Фондовый рынок
ния и приложит много усилий для того, чтобы окупить эти сред-
ства.
Проблемы оборота ЦБ на фондовом рынке можно решать и ком-
промиссным путем. В Германии, например, это делается следую-
щим образом. В соответствии с законодательством все ЦБ выпус-
каются в наличной, "бумажной" форме и хранятся в системе Цен-
трального депозитария. А вот уже обращаются они в безналич-
ной форме. Таким образом, происходит так называемый "симбиоз"
двух форм обращения ЦБ, наличной и безналичной, при сохране-
нии положительных черт обеих форм учтен и психологический
фактор - при очень большом желании ЦБ все-таки можно потро-
гать; и сохранена мобильность процесса работы с ЦБ (оформле-
ние, купля-продажа и учет владельцев).
Теперь рассмотрим некоторые причины кризиса трастов в
Украине.
При полном отсутствии коммерческого законодательства, зако-
нодательства о доверительной собственности,которые в других
странах охватывают сотни страниц законодательных текстов,у
нас был принят декрет о доверительных обществах, которым фак-
тически был санкционирован на государственном уровне беспре-
цедентный доверительный обман. Поддержка этого декрета други-
ми, крайне необходимыми законодательными актами, даже и не
предусматривалась. Любой законодательный акт, санкционирую-
щий проведение какой-либо деятельности, прежде всего должен
содержать четкое ограничение в деятельности и квалифицирован-
ные требования к лицам, которые этой деятельностью будут за-
ниматься. Это также полностью отсутствует в данном декрете.
Поэтому не удивительно, что этим документом была произведена
замена трастовых операций очень узким направлением - опера-
циями с приватизационными бумагами и отождествление разреше-
ния на последние с разрешением на проведение трастовых опера-
ций в целом.
Трастовые операции во всем мире рассматриваются как наибо-
лее сложные, требующие самой высокой квалификации в области
права, инвестиционного и финансового менеджмента, страхова-
ния, знания макро- и микроэкономики.
Траст, вообще, условно можно разделить на два направления:
финансовый и юридический. При этом к первому относится бан-
ковский и инвестиционный траст, ко второму - все другие,
включая операции с недвижимостью.
Исторически сложилось так, что именно инвестиционный траст
имеют в виду, когда говорят о трасте вообще. По крайней мере,
когда говорят о траст-фондах, трастовых компаниях, подразуме-
вают именно инвестиционные трасты, которые охватывают не
только инвестиционные компании различных видов, но и пенсион-
ные фонды и некоторые виды страховой деятельности.
Не понимание этого и привело к логическому абсурду. Трасто-
выми операциями начали заниматься даже те, кто не имел лицен-
зии Министерства финансов на осуществление операций с ЦБ.
Одной из основных причин кризиса трастов явилось то, что
регулирование данной деятельности было отдано Фонду государ-
ственного имущества-органу, очень далекому от рынка капитала,
от инвестиционной деятельности. Лишь принятие Указа об инвес-
тиционных компаниях и фондах несколько оживило этот процесс.
Вместо ожидаемого мы получили глубочайший кризис трастов и
широкомасштабный обман населения.
Неопределенность понятия траста как такового, а также тот
факт, что рынком ЦБ, т.е. инвестиционным трастом, у нас зани-
маются и Министерство финансов, и Министерство экономики, и
Национальный банк, и Фонд госимущества, т.е. никто определен-
но, и явились еще одной причиной мошенничесва в этой сфере.
Следующей причиной кризиса являлась полная невозможность
для общественности получать необходимую информацию по дея-
тельности тех финансовых институтов, которым они хотели дове-
рить свои активы. Соответствующая служба и должна быть созда-
на при едином органе государственного регулирования рынка ка-
питалов.
Кризис трастов был бы невозможен, если бы с самого начала
было проведено жесткое разграничение банковских и инвести-
ционных трастов, и, соответственно, области компетенции орга-
нов, занимающихся лицензированием и регулированием их дея-
тельности. Должно быть установлено, что:
- ни одно лицо, как физическое, так и юридическое, не
имеет права привлекать денежные средства и финансовые инстру-
менты граждан и юридических лиц, а также проводить любые опе-
рации с ними в качестве финансового посредника без соответ-
ствующей лицензии;
- операции на денежно-кредитном рынке лицензируется ис-
ключительно Национальным банком Украины;
- операции на рынке ЦБ лицензируются исключительно Комис-
сией по ценным бумагам и фондовым биржам - единым государ-
ственным органом, созданным для регулирования всех видов дея-
тельности, касающихся финансовых инструментов, вовлеченных в
торговлю на публичных рынках ЦБ.
