Иностранные инвестиции в России и Краснодарском крае
(выполнено работ в объеме около 2,5 млн. долларов США);
выполнение проекта МБРР “Городской общественный транспорт” (освоено 11,2
млн. долларов США, поставлено 6 автобусов, выполнен ремонт 229 единиц
подвижного состава, осуществлены поставки технологического оборудования).
В 2000 году намечается продолжить работу:
по подготовке проекта “Модернизация морских портов Санкт-Петербург и
Новороссийск” с привлечением кредита МБРР (150 млн. долларов США);
по привлечению государственных внешних заимствований по финансированию
закупок технологического оборудования для Махачкалинского морского
торгового порта (65 млн. долларов США);
по строительству морских судов (до 14 судов дедвейтом около 300 тыс. т на
сумму до 300 млн. долларов США).
Общий объем иностранных инвестиций составил в 2000 году не менее 500
долларов США.
В 1999 году из Резервного фонда Министерства были профинансированы
первоочередные мероприятия по реализации инвестиционных проектов
федеральных целевых программ и по обеспечению безопасности судоходства,
мореплавания и дорожного движения. На эти цели было направлено 157,131 млн.
рублей (320 % к 1998 году), в том числе по предприятиям морского транспорта
- 107,993 млн. рублей, по предприятиям речного транспорта - 4,0 млн.
рублей, автомобильного и городского электротранспорта - 11,535 млн. рублей,
Российской транспортной инспекции - 33,6 млн. рублей.
Данная деятельность также затронула и Морскую Администрацию порта
Новороссийск, что выразилось в создании и расширении района ГМССБ,
радионавигационных и телекоммуникационных систем связи для безопасного
управления транспортными системами, и т.д.
Совершенствование организации инвестиционной деятельности на транспорте.
В 1999 году вступил в силу Федеральный закон “О конкурсах на размещение
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных нужд”. Во исполнение этого закона, а также для
совершенствования организации и проведения конкурсов в транспортном
комплексе Минтрансом России издан приказ “О конкурсах на размещение заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
нужд”.
По итогам проведения конкурсов в 1999 г. заключено 7885 контрактов, общая
стоимость которых составила 338,7 млн. рублей.
В целом же, можно сделать вывод, что в условиях ограниченных
инвестиционных возможностей в современной России наиболее актуальным
перспективным направлением совершенствования организации инвестиционной
деятельности в отраслях народного хозяйства (конкретно – на транспорте)
является развитие методологии и практики проектного анализа,
совершенствование системы разработки, оценки и отбора инвестиционных
проектов, а также управления их реализацией. Перечисленные действия в итоге
должны вывести транспортную отрасль России на принципиально новый уровень
развития, ведь без этого невозможна нормальная интеграция нашей страны в
мировую экономическую систему.
2.4. Региональный инвестиционный климат в РФ
Рассмотрев проблемы инвестиций в России в целом, считаем необходимым
также дать анализ инвестиционной ситуации в регионах нашей страны.
В настоящее время каждый субъект Российской Федерации является частью
общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной
степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому идея
корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на
отечественное производство, создание стимулов экономического роста и
наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для
сбалансированного развития их требуются специальные отраслевые и
региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов,
направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности
и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий.
Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть
улучшение инвестиционных условий, как для отечественного, так и
иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на
активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость
регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе
проводятся мероприятия, направленные на усиление экономического роста за
счет увеличения объема и эффективности инвестиций.
Важным по своей экономической значимости является предоставление
региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и
предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться
региональные отделения государственных банков и банков развития, однако, по-
прежнему в России роль региональных банков сильно недооценивается
Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования региональным
банкам необходимо взаимодействие с местной властью. Кризис в августе 1998
г. продемонстрировал жизнестойкость региональных банков, так как они
практически не осуществляли финансовых спекуляций, работая в значительной
мере в сфере региональной экономики. С целью укрепления этой тенденции был
принят Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций". Однако
многие его положения противоречат Конституции РФ, и его применение
сопряжено с массовыми нарушениями законных прав кредитных организаций, их
кредиторов (вкладчиков), участников (учредителей).
