Курс лекций по анализу экономической деятельности
|До|+7|,1|,1|0,|+1|
|60|,9|% |% |9%|0 |
|00|% |с |с |с |% |
|00|с | |су|су|с |
| | |су|мм|мм|су|
| |су|мм|ы |ы |мм|
| |мм|ы |пр|пр|ы |
| |ы |пр|ев|ев|пр|
| |пр|ев|ыш|ыш|ев|
| |ев|ыш|. |. |ыш|
| |ыш|. |30|30|. |
| |. |30|00|00|30|
| |30|00|00|00|00|
| |00|00| | |00|
| |00| | | | |
|Св|83|11|70|99|10|
|ыш|30|70|0 |00|56|
|е |0 |0 |ру|р.|00|
|60|р.|р.|б.| |р.|
|00| | | | | |
|00|+2| | | |+ |
| |,0| | | |2,|
| |% | | | |0 |
| |с | | | |% |
| |су| | | |с |
| |мм| | | |су|
| |ы | | | |мм|
| |пр| | | |ы |
| |ев| | | |пр|
| |ыш| | | |ев|
| |. | | | |ыш|
| | | | | |. |
Ставки для налогоплательщиков из п.2, а также для адвокатов исчисляются по
др. шкале
Исчисление и сроки: сумма налога исчисляется отдельно в отношении каждого
фонда, уплата авансовые платежи ежемесячно, но не позднее 15 числа след.
месяца.
3.07. Налог на им-во юр. лиц. порядок исчисления.
Плательщиками налога на имущество явл.: пр-ия, учр-ия и орг-ции, в том
числе с ин. инвестициями, считающиеся юр. лицами по законод-ству РФ;
филиалы и др. аналогичные подразделения указанных пр-ий, имеющие
отдельный баланс и р/счет; компании, фирмы, любые др. орг-ции,
образованные в соотв-ии с законод-ством ин. гос-ств, международные орг-ции
и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на
терр-ии РФ.
Объектом налогообложения явл. ОС, НМА, запасы и затраты,
находящиеся на балансе плательщика. ОС, НМА для целей н/о учитываются по
остаточной ст-ти.
Для целей н/о определяется среднегодовая ст-ть имущества пр-ия.
Среднегодовая ст-ть имущества пр-ия за отчетный период (квартал,
полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы,
полученной от сложения половины ст-ти имущества на 1.01 отчетного года и
на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы ст-ти
имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного
периода. Если пр-ие создано с начала какого-либо квартала, кроме первого,
среднегодовая ст-ть имущества опр-тся как частное от деления на 4
суммы, полученной от сложения половины ст-ти имущества на 1 число
квартала создания (1 апреля, 1 июля, 1 октября), половины стоимости на
первое число следующего за отчетным периодом месяца и стоимости имущества
на первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Если
предприятие создано в первой половине квартала (до 15 числа второго
месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости
имущества период создания принимается за полный квартал; если пр-ие
создано во 2-й половине квартала, среднегодовая ст-ть рассчитывается
начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом создания. Для
определения н/о базы налога на имущество принимаются отражаемые в активе
баланса остатки по следующим счетам: 01,03,(за минусом суммы износа);
04 (за минусом суммы аморт-ии); 10,15,20,21,2329,43,41,44,45,16
Данным налогом не облагается имущество: бюджетных учр-ий и орг-ций,
органов законодательной и исполнительной власти, органов местного
самоуправления, Пенсионного фонда, Фонда соц. страхования, Федерального
фонда обязательного медицинского страхования; коллегий адвокатов и их
структурных подразделений; пр-ий по пр-ву, переработке и хранению с/х ТП.
Для целей н/о ст-ть имущества пр-ия уменьшается на балансовую ст-ть (за
вычетом суммы износа по соответствующим объектам): объектов жилищно-
коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично
находящихся на балансе налогоплательщиков (объекты жилищно-коммунальной
сферы: жилой фонд; гостиницы; дома и общежития для приезжих и т.д.;
объекты социально-культурной сферы: объекты культуры и искусства,
образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального
обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения).
СТАВКА: Предельный размер налоговой ставки на имущество пр-ия не может
превышать 2% от н/о базы. Конкретные ставки налога на имущество пр-ий,
определяемые в зависимости от видов деят-ти пр-ий, устанавливаются
законодательными органами субъектов РФ. Исчисленная сумма налога вносится в
виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке и относится
на фин. результаты деят-ти пр-ия, а по банкам и др. кредитным орг-циям -
на операционные и разные расходы.
