Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов
3. Инфляция;
4. Экономическая ситуация в целом;
5. Поставки, дефицит;
6. Трудности получения кредитов и высокая ставка за кредит;
7. Неплатежеспособность партнеров, клиентов;
8. Несовершенство банковской системы;
9. Нестабильная политическая ситуация;
10. Бюрократия;
11. Недостаток производственных площадей, офисов;
12. Действия правительства, властей;
13. Недостаток материальной базы;
14. Коррупция, взяточничество;
15. Сбыт, поиск клиентов, потребителей;
16. Финанасовая политика государства, действия Центробанка;
17. Высокие цены на сырье и материалы;
18. Монополия государства, крупных предприятий;
19. Трудности с арендой;
20. Разрыв экономических связей в общегосударственном масштабе;
21. Недостаток информации;
22. Недостаток культуры, опыта;
23. Необязательность партнеров;
24. Проблемы собственности;
25. Кадровые проблемы;
26. Недостаток собственных средств;
27. Большая. громоздкая отчетность;
28. Нет льгот;
29. Рэкет;
30. Невыгодность инвестиций;
31. Конкуренция;
32. Несовершенство рыночных отношений;
33. Недоверие западных партнеров;
34. Невыгодность производства;
35. Отрицательное отношение к предпринимательству в обществе.
Еще в 1992 году по инициативе Всемирного банка и рабочего центра
экономических реформ был осуществлен проект по изучению организационно-
правовой среды малого и среднего бизнеса, опирающийся на опрос 180
предпринимателей в восьми регионах России. Целью опроса было выяснение
позиции респондентов по проблемам совершенствования законодательства и
регулирования деятельности малых и средних предприятий. Исследовалось
регулирование следующих сторон их деятельности: выбор организационно-
правовой формы и регистрация предприятия, получение и использование
помещения, финансовая деятельность и налогообложение, договорные отношения,
трудовые отношения, внешнеэкономические связи, страхование, охрана труда и
окружающей среды, перевозки, патентование, лицензирование, стандартизация,
конкуренция, реклама, распространение информации.
Можно назвать следующие важнейшие проблемы, влияющие на развитие малого
бизнеса в России:
1. Нестабильность денежного обращения;
2. Неравномерность распределения собственности;
3. Неравноправное положение негосударственных предприятий по сравнению с
предприятиями государственного сектора.
В целом экономические условия становления предпринимательства в России
можно оценить как неблагоприятные. На это малый бизнес реагирует
своеобразно: уходит в теневую экономику.
Новгород обладает большим научно-техническим, интеллектуальным и
экономическим потенциалом. В связи с конверсией на многих предприятиях
города, особенно радиоэлектронной промышленности, высвобождаются
производственные трудовые ресурсы. наряду с негативными последствиями это
позволяет предприятиям перестраивать промышленный комплекс на новые
рыночные условия. но для этого необходимы инвестиции. Из фонда социально-
экономического развития области, поддержки предпринимательства и развития
конкуренции по ходатайству администрации города Новгорода в 1994 году была
оказана финанасовая поддержка 14 предприятиям на сумму 1 млрд. рублей в
ценах 1994 года, и 12 бизнес-планам на сумму около 2 млрд. рублей. Всего на
предпринимательскую деятельность в Новгороде получили свидетельства около 3
тыс. человек. Фондом поддержки развития предпринимательства, образованном в
городе, малым предприятиям оказана финансовая поддержка в размере 154 млн.
рублей.
Глава 4. Ход реализации программы поддержки и развития малого
предпринимательства в Новгородской области.
4.1. Подпрограмма развития малых предприятий Боровичского района
Район расположен в восточной части области на Валдайской возвышенности,
граничит с Любытинским, Окуловским, Мошенским районами и Тверской областью.
Площадь - 3.1 тыс.кв.км.
На территории района протекает река Мста с множеством притоков,
находится большое количество озер, наиболее крупные из них: Пирус,
Шерегода, Люта, Сухое, Пелено, Лимандрова. Район богат полезными
ископаемыми. Месторождения известняков зарегистрированы вблизи деревень
Кончанское, Семеновское, Райцы, Бабино, Долгая Лука, Вязовка, Шерстник,
Власиха, Тини, Передки, Устье, Полыновка, Шапкино, Бобровик. Большие залежи
торфа - более 20 месторождений. Месторождения кирпично-черепичной глины
находятся в 10 км от г.Боровичи. Строительные пески -месторождение
Бобровские Горы. В районе имеются многочисленные залежи огнеупорной глины.
