рефераты скачать

МЕНЮ


Мировая экономика

с растущей специализацией видов транспорта, ростом грузооборота и

увеличением скорости движения. Происходит концентрация грузооборота

(основной объем которого приходится на 93 порта мира, всего в мире более

200 портов). Крупнейшие: Роттердам, Марсель, Антверпен, Осака, Шанхай,

Сингапур. Из более, чем 14000 аэропортов мира выделяются 400. Самые

крупные: Охара (Чикаго), Норита (Токио). Развитие транспортных магистралей

привело к развитию многовидовых транспортных структур. Единство

транспортной структуры достигается организацией контейнерных перевозок. В

смешанных международных перевозках используется несколько видов транспорта.

Набирает силу процесс создания интегрированных транспортных систем, работа

которых координируется и увязывается между собой. Образовались многовидовые

транспортные компании, действующие на расширенной географической основе,

охватывая весь мир. Транспортные системы имеют между собой ряд различий.

Преобладающие позиции занимают высоко развитые страны, на которые

приходится более 70% мирового грузооборота. В стоимостной оценке высока

доля морских перевозок, в перевозке грузов - автомобильный транспорт. В

промышленно развитых странах сосредоточено 63% портов и 60% аэропортов

мира. Они контролируют основные виды связи: 60% морского тоннажа. Ведущая

роль принадлежит Греции, Японии, США и Норвегии. Большая часть торгового

флота принадлежит европейским странам (1/3). Существует несколько

показателей, определяющих, кому принадлежит флот: по капиталу, по флагам

регистрации. На страны приписных флагов приходится около 28% флота

(Либерия, Панама, Бермудские острова). Между ними существует специализация:

танкерный флот - Либерия и Панама, контейнерный - Панама. Наибольшее

предпочтение отдается компаниям Либерии, Багамов, Панамы. 77% флота США

под удобными флагами, 60% Японии, это связано со стремлением снизить

стоимость перевозок, используя более дешевую рабочую силу, кроме того

страны-извозчики предоставляют значительные налоговые льготы на перевозимую

продукцию. Однако подобная практика создает конкурентные неудобства для

других стран. Это приводит к созданию свободных морских зон - о-ва Мэн в

Великобритании.

На развивающиеся страны приходится более 20% мирового грузооборота.

Большую роль играет морской транспорт - 35% мирового торгового флота

принадлежит развивающимся странам. Крупными судовладельцами являются КНР и

Ю. Корея. На развивающиеся страны приходится также больше 10% мирового

легкового транспорта, 20% грузовиков и автобусов. Однако в развивающемся

мире наблюдается низкая плотность транспортных путей. В Саудовской Аравии

на 100 квадр. км приходится 4 квадр. км дорог, в Судане - 400 м.

Авиационный транспорт является делом национального престижа, без поддержки

государства компании конкуренции не выдерживают. Однако 16 компаний

развивающихся стран входят в ведущие компании мира. Для транспорта

развивающихся стран характерен низкий уровень технического развития. В

странах развивающегося мира грузы перемещаются в основном на 35 км.

Социальная структура транспорта. Мировая транспортная система отличается

пестротой институциональной и социальной структуры. Институциональная

структура - форма организаций, транспортирующих субъектов. Важно участи

государств. Транспорт является материало и энергоемко отраслью. Высока

степень концентрации капитала в ж/д, авиационном, трубопроводном

транспорте. В автомобильном транспорте концентрация капитала незначительна.

Крупные компании составляют менее одного процента от общего числа компаний.

Наблюдается характерная тенденция - рост количества мелких компаний даже в

морском и авиа транспорте.

Регулирование транспорта. Существует 2 уровня: межправительственный и

частный. Основные инструменты регулирования - международные соглашения. В

отношении морского транспорта существует ряд организаций, которые

занимаются обеспечением безопасности, решением экономических и технических

вопросов. На национальном уровне усилия сосредоточены на ликвидации

ограничений: приватизация, либерализм, дерегулирование. Процесс развития

транспорта и связи проходит взаимосвязанно. Логистика - система, в основе

которой лежат принципы распределения, перевозки и складирования товаров с

целью облегчения для компаний схемы доставки.

