рефераты скачать

МЕНЮ


Экономика

ликвидности различают денежные или монитарные агрегаты – элементы денежной

массы, различающиеся по степени ликвидности.

Средства платежа.

1. Денежные ср-ва исп-ся для погашения различных обязательств.

2. Для контроля за пр-вом и расп-ем общественного продукта.

Контроль:

1.финансовыми и банковскими органами

2. налоговая инспекция.

Имеет место самостоятельное движение стоимости.

Деньги используются наличные и безналичные. Деньги должны быть реальными,

но могут быть идеальными (зачет взаимных требований). Эту функцию выполняют

знаки стоимости.

На развитие данной функции влияют:

1. Рост госбюджета,

2. Рост кредитных вложений.

3. Рост доходов населения.

4. Рост безналичных расчетов.

5. Погашение госзаймов.

51. Потребительский кредит, перспективы его развития

Потребительский кредит - форма кред. отношений, при кот. кредитором

выступают различные организации и частные лица, а заемщиком - население.

Если кредитор -банк, то это банковский потребительский кредит, если пункт

проката - товарный кредит, также может быть ломбардный кредит. Кредиторами

могут выступать страховые организации, кредитные кооперативы и другие

организации, кредитующие население.

П.к. выступает в виде заемных средств, предоставленных банками, пр-тиями и

гос-вом населению. Осн. виды потр. кр. - продажа товаров с рассрочкой

платежа, ссуды на кооперативное, жилищное и индивидуальное строительство и

др.

Т.о. объектом п.к. является имущество первой необходимости. Документ -

кредитный договор, долговая расписка, источник - совокупность ден. ср-в и

матер. ресурсов, направл. потребителям на условиях возвратности.

Потребительский кредит:

Покупка товаров в кредит. Сегодня в связи с инфляцией потребительский

кредит не распространен.

При выдаче кредита главное состоит в оценке.

Потребительский и ипотечный кредиты должны получить свое развитие.

78. БС России

Современная российская банковская система.

Ее формирование происходило в несколько этапов:

I. до декабря 1990 года. На базе Госбанка и Стройбанка образованы Госбанк

СССР, ПСБ СССР, АПБ СССР, ЖСБ СССР. На базе ВТБ - ВЭБ, на базе сберкасс -

СБ СССР. Наряду с государственными возникли коммерческие и кооперативные

банки.

II в декабре 1990 приняты законы “ О ЦБ” и “ О банках и банковской деят-

сти”. Создана двухуровневая банковская система.

III современный этап. На территории бывшего СССР были созданы

самостоятельные нац. двухуровневые банковские системы. Было принято решение

о создании Межреспубликанского банка стран СНГ для координации денежной

позиции, регулирования инфляции и т.д.

В России в условиях перехода к рынку более логичной является банковская

система, ориентированная не на один банк или несколько соподчиненных, а на

оптимальное их количество и многообразие типов. В ее основе лежит следующее

требование: удовлетворение потребностей клиентов и поддержание стабильности

банковкой системы в целом. Единство банковской системы при этом не

нарушается, т.к. в основе ее функционирования лежат единое банковское

законодательство, нормативные акты ЦБ и единая гос. политика в области

денежно-кредитного регулирования. Следовательно, можно сказать, что

разделение банков на эмиссионные и деловые (коммерческие) не противоречит

идеям нового экономического механизма в России.

Банковская система, состоящая из ЦБ, организующего денежное обращение и не

обслуживающего клиентов, за исключением банков, а также банков, кредитующих

предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с

рыночной экономикой.

ЦБ России выполняет функции эмиссионного центра, отвечает за поддержание

стабильности банковской системы, осуществляет денежно-кредитное

регулирование экономики, выполняет законотворческую функцию и функцию

кредиторов последней инстанции ( функцию банка банков ). На втором уровне

банковской системы развивают свою деятельность коммерческие банки.

Переход от монобанковской системы к децентрализованной .

