Свободные экономические зоны
государств , добровольно согласившихся на хозяйственное , научное ,
культурное и другое сотрудничество . К примеру, еврорегион ’’Маас-
Рейн’’ с населением 3,7 млн. чел. состоит из провинциальных
территорий сопредельных государств Бельгии , Нидерландов и Германии .
Глава 2. Роль СЭЗ в развитии экономики.
§ 1. Что делают СЭЗ для экономики ?
Свободные экономические зоны успешно действуют во всех странах
мира . Они функционируют как в промышленно развитых странах (США,
Япония , Германия , Англия , Канада и др.) так и в развивающихся .
Многолетняя позитивная практика зарубежных стран по созданию и
функционированию свободных экономических зон свидетельствует об
эффективности такого метода оздоровления экономики .
Уже к середине 90-х годов двадцатого столетия в мире
существовало более 4 тыс. СЭЗ с численностью работающих в них
более 3 млн. человек .
В странах с развитой рыночной экономикой СЭЗ создаются , как
правило , в застойных районах , страдающих безработицей , имеющих
недоразвитую инфраструктуру . Для их создания и развития используется
преимущественно национальный частный капитал и работают они в
большинстве своем на внутренний рынок. В промышленно развитых
странах (США , Великобритания) СЭЗ создавались для реализации
региональной политики , направленной на оживление мелкого и среднего
бизнеса в депрессивных районах . В развивающихся странах в
основном ориентированы они на внешний рынок , поскольку , только
наращивая экспорт , эти страны могут решать задачи оздоровления
национальной экономики . Отсюда вытекает и особенность СЭЗ – более
преференциальный инвестиционный климат государство устанавливает для
иностранных инвесторов .
Вводя на части своей территории особый режим внешнеэкономической
деятельности, страны решают такие задачи, как повышение конкуренто-
способности национального производства, увеличение притока валюты как от
экспорта товаров и услуг, так и в виде иностранных инвестиций, ускоренное
освоение производства новых товаров и услуг. В развитых странах с по-
мощью таких зон упрощается выход национальных фирм на внешние рынки,
увеличивается прибыльность внешнеторговых и связанных с ними операций.
С помощью создания свободных экономических зон того или иного типа
различные государства "третьего мира" пытаются решать разнообразные по
своей природе задачи. В обобщенном виде они могут быть сведены к следующим
целям:
— росту доходов страны в свободно конвертируемой валюте, расширению
экспорта готовой продукции, рационализации импорта;
— росту притока иностранного производительного капитала;
— стимулированию технического развития, изменению структуры производства,
ускорению инновационных и внедренческих процессов;
. сокращению безработицы;
— подготовке квалифицированных специалистов.
Практика функционирования свободных экономических соперничества
между ними за привлечение иностранного капитала привели к
унификации условий , на которых в зону приглашаются инвесторы .
Каждому типу зон соответствует свой стандартный набор базовых льгот
и стимулов , которые дополняются специальными формами поощрений .
Последние направлены либо на решение конкретных задач (например ,
ускоренное создание транспортной инфраструктуры), либо на
стимулирование отдельных видов деятельности (переработка местного
сырья на экспорт , банковские услуги и т. п.) , либо на
привлечение в зону инвесторов определенного типа (мелкий или
крупный бизнес) .
§ 2. Метод привлечения инвестиций
Рассмотрим методы привлечения инвестиций на примере СЭЗ Китая .
В настоящее время совершает переход не только к рыночной
экономике, но и к положению мировой сверхдержавы . Китай – самый
большой получатель прямых иностранных капиталовложений среди
развивающихся стран и второй в мире - после Соединенных штатов.
В ходе реформ , создателем которых является Дэн Сяопин , Китаю
постепенно удалось осуществить плавный переход от стратегии
несбалансированного к стратегии сбалансированного роста .
Реформа началась в деревне . Индустриализация ее предполагала
создание поселково-волостных промышленных предприятий (ПВП) . Каждое
вновь созданное ПВП на 2-3 года освобождалось от налогов , а за
высококачественную либо экспортную продукцию удостаивается налоговых
льгот . В начале 80-х годов экономические преобразования начали
проводиться и в городе , в сфере промышленного производства .