Вопрос 19.

Финансовая система мирового хозяйства. Функциональная структура.

Происходит процесс углубления экономической и политической взаимосвязи

государств: преобразование кредитных отношений между государствами,

переплетение национальных рынков ссудных капиталов, развитие международного

рынка валютно-кредитных и финансовых ресурсов, постоянные перемещения

ссудного капитала через национальные границы. Кредитные рынки стали

функционировать не как изолированные локальные структуры, а как

совокупность национальных и международных рынков, объединенных общими

закономерностями развития. Происходит процесс формирования мировой кредитно-

финансовой системы.

Составные элементы мирового рынка ссудных капиталов.

Включает национальные, иностранные и еврорынки валюты, кредита и фондовых

ценностей. На национальных рынках совершаются операции между местными

резидентами, источником ресурсов главным образом служат внутренние

накопления национальной экономики. Регулирование осуществляется органами

публичной власти. Иностранные рынки - та часть национальных рынков, в

рамках которой местные и смешанные по капиталу кредитно-денежные институты

обслуживают иностранную клиентуру на условиях, которые мало отличаются от

условий сделок с резидентами. Еврорынки - выполнение международной

перераспределительной функции, перемещение ссудного капитала между

странами - международные финансовые центры, функционирующие там, где

государства создают льготный режим привлечения капитала иностранных банков

и компаний.

Внутренний рынок ссудных капиталов изолируется от внешнего, а кредитная

система, находящаяся на территории страны и занимающаяся евробизнесом, не

является составной частью национальной экономики. Евробанки проводят

внешние по отношению к стране пребывания операции с нерезидентами, а иногда

и с резидентами. Центры международного евробизнеса иногда называют

оффшорными (экстерриториальными). Сделки осуществляются в евровалютах.

Евровалюта - это любая валюта, которая депонирована в банке за пределами

страны происхождения и находится вне юрисдикции и контроля валютных органов

этой страны. Евровалюта создается при переводе средств из одной страны в

другую для оплаты товаров, услуг. На США приходится более 2/3 всего объема

евровалютного рынка - евродолларовый. Евровалютная система распространяется

в финансовых центрах всех континентов. Наиболее крупные еврорынки находятся

в Лондоне, Париже, Брюсселе, Цюрихе, Сингапуре, Гонконге, Бахрейне, на о-

вах Мэн, где обеспечиваются налоговые льготы и конфиденциальность.

Еврорынок существует с конца 50-х гг. как рынок евродолларов США. Его

появлению способствовало: необходимость создания валютно-финансового

механизма для обслуживания МЭО в результате интернационализации

производства, введение обратимости основных валют в 1957 г., избыток

долларов в международном обороте в связи с хроническим дефицитом платежного

баланса США и практикой покрытия их национальной валютой. В большинстве

стран инвалютные операции проводятся на более льготных условиях, чем

операции в национальных деньгах. Еврорынок располагает относительно

самостоятельной и гибкой системой % ставок, что позволяет евроцентрам

предлагать клиентам более высокие % по депозитам и низкие по кредиту в

сравнении с национальным рынком капиталов. Способствовало созданию

еврорынков также и то, что произошло укрепление финансовых позиций стран

ОПЕК и размещение их долларовых ресурсов на еврорынке. Сейчас наблюдается

значительная гибкость финансового законодательства.

Виды операций и условия размещения кредитных ресурсов.

В 50-60-е гг. сформировалась база еврорынка - рынок краткосрочных операций.

В дальнейшем с развитием рынков границы между кратковременным и

долгосрочным кредитование стирались, шел процесс бурного роста новых

банковских услуг. В области краткосрочного кредитования существуют

следующие технические инструменты предоставления займов: межбанковские

депозиты, депозитные сертификаты, простые долговые обязательства.

