Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны
Министерство образования Республики Беларусь
Могилевский финансово-экономический институт имени В. П. Ковалева
Кафедра финансов
Курсовая работа
по дисциплине “Макроэкономика”
на тему “Свободные экономические зоны
и их роль в развитии экономики”.
Выполнила студентка
гр. ФК – 012
………………
Руководитель
профессор
Канашевич А.И
Могилев, 2002 г.
Содержание.
Введение ………………………………………………………………………3
I Свободные экономические зоны : сущность , значение в
современной экономике ……………………………………………………..4
II Роль СЭЗ в развитии экономики…………..……………………………..9
§1. Что дают СЭЗ для экономики?
§2. Методы привлечения инвестиций.
III Свободные экономические зоны в Республике Беларусь .
СЭЗ “Могилев” ………………………………………………………………..13
Заключение……………………..……………………………………………….26
Список использованных источников……………………...……….………...27
Введение.
Свободные экономические зоны как особые международные хозяйст-
венные структуры не только прочно вошли в энциклопедический словарь
, но и в широкую практику людей всех континентов. В преддверии
ХХI века СЭЗ приобрели глобальный характер, стали атрибутами
национальных экономик всех широт . Через эти “островки” мировой
системы хозяйства проходит около 1/3 мирового товарооборота [4. С.3]
СЭЗ получили широкое распространение во многих странах . В
середи-не 90-х годов в мире функционировало более 4-х тысяч
разного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон
свободной торговли до офф-шорных зон). Международные корпорации в
поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ
как благоприятные образования,где можно получить сверхприбыль.
Крупные международные корпорации считают организацию собственного
производства в свободной экономической зоне важнейшим направлением
своей экспансии.
В данной работе попытаюсь дать краткую характеристику свободных
экономических зон, описать их значимость и роль в развитии
экономик многих стран мира.
Для чего создаются свободные экономические зоны ? Почему они
полу-чили такое распространение в мире?
Создание СЭЗ рассматриваются их учредителями как важное звено
в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связы-
вается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятель-
ности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему ми-
ру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для
внешних и внутренних инвестиций.
Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного для
ак-тивизации экономических процессов внутри страны, создание
производственных свободных экономических зон увязывают с тремя
основными за-дачами: стимулирование промышленного экспорта и получение
на этой основе валютных средств, рост занятости, превращение зон в
полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста
национального хозяйства.
Большую роль СЭЗ играют в развитии экономики развивающихся
стран,
включая и те, которые совсем недавно завоевали независимость и с
помо-щью зон стимулируют приток иностранных инвестиций на
национальный рынок.
В настоящее в время в нашей республике идет процесс развития
сво-бодных экономических зон. В действующих шести увеличивается
количес-тво резидентов, объемы производств, расширяются экспортно-
импортные потоки , создаются условия для привлечения инвестиций,
совершенствую-тся нормативно-законодательные база, регулирующая их
деятельность.
Глава 1. Свободные экономические зоны : их сущность и классификация.
В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют
различные модели территориально-хозяйственного управления . В этом
ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры ,
которые известны как свободные экономические зоны (СЭЗ) . Различные
типы таких зон называют “островками” мирового хозяйства , “окнами ”
для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных
инвестиций, технологий , управленческих навыков . Наконец , в СЭЗ
многие экономисты видят прототип новой политики “открытых дверей” в
мировую систему хозяйства .
Создание и становление СЭЗ направлено на либерализацию и
активную внешнеэкономическую деятельность . Экономика таких зон имеет
высокую степень открытости мировому рынку , а таможенный и
налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных
инвестиций .
Свободные экономические зоны получили широкое распространение во
многих странах. Свободные (специальные) экономические зоны
представляют собой определенные территории , где возможно создание
особо благоприятного экономического режима для деятельности
иностранного капитала . СЭЗ позволяют активно формировать экономику
открытого типа , выступают своеобразным “передним краем”, на
котором применяются современная техника и технологии , мировые
научно-технические достижения , современные методы управления
экономикой , иностранный капитал и т. д. В зонах свободного
предпринимательства создается современная инфраструктура , необходимая
для деловой активности .
Открытость мировому рынку делает СЭЗ привлекательными для
транснациональных компаний , миллиардные инвестиции которых
вкладываются на всех континентах . Международные корпорации в
поисках благоприятных условий для своей коммерческой деятельности
рассматривают СЭЗ как весьма прибыльные экономические структуры , с
которыми связывают важнейшие направления своей экспансии .
С помощью СЭЗ происходит весьма интенсивная интеграция целых
регионов в систему мирохозяйственных связей .
Свободные экономические зоны – области очень высокой концентрации
торговых , финансовых , технологических , производственных связей .
