Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)
отношению к ценам на 2 апреля 1991г., а Указом Президента Украины от
28.02.92г. индексация в 1 квартале 1992г. проводится к базовым ценам,
сложившимся в январе 1992г. (см. «Правду Украины», 1992г. 29 февраля);
в) порядок индексации, включающий:
- определение минимального потребительского бюджета (на 1991г., он, по
данным Кабинета Министров был определен в размере 256 руб. в месяц на
душу населения, но его введение будет происходить поэтапно, исходя из
реальных возможностей экономики);
- размер минимальной зарплаты ( в июле 1991г. она составляла 185 руб.),
который множится на величину индекса цен, но в пределах двойного размера
минимальной зарплаты и т.д. (статьи 4,5,8,10);
г) источники средств на проведение индексации – хозрасчетный доход
предприятий, бюджеты различных уровней, пенсионный и другие специальные
социальные фонды; индексация стипендий – за счет средств предприятий,
учреждений и организаций, направляющих на учебу, а также за счет бюджета
(см. статью 6 Закона, а также «Днепр вечерний», 1991, 13 декабря).
В связи со вступлением в РЭ существенно обновляется весь подход к
заработной плате. В статье 19 Закона Украины «О предприятиях» по этому
поводу зафиксированы следующие принципиально новые положения:
- предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда (ФОТ) без
ограничения его роста со стороны государства;
- доходы наемного работника предприятия определяются трудовым договором в
соответствии с законодательством, а для других работников – соглашением
между ними;
- минимальный размер оплаты труда наемного работника всех видов
предприятий не может быть меньше прожиточного минимума, установленного
законодательно;
- предприятие самостоятельно устанавливает формы, системы и размеры оплаты
труда и другие виды доходов работников (например, премий);
- предприятие может использовать (но необязательно) государственные
тарифные ставки и должностные оклады в качестве ориентиров для
дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации
работников, сложности и условий выполняемой ими работы. Заметим , что
использование этой нормы Закона уже в 1991г. предопределило разные
размеры ЗП, а именно: в госсекторе – 500 руб., в других и арендных
предприятиях – 545 руб (на 5% больше), а в акционерных обществах – 750
руб., или больше на 50% по сравнению с госсектором.
Подводя итог, отметим, что ЗП по своему существу является превращенной
(денежной) формой стоимости особого товара – рабочей силы. Ее фактическая
величина зависит от многих факторов. Она характеризуется номинальный и
реальным содержанием, двумя основными формами и множеством систем. В
странах с рыночной экономикой практикуется индексация ЗП вследствие
постоянного роста цен на потребительские товары и услуги. Индексацию ЗП и
других доходов населения ввели с 1991г., страны СНГ, в том числе Украины.
Общее заключение по теме делается методом краткого изложения основных
ее положений. В конспекте опущен материал о государственной политики
Украины по отношению к помощи безработным. Он подлежит рассмотрению в одной
из последующих тем, либо может быть представлен на групповых занятиях в
виде, например 1-2 выступлений студентов по материалам Закона Украины «О
занятости населения» (см. «Правду Украины» за 19.03.91г.), о чем
преподаватель обязан побеспокоиться заранее.
ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
П Л А Н.
Введение.
1. Сущность, функции и методы управления. Роль информации в управлении.
2. Уровни управления предпринимательством:
а) государственное управление;
б) управление и самоуправление предприятиями.
3. Эффективность управления: методы определения, критерии, показатели.
4. Опыт зарубежных фирм в области (сфере) управления.
Заключение.
Введение :
В предыдущих темах познакомились с содержанием, субъектами и
результатами (доходами) предпринимательской деятельности.
Тема данной лекции завершает Ш-й раздел курса. Она позволяет
представить смысл управления предприятиями (фирмами) и его влияние на
предпринимательство.
С началом экономических реформ по переходу к Р.Э. у нас ведутся жаркие
споры о том, как вывести экономику и общество из тяжелого состояния. В этих
дискуссиях большое место занимают вопросы управления. Одни считают, что для
выхода из кризиса нужны толковые руководители всех уровней, которых надо
«импортировать» из-за рубежа за хорошие деньги. Другие полагают, что наша
система отторгнет «варягов». А потому надо менять самую систему и изменить
условия, тогда и появятся нужные управленческие кадры. Эти и другие спора
напоминают дискуссию « что появилось раньше: курица или яйцо?»
Суть дела находится в одновременных действиях по преобразованию
хозяйствования и подготовке людей, способных действовать в условиях РЭ. При
этом, конечно же, необходимо использовать зарубежный лучший опыт
управления, на который весьма богаты прежде всего наиболее развитые страны.