Промышленные предприятия наделялись широкими правами самостоятельной
хозяйственной деятельности .
Составной частью экономических реформ Китая стала ’’политика
открытости’’ (кайфан) . Эта политика привлечения иностранного
капитала в китайскую экономику в виде займов , прямых инвестиций ,
организации совместных предприятий с зарубежными партнерами и
привлечение капиталов через специальные экономические зоны .
Последние стали создаваться в конце 70-х годов в приморских
регионах Китая .
Первая такая зона была организована в 1979 г. в деревушке
Шэньчжень . Не прошло и десяти лет , как Шэньчжень превратилась в
современный город с населением в два миллиона человек , вобравшего
в себя многочисленные новейшие предприятия с участием иностранного
капитала . Около двух тысяч из них были совместными китайско-
иностранными , а 354 – полностью владел зарубежный капитал . Это
заводы и фабрики , туристические агенства .
Для улучшение инвестиционных условий создан центр услуг
зарубежным инвесторам и центр содействия инвестициям , которые
представляют комплексные услуги отечественным и зарубежным инвесторам
, включая рассмотрение проектов , консультации по законодательству .
Первыми инвесторами СЭЗ “Шэньчжень” были предприниматели
Гонконга , Тайваня , Южной Кореи и Японии . В начале 1999 года в
зоне насчитывалось 13 тысяч предприятий различных инвесторов из 60
стран мира . Их капиталовложения превышают 10 млрд. долларов. Вслед
за “Шэньчженем” были созданы и другие специальные экономические
зоны .
Важным стимулом для притока капитала в СЭЗ является намного
более низкая , чем в целом по Китаю , ставка налогообложения ,
равная 15 % прибыли . Сняты налоги на экспорт и его лицензирование
. Способствует притоку иностранных капиталов в зону и свободный
валютный режим .
Первыми СЭЗ Китая были сделаны первые шаги к открытости
экономики этой страны . Однако реформатор Дэн Сяонин разработал
концепцию многоступенчатой открытости , суть которой в максимальном
использовании конкретных условий и ресурсов различных регионов
страны . В результате на втором плане был создан еще один тип
специальных экономических зон – приморские открытые зоны . Территория
этих зон относится к сельскохозяйственным районам , и создание там
льготного инвестиционного режима говорит о том , что власти Китая
переносят политику “открытых дверей” из городских районов в
сельские . Следует заметить , что капитал направляется не только но
развитие сельского хозяйства , но и на развитие туризма и сферы
услуг .
Чтобы привлечь инвестиционный капитал в зону комплексного
назначения на острове Хайнань , была разработана и представлена в
пользу инвесторов целая система скидок :
- при аренде горных и неосвоенных участков (5-10 %) ;
- при осуществлении высокотехнологических проектов (5-10 %) ;
- при строительстве транспортной инфраструктуры , угольных шахт ,
электростанций , водохранилищ , учреждений образования и культуры
(10-15 %) ;
- при осуществлении сельскохозяйственных проектов и аренде горных
и неосвоенных участков (10-15 %) ;
- инвесторам китайской диаспоры предоставляются дополнительные
льготы .
В поощрении и привлечении отечественных и зарубежных инвесторов
местные организации на уровне провинций , городов , уездов и
Комитета по управлению зоны вырабатывают , помимо правительственных ,
дополнительные льготы . Рассмотрим эти льготы на примере китайского
города Харбина , где предприятия в зоне освоения новых высоких
технологий уже с даты аккредитации полностью освобождаются от
подоходного налога на 3 года , а затем в последующие 3 года
платят половину налога (по тарифу 7,5 %) . После истечения
указанного шестилетнего срока , т. е. с седьмого года , платят
подоходный налог полностью (по тарифу 15 %) . А предприятия , более
половины валовой продукции которых идет на экспорт , оплачивают
налог по тарифу 10 % (после получения утверждения местного
налогового бюро) .
СЭЗ и открытость экономики обеспечивают в Китай постоянный
приток иностранных инвестиций . К концу первого полугодия 1998 года
в стране зарегистрировано 91166 новых совместных предприятий с
общим объемом инвестиций 28,9 млрд. долл. , на начало 1999 года
общий объем иностранных инвестиций составил 770,8 млрд. долларов
[4. С.150].
