Мировая экономика
За 1970-80-е гг. доля в мировом ВВП увеличилась с 25% до 31% (однако в 1989
г. доля упала до 28%). Экономический рост характеризовался понижающими
темпами. В периоды кризисов 1975, 81 и 93 гг. совокупный объем ВВП стран ЕС
сократился соответственно на 1,2, 0,2 и 0,3%. В эти годы произошел рост
инфляции и безработицы, была характерна низкая загрузка производственных
мощностей. ЕС переживает кризис традиционных отраслей. Политика
протекционизма в целях ограждения ряда отраслей: черная металлургия, химия,
текстильная промышленность - от внешней конкуренции, что привело к старению
структуры хозяйства этих отраслей. На экономику стран ЕС оказала влияние
также гонка вооружений. Доля стран ЕС в общих военных расходах НАТО
возросла с 22,7 до 47,5% за 1970-87 гг. Это повлекло за собой обострение
проблемы бюджетных дефицитов и увеличение государственного долга. В ЕС
велик научный потенциал, на научно-технические исследования в ведущих
странах идет около 2% ВВП на гражданские исследования страны ЕС выделяют на
16% меньше, чем США, однако в 2 раза больше, чем Япония. ЕС отстает в
таких отраслях производства, как интегральные схемы, полупроводники,
микропроцессоры, биоматериалы. В ЕС наблюдается массовая безработица (20
млн.). Уровень безработицы в странах ЕС составил 10,7% рабочей силы (для
сравнения в США - 7,4%, а в Японии - 2,3%). В странах ЕС происходят
значительные изменения в структуре хозяйства. Отмечается тенденция к
понижению роли промышленного производства. Структурный кризис потряс
судостроение, черную металлургию, текстильную и угольную промышленность.
Упал внутренний спрос на продукцию автомобилестроения, электротехнику.
Наиболее динамично развивающаяся отрасль - электронная промышленность.
Появились и развились и новые отрасли производства (роботы, атомные
реакторы). Компании ЕС обеспечивают внутреннего спроса на полупроводники на
35%, на электронные компоненты - на 40%. В ведущих странах региона получило
развитие производство минерального сырья и тяжелая промышленность.
Значительную роль играет химическая промышленность. В Италии, Греции,
Португалии велика доля легкой промышленности - 18-24%. Для большинства
стран характерен рост пищевой промышленности. Газодобывающая промышленность
занимает скромное место, составляя около 1% совокупного ВВП. Уровень с/х
варьируется от 1,5 до 8%. В целом на ЕС приходится 20% мирового
производства с/х продукции. Ведущими производителями с/х товаров в ЕС
являются: Франция (14,5%), ФРГ (13%), Италия (10%), Великобритания (8%).
Главной отраслью с/х является животноводство. Что касается
теплоэнергетического баланса, то в странах ЕС произошло относительное
снижение потребления энергии, а потребление нефти сократилось абсолютно.
Доля нефти упала с 52% до 45%, при этом возросла роль атомной энергии и
природного газа. В экономике ЕС произошли значительные сдвиги, отразившиеся
на падение в ВВП удельного веса отраслей материального производства и
увеличении доли услуг (около 1/3 экономически активного населения). Во
второй половине 80-х гг. прошла волна слияний и поглощений. Особенность
современного этапа централизации капитала - широкий международный характер
сделок. Произошло укрепление позиций стран ЕС в мировом хозяйстве. Если в
70-80-х гг. в 50 крупнейших компаний мира ЕС представляли 9, то теперь -
24. Впереди корпорации Германии, в меньшей степени Франции и Италии.
Произошло некоторое ослабление позиций британских компаний. Отличие от
Северной Америки состоит в том, что наиболее сильные позиции компаний ЕС
наблюдаются в традиционных отраслях, тогда как в Америке - в наукоемких.
Наблюдается тенденция к децентрализации управления производством, растет
внутрифирменное разделение труда. Рост мелкого предпринимательства повышает
гибкость хозяйственных структур к потребностям рынка. Вмешательство
государства в процесс производства и перераспределения сократилось. Во
многих странах были приватизированы государственные компании.
