Особенности монополизации в США
Возвышение Моргана показательно для заключительного, быть может,
самого важного этапа процесса консолидации на начальных этапах процесса
монополизации американской экономики – создания так называемых «де-нежных
трестов». В 1864 году Джуниус Спенсер Морган, который в течение многих лет
занимался продажей американских акций английским вклад-чикам, поставил
своего сына Джея Пирионта Моргана во главе американ-ского филиала своей
организации. Через несколько лет молодой Морган вошел в компанию со старым
банком Дрекселя в Филадельфии. В 1873 году фирма «Дрексель, Морган и Ко.»
была настолько богатой, что вместе с Джеем Куком финансировала 750
миллионов долларов государственного долга. Серьезные неудачи, постигшие в
том же году Джея Кука, укрепили позиции компании Моргана, а несколько лет
спустя, когда она продала за границу огромное число акций «Нью-Йорк
Сентрал», ее репутация была полностью утверждена. Связь с «Нью-Йорк
Сентрал» и предопределила основную финансовую деятельность компании Моргана
на следующие двадцать лет16.
В течение 1880-х годов Морган производил реорганизацию и финанси-
рование железных дорог и его влияние в этой ключевой области народного
хозяйства неустанно возрастало. Во время паники 1893 года половина железных
дорог страны попали во власть кредиторов, и их владельцы начали обращаться
к «Юпитеру» Моргану, ища у того спасения. Отчасти потому, что это дело было
очень заманчивым, а также и потому, что необходимо было удержать
стабильность проданных им за границу акций, Морган пошел им навстречу.
Когда же паника рассеялась, оказалось, что акции Моргана давали ему
контроль над десятком важнейших железных дорог, в том числе и «Нью-Йорк
Сентал», «Саузерн», «Чесаник энд Охайо», «Санта-фе», «Рок-Айленд» и
другими17.
Тем временем интересы Моргана распространились и на другие области. К
началу ХХ века едва ли можно было найти такое важное предприятие, которое
не испытывало на себе решающего влияния банка Моргана. Морган финансировал
компанию «Федерал Стил» и произвел колосальную денеж-ную операцию, в
результате которой возникла компания «Юнайтед Стейтс Стил». Он же объединил
враждовавших друг с другом фабрикантов сельско-хозяйственного оборудования
и создал компанию «Интернейшнл Харве-стер». Им же была организована
американская морская торговля злопо-лучной компании «Интернейшнл Меркантайл
Марин»; он помог финанси-ровать компанию «Дженерал Электрик», «Американ
телефон энд телеграф», «Нью-Йорк Ранид Транзит Компани» и двенадцать других
огромных комму-нально-бытовых предприятий18.
В результате серии изобретений Томаса Эдисона в области электротех-
ники в 80-х годах XIX века рождается знаменитая фирма Эдисона, которая в
дальнейшем перерастает в крупнейшую электротехническую корпорацию «Дженерал
электрик». Электротехническая промышленность становиться одной из ведущих
отраслей промышленности в США19.
§2. Финансовый капитал и финансовая олигархия.
На первых порах развития капитализма в США банки были посредника-ми в
движении ссудного капитала. Самостоятельной роли в воспроизводстве
общественного капитала они не играли. Господствующей формой капитала был
промышленный капитал. Однако становление монополий в промышлен-ности в
конце XIX – начале ХХ века создало условия для укрупнения банков. Рост их
концентрации и централизации привел к выделению горстки круп-ных
банков,образованию банковских монополий. Коренным образом измени-лась и
роль банков20.
Хотя концентрация банков подчинена концентрации производства и по своей
экономической сущности мало чем отличается от последней, во мно-гом для неё
характерны специфические черты. Можно перечислить несколь-ко форм
концентрации и централизации банковского капитала: сосредото-чение вкладов
в крупных банках, развитие сети «примыкающих» банков, создание и расширение
сети филиалов и отделений крупных банков, слияние крупных банков и
образование банковских трестов, превращение банков в учреждения поистине
универсального характера21.
Интересы увеличения собственной прибыли вовлекают банки в про-цессы
монополизации в промышленности. Это обусловлено тем, что устой-чивая
прибыль на длительную перспективу возможна именно в многоотрас-левых
монополиях, в состав которых входят капиталы с различной длитель-ностью
оборота. И именно эти соображения подвигли американский финан-совый капитал
к слиянию с промышленным на рубеже XIX – ХХ веков22.
