Курс лекций по анализу экономической деятельности
акции среди учредителей, ОАО – участники могут отчуждать акции без согласия
др. акционеров.
Товарищество: полное – отвеч. всем своим им-вом, на вере – только несколько
несут риск убытков в пределах вклада).
ООО – учреждается одним или неск-кими лицами, капитал разделен на доли,
опр. в учредит. док-тах, убытки в пределах ст-ти вкладов.
Кооперативы – добровольное объединение гр-н на основе членства для совм.
деят-ти. Основывается на их личном трудовом участии и объединении его
членами имущественных паевых взносов.
Арендные, унитарные пр-я – ком. орг-ции – несобственники, финансируемые
собственником пр-ия – гос. или муницип.
Общественные и религиозные орг-ции, фонды – неком. орг-ция, не основанная
на членстве его участников.
Союзы – объединения юр. лиц.
Кроме классификации по орг-прав. формам и по отраслевой принадлежности,
необходимых для получения макроэкономических хар-к, степени разделения
труда, особенности структуры экономики и др. целей в связи со спецификой
налогового и др. разделов закон-ва ряда стран большое значение имеет
распределение пр-ий по размерам, что зависит от хар-ра их деят-ти. Для ком.
банков, страх. орг-ций используют величину УК, для производственных пр-ий –
ст-ть произведенной ТП, торговых фирм – оборот реал-ии.
В соврем. российской эк-ке све стоим. показатели оказываются малонадежными
и на практике в кач-ве признака берут размеры фирмы, используют
численность: мелкие, средние и крупные пр-ия.
3.14. Условие равн. на рынках труда, товаров и услуг.
Рынок – институт или механизм, к-рый связывает воедино потребителей спроса
и продавцов. Кривая совокупного спроса для каждого уровня цен задает
равновесный уровень выпуска ТП, при к-ром расходы равны доходам. Кривая
совокупного спроса показывает равновесный уровень доходов и занятости для
каждого уровня цен, при к-ром рынки товаров и денег уравновешиваются.
Кривая совокупного пр-ия показывает V ТП, к-рый фирмы готовы предложить на
рынке при каждом уровне цен. Она суммирует взаимодействия рынка товаров и
рынка факторов пр-ва. Совокупное предложение, отраж. взаимодействие между
рынками товаров и факторов пр-ва и совокупный спрос, отражает
взаимодействия между рынками товаров и денег, определяют в сумме уровень
цен и V пр-ва. При равновесии в точке Е все рынки товаров, денег и факторов
пр-ва находятся в состоянии равновесия.
Закономерности спроса и предложения. Предложение, которое соответствует
каждому конкретному продавцу – индивидуальное пр-е, их сумма – рын. пр-е.
Предпосылка 1. Цена предложения отражает издержки на пр-во ТП
П 2. Цена предложения отражает издержки последних единиц ТП, к-рые
производят или продают продавцы по более высокой цене. Предполагается, что
в экономике действует закон убывающей доходности или возрастающих издержек.
Темпы роста предельных издержек растут. Каждый субъект в рын. эк-ке
руководствуется только теми параметрами, к-рые имеет в распоряжении и
отсюда принимает решения. Цена должна соответствовать оценке полезности.
Спрос. Предпос. 1. В основе опр-ия цены спроса лежит оценка полезности
товара. П.2. Цена спроса отражает полезность последних доп. единиц товара,
которые потребитель согласен купить по более низкой цене. Цена спроса явл.
убывающей ф-ией, это отражает з-н убывающей предельной полезности. Рын.
равновесием назовем такую рын. цену, при к-рой рын. спрос = рын. предл-ию.
Под рын. равновесием понимаются такие V пр-ва, при к-рых цена спроса = цене
пр-ия.
Рынок труда. При определении предложения труда потребитель соотносит
ценность своего полезного времени и ЗП, к-рая представляет доход на ед.
труда. Если труда затрачено мало, то свободного времени много, потребитель
согласится работать за относительно низкую ЗП и наоборот.
3.15. Общественное воспр-во. его эконом. формы.
Вся экономика страны делится на:
- производственную сферу – это промышленность, с/х, транспорт и связь.
- обслуживающее производство и непроизводственную сферу – здравоохранение,
просвещение, культура, наука и т.д.
