рефераты скачать

МЕНЮ


Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

Основными направлениями государственной поддержки малого

предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы

деятельности, являются:

создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым,

материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-

техническим разработкам и технологиям

помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации

руководителей, специалистов и персонала малых предприятий

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого

предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-

технических, производственных, информационных связей с зарубежными

странами, а также привлечение иностранных инвестиций к развитию

предпринимательства

установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого

предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления

государственной статистической отчетности

формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ,

направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными

товарами, конкурентоспособными средствами их производства.

Особую актуальность в связи со структурной перестройкой экономики

приобретает проблема ускорения инвестиционных процессов на малых

предприятиях. Следует подчеркнуть, что без инвестиций немыслима никакая

предпринимательская деятельность. При этом под инвестициями понимаются все

виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты

предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется

прибыль (доход) или достигается социальный эффект. В качестве инвестиций

могут выступать денежные средства, целевые банковские выплаты, паи, акции и

другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные

ценности. Все это служит источником развития предпринимательской

деятельности. Без осуществления инвестиций в той или иной форме средства

предприятия расходуются нерационально, проедаются, производство эффективно

развиваться не может.

Например, на Западе для привлечения ресурсов крупных предприятий в

целях развития малых получила широкое распространение и уже дала

значительный экономический эффект система контрактных отношений крупных и

мелких фирм - франчайзинг, особенно в торговле и в сфере услуг.

Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма представляет малой

фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при

необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного

рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.д. Малый

бизнес, как уже было сказано выше, обладает заметно большей способностью к

нововведениям и более заинтересован в ускоренной разработке технических

проектов.

Очевидно, что преимущественное право на получение поддержки, в том

числе и льгот и преимуществ, должны иметь малые предприятия, осуществляющие

деятельность, признанную приоритетной. Приоритетной признается любая

деятельность малых предприятий, лежащая в русле целей, стратегии и тактики

общего государственного регулирования экономики страны и обеспечивающая

наиболее полное удовлетворение

социальных, экономических и экологических потребностей населения с

минимальными затратами общественного труда.

В постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 11 мая 1993 г.

№446 “ О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке

малого предпринимательства в Российской Федерации” в качестве основных

приоритетов развития малого бизнеса определены

такие направления деятельности, как производство и переработка

сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных,

промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных

препаратов и медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и

бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и

социального назначения, инновационная деятельность.

То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых

предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду:

продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных

программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого

предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона.

Исходя из того, что одним из направлений финансовой поддержки,

способствующей развитию малого бизнеса, является налоговая политика, в

частности, льготное налогообложение, сначала Указом Президента РФ от 22

декабря 1993 г. “О некоторых изменениях в налогообложении и во

взаимоотношениях бюджетов различных уровней” предусмотрены налоговые льготы

малым предприятиям, особенно занятым в производстве. Также вопросы

льготного налогообложения нашли отражение в принятом Законе РФ “ О

государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” и в Законе “Об

упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого

предпринимательства”. Указанные льготы создают определенные экономические

преимущества

для функционирующих и особенно для вновь создаваемых малых предприятий. Тем

не менее, по-прежнему для всех предпринимателей, в том числе и занятых в

малом бизнесе, налоги остаются главной проблемой. В проектах федеральных

законов по налогообложению, направленных в Государственную Думу,

практически сохранены все льготы малому бизнесу, Вместе с тем

предусматривается передача права отмены уплаты авансовых платежей налога

на прибыль и на добавленную стоимость по малым предприятиям - органам

исполнительной власти субъектов федерации, способным более гибко

использовать указанную льготу.

Другим направлением государственной поддержки является выделение

ассигнований из федерального и регионального бюджетов для финансирования

программ поддержки малого предпринимательства. Так, в 1995 году из

федерального бюджета направлено на поддержку предпринимательства 5

млрд.рублей, из них 2 млрд. рублей перечислено Фонду поддержки

предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России, который

является генеральным заказчиком Федеральной программы государственной

поддержки малого предпринимательства. Кроме того, с 1 января 1995 года на

развитие предпринимательства в соответствии с государственной программой

приватизации государственной и муниципальной собственности в указанный фонд

направляется 5% денежных средств, поступающих от приватизации федеральной

собственности.

Следует отметить, что государственная поддержка развития

предпринимательства осуществляется также за счет финансирования и других

фондов и федеральных целевых программ. Так, в целях поддержки инновационной

деятельности постановлением Правительства РФ создан Фонд содействия

развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Государство оказывает помощь фермерским хозяйствам. За счет

ассигнований из федерального бюджета предусмотрено возмещение

разницы в процентных ставках по льготным кредитам, выданным крестьянским

хозяйствам, а также участие в становлении системы крестьянских банков и

страховых компаний.