Основные — Шибатовское, Усть-Брынкинское, Мишинское, Райцкое и др.
В транспортном отношении Боровичский район имеет прямое железнодорожное
сообщение с г.Москвой, г. С.-Петербургом, разветвленную сеть автомобильных
дорог, аэропорт.
Боровичский район - самый большой по численности населения (после
г.Новгорода), в нем проживает около 82 тысяч населения, характеризуется
высокой долей городского населения - 75%. Прироста населения нет.
Демографическая ситуация характеризуется самой низкой рождаемостью и
наиболее высокой смертностью. Более половины проживающих в районе (51%) в
трудоспособном возрасте. Уровень безработицы ниже, чем по области.
Отраслями специализации народного хозяйства района являются
промышленность и сельское хозяйство. Причем в промышленном отношении район
стоит на одном из первых мест в Новгородской области. Отраслевая структура
промышленности характеризуется доминированием таких отраслей, как
металлургия, машиностроение, легкая и деревообрабатывающая промышленность.
Основная специализация сельского хозяйства района - мясо-молочное
животноводство. Растениеводство преимущественно подчинено животноводству и
специализируется на выращивании кормов, также включает производство овощей,
картофеля, льна.
Всего на территории района функционируют 30 промышленных предприятий.
Самым крупным предприятием является АО "Боровичский комбинат огнеупоров",
который производит 50% всей промышленной продукции района. Четвертая часть
объема продукции приходится на предприятия - АО "Боровичский мясокомбинат",
АО "Боровичский комбикормовый завод", АО "Боровичский хлеб", Боровичский
завод деревообрабатывающих станков, АО "Вельгийская бумажная фабрика".
Предприятия радиоэлектроники и приборостроения работают на привозном
сырье. Зависимость предприятий от кооперационных поставок ставит народное
хозяйство в сложное положение.
В последнее время по предприятиям некоторых отраслей наметилась тенденция
к увеличению объемов производства, повышению его эффективности и
рентабельности. Это в большей степени характерно для АО "Боровичский
комбинат огнеупоров", предприятий промышленности стройматериалов - АО
"Завод ЖБИ", АО "Завод силикатного кирпича", АО "Деревообрабатывающий
комбинат", АО "Кирпичный завод" и др. Однако на предприятиях машиностроения
и пищевой промышленности спад производства значительный, имеют место полные
и частичные остановки производства, сокращенный режим работы.
Перспективы развития Боровичского района связаны с преимущественным
сохранением отраслевого профиля народного хозяйства, но на новой
технической и технологической базе. Так как промышленность района
сформировалась на базе переработки местного сырья, прежде всего огнеупорных
глин, лесных ресурсов, сельскохозяйственного сырья, то приоритеты в
промышленности следует отдать отраслям огнеупоров, лесной и
деревообрабатывающей промышленности, пищевой и промышленности строительных
материалов.
Решающим условием становления экономики района является развитие малого
предпринимательства.
В районе зарегистрировано около 400 малых предприятий, из которых активно
работают 100. В результате своей деятельности предпринимательские структуры
вносят по сравнению с крупными промышленными предприятиями незначительный
вклад в экономику района. Доля прибыли, получаемой от малых предприятий в
бюджет района, составляет 5%.
Позиция Администрации г.Боровичи и района по отношению к
предпринимательству выражается в разработке нормативно-правовых актов,
направленных на стимулирование предпринимательской активности,
инвестиционной деятельности, поддержку отдельных инвестиционных проектов
малых предприятий, содействие развитию Боровичского филиала АО
"Новгородский бизнес-парк", предоставление налоговых льгот субъектам малого
бизнеса, действующих в приоритетных для района направлениях.
В результате ходатайства Администрации города и района в 1994 году из
Фонда социально-экономического развития области, поддержки
предпринимательства и развития конкуренции была оказана финансовая
поддержка в размере 50.0 млн. рублей УПП ВОС - для организации
хлебопекарного производства. В 1995 году финансовую поддержку получили еще
5 предприятий:
• СИД УВД ОЯ 22/3 - 60.0 млн. рублей - на организацию хлебопекарного
производства;
• МП "Электрон" • 70.0 млн. рублей - для развития услуг по ремонту и
техническому обслуживанию сложной бытовой техники;
• ТОО "Блюз" - 4.0 млн. рублей - на развитие парикмахерских услуг;
• АО "Силуэт" - 36.0 млн. рублей - для создания участка отделки и вышивки
швейных изделий;
• АО "Горизонт" АО "Мстатор" - 200.0 млн. рублей - для развития
производства спецтрансформаторов.