Возможно создание региональной платежной системы, через которую
осуществлялись бы все платежи в регионе. Эти средства могли бы быть
использованы для инвестирования. Но изменить структуру денежных потоков
региона, сложившуюся после кризиса, в настоящий момент достаточно сложно, и
это сопряжено с потерями для экономики. Также из-за отсутствия
законодательно – закрепленных гарантий возвратности выдаваемых кредитов
банки не в состоянии кредитовать реальный сектор экономики.
С целью преодоления негативных тенденций в инвестиционной сфере
необходимо срочно реализовать систему финансовых и организационных мер по
расширению кредитования региональными банками реального сектора экономики.
Для этого требуется:
. принять закон, регламентирующий возможности участия исполнительных
органов субъектов РФ и местного самоуправления в принятии решений об
открытии в регионе филиалов банков и новых кредитных организаций;
. разработать свод законов, регламентирующих банковскую деятельность
(ограничивающих риск, связанный с предоставлением банками кредитов;
регулирующих совокупность услуг банков; обязывающих предоставлять более
подробную информацию потребителям банковских услуг; регулирующих
банковские слияния);
. усилить защиту интересов кредитных организаций, осуществляющих
инвестирование реального сектора экономики путем приобретения пакета
акций крупных государственных предприятий и организаций;
. пересмотреть законодательство, действующее по ценным бумагам, в
сторону активизации участия банковского капитала и нормативные
документы, ограничивающие возможность выкупа коммерческими банками
собственных акций в пределах 10 %.
. усилить банковский надзор(многосторонний);
. снизить ставку налога на прибыль кредитных организаций до уровня ставки
данного налога для предприятий;
. установить льготы в налогообложении доходов банков, получаемых от
кредитования предприятий, прежде всего долгосрочного и краткосрочного
характера;
. подключать на конкурсной основе к крупным государственным
инвестиционным проектам региональные банки (как можно большее их
количество);
. изменить минимально допустимые значения нормативов текущей ликвидности
для банков;
В целом же российская банковская система в ближайшие 2-3 года еще не
сможет предоставить экономике страны кредиты в полном объеме и на
приемлемых для предприятия условиях. Ставка рефинансирования Банка России
удерживается на уровне 25 % годовых, а другие негативные факторы формируют
высокую цену заимствования финансовых ресурсов. В этой ситуации основным
источником финансирования для предприятий все ещё будут их собственные
средства и средства регионов. Но, как показывает мировая практика,
увеличение объема инвестиций не всегда приводит к экономическому росту,
особенно в странах с переходной экономикой. Инвестиции влияют на
экономический рост, прежде всего в среднесрочной и долгосрочной
перспективе. Более важное значение имеет их эффективность.
Такую форму поддержки инвестиций, как государственные кредиты и
финансирование, сложно отличить от общих субсидий или кредитов на повышение
ликвидности. Около 25 % расходов региональных бюджетов представляют собой
субсидии и около 10 % используются на инвестиции. В это бюджетное
финансирование включены довольно значительные бартерные операции, зачеты
долгов и прочие немонетарные трансакции. Некоторые регионы финансировали
фонды развития при помощи векселей и кредитов или же за счет инициированных
регионами бартерных операций.
Теперь перейдем к практической части региональных инвестиций, и
рассмотрим этот вопрос, используя аналитические данные различных
исследовательских организаций.
Рейтинговое агентство "ЭкспертРА" завершив очередное ежегодное
исследование инвестиционного климата в России, подготовило шестой ежегодный
"Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России" (2000 год).
Несмотря на впечатляющий промышленный рост, долгожданный "инвестиционный
бум" пока так и не состоялся. Объемы инвестиций явно недостаточны для
осуществления структурной перестройки экономики и обновления вконец
изношенного оборудования. А это чревато тем, что экономический потенциал
регионов так и не будет реализован;
За период после 1998 года явно улучшился инвестиционный климат лишь в 13
регионах, ухудшился - в 31. Негативные тенденции наиболее характерны для
регионов традиционного экономического ядра - Центра, Урала и Поволжья. В
условиях дефицита инвестиций повышается значимость инвестиционного климата
территории. Наиболее чутко реагируют на малейшие изменения рейтинга
иностранные инвесторы. Результаты региональных выборов убедительно
продемонстрировали взаимосвязь стабильности региональной власти, характера
инвестиционного климата и тенденций в его изменении. Результаты рейтинга
показывают, что, несмотря на оживление в российской промышленности,
"инвестиционного бума" в регионах так и не произошло.