1. Сущность, функции и методы управления. Роль информации в управлении.
Управление прежде всего является функцией собственности, включающей в
себя общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению
имуществом. Именно собственник по своему усмотрению владее, пользуется и
распоряжается принадлежащим ему имуществом. (см. статью 2 п.1 и статью 4
п.1 Закона Украины «О собственности»). Он вправе совершать в отношении
своего имущества любые действия – использовать его для хозяйственной и
иной, не запрещенной законом деятельности, в т.ч. передавать его
безвозмездно либо за плату во владение и пользование другим лицам (статья 4
п.2). В первую очередь собственник праве использовать принадлежащее ему
имущество для предпринимательской деятельности (см. статью 6 п.1 того же
Закона).
Все это и определяет социально-экономическую суть управления. Это, во-
первых.
Во-вторых, каждый собственник, в частности, предприниматель, реализует
свои права в отношении имущества не на обитаемом острове, а в сложной
системе связей со многими другими субъектами (физическими и юридическими
лицами) обладающими аналогичными правами и функциями в отношении своего
имущества, своей собственности.
В сфере предпринимательства любой собственник вынужден считаться с
внешним окружением, с другими предпринимателями, банками, торговлей,
государством, заграницей, а также с тем как организовать отношения внутри
предприятия, где заняты люди разных специальностей и профессий,
объединенные в различные структуры самого предприятия – цеха, участки,
линии, службы, отделы и т.д. В той и другой сфере требуется координация,
учет, контроль, а в конечном счете управление, вытекающее из кооперации
труда (производства). Здесь уместно заметить, что если отдельный скрипач
(музыкант) играет сам, то оркестр нуждается в дирижере, т.е. в управлении.
(К.Маркс).
Итак, социально-экономическая природа управления коренится
собственности и в кооперации труда.
Есть и другие объяснения управления.
Одно из них состоит в принципе «невидимой руки» (А.Смит), согласно
которому поведение человека, как экономического, хозяйствующего субъекта,
нуждающегося в многообразных продуктах труда других людей, строится на
неосознанном им содействии существенной пользе и преследующем лишь
собственную выгоду.
Невидимой рукой направляется к цели, которой совсем не
руководствовался; преследуя собственные интересы, он зачастую далее
действенно служит интересам общества нежели тогда. Когда сознательно
стремится служить им. Этот взгляд, появившейся более 200 лет назад,
длительное время разделяли многие экономисты, в том числе некоторые в XX
веке, разумеется с отдельными оттенками.
Небезинтересным является и другой, современный взгляд на давление
экономикой, с которым можно познакомиться в книге-учебнике Пола Хейне
«Экономический образ мышления». Существующий в обществе порядок он
объясняет участием каждого человека в общественном сотрудничестве. В
экономической сфере сотрудничество (управление) сводится к следованию
собственным (не «эгоистическим») интересам, посредством денег, которые
подобны «смазочному материалу», крайне важны для механизма естественного
сотрудничества; это сотрудничество достигается процессом непрерывного
взаимного приспособления к изменениям в частной выгоде, возникающим в
результате их взаимодействия». (см.стр.19-26 упомянутой книги). А все
общественные взаимодействия он трактует как рыночные процессы, которые
протекают с свойственным РЭ правилам игры, независимо от того, что
останется «игрой» – бизнес, правительство, наука, семья, дорожное движение,
баскетбол или шахматы , и что все участники игры должны соблюдать эти
правила – правила РЭ.
Механизм общественного сотрудничества и взаимодействия П.Хейне
демонстрирует примером автомобильно-транспортного движения в большом
городе.
Подобный же подход к управлению, основанный на рыночном механизме
смешанной экономики, изложен в самом распространенном на Западе учебнике
«Экономикс» под авторством П. Сальсона и В.Нордхауа.(см. «Экономические
науки», 1990, №№1-12).
Как видим управление производством трактуется неоднозначно.
В широком смысле управления включает:
1. Цели, стратегию управления.
2. Принципы, т.е. правила управления.
3. Функции управления.
4. Методы управления.
5. Культуру управления.
Постановка целей управления позволяет видеть перспективу, подчинять ей
действия и решения данного (текущего ближайшего) времени, выявить
противоречия и определить способы и формы их разрешения, утверждать и
развивать новые социально-экономические отношения – ныне двигаться по пути
к РЭ.
В связи с переходом к РЭ обновляется и принципы управления. Например,
снят принцип демократического централизма, и утверждается принцип свободы
выбора предпринимательства; по-иному реализуются и такие принципы, как
режим экономики, стимулирования, ответственность и другие.
