Иностранные инвестиции в России и Краснодарском крае
|ТРАНСПОРТ |1020 |9,3 |948 |0,2 |72 |
|связь |927 |8,5 |378 |4 |545 |
|туризм |1 |0,0 |1 |- |0,1 |
В 2000 г. в экономику России поступили инвестиции из 108 стран (в 1999 г.
– из 96). Основные страны-инвесторы, постоянно осуществляющие значительные
инвестиции – США, Германия, Кипр, Нидерланды, Швейцария, Франция,
Великобритания. Общий объем инвестиций из этих стран составил 7,9 млрд.
долларов, или 71,8 % от общего объема поступивших в 2000 г. инвестиций.
По накопленному иностранному капиталу по состоянию на конец 1999 г.
лидировали США, удельный вес которых в общем объеме инвестиций составил
22,0 % (7,0 млрд. долларов). Значительные объемы накопленных иностранных
инвестиций приходились на Германию – 20,4 % (6,5 млрд. долларов), Кипр –
13,2 % (4,2 млрд. долларов), Францию – 10,5 % (3,4 млрд. долларов),
Великобританию – 7,1 % (2,3 млрд. долларов).
Т а б л и ц а 5.
Иностранные инвестиции в экономику России по основным странам-инвесторам
(2000 г.)
| |Накоплено на |В том числе |Справочно|
| |конец 2000 г.| |поступило|
| | | |в 2000 г.|
| |всег|в % к |прямые |портфельн|прочие| |
| |о |итогу | |ые | | |
|Всего |3200|100 |16125 |507 |15373 |10958 |
|инвестиций[8] |5 | | | | | |
|в том числе по |2816|88,0 |13566 |350 |14250 |8408 |
|основным |6 | | | | | |
|странам-инвесто| | | | | | |
|рам | | | | | | |
|из них: |7030|22,0 |5486 |92 |1452 |1594 |
|США | | | | | | |
|Германия |6529|20,4 |1255 |25 |5249 |1468 |
|Кипр |4230|13,2 |3224 |135 |871 |1448 |
|Франция |3353|10,5 |256 |5 |3092 |743 |
|Великобритания |2275|7,1 |982 |36 |1257 |599 |
|Италия |1752|5,5 |161 |- |1591 |116 |
|Нидерланды |1436|4,5 |1152 |17 |267 |1231 |
|Швеция |739 |2,3 |610 |2 |127 |308 |
|Швейцария |450 |1,4 |225 |38 |187 |784 |
|Япония |372 |1,1 |215 |0,0 |157 |117 |
В 2000 г. предприятия государств-участников СНГ вложили в экономику
России инвестиции на сумму 22375 тыс. долларов США (менее 1 % иностранных
инвестиций в российскую экономику), из которых наибольшие вложения
осуществляли Украина – 8996 тыс. долларов (рост в 3,6 раза в 2000 г. про
сравнению с 1999 г.), Казахстан – 5632 тыс. долларов (в 3,6 раза),
Узбекистан – 2738 тыс. долларов (в 8,3 раза), Молдавия – 1069 тыс. долларов
(в 3,1 раза).
Если рассмотреть долю инвестиций в Россию, как страну относящуюся к
Восточной Европе, в глобальном смысле, то мы можем получить наглядное
отображение доли регионов-получателей в совокупных прямых иностранных
инвестициях по итогам 2000 года[9] (см. рис. 1).
Рис. 1.
[pic]
Таким образом, основными получателями иностранных инвестиций являются
промышленно-развитые государства. Но и среди остальных стран Россия стоит
отнюдь не на первом месте. Данные анализа ситуации на рынке финансовых
активов показывают, что потенциальные инвесторы нисколько не теряют интерес
к вложениям за рубежом. Скорее наоборот. В последнее время наблюдается
устойчивая тенденция по увеличению объема инвестиций, приходящихся на
зарубежные активы, о чем свидетельствует рост глобальных активов фондов,
инвестирующих акции за границей[10] (рис. 2).
Динамика роста совокупных активов инвестиционных фондов свидетельствует о
том, что склонность потенциальных инвесторов к вложениям за границей, равно
как и их финансовые возможности, неуклонно возрастают. Более того, темп
роста активов позволяет сделать вывод, что совокупный капитал,
инвестированный непосредственно в производство экономических благ за
рубежом, удвоится уже через 2-3 года.
Рис. 2.
[pic]
Учитывая темпы роста российской экономики в посткризистный период,
потребность в иностранных инвестициях нашей страны будет только возрастать.
По разным оценкам потенциальная емкость России составляет от 70 до 150
млрд. долларов США на тот же период в 2-3 года.