В целом, после кризиса 1998 года по настоящее время индекс
инвестиционного риска вырос в 59 регионах и снизился в 30, при этом
инвестиционный потенциал увеличился в 41 регионе, а снизился - в 48. В
десятку безусловных лидеров одновременно и по потенциалу, и по риску, в
этом году вошли Москва, Московская область, Татарстан и Краснодарский край.
Список регионов с наименьшим риском потери инвестиций и дохода от них
впервые возглавила Новгородская область.
В прошедшем году улучшения инвестиционного климата добились Тамбовская,
Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Новгородская, Амурская и
Сахалинская области, Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика,
республика северная Осетия - Алания, Республика Алтай, Краснодарский край,
Эвенкийский автономный округ. В то же время, инвестиционный климат
ухудшился в таких крупных регионах, как Свердловская, Пермская,
Нижегородская, Самарская, Саратовская, Волгоградская области и др.
По всем видам потенциала, кроме природно-ресурсного, первенство
принадлежит Москве. Ее доля в общероссийском потенциале составляет от 8 %
(по производственному потенциалу) до 40 % (по институциональному). Кроме
того, на ее долю пришлась треть из общего объема привлеченных прямых
инвестиций (всего 4,4 млн. долларов). По сравнению с 1999 годом ( 783 млн.
долларов ) приток ПИИ в Москву увеличился в 1,9 раза и составил 1 473 млн.
долларов.
По материалам журнала "Эксперт", который в начале 2001 г. изучал
инвестиционный потенциал регионов РФ, выявляется следующая картина.
Распределение регионов по интегральному рейтингу инвестиционного
потенциала показывает, что наибольший вклад в его формирование вносят
факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности:
инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и
интеллектуальный потенциал населения. Помимо таких общепризнанных
экономических лидеров, как Свердловская, Самарская, Московская,
Кемеровская, Нижегородская области, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и
др., в первую двадцатку входят, может быть, не столь очевидно экономически
мощные, но достаточно "обустроенные" области Центральной России -
Белгородская, Владимирская, Воронежская, Рязанская, Тульская, включает в
число лидеров Калининградская и Ярославская области.
Выделяются пять потенциальных полюсов инвестиционного роста,
сосредоточенных в европейской России и на Урале: Северо-Западный во главе с
Санкт-Петербургом, Центрально-российский во главе с Москвой и Московской
областью, Поволжский (Самарская и Саратовская области), Южнороссийский
(Краснодарский край и Ростовская область) и Уральский (Свердловская и
Челябинская области).
Для иностранных инвесторов в отличие от отечественных несколько более
привлекательными являются Московская, Рязанская, Владимирская,
Волгоградская, Воронежская, Саратовская и Кемеровская области. На востоке
потенциальными очагами инвестиционной активности в первую очередь могут
стать Новосибирская область, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края.
Наконец, на северо-западе наиболее благоприятным инвестиционным климатом
обладают Ленинградская, Калининградская области и Санкт-Петербург.
По оценке экономических органов субъектов РФ, рост инвестиций в основной
капитал в 1 квартале 2001 года по сравнению с 1 кварталом 2000 года
характерен для всех федеральных округов, кроме Дальневосточного (сохранился
уровень 1 квартала 2000 г.), а также для большинства регионов. Более
высокие темпы роста инвестиций отмечены в Уральском (119 %) и Центральном
(113.5 %) федеральных округах.
Таблица 9.
Темпы роста инвестиций в основной капитал в 1 квартале 2001г.
по федеральным округам
(в % к 1 кварталу 2000 г.)
[pic]
ПРИМЕЧАНИЕ: "С.-З." – Северо-Западный регион РФ; "Юж." – Южный; "ДВ," –
Дальневосточный.