Произв. сфера делится на 2:
1) пр-во средств пр-ва;
2) пр-во предметов потребления.
Пр-во, рассматриваемое, как непрерывно повторяющийся процесс наз. воспр-
вом. Оно вкл. в себя воспр-во мат. благ, производительных сил и
производственных отношений. Воспр-во может быть простым и расширенным.
Простое – это пр-во повторяющееся в неизменных масштабах. Т.к. орг-ция
любого пр-ва преследует цель – достижение ком. успеха, в основном –
получение прибыли при простом воспр-ве вся прибыль используется на
непроизводственные цели.
Расширенное воспр-во это пр-во повторяющееся во все увеличивающихся
масштабах.
Расширение пр-ва происходит за счет приобретения доп. ср-в пр-ва и найма
доп. раб. силы за счет полученной прибыли. Всю совок-ть общественных
фондов, образующихся в процессе расширенного воспр-ва СОП и выполняющих
различные ф-ии принято объединять в 3 фонда – возмещения, потребления,
накопления.
Большинство экономистов пришло к выводу, что современному пр-ву характерна
цикличность, т.е. пофазное развитие.
Цикл – это время от начало одного эконом. кризиса до начала кризиса.
Фазы пром. цикла: кризис – застой – оживление - подъем.
Эконом. кризис характеризуется резким спадом пр-ва, массовым банкротством
пр-ий, увеличением безработицы, ростом цен, падением жизненного уровня и
т.д. Для того, чтобы выйти из эконом. кризиса необходимо существенно
снизить издержки пр-ва, а это достигается за счет внедрения НТП и снижения
цены рабочей силы.
3.16. Затраты на 1 руб. ТП: сущность, область
Для характеристики уровня и динамики себ-ти ТП применяется показатель
затрат на 1 рубль. Анализ затрат на 1 рубль позволяет отследить тенденции
изменения издержек пр-ва и реализации ТП.
Показатель - затраты на 1 руб. ТП применяется для обобщающей хар-ки себ-ти
ТП пр-ия, в составе ТП к-рых может быть как сравнимая, так и не сравнимая
(в одном периоде)
Зр= Затраты все / ТП (ТП,РП) = ( sq (себ-ть) / ( pq (ТП,РП) *100. (Сколько
копеек затрачено на каждый 1 руб. ТП).
ТП - это ст-ть всей произведенной продукции и выполненных работ, в нее не
вкл. остатки НЗП и внутрихоз. оборот. Выражается в оптовых ценах,
действующих в отчетном году.
Реализованная ТП - это ст-ть отгруженной и оплаченной покупателями ТП.
Положительно оценивается тенденция к снижению данного показателя. Факторы:
1) q-кол-во, 2) s – себ-сть, 3) p-цена.
МЕТОДИКА :
1.) (Зр (q) = ( (s0*q1) / (( p0*q1) - ( (s0*q0) / (( p0*q0). Зр- затраты
на один рубль. Зр(-затраты в сопоставимых ценах.
Зр( Зр0
2.) (Зр (s) = ( (s1*q1) / (( p0*q1) - ( (s0*q1) / (( p0*q1). Зр”-затраты в
сопоставимых ценах по факт. себ-ти.
Зр” Зр(
Если (+), то прибыль снижается. Надо искать резервы для снижения себ-ти.
3.) (Зр (p) = ( (s1*q1) / (( p1*q1) - ( (s1*q1) / (( p0*q0). Зр1 - затраты
факт. на 1 руб., Зр0 - затраты баз.
Зр1 Зр”
Баланс (Зр=Зр1-Зр0= (Зр(q) + (Зр(s) +(Зр(p)
3.17. Показатели, хар-ющие V затрат и себ-ти ТП:
Себ-ть ТП - выраженные в ден. форме затраты всех видов ресурсов: ОФ,
природного и пром. сырья, материалов, топлива и энергии, труда,
используемых непосредственно в процессе изготовления ТП, а также для
сохранения и улучшения условий пр-ва и его совершенствования. Состав
затрат, вкл. в себ-ть ТП, их классификация по статьям определяются гос.
стандартом, а методы калькулирования — самими пр-иями.