Они являются очагами высокого уровня развития рыночных отношений ,
предпринимательства , местом совершенствования технологии и
управленческого механизма . Эти формирования на исходе ХХ века
превратились в весомый фактор мировой экономики и представляют
собой своеобразные “коммерческие центры”, ускоряющие глобальный
товарооборот и стимулирующие внешнюю торговлю .
Впервые официальное конкретное определение свободной
экономической зоны было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973
г. Под свободной экономической зоной следует понимать часть
территории одного государства , на которой ввезенные товары
рассматриваются как товары , находящиеся за пределами таможенной
территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам
и не подвергающиеся обычному таможенному контролю . Из этого
определения видно , что свобода обособленной части государственного
пространства является не абсолютной , а относительной . Свободной
эта территория является лишь в том смысле , что ввезенные на нее
товары освобождаются от таможенных пошлин , налогов на импорт и
других видов контроля за импортом ,которые в соответствии с
таможенным законодательством страны применяется в отношении
импортируемых товаров на другие территории этой страны . В то же
время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от
существующего экономического правопорядка , а лишь облегчают его .
Профессор К.А. Семенов дает свое определение СЭЗ , понимая их
как “географические территории , которым их политические центры
представляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного
государства режим хозяйственной деятельности . Иными словами , они
являют собой анклав , где осуществляется выборочное сокращение
государственного вмешательства в экономические процессы , т. е.
составляют обособленную часть национального экономического
пространства , на которой применяется определенная система льгот ,
не используемая на других территориях данного государства” [9.
С.181].
Некоторые экономисты определяют СЭЗ как инструмент селективного
сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические
процессы . СЭЗ определяется не как географическая территория , а
как часть национального экономического пространства , где применяется
определенная система льгот и стимулов , не используемых в других
его частях .
По своей общей цели специальные экономические зоны , как
правило , сходны , но их функции достаточно многообразны . В
научной литературе выделяется до 30 разновидностей СЭЗ [7.С.67] .
Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских
зон , относящихся к простейшим , являются сводные таможенные зоны
(СТЗ) Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.
Преференциальный режим в свободных таможенных зонах основан на
отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля
над товарами поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее . При
поставках товара из зоны на территорию страны базирования взимается
импортная пошлина . Поощряется развитие сектора финансовых услуг
(кредитование, страхование внешнеторговой деятельности и т. д.) . В
эту сферу привлекаются иностранные инвестиции , в ней могут
создаваться валютные и товарные биржи , торгово-выставочные центры и
т. п.
Следовательно , СТЗ – это особые беспошлинные торговые и
складские зоны , которые , оставаясь частью национальной территории ,
с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся
за пределами государственных границ . Они обслуживают как торговый
оборот страны размещения , так и международные транзитные операции.
В последнее время материалоемкость торговли снижается . СТЗ все
больше превращаются в перевалочные базы , которых не всегда
нуждаются значительные грузопотоки . В результате многие СТЗ ,
наряду с сохранением традиционной специализации в области
внешнеторговых и финансовых услуг , переходят к развитию отраслей
экспортного производства .
Зона свободной торговли – это бойкие ’’коммерческие центры’’,
деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать
внешнюю торговлю.
ЗСТ представляют собой ограниченные территории , которые
рассматриваются вне таможенного национального пространства государств
. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты
таможенных пошлин , налога на импорт , других видов финансового
контроля . Наибольшее распространение зоны свободной торговли
получили в США . В этой стране насчитывается около 218 ЗСТ [4.
С.23] . Ныне к числу ЗСТ относятся магазины ’’Dyti Free’’ или
магазины беспошлинной торговли , а также и традиционные свободные
гавани и порты с льготным торговым режимом .
Зоны свободной торговли создаются в интересах расширения
экспорта и поощрения инвестиций из-за рубежа, а также
стимулирование экономического развития регионов и стран . Как
показала практика , ЗСТ играют важнейшую роль в международной
торговле и в инвестиционной политике .
Наибольшее распространение в развивающихся странах получили
экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) . Развитие экспортного
производства на анклавной территории какой-либо страны обеспечивает
рост объема ее экспорта, повышение уровня занятости , проведение
промышленной модернизации и ускорения освоения новых технологий .
Эти достижения и обусловили тот интерес , который проявили многие
страны к организации на своей территории ЭПЗ . Особенно
распространены ЭПЗ в государствах Азии, которые используют опыт
экспортно-производственной зоны ’’Шеннон’’.
Широкое распространение получили так называемые технико-внедрен-
ческие, или научно-технологические зоны. Этот процесс в отдельных
странах имеет заметные национальные особенности. В разных странах
они носят оригинальные названия – технопарки, технополисы,
инновационные центры и др. Но как бы они не именовались, они
всегда, как правило, создаются вокруг какого-то научного ядра с
особой инфраструктурой, обеспечивающей процесс ускорения передачи
новой технологии в промышленность.