Евровалютные депозиты межбанковского рынка - важнейший вид краткосрочного

кредитования. Евродепозиты могут быть размещены в корзинах валют, чтобы

защитить инвесторов и заемщиков от риска курсовых и процентных потерь.

Распространены более всего депозиты в стандартной корзине, составляющей

международную единицу СДР (в составе доллар, фунт, иена, франк). Она

является более устойчивой, чем все входящие в ее состав компоненты.

Различают депозиты до востребования и на определенный срок.

Депозитные сертификаты - долговое обязательство банка, точно

соответствующее размещенному в нем депозиту. документ подтверждает

обязательство банка перед вкладчиком о выплате основного долга и %.

Выпускаются банками, а затем покупаются инвесторами. Существует несколько

видов, которые подразделяются по срокам, методу выплаты доходов, однако у

всех одинаковый минимальный уровень номинала - 50 тыс. долларов. Обычно

депозитные сертификаты имеют фиксированный срок ( от месяца до года) и

приносят твердый процент, норма которого на 1/8% ниже в расчете на год

ставки по краткосрочным межбанковским депозитам. Они продаются с дисконтом

(скидкой), а через определенный срок покупаются по номиналу.

Еврокоммерческие бумаги - простые долговые обязательства на предъявителя.

Выпускаются крупными компаниями на финансовой основе. Это удобно для

компаний, занимающих деньги на короткий срок для покрытия расходов.

Традиционная форма среднесрочного кредитования - синдицированный кредит. Он

организуется группой международных банков, которые в состоянии мобилизовать

и предоставить заемщику значительно больше средств, чем мог бы это сделать

1 кредитор. Обычно выдается на срок 10-12 лет, сумма подобного кредита не

менее 100 млн. долларов. Получателями могут выступать государства, ТНК,

ТНБ.

В н. 80-х гг. развился традиционный еврокредит - важнейший инструмент

евроопераций. К концу 80-х гг. - 1/2 еврокредитов - дающие возможность

банкам-членам синдиката выходить из кредитования до наступления срока

погашения задолженности по кредиту путем продажи своей доли участия.

Еврооблигации - международные ценные бумаги, выпускаемые от лица ТНК,

международных организаций для инвесторов любого числа стран. Обычно

выпускаются без обеспечения, однако по некоторым из них требуется гарантия.

Существует 2 вида облигаций: публичные и частные. Публичными эмиссиями

управляют большие банковские синдикаты, представляющие ценные бумаг

широкому кругу инвесторов. Частные размещения осуществляются синдикатом из

меньшего числа банков, облигации обычно не котируются на вторичном рынке, а

предлагаются непосредственно небольшой группе инвесторов. Суммы

еврооблигационных займов колеблются от 10 до 500 млн. долларов. Основные

виды используемых на еврорынке облигаций: с фиксированной ставкой и

плавающей % ставкой. Различие между ними заключается в установлении %

ставки. Фиксированная ставка фиксируется на весь срок действия займа,

гарантируют стабильность и заранее известную величину расходов. Плавающая %

ставка связана с процентным риском, сроки облигационных займов с такой

ставкой -приблизительно 6-7 лет. Происходит процесс глобализации мирового

кредитного рынка, в рамках которого наблюдается увеличение масштабов

евроопераций, совершенствование технологий сбора и передачи рыночной

информации. В последние десятилетия идет процесс структурной перестройки,

происходит значительная трансформация механизмов ссудно-заемных операций.

Основная часть финансовых ресурсов предоставляется в форме облигационных

займов (60-70%) на евровалютных рынках, доля иностранных облигационных

займов - 10-11%. Основная доля кредита приходится на корпорации США и

Великобритании.

Вопрос 20.

Морской транспорт в мировой экономике.

См. вопрос 18.