В ближайшем будущем в целях развития и поддержки малого бизнеса
предполагается открытие в г.Боровичи представительства Новгородской торгово-
промышленной палаты, оказание содействия Боровичскому Союзу
предпринимателей в создании общества взаимного кредитования субъектов
малого предпринимательства, привлечения малых предприятий к подготовке
инвестиционных проектов для участия в международной ярмарке инвестиционных
проектов "Боритек", дальнейшее использование мер налогового регулирования,
направленных на стимулирование производственной деятельности малых
предприятий.
Администрацией принято положение "О регулировании инвестиционной
деятельности на территории г.Новгорода". Планируется создание бюджетного и
внебюджетного фондов, предусматривается направление 1.5% бюджетных средств
на финансирование инвестиционных программ. Разработан перечень
инвестиционных проектов предприятий города, предлагаемых для реализации
иностранным и отечественным инвесторам. Проходят семинары, встречи,
выставки с участием иностранных представителей деловых кругов и
предпринимателей города, на которых рассматриваются практические вопросы по
развитию промышленного производства и торговли. Установлены контакты со
шведскими, китайскими и другими фирмами. Осуществляются конкретные
совместные проекты. Только в 1994 году было привлечено иностранных
инвестиций на сумму более 1.5 млрд. рублей.
По свидетельству специалистов: «…ЕБРР выделил 300 миллионов долларов
кредита для российского малого бизнеса… Созданный правительством России в
1993 году Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции по
идее должен передавать часть своих средств на поддержку малого бизнеса.»(
В городе определены приоритетные направления развития малого
предпринимательства:
• производство продовольственных и промышленных товаров, товаров
народного потребления, лекарственных препаратов, медицинской техники;
• оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг населению;
• строительство объектов жилищного, производственного и социального
назначения, производство строительных материалов для реализации населению;
• развитие туризма;
• подготовка кадров для малого бизнеса.
4.2. Мероприятия общерегионального значения
1. Совершенствование нормативно-правовой базы государственной региональной
политики в сфере поддержки и развития малого предпринимательства;
* Разработать проект закона области «О поддержке молодых предпринимателей
Новгородской области»;
* Подготовить предложение в Правительство Российской Федерации о придании
Новгородской области статуса демонстрационной территории – полигона по
ускоренному развитию малого предпринимательства;
* Проект постановления администрации области «О поддержке общественных
организаций предпринимателей в Новгородской области»;
* Провести анализ действующих и разрабатываемых нормативных актов
федерального и регионального уровня в сфере развития и поддержки малого
предпринимательства с целью упорядочения системы правового регулирования и
подготовке предложений по ее совершенствованию;
* Сбор и анализ действующих нормативных актов по поддержке малого
предпринимательства субъектов Российской Федерации с целью
совершенствования нормативно-правовой деятельности в Российской Федерации;
* Осуществить анализ конкурентной среды в обществе по группам товаров и
услуг с целью формирования маркетинговых подходов в сфере управления малыми
предприятиями;
* Обеспечить математический анализ инфраструктурных подразделений
организаций, осуществляющих поддержку малого предпринимательства;
* Осуществить анализ проблем создания и ликвидации малых предприятий;
* Разработать порядок и условия проведения международных и областных
конкурсов малых предприятий, стимулирующих развитие предпринимательства;
* Оказать поддержку 2 районам области в разрабатывании комплексной
программы социально-экономического развития территории на основе
ускоренного регулирования развития малого предпринимательства;
* Подготовить постановление администрации области о введении региональной
государственной экспертизы в сфере науки, образования, отраслей народного
хозяйства и социально-экономического развития.