Однако цифры за последние пять лет не дают повода для оптимизма.
Объективные оценки свидетельствуют, что уровень реальных инвестиций в
российскую экономику при нынешнем уровне вложений вряд ли будет
достаточным, если не произойдут кардинальные изменения в этой области.
Соответствующие данные о ПИИ приводятся в следующей таблице[11].
Т а б л и ц а 6.
Вложения в развивающиеся рынки с переходной экономикой (млрд. долларов).
| |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
| |г. |г. |г. |г. |г. |
|Латинская Америка |35,8 |49,4 |49,9 |68,6 |55,8 |
|Юго-Восточная Азия |45,4 |51,9 |55,2 |54,0 |53,6 |
|Развивающиеся рынки |9,8 |10,9 |12,5 |15,6 |16,6 |
|Европы | | | | | |
|Россия |2,5 |6,2 |2,2 |2,9 |3,5 |
Неутешительным является и сравнение России с бывшими социалистическими
государствами Центральной Европы. Уровень прямых иностранных инвестиций в
1998, 1999, 2000 гг. показан на рис. 3[12].
Рис. 3.
[pic]
Следовательно, по инвестиционной привлекательности Россия существенно
отстает не только от промышленно развитых стран мира, но и от бывших стран
социалистического лагеря. Более того, динамика последних трех лет
складывается не в пользу нашей страны. Проблема очевидна – инвестиционный
климат России не соответствует запросам и ожиданиям зарубежных инвесторов.
Прямые иностранные инвестиции в Россию в 2001 году.
Приток иностранных инвестиций в Россию в первой половине 2001 г., по
данным Госкомстата, увеличился до 6,7 млрд. долларов по сравнению с 4,8
млрд. долларов в соответствующем периоде 2000 года. Доля прямых инвестиций
оказалась равной 37,5 %, прочие инвестиции составили 58,9 %. Основными
отраслями – получателями прямых иностранных инвестиций были: торговля и
общественное питание (31,2 %), транспорт (15,1 %), пищевая промышленность
(10,8 %), топливная промышленность (7,3 %).
Электроэнергетика оказалась единственной отраслью промышленности,
портфельные инвестиции в которую превышали прямые иностранные инвестиции.
К концу первой половины 2001 г. объем накопленного иностранного капитала
в российской экономике достиг 33,8 млрд. долларов Объем накопленных прямых
иностранных инвестиций составил 17,6 млрд. долларов. Основными инвесторами
в рассматриваемом периоде выступали Кипр, США, Франция и Швейцария. (Среди
стран-доноров максимальный приток ПИИ за все годы обеспечили США – 22 %
всех накопленных ПИИ. На втором месте следует Кипр – 21 %). Германия
переместилась в первой половине 2001 г. на пятое место, обеспечив приток 8
% всех накопленных ПИИ.
Наиболее значительно ПИИ выросли во II квартале 2001 г., составив 1,5
млрд. долларов – самое высокое значение за два года.
В первом полугодии 2001 г. выросло и изъятие ранее осуществленных прямых
инвестиций, о чем свидетельствуют данные платежного баланса[13]. Чистые
вложения иностранцев в Россию составили в первой половине 2001 г. 1,2 млрд
долларов, что на 16 % больше, чем аналогичные период 2000 г. Разница между
динамикой чистых и валовых ПИИ может быть обусловлена незначительным
интересом иностранных компаний к проектам в России вследствие отсутствия
стабильных экономических и правовых условия для ведения бизнеса, а также
невысокими темпами проведения преобразований.
Рис. 4.
[pic]
Согласно данным платежного баланса, прирост участия иностранных компаний
в российской экономике в 2000 г. по сравнению с 1999 г. уменьшился.
Т а б л и ц а 7.
| |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 (1-я |
| | | | | |пол.) |
|Чистый приток ПИИ по |4,9 |2,8 |3,3 |2,7 |1,2 |
|данным платежного | | | | | |
|баланса | | | | | |
|Приток ПИИ по данным |5,3 |3,4 |4,3 |4,4 |2,5 |
|Госкомстата | | | | | |
|Изъятия ранее |0,5 |0,6 |1,0 |1,7 |1,3 |
|осуществленных | | | | | |
|инвестиций | | | | | |
|иностранными | | | | | |
|компаниями | | | | | |
К числу факторов, которые оказывают неоднозначное влияние на приток ПИИ в
Россию, можно отнести замедление экономического роста во всем мире в 2001
г. и, в частности, значительное замедление роста в США. В связи с этим
прибыли американских компаний сокращаются, что отражается на объемах
инвестиций в собственное развитие. Часть компаний может свернуть свои
высокорисковые инвестиционные проекты в России и других развивающихся
странах. Напротив, некоторые компании могут переориентировать свою
деятельность с внутреннего, депрессивного рынка на внешний, в результате
чего инвестиции таких компаний внутри США будут сокращаться, а в другие
страны – расти. Это касается, прежде всего, транснациональных корпораций,
международные операции которых не уступают по масштабам операциям на
внутренних рынках.
Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций среди стран с
формирующейся рыночной экономикой в соответствии с прогнозом, приведенным
ЮНКТАД[14], будут оставаться Бразилия, Аргентина (однако, после последних
событий в этой стране данное утверждение должно быть пересмотрено) и
Мексика. В Восточной Европе такими странами будут оставаться Польша и
Чехия.
Можно ожидать роста ПИИ в Россию из Германии.
В I квартале 2001 г. начал реализовываться принцип "одного окна" для
иностранных инвесторов, осуществляющих вложения на условиях соглашений о
разделе продукции (СРП). Он заключается в делегировании полномочий
различных министерств, на основании которых те осуществляли деятельность по
регулированию отношений, возникающих в ходе реализации СРП, Министерству
экономического развития и торговли Российской Федерации. В настоящее время
объем инвестиций в эти проекты невелик и составляет около 1,5 млрд.
долларов, основная доля которых приходится на проект "Сахалин-2". Все
больше иностранных компаний, участвующих в проектах по добыче нефти и газа
в России, высказывают намерение инвестировать в проекты, реализуемые на
условиях СРП, что позволяет рассчитывать на рост прямых иностранных
инвестиций в эти проекты в последующие годы.
Улучшение отношений между Россией и новой администрацией США ещё не дает
уверенности в том, что будут созданы условия для долгосрочного
благоприятного экономического сотрудничества этих стран, принимая решение
об участии в капитале компаний страны, руководствуются прежде всего
оценками прибыльности проекта и собственными соглашениями с властями страны
или региона.
В таблице 8 приведены доли ( в процентах), которые составляют ПИИ в ВВП в
странах, конкурирующих с Россией за привлечение ПИИ[15].
Таблица 8.
|Страна |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|Польша |1,9 |2,9 |3,1 |3,4 |4,0 |- |
|Чехия |2,2 |4,9 |2,5 |2,4 |4,9 |9,6 |
|Китай |6,2 |5,1 |4,9 |4,9 |4,5 |3,9 |
|Индия |0,3 |0,6 |0,6 |0,9 |0,6 |- |
|Бразили|0,6 |0,7 |1,4 |2,5 |4,1 |- |
|я | | | | | | |
|Россия |0,2 |0,6 |0,6 |1,1 |1,0 |1,8 |
|США |0,7 |0,8 |1,1 |1,3 |2,2 |3,1 |
Высокие экономические риски вложений в российскую экономику ставят Россию
в ряд стран, вложения в которые должны быть высокорентабельными – такими же
рентабельными, как, например вложения в венчурные компании. Такие
инвестиции могут позволить себе только те иностранные корпорации, стратегия
которых базируется на значительной диверсификации рынков ресурсов и рынков
сбыта, каковыми являются крупные транснациональные корпорации (ТНК). Эти
ТНК осуществляют инвестиции в высокодоходные проекты на территории России,
выигрывая в жесткой конкурентной борьбе с национальными компаниями. Прирост
эффективности благодаря иностранным инвестициям, осуществляемым таким
образом, может оказаться незначительным. А из-за небольшого числа
высокоприбыльных крупных проектов приток ПИИ оказывается незначительным и
не в состоянии обеспечить рост внутренних инвестиций и, как следствие,
экономический рост.
Растущий объем трансграничных слияний и поглощений в мире накладывает
свой отпечаток на способ осуществления прямых иностранных инвестиций,
особенно в развивающихся странах. Покупка предприятия становится основным
способом осуществления ПИИ. Это вызвано, прежде всего, характерной для
развивающихся стран слабостью законов, обеспечивающих права владельцев
акций предприятия и свободу осуществления этих прав в отношении менеджмента
предприятия.
Вместе с тем, указанный способ привлечения ПИИ может быть неприемлем для
России, так как недавние попытки враждебных поглощений (обеспеченные, как
правило, национальным капиталом) получили очень широкий отрицательный
резонанс в обществе. Операции по покупке российских компаний с последующей
значительной реорганизацией их деятельности и неизбежным в таких случаях
увольнениями работников, проводимые иностранными инвесторами, могут
осложнить участие иностранных инвесторов в российской экономике.