Себ-ть ТП, представляя собой затраты пр-ия на пр-во и обращение, служит
основой соизмерения расх. и дох.. Задачи анализа себ-ти ТП:
- оценка обоснованности и напряженности плана по себ-ти ТП, издержкам пр-ва
и обращения на основе анализа поведения затрат;
- установление динамики и степени выполнения плана по себ-ти;
- определение факторов, повлиявших на динамику показателей себ-ти и
выполнение по ним, величины и причины отклонений факт. затрат от плановых;
- выявление резервов дальнейшего снижения себ-ти ТП. Анализ себ-ти ТП
направлен на выявление возможностей повышения эфф-ти использования мат.,
труд. и ден. ресурсов в процессе пр-ва, снабжения и сбыта. Изучение себ-ти
ТП позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и
рентабельности, достигнутому на пр-иях.
На пр-иях планируются и учитываются сл. показатели издержек пр-ва:
затраты на пр-во, себ-ть ТП и реал-ой ТП, затраты на 1 руб. ТП и реал-ой
ТП, себ-ть сравнимой ТП, себ-ть отдельных важнейших изделий. При анализе
издержек пр-ва используются также показатели: затраты предметов труда на 1
руб. ТП, затраты трудовые (ЗП и расходы на соц. страхование) на 1 руб. ТП,
пр-во на 1 руб. затрат (полной себ-ти) и др.
Себ-ть ТП может исчисляться 2 способами:
- по экономически однородным элементам затрат;
- по статьям калькуляции.
При расчете себестоимости по элементам затрат в ее состав вкл. сл. расходы
(эта группа показывает что именно расходуется на пр-во):
- мат. затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на соц. нужды; -
аморт. ОС; - др. затраты.
При расчете ст-ти ТП по статьям калькуляции в ее состав вкл. расходы,
предусмотренные отраслевыми инструкциями по планированию, учету и анализу
ст-ти (где произведены затраты):
- сырье и мат.; - возвратные отходы (-); - покупные изделия и п/ф; -
топливо и энергия; - ЗП произв. рабочих; - отчисления на соц. нужды; -
расходы на подготовку и освоение пр-ва; - общепроизв. расходы; - общехоз.
расходы; - потери от брака; - др. произв. расходы; - внепроизв. расходы; -
полная себ-ть.
Себ-ть ТП - не только важнейшая экономическая категория, но и качественный
показатель, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов
(переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении пр-ия.
Как эконом. категория себ-ть ТП выполняет ряд важнейших ф-ий:
- учет и контроль всех затрат на выпуск и реал-ию ТП;
- база для формирования оптовой цены на ТП пр-ия и определения прибыли и
рентабельности;
- эконом. обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на
реконструкцию, тех. перевооруж. и расширение действующего пр-ия;
- определение оптимальных размеров пр-ия;
- эконом. обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Виды себ-ти: цеховая, произв. и полная.
Цеховая себ-ть - затраты цеха, связанные с пр-вом ТП.
Произв. себ-сть помимо затрат цехов вкл. общепроизводственные и общехоз.
расходы.
Полная себ-ть - все затраты на пр-во и реализацию ТП.
Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себ-ть обусловливается конкретными условиями, в которых
действует то или др. пр-ие.
Среднеотраслевая себ-ть - средневзвешенная величина и характеризует средние
затраты на единицу ТП по отрасли.
Значение снижения себ-ти ТП:
- увеличении прибыли, остающейся в распоряжении пр-ия, => появляется
возможность не только в простом, но и расширенном воспр-ве;
- в появлении большей возможности для мат. стимулирования работников;
- улучшении фин. состояния пр-ия и снижении степени риска банкротства;
- в возможности снижения продажной цены на свою ТП;
- в снижении себ-ти ТП в АО, что является хорошей предпосылкой для выплаты
дивидендов и повышения их ставки.
Классификация затрат на пр-во ТП
По эконом. роли: основные и накладные.
По составу: одноэлементные и комплексные.
По способу вкл. в ст-ть ТП: прямые и косвенные
По отношению к V пр-ва: условно-переменные и условно-постоянные.
По периодичности возникновения: текущие и единовременные.
По участию в процессе пр-ва: производственные и коммерческие.
По эффективности: производительные и непроизводительные
К единовременным - относят затраты на подготовку и освоение новых видов ТП,
расходы, связанные с пуском новых пр-тв, и др.
