Финансирование и кредитование капитальных вложений
то за счет таких источников, как расширение эмиссии акций и обли-
гаций, привлечение иностранных инвестиций (в том числе креди-
тов), использование части средств, полученных от приватизации
имущества и амортизационных отчислений на полное восстановле-
ние основных фондов государственных предприятий, а также части
средств от реализации оружия, военной техники, имущества и пере-
дачи в аренду основных фондов, имущества Вооруженных Сил.
Особенности финансирования капитальных
вложений за счет собственных средств
предприятий и хозяйственных организаций
Предприятия и хозяйственные организации осуществляют за
счет собственных средств техническое перевооружение, реконст-
рукцию и расширение производства как подрядным, так и хозяйст-
венным способами. В условиях перехода к рынку ответственность за
целевое и эффективное использования собственных средств возла-
гается на инвесторов, что обусловливает особенности финансирова-
ния таких капитальных вложений.
Все средства на капитальные вложения аккумулируются на рас-
четном счете инвесторов. По их просьбе учреждения банков могут
открывать отдельные счета для учета собственных средств на капи-
тальные вложения за отдельную плату.
Учреждения банков не оформляют финансирование строек, а
@
они должны предоставлять им для этого документы. Финансирова-
ние капитальных вложений производится с расчетного счета инвес-
тора путем оплаты расчетных документов на выполненные проект-
ные, строительно-монтажные и другие работы, поставленное обору-
дование и другие расходы, связанные со строительствам. Состав за-
трат и порядок их оплаты зависят от характера капитальных вло-
жений, способа производства строительно-монтажных работ, а так-
же метода финансирования затрат при хозяйственном способе стро-
ительства.
Учреждения банков не контролируют целевое и эффективное
использование собственных средств инвестора на капитальные вло-
жения. Только по просьбе инвестора, на договорных началах за от-
дельную плату они могут осуществлять такой контроль, например,
проверять качество проектно-сметной документации, проводить
контрольные обмеры оплаченных (представленных к оплате работ),
оказывать другие виды услуг по финансированию капитальных вло-
жений. Плата за такие услуги должна устанавливаться на уровне,
обеспечивающем полное покрытие затрат банка на их оказание и по-
лучение соответствующей прибыли.
Долгосрочное кредитование предприятий и
организаций на капитальные вложения
В условиях перехода к рыночным отношениям возрастает роль
долгосрочного кредита как источника денежных средств в форми-
ровании и совершенствовании основных фондов народного хозяйст-
ва. Он используется на капитальные вложения производственного и
непроизводственного назначения. Перечень объектов долгосрочно-
то кредитования очень разнообразный. Так, у предприятий и хозяй-
ственных организаций, независимо от форм собственности, это за-
траты на техническое перевооружение, реконструкцию и расшире-
ние производства, на строительство объектов непроизводственного
назначения и на приобретение оборудования, не входящего в сметы
строек. Долгосрочный кредит используется также при строитель-
стве новых предприятий и сооружений, имеющих важное народно-
хозяйственное значение.
Долгосрочный кредит предоставляется предприятиям и хозяй-
ственным организациям на указанные выше цели на принципах воз-
вратности, срочности, платности и обеспеченности.
Преимущества при долгосрочном кредитовании имеют проекты,
которые обеспечивают нароцнохозяйственную эффективность, ре-
шают экономические и социальные проблемы страны, расширяют
экспортные возможности, увеличивают производство товаров на-
родного потребления.
Обязательными условиями долгосрочного кредитования явля-
ются: статус заемщика как юридического лица, экологическая без-
опасность объекта кредитования, обеспеченность своевременного и
полного возврата кредита и уплаты процентов за пользование им,
соблюдение норм продолжительности строительства.
Долгосрочный кредит можно разделить на такие его виды: кре-
дит, который предоставляется коммерческими банками на договор-
ных началах за счет их собственных и привлеченных средств; госу-
дарственный кредит, источником которого являются средства рес-
публиканского бюджета, и кредит под целевые производственные
программы за счет централизованных кредитных средств Нацио-
нального банка. Кредитование в каждом из этих случаев сущест-
венно различается. Коммерческие банки предоставляют долгосроч-
ные кредиты инвесторам за счет собственных и привлеченных
средств на договорных началах. Основными принципами формиро-
вания кредитных отношений являются: свободный выбор партнеров
этих отношений, формирование условий их выполнения, оснований
и объемов, ответственности при полном невмешательстве государ-
ственных органов в выбор и реализацию этих условий.