Однако становление рынка ЦБ происходит в крайне непростых
условиях смены общественного строя и всеобъемлющего со-
циально-экономического кризиса. И все-таки реформы идут. Ры-
нок ЦБ, основные его инструменты созданы, он развивается, ук-
репляется.
Несмотря на свою молодость, фондовый рынок нашей страны по
своей структуре все больше начинает приближаться к тем, кото-
рые сложились за многие десятилетия в странах с развитой ры-
ночной экономикой.
Таблица 9.
ФОНДОВЫЙ РЫНОК УКРАИНЫ.
---------------------------T--¬ ---T--------------------------T-
¬
¦Корпоратизируемые и прива-¦ ¦ ¦ ¦ Граждане ¦ ¦
¦тизируемые предприятия ¦ ¦ ¦ ¦ Государства ¦ ¦
+--T-----------------------¦ ¦ ¦ +--T-----------------------+
¦
¦ ¦Юридические лица - су- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Институциональные ¦
¦
¦ ¦бъекты предприниматель-¦ ¦ ¦ ¦ ¦инвесторы: ¦ ¦
¦ ¦ской деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - страховые компании ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - пенсионные фонды ¦ ¦
¦ ¦Государство: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - инвестиционные фонды¦ ¦
¦ ¦Национальный банк ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-----------------------+ ¦
¦ ¦Министерство финансов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Местные органы власти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Обычные инвесторы ¦
¦
L--+-----------------------+--- L--+--+-----------------------+-
-
------------------------------¬ --------------------------------
¬
¦Специализированные организа- ¦ ¦Государственные органы, регули-
¦
¦ции по учету, хранению и рас-¦ ¦рующие рынок ценных бумаг
¦
¦четам за ценные бумаги ¦ +-------------------------------
+
¦-----------------------------+ ¦Комиссия по ценным бумагам
¦
¦ Национальный депозитарий ¦ ¦Министерство финансов ¦
¦ Клиринговый банк ¦ ¦Национальный банк ¦
L------------------------------ ¦Министерство экономики
¦
------------------------------¬ ¦Фонд госимущества ¦
¦ Финансовые посредники ¦ ¦Антимонопольный комитет
¦
+-----------------------------+ L-------------------------------
-
¦Торговцы ценными бумагами ¦ --------------------------------
¬
¦Инвестиционные фонды ¦ ¦Инфраструктура рынка ЦБ ¦
¦Банки ¦ +-------------------------------+
¦Доверительные общества ¦ ¦Семинары и курсы профессиональ-
¦
¦Фондовые биржи ¦ ¦ного образования ¦
¦Страховые компании ¦ ¦Аудиторские и консультационные ¦
L------------------------------ ¦фирмы ¦
------------------------------¬ ¦Специализированные
производства¦
¦ Ценные бумаги ¦ ¦бланков ценных бумаг ¦
+--T--------------------------+ ¦Специализированная пресса
¦
¦ ¦Акции ¦ L--------------------------------
¦ ¦Облигации: ¦ --------------------------------¬
¦ ¦ - предприятий ¦ ¦Саморегулирующиеся организации ¦
¦ ¦ - республиканских и ¦ ¦участников рынка ЦБ ¦
¦ ¦ местных займов ¦ +-----------------------------
--+
¦ ¦Казначейские обязательства¦ ¦Украинская Ассоциация
торговцев¦
¦ ¦Сберегательные сертификаты¦ ¦ценными бумагами ¦
¦ ¦Векселя ¦ ¦Украинская Ассоциация доверите-¦
¦ ¦Инвестиционные сертификаты¦ ¦льных обществ, инвестиционных
¦
¦ ¦Сертификаты на компенсацию¦ ¦фондов и компаний ¦
¦ ¦вкладов населения ¦ ¦ ¦
¦ ¦Земельные сертификаты ¦ ¦ ¦
L--+--------------------------- L-------------------------------
-
Его главные действующие лица те же - эмитенты, инвесторы и
финансовые посредники. Финансовые инструменты, обращающиеся
на рынке, тоже однотипны.