Т а б л и ц а 10.
По данным Министерства экономического развития и торговли России:
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
в I полугодии 2001 года составили
тысяч долларов США
| |Поступило |В том числе инвестиции |
| |всего |в % |прямые |портфельн|прочие|
| | |к | |ые | |
| | |итогу | | | |
|Российская Федерация, |6684 |100 |2509 |238 |3937 |
|млн. долларов США | | | | | |
|Центральный федеральный |325321|48,7 |1273212|184953 |179504|
|округ |3 | | | |8 |
|Белгородская область |15503 |0,2 |5998 |- |9505 |
|Брянская область |1686 |0,0 |807 |876 |3 |
|Владимирская область |5041 |0,1 |633 |1277 |3131 |
|Воронежская область |12056 |0,2 |7496 |514 |4046 |
|Ивановская область |169 |0,0 |169 |- |- |
|Калужская область |20742 |0,3 |20732 |- |10 |
|Костромская область |212 |0,0 |212 |- |- |
|Курская область |22901 |0,4 |2194 |20681 |26 |
|Липецкая область |81533 |1,2 |447 |81086 |- |
|Московская область |86604 |1,3 |76678 |62 |9864 |
|Орловская область |6111 |0,1 |5591 |- |520 |
|Рязанская область |786 |0,0 |786 |- |- |
|Смоленская область |5675 |0,1 |5 |- |5670 |
|Тамбовская область |9328 |0,2 |9211 |47 |70 |
|Тверская область |3270 |0,0 |612 |- |2658 |
|Тульская область |30003 |0,5 |13579 |- |16424 |
|Ярославская область |8725 |0,1 |3742 |243 |4740 |
|г. Москва |294286|44,0 |1124320|80167 |173838|
| |8 | | | |1 |
|Северо-Западный |809974|12,1 |220610 |13058 |576306|
|федеральный округ | | | | | |
|Республика Карелия |35784 |0,5 |31316 |441 |4027 |
|Республика Коми |34920 |0,5 |9898 |- |25022 |
|Архангельская область |17890 |0,3 |787 |7483 |9620 |
|в том числе Ненецкий авт.|- |- |- |- |- |
|округ | | | | | |
|Вологодская область |17956 |0,3 |13 |51 |17892 |
|Калининградская область |14487 |0,2 |1347 |- |13140 |
|Ленинградская область |155562|2,3 |114642 |1 |40919 |
|Мурманская область |4117 |0,1 |45 |95 |3977 |
|Новгородская область |19321 |0,3 |8512 |152 |10657 |
|Псковская область |490 |0,0 |433 |- |57 |
|г. Санкт-Петербург |509447|7,6 |53617 |4835 |450995|
|Южный федеральный округ |516231|7,7 |420091 |1393 |94747 |
|Республика Адыгея |958 |0,0 |900 |- |58 |
|Республика Дагестан |- |- |- |- |- |
|Республика Ингушетия |- |- |- |- |- |
|Кабардино-Балкарская |- |- |- |- |- |
|Республика | | | | | |
|Республика Калмыкия |- |- |- |- |- |
|Карачаево-Черкесская |- |- |- |- |- |
|Республика | | | | | |
|Республика Северная |- |- |- |- |- |
|Осетия-Алания | | | | | |
|Чеченская Республика |- |- |- |- |- |
|Краснодарский край |407086|6,1 |374177 |- |32909 |
|Ставропольский край |16917 |0,3 |14317 |1393 |1207 |
|Астраханская область |809 |0,0 |548 |- |261 |
|Волгоградская область |41329 |0,6 |15487 |- |25842 |
|Ростовская область |49132 |0,7 |14662 |- |34470 |
|Приволжский федеральный |442471|6,6 |156967 |1883 |283621|
|округ | | | | | |
|Республика Башкортостан |1324 |0,0 |1300 |- |24 |
|Республика Марий Эл |- |- |- |- |- |
|Республика Мордовия |923 |0,0 |- |- |923 |
|Республика Татарстан |175387|2,6 |8285 |- |167102|
|Удмуртская Республика |2770 |0,1 |55 |79 |2636 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|