Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)
включения в расходы (себестоимость) на производство; в необходимых случаях
может вводится механизм расчетных цен;
Эти и другие меры, продвигающие Украину к р.э., сопровождаются еще
тремя весьма важными процессами. Первый из них состоит в постепенном
создании национальных денег, переходным шагом к которым является купоны,
призванные оградить внутренний рынок от рублевой экскалации извне. Второй
- сводится к реагированию на повышение цен рядом мер по социальной защите
различных групп населения: отрабатывается механизм индексации доходов,
пересмотрена зарплата, степени, намечаются меры по натурализации доходов
наиболее социально незащищенных граждан. Третий процесс – это
разгосударствление и приватизация предприятий, законодательное оформление
которых увы, явно запаздывает по отношению к переменам в области
ценообразования. И здесь вполне прав Президент Украины Л.Кравчук, сделавший
основной упор в своем выступлении на 5-й сессии Верховного Совета на
разработку пакета законов по экономической реформе и обновлению тех
законов, которые были приняты ранее, но уже во многих устарели. Например,
Законы о предприятиях, о налоге на добавленную стоимость, о
предпринимательстве и другие, а также ряд нормативных актов Кабинета
Министров. (см.»Голос Украины», 30.01.92г.,с.2-3,6-7).
В итоге мы имеем подвижки к рыночному ценообразованию.
Каков механизм такого (рыночного) ценообразования.
5. Рыночные механизмы ценообразования.
Для понимания механизмов рыночного ценообразования рассмотрим прежде
всего спрос и предложение.
Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и
обеспеченной деньгами. Спрос выступает в виде платежеспособной потребности,
т.е. потребности покупателя, располагающего деньгами для приобретения
товаров или услуг. Рынок не признает потребности, не обеспеченной
платежеспособностью покупателя.
Предложение – это совокупность товаров (услуг), находящихся на рынке,
ил которые могут быть произведены и представлены к продаже по
удовлетворяющим товаропроизводителя ценам.
В каждый данный отрезок времени существует определенное соотношение
между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него – в этом
проявляется действие экономического закона спроса: если цены на товары
растут, то спрос уменьшается, а если производство предлагает к продаже
больше товаров, то возросшее их количество может быть продано по более
низким ценам. Следовательно, между рыночной ценой товара и тем его
количеством на которое предъявляется покупательский спрос, всегда
существует определенное соотношение. Эту взаимосвязь можно выразить
условным числовым примером и изобразить в виде графика кривой спроса.
ТАБЛИЦА 1.
Соотношение цены и количества реализуемых на рынке
товаров.
|Продаваемые товары |Цена за единицу товара |Спрос, т.е. продажа |
| |в денежном выражении |товара |
|А |50 |10 |
|Б |40 |20 |
|В |30 |30 |
|Г |20 |40 |
|Д |10 |50 |
Это соотношение показывает динамику спроса, изменение количества
продаж в зависимости от уровня цены в течении единицы времени.
Соответственно данным таблицы 1 на графике можно нанести точки,
соединив которые получим кривую спроса.
(График 1)
Кривая спроса: а) отражает обратную зависимость между ценой и
количеством покупаемого товара; б) характеризует важную закономерность –
постепенное убывание спроса: при повышении цены товара и неизменных
прочих условиях, спрос на него будет снижаться; в) сокращаться будет и
количество продаж этого товара; г) расширение рынка данного товара, т.е.
увеличение его количества в продаже – вызовет снижения цены, т.к. в ином
случае он не будет реализован.
На спрос влияют такие факторы:
1) уровень доходов в обществе;
2) размеры рынка данного товара, его количества в продаже;
3) наличие взаимосвязанных (взаимозависимых) товаров, т.е. товаров-
субститутов;
4) субъективные вкусы покупателей, их психология покупок.
В механизме рыночного равновесия не менее важное значение имеет и
предложение. Представим его таблицей и кривой.
ТАБЛИЦА 2.
Соотношение цены и количества поставляемых на рынок и
предлагаемых к продаже товаров в течение фиксированной единицы времени.
|Разновидности товаров |Цена за единицу товара |Предложение |
| |в денежном выражении |товаров |
|А |50 |95 |
|Б |40 |70 |
|В |30 |50 |
|Г |20 |25 |
|Д |10 |0 |
На основе данных таблицы 2 построим график 2.
(График 2)
Условный числовой пример и соответствующая кривая показывает
закономерную взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара,
производимого и предлагаемого к продаже. Подчеркнем, что в рыночной
экономике только уровень цен служит стимулом, сигналом и «командой» к росту
или снижению объемов производства товара или услуги. А мотивацией
экономической деятельности является прибыль, доход, которые являются
наиболее точными критериями целесообразности производства и соответствия
его спросу.
Главным фактором, влияющим на предложение, служит издержки производства.
Другие же производимые от него факторы, способные сдвинуть кривую
предложения, т.е. динамику предложения, таковы:
1) НТП, способный снизить издержки производства и изменить предложение;
2) Степень монополизации рынка, проявляющаяся в изменении цен при любом
производстве;
3) Движение цен на другие товары, в т.ч. взаимозаменяемые.
Как же устанавливается рыночная цена?
Равновесие рыночных цен устанавливается при таких ценах и количествах
товаров, при которых:
- когда количество, которое хотят купить покупатели, соответствует
количеству, которое хотят продать;
- при отсутствии тенденций изменения цен и количества товаров.
Ценой равновесия, при этом, считается цена такого уровня, при котором
предложение соответствует спросу.
ТАБЛИЦА 3.