Сумма налога исчисляется плательщиками самостоятельно ежеквартально
нарастающим итогом с начала года исходя из определяемой за отчетный период
фактической среднегодовой ст-ти имущества, рассчитанной с учетом
уменьшения ст-ти имущества (на балансовую ст-ть объектов жилищно-
коммунальной и социально- культурной сферы, полностью или частично
находящихся на балансе налогоплательщиков (за вычетом суммы износа)) и
ставки налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с
учетом ранее начисленных платежей за отчетный период. Расчеты налога и
среднегодовой ст-ти имущества за отчетный период представляются пр-иями в
налоговые органы по месту нахождения вместе с бух. отчетом в сроки,
установленные для представления квартальной и годовой БО.
3.08. НДС: СУЩНОСТЬ, МЕСТО. БУ.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной ст-ти,
создаваемой на всех стадиях пр-ва и определяемой как разница между ст-тью
реализ-ых товаров и ст-тью мат. затрат, отнесенных на издержки пр-ва и
обращения (Интср. ГНС №33).
Объектами н/о явл.:
1) обороты по реал-ии на терр-ии РФ товаров, выполненных работ, оказанных
услуг;
2) товары, ввозимые на терр-ию РФ в соотв-ии с тамож режимами,
установленными таможенным законодат. РФ. При реал-ии товаров объектом н/о
явл. обороты по реал-ии всех товаров как собственного пр-ва, так и
приобретенных на стороне. В целях н/о товаром считается: ТП (предмет,
издение) в т.ч. произв.-техн. назначения, здания сооружения и др. виды
недвижимого им-ва, электро- и теплоэнергия, газ, вода. При реал-ии работ
объектом н/о явл. объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных,
научно-исслед., опытно-конструкт.. и др. работ.
Ставки НДС устанавливаются в сл. размерах:
1) 10% - по продтоварам (за искл. подакцизных) по перечню, утв. Правит-вом
РФ и товарам для детей по перечню, утв. Правит-вом РФ;
2) 20% по остальным товарам, вкл. подакцизные продтовары. При реал-ии
товаров по ценам вкл. в себя НДС по ставкам 20% и 10% применяются расчетные
ставки 16,67% и 9,09% соотв-но.
Порядок исчисления НДС. Сумма НДС подлежащая внесению в бюджет опр-ся как
разница между суммами налога полученными от покупателя за реализ-ые им
товары и суммами налога, факт. уплаченными поставщикам за приобретенные
(оприход.) мат. ресурсы, ст-ть к-рых относится на издержки пр-ва и
обращения.
Д68 К90 начисление НДС. Перечисление: Д68 К51. НДС закупленных мат.
ценностей не вкл. в издержки пр-ва и обращения пр-ий и учитывается у
эконом. субъекта – покупателя отдельно на сч. 19. Д19 К60. Суммы НДС,
подлежащие возмещению после фактической оплаты поставщикам за ТМЦ
списываются: Д68 К19
3.09. Прямые и косв. налоги: виды, плательщики.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с орг-ций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного
управления ДС в целях фин. обеспечения деят-ти государства и (или)
муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с орг-ций и физ.
лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении
плательщиков сборов гос. органами, органами местного самоуправления,
др. уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых
действий, включая предоставление определенных прав или выдачу
разрешений (лицензий).
В России система налоговых органов представ. службами налоговой полиции.
Права, обязанности и взаимоотношения налоговых служб с налогоплательщиками
опред. в соотв-ии с законами и подзаконными актами.
Налог – специфическая форма фин. взаимоотношений, связанная с распред-ем
части ст-ти ВВП и НД между субъектами налоговых отношений.
Различают налоги прямые и косвенные.
Прямые – выплачиваются хоз. структурами за счет их текущих доходов и
включаются в издержки пр-ва и обращения, в операционные расходы страховых
компаний, банков и др. структур коммерческого характера. Косвенные не
включаются в издержки плательщика налога, а входят в цену товара и
покрываются в конечном итоге потребителем, когда уплачиваются как правило
производителем товара. Наиболее распространенными видами федеральных прямых
налогов являются:
- налог на имущество; - на землю; - на операции с капиталом; - на
транспортные ср-ва. К косвенным налогам следует относить НДС, акцизы.
Фактически роль косвенных налогов играют и таможенные пошлины. Особую
группу образуют налог на прибыль, подоходный налог. В зависимости от
конкретных особенностей законодат-ва в группу прямых налогов могут быть
отнесены сборы за оказание предприятиями регистрационных и нотариальных
услуг, а к числу личных налогов – налог на сделки по купле – продаже
имущество, налог на наследство и дарение. Формально не включаются в состав
налогов обязательные платежи хоз. субъектов в специализированные гос.
внебюджетные фонды. Прямые реальные, личные, взносы в соц фонды.
Косвенные (надбавки к цене):
1) акцизы - индивидуальные и общие; налог с оборота; налог с продаж, НДС;
2) фискально-монопольные, таможенные пошлины.
3.10. Финансы пр-ий: сущность, ф-ии, место в фин. системе.