+ Морской транспорт - важная составляющая часть мировой транспортной

системы, на него приходится 4/5 всей международной торговли. Морские суда

транспортируют главным образом массовые грузы: наливные (нефть), насыпные

(уголь, зерно, фосфаты). Наблюдается тенденция к росту перевозок

генеральных грузов - готовые изделия и полуфабрикаты. Морские перевозки

обслуживаются морским торговым флотом, общий тоннаж которого превышает 420

млн. тонн. Главную роль в морских судах играют Либерия, Панама, Япония,

Греция, Норвегия. Под флагами Либерии и Панамы плавают суда США, Японии,

Греции, Норвегии, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции. Причина: сэкономить

на налогах, зарплатах морякам.

В мире всего более 2,7 тыс. морских портов, однако портами мирового

значения считаются около 30, их грузооборот превышает 50 млн. тонн груза в

год. У 11 грузооборот более 100 млн. тонн - Роттердам, Марсель, Кобе,

Филадельфия, Антверпен.

Для промышленно развитых стран характерны универсальные порты, принимающие

и отправляющие различные грузы. В развивающихся странах порты

специализируются в основном на экспорте нефти, руды, угля. Первенство по

перевозкам принадлежит Атлантическому океану: 50% всех морских перевозок,

65% всех морских портов мира. Крупнейшим портом считается Роттердам. 2

место принадлежит Тихому океану, а 3 - Индийскому. Международные морские

каналы - перекрестки мировых морских трасс. Ведущими в этом отношении

являются Суэцкий и Панамский каналы Морские проливы - Ла-Манш, Гибралтар,

Малайский.

Вопрос 21.

Использование рабочей силы в мировом хозяйстве.

Ситуация определяется изменениями в технической базе производства, в

демографической ситуации, в социальном развитии. В промышленно развитых

странах в разные периоды рынки рабочей силы переживали противоречивые

тенденции. Проблема роста безработицы: рабочая сила растет быстрее, чем

увеличивается занятость. Международная организация труда к безработным

относит лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к

ней не позже, чем через месяц. Если человек работает меньше 1 ч. в неделю,

то он считается безработным. Увеличилось количество работающих женщин

(женщин, ищущих работу). Резко возрос уровень безработицы: если в 50-60-е

гг. он составлял 2-4% по отношению к рабочей силе, то сейчас поднялся до 6-

12%, а в отдельных странах до 24%. В Японии самый низкий уровень

безработицы - 2-3% (женщины учитываются как временно занятые, поэтому в

статистике не учитываются). В Испании уровень безработицы - 23%. В странах

ЕС ситуация в целом ухудшилась. За 90-е гг. безработица превысила

безработицу в США в 1/3. Произошел рост отношения частичной и временной

занятости. В США, Канаде, Японии доля частично занятых увеличилась до 1/5.

Происходит увеличение неравенства в доходах различных групп населения, что

приводит к росту спроса на квалифицированную рабочую силу. Со второй

половины 80-х гг. сократились системы социальных выплат по безработице. В

80-е гг. произошел также разрыв в оплате мужского и женского труда. Была

разработана новая модель производственных отношений: в разрешение

экономических вопросов были вовлечены профсоюзы, произошло сокращение

забастовочной активности в 70-80-е гг. В развивающихся странах проблем

стоит больше, чем в развитом мире. Основная часть экономически активного

населения сосредоточена в с/х. В с/х только 1/2 занятых получает зарплату.

Уровень открытой безработицы низок, однако это не отражает ситуацию в

целом. Около 50% городских работников сосредоточено в неформальном секторе.

В Африке и Центральной Америке открытая безработица составляет 15-20%. В

Индии в 90-м г. открытая безработица составила 50 млн. человек (в целом

-100 млн.). Среди безработных наблюдается высокий процент образованного

населения. В 80-е гг. произошло обострение проблемы безработицы. В странах

переходного периода уровень безработицы увеличился с 1,5 млн. в 1990 г. до

10 млн. сейчас. Структура безработицы является результатом структурных

изменений в экономике, глобальный характер приобретает проблема

недоиспользования трудовых ресурсов. Безработица - индикатор общей

социально-экономической неустойчивости в мире.