Глава 3. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь. СЭЗ
“Могилев”.
В Республике Беларусь практика СЭЗ началась со второй половины
90-х годов.
Создание свободных экономических зон рассматривается в нашей республике
как важное звено в реализации принципов открытой экономики государства.
Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией
внешнеэкономической деятельности.
Законодательными основами для создания СЭЗ явились:
• Указ Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114 «О
свобо- дных экономических зонах на территории Республики Беларусь» .
Этим же Указом была создана первая СЭЗ «Брест»;
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23
октября 1997 № 1415 «О концепции организации свободных (специальных)
экономических зон на территории Республики Беларусь», в котором были
конкретизированы принципы, цели и задачи, вопросы обоснованности создания
СЭЗ на белорусской земле;
• Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 7
декабря 1998 г.
Создание свободных экономических зон в Республике Беларусь
определяется:
• необходимостью перестройки структуры производства в целях
интеграции экономики государства в систему мирового хозяйства Беларуси
в центре Европы , что вызывает интерес зарубежных инвесторов при
освоении рынка СНГ;
• особенностями экономики страны (высокий потенциал обрабатывающей
промышленности и квалификации трудовых ресурсов , что делает возможной
ориентацию производства на экспорт ; недостаточность природных
ресурсов).
Цели и задачи создания СЭЗ в Республике Беларусь:
• увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционно-
го климата и привлечение стратегических инвесторов;
• обеспечение дополнительных благоприятных условий для привлечения но-
вых и высоких технологий, передового зарубежного опыта;
• содействие международной интеграции и сотрудничеству;
• стимулирование экспорта и импортозамещающих производств;
• создание новых рабочих мест, повышение загрузки имеющихся производ-
ственных мощностей;
• развитие и расширение сферы работ и услуг;
• развитие инфраструктуры территорий , эффективное использование
име-ющихся;
• получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях даль-
нейшего их использования для проведения реформ в республике .
С апреля 2002 г. в Беларуси действуют уже 6 свободных экономических
зон в Бресте, Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве, Гродно
Все шесть свободные экономические зоны Республики Беларусь
являются комплексными , что проявляется в выполнении производственной
, экспортной и таможенной функций . Вместе с тем для СЭЗ “Брест”
определены специфические функции: туристическо-рекреационные ,
страховые , банковские и иные виды деятельности .
Каждая из белорусских СЭЗ имеет отличительные черты. Брестская
свобод-ная экономическая зона была образована на чистой территории, при
отсутствии привлекательных стартовых условий для резидентов. Повышенный
интерес к СЭЗ "Брест" проявляют преимущественно представители малого и
среднего бизнеса (зарубежного и отечественного). При этом превалируют
проекты в та-ких отраслях, как торговля, строительные материалы,
лекарственные средства и деревообрабатывающая промышленность [5. С.21].
Минская свободная экономическая зона более обеспечена с позиций
развития инфраструктуры, коммуникаций, большого количества пока не
задействованных производственных площадей. Важнейшая задача ее
функционирования - создание и развитие экспорто-ориентированных
производств, основанных на новых и высоких технологиях.
Гомельская свободная экономическая зона, образованная на базе
научно-производственного объединения "Ратон", основывается на
высокотехнологическом производстве. Отличительной чертой ее
функционирования является привлечение инвестиций в инновационную сферу.
Реализация этого проекта позволит привлечь инвестиции в наукоемкие и
высокотехнологические отрасли .
СЭЗ “Брест” – была создана Указом Президента № 114 в марте
1996 г. Указом предусматривалось обеспечение благоприятных условий
для экономического развития регионов Республики Беларусь ,
привлечение зарубежных инвестиций , создание новых рабочих мест ,
ускорение научно-технического прогресса , развитие торгово-
экономического сотрудничество с другими государствами .