Первоочередные задачи для стран ЕС: перестройка промышленности на основе
энерго- и материалосберегающих технологий, освоения новейших достижений
науки и техники. В рамках ЕС были разработаны программы по реорганизации и
частичному свертыванию традиционных и ряда новых производств:
сталелитейная, синтетических волокон, текстильная, нефтехимическая,
судостроения. Одним из направлений государственной политики является
привлечение прямых иностранных инвестиций. На первый план вышла
антиинфляционная политика, проблема занятости и стабилизации экономического
роста отошла на второй план. Кредитно-денежное регулирование выдвинулось на
первый план.
Вопрос 15.
Институциональная структура внутреннего рынка развивающихся стран.
В период независимости произошел общий рост мелкого предпринимательства. В
Индии мелкие предприятия составляют 90% промышленного производства,
производя 22% продукции. По мере экономического развития доля мелких
предприятий падает, уступая место средним. В Лат. Америке предприятия с 200-
499 человек обеспечивают 17% предложения промышленной продукции, В Индии -
14%. Важная особенность институциональной структуры внутренних рынков
состоит в образовании торгово-промышленных групп, в которых происходит
концентрация и централизация низших форм капитала: ростовщического,
торгового. Им подчинены многие мелкие производства, что ограничивает
конкуренцию. В Индии на долю таких групп приходится 70% всех общих активов
частных компаний. В Пакистане 22 подобные компании контролируют 1/3
промышленных активов. В продвинувшихся в экономическом плане странах
происходит отток капитала из отраслей легкой промышленности в тяжелую. В
середине 70-х гг. произошел процесс национализации имущества иностранных
ТНК, был создан крупный национальный капитал в нефтедобывающей
промышленности (лидер предпринимательского сектора). 20-35% ВВП приходится
на долю 20 крупнейших объединений. Важное место в институциональной
структуре занимают также филиалы ТНК промышленно развитых стран. В
слаборазвитых странах западные фирмы сильно монополизировали местные рынки.
По текущим валютным курсам доля внутренних рынков развивающихся стран
составляет 20% мирового ВВП (промышленно развитые страны - 70%). Все
развивающиеся страны в целом производят столько, сколько Япония. По
покупательной способности валют развивающихся стран: на развивающиеся
страны приходится 41% мирового ВВП. Если сравнивать по странам, то в число
ведущих по производству и по величине рынков войдут Китай, Мексика, Индия,
Бразилия, Индонезия, Пакистан. Самые населенные страны: Китай, Пакистан,
Индонезия, Филиппины, Индия, Бразилия, Кения, Нигерия (свыше 100 млн.
жителей). В большинстве развивающихся стран население составляет около 10-
20 млн. Доля наемной рабочей силы равняется около 40% трудоспособного
населения (для сравнения в промышленно развитых странах - 70%).
Существование крупного неформального сектора, работа за содержание,
сезонный характер работ, большая доля натуральных хозяйств - тому причина.
Наиболее развита в капиталистическом плане Латинская Америка. Спрос может
быть потребительским и производственным, по социальной структуре: домашних
хозяйств, частных компаний, государственный. Что касается потребительского
спроса, то в развивающихся странах он высок на товары первой необходимости,
общий уровень доходов ниже, чем в промышленно развитых странах в 12-13 раз.
По обрабатывающей промышленности уровень занятости ниже в 3-4 раза. 1/3
населения не удовлетворяет своих потребностей. 20 млн. человек ежегодно
умирает от голода. Основная часть населения не располагает промышленными
товарами длительного пользования. В основном приобретаются товары, не
подвергавшиеся обработке. В Латинской Америке только 9% населения
приобретают промышленные изделия. За счет необработанной продукции
обеспечивается около 70% всего продовольствия. Спрос на современные
изделия сосредоточен только у 5-10% населения. Диверсификация спроса
приводит к увеличению капиталоемкости предприятий, затрудняет ведение НТР.