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 “ О мерах

по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации

государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд”

государственным заказчикам положено при проведении конкурсных отборов по

размещению заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ

(оказание услуг) для государственных нужд создавать условия, обеспечивающие

участие малых предприятий в конкурсном отборе. Министерству внешних

экономических связей поручено рассматривать возможность привлечения малых

негосударственных предприятий к участию в конкурсных торгах на поставку

товаров, выполнение работ для федеральных государственных нужд.

Малым негосударственным предприятиям, участвующим в выполнении

государственных оборонных заказов, предоставляется право закупок продукции

общепромышленного применения в счет устанавливаемых Министерством экономики

РФ специальных квот обязательной продажи этой продукции.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994

г. № 967 “ Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки

основных фондов”, малым предприятиям предоставлено право в первый год их

функционирования наряду с использованием механизма ускоренной амортизации

списывать как амортизационные отчисления 50 % первоначальной стоимости

машин и оборудования со сроком службы свыше 3-х лет.

Следует обратить внимание на то, что поддержка предпринимательства

является задачей не только центральных, государственных органов, но и в не

меньшей степени задачей регионов, в которых в последнее время получили

большую самостоятельность.

Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне

может включать в себя:

прямое финансовое субсидирование

льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов

предоставление льгот по местному налогообложению

передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических лицензий

из подведомственного региону госсектора

обеспечение на льготных условиях совместно с подведомственными

организациями госсектора проведения НИОКР

участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий,

ограниченное регулирование в ценообразовании

формирование и регулирование рынка труда

частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами

предоставление выгодных региональных госзаказов

упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе , в

сфере внешнеэкономических операций

юридический и экономический консалтинг

содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети

подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики

обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных

экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.

содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций

предпринимательства

Деятельность малого предпринимательства должна быть ориентирована,

главным образом, на местный рынок, на решение региональных проблем.

Местные органы власти и управления располагают административными и

экономическими рычагами, а также средствами для регулирования

предпринимательской деятельности. Практически все органы государственной

власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения

по экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном

регионе развитию предпринимательства, росту производства перспективных

товаров и услуг, имеющих спрос, созданию рабочих мест. Региональные органы

государственной власти и управления должны определять направления поддержки

малого предпринимательства в регионах, а также комплекс необходимых

мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации

за счет местных источников.

В ряде регионов России разработаны и осуществляются целевые программы

поддержки малого бизнеса при долевом участии средств местного бюджета.

Важным документом, направленным на стимулирование

предпринимательства, является Постановление Правительства РФ от 29 декабря

1994 г. “ О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса”.

Правительство выделило 1,5 млрд. рублей на создание сети региональных

агентств. Примерно столько же средств вложат регионы. Логическим

завершением обучения в создаваемых центрах будет разработка

предпринимателями бизнес-планов по выбранному направлению деятельности.

Разработанные бизнес-планы будут оцениваться с точки зрения перспектив их

дальнейшего кредитования крупными коммерческими банками, которые привлечены

к учредительству центров.

Глава 3 .

Поддержка малого предпринимательства в Новгороде и

Новгородской области .

3.1. Характеристика текущей социально-экономической ситуации Новгорода

и Новгородской области. Краткие сведения о регионе . (ПРИЛОЖЕНИЕ

1)

Город Новгород Великий – областной центр Новгородской области –

расположен на расстоянии 510 км. от Москвы и 180 км. от Санкт-Петербурга.

Общая площадь городских земель составляет 7738 га, из них застроенных –

4796 г. Численность населения города – 240,8 тыс. человек, из них

трудоспособного населения –148,1 тыс., т.е. 63%. Существенное влияние на

изменение численности оказывает миграция, от 25 до 30% прибывающих в

область переселенцев приходится на Новгород.

Новгород – это около 6 тысяч крупных и малых предприятий, выпускающих

сотни различных видов продукции: от телевизоров и видеомагнитофонов до

разнообразной сельскохозяйственной продукции.

Анализируя финансово-хозяйственное положение промышленных предприятий

Новгорода, можно отметить, что с конца 1994 года наметилась и сохраняется в

настоящее время тенденция относительной стабилизации. Более чем вдвое по

сравнению с прошлым годом возросло число предприятий, обеспечивающих

физический прирост объемов производства. Это предприятия химической,

деревообрабатывающей, пищеперерабатывающей промышленности. При этом

предприятия государственной и федеральной собственности оказались наименее

приспособленными к работе в переходный период. Индекс физического объема на

предприятиях государственной формы собственности составил 32,7, федеральной

– 21,0, областной – 64,7, частной - 82,9, смешанной – 101,3.

Ситуация на рынке труда складывается под влиянием спада производства и

характеризуется ростом числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве,

увеличением скрытой безработицы на работающих предприятиях, снижением

спроса на рабочую силу. официальное число зарегистрированных безработных

достигло четырех тысяч человек. Уровень безработицы приближается к 3%.

