Экономика Китая
Экономика Китая
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Контрольная работа
по курсу «Мировая экономика»
тема: «Экономические реформы в Китае: особенности, механизмы, факторы
успеха»
Выполнил: студент 4 курса заочного отделения группы ЭФВ 421 Висленёв
Ю.В.
Принял:
Владимир 2001
Китай: опыт реформирования экономики.
Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические
преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия.
Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших
государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг
впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно,
что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии.
Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.
Необходимые внутренние предпосылки для этого есть. Китай обладает
большой территорией является крупнейшей страной по численности населения;
занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско-
Тихоокеанском регионе (АТР).
Столица – Пекин.
Площадь – 9 600 000 кв.км.
Население – 1,17 млрд. человек (1992г.)
ВНП на душу населения – 370 долл. (1990г.)
Среднегодовой темп роста населения – 1,5% (1965 – 1988 гг.)
Среднегодовой темп роста ВНП на душу населения – 5,5% (1980 – 1990гг.)
Доля сельскохозяйственного производства в ВНП – 27% (1990г.)
Уровень младенческой смертности (на 1000 родившихся) – 34 (1992г.)
Ежедневное потребление калорий на душу населения – 2632 (1988г.)
Уровень охвата начальным образованием – 83% (1990г.)
Уровень неграмотности (среди лиц старше 15 лет) – 31% (1985г.)
Индекс развития человека – 0.61 (средний) (1990г.)
Китайская Народная Республика находится на третьем месте в мире по
размерам территории (после России и Канады). Однако большую часть страны
(2/3) занимают горы и полупустыни, так что для сельскохозяйственной
обработки пригодны лишь 1/10 часть земель. 90% населения сосредоточено на
1/6 части ее территории. Китай — крупнейшая в мире страна по численности
населения. В 1992 г. население достигло 1,17 млрд. чел., при ежегодном его
приросте в 15 млн.чел. Общие темпы прироста населения сократились почти на
40%, с 2,3% до 1,2% в период с 1973 по 1988 гг., однако в последние годы
отмечается тенденция к их росту. Правительство Китая призывает к
ограничению размера семьи тремя человеками и разработало систему стимулов
для сокращения числа детей в семьях до 1 или 2. При ситуации, когда в семье
имеется лишь один ребенок, будет возможным достижение практически нулевых
темпов роста населения к 2000 г.; плановые органы КНР оценивают численность
населения к этому времени в 1,3 млрд. чел.
Китай располагает значительными месторождениями каменного угля,
железной руды, нефти, цветных металлов и других важнейших видов минеральных
ресурсов; имеет чрезвычайно емкий внутренний рынок. Главное же заключается
в том, что в стране обеспечена социально-политическая стабильность, а
партийные и государственные руководители Китая проявляют политическую волю
к проведению реформ.
Когда в 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, в
стране царила разруха в результате десятилетиями длившихся военных действий
и инфляции. В числе неотложных задач, стоявших перед правительством, были:
консолидация власти, восстановление общественного порядка и решение
проблемы массовой безработицы и голода.
К 1952 г. большинство этих задач было выполнено. В 1953 г. китайское
руководство решило преобразовать экономику, используя в качестве модели
систему центрального планирования в СССР. В первом пятилетнем плане были
сокращены государственные инвестиции в сельское хозяйство, и основной упор
сделан на быстрое создание тяжелой промышленности, особенно оборонной.
Большая часть оборудования импортировалась из Советского Союза и
монтировалась с помощью советских специалистов.
Начиная с 1957 г. страна развивалась довольно высокими темпами (5,7%
годовых), однако политические беспорядки, просчеты в планировании и
природные бедствия не позволили ей достичь более высокого уровня
экономического развития. Осуществление политики "большого скачка"
(1958—1960 гг.), включавшей коллективизацию сельского хозяйства, отмену
стимулирования труда заработной платой, сооружение примитивных
сталеплавильных домен и подавление частной инициативы, ввергло Китай в
начале 60-х годов в депрессию. Ситуация осложнилась еще более с уходом из
страны в августе I960 г. советских специалистов и прекращением помощи
вследствие ухудшения советско-китайских отношений. В ответ на это Пекин
принял стратегию "опоры на собственные силы" и увеличил инвестиции в
сельское хозяйство. За непродолжительным периодом экономического роста
последовала "культурная революция" (1966—1976 гг.), вновь разрушившая
экономику страны, приведшая к идеологизации экономического планирования,
свертыванию внешней торговли и практически закрывшая доступ к получению
образования.