Научные парки США – это районы с повышенной концентрацией высо-
котехнологичных предприятий, находящихся вблизи крупнейших научных
институтов или университетов. Так, рядом с городом Санта-Клара,
около Стэнфордского университета, возникла научно-технологическая зона
Крем-ниевая Долина (Силикон Вэлли). Это наиболее крупная в США
научно-технологическая зона, которая дает 20 % мирового производства
средств вычислительной техники и компьютеров. В США насчитывается
свыше 80 технопарков, где трудятся более 140 тыс. рабочих и 45
тыс. ученых [9.С.189]. Аналогичные технопарки существуют во Франции,
Великобрита-нии и Германии.
В Японии научно-технологические центры получили название технопо-
лисов. Под технополисом понимается город и прилегающие к нему тер-
ритория, где размещены органически взаимодействующие предприятия вы-
сокотехнологичных отраслей промышленности, научно-исследовательские
институты, вузы, готовящие для технополиса научные и инженерные кад-
ры. Программа создания технополисов преследовала следующие цели: пе-
рераспределение промышленности из центра на периферию; интенсифи-
кация научных разработок за счет активизации деятельности местных
уни-верситетов; переориентация промышленности на развитие наукоемких
и энергосберегающих технологий; ускорение внедренческого процесса.
Богатая мировая практика показала , что приоритет стал
постепенно смещаться в сторону создания комплексных СЭЗ ,
соединяющих в себе несколько функций , перед которыми ставится
сразу несколько задач . Эти зоны обладают практически всеми чертами
уже отмеченных типов зон . В них сочетаются торговые , таможенные
, производственные и научно-иссле-довательские функции , образующие в
зоне комплексность и многопрофиль-ность деятельности инвесторов .
Комплексные зоны характерны для Китая (’’Шэньчжень’’) , Бразилии
(’’Макаус’’) , Великобритании , США (предпринимательские зоны) и т.
д.
Наибольшее распространение в развивающихся странах получили
экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Развитие экспортного
производства на анклавной территории какой-либо страны обеспечивает
рост объема ее экспорта, повышение уровня занятости, проведение
промышленной модернизации и ускорения освоения новых технологий. Эти
достижения и обусловили тот интерес, который проявили многие
страны к организации на своей территории ЭПЗ. Особенно
распространены ЭПЗ в государствах Азии, которые используют опыт
экспортно-производственной зоны “Шеннон”.
В 70-е гг. во многих регионах мира стали возникать сервисные
зоны.
Они представляют собой территории с льготным режимом для фирм и
учреждений, занятых оказанием различных видов финансовых и
нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся так называемые
оффшорные образования. В оффшорных зонах фирмы не ведущие
хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации
. Составными элементами льготного режима в оффшорных зонах являются
низкий уровень уставного капитала , отсутствие таможенных сборов и
пошлин для иностранных инвесторов , свободный вывоз прибылей ,
отсутствие валютных ограничений и др. Кроме того , оффшорные
предприятия либо вообще не подлежат налогообложению , либо
облагаются небольшим налогом .
Оффшорные компании сосредотачивают свою деятельность в
банковском , страховом деле , в экспортно-импортных операциях , а
также в операциях с недвижимостью и морском судоходстве . По
имеющимся данным , в сфере оффшорной деятельности сосредоточен
капитал в размере 500 млрд. долл.[9. С.191]. Наибольшее
распространение оффшорные зоны получили в странах Британского
содружества . Однако создаются и в других странах мира –
Лихтенштейне , Панаме , Швейцарии и т. д.
Такой тип зон , как интернациональные зоны , возник
сравнительно недавно . Ему предшествовало региональное экономическое
сотрудничество сопредельных стран . Тенденция к созданию региональных
структур является доминирующей характеристикой нынешней мировой
системы хозяйства . В преддверии ХХI века в мире действовало 85
региональных торговых и экономических соглашений . Однако реальные
интеграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе
(Европейский союз) и Северной Америке (Нафта) . Они являются
интернациональными зонами . Региональная интеграция , идущая рядом с
процессом глобализации , вносит новое содержание в механизм
образования свободных экономических зон: СЭЗ выходит за рамки
экономически национального государства и становится интернациональной.
Европе В Европе появились новые
интеграционные процессы , воспроизводящие специфические модели
свободных экономических зон . Речь идет о региональном
сотрудничестве , которое обеспечивает прозрачность внутри европейских
межгосударственных границ и активизирует местные экономические связи
. Важнейшей формой развития приграничного сотрудничества являются
еврорегионы , которых в Европе насчитывается 50 . Еврорегион
представляет собой ограниченное географо-экономическое пространство ,
которое состоит из приграничных административно-территориальных единиц
Страницы: 1, 2, 3
|