Основные направления деятельности предприятий зоны в разрезе
областей промышленности – это лесная и деревообрабатывающая
промышленность, машиностроение и металлообработка, промышленность
строительных материалов, пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая
отрасли, прочие промышленные производства. Производственная
деятельность зоны связана также с оказанием транспортных и
строительных услуг, производством продукции сельского хозяйства ,
торгово-закупочной деятельностью . Расширение видов деятельности СЭЗ
обусловлено комплексным характером ее функций - промышленной,
свободной таможенной, банковской, страховой, туристско-рекреационой.
На начало 1999 г. статус резидента свободной экономической
зоны “Брест” получили 45 субъектов хозяйствования , в том числе 12
иностранных фирм и 9 совместных предприятий.
Объем заявленных инвестиций составил: 1063 тыс. немецких марок
, 900 тыс. долларов США, 2,4млрд. белорусских рублей. Из
зарубежных инвесторов лидируют инвесторы Германии (60 % от
заявленных инвестиций) , Италия – 18 %, Польша – 3 %, Чехия – 2 %.
Основной удельный вес занимают инвестиции в развитие
транспортных услуг (36 % от общего объема), производство мебели и
изделий из древесины (18 %) , в изготовление лекарственных средств
(16 %), остальные – это выпуск товаров народного потребления и
сельскохозяйственной продукции , а также строительства , маркетинговые
и другие виды услуг.
Число занятых на данных предприятиях превышает 700 человек.
Резиденты СЭЗ “Брест” производят :
ПКФ “Никор” ООО – пиломатериалы ,столярные изделия;
ИП “АГ – МАР –БЕЛ2” – корпусную мебель ;
ИП “Леспром” – пиломатериалы ;
ИП “Кондор” – водно-дисперсионные краски;
СП “Дельфа-Буг” все для окон : карнизы , шторы , жалюзи ;
СП “Белорусская кофейная компания” – шоколад горький , молочный,
десертный .
Находясь на белорусско-польской границе , Брест всегда испытывал
воздействие “польского фактора” (имеется в виду экономические и
технические условия транзита через территорию Польши , пропускная
способность пограничных станций и переходов и т. п.). В связи с
созданием СЭЗ “Брест” польский фактор приобретает новое значение.
Речь идет о возможной заинтересованности польского бизнеса в
свободной зоне. Потенциальной ее конкуренции (или взаимодействии) с
беспошлинной зоной в Тереспле . Несомненно, существуют предпосылки
для сотрудничества и взаимодействия Брестского и Тереспольского
узлов и , соответственно, зон .
Свободная экономическая зона “Минск” определена как
производственная , экспортная и свободная таможенная зона . Она
занимает площадь размером 13,9 кв. км., или 6 % территории Минска.
Прединвестиционный этап развития СЭЗ “Минск” можно
охарактеризовать следующим образом. По состоянию на 1.01.2000 г. В
качестве резидентов свободной экономической зоны “Минск”
зарегистрировано 17 предприятий , в том числе 12 – с иностранными
капиталом. Девять предприятий-резидентов СЭЗ получило данный статус в
1998 г. , 4 объекта – в первом полугодии 1999 г., 4 – в третьем
квартале 1999 г. По итогам 1999 г. объем произведенной продукции
(работ , услуг) составил 2559,7 млрд. руб. против 173,9 млрд. руб. по
итогом 1998 г. Лидерами по выпуску продукции выступили СП
“Унибокс” (производство кроненпробки) и ООО “Унимод” (производство
ведущих мостов).
Основные отрасли специализации промышленного производства СЭЗ
“Минск” – лесная, деревообрабатывающая и целюлозно-бумажная
промышленность, пищевая , машиностроение и металлообработка,
промышленность строительных материалов , полиграфическая.
На пяти из 17 предприятий-резидентов СЭЗ “Минск” выпуск
продукции основан на исключительном использовании местного сырья.
Среднесписочная численность работников СЭЗ увеличилась с момента
ее создания на 675 человек – со 127 в 1998 г. до 802 по итогам
1999 г. На 1.01.2000 г. на территории свободной экономической зоны
“Минск” создано 237 новых рабочих мест.
В числе зарубежных инвесторов СЭЗ – фирмы из Англии, Италии,
Чехии, России, Литвы.
Площадь СЭЗ “Гомель-Ратон” составляет 4300 га. Несмотря на то,
Страницы: 1, 2, 3
|