Радикальные экономические преобразования в Китае начались в конце 70-х
годов с аграрного сектора экономики. Массовый перевод крестьянства на
семейный подряд привел не только к существенному росту объемов производимой
в стране сельскохозяйственной продукции, но и дал заметный толчок (эффект
мультипликатора) реформированию в промышленности и, строительстве, на
транспорте и т.д.
Итогом первых этапов преобразований стало создание более благоприятных
условий для функционирования многообразных по формам собственности типов
хозяйств, для конкуренции и дифференциации доходов населения, проведения
политики «открытых дверей», формирования элементов рыночной инфраструктуры.
Сфера директивного планирования в КНР была существенно сокращена, но вовсе
не ликвидирована, как это произошло в России. Партийное руководство на
предприятиях было упразднено.
Одновременно государственные предприятия получили значительные права в
области планирования производства, ценообразования, выбора потребителей
своей продукции и поставщиков материально-технических ресурсов, создания и
использования собственных финансовых средств, распоряжения частью валютной
выручки, материального стимулирования работников, кооперации с другими
предприятиями и организациями. Например, доля прибыли, оставляемой в
распоряжении предприятия, существенно возросла. Расширение экономической
самостоятельности предприятий сопровождается и ростом ответственности за
результаты работы. В частности, предусмотрены жесткий контроль и
административно-финансовые санкции за нарушения договорных обязательств
между самими предприятиями, предприятиями и вышестоящими организациями.)
Мультипликатор - (в переводе с лат. - умножаю, увеличиваю) - коэффициент
показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Эффект
мультипликатора состоит в том, что инвестиции, осуществляемые
правительством или фирмами, благоприятно сказываются на динамике
национального дохода, занятости и потребления. Механизм действия
мультипликатора следующий: отрасли, получившие первоначальный толчок,
способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и смежных
производствах. Это, в свою очередь, приводит к росту занятости и повышению
спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в
отраслях, производящих предметы потребления. Инвестиции, помещенные в
индустрию, занимающуюся, например, строительством жилых домов и объектов
социально-культурного назначения, дают толчок для расширения производства в
лесной, деревообрабатывающей, стекольной промышленности, промышленности
строительных материалов. Начинается увеличение выпуска металлоконструкций,
сантехнического оборудования и т.д. Люди, получив квартиры, как правило,
стремятся обновить мебель, приобрести новую электробытовую технику и многое
другое. Таким образом, под влиянием инвестиций возникает цепная реакция
между отраслями. Существует точка зрения, что процветание Америки началось
не с автомобиля, как принято думать, а именно с приобретения собственного
дома. Политическая и экономическая стабилизация Чили в конце 70-х - начале
80-х годов началась с реализации жилищной программы.
Политика «открытых дверей» - государственная политика, направленная на
создание в стране благоприятных условий для привлечения иностранного
капитала. Директивное народнохозяйственное планирование - способ управления
экономикой с помощью планов экономического и социального развития.
Утверждаемые высшими органами власти планы являются обязательными для всех
исполнителей. В странах с развитой рыночной экономикой активно используется
индикативное планирование. Это способ воздействия государства на
производство при помощи самых различных экономических рычагов. Ими могут
быть государственные инвестиции, государственное потребление, финансовая,
налоговая, амортизационная политика и т.д. Особенность индикативного
планирования, главное его отличие от директивного состоит в том, что оно
носит рекомендательный характер.
В 1975 г. Премьер-министр Чжоу Эн Лай выдвинул новую экономическую
программу, в результате осуществления которой к 2000 г. Китай должен был
занять место в ряду ведущих экономических держав мира. Эта Программа
Четырех Модернизаций была нацелена на быстрое ускорение темпов роста в
сельском хозяйстве, промышленности, активизацию научно-технических
исследований и укрепление национальной обороноспособности. События 1976 г.