|Состояни|I этап |II этап |III этап |

|е |( 1987-1988 гг.) |( 1988-1990 |( нач. 90-х |

|банковск| |гг.) |гг.) |

|ой | | | |

|системы | | | |

|до 1987 | | | |

|года | | | |

|1. |Была начата |Приняты з-ны |В 1991 г. |

|Госбанк |реорганизация б. |“О Гос. банке|были созданы |

|СССР |с-мы сверху ( с |СССР” и “О |национальные |

|2.Строй-|принятия |банках и |б. системы на|

| |постановления |б.д-сти”. |территории |

|банк |правит-ва в июле |Госбанк |бывших |

| |87.). |продолжает |республик |

|СССР |Госбанк СССР |функционирова|СССР. В |

|3. ВТБ |ПСБ СССР, АПБ |ть, но |России - |

|СССР |СССР, ВЭБ СССР, |создается |система из |

| |СБ СССР |двухуровневая|2-х уровней. |

| |Каждый из этих |система , где|В начале 90-х|

| |банков был |на I -ЦБ РФ, |было принято |

| |направлен на |на II - |решение о |

| |обслуживание |к/банки. |создании |

| |определенного | |Межреспублика|

| |сектора экономики.| |нского банка |

| |Специализация | |государств |

| |заключалась в | |СНГ. |

| |названии. Кроме | | |

| |того, были созданы| | |

| |комм. и кооп. | | |

| |банки. | | |

Перестройка банковской системы, начатая в 1987 г., была вызвана рядом

негативных явлений, накопившихся в экономике и, в частности, в банковской

сфере. По замыслу инициаторов перестройки, реорганизация банковской системы

должна была явиться органической частью преобразований в управлении

экономикой. И перестройка в нашей стране была начата именно с перестройки

банковской системы, т.к. считалось и считается, что в социалистической

экономике действует сильная финансовая система и слабая банковская, а в

странах с рыночной экономикой банковская система должна быть сильной.

Но на I этапе реформа банковской системы не дала тех результатов, которые

от нее ожидались. Главным недостатком было то, что преобразования, главным

образом, были направлены на увеличение числа банков (банкотворчество), без

радикального изменения стиля, методов, содержания их работы. Эксперты

считают, что банки сильно ухудшили свою работу, что реорганизация б.

системы не принесла ожидаемых изменений.

Главная причина неудачи I этапа : реформа проводилась сверху методом

принуждения и не была должным образом подготовлена. Отсутствовали

предпосылки для проведения кредитной реформы, не сложилось понимание роли

банка в рыночной экономике. Отсюда ослабление финансового положения

субъектов экономики, гос-ва в целом, бюджетный дефицит практика

использования кредита для покрытия бюджетных потребностей, опережающие

темпы роста ден. массы по сравнению с темпами роста товарооборота. Все это

усиливало тенденции инфляции. Количество банков росло, разрастался

бюрократический банковский аппарат, возрос бумажный документопоток

всяческих инструкций, писем, распоряжений. При этом число филиалов

оставалось прежним.

Раньше существовала конкуренция банков государственного и

специализированных. Лишь в законах 88-90-х гг. были четко очерчены функции

каждого звена банковской системы.

Билет 5.

23. Формы и виды денег

1. Полноценные деньги – денежные знаки, разменные на золото или золотые

монеты.

2. Неполноценные деньги – неразменные на деньги.

а) Кредитные. Выпускаются на нужды кредитования н/х в соответствии с

нормальными потребностями экономики, имеют устойчивое или возрастающее

обеспечение, неподвержены обесценению. Выпускаются в обращение в результате

кредитной эмиссии.

б) Бумажные. Эмитируются с целью покрытия расходов государственного

бюджета, не имеют устойчивого обеспечения (обеспечение падающее).

Подвержены обечцениванию и инфляции.

Идеальные деньги – мысленно представляемые, реальные – реально существующие

денежные знаки в виде монет или банкнот в налично-денежном обороте, либо

остатки на счетах в банках в безналичном денежном обороте.

Эволюция денежного товара и функциональных форм денег.

1) Полноценные деньги: золотые монеты, серебрянные монеты.

2) Денежные знаки, разменные на золото.

3) Неполноценные деньги: бумажные и кредитные деньги.

50. Коммерч и банковский кредит

Коммерческий и межхозяйственный К - такие формы кр. отношений, при которых

кредитором и заемщиком выступают хоз. организации. Но при комм. К

кредитные отношения обслуживаются векселем, межхозяйственный К не

предполагает использование векселя, он обычно выступает в форме авансов (

напр., заготовительным организациям на контрактацию с/хоз. продуктов).

В с/хоз-ве это фуражные, семенные ссуды. Промышленные пр-тия используют

межхозяйственный К при оказании помощи.

Коммерческий кредит

1

Предприятие А 2 Предприятие В

3

4

1. отгрузка продукции ( которая в данном случае является товарным

кредитом).

2. при отсутствии ден. средств пр-тие В выписывает вексель пр-тию А.

3.по истечении срока пр-тие А предъявляет вексель пр-тию В к оплате.

4. пр-тие В передает ден. средства и начисленные проценты.

Косвенный банковский кредит

1

2

Пред-тие А Пред-тие В

3 4 5 6

Банк

1. товар

2. вексель

3. пр-тие А обращается в банк с просьбой купить вексель

4.банк при согласии предоставляет ден. средства за вычетом комиссионных.