Доля накоплений значительна - около 25% ВВП развивающихся стран. В 90-е
гг. произошло ее повышение, самый высокий уровень наблюдался в 70-е гг. -
25-27%. В промышленно развитых странах эта доля составляет 21%. Однако по
абсолютным размерам капиталовложения не велики. Рынок товаров
производственного назначения отстает от фонда основных и оборотных
средств. Уровень средств производства не высок. Характерная черта =
промежуточная стадия товаров (полуфабрикаты, вспомогательные товары). В с/х
занято до 50% населения развивающихся стран. Предложение с/х внутренний
спрос не обеспечивает. Характерная черта рынка услуг - создается 52% ВВП,
развит гипертрофированно, что связано с концентрацией капитала в
традиционной отрасли - торговле. Это влечет к перенакоплению капитала,
который не доходит до производственного использования. Характерная черта
институциональных рынков - преобладание мельчайших и мелких хозяйств,
компаний. В развивающихся странах мелкие и средние компании занимают
лидирующее положение. Имеет место существование восточной монополии
(торгово-промышленные группы). Отличаются от западных тем, что внутри них
сохраняются докапиталистичекие отношения. Капитал мобилизуется в основном
за счет ростовщических операций. В рамках группы отсутствует конкуренция,
продукция у мелких производителей может отбираться не рыночными способами.
Характерная черта в крупных компаниях - значительная роль государства.
Крупнейшие компании существуют в горнодобывающей промышленности. Доля
промежуточной продукции в развивающихся странах составляет 60-70% всей
произведенной продукции. Государственное потребление - 24% ВВП: текущие
расходы правительства (18% ВВП), капитальные - 6% ВВП.
Вопрос 16.
Основные признаки развивающихся стран.
Большинство государств образовались в результате национально-
освободительной войны, распада колониальной системы в 50-60-е гг. 20 в. В
Лат. Америке государства обрели независимость в 19 в. Особенность состоит в
том, что наряду с индустриальными существуют доиндустриальные типы
производственных сил - многоукладность социально-экономической структуры.
Существует 2 основные формы распределения продукта: безвозмездная и
возмездная. В с/х высокий процент продукции измается докапиталистическими
методами. Слаборазвитость и отсталость стран обуславливает низкий уровень
развития производительных сил. Существует внешнеэкономическая ориентация на
промышленно развитые страны - аграрно-сырьевая специализация
производительных сил. ТНК глубоко проникли в экономику развивающихся стран,
что создает неблагоприятные условия для конкуренции. ТНК навязывают
монопольные цены, занижая их при закупке. Между ТНК и национальной
экономикой сложились устойчивые отношения доминирования и экономического
подчинения. Структура общества значительно отличается от промышленно
развитых стран. Страны переживают частое обострение социальной обстановки.
Общая характеристика экономического положения.
В 1992 г. на дол. развивающихся стран приходилось 18% ВВП мира, 13,6%
мирового промышленного производства. Страны обладают богатейшими природными
и людскими ресурсами, однако ресурсы распределены неравномерно: 45 стран
обладают преобладающей часть. ресурсов всех развивающихся стран. В 2/3
развивающихся стран вообще нет значительных запасов минерального и
энергетического сырья. Доля сырья в импорте: Вьетнам - 25%. Марокко - 26%,
Пакистан - 22%, Парагвай - 25%, Ю. Корея - 30%. В наибольшей зависимости
от импорта минерального и энергетического сырья находится Южная Азия. На
развивающиеся страны приходится 80% прироста населения. Высокий уровень
демографической нагрузки: в Тропической Африке - 49,4%, в Восточной Азии -
35,4%, В Ю. Азии - 42,6%. В первые годы после обретения независимости
наблюдались высокие темпы роста ВВП: 1965 - 80-е гг. - 5%, но в 1982-92 гг.