Ежемесячно около 40% предприятий работают в сокращенном режиме или с

частичной приостановкой производства.

В настоящее время в городе осуществляют финансово-хозяйственную

деятельность 2300 малых предприятий, в которых занято свыше 30 тыс.

человек. Из них действует 40,5% в сфере производства, 39,2% - в сфере

торговли.

Территория Новгородской области 55,3 тыс. кв. километров (больше

территории таких государств, как Бельгия, Дания, Нидерланды, Швейцария,

Швеция). области расположена на Северо-Западе России, граничит с Псковской,

Тверской, Ленинградской и Вологодской областями. Климат территории умеренно-

континентальный с относительно теплой зимой и теплым летом. Численность

населения на начало 1997 года составляла 739,3 тыс. человек, из которых 525

тыс. (71%) проживает в городах, 214,3 тыс. (29%) – в сельской местности.

Плотность населения – 13человек на 1 кв. км. (против 8,7 чел./кв. км. в

среднем по России).

Особенность расположения Новгородской области состоит в том, что она

связывает транспортными магистралями два ведущих рынка России – мегаполисы

Санкт-Петербург и Москву.

Автоматическая телефонная связь обеспечивается со всеми регионами

России и со 110 странами мира. Введены в эксплуатацию системы сотовой

связи NMT-450, GSM-900, AMPS . В Новгороде находятся два сервера-провайдера

компьютерной сети Интернет. Завершено создание областной системы

автоматизированного земельного кадастра с использованием передовых

компьютерных технологий при участии национальной земельной службы Швеции.

По экспертной оценке Всемирного банка область вошла в шестерку

наиболее привлекательных для иностранных инвесторов в России . 2). Этому

способствует наличие вторичного рынка земли, реализация на практике

областного Закона «О налоговых льготах предприятиям и организациям,

расположенным на территории Новгородской области», согласно которому любые

предприятия, отечественные и зарубежные, имеющие инновационные проекты,

одобренные Администрацией области, занимающиеся производительной

деятельностью и зарегистрированнные на террритории области, освобождаются

до полной окупаемости всех вложенных средств от уплаты всех налогов в

областной и районный бюджеты; невысокий уровень инвестиционного риска;

частичное освобождение от налогов на маркетинговые действия.

Основные сведения: большая часть населения – русские (96%), средний

возраст – 37,4 лет. Треть трудовых ресурсов области занято в

промышленности, 11% - в сельском хозяйстве, 8.1% - в строительстве, 12.2% -

в торговле и общественном питании. Статус безработного на 01.01.99 имели

около 14,5 тыс. человек, т.е. 3.5% трудоспособного населения.

Основной объем валовой продукции области - 87% - создается в отраслях

материального производства (промышленность – 48%, строительство -11%,

сельское хозяйство – 10%, торговля – 5%).

Основным видом транспорта в области является автомобильный,

железнодорожный транспорт занимает 2% в объеме перевозок пассажиров, и

39.5% - в общей перевозке грузов.

Следует отметить, что, однако, территориальную неравномерность

социально-экономического развития региона. Это вызывается, в частности,

сложившейся неравномерностью размещения производств и их специализацией,

различной степенью развития инфраструктуры. Ряд агропромышленных районов

области (Батецкий, Маревский, Волотовский, Поддорский) особенно отстают в

социально-экономическом развитии. По существу, такие районы следует отнести

к депрессивным, их состояние характеризуется такими главными критериями:

1. Спад производства;

2. Низкий доход на душу населения;

3. Высокая безработица.

3.2. Исторические предпосылки возникновения и развития предпринимательства

в Новгороде и Новгородской области.

В 1918 году предпринимательство было запрещено под страхом смертной

казни. Из российской жизни изъяли важнейший элемент экономического

развития. За несколько лет был ликвидрован слой мелких предпринимателей –

профессиональных организаторов российской экономики, который Россия

вынашивала и рождала столетиями. К 1920 году было физически истреблено и

оказалось в вынужденной эмиграции более 100.000 предпринимателей. В

последние десятилетия. включая и последние годы, предпринимательство

рассматривалось в соответствии с законодательством как уголовно наказуемое

преступление. Потеря предпринимательства слоя была непоправима для России.

Она лишилась уникальных тружеников, которые по своему культурному уровню,

психологии, образу жизни заметно отличались от западных предпринимателей.

Очень важно подчеркнуть, что наряду с крестьянством российские

предприниматели в гораздо большей мере, чем другие социальные группы.

сохранили самобытные черты русского народа. несли в себе ценности русского

национального сознания и русской культуры.

Новгород Великий – один из древнейших русских городов, сыгравший

выдающуюся роль в создании древнерусского государства. Этому немало

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.