В банках, в отличие от промышленности, заемный капитал во много раз
превышает собственный. Причем, зная долю заемного капитала в общей сум-ме
пассивов у банков, можно судить о степени их концентрации. Так, к при-меру,
в 1860 году эта доля (применительно к американским банкам) сос-тавляла
18.2% (низкая концентрация), тогда как в 1900 году она возросла до 78.3%23.
Тенденция к универсализации банков, проявившаяся в эпоху амери-
канского империализма, состояла в сочетании расчетных операций со ссудно-
депозитными и эмиссионными. Кроме того банки стали гаранти-ровать
корпорациям выпуск ценных бумаг и их размещение, что также спо-собствовало
переплетению интересов банковских и промышленных моно-полий24.
Понятие финансового капитала включает в себя два основных элемента:
наличие промышленных и банковских монополий, выросших вследствие вы-сокой
степени концентрации производства и капитала; слияние или сращи-вание этих
монополий и их капиталов.
Слияние означает взаимопоглощение разнородных явлений и обра-зование
на этой основе качественно нового. Слияние банковского и про-мышленного
капитала в условиях господства монополий в американской экономике эпохи
империализма означало их превращение в составные части новой, наивысшей
формы проявления капитала – финансово-промышленной группы. Финансово-
промышленные группы представляют собой более высо-кую степень
монополизации, нежели любая другая форма частнокапита-листического
объединения. Роль финансово-промышленной группы заклю-чалась в том, что она
объединила все формы монополизации, характерные для американской экономики
того времени, и таким образом возвела её на качественно новую ступень25.
ГЛАВА II. Монополизация американской экономики в начале ХХ века.
§1. Усиление позиций монополий в американской экономике
начала ХХ века.
Если мировое промышленное производство с 1870 по 1913 год выросло в 5
раз, то промышленное производство США – в 8.6 раза. С этого времени США
выходят на первое место в мире по промышленному производству26.
В последней трети XIX века развитие американского капитализма было
связано в основном с овладением внутренним рынком. Американский экс-порт
постоянно превышал импорт, но состоял в основном из сырья и сель-
скохозяйственных продуктов, к тому же США ввозили капитал и являлись
должником европейских банков. Положение стало меняться в начале ХХ ве-ка.
США не нуждались больше в европейских фабрикатах и сами стремились навязать
свои готовые изделия другим странам. С 1865 по 1913 год доля сырья в
американском экспорте упала с 70 до 40%, а доля готовых изделий возросла с
16 до 48%, в это же время доля последних в импорте сократилась с 58 до
41%27.
В третьем томе «Капитала» Карл Маркс отмечал: «Если капитал вывозится
за границу, то это происходит не потому, что он абсолютно не мог бы найти
применения внутри страны. Это происходит потому, что за гра-ницей он может
быть помещен при более высокой норме прибыли». Вывоз капитала служит важным
средством получения монопольно высокой при-были, что и обусловило
первенство в этой сфере американской экономики крупных монополий США в
начале ХХ века28.
Объем внешней торговли США рос очень быстро: с 1870 по 1913 год –
более чем впятеро. Американский капитализм все более устремлялся на близ-
лежащие внешние рынки – прежде всего в экономически слаборазвитые стра-ны
Латинской Америки. Латинская Америка стала первым объектом прило-жения
американского капитала (в свою очередь должника капитала европей-ского).
США стали подчинять себе страны Латинской Америки, которые пре-вращались в
сырьевые придатки американской промышленности.
Существенной и определяющей для целей внешней политики США в то время
явилась доктрина и идеология «открытых дверей», иными словами, идеология
американского империализма в так называемом «мягком обли-чии»,
сформулированная еще в XIX столетии и выдвинутая как одна из док-трин
американской внешней политики в «дипломатических нотах открытых дверей»
госсекретаря Джона Хая в 1899 году.
В своей работе «Международно-правовые формы современного импе-риализма»
Карл Шмитт подчеркнул, что особенностью американского импе-риализма и
стремлений США к колониальным завоеваниям, не являлась формальная
аннексация территории государств — то есть создание коло-ниальных
территорий на манер Британской империи, а создание империи путем
неравноправных договоров, гарантирующих абсолютное, односто-ронне
провозглашенное, право США на интервенцию в этих странах в под-держку
своему владычеству и порабощению этих стран в экономическом отношении,
установления полного контроля над экономикой этих стран путем политики
«открытых дверей», в результате чего страны превращались в американские
протектораты.
Таким образом, мировое американское господство для монополизиро-ванной
экономики США эпохи империализма виделось в контексте мировой американской
империи «открытых дверей», иными словами, как доктрина Монро для всего
мира.