Основные источники ресурсов для долгосрочного кредитования
в этом случае - это собственные средства банков (различные фон-
ды, нераспределенная прибыль), средства централизованного ссуд-
ного фонда, предприятий и организаций, а также средства бюдже-
тов, которые находятся на счетах банков, вклады граждан и займы у
других банков.
Кредитные отношения банка и заемщиков регулируются кре-
дитным договором, которым предусматриваются размер разрешен-
ного кредита, сроки и порядок его использования и возврата, про-
центные ставки за пользование кредитом, обязанности и имущест-
венная ответственность сторон и формы обеспечения обязанностей.
Оформление долгосрочного кредитования производится банком на
основании предоставляемых заемщиком документов, перечень кото-
рых определяется кредитным договором. Кредитный договор дейст-
вует в течение всего периода пользования кредитом.
Потребность в долгосрочном кредите определяется либо полной
стоимостью затрат по объекту (мероприятию), если кредит являет-
@
ся единственным источником финансирования, либо как разность
между стоимостью этих затрат и собственными средствами заемщи-
ка, направляемыми на эту цель. Возможность учреждения банка
выдать кредит заемщику в требуемом им размере зависит от уровня
этого учреждения (отделение, региональное управление и дирек-
ция, банк) и предоставленного ему права (крб.) выдавать кредит од-
ному заемщику той или иной категории (предприятия, организации,
кооперативы, малые предприятия), а также наличия кредитных ре-
сурсов.
Общий срок пользования кредитом складывается из норматив-
ного времени осуществления затрат и времени, в течение которого
кредит возвращается банку. Сроки погашения кредита устанавли-
ваются в пределах окупаемости затрат по проекту.
Банк предоставляет долгосрочный кредит только кредитоспо-
собным заемщикам, которые могут возвратить его в установленные
сроки и уплатить проценты за пользование кредитом. Определение
кредитоспособностн предприятий и организаций является одной из
важнейших сторон хозяйственной деятельности банков в условиях
перехода к рынку.
Оценка кредитоспособности заемщика производится банком до
заключения кредитного договора на основе анализа его финансово-
го состояния и эффективности кредитуемого мероприятия. Базой
для такого анализа служат бухгалтерские балансы, другие отчет-
ные и плановые документы о финансово-хозяйственной деятельнос-
ти, проектно-сметная документация, планы технического перево-
оружения производства, прогнозные и статистические материалы,
характеризующие как современное экономическое состояние заем-
шика, так и перспективы его развития.
Анализ финансового состояния заемщика позволяет определить
показатели, отражающие разные его стороны, например, ликвид-
ность его баланса, покрытие баланса, привлечение средств и др.
При долгосрочном кредитовании важно оценить стабильность этих
показателей в период пользования кредитом. Такая оценка требует
разнообразных экономических знаний, умения прогнозировать изме-
иення факторов, влияющих на доходность заемщика в условиях пе-
рехода к рынку. К таким факторам следует отнести прежде всего
динамичность цен и тарифов, рентабельность производства, энерго-,
нюернало- и фондоемкость продукции, обеспечение сырьем, кадра-
ми и основными фондами, внедрение новых техники и технологий,
рынок сбыта продукции и др.
Эффективность кредитуемого мероприятия банки определяют
путем проведения инженерно-экономической экспертизы,его проек-
та. При этом проверяются наличие и качество проектно-сметной
документации и заключений экспертизы, соответствие проектных
технико-экономических показателей прогрессивным, оценивается
технико-экономический уровень проекта. Важными вопросами при
проведении такой экспертизы являются: наличиесырьевой базы,
конкурентоспособность продукции, возможность ее сбыта, прогноз
уровня цен на будущую продукцию. В процессе инженерно-эконо-
мической экспертизы необходимо изучить реальность намечаемых
сроков строительства с учетом мощностей, нагрузки и материально-
технического обеспечения подрядных строительно-монтажных ор-
ганизаций, надежность поставщиков оборудования и других парт-
неров.
В настоящее время процесс установления процентной ставки за
кредиты не регулируется нормативными актами. Плата за пользо- .
ванне долгосрочным кредитом определяется банками с учетом про-
должительности срока кредитования, предоставленных заемщиками
гарантий своевременного возврата кредита, спроса и предложений
кредитных ресурсов и их цены, а также наличия кредитного риска.
Устанавливаемые банками процентные ставки должны обеспечивать
полное покрытие их расходов и получение прибыли от осуществле-
ния хозрасчетной деятельности. - '
Повышенные размеры процентной ставки предусматриваются
кредитным договором в случае нарушения нормативных сроков
строительства, получения дополнительных кредитов и переуступки
банков сроков возврата ссуды.
