно товарной, целевой, сбытовой политики, о целях
маркетинга и предприятия;
- закрытые, которые также принимаются службой маркетинга, но
некоторое время не доводятся до клиентов (например, решения о выпуске
нового товара, изменении цены изделия, стратегии маркетинга и т.п.). В
определенное время, когда предприятие начнет проводить новую ценовую,
товарную или сбытовую политику, конкуренты и клиенты будут поставлены
перед свершившимся фактом. Говоря о решениях, принимаемых службой
маркетинга, необходимо сказать об утечке информации. Она может быть
следствием промышленного или коммерческого шпионажа, либо специально
организована для оказания нужного влияния на конкурентов и других
клиентов предприятия. Промышленный или коммерческий шпионаж метод
недобросовестной конкуренции.
К неэтичным способам сбора информации относят использование
подслушивающих устройств, переманивание специалистов, их подкуп и
шантаж.
К этичным источникам информации относят публикации в газетах и
журналах, фирменные изделия, годовые отчеты предприятий и т.д.
9.Несостоятельность предприятия.
Ликвидация юридического лица представляет собой полное прекращение
его деятельности без какого-либо правопреемства, т.е. не влечет за
собой перехода прав и обязанностей этого юридического лица к другим
субъектам.
Предприятие может быть ликвидировано в трех случаях.
1. Добровольно, по решению его учредителей (участников,
акционеров). При этом:
. акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего
собрания акционеров квалифицированным не менее в ѕ большинством
голосов. При решении этого и прочих вопросов ликвидации юридических
лиц необходимо помнить о том, что характер решений должен быть
полностью согласован с положениями учредительных документов
ликвидируемого предприятия;
. общество с ограниченной ответственностью только по единогласному
решению его участников.
В качестве оснований для ликвидации могут служить:
. истечение срока, на который создано предприятие;
. достижение цели, ради которой оно создавалось;
. признание судом недействительности регистрации предприятия в связи с
допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых
актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Это так сказать, официальные варианты. На практике же чаще
встречаются другие основания для ликвидации. В частности
неудовлетворенность учредителей ходом работы предприятия, его низкая
прибыльность, недостаточный уровень выплачиваемых дивидендов, желание
прекратить данное направление работы диверсифицированной компании,
слияние, реорганизация и др.
2. Принудительно, по решению суда, по таким основаниям, как:
. осуществление деятельности без надлежащей лицензии либо
деятельности, запрещенной законом. Это такие сферы, как производство
взрывчатых веществ, ликеро-водочных изделий, наркотиков, торговля
отдельными видами товаров и прочее;
. неоднократное и грубое нарушение закона и других правовых актов. К
подобным основаниям можно отнести нарушения налогового
законодательства, положений Закона «Об акционерных обществах»,
правил землепользования или санитарно-эпидемиологических норм,
взаимоотношений с внебюджетными фондами, регистрации проспектов
эмиссии и т.п.
Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным выше
мотивам могут быть предъявлены в суд государственным органом или
органом местного самоуправления, которому такое право предоставлено
законом. Инициатива здесь может исходить из прокуратуры, налоговых
инспекции и полиции, регистрационной палаты, от акционеров и др.
3. Принудительно, в случае признания юридического лица
несостоятельным (банкротом). Более того, если стоимость имущества
акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью
недостаточна для погашения требований кредиторов, они могут быть
ликвидированы также только в порядке, предусмотренном для предприятий-
банкротов.
Таким образом, отправной точкой начала работ по ликвидации служит
или решение суда (сделанное по соответствующей, принятой в
судопроизводстве форме) или решение акционеров (участников
предприятия).
Решение о ликвидации, принятое уполномоченным органом в
соответствии с учредительными документами предприятия, должно быть
оформлено в виде соответствующего документа. Это может быть протокол
собрания учредителей (участников), приказ вышестоящего органа
управления, решение суда или другой документ, предусмотренный уставом,
с указанием причины, порядка и сроков ликвидации, состава
ликвидационной комиссии (ликвидатор), правопреемника (если таковой
имеется), порядка дальнейшего использования имущества и других
основных моментов ликвидации. С момента назначения ликвидационной
комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами
ликвидируемого предприятия.
Поскольку на ликвидационную комиссию возлагается вся полнота
ответственности, к подбору ее состава следует подходить с особой
тщательностью. Председателем следует назначать руководителя
предприятия или одного из его заместителей. В составе комиссии должны
быть в обязательном порядке главные бухгалтеры ликвидируемого
предприятия и предприятия-правопреемника (если таковое имеется), и,
кроме того, имеет смысл включить одного-двух технических исполнителей.
С членами ликвидационной комиссии и с работниками, привлекаемыми для
выполнения конкретных задач (обычно это сотрудники бухгалтерии и
отдела кадров), следует заключить трудовой контракт, в котором
оговорить четкий круг обязанностей каждого и условия расчета за
выполненную работу. Условием оплаты необходимо указать полное
выполнение обязанностей по подготовке ликвидационных документов.
Решение о ликвидации, состав ликвидационной комиссии и заявление
по установленной форме представляется органу, осуществляющему
регистрацию предприятий. Форма заявления и порядок его представления
определяются местными регистрирующими органами. Орган, осуществляющий
государственную регистрацию, рассматривает представленные документы и
после их согласования вносит в государственный реестр сведения о том,
что предприятие находится в процессе ликвидации.
После рассмотрения и согласования представленного решения о
ликвидации представителю ликвидационной комиссии вручается комплект
бланков и квитанция на уничтожение печати. Штамп согласования
Регистрационной палаты дает право на публикацию о ликвидации.
Первым официальным шагом ликвидационной комиссии является
подготовка и помещение в органах печати, в которых публикуются данные
о государственной регистрации юридических лиц, публикации о ликвидации
предприятия и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Рис.9.1. Примерная схема ликвидации предприятия.
Необходимо иметь в виду, что срок, устанавливаемый для заявления
кредиторами своих требований, не может быть менее двух месяцев с
момента публикации о ликвидации. В зависимости от статуса
ликвидируемого предприятия публикации могут быть помещены в местных
многотиражных изданиях, газетах субъектов Федерации или в центральной
прессе. В сложных случаях, когда ожидается судебное разбирательство по
вопросам взыскания кредиторской задолженности, для этих целей
используется «Вестник Высшего Арбитражного суда РФ».
Говоря о процедуре ликвидации можно отметить следующую схему
действий (рис.9.1.).
-----------------------
Принятие решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии
Уведомление регистрирующего органа о ликвидации предприятия, согласование с
ним решения о ликвидации и состава ликвидационной комиссии
Предупреждение работников о предстоящем увольнении
Публикация объявления о ликвидации
Сверка расчетов с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами
Письменное уведомление кредиторов о ликвидации предприятия
Выход предприятия из состава учредителей других предприятий
Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса
Расчеты с кредиторами
Снятие с учета в налоговой инспекции и внебюджетных фондах
Закрытие счетов в банках
Сдача документов в архив
Ликвидация кода ОКПО
Составление и утверждение ликвидационного баланса с представлением в ГНИ
Представление документов в регистрирующий орган и уничтожение печати
Получение в регистрирующем органе свидетельства о ликвидации
?
Страницы: 1, 2, 3, 4
|