История экономики
История экономики
«Если для понимания экономики необходимо было бы
выбирать между владением экономической историей
или владением математикой и статистикой, то
следовало бы, бесспорно, выбрать первое. Но,
естественно, для экономиста лучше всего владеть и
тем и другим».
Морис Алле, французский экономист
(«Если бы ранние работы Алле были написаны по-
английски, то развитие экономической теории пошло
бы в ином направлении...»
П. Самуэльсон, нобелевский лауреат 1970 г.)
Введение
Экономическая история цивилизации занимает особое место в системе
экономических и исторических наук. Она дает представление о всеобъемлющей,
глобальной истории, истории человечества.
По справедливому мнению одного из крупнейших французских историков
Фернана Броделя такой подход должен охватывать все стороны деятельности
человека в пространстве и во времени.
В этом особая роль принадлежит связи истории с другими науками о
человеке, в первую очередь с изучением истории материальной жизни. Причем
надо учитывать, что невозможно объяснить историю человечества при помощи
того или иного доминирующего фактора. Для того чтобы хотя бы приблизиться к
истине, необходимо рассматривать максимально возможное количество
взаимодействующих факторов. Данный авторский курс – попытка исторического
синтеза в масштабе всего человечества.
Стержнем всего курса является прослеживание развития и эволюции
основных факторов производства: земли, труда, капитала, менеджмента и
складывания их в современный оптимально эффективный свободно-рыночный
хозяйственный механизм, успешное долгосрочное функционирование которого
обусловлено определенной социально-политической, государственно-правовой,
духовно-ментальной, индивидуально-семейной и т.д. инфраструктурой, что в
совокупности составляет систему, окрашенную национально-исторической
спецификой.
Исключительно плодотворной представляется задача стимулировать мысль в
направлении поиска ответа на кардинальный вопрос: почему в мире существует
деление на так называемые «развитые» страны и народы (страны европейской
культуры, определяющие ход мирового развития), и отстающие регионы? Кажется
истинным лежащий на поверхности ответ – в этом заслуга, условно говоря,
«капитализма». Но что такое «капитализм», «капиталистическая система» как
система, т.е. взятые в совокупности экономическая, политическая, социальная
сферы?
Если говорить с точки зрения экономической, то упрощенно – это капитал,
лежащий в основе данной системы, т.е. самовозрастающая стоимость. Однако
«самовозрастающая стоимость» присуща не только «капиталистической
формации», если употреблять терминологию Марксовой концепции. В этом смысле
капитал присутствует как в «докапиталистических», так и в
«посткапиталистической» формациях.
Если же брать производственные связи, то, как верно отметил известный
французский экономист Морис Фламан, «капитализм» – это экономическая
система, основанная на свободе предприятия и рынке.
Существо же проблемы, безусловно, заключается в переходе от реального
типа центрально-управляемого хозяйства к реальному типу свободно-рыночного
(используя терминологию концепции основоположника немецкого либерализма
Вальтера Ойкена). Определенно это связано с эволюцией таких факторов
производства, как земля и капитал. Однако в этом переходе является
исключительно важным и развитие такого фактора производства, как труд,
трансформация системы внеэкономического принуждения и выкристаллизовывание
в ее недрах системы экономического принуждения. Такое развитие данных
факторов производства приводит к складыванию важнейшей хозяйственной
структуры – предприятия, формированию предпринимательского мышления и
генезису четвертого, системообразующего фактора – менеджмента, от которого
зависит эффективность использования остальных производственных факторов.
Создание такого экономического механизма, доказавшего свою
долгосрочность, оптимальность и эффективность, в силу внутренней
естественной приспосабливаемости и саморегулируемости, невозможно без
радикальных изменений в социальной и политической сфере, так как максимума
данная система достигает только тогда, когда включает в себя каждую
отдельно взятую личность. Таким образом, так называемый экономический
кругооборот получает максимально возможное количество первичных
хозяйственных единиц.
Главным субъектом экономической и, следовательно, социально-
политической жизни становится индивид, личность, которая сама целиком несет
за себя ответственность. С одной стороны, индивид стремится наиболее полно
реализовать свои права и свободы, с другой – это ведет к увеличению его
ответственности. Философское обоснование общественной ценности
индивидуализма, сделанное голландцем Бенедиктом Спинозой, легло в основу
его экономического обоснования, выраженного англичанином Джоном Локком в
экономическом либерализме.
Поэтому политическая свобода и экономический либерализм,
соответствующим образом гарантированные и защищенные государственно-
законодательной сферой, служат основой деятельности субъектов
экономического механизма свободно-рыночной системы.
Данная система представляет собой стержень экономической эффективности.
Степень и полнота ее развития определяют уровень экономической культуры и
лидерство различных стран.
Свободно-рыночная система – одна из основополагающих прогресса как
экономической, так и социально-политической жизни. Успешное ее
функционирование и достижение максимальной эффективности экономики
обусловлено важнейшими социально-политическими факторами развития
экономической культуры.