5.по истечении срока банк предъявляет вексель пр-тию В к оплате.

6.банк получает ден. средства + проценты.

В 1930 г. в основном вследствие “дутых” векселей были запрещены

коммерческий и косвенный банковский кредиты.

Прямой банковский кредит

1

Пр-тие А 4 Пр-тие В

5 6 2 3

Банк

1. товар

2.пр-тие В запрашивает ссуду в банке.

3. Банк выдает кредит

4. Пр-тие В отправляет денежные средства А.

Может быть также: 5. Пр-тие А запрашивает кредит, напр., на закупку сырья

6. выдача кредита.

Косвенный банковский кредит

Банк

Может быть торговая орг-ция, предприятие, объединение

Могут быть (соответственно) покупатели, работники, предприятия

Коммерческий кредит

К.к. - (~ межхозяйственный) - форма кр. отношений, при кот. кредитором и

заемщиком выступают хоз. организации, а в качестве объекта кредитования

выступают товар или услуги. Предоставляется как по открытому счету, т.е. не

обеспеченному долгоыми обязательствами, так и под долг. обязательства -

векселя. Источники - ресурсы, непосредственно находящиеся в распоряжении

товаропроизводителя.

Банковский кредит. Принципы: возвратность, платность, срочность,

обеспеченность.

Субъекты: кредитор (банк), заемщик (ю/л, физ/л).

Объекты: временно свободные ден. ср-ва пр-тий, орг-ций, населения; ден. ср-

ва в результате эмиссии.

Задачи:

1. Увеличение осн. капитала пр-тия.

2. Пополнение сезонных запасов ТМЦ.

3. Кредитование населения.

Документ: договорное обязательство.

Отличительная черта - строго целевой и срочный характер.

77. Международные кредитные отношения

Международные финансовые институты и банки

К организациям межд. значения относятся:

1) Специализированные институты ООН: МВФ + группа мирового банка

реконструкции и развития (МБРР)

2) ВТО.

Специализированное учреждение ООН “Эк. совет” создал 4 рег. комиссии для

Европы, Афр., Азии, Лат. Америки.

2 посл. комиссии способствовали созданию Азиатского банка развития и

Межамериканского банака развития.

В 48 г. была создана ОЕЭС, которая в 61 была заменена ОЭСР с штаб-

квартирой в Париже. Сейчас в ОЭСР входят 24 страны, на долю которых

приходятся 16 % населения и 2/3 пр-ва стран Запада.

Парижский клуб стран-кредиторов — неформальная организация развитых стран,

где обсуждаются проблемы урегулирования и отсрочки платежей по

государственному долгу стран.

Лонд. клуб обсуждает пробл. урегулирования задолженности стран должников

крупным банкам др. стран.

Банк международных расчетов (БМР) — 30 г. Там разрабатывались

оюбщиестандарты деятельности банковских учреждений в мире. Напр., в 88 на

Базельском совещании (МБР) были приняты международные стандарты по

достаточности кредитов банка с учетом активов. взвешенных по риску.

Среди международных финансовых институтов:

— МВФ и связанная с ним группа МБРР вместе с его филиалами: Международной

ассоциацией развития (МАР), МФК (Междунар. финансовая космиссия), МИГА

(Многостороннее инвестиционно-гарантийное агенство).

Бывший СССР разраб учредит. док-ты МВФ и МБРР, участвуя в международной

финансовой конференции в 44 — Бреттонвудс. Но из политических соображений

заключенный акт СССР не подписал.

С 92 РФ и респ. СССР стали членами МВФ и МБРР. Членство МВФ открыло России

доступ к кредитам в конверт. валюте для финансирования поддержки реформ и

покрытия дефицита платежного баланса.

МВФ работает только с гос. органами (Минфин и ЦБ стран).

Функции МФВ:

1. Наблюдение за макроэкономической политикой стран-участников + состояние

мировой экономики.

2. Оказание финансовой и технической помощи странам-членам, консультативные

услуги. С помощью специалистов МВФ в странах (переходящих к рынку),

готовятся свои специалисты.

МБРР — его цель создания: содействие странам-участникам в развитии эк-ки

через предоставление долгосрочных займов и кредитов и гарантирование

частных инвестиций. Очень близок к МВФ, т.к. цели очень близки, созданы как

институты Бреттонвудских соглашений. Обе орг-ции управляются

представителями 156 стран.

Для РФ участие в МБРР имеет большое значение. РФ вступила в виде подписки

на акции в сумме 300 млн. долларов. По уставу МБРР — 75 % направлены на

финансирование объектов промышленности, с/х и др. инвестиционные цели

(остальное, видимо, прожирается).