— смерть Мао ЦзеДуна, арест Банды четырех и постепенное формирование нового
правительства под руководством Дэн Сяопина и Хуа Гофена — привели к резкому
уменьшению роли идеологии в китайской политике. Тем самым были подготовлены
условия для более прагматического взгляда на политические и экономические
проблемы страны.
Переход Китая к осуществлению Программы Четырех Модернизаций был
подтвержден в 1978 г. пятой Сессией Всекитайского собрания народных
представителей и принятием десятилетнего плана развития, в котором основной
упор делался на крупномасштабный импорт комплектного оборудования для
заводов и технологии с Запада. К концу 1978 г. Китай подписал с зарубежными
партнерами торговые контракты на общую сумму 7 млрд. долл.
Начиная с 1978 г. основой экономической политики Китая стал тезис о
неделимости благосостояния потребителей, экономической эффективности и
политической стабильности. Акцент был сделан на повышение уровня личных
доходов и потребления, на внедрение новых систем стимулирования, управления
и повышения производительности.
В августе 1980 г. была принята противоречивая программа реформ,
нацеленная на уменьшение роли центральных органов управления в пользу
смешанной экономики с планово-рыночными методами хозяйствования. Эта
программа нашла отражение в принятом тогда же шестом пятилетнем плане
экономического развития Китая. В качестве ключевых элементов предлагались:
осуществление сельскохозяйственных реформ, включая долгосрочную аренду
земли и разрешение фермерам производства товарных культур и участия в
несельскохозяйственной деятельности; право предприятий на самоуправление;
развитие большей конкуренции на рынке; снижение налогового бремени
предприятий, не находящихся в государственной собственности, и, наконец,
развитие прямых контактов между китайскими и зарубежными торговыми
компаниями.
Структурные преобразования в экономике Китая последних лет явились
непосредственным следствием проводимых с конца 70-х годов реформ. Важным
фактором этих преобразований и одной из составляющих реформы явилось
восстановление многоукладной экономики, основу которой представляют в
настоящее время четыре вида собственности: государственная, коллективная,
частная и индивидуальная.
Государственная собственность продолжает занимать лидирующее положение
по таким показателям, как доля в валовой продукции промышленности,
розничный товарооборот, численность занятых. В государственном секторе
сконцентрированы важнейшие средства производства ведущих отраслей
(промышленность, транспорт и связь, финансовые учреждения, госхозы в
сельском хозяйстве). Вместе с тем их доля в валовой промышленной продукции
страны за годы реформ сократилась с 78,9% в 1979 г. до 48,3% в 1986 г.
Государственные предприятия (крупные и средние), которых насчитывается 14
тыс., почти в половине случаев убыточны, а 1/3 их фактически банкроты.
Только за первое полугодие 1996 г. доходы госпредприятий упали на 85%, а
потери убыточных выросли почти на 50%. Около половины госпредприятий
удерживаются на плаву лишь благодаря кредитам государственных банков: до
80% их оборотного капитала формируется непосредственно за счет банковских
кредитов. Реформа государственных предприятий остается крайне важным блоком
экономической политики.
Предприятия, находящиеся в коллективной собственности, доля которых в
валовой промышленной продукции выросла к 1996 г. до 38,2%, приобретают все
большую самостоятельность. В настоящее время коллективным сектором охвачена
почти вся сельская местность и большая часть городов. К концу 90-х годов
коллективные предприятия во всех отраслях составили 75% общего числа
предприятий, обеспечивая 29% промышленной продукции и более 36% розничного
товарооборота и услуг. В ходе реформ сформировано три основные категории
коллективных предприятий: мелкие коллективные предприятия; крупные
коллективные предприятия с высокой степенью обобществления и численностью
занятых более 1 тыс. чел.; производственно-кооперативные группы.
К частным предприятиям, согласно действующему законодательству,
относятся хозяйства с числом наемных работников более 7—8 чел. К концу 80-х
годов их насчитывалось около 280 тыс., что обеспечивало 35% доходной части
государственного бюджета. Однако юридическая основа деятельности
предприятий данного вида еще недостаточно развита.