Фин. отношения делят на 3 блока – гос. финансы, финансы орг-ций, финансы
граждан.
Финансы пр-ий - это эконом. отношения, возникающие в результате движения ДС
и образующихся на этой основе ден. потоков, связанных с формированием и
использованием на этом пр-ии ден. фондов, и их исп-е на выполнение обяз-ств
перед финансово-кредитной системой, др. субъектом и развитие собственного
пр-ва, соц. развитие и стимулирование работников. Финансы пр-ий - это
основа фин. системы гос-ва.
Задача государства - сочетать самостоятельность пр-ий с гос. экономикой без
норм функционирования фин. механизма рын. экономика работать не в
состоянии.
Сущ. 4 группы финансовых отношений:
- с др. пр-ями,
- внутри пр-ия;
- с финансово-кредитной системой (получение и погашение долгосрочных
краткоср. обяз-ств);
- внутри объединений пр-ий (внутри ФПГ, с вышестоящей орг-ций)
Выделяют 3 функции финансов:
- Формирование и распределение ден. доходов;
- Распределение ден. доходов и расходов;
- Контроль;
Под организ. финансов понимается состав ден. фондов и порядок их
использования на которые влияют 3 гр:
1) особенности орг-ции финансов в мат. и нематер. сферах (услуги
реализуются в момент их оказания, товары накапливаются на складах – этим
обуславливается специфика образования и распределения фонда ден. ср-в);
2) особенности отраслевых факторов (длительность произв. цикла, создание
резервных фондов)
3) влияние огр.-правовых форм на орг-цию финансов (распределение прибыли,
формирование УК)
Финансы гос-в воздействуют на производственный процесс через финансирование
отраслей с/х посредством фискальной политики и соц. программ – ускорение
НТП, повышение эфф-ти пр-ва, обеспечение поддержки экономики. Финансы пр-ий
участвуют в создании ВВП и участвуют в распределении.
Фин. политика – мероприятия гос-ва направленные на мобилизацию фин.
ресурсов, их распределение, перераспределение и использование на основании
законодательства.
Задачи - обеспечение ресурсами эконом. программ, социально- полит.
развитие.
3.11. Управление, его ф-ии и задачи.
Управление представляет собой осознанную, целенаправленную деят-ть
человека, с помощью к-рой он упорядочивает и подчиняет своим интересам
элементы внешней среды. Основные ф-ии управления. Функция управления
заключается в выполнении опр. задач как субъектом, так и объектом
управления.
1) ф-ия планирования – формирует цели и задачи на предстоящий период,
разрабатывает стратегию действий и составляет необходимые планы и программы
для их реал-ии;
2) ф-ия орг-ции – реализуется через создание самой орг-ции, формирование ее
структуры, системы управления и обеспечение ее деят-ти необходимой док-
цией;
3) ф-ия координации – обеспечивает необходимый уровень взаимодействия между
участниками процесса управлдения;
4) функция мотивации;
5) функция контроля.
Цель представляет собой описание будущего состояния объекта управления.
Цели выполняют организационную, мотивирующую и контролирующую ф-ии. Миссией
обычно называется общая цель, к-рая вызывает у членов орг-ции состояние
устремленности к чему-либо, она показывает, для чего сущ. орг-ция. На
основе миссии формируются долгосрочные цели орг-ции. Средством достижения
долгосрочных целей является стратегия. Краткосрочные цели наз. задачами и
представляют собой рез-ты, которые явл-ся опред. этапами в достижении
долгосрочной цели. Политика – ср-во достижения задач, она вкл. правила и
процедуры для достижения плановых целей. Руководитель орг-ции по своему
статусу находится между пр-ием и внешним миром. Соответственно цели могут
быть 2-х типов:
1) цели, относ. к внешнему окружению (для их опред-ия исп. стратегия не
упущенных шансов – заключается в анализе товаров и услуг с точки зрения
потенциальных возможностей пр-ия, в выборе и использовании наиб.
благоприятных из имеющихся возможностей);
2) цели, относ. к орг-ции (применяется стратегия ликвидации узких мест –
закл. в поиске и устранении так наз. узких мест, к-рые сдерживают развитие
орг-ции и мешают ее эффект. функц-ию).
Структура стратегии управления: анализ среды, определение миссии и целей,
выбор стратегии, реал-ия стратегии, оценка и контроль.
Управленческое решение:
1. Признание необходимости решения вкл. признание проблемы, формирование
проблемы, определение критериев ее успешного решения.
2. Интерпретация проблемы.
3. Выработка решений (разработка альтернатив, оценка и выбор подходящей
альтернативы).
4. Стадия реал-ии решений (орг-ция выполнения решения, анализ, контроль,
установление обратной связи).
3.12. Эконом. содержание, ф-ии и виды цен.