2. Развитие региональной инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства и подготовки кадров ;
* Расширить деятельность АО «Новгородский бизнес-парк» и его филиалов в
городах Боровичи и Валдай. Организовать представительства АО «НБП» в
районах области;
* Оказать содействие АО «НБП» в организации трех эффективных экономически
малых предприятий в целях укрепления доходной базы АО (сеть пунктов
быстрого питания, упаковочное производство, сервисный центр);
* Расширить деятельность АО «Новгородский технопарк» как структуры
наукоемкого инновационного бизнеса;
* Оказать содействие АО «НТП» в создании специализированного малого
предприятия с целью увеличения доходной базы АО;
* Создать при администрации области общественный совет директоров основных
инфраструктурных подразделений области, занимающихся поддержкой малого
предпринимательства;
* Обеспечить регулярную работу общественного совета директоров по
согласованию форм и методов работы;
* Создать региональный маркетинговый центр по обеспечению маркетинговой
поддержки малых предприятий и иных хозяйствующих субъектов области;
* Разработать условия взаимодействия маркетингового центра с субъектами
предпринимательства области;
* Организовать региональный инновационный центр с использованием типовых
разработок Союза независимых инжиниринговых компаний СИНОР и инженерного
центра по освоению конкурентноспособных инноваций ТЕХИНЦЕНТР;
* Оказать содействие инновационному центру и инновационному фонду в
осуществлении их деятельности;
* Расширить деятельность учебно-образовательного центра
предпринимательства и малого бизнеса в городе Новгороде, оказать
содействие в поиске помещения для размещения центра;
* Расширить деятельность учебно-делового центра Морозовского проекта в г.
Боровичи;
* Оказать содействие в создании центров переобучения женщин, не имеющих
работы, молодежи области с участием санкт-петербургского центра поддержки
предпринимательства под эгидой USAD и фонда “KNOW HOW” Великобритания.
3. Поддержка инновационной и производственной деятельности;
* Разработать специализированную региональную программу инновационного
предпринимательства;
* Подготовить сводный перечень перспективного опыта конструктивных работ
по созданию комплектного технологического оборудования и машин, типовых
строительных модулей для сферы малого предпринимательства области;
* Содействовать развитию предпринимательства и инновационной
инфраструктуры.
4. Информационное обеспечение малого предпринимательства;
* Создать центр по обеспечению и ремонту технических средств и производству
базы современных ПК;
* Организовать сбор и анализ потребности малого предпринимательства для
организации маркетинговой поддержки РИАЦ, а также осуществить проведение
регулярных маркетинговых опросов в сети РИАЦ
* Создать сеть мониторинга и сбора информации об инвестиционных проектах
малых предприятий;
* Организовать мониторинг развития предпринимательства в районах области и
информационное обаспечение районов области и малых городов;
* Организовать информационное обслуживание и создать механизм льготного
информационного обеспечения малых предприятий области;
* Разработать структуру организации по формированию и эксплуатации системы
обращения к федеральным базам данных для РИАЦ и предпринимателей.
5. Стимулирование деловой активности и новых форм хозяйствования, создание
благоприятного общественного мнения для развития малого бизнеса;
* Организовать комплексное бизнес-издание;
* Подготовить иллюстрированный буклет о Новогородской области для туризма и
бизнеса;
* Подготовить и провести социологическое исследование сферы малого
предпринимательства;
* Подготовить проведение конкурса малых предприятий;
* Организовать проведение конкурса;
* Организовать проведение конкурса среди районов области за звание
активного района;
* Оказать содействие АО «НТП» и АО «НБП» и Торгово-промышленной палате в
организации телепередач по проблеме предпринимательства;
* Создать при администрации области молодежный общественный орган
«Молодежный экономический колледж (Молодежное правительство)»;
* Оказать содействие кооперативам малых предприятий на основе
технологической целесообразности.
6. Развитие инвестиционных процессов и внешнеэкономических связей.
* Подготовить постановление администрации области о Фонде социально-
экономического развития области и поддержки малого предпринимательства и
развития конкуренции, имея ввиду нормативное закрепление минимальной нормы
бюджетной поддержки развития предприятий на уровне 1,5% расходной части
бюджета;
* Финансировать на льготной возвратной основе наиболее значимые
предпринимательские проекты в соответствии с приоритетами, определенными в
программе «Малый бизнес». Соответствие прохождения в первоочередном порядке
проектов, решающих вопрос занятости женщин и молодежи.
* Расширить деятельность АО «Новгородская лизинговая компания» по
инвестированию эффективных проектов и программ предпринимательства;
* Организовать 20-25 малых совместных предприятий с инофирмами;
* Организовать международные семинары по вопросам привлечения инвестиций,
созданию совместных предприятий, развития малого бизнеса в области;
* Разработать пакет технических проектов для малого и среднего
предпринимательства с целью привлечения иностранных кредитов для
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|