Управление предпринимательской деятельностью призвано осуществлять
систему (блок) функций. Важнейшими среди них являются:
1. Планирование.
2. Организация, включающая координацию и стимулирование.
3. Контроль – учет, анализ и т.д.
4. Регулирование, координация.
5. Проектирование и др.
Методы управления, т.е. способы воздействия на управляемый объект,
обычно сводят к 3-м группам:
1-я: организационно-распорядительные, которые построены на
стабилизирующем воздействии, послушании, «делать так» и т.п., на
распорядительном воздействии – приказах, распоряжениях, на дисциплинарном
воздействии;
2-я: экономические методы , построенные на учете экономических интересов
(см. лекцию 4 и др.) ; они в свою очередь делятся на :
а) методы прямого экономического расчета и воздействия – госзаказ,
регулируемые цены и тарифы, санкции (штрафы), тарифные ставки и оклады,
механизмы распределения прибыли (доходы) и т.п.;
б) хозяйственный (коммерческий) расчет – договорные цены, рыночные цены и
тарифы, опирающиеся на возмездную (эквивалентную) базу, качество и т.п.;
3-я: группа методов – методы социально-психологического воздействия
(прежде воспитательные методы).
Вторая и третья группа методов имеет огромный потенциал, который при
переходе к РЭ надо всемерно развивать и использовать. Об этом говорит опыт
многих стран.
Большое значение имеет культура управления, включающая знания, опыт,
профессионализм, нравственно-этические качества. Культура управления
неотделима от культуры руководителя, состоящей из многих составляющих –
грамотность (говорить, писать), умение реагировать на недостатки других и
свои, выслушать и понять мнение других, интеллигентность ,стиль управления
– авторитарный, демократический и т.д.
В условиях РЭ исключительно важную роль в управлении выполняет
информация.
В 50-60-е годы XX века на основе НТР основные страны Запада (США,
Япония, ФРГ, Италия и другие, а вслед за ними Сингапур, Тайвань, Южная
Корея) вступили в информационную эру – преимущественный рост в экономике
сферы услуг, отраслей, связанных с переработкой информации. Само
производство на базе НТП становится гибким, ориентированным на запросы
потребителей, на отдельные сегменты и «нишы» рынка. Повышение его
эффективности происходит в основном за счет экономии прошлого труда,
издержек в реализации и снижении накладных расходов в целом, т.к.
изменилась структура издержек производства. В них доля затрат во многих
фирмах составляет 2-10%. Возросла роль средних и мелких предприятий,
основанных на кооперативной собственности, где работники реально участвуют
в принятии управленческих решений. Произошли перемены в соотношении
численности рабочих, их качественном составе и работников преимущественно
умственного труда. Например, в промышленности США за 1948-1987 гг. доля
инженерно-технического административно-управленческого состава выросла в
общей численности занятых с 16 до 34%, а в фонде зарплаты за 1954-1987 гг.
с 25 до 47%. (см. кн. В.Е.Хруцкого, И.В.Корнеева, Е.А.Автухова «Современный
маркетинг».М., «Финансы и статистика», 1991., Ст.3-6 и др.).
Эти и другие перемены в самом производстве выдвинули информацию на
одно из первых мест в управлении, т.к.:
а) уменьшается риск принятия решений с дорогостоящими ошибками;
б) информация необходима для обоснования решений;
в) она подтверждает или опровергает интуитивно построенное решение.
Хорошая достоверная информация позволяет управленцам и маркетологам:
1) получать конкурентное преимущество;
2) снижать финансовый риск;
3) определять отношение потребителей;
4) следить за внешней средой;
5) координировать стратегию;
6) оценивать деятельность фирмы;
7) повышать доверие к рекламе;
8) получать поддержку в решениях;
9) подкреплять интуицию;
10) улучшать эффективность.
(подробнее см. кн. Дж.Р.Эванса, Б.Бермана «Маркетинг» – «Экономика» 1990г.,
с.64-91).
(Об информации и управлении экономикой можно получить представление из
статьи Ю.Лапшина, А.Модина, ж. «Экономические науки» 1992г., №2 с.32-41).
Интересно отметить и то, что в США при наличии самой развитой системы
телефонных и компьютерных телекоммуникаций ежедневный объем рекламной и
коммерческой информации в 40-60 раз превышает объем всей информации,
публикуемой газетами СНГ.
Для создания эквивалентной информационной инфраструктуры на Украине,
как считают специалисты, потребуются десятилетия и сотни миллиардов
долларов. Радикально изменить ситуацию может широкомасштабное использование
принципиально новых информационных технологий типа Украинской электронной
компьютерной газеты «Все-всем».