темпы упали до 2,7%. Стабильно высокие темпы увеличения производства в
Восточной Азии, в Лат. Америке и Тропической Африке произошло сокращение
темпов экономического роста. За 1950-86 гг. произошло снижение доли
наименее развитых стран в общем ВВП развивающихся стран с 32% до 16%. За 80-
е гг. произошло снижение темпов роста промышленного производства во всех
регионах развивающегося мира, за исключением Ю. Азии. Среднегодовые темпы
роста с/х производства в целом по развивающемся странам возросли с 3 до
3,3%. Произошло изменение структуры ВВП. Значительно повысилась доля
промышленности в наиболее отсталых странах с 20% до 27% в странах
Тропической Африки, с 6% до 21% в Ю. Азии. Доля обрабатывающей
промышленности превышает 20% только в странах Восточной Азии, Лат. Америки
и странах Карибского бассейна.
Вопрос 17.
Общая характеристика мирового рынка готовых изделий.
Обрабатывающая промышленность является локомотивом развития. Готовые
изделия определяют общие направления в экономике, обеспечивают техническую
основу производства, что способствует развитию других отраслей
производства. Промышленные товары составляют подавляющую часть мирового
товарооборота. На процессы разделения труда и специализации оказывает
влияние обрабатывающая промышленность. В последнее время произошло
изменение места обрабатывающей промышленности, доля которой в последние
десятилетия сокращается. Если в 1960 г. на долю обрабатывающей
промышленности приходилось 30% совокупного ВВП, то в к. 60-х гг. - 22%. За
70-80-е гг. произошло увеличение объема обрабатывающей промышленности в 2
раза. Однако в промышленно развитых странах наблюдается процесс
деиндустриализации. За последние десятилетия доля обрабатывающей
промышленности в развивающихся странах возросла с 18 до 20% (в структуре их
хозяйства). Происходит медленное развитие базовых отраслей обрабатывающей
промышленности (металлическая). За 30 лет металлообработка, машиностроение
увеличились в 4 раза. Примерно такими же темпами под влиянием НТР
развивается химическая промышленность (объем производства увеличился более,
чем в 2 раза). Производство в отраслях легкой промышленности сокращается,
исключение составляет полиграфическая промышленность. Текстильная, швейная,
обувная отрасли на данном этапе потеряли свое значение. Произошло
сокращение и в деревообрабатывающей промышленности. Доля пищевой
промышленности остается неизменной последние десятилетия, в 1993 г.
составила 12,56% обрабатывающей промышленности. Географически производство
размещается неравномерно, основная его часть сосредоточена в промышленно
развитых странах, однако в 80-е гг. произошло снижение доли запада по
обрабатывающей промышленности (с 74% до 66,1%). Доля развивающихся стран за
этот же период возросла с 10% до 13,3% в мировом производстве
обрабатывающей промышленности. Развивающиеся страны продвинулись в основном
в ресурсоемких отраслях - нефтеобработка. Неквалифицированность рабочей
силы создает препятствия для развития трудоемких отраслей. Международная
специализация на рынке готовых изделий идет в одном и том же направлении.
Сузились развития во вкусах и предпочтениях, развитие транспорта и связи,
интернационализация производства приводит к выравниванию
капиталоиспользующих стран и капиталопотребляющих. Показатель
специализации: коэффициент международной специализации = экспортная квота
страны / экспортная квота во всем мире. Специализированным считается
производство, показатель которого превышает 1-1,5. В промышленно развитых
странах этот показатель имеют следующие отрасли: бумажные изделия,
пластмасса, черная металлургия, неэлектронное и электронное машиностроение,
транспортное оборудование. НИС: + к перечисленному одежда. Развивающиеся
страны поддерживают конкурентоспособность своей продукции за счет дешевизны
своей продукции и рабочей силы, что приводит к уменьшению издержек.
Вопрос 18.
Транспорт в мировом хозяйстве.