Приток ПИИ в Россию будет оставаться относительно низким, пока идут
экономические реформы, поскольку для иностранного инвестора самое главное в
законодательстве – это стабильность. Однако значительный приток ПИИ тем
более невозможен, если реформирование российской экономики проводиться не
будет, поскольку в настоящий момент в России существуют довольно высокие
экономические риски. Поставленные правительством цели по достижению
значительного притока ПИИ будут достигнуты, если будут окончательно приняты
Налоговый и Таможенный кодексы, проведена реформа бухгалтерского учета,
обеспечены права акционеров, реформирована банковская система, решен вопрос
собственности на землю, урегулирована внешняя задолженность и при этом
обеспечен рост ВВП. В таком случае через один-два года стабильной работы
всех вновь принятых законов возможен значительный приток ПИИ в Россию –
примерно 5-6 % ВВП (или около 15 млрд. долларов ежегодно).
2.3. Инвестиции в транспортный комплекс России
Так как транспорт в настоящее время играет для нашего Южно-российского
региона в целом и Краснодарского края в частности одну из главенствующих
экономических, политических и стратегических ролей, то инвестиции в эту
отрасль народного хозяйства имеют важнейшее значение для данного региона.
Следовательно от качественной и количественной составляющей инвестиционной
деятельности на транспорте РФ будет непосредственно зависеть экономическое
благосостояние нашего края и ЮФО[16].
Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе ведется на основе
федеральных целевых программ: “Возрождение торгового флота России”,
“Внутренние водные пути России”, “Мировой океан”, “Повышение безопасности
дорожного движения”, “Развитие производства городских автобусов,
троллейбусов и трамваев в Российской Федерации”, “Использование глобальной
спутниковой навигационной системы “ГЛОНАСС” в интересах гражданских
потребителей”.
Модернизация транспортной системы России рассчитана на 2 этапа: I-й этап
– 2002-2005 гг., II-й этап – 2006-2010 гг.
Анализ инвестиционной ситуации в 1999 году показывает, что из общего
объема инвестиций собственные средства организаций транспортного комплекса
составили 5172,7 млн. рублей (56 %), местный бюджет – 2787,3 млн. рублей
(30 %), федеральный бюджет - 264,3 млн. рублей (3 %), кредиты банков и
внебюджетные фонды - 1040,8 млн. рублей (11 %). Кроме того, были привлечены
иностранные инвестиции в сумме 331,24 млн. долларов США.
Наибольший рост развития производственной сферы достигнут на морском и
горэлектротранспорте. В то же время, снижены объемы инвестиций на
автомобильном транспорте и метрополитене.
В 1999 году финансирование государственных инвестиций проводилось на
достаточно высоком уровне. Объем выполненных работ по стройкам,
финансируемым из федерального бюджета, составил 264,3 млн. рублей (77 млн.
рублей - морской транспорт, 187,3 млн. рублей - речной транспорт). Оплата
произведенных работ в сумме 201,6 млн. рублей составила 90% от лимита
государственных инвестиций по данной статье (58,0 млн. рублей - морской
транспорт, 143,6 млн. рублей - речной транспорт).
В тоже время, практически не проводилось погашение кредиторской
задолженности. образовавшейся на начало 1999 года. Из общего объема
кредиторской задолженности в объеме 349,97 млн. рублей погашена
кредиторская задолженность лишь на 10,85 млн. рублей. Сохраняется
непогашенная кредиторская задолженность за предыдущие годы в сумме 339,12
млн. рублей (125,68 млн. рублей - морской транспорт, 200,64 млн. рублей -
речной транспорт). Таким образом задолженность по госинвестициям на
01.01.2000 года достигла 442,52 млн. рублей (морской транспорт-162,68 млн.
руб., речной транспорт- 267,04 млн. руб.).
На 2000 год лимит государственных инвестиций установлен в объеме 406,0
млн. рублей , кроме того за счет дополнительных доходов -122,0 млн. рублей.
(соответственно по морскому транспорту - 138,0 млн. рублей и 58,0 млн.
рублей, по речному транспорту - 268,0 млн. рублей и 64,0 млн. рублей)
Выделенные лимиты будут направлены, в первую очередь, на финансирование мер
по обеспечению безопасного функционирования транспортного комплекса.
Привлеченные иностранные инвестиции были использованы на финансирование
проектов модернизации транспортного комплекса Российской Федерации по
следующим направлениям:
строительство 12-ти морских судов суммарным дедвейтом 480 тыс. т на сумму
320 млн. долларов США за счет займов иностранных банков;
прединвестиционные исследования по гранту "ТАСИС" проекта модернизации
Волго-Донского водного пути и основных речных портов в бассейне реки Волги
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|