Политика «открытых дверей» была впервые применена США в отно-шении
Китая во время «опиумной войны» (1839—1842) и сводилась к тому, что
китайский рынок должен быть открытым для США на основе «наиболее
благодетельственной нации». В 1857 году адмирал Перри пушками амери-
канского линкора «открыл двери» Японии для американского экономиче-ского
империализма. По окончании первой мировой войны политика «откры-тых дверей»
была географически расширена, распространяясь на весь мир.
Вообще говоря, ссылки американской дипломатии тех лет на принцип
«открытых дверей» при более глубоком анализе предстают в качестве прояв-
лений интересов монополистического капитала США в завоевании для себя
международных рынков сбыта и ресурсов. Таким образом, политика «откры-тых
дверей» - еще одно свидетельство процессов активной монополизации
американской экономики в конце XIX - начале ХХ века, характерных для всей
эпохи империализма в мире.
Итак, говоря словами Габриэля Колко из его работы «Политика войны»,
«открытые двери» на деле «функционально означали американское эконо-
мическое господство, очень часто монополистический контроль над ключе-выми
в стратегическом и экономическом отношении сырьевыми мате-риалами, от
которых … индустриальная сила зависит и на которые она опи-рается... В
силовой политике установления полного контроля над залежами нефти
необходимо искать секрет теории и реальности американских экономических и
военных целей». Мы видим, что интервенция и политика «открытыx дверeй»
явились сторонами или вариантами одной сущности — американского
империализма. Военная интервенция выступала в качестве жесткого варианта,
политика «открытых дверей» - в качестве мягкого.
Процесс монополизации шел дальше. Происходило сращивание трестов с
банковскими монополиями, создавался американский финансовый капитал.
В период промышленного подъема девяностых годов XIX столетия
монополистические объединения установили свое безраздельное господство в
экономике США. В начале ХХ века в США действовало более 800 трестов, в
состав которых входило свыше 5000 предприятий с капиталом более 7
миллиардов долларов29.
Вообще, для периода империализма в США было характерно стрем-ление
монополий к захвату рынков сбыта на международной арене, борьба за которые
проходила в острейшей конкуренции с крупнейшими монополиями других стран.
Как и в настоящее время, в начале ХХ века можно выделить два основных типа
международных монополий: транснациональные корпо-рации (ТНК), принадлежащие
одной стране и имеющие отделения и филиалы в других странах;
межнациональные корпорации, объединяющие капиталы нескольких стран и также
имеющие сеть филиалов и отделений в других странах30.
Важно заметить,что международные монополии того времени были как
правило одноотраслевыми.
В период американского империализма концентрационные процессы часто
происходили на уровне отдельных производственных единиц. Капи-талисты
создавали огромные заводы вроде фордовского автомобильного гиганта
«Фордзон», на котором к 1920 году стало работать порядка 100 000 рабочих.
Этот завод комбинат располагал не только механическими и сбо-рочными
цехами, но и коксохимическим, доменным, сталеплавильным, про-катным,
кузнечно-прессовым, стекольным, по производству обивочных мате-риалов,
лака, красок, лесо- и пиломатериалов, цемента. Выпуск продукции
обеспечивался в рамках одного предприятия-комбината почти всеми необхо-
димыми материалами и полуфабрикатами. Собственностью Форда были руд-ники,
шахты, леса, каучуковые плантации. Один такой завод-комбинат с его
ежегодным трехмиллионным выпуском автомобилей уже выступал в ка-честве
монополии. К 1923 году заводы Форда выпустили больше 2 мил-лионов
автомашин. За каждым его шагом следили тысячи глаз, каждое его публичное
высказывание цитировалось газетами. Ажиотаж вокруг имени автомобильного
магната был настолько велик, что в начале 20-х годов пар-тийные политиканы
подумывали о выдвижении кандидатуры Форда на пост президента, что привело в
немалое смятение деятелей, рассчитывавших стать хозяевами Белого дома31.
Особенно важным событием было создание Дж. Морганом в 1901 году
«Стального теста», монополизировавшего 43% производства чугуна и 66%
производства стали в США. Он контролировал 75% американских запасов
железной руды и выпускал половину металлургической продукции.
К концу первой половины ХХ века группа Морганов осуществляла прямой
контроль над 5 крупнейшими банками США, 32 промышленными корпорациями, в
том числе над такими, как «Юнайтед Стейтс стил кор-порейшн», «Дженерал
электрик» и прочими. Под контролем моргановского семейства оказались 13
крупнейших железных дорог, три гигантские стра-ховые компании, 14
коммунальных предприятий32.