Производительные - затраты на пр-во ТП установленного качества при
рациональной технологии и орг-ции пр-ва.
Непроизводит. расходы - потери от простоев, брак ТП, оплата сверхурочных и
др.).
Условно-постоянные затраты – затраты, которые не изменяются незначительно в
зависимости от изменения V пр-ва (аморт., расх. на управление пр-вом и пр-
ием в целом, арендная плата).
Условно-переменные – затраты, которые изменяются прямо пропорционально
изменению V пр-ва (сдельная ЗП рабочих, расходы на сырьё, комплектующие
изделия, технологическое топливо и энергию …).
3.18. Анализ стоим. пок-лей выпуска и реал-ии ТП.
ЦЕЛЬ АНАЛИЗА - НАХОЖДЕНИЕ ПУТЕЙ УВЕЛИчЕНИя V РЕАЛ-ИИ ТП ПО СРАВНЕНИЮ С
КОНКУРЕНТАМИ, РАСШИРЕНИЕ ДОЛИ РЫНКА ПРИ МАХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОИЗВ. МОЩНОСТЕЙ
И КАК РЕЗУЛЬТАТ – УВЕЛ. ПРИБЫЛИ ПР-Ия.
V пр-ва пром. ТП может выражаться в натуральных, условно-натуральных и
стоимостных измерителях.
Основными показателями V пр-ва является товарная, валовая и реал-ная ТП.
Валовая ТП - это ст-ть всей произведенной ТП, вкл. НЗП. Валовая = товарной,
если нет НЗП.
ТП- это ст-ть всей произведенной ТП, в нее не вкл. остатки НЗП и внутрихоз.
оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.
Реализованная ТП- это ст-ть отгруженной и оплаченной покупателями ТП.
1) Необходимо сравнить темпы роста ТП и чистой продукции. ТП=ЧП+МЗ или
ЧП=ТП-МЗ. Данные должны быть сопоставимы.
Если темпы роста ТП < темпов роста ЧП, то происходит снижение МЗ, т.е. в
составе выпуска ТП растет доля изделий менее материалоемких и наоборот.
2) Сравниваются темпы роста ТП и РГП. Если темпы роста ТП > темпов роста
РГП, то происходит рост нереализ. ТП (проблемы со сбытом ).
ЧП- чистая продукция, МЗ- материальные затраты,
Основной задачей комплексного целевого анализа выпуска и реал-ии ТП явл.:
анализ конкурентных позиций пр-ия и его способности гибкого маневрирования
ресурсами при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется
путем решения сл. задач:
- оценки степени выполнения плана реал-ии ТП и производственной программы;
- оценки динамики выпуска и реал-ии ТП;
- оценки выполнения договоров по V, ритмичности поставки, качеству и
комплектности ТП;
- установление причин снижения объектов пр-ва и неритмичности выпуска;
- количественной оценки резервов роста выпуска и реал-ии ТП.
Анализ номенклатуры выпущенной ТП проводится в натуральных единицах (коэф.
ассортимента) и в стоимостных выражениях. При этом все изделия делят на
группы А- продукция производственно-техн. назначения и Б – товары народного
потребления.
Разделив на группы определяем удельный вес каждой группы в общем V выпуска
ТП.
Анализ взаимосвязи пр-ва, отгрузки и реал-ии ТП производится в нат. и
стоимостном измерении, в относительных и абсолютном виде (абсол. прирост Ф-
Б, относит. прирост Ф/Б-100, относит. рост Ф/Б)
Процесс реализации формируется на 3-х стадиях:
1) выход из пр-ва и поступление на склад ГП, 2) отгрузка, 3) ден.
расчеты.
С точки зрения контроля за выполнением плана поставок следует проводить
анализ показателей продукции как единого процесса. Используют балансовый
метод увязки по выпуску продукции, отгрузки, реализации.
Товарный баланс : НПнач+ТП=РП+НПкон, где НП-нереал-ая ТП, РП-реал-ая ТП.
Методом цепных подстановок можно определить на сколько изменился остаток
товаров и за счет какого фактора. Выполнение плана от реал-ии зависит от
спроса и степени его обеспеченности товарной массой.
Обеспеченность V реал-ии проверяется на основе товарного баланса, который
позволяет определить насыщенности бизнес-плана по V реал-ии, вскрыть
неучтенные резервы.