В 93 Правительство РФ согласовало с МБРР программу привлечения и

использования иностранных займов. Там предусматривается предоставление

кредитов РФ на создание эф. платежной системы, укрепление КБ,

финансирование через реабилитационный заем поставок оборудования для

нефтяной промышленности, оказание содействия в строительстве жилья, и др.

мирные цели.

Вся программа предусматривает предоставление кредитов: 2,5 — 4 млрд. $

ежегодно.

В 93 РФ стала членом МФК, кот. является филиалом всемирного банка.

Последнее сотрудничество заключается в том, что она указывает

консультативнубю помощь, проводит экспертизу проектов решений, содействует

СП, помогает осуществлять капиталовложения в промышленные предприятия с

повышенной степенью риска для бизнеса. Т.к. у МФК большой опыт в сфере

страхования рисков.

МФК осуществляет инвестирование в разные отрасли, включая агробизнес;

поддерживает создание СП с участием частного и государственного капитала.

Финансирование в сумме 50 млн. экю. В портфеле ЕБРР

находятся еще 19 проектов — Т, энергетика.

Международный банк эк. сотрудничества — 64. Решение о создании

зарегестрировано в секретариате ООН. Банк создавался для обслуживания стран-

членов СЭВ. С переходом к рынку в деятельности банка произошли изменения. С

прекращением операций в переводных рублях и перехода на мировые цели с

использованием конвертируемой валюты с 91 МБЭС перестал обслуживавть

межгосударственный товарооборот стран бывшего СЭВ.

Сейчас банк сохранен, на его основе осуществляется коммерческая

деятельность — операции в конвертируемых валютах. Декабрь 90 г. — изменение

устава, расширен круг операций и усл. данного банка. Среди его банков-

корреспондентов банкиРФ, СНГ, Польши, Болгарии и пр. МБЭС обслуживает также

крупные промышленные предприятия и внешнеторг. орг-ции. Настоящая его

характеристика — солидная репутация и квалифицированный персонал.

Н сущ. проблеммы:

— привлечение ресурсов;

— обеспечение возвратности кредитов.

МИБ (межд. инв. б.) — долго и среднесрочное кредитование стран-членов СЭВ

ранее, создан был в 70. С 90 осуществляет все операцции в СКВ. До 91

основные проекты, кредитуемые им были государственными, после банк

переориентировался на обслуживание разных форм собственности. Особенное

внимание банк уделяет обслуживанию СП и реконструкции средних и мелких

предприятий. специализирующихся в обсл. пр-ва, ТНП, туризм, Т(торговля) и

предоставление услуг.

Сегодня в МИБ много инвестиционного кредита, проектного финансирования,

участия в кредитовании п/п, орг.. совместного финансирования объектов. МИБ

предоставляет информацию. консультации, экспертные услуги клиентам и банкам-

корреспондентам. Теперь установлены кредитные отношения с 30 российскими

банками, банками Украины, Белоруссии, Молдавии; Чехии, Словакии , Румынии,

Болгарии.

Межгосударственный банк с Правлением в Москве был создан после распада СССР

нга основании межправит. соглашения 1993 г. Учредителями его стали

правительства и ЦБ: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана,

Киргизии, Молдавии, РФ, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.

Но лишь в 95-96 банк налаживал расчетно-платежные отношения между странами

СНГ. Цель банка — осуществление международных расчетов и кредитно-

финансовые операции. На него возлагаются задачи — осуществление

многосторонних межгосударственных расчетов между ЦБ по торговым и др.

операциям, а также их период. заверш-е на основании многосторонненго

клиринга. Еще задачи — изучение экономики стран-членов, подготовка

предложений и рекомендаций ЦБ по координации их денежно-кредитной и

валютной политики.

Мировой банк = Всемирному Банку = МБРР.

Билет 6.

22. Кредитные и бумажные деньги, их экономическая природа

а) Кредитные. Выпускаются на нужды кредитования н/х в соответствии с

нормальными потребностями экономики, имеют устойчивое или возрастающее

обеспечение, неподвержены обесценению. Выпускаются в обращение в результате

кредитной эмиссии.

Кредитные деньги возникают тогда, когда капитал овладевает самим

производством и придает ему другую специфичкскую форму. К.д. вырастают не

из обращения, как товар-денги, а из производства, из крегооборота капитала.

К.д. прошли следующую эволюцию:

- вексель (письменное обязательство должника (простой в.) или приказ

кредитора должнику (переводнй) об уплате обозначенной на нем суммы через

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.