Транспорт относится к коммуникационной системе и специализируется на
перемещении материальных объектов. Его функции: соединение
производственных ресурсов в процессе воспроизводства, обеспечение их
доступа и готовых товаров на рынок. Соединяет время и пространство между
производством и потреблением. Транспорт обеспечивает экономический рост -
чуткий барометр национального и мирового хозяйства, является потребителем
материалов, определяет загрузку отраслей. Роль в ВВП - 4-5%, в некоторых
странах поднимается до 10% (не включая внутрифирменный транспорт). Доля
наиболее высока в наименее развитых странах. В промышленно развитых странах
на каждого жителя перевозится 20-25 тонн груза, в целом по миру - 7 тонн.
Каждая тонна требует значительного перемещения в пространстве - около 900
т/км. Если исключить морские перевозки - 350-400 т/км. В последние года
средний гражданин США передвигается в год на 2000 км (по сравнению с 700 км
в начале века). По ЕС показатели меньше в 1,5 раз. В слаборазвитых странах
- около 500-700 км в год (путь на работу и обратно). Показатели развития
транспорта: соотношение ВВП и грузооборота - тонны километража,
эластичность спроса на транспорт по отношению к приросту дохода. На 1
доллар ВВП приходится 2,5 т/км перевозки грузов в высоко развитых странах.
В странах со среднем уровнем развития - 3 т/км, в бывшем соц.. лагере - 6
т/км (чтобы создать 1 доллар нужно переместить 1 тонну на 6 км). В
промышленно развитых странах высоко развита сфера услуг, не требующая
перевозок, меньшую роль играет тяжелая горнодобывающая промышленность,
требующая стоимостных перевозок. Транспортная составляющая - отношение
фрахта (стоимости перевозки) к стоимости перевозимого груза. Оказывает
заметное влияние на международную специализацию: если стоимость расходов на
перевозку превышает стоимость товара, то реализация товара не выгодна. В
промышленно развитых странах фрахт составляет 5% стоимости импорта и
экспорта (внешнеторговый оборот страны). В развивающихся странах - 10%, в
странах бывшего соц.. лагеря - больше 10%. На это соотношение влияет
динамика экспортных цен и стоимость перевозки. В Восточной Европе основным
видом тр анспорта является ж/д (очень дорогой).
Развитие транспорта: рост перевозок в мире опережает рост путей сообщения.
Увеличилась интенсивность пассажирооборота. По количеству грузов на 1
тонну: на первом месте - автомобильный транспорт, на 2 - ж/д, на 3 -
морской, на 4 - трубопроводный, на 5 - внутренневодный, на 6 - авиационный.
В течение последних десятилетий была создана густая сеть автомобильных
дорог (невероятная удобность автомобильного транспорта). Структура
изменилась в плане концентрации промышленного производства: до 60-х гг.
усиленными темпами шло строительство крупных комбинатов, что требовало
наличия ж/д, сейчас наблюдается процесс фрагментарности в развитии
производства, размеры предприятий уменьшаются. На ж/д перевозки приходятся
насыпные и массовые грузы (в США - с/х грузы и уголь). По грузообороту
первое место занимает морской транспорт, некоторый приходится 60% мирового
грузооборота из-за высокой дальности, большой вместимости судов, что
понижает транспортные расходы, которые в целом в 2 раза ниже, чем при
пользовании ж/д транспортом. До середины 80-х гг. увеличивалась роль
наливных грузов, сейчас возрастает значение сухогрузов.
Автомобильный транспорт: отрасль развивается с начала века, грузооборот
удваивается каждые 15 лет. В основном используется для перевозок на малые
расстояния (в среднем 25 км), играет важную роль в перемещении людей. В
послевоенный период личный автопарк возрос в 10 раз. На 1 автомобиль в мире
в среднем приходится 10 человек.
Воздушный транспорт: произошло увеличение темпов роста, грузооборот
удваивается каждые 10 лет. Расширился поток пассажиров: в 90-е гг.
перевозки людей составили больше 1 млрд. человек. В перевозке пассажиров
стал основным конкурентом ж/д транспорта. Перевозка грузов составляет 1% от
всего объема работы, однако доля растет. Перевозятся в основном ценные и
срочные грузы.
В транспорте произошли значительные технические изменения, которые связаны
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|