Шведская модель экономики
предприятиях ( с числом занятых свыше 500 человек) сосредоточено около 40%
занятых в промышленности,а на мелких (до 50 человек) - 17%. При этом рост
концентрации проявляется прежде всего на уровне крупных фирм. В одной из 20
крупнейших компаний трудится более 40% рабочей силы в промышленности. На
долю 200 крупнейших компаний приходится по 75% объема производства, числа
занятых, капиталовложений и экспорта Швеции .
В последние годы роль ведущих шведских компаний в мировой экономике
возросла. В 1987 г. среди 500 крупнейших неамериканских промышленных
компаний насчитывалось уже 20 шведских. Конечно, в число гигантов
капиталистического мира они не входят. Так, крупнейшая шведская фирма
“Вольво” уступает по размеру оборота почти в 7 раз компании номер один
капиталистического мира “Дженерал моторз” (15 млрд долл. против 102 млрд
долл.) Ведущие шведские промышленные фирмы имеют ярко выраженную
международную ориентацию.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства.Она
наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как
производство шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-
Скания”), черная металлургия (“Свенска столь”),электротехника
(“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-
бумажная (“Свенска целлюлоза”, “Стура”, “Му ок Думше” и др.),
самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”),
производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).
В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран
Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых
группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы.
Во главе двух из них ( по принятой в шведской экономической литературе
терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки
страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при
этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента.
В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой
группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны -
автомобильным концерном “Вольво”.
В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”,
контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40%
занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов,
Юнсонов,Боньеров,Лундбергов,Седербергов. Среди них выделяется семейство
Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых
превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже фирм.
В целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 г. оборот 250 млрд
крон и прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и за границей на их
предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов
считается одной из крупнейших в Западной Европе.
Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” -
включает в свой состав кроме объединения вокруг самого банка группы
финансовых воротил Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы
Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не играют значительной роли.
3.2 Государственный сектор
Важнейшая роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и
перераспределение значительных денежных средств на социальные и
экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный
сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство
и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в
коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме
собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так
и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности)
деятельности.
Государственный сектор и государственная собственность - разные
понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия,
принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность)
. Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок.
Напротив, по размеру государственного сектора, который можно
охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь,
Швеция занимает среди развитых стран первое место.
Размер государственного сектора может измерятся в таких показателях,
как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП,
населения, занятого в государственном секторе. В 1988 г. в нем работал 31%
работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП,
а государственные капиталовложения - 3%. Доля государственных расходов,
включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989
г. Она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в
1982 г. (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась. За
последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но
наиболее активно - в Швеции.
Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в
сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.
Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в
сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в
судостроении, коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на
национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится
больше половины всех товаров и услуг. Их основная цель - расширение
производства с достижением прибыльности. Однако конец 70-х годов
характеризовался убыточным расширением, особенно после национализации
коалиционным буржуазным правительством в 1977 г. судостроительных и
металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в результате
структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости.
Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока
возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с политикой
“кормления хромых уток”.
Государственная собственность принимает форму либо акционерных
компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную
свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен
ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и
приносить прибыль на вложенный капитал.
Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных
предприятий холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из
него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой
сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название “Прокордиа”. Сейчас
она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной
промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и
услуг. В 1987 г. число занятых в “Прокордии” составило 25 тысяч человек.
Кроме “Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий
входят горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ,
металлургическая “Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и
коммерческий банк “Нурдбанкен”.В 1987 г. число занятых в этих фирмах
составило 48 тыс. человек, а всего в государственных компаниях - около 150
тыс. человек.
Предприятия государственного управления предназначены для выполнения
особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту
и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60%
всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера -
транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех
жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины
производства электроэнергии приходится на государственное управление
“Ваттенфалль”. В последние годы оно также занялось исследованиями в области
как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных
(уголь, торф и природный газ).
Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны
посредством различных экономических инструментов. Основной из них -
государственный бюджет.
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные
платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и
предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,
сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты
процентов по государственному долгу.
Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих
государственных расходов средства составляют государственное потребление и
инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90%
оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение,
образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть
государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих -
медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов
приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды
(около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг
и культуру (5%), транспорт и связь (5%).
Основа шведской системы социального страхования - различные виды
социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики
распределения. В 1988 г. переводы из сектора социального страхования
домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% -
пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд.
крон.
Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.
Различные части государственного сектора имеют имеют собственные источники
доходов. Кроме того, комунны, ландстинги[1] и сектор социального
страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для
последнего основной источник доходов - косвенные доходы.
В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные
государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального
правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги,
15% - налоги на социальное страхование.
Для местных властей основной источник финансирования - подоходные
налоги (60%). Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67
млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются
дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения,
помощью и субсидиями на инвестиции.
В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на
социальное страхование - основной источник доходов.
Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных
услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в
том числе в здравохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном
страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49%
занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.
Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.
Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие
важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования.
В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов:
рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в
государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг
населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики,
где основу составляет частный сектор.
3.3 Кооперативы
Особенностью шведской экономики является роль и значение
кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и
занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению
Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль
кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в
розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.
Кооперативы делятся на производственные и потребительские.
Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел
доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в
производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной
промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс.
человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют
важную роль в розничной торговле.
В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве
“третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной
собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой
народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских
кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах
простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом
потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту
роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.
На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и
всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от
числа всего работающего населения.В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или
иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы
приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3
продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в
кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.
Термин “кооператив” обычно относится к экономическому понятию,
основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное
предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами
его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства -
никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава ;
независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое
управление - “один член - один голос”; ограничение доходов на вложенный
пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление
капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская
деятельность; взаимодействие кооперативов.
Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но
решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним
десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего
рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло
поддержку среди членов других народных движений:“свободного” религиозного,
трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной
частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских
кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный союз (КФ).
КФ - национальная организация шведских самоуправляющихся обществ
потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число
обществ заметно сократилось вследствие слияний;с 950 в 1920 г. до 138 в
1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в
потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается
торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и
просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том
числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности
мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,пивоваренные и консервные, а также
несколько промышленных предприятий.
Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют
кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже
похоронные.
Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном
шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению
экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и
на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала
серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время
кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на
положение дел в кооперативах.
4. Уровень жизни
Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для
определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная
политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия
воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) -
обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду
специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и
является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации
классовых антагонизмов и конфликтов.
В шведской модели социальная политика способствует преобразованию
общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию
доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового
общества демократического социализма на базе государства благосостояния.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и
наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных
показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из
первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все
остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции
самое высокое в мире
Согласно одной из целей шведской модели - равенства, доходы
выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое
перераспределение через систему социального страхования способствует
значительному сокращению различий в доходах. В 1986 г. в Швеции на 20%
самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12%
(для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате
мужчин и женщин; в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6%
зарплаты мужчин (для сравнения : в Италии - 84,8%; в Германии - 73% ; в
Великобритании - 70,5% ; в Японии - 48,5%).
После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в
послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних
хозяйств в 1981-1983 гг. сократились. В 1984-1989 гг. в среднем ежегодно
они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от
доходов других слоев населения (например,пенсионеров). В 1950 г. на чистые
доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала
примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с
населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из
государственного сектора домашним хозяйствам.
Более половины собственности домашних хозяйств приходится на
материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в
банках,облигаций,акций и других требований составляют около 40%. На
автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования
приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем
доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более
равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более
равномерное, чем в большинстве других стран.
Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 г.
|Страны |ВВП на |Телефоны |Телевизор|Легковые |Потреблен|Безработи|
| |душу |(шт.) |ы (шт.) |автомобил|ие |ца (%) |
| |населения| | |и (шт.) |электроэн| |
| |(долл.США| | | |-ии на | |
| |) | | | |душу | |
| | | | | |(кВч) | |
|Швеция |18876 |890 |393 |420 |17079 |1,6 |
|Германия |18280 |640 |379 |463 |6900 |8,7 |
|Англия |11765 |524 |346 |318 |5477 |8,4 |
|США |18338 |760 |813 |559 |11204 |5,4 |
|Япония |19465 |555 |261 |241 |5733 |2,5 |
|Франция |15818 |608 |332 |394 |5870 |10 |
Уровень доходов в 1987 г.
|Размер дохода |Число мужчин |Число женщин |Итого |
|0 |20 278 |21 755 |42 033 |
| 1-39 999 |476 061 |905 017 |1 381 078 |
| 40 000-79 999 |560 063 |1 139 362 |1 699 425 |
| 80 000-119 999 |1 029 254 |1 020 719 |2 049 973 |
|120 000-159 999 |778 000 |320 563 |1 098 563 |
|160 000-199 999 |274 161 |69 438 |343 599 |
|200 000-299 999 |186 304 |29 199 |215 503 |
|300 000-499 999 |52 067 |5 756 |57 823 |
|500 000 и выше |10 707 |1 227 |11 934 |
5.Заключение
Итак, основные цели шведской модели - полная занятость и равенство,
которые зависят от стабильности цен, экономического роста и
конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных мер и активной
политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной
занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния и
профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части
шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и
показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты,
полной занятости без инфляции,активной политики на рынке труда. Какие же
выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?
Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно
низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х
годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице
в большинстве развитых капиталистических стран.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство.
Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной
занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из
массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в
доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском
обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной
зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное
налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли
быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее,
чем в ряде стран Западной Европы,производительность труда почти не росла.
Падение темпов роста производительности труда - международное явление,
вызванное , в частности, расширением сектора услуг, который менее способен
к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции
объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не
дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно
скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за
полную занятость и политику равенства.
Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной
занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись
в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики.
Социал-демократы имели правительство,опирающееся на меньшинство в рикстаге,
и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало
необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу
в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания
правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3
года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при
сдерживании высокой конъюктуры.
Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в
будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства
- видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать
изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические
черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области
зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой
государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же
модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
7. Литература
1) Волков А.М. “Швеция : социально-экономическая модель” М.”Мысль”1991
-----------------------
[1] В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов
(губерний) и 284 комунн (низовых административных единиц).В каждом лэне
имеется местный региональный выборный орган - ландстинг.
Страницы: 1, 2
|