Цена – это ден. выражение ст-ти. Рын. цена – это факт. цена, складывающаяся
под влиянием спроса и предложения. Рын. цена выполняет сл. ф-ии:
1. Информационная – с помощью цены мы узнаем о предложении товаров со
стороны продавцов, о том, сколько они хотят получить за свой товар, о
платежеспособности покупателей.
2. Стимулирующая – состоит в том, что те производители, к-рые внедряют
передовые современные технологии и др. путями добиваются снижения издержек
пр-ва, получают большую прибыль.
3. Распределительная – закл. в том, что производители, потерпевшие убытки
по пр-ву данной ТП переориентир. на пр-во др. ТП, т.е. происходит переброс
капитала, рабочей силы и т. д. в др. отрасль. При наступлении равенства
спроса и предложения цена становится рановесной, т. е. она равна ст-ти.
Сущность цены проявляется в двойной роли, к-рую она играет на рынке: 1)
индикатор, отраж. политику и коньюктуру рынка (соотнош. спроса и предлож.,
торговый и эконом. риск, фин. и кред. политика); 2) регулятор рынка, с
помощью к-рого осуществл. воздействие на спрос и предложение, структуру
рынка, покупательскую способность денег.
Цены классифицируют:
1. По сферам товарного обслуж.: оптовые, розничные, закупочные, цены и
тарифы на услуги;
2. По способу отражения транспортных расходов: цены франко-отправления и
франко-назначения.
3. По формам продаж: контрактные, биржевые котировки, цены ярмарок и
выставок, аукционные цены.
4. По степени регулирования: жесткофиксир., регулируемые, свободные.
5. По степени устойчивости во времени: твердые, подвижные, скользящие, цены
с последующей фиксацией.
Цена пр-ва – превращенная, модифицир. форма ст-ти, возникающая в условиях
развитого кап. пр-ва. Ц=И+П, где И - издержки пр-ва, П - абсол. величина
средней прибыли. Цена продажная – цена, по к-рой происходит купля-продажа
товаров на рынке. В условиях простого воспр-ва в основе цены лежит ст-ть.
Конкретная величина рын. цены зависит еще от соотношения спроса и
предложения. При превышении спроса над предложением цена поднимется выше ст-
ти, и наоборот. Однако в масштабе всего общества сумма цен равна сумме
стоимостей. В условиях развитых рын. отношений в основе продажной цены
лежит уже не ст-ть, а цена пр-ва, она явл. центром, вокруг которого
колеблются рыночные цены. В условиях господства монополий появл.
монопольная цена. Она может быть монопольно высокой, по к-рой монополии
продают ТП, или монопольно низкой, по к-рой они ее покупают. Роль ценовой
конкуренции в условиях господства монополий ограничена. Они препятствуют
резким колебаниям цен на рынке. В то же время сохраняется свободная
конкуренция , поэтому имеет место свободное ценообразование.
3.13. Пр-ие – осн. звено рын. хо-ва. Формы и виды пр-ий
В рамках рын. отношений производители различных благ стремяться обменять
свои товары на др. необходимые им блага так, чтобы не только возместить
издержки, связанные с пр-вом своего товара, но и получить некоторый
дополнительный V благ, обеспечивающий товаропроизводителю возможность
улучшить условия своего существования. В рын. эк-ке V произв. благ
приобретает ден. выражение. В ден. форме оцениваются в конечном счете и все
издержки, связанные с пр-вом и реал-ей товара. Отсюда следует, что
предприним. деят-тью в рын. эк-ке следует понимать целенаправленную деят-ть
людей, направленную на получение дохода в размерах, не только покрывающих
текущие издержки пр-ва благ, но и обеспечивающий их пр-во доп. доход.
Предприн. деят-ть может осущ-ся в 2-х формах: индивидуальная трудовая деят-
ть и в кооперации с др. лицами. Кооперирование людей может пр-ся в
различных орг.-правовых формах.
Группа лиц, объединенных общими целями в достижении результатов пр-ва,
располагающих необходимыми для этих целей мат. ресурсами, образует юр. лицо
– пр-ие, к-рое явл. хоз. единицей, обусловленной закон-вом административной
и эконом. самостоятельностью, т.е. правами юр. лица, орг. техническим
единством, обусловленным общностью целей деят-ти.
Пр-ие может быть сл. форм собственности: частное, госуд., общественных
объединений, смешанная собственность, совместных пр-ий. Негосударственные
формы: АО, товарищества, кооперативы, арендные предпр.. Общим явл.
принадлежность им-ва фирм не одному владельцу – физ. лицу, а группе физ. и
юр.лиц. Их права и обязанности регул-ся уставом, учред. договором.
АО – УК разделен на опр. число акций, акционеры не отвечают по обяз-ствам
АО, не несут риск убытков, рискуют только в пределах принадл. акций. ЗАО –
Страницы: 1, 2, 3, 4
|