Процент за пользование кредитом начисляется в размерах и сро-
ки, предусмотренные кредитным договором.
Ответственность за невыполнение заемщиками своих обяза-
тельств предусматривается в виде неустойки (штрафа, пени), зало-
та, гарантии, страхования кредитного риска.
Долгосрочный кредит используется на оплату поставленных на
стройку машин и оборудования, строительных конструкций, дета-
лей, блоков и материалов, а также выполненных строительн0-мон-
тажных, проектных и других работ. Банки должны возмещать за-
емщику расходы по уплате пени поставщикам, за несвоевременные
расчеты с ними, если это вызвано неполным и несвоевременным пре-
доставлением кредита.
После завершения кредитуемого объекта (мероприятия) заем-
щик оформляет в установленном порядке задолженность по креди-
ту срочным обязательством. Погашение кредита обычно начинвется
со следующего квартала после принятия ответственного решения о
вводе объекта в эксплуатацию и производится за счет собственных
средств заемщика.
Нестабильность экономической ситуации в Украине, высокий
уровень инфляции обуславливают сокращение доли долгосрочных
кредитных вложений коммерческих банков в развитие экономики.
В настоящее время эта доля составляет всего лишь 1 - 2% в общем
объеме кредитных вложений. Высокие процентные ставки за поль-
зование кредитом (в сентябре 1993 г. максимальная ставка состави-
ла 600% годовых) и галопирующие темпы инфляции делают прак-
тически невозможными долгосрочные инвестиции. Коммерческие
банки в этих условиях не заинтересованы в выдаче ссуд на срок бо-
лее 2-4 мес., поскольку уровень инфляции значительно превышает
высокие процентные ставки. Предприятия-заемщики, испытываю-
щие острый дефицит финансовых ресурсов, не могут возвратить
банку полученную ссуду и уплатить проценты за пользование ею.
Коммерческие банки используют собственные и привлеченные
кредитные ресурсы не на инвестиции в техническое развитие пред-
приятий, а главным образом на выдачу им краткосрочных ссуд для
производства расчетов и выплаты заработной платы. Такое состоя-
ние сказывается на материально-технической базе народного хозяй-
ства страны, вызывая спад производства продукции и углубление
других кризисных явлений в экономике страны.
В целях активизации инвестиционной деятельности в Украине с
нвгуста 1992 г. введено государственное долгосрочное кредитование
строек и объектов производственного назначения, а также кредито-
ванне целевых производственных программ за счет централизован-
ных ресурсов Национального банка. Государственный кредит пре-
доставляется на капитальные вложения только производственного
назначения. Заказчиками государственного кредита являются ми-
нистерства, ведомства и другие хозяйственные органы. На основе
предложений этих органов Министерство экономики по согласова-
нию с Министерством финансов определяет перечень строек и
объект0в, которые будут финансироваться за счет государственного
кредита, и представляет его на утверждение Кабинету Министров
Украины.
Министерство финансов определяет коммерческие банки, кото-
рые будут осуществлять такое кредитование, и заключает с ними
договоры.
После утверждения плана-прогноза экономического и социаль-
ного развития страны Министерство экономики доводит до мини-
195
@
стерств, ведомств и других органов хозяйственного управления и
финансирующих банков объемы государственного кредита на пла-
нируемый год. Министерство финансов сообщает банкам, учрежде-
ния которых будут осуществлять государственное кредитование,
планы финансирования капитальных вложений по органам хозяйст-
венного управления - заемщикам в поквартальном разрезе. Этим
банкам оно перечисляет средства для кредитования, имеющие стро-
го целевое назначение.
Учреждения финансирующих банков заключают с инвесторамн
кредитные соглашения, где предусматривают:
цель предоставления государственного кредита;
его объем и сроки возврата. Общий срок польозвания госудорствен-
ным кредитом не должен превышать семи лет, в том числе: срок
выборки ссуды - не более 3-к лет (в отдельных случаях 5 лет),
льготный срок до начала погашения кредита - 1 год и срок пога-
шения - не должен превышать 3-к лет;
процентные ставки за пользование кредитом, которые устанавли-
ваются в 20 % годовых в целом по органу хозяйственного управле-
ния заемщику. Эти органы могут дифференцировать процентные
ставки по стройкам и объектам, которые входят в сферу их фунх-
ционалыюго управления. Эта дифференциация может произво-
диться в пределах от 10 до 30 % годовых, однако без изменения ус-
новленной для органов хозяйственного управления в целом про
центной ставки;
вид строительства и сроки его окончания. Объектами государст-
венного кредитования могут быть только стройки, нормативный
срок строительства которых не превышает 3-к лет;
экономические санкции и особые условия кредитования;
обязательства банка и инвестора по другим вопросам предоставле-
ния, использования и возврата государственного кредита.