Сфера индивидуального предпринимательства, основанного на труде
собственника и членов его семьи, распространена преимущественно в таких
областях, как бытовое обслуживание населения; строительство; культура;
операции с недвижимостью;
розничная торговля. Количество индивидуальных предприятий к концу 80-х
годов составило 13,7 млн, в том числе более 70% — в сельской местности,
примерно 16% — в розничной торговле, 87% — в сфере услуг. Удельный вес
индивидуальных и частных предприятий и предприятий с участием иностранного
капитала в 1997 г. составил 13,5%.
Особо значительны процессы, происходившие в коллективном секторе
китайской деревни. В основу сельскохозяйственной реформы, наиболее
динамичной и начавшейся сразу после пленума 1978 г., была положена система
подворного подряда, прямо увязывающая доходы крестьянского двора с объемом
произведенной им продукции. Уже к концу 1984 г. 99% производственных
бригад, сформированных на основе дореформенных коммун и выступающих прежде
всего в роли посредника между государством и крестьянским двором, и 99,6%
крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за
производство. Производительность труда в крестьянских хозяйствах резко
выросла прежде всего за счет усиления частной заинтересованности крестьян в
результатах производственной деятельности.
Переход к системе подворного подряда и прямым рыночным закупкам
кардинально изменил ситуацию в деревне и способствовал быстрому росту
производства сельскохозяйственной продукции. Современная ситуация в
сельском хозяйстве КНР была охарактеризована как «аграрное чудо». В
преддверии Всемирной конференции Продовольственной и сельскохозяйственной
организации ООН в ноябре 1996 г. КНР добилась решения в основном
продовольственной проблемы, причем в весьма неблагоприятной природной и
демографической обстановке: при сосредоточении на территории Китая 1/5
населения мира там используется лишь 7% пахотных земель планеты.
Физический объем национального дохода, созданного в сельском хозяйстве
КНР (без учета промышленности в деревне), за период 1971-1980 гг. вырос на
24%, а в 1981-1990 гг. почти на 55% (при соответствующем росте численности
занятых на 9% и 6%). Уже за первые 5 лет реформы на треть вырос сбор
продовольственных культур и более чем вдвое доходы крестьян. Тем не менее
проблема обеспечения населения продовольствием существует и сейчас. Даже
при рекордном для Китая производстве зерна в 1996 г. (480 млн т, что больше
уровня 1995 г. на 15 млн т) страна нуждается в импорте 7 млн т этой
культуры. Серьезной проблемой остается и слабая материально-техническая
база сельского хозяйства. Показатели производительности труда в сельском
хозяйстве в 12 раз ниже аналогичных показателей в США. Кроме того,
качественных преобразований требует структура сельского хозяйства.
Оптимизация внутренней структуры агропромышленного комплекса предполагает
повышение доли продукции животноводства, технических культур в его
совокупном продукте, а также развитие перерабатывающих отраслей
инфраструктуры. Сохраняющееся нерациональное соотношение между различными
отраслями сельскохозяйственного комплекса, в котором 47% составляет
растениеводство, 17,4% — животноводство, 29,8% — подсобные промыслы, 3,1% —
рыбное хозяйство, 2,5% — лесное хозяйство, требует перехода к интенсивным
методам производства.
Реформа промышленности, которая почти полностью сосредоточена в КНР в
крупных городах, была начата значительно позднее (фактически после
завершения реформы в деревне). Вообще в соответствии с принятой в КНР
классификацией отраслей приложения труда промышленность относится к
вторичному сектору экономики. Важнейшим толчком для городской реформы
послужила необходимость удовлетворения насущных потребностей аграрной
реформы. Город должен был обеспечить создание условий для свободной
реализации сельскими производителями излишков продукции и формирования
промышленного сектора по производству продукции для товарообмена с сельским
населением. Система управления промышленностью, подлежащая реформированию,
сложилась в начале 50-х годов и имела своим прототипом соответствующую
советскую систему.
В период 1979—1983 гг. в КНР был проведен большой эксперимент по
проверке жизнеспособности и эффективности новых методов управления
промышленностью. В результате проведения эксперимента, направленного прежде
всего на расширение хозяйственной самостоятельности промышленных
предприятий, и последующего закрепления его результатов была создана
благоприятная почва для формирования в промышленности многообразной системы
экономической ответственности. В результате повысилась степень
самостоятельности предприятий государственного сектора, дальнейшее развитие
и укрепление получили новые формы промышленных предприятий. Большое
Страницы: 1, 2, 3
|