Вопрос 22.

Связь в мировом хозяйстве.

Начиная с 70-х гг. 20 в. в мире наблюдается ярко выраженная тенденция к

интернационализации хозяйства, это привело к появлению глобальной системы

производства, что в свою очередь послужило импульсом к укреплению компаний,

которые расширили масштабы своей пространственной деятельности. Это создало

необходимость для развития коммуникационных систем. Развитие связи и

транспорта зависит от пространственной структуры спроса на мировой арене.

Развитая коммуникационная система позволяет реализовать связь регионов в

единое целое. В промышленно развитых странах на долю связи и транспорта

приходится до 10% ВВП, в среднеразвитых - 7%, в слаборазвитых - 5%.

Уровень развития производительных сил влияет на уровень развития средств

связи и транспорта.

Связь - важнейший элемент воспроизводства в мире - это совокупность

отраслей, объединенных общим назначением - передача и распределение

информации. Связь является стержнем системы управления. В данное время

мировое хозяйство находится на пути к информационной ступени развития. С

каждым годом растет объем услуг международной связи. Развитие связи

опережает развитие других сфер производства. Связь занимает все более

высокое место в предоставлении рабочих мест и приросту в ВВП. Связь бывает

почтовая и электрическая. Почтовые предприятия занимаются в основном

обработкой, доставкой письменной информации, счетов. Электрическая -

передача звуков и сообщений по проводной, радио и другим системам. Делится

на телефонную, видеотелеграфную и телеграфную, факсимильную, радиовещание,

телевидение электронная почта, передача деловой информации.. По

распространению телефонной, телевизионной, радио и космической связи

ведущее место занимают страны ЕС, затем Сев. Америка, страны Азии (разрыв с

ЕС в 4 раза), Южная Америка, Восточная Европа. Высокие показатели в

международных услугах: Люксембург - на одного жителя в год приходится 500

минут международных телефонных разговоров, в целом среди промышленно

развитых стран - 21 минута в год, в мире - 7 минут. Однако большинство

стран мира не имеют доступа к современным средствам связи. Ведущее место по

количеству телефонных номеров занимает Швеция - 1 номер на 1 жителя (для

сравнения в Чаде на 100 жителей приходится 0,07 телефонных номеров).

Разрывы велики не только в регионах, но и в подсистемах. В ЕС наиболее

низкий уровень развития отмечается во Франции, где на 100 жителей

приходится 52 телефонные линии, столько же в Португалии и Греции. В 70-80-х

гг. произошел переход связи на новую техническую базу (спутниковая связь,

оптоволоконная связь). Использование кодифицированной, цифровой информации,

которая передается по кабелям, что обеспечивает передачу в 10 раз большего

объема информации. Развитие национальных и мировых коммуникаций

определяется развитием оптоволоконных кабелей. Вырос в 3 раза объем

телеграфной связи. С 57 г. происходит развитие спутниковой связи, ведущее

место принадлежит США. Наряду с национальными системами связи функционируют

международные системы. В 80-х гг. произошло развитие местной подвижной

связи - сотовая связь. В США была создана информационная сеть с гигантскими

банками данных, которая опоясывает весь мир и насчитывает 25 млн.

пользователей. С 87 г. в Японии создается комплексная система: национальная

сеть связи и банки данных. В связи с увеличением мощностей техники

снижаются издержки производства. В мире наблюдаются различные тенденции по

методу контроля за коммуникационными системами: в Великобритании - частные

компании, в других странах Зап. Европы - государственные. Идет процесс

поглощения мелких и средних компаний крупными. Начало 90-х гг. - период

образования крупных телекоммуникационных союзов, борьба за лидерство

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.