Основные категории свободно-рыночной системы в социально-политической и
экономической сфере: личная политическая и социальная свобода,
собственность и ее юридическая защита, развитие демократических
политических институтов, формирование демократической партийно-политической
системы, экономический либерализм и роль государства в экономической жизни,
включение каждой отдельно взятой личности в хозяйственный механизм,
развитие предпринимательства и предпринимательского менталитета, создание
цивилизованной экономической культуры и саморегулируемой экономической
системы.
Каков был путь формирования свободно-рыночной системы, ее становления и
развития? Каковы национальные формы и особенности ее функционирования? В
чем причина так называемого «особого исторического пути развития» России и,
в частности, каковы его экономические предпосылки?
Помочь студентам поразмышлять по данным проблемам и попытаться найти
ответы на эти и другие вопросы и призван настоящий план-конспект
лекционного курса, который следует рассматривать как краткий путеводитель в
массе проблем курса. Работа над планом-конспектом должна дополняться
синтетической и глубокой проработкой всего комплекса рекомендованных
литературы и источников.
Тема 1. История экономики как наука
Основные вопросы темы
1. Предмет и метод экономической истории. Содержание экономики.
Экономика, рынок, бизнес.
2. Взаимосвязь и взаимозависимость экономики, политики, общества,
культуры. Основная проблематика экономической истории цивилизации.
3. Основные этапы и уровни развития современной экономики. Современные
общечеловеческие ценности и завоевания человеческой цивилизации.
4. Важнейшие составляющие и критерии свободно-рыночной системы. Проблема
генезиса этих элементов.
1. История экономики занимается изучением экономики как явления.
Экономика призвана решать два основных взаимосвязанных вопроса:
производства и распределение. Еще более важным является достижение
экономической эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики
с другими сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально-
политической системами, а также при высоком уровне развития духовно-
ментальной сферы. Экономическая история занимается изучением того, как шел
поиск человечеством оптимальных путей своего развития.
Экономика рождена человеком и его деятельностью. Рынок же является
порождением экономики. Он так же, как и экономика, развивается, но именно
во многом под его воздействием эволюционирует экономика. Именно рыночные
отношения привели к рождению еще одного экономического явления – бизнеса.
Эффективность функционирования рынка и возможности бизнеса требуют вполне
определенных условий. В том случае, когда такие важнейшие факторы, как
земля, труд, капитал, имеют возможность вызреть, происходит динамичное
хозяйственное развитие и экономика достаточно быстро проходит целый ряд
этапов своего развития.
2. Огромное место и роль в развитии человеческой цивилизации играют
такие понятия и явления, как экономика, политика, общество, культура. Они
находятся в прямой и тесной взаимосвязи.
Экономика (греч. букв.) – искусство ведения домашнего хозяйства. Под
экономикой понимается:
. совокупность производственных отношений, экономический базис
общества.
. народное хозяйство данной страны или его часть, включающая
соответствующие виды производства и отрасли.
. образует основу всех других общественных отношений и играет решающую
роль в развитии общества;
. отражает отличительные особенности отдельно взятой страны в связи с
ее географическим положением, участием в международном разделении
труда, историческими традициями, достигнутым уровнем развития
хозяйственной культуры и другими конкретно-историческими условиями.
В то же время экономика характеризуется теснейшей связью с политикой и,
наоборот, общественно-политический фактор воздействует на экономику.
Цивилизация (от латинского civilis) – гражданский, государственный;
1) Синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для
обозначения материальной культуры.
2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной
культуры (античная цивилизация; современная цивилизация).
3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган,
Ф. Энгельс).
Понятие «цивилизация» появилось в XVII веке в тесной связи с понятием
«культура». Французские философы-просветители называли цивилизацией
общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие
«цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако
такое представление о цивилизации не было господствующим.
Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур,
или цивилизацию, согласно которой не существует всемирной истории, а есть
лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.
В концепции О. Шпенглера, цивилизация – это определенная заключительная
стадия развития любой культуры. Ее основные признаки: развитие индустрии и
техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного
скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы».
Вслед за ним – А. Тойнби насчитывал более 26 цивилизаций, независимых друг
от друга.
Культура (от латинского cultika – возделывание, воспитание,
образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень
развития общества и человека, выраженный в типах и нормах организации жизни
и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных или духовных
ценностях.
Понятие культура употребляется для характеристики материального и
духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-
экономических формаций, конкретных обществ, народностей, наций (например,
античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности
или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).
История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях,
повествование о том, что узнано, исследовано) - наука, изучающая прошлое
человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое
назначается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем.
Для исторической науки главным является изучение конкретной истории
общества. При этом она опирается на факты прошлого и настоящего. Собирание
фактов, их систематизация и анализ связей друг с другом есть внутренняя
основа исторической науки.
Истинная наука требует тщательного накопления и изучения фактов. При
этом необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к
рассматриваемому вопросу факторов, без единого исключения.
Теоретическое обобщение, осознание совокупности накопленных и
исследованных в зависимости друг от друга фактов и выводов – есть вторая
сторона истории как науки.
Единство этих двух сторон исторической науки неразрывно. Его нарушение
в той или иной мере всегда ведет к искажению процесса познания истории
общества.
Отрасли исторической науки: политическая история, экономическая история
и т.д.
Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во
времени, развивающейся.
Экономическая история является важным предметом изучения, а
экономическая культура – это один из важнейших критериев развития
цивилизации. Основные принципы подхода в освещении экономической истории
цивилизации: историзм, эволюционизм и сравнительный анализ.
3. Основные направления подходов к периодизации можно найти у Л.
Моргана, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Маркса.
В современной науке существуют различные подходы к оценке истории
человечества и его экономической истории. Многое зависит от общих
философско-мировоззренческих основ, которых придерживается тот или иной
автор, от того, к какой экономической школе он принадлежит. Большинство
признает преемственность в развитии и существование всемирно-исторического
процесса, а в этой связи и прогресс, другие это отрицают. Одни
придерживаются мнения об эволюционистском пути развития, другие
подчеркивают значение революционного пути.
Таким же образом обстоит дело и с периодизацией: все зависит от тех
критериев, которые кладут в ее основу авторы. Можно брать за основу
критерии общественно-экономического развития и отстаивать марксистский
формационный подход, можно брать критерием технологическое развитие, можно
брать духовно-религиозное и т.п. И всегда это будет корректировать
периодизацию.
Голландский профессор Я. Тинберген в свое время сформулировал пять
главных целей общества, которые были признаны и приняты на Западе. В 1969
г. Я. Тинберген получил Нобелевскую премию, надо думать, не за социальную
утопию. Эти ценности и цели человеческой цивилизации следующие:
. сохранение международного мира,
. максимальный выпуск продукции на душу населения при полной занятости
и равновесии денежной системы,
. улучшение распределения общественного продукта между социальными
группами и отдельными странами,
. эмансипация групп, не пользующихся равноправием,
. возможно большая индивидуальная свобода.
4. Достижение человечеством таких определенных ценностей стало
возможным благодаря его постоянной борьбе за решение основных
экономических, социальных и политических вопросов. Экономическая сфера –
борьба за экономическую эффективность. Социальная – постоянная, длительная
и успешная борьба за достижение социальной справедливости. Политическая –
постоянная, длительная и успешная борьба за развитие демократии, ее
институтов, гарантию прав человека и реализацию человеком своих свобод,
возможностей и способностей.
& Подробнее смотри: 1, 2, 3, 7.
Тема 2. Становление центральноуправляемого типа хозяйства в странах
Древнего Востока
Основные вопросы темы
1. Ведущие экономические школы об экономической истории, ее периодизации
и роли в государственном регулировании. Концепция В. Ойкена о реальных
типах хозяйства.
2. Основные этапы развития хозяйства, материальной культуры и
возникновение древнейших цивилизаций.
3. Экономическая основа древневосточных форм политического правления.
Социум и индивид в условиях деспотии.
1. Во главе экономического, социального, политического и, в целом,
исторического развития стоят страны европейской цивилизации. Почему? Ответ,
видимо, лежит на поверхности: успешное «капиталистическое» развитие.
«Капитализм», который в определенный момент стал сильнейшим катализатором.
Начало этому было положено в Западной Европе в Новое время.
Но что такое капитализм? Капиталистическая система? Именно как система?
Уже в этом вопросе различные экономические школы расходятся. Происхождение
слова «капитализм» от слова «капитал», т.е. самовозрастающая стоимость.
Французский экономист М.Фламан определяет «капитализм» как экономическую
систему, основанную на свободе предприятий и рынке. Это, безусловно,
правильно, но главное – переход от системы внеэкономического принуждения к
экономическому, который произошел с наступлением «капитализма».
Однако такой переход, создание такого экономического механизма и
достижение, таким образом, его долгосрочной, оптимальной эффективности
невозможно без радикальнейших, в то время революционных применений в
социально-политической сфере. Почему? Т. к. максимума данная система
достигает тогда, когда она ориентирована на включение в себя каждой
отдельно взятой личности. Главной чертой «капиталистической» системы
является то, что основным субъектом экономической, социально-политической
жизни становится индивид, личность, которая сама целиком несет за себя
ответственность. Таким образом, с одной стороны, она стремится к наиболее
полной либерализации и реализации своей свободы, с другой – это ведет к
увеличению ее ответственности.
Экономический либерализм – основа деятельности субъектов экономического
механизма капиталистической системы.
А какую роль в формировании и развитии этой тесно взаимосвязанной
структуры «экономика – личность, общество» сыграла и играет свободно-
рыночная система? Значительную помощь в усвоении данного вопроса имеет
ознакомление с концепцией В. Ойкена о реальных типах хозяйства. Анализ
данного вопроса помогает отчасти лучше понять две центральные для многих
исследователей проблемы:
1) Почему «капитализм» как система зародился и получил развитие впервые
именно в Европе?
2) Почему «капитализм», неизбежная гибель которого была научно доказана
основоположниками марксизма, до сих пор существует?
Для понимания этих проблем необходимо кратко ознакомиться с вопросом
возникновения цивилизаций.
2. Хозяйство и материальная культура составляют экономический базис
общества, его основу, определяющую вместе с другими социально-
экономическими явлениями характер и уровень развития общества, его
Страницы: 1, 2, 3, 4
|