Одной из особенностей украинского фондового рынка является
то, что между его участниками еще не успели сложиться устой-
чивые отношения, позволяющие говорить об их постоянном вос-
производстве. Для многих предприятий выход на рынок ЦБ закан-
чивается с первой же эмиссией. Связано это с тем, что руково-
дители предприятий-эмитентов часто не довольны результатами
продажи своих акций. Многие из них рассматривали этот рынок в
качестве своеобразного и более дешевого заменителя банков-
ских кредитов, не задумываясь над тем, что акционеры стано-
вятся совладельцами компании и с их мнением также придется
считаться. В дальнейшем руководство компаний уже предпочи-
тает обходиться без новых эмиссий.
Еще один фактор, существенно влияющий на неустойчивый ха-
рактер взаимоотношений между субъектами рынка ЦБ, связан с
ролью финансовых посредников. Если, к примеру, американская
или английская компания осуществляет эмиссию своих ЦБ, то
почти всегда в этом участвуют фирмы, специализирующиеся на
операциях с ЦБ. Без их деятельности практически невозможно
грамотно сконструировать выпуск ЦБ, так как только они, дос-
конально зная положение на рынке ЦБ, в состоянии определить
оптимальную стратегию привлечения средств инвесторов. К тому
же следует учитывать и то, что на западных рынках значи-
тельный объем ЦБ размещается с помощью подписки. В этом слу-
чае прибыль инвестиционной компании напрямую зависит от ее
возможностей найти инвесторов, способных в кратчайший срок
приобрести выпущенные ЦБ.
В Украине же, по крайней мере до последнего времени, тор-
говцы ЦБ не играли сколь-нибудь заметной роли в ходе первич-
ной их эмиссии. У руководителей многих отечественных компа-
ний, как свидетельствует практика, уже успел сложиться опре-
деленный стереотип выхода на рынок с собственными ЦБ, начис-
то отвергающий услуги финансовых посредников. Особенно сильно
эта идеология опоры на собственные силы проявляется при выбо-
ре способов первичного размещения акций. Мотивы такого пове-
дения различны и имеют, как правило, объективный характер.
Многое зависит от вида деятельности акционерной компании.
Не случайно, что именно коммерческие банки наиболее последо-
вательно придерживаются стратегии самостоятельной работы на
первичном рынке своих акций. Во-первых, высокая доходность
банковского бизнеса обеспечивает и высокий спрос на их акции.
Во-вторых, при создании почти всех коммерческих банков уже
изначально закладывался принцип первоочередного размещения
подавляющего объема новых эмиссий среди учредителей и влия-
тельных акционеров. В-третьих, у банковского топ-менеджмента
существуют опасения, что даже незначительная утеря контроля
за эмиссией акций способна привести к нежелательному перерас-
пределению власти среди акционеров банка. Ясно, что во всех
этих случаях банки либо не нуждаются, либо не желают пользо-
ваться услугами профессиональных посредников.
При оценке последствий такой стратегии для развития фондо-
вого рынка следует учитывать, что место, занимаемое ими сре-
ди украинских эмитентов, исключительно велико.
Еще несколько слов о рынке ОГВЗ. Уже к концу 1995 года ук-
раинский рынок государственных облигаций по своим масштабам
превзошел РЦБ венчурных компаний и акций приватизированных
предприятий. Масштабы рынка ОГВЗ еще не позволяют в полной
мере называть его важнейшим макроэкономическим фактором.
Однако влияние на валютный и кредитный секторы оспаривать не
приходиться. Нет сомнений, что доходы от размещения облига-
ций - единственно возможный цивилизованный способ покрытия
дефицита госбюджета, который в достаточной мере управляем
Нацбанком, а также имеет существенный потенциал развития.
Украина делает пока что наиболее трудные шаги на пути ры-
ночных преобразований, приватизации и формирования рынка ка-
питала, и от того, насколько обоснованно и взвешенно они бу-
дут сделаны, в значительной мере зависит получение ею эконо-
мической самостоятельности и улучшение уровня жизни населения.
Человек создает мир по образу и подобию своему. Внутренне не
свободный, не цивилизованный человек не способен создавать
свободное демократическое общество. Этому должен предшес-
тврвать переходной период, в течение которого будут созданы
предпосылки.
Это именно, тот случай, когда не экономику, а сознание т.е.
духовность народа следует понимать как "базис".
И можно определенно утверждать, что этот период окажется
весьма продолжительным, займет целую историческую эпоху, на
которой уместится жизнь нескольких поколений.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы .
1. "Концепция функционирования и развития фондового рынка в
Украине" О приватизации N10 1994г.
2. "Закон о ценных бумагах и фондовой бирже"
О приватизации N8 1993г.
3. "Законодательное регулирование рынка ценных бумаг в
Украине" //Бизнес N5 1995г.
4. "Законодательное регулирование рынка ценных бумаг в
Украине" //Бизнес N7 1995г.
5. "Проблемы становления фондового рынка Украины"
//Бизнес N4 1995г.
6. "Фондовый рынок: институты и инструменты"
//Бизнес N8 1995г.
7. "Основы рыночной экономики" Пруссова Л. Г.
Киев 1993г.
8. "Введение в рыночную экономику" под редакцией
Лившица. Москва 1994г.
9. "Фондовый портфель" под редакцией Петракова Н. Я.
Москва 1992г.
11. "Портфель приватизации и инвестирования" под редакцией
Петракова Н. Я. Москва 1992г.
12. "Международные стандарты фондовой торговли и украинский
рынок ценных бумаг" Киев.УФБ.1994г.
13. "Цiннi папери в Украiнi" Киiв.УФБ.1993г.
14. "Ваше слово, товарищ "ваучер"! //Бизнес N39,95.
15. "Государство и фондовый рынок: партнерство, а не диктат"
//Бизнес N7 1995г.
16. Грищенко Д. "Фондовый рынок в Украине" //Деловая
Украина N13 1994г.
17. Давыдов А. "Ценные бумаги в инвестиционном процессе"
Экономика Украины N 7 1992г.
18. Дзись Г. "Участие иностранных инвесторов в формировании
украинского рынка ценных бумаг" Экономика Украины
N9 1992г.
19. Дмитренко Я. "Упорядочение рынка ценных бумаг"
//Закон и бизнес N1 1996г.
20. Дубовик Ю. "Рынок контроля" //Бизнес N5 1995г.
21. Зверев А.Ф. "Фондовые биржи - рынок ценных бумаг"
22. Колесник В.В. "Ринок цiнних паперiв i принципи правового
регулювання" Киiв. 1993г.
23. Кошевой Д. "Государство должно знать свое место
на рынке" //Финансовая Украина 26 декабря 1995г.
24. Кошевой Д. "Дела портфельные" //Финансовая Украина
3 октября 1995г.
25. Кошевой Д. "Равнение на старшего брата" //Финансовая Ук-
раина 14 ноября 1995г.
26. Никольский Ю. "Какие ЦБ нужны Украине"
//Финансовая Украина 28 ноября 1995г.
27. Одереми Д.А., Бакаре Х.А. "От А...до Я... об акциях и
фондовых биржах" 1992г.
28. Пронишин А. "Фондовый рынок Украины в
коматозном состоянии" //Деловой мир 9 июня 1993г.
29. Рожков С. "Барометр фондового рынка" //Голос
Украины N 15 1996г.
30. "Рынок ценных бумаг в Украине" //Финансовая Украи-
на 9 ноября 1994г.
31. Сорока I. "Фондовий ринок: джерела, проблеми, перспекти-
ви" //Дiло NN 70, 78, 84.
32. "Состояние рынка ценных бумаг на Украине" //Бизнес
N 11 1995г.
33. "С прежними долговыми обязательствами покончено"
//Финансовая Украина 24 октября 1995г.
Третья конференция украинской Ассоциации торговцев цен-
34. ными бумагами. "Фондовый рынок Украины: проблемы и пер-
35. спективы" //Финансовая Украина N 39 1994г.
"Украинский рынок ценных бумаг" //Бизнес N2-3 1995г.
36. "Фондовый рынок и приватизация" //Деловая Украина
N 40 1995г.
37. Хвыля А. "Кто есть кто на фондовом рынке Украины"
38. //Бизнес N 42 1995г.
"Ценные бумаги" //Бизнес N 46 1995г.
39. Ющенко В. "Рынок ценных бумаг и реформы"
//Бизнес" N5 1995г.
40. Янко А. "Внебиржевой рынок акций и акционирование"
//Украинские деловые новости N9 1994г.
Р Е Ц Е Н З И Я.
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------
[pic]= C [pic][pic][pic][pic][pic][pic][pic][?]яF
[pic][pic]*.FRMяя[pic][pic][pic][pic][?][pic]A[pic]*.FRMђљ"
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|