Идея проста: территория Украины практически на 100% покрыта системой
трансляции телевидения и, если днем во время перерыва телевидения (когда
люди находятся на работе) передавать со скоростью 1 миллион бит в секунду
информацию для персональных компьютеров, то ее за 1 час можно передать
примерно столько, сколько содержат 600 газетных страниц или 100000 страниц
машинописного текста.
Кроме полностью автоматической обработки гигантских объемов
информации с помощью электронной газеты можно организовать ряд бирж,
информационных и справочных систем.
Уже в 1992г. Киевское ПО «Электронмаш», Смелянский радиоприборный
завод и ПО «Киевский радиозавод» должны выпустить 45 тыс. комплектов
аппаратуры. Это позволит в краткие сроки объединить в единую информационную
систему все крупные и средние административные, хозяйственные и
коммерческие структуры Украины и сделать крупный шаг по пути создания
информационной структуры современного общества и РЭ. Поэтому возникла идея
создания ассоциации, главной задачей которой является установление прямой
связи между потребителями и производителями, без создания которой
невозможен цивилизованный рынок Украины. (см. «Голос Украины», 1992г., 4
марта, с.14, а также «Правду Украины» , 03.04.1991г.- «Информатика – это
наш прорыв»).
Из изложенного видно, что управление – это сложная и многогранная
категория. Ее усвоение предполагает представление о сущности, функциях и
методах управления, его информационном обеспечении.
2. Уровни управления предпринимательством
В странах со смешанной РЭ управление предпринимательской
деятельностью строится на двух уровнях: государственном и фирменном. Такой
же подход к управлению выражен в документах Украины.
Суть первого (государственного) уровня определена в Концепции Украины
по переходу к РЭ (раздел 5), Законе Украины «О предпринимательстве» (раздел
III) см. «Правду Украины» соответственно за 16.11.1990г. и 05.03.1991г.
Оно строится на принципах:
1. – минимального вмешательства госорганов в экономические процессы – им
делегируются только те функции, которые не могут быть обеспечены
непосредственными субъектами рыночных отношений; например формирование
системы экономических институтов госуправления – см. в этой связи Закон
ВС Украины от 03.08.1990г.(«Правда Украины», 08ю08ю1990г.), по которому
предусматривалось образование 36-ти министерств и Госкомитетов, и Указ
Президента Украины (мс. «Правду Украины», 29.02.19992г.), согласно
которому предусмотрены в системе центральных органов госисполнительной
власти – 26 министерств (плюс Госдума и администрация президента; цифры
относятся не только к органам экономического управления): среди 26 этих
госорганов Министерство инвестиций и строительства и Министерство
транспорта:
2. – системное воздействие на социально-экономические процессы с учетом
тесных взаимосвязей рынка капиталов, финансового, товаров, труда, на базе
формирования необходимых экономических регуляторов и нормативов.
В Концепции перечислены основные функции госрегулирования экономики (в
т.ч. разработка и согласование стратегии социально-экономической и научно-
технической политики, перераспределение доходов населения, стимулирования
производства и другие, всего 7). В ней названы 3 метода госрегулирования
– нормативный, финансовый и административный; раскрыт смысл индикативного
и бюджетного планирования (см. статью 19), налоговое регулирование
(статья 20), регулирование цен (статья 21).
Второй уровень управления – это управление предприятием и
самоуправление трудового коллектива (см. Закон Украины «О предприятиях»,
раздел IV).
Управление предприятием строится на нескольких общих принципах:
а) на принципе совмещения прав владельца по хозяйственному
использованию своего имущества и самоуправления трудового коллектива.
Предприятие самостоятельно определяет структуру и штат управления.
Владелец предприятия сам осуществляет управление или делегирует свои
права совету (правлению) предприятия или другим органам согласно Устава;
б) наем (назначение, избрание) руководителя предприятия является
правом владельца имущества и реализуется непосредственно или через
уполномоченные органы;
в) решения по социально-экономическим вопросам разрабатываются и
принимаются его органами управления при участии трудового коллектива или
уполномоченных им органов;
г) высшим органом коллективного предприятия является общее собрание
(конференция) владельцев имущества. Правление предприятия избирается
владельцами имущества на общем собрании тайным голосованием на
альтернативной основе. Правление избирает председателя и его
заместителей, либо их роль выполняют поочередно все члены правления.
В статье 15 этого Закона дается определение трудового коллектива и его
самоуправления; в 16-й статье – о руководстве предприятия, а в 17-й – о
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|