Копии кредитных соглашений органы хозяйственного управле-
ния должны представить в Министерство финансов в десятиднев-
ный срок после их заключения. Кредитные соглашения должны за-
ключаться в месячный срок после получения органами хозяйствен-
него управления сведений об утвержденных им объемах государст-
венного кредита. При нарушении этого срока финансирующие
банки вносят Министерству экономики предложения об нзменении
объемов кредита соответствующему органу хозяйственного управ-
ления.
Государственный кредит используется инвесторами для оплаты
расходов, связанных со строительством, реконструкцией и техни-
ческим перевооружением предприятий, строек и объектов. Погаше-
ние государственного кредита начинается через год после оконча-
ния нормативного срока строительства (реконструкции, техничес-
кого перевооружения) объекта кредитования и производится за счет
собственных средств инвестора или заемных средств. Кредит на при-
обретение оборудования, которое не входит в сметы строек, погаша-
ется, начиная со следующего за годом его выдачи в течение не более
двух лет.
Гарантом погашения государственного кредита выступает мини-
стерство, ведомство или другой орган хозяйственного управления.
Средства, поступающие от инвесторов в погашение долга по кре-
диту, а также значительная часть платы за пользование этим креди-
том перечисляются финансирующими банками в доход государст-
венного бюджета. На покрытие расходов по обслуживанию госу-
дарственного кредита эти банки оставляют О,4 нaчисленных про-
центов за пользование кредитом и О,3 так называемых "штрафных"
процентов.
При нарушении сроков строительства более чем на 3 мес. и при
консервации или прекращении строительства на такой же срок по
инициативе инвестора процентная ставка повышается на 100 %. Ин-
весторы, не соблюдающие сроки платежей, должны уплачивать до-
полнительно 25 % годовых от сумм, которые не уплачены в установ-
ленные сроки.
Контролъ за целевым использовонием инвесторами государст-
венного кредита, а также за своевременным его возвратом в государст-
ственный бюджет осуществляют финансирующие банхн и Мини-
стерство финансов Украины.
Долгосрочные кредиты за счет централизованных кредитных ре-
сурсов Национального банка предоставляется только государствен-
ным предприятиям на затраты, связанные с реализацией целевых
программ на конверсии и модернизации производства, внедрению пе-
редовых технологий, увеличение производства товаров народного
потребления.
Срок кредитования должен обеспечивать реализацию производ-
ственной программы, но не может превышать 5 лет.
Каждое предприятие составляет такую программу, утверждает
ее в министерстве, разрабатывает календарный план работ по этой
программе, составляет смету затрат и представляет обслуживающе-
му его коммерческому банку заявку на долгосрочный кредит с обо-
@
снованием его потребности и эффективности намеченной про-
граммы.
Коммерческие банки дают экспертную оценку предложенной за-
явки. При необходимости получения централизованных ресурсов
Национального банка коммерческие банки подают заявки областно-
му управлению Национального банка.
Региональные управления Национального банка анализируют за-
явки коммерческих банков и свои предложения относительно целе-
сообразности кредитования целевых производственных программ и
экономических возможностей этих банков направляют в управление
кредитного регулирования Национального банка.
Укринвестпромбанк, Укрсоцбанк и Агропромбанк "Украина"
также рассматривают заявки предприятий на получение долгосроч-
ного кредита и свои предложения по кредитованию целевых про-
грамм направляют непосредственно в Национальный банк.
Целесообразность предоставления долгосрочного кредита ком-
мерческим банком предварительно рассматривается в кредитном ко-
митете и утверждается правлением Национального банка Украины.
Национальный банк заключает с коммерческими банками, кре-
дитующими целевые программы, договор, где определяет размеры
платы за кредит и маржи.
Национальный банк открывает комиерческому банку кредитную
линию, что должно обеспечить оперативное целевое и эффективное
использование централизованных ресурсов для кредитования произ-
водственных программ.
Коммерческие банки предоставляют заемщикам кредит только
на цели, предусмотренные их кредитными заявками, и в пределах
средств, перечисленных им Национальным банком для целевого
кредитования.
Каждый заемщик должен заблаговременно сообщать коммер-
ческоиу банку о необходимой ему сумме кредита для оплаты рас-
четных документов по кредитуемому объекту. Только при соблю-
Страницы: 1, 2, 3
|