Центром «империи Морганов» в течение многих лет являлась финан-совая
компания «Морган Дж. П. энд компани» (в конце 1958 года этот банк
объединился с моргановской «Гаранти траст компани» в единый банк – «Морган
гаранти траст компани» с капиталом в 4 миллиарда долларов). Но размеры
капитала, хотя сами по себе более чем внушительные, еще не дают полного
представления о его влиянии и могуществе. Имена членов совета директоров
«Морган гаранти траст компани» в 1950-е годы фигурировали в списках
директоров каждой четвертой из 100 крупнейших промышленных фирм США. С 39
из 100 корпораций и фирм США моргановский банк имел теснейшие финансовые
связи. Под контролем главного банка семейства находилось значительное
количество финансовых учреждений, промыш-ленных фирм, транспортных и
страховых компаний, объединений комму-нального обслуживания Америки33.
Двенадцать моргановских компаний вошли в число объединений, капи-талы
которых превысили миллиард долларов. Важнейшими среди них являлись
крупнейший уолл-стритский банк «Бэнкерз траст компани» (2785 миллионов
долларов), ведущие страховые компании США, сталелитейная монополия «Юнайтед
Стейтс стил корпорейшн» (3620 миллионов долларов), «Дженерал электрик»
(1728 миллионов долларов), «Фелпс Додж корпо-рейшн» и др34.
Большую роль в «империи Морганов» в то время играет банк «Морган
Стэнли энд К». На первый взгляд этот банк не входил в разряд наиболее
могущественных, во всяком случае по объему своих капиталов. Однако в
течение многих лет он занимал первое место по стоимости ежегодно раз-
мещаемых ценных бумаг.
Банки – фундамент «моргановской империи», основа ее могущества и
влияния. Но Морганы не были бы Морганами – ярчайшими и типичнейшими
представителями монополистического капитала, - если бы ограничили сферу
своей деятельности только банковскими сейфами. Слияние финансового и
промышленного капитала – один из характерных признаков монополий в эпоху
империализма, - нашло свое выражение и в «империи Морганов».
Огромная промышленная машина, сотни предприятий в десятке отрас-лей
промышленности приносили хозяевам этой «империи» многомил-лиардные доходы.
Невозможно перечислить все виды моргановского биз-неса. Расскажу лишь о
наиболее крупных бриллиантах в промышленной короне этой династии.
Знал ли скромный инженер Александр Белл Грейам, собравший в 1876 году
первый телефонный аппарат, что это, тогда ещё нескладное сооружение из
проводов и катушек, окажется золотым дном для моргановского дома? Конечно,
не знал. Раньше других своих соперников почуяв запах больших денег, Морганы
наложили руку на это изобретение. И уже в 20-х годах прошлого века они
практически были собственниками не только всей теле-фонной сети страны, но
и владельцами многих заводов, научно-иссле-довательских институтов и других
предприятий связи35.
90% всех капиталовложений в американские предприятия связи долгое
время принадлежали «Америкен телефон энд телеграф компани» - одной из самых
прибыльных моргановских фирм. Этот гигант не только эксплуа-тировал
подавляющую часть телеграфной и телефонной сети США, но и производил
большую часть телефонного и телеграфного оборудования36.
«Юнайтед Стейтс стил корпорейшн» часто называют символом амери-
канского «биг бизнес» - большого бизнеса.
О размерах «Юнайтед Стейтс стил» нет необходимости много распро-
страняться. Достаточно сказать лишь, что мощности одной этой компании и в
середине ХХ века были равны мощностям всей металлургической промыш-ленности
Англии и Франции, вместе взятым37.
На заводах «Юнайтед Стейтс стил» производилась самая разнообразная
продукция – от стальных конструкций до различного сложного машинного
оборудования; от рельсов, кабелей, труб, проволоки и листовой стали до
военных кораблей, грузовых и пассажирских судов и плавучих доков; от
удобрений и предметов домашнего обихода до целых домов.
«Дженерал электрик». Этот монополистический гигант возник в 1892 году
в результате слияния компаний «Эдисон дженерал электрик» и «Томп-сон
Хаустон электрик». Верные себе, Морганы, прорвавшись в новую область, сразу
же повели широкое наступление на всех своих конкурентов. Уже после Первой
мировой войны «Дженерал электрик» заняла господ-ствующее положение в
перспективной области электротехнического произ-водства -
радиопромышленности. В 1919 году эта компания создала дочернее общество
«Радио корпорейшн оф Америка», которое вскоре почти полно-стью
монополизировало производство и сбыт радиоаппаратуры и устано-вило контроль
Страницы: 1, 2, 3, 4
|