В разрезе анализа стоимостных показателей выпуска ТП проводится анализ
структуры ТП, неравномерное выполнение бизнес-плана приводит к изменению
структуры ТП,т.е. соотношение изделий в общем выпуске. Выполнить бизнес-
план по структуре – значит сохранить фактически запланированные соотношения
отдельных видов продукции. В процессе анализируется качество ТП и
рассчитывается коэф. сортности – отношение изделий всех сортов к ст-ти той
же ТП, но по цене высшего сорта.
3.19. СИСТЕМА ХАР-К ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПР-ИЯ.
Под деловой активностью понимается оборачиваемость средств пр-ия.
Деловая активность проявляется в динамичности развития орг-ции, достижении
ею поставленных целей. В фин. аспекте это проявляется, прежде всего, в
скорости оборота средств орг-и. Фин. положение пр-я, его платежеспособность
зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы,
превращаются в реальные деньги. На длительность нахождения ср-в в обороте
оказывают влияние разные внешние и внутренние факторы:
Внешние – отраслевая принадлежность, сфера деят-ти пр-ия, масштаб деят-ти,
влияние инфляционных процессов, характер хоз. связей с партнерами.
Внутренние – эфф-ть стратегии управления активами, ценовая политика пр-ия,
методика оценки ТМЦ и запасов.
Анализ показателей деловой активности может проводиться по сл.
направлениям:
1.По экономической сути:
1. Показатели, хар-ющие кол-во оборотов в единицу времени:
Коэфф. оборачиваемости Коб=О/А – показывает, сколько оборотов совершено за
отч. период (сколько раз вложенные ср-ва вышли из оборота), где О – оборот
предприятия (объем реализ. ТП, выручка от реал-ии или себ-сть реал-ой ТП),
А – величина активов (средние остатки).
2.Показатели, хар-ющие время одного оборота:
Время одного оборота: т об=Т/Коб=А/однодн.оборот=А/(О/Т)=А*Т/О – за какое
время совершается один оборот (за какое время совершается полная смена
натур. состава активов).
3. Показатели, хар-ующие V ср-в, к-рые необходимо вовлечь в оборот для
обеспечения заданного V пр-ва:
Коэф. закрепления Кз=А/О=1/Коб – какой V активов необходимо привлечь для
обеспечения 1 руб. оборота.
2.По объектам анализа:
1. Обобщающие показатели (рассматриваются все совокупные активы):
К трансформации=В/А – характеризует скорость оборота всех средств,
вовлеченных в деят-ть пр-ия.
2. Общие показатели (рассматривается только обор. капитал) Коб=В/обор.
активы
3. Частные показатели (объектами изучения явл. отдельные виды обор.
капитала – ПЗ, НЗ, ГП, ДС). При использовании частных показателей
нарушается правило сопоставимости, но получаются более достоверные данные.
Оборот:
- для всей продукции – Выручка по цене
- для оборотного капитала – Выручка по себ-сти
- для ПЗ – МЗ (мат. затраты)
- для НЗ – ВП (валовая ТП)
- для ГП – отгрузка (объем отгруженной ТП)
- для ДЗ – Выручка либо по цене, либо по себ-сти
Активы:
- если изучение с целью выявления перспектив – Активы на конец года
- если изучение с целью определения работы за год – Активы в средней
оценке.
Основным показателем для обобщения: Коб=О/Т (коэффициент трансформации) –
это показатель, характеризующий, в какой объем оборота трансформировался
каждый рубль активов.
3.20. Эффект фин. левериджа. Структура фин. рычага.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА (СК) ХАР-УЕТ ЭФФ-ТЬ РАБОТЫ КАЖДОГО
РУБЛя СК: РСК=П/СК
Процесс вовлечения в оборот платных заемных источников и влияние их на
рентабельности СК называется эффектом действия фин. рычага (фин.
левериджа).
Рск = Ра + (Ра - %)*ЗК/СК
где: (Ра - %)*ЗК/СК – общий эффект использования всех заемных источников,
% - плата за пользование ЗК.
(Ра - %)-дифференциал эффекта фин.рычага ( эфф-ть привлеч. ЗК )
Страницы: 1, 2, 3, 4
|