Соотношение спроса и предложения.
|Разновидности |Возможные цены за|Спрос, т.е. |Предложение |Движение цен |
|товаров |единицу товара |количество |товара | |
| | |продаж | | |
|А |50 |10 |95 |вниз |
|Б |40 |30 |70 |вниз |
|В |30 |50 |50 |равновесие |
|Г |20 |75 |25 |вверх |
|Д |10 |90 |0 |вверх |
При цене в 50 единиц спрос и предложение совпадают. Понижение цены
вызовет превышение спроса над предложением, а рост цен приведет к
превышению предложения над спросом.
На основе данных таблицы 3 построим график 3.
(График 3)
На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения
кривых спроса и предложения. Причем, в реальной действительности (жизни)
равновесие постоянно меняется под влиянием как спроса, так и предложения.
(Лишь на графике оно стоит на месте).
За пределами равновесной точки при высоких ценах образуется избыток
предложения, и, наоборот, при низких ценах недостаток предложения. Движение
цены – это ее колебание в зависимости от соотношения спроса и предложения
товаров. Оно дает первые представления о конкуренции производителей и
предлагаемой ими продукции. Таков в общем виде механизм установления
равновесия цены на конкурентном рынке одноименных товаров. Подобные
колебания происходят в отношении любого из огромного количества товаров.
Именно поэтому считается, что существуют рынки каждого отдельного товара:
рынок пшеницы, рынок автомобилей, рынок компьютеров, зерновой рынок, рынок
тепловозов, вагонов, рельс, шпал, стройматериалов и т.п.
Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов
и по-разному реагируют на них. Степень изменения спроса и предложения под
воздействием того или иного фактора характеризуется их эластичностью. 9о
ней коротко говорилось ранее).
Эластичность спроса – понятие, характеризующие степень раекции
покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены. Качественно
эластичность описывается одной из 3-х категорий:
а) эластичный спрос или эластичность большой единицы, когда процентное
снижение цены вызывает такое процентное увеличение количества продаж
товара, что выручка (произведение цены на количество) возрастает;
б) единичная эластичность спроса (численно равная единице) имеет место
тогда, когда процентное снижение цены в точности компенсируется
соответствующим
процентным ростом количества продаж товара, так что общая выручка остается
неизменной;
в) эластичность спроса меньше единицы, но не меньше нуля, - когда снижение
цены вызывает незначительный рост продаж, что общая выручка снижается; это
называется еще неэластичным спросом.
В любом случае главным показателем степени эластичности спроса будет
объем и движение дохода, выручки от реализации товаров. Она (степень
эластичности спроса) исчисляется просто – произведением цены единицы товара
на его реализованное (проданное) количество.
Эластичность предложения – понятие, характеризующее относительные
изменения между ценой и предлагаемых к реализации товаров.
Коэффициент эластичности представляется такой формулой:
Процентное изменение количества товаров
Э =
процентное изменение цены товаров
В теории рыночного равновесия важное значение придают элементу времени
(А.Маршалл). Поэтому различают: а) мгновенное равновесие, когда предложение
неизменно; б) краткосрочное равновесие, когда предложение растет; в)
длительное равновесие «нормальной цены» когда предприятие заменяют и
увеличивают оборудование, а количество самих предприятий может меняться за
счет свободного входа и выхода их из отрасли.
В этих трех типах равновесия в зависимости от времени
товаропроизводители:
а) могут принимать какие-то меры; б) либо будут приспосабливать переменные
факторы производства к изменившимся условиям; в) либо будут приспосабливать
все факторы производства (издержки) к изменившейся цене.
Эта ситуация длительного равновесия, или «нормальной цены»,
удерживающейся на высоком уровне в течение длительного времени, стимулирует
приспособление экономических условий к соответствующему уровню спроса.
Подчеркнем, что цена равновесия устанавливается в конкурентной борьбе.
Но соблюсти все условия конкуренции невозможно, как и немыслимо колебание
маятника без к-л трения. Механизм рыночного равновесия цен – это механизм
приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается. И все
же на практике согласно закону спроса и предложения формируется цена любого
товара; ему подчиняется котировка иностранных валют на их рынке; в
соответствии с ним распределяются молодые специалисты инженерного вуза, где
функцию цены выполняет назначенная ему зарплата; осуществляется скупка и
продажа недвижимости и т.д.
В экономической теории считается, что товаров всегда не хватает в том
смысле, что каждый никогда не получает все, что он хочет иметь. Цена сама
является инструментом рационализирования недостающих ресурсов производства
и потребления. Она растет, чтобы сократить чрезмерное потребление и
расширить производство; она падает, чтобы стимулировать потребление,
сократить производство и избавиться от чрезмерных запасов.
Сказанное справедливо и для экономики Украины, как и других стран СНГ,
избравших в начале 90-х годов ориентацию на относительную экономическую
свободу производства и рыночное регулирование хозяйственных процессов.
О том, как различные субъекты, индивиды, их группы и государство
вмешиваются в рыночный механизм конкурентного равновесия цен см. статью в
ж. «Экономические науки», 1991, №10,11.
Заключение.
Его делает преподаватель на основе изложенного материала, выделив:
1) Цены и ценообразование в условиях АКС обслуживали эту систему и
стали тормозом в развитии экономики, на всех ее уровнях –
общества, предприятий, индивидов.
2) В 1991-92 годах в области политики цен и ценообразования
осуществлены и осуществляются меры, направленные на переход к
рыночному механизму ценообразования.
3) Рыночные механизмы ценообразования, опирающиеся на законы товарного
производства (закон стоимости, закон конкуренции, закон спроса и
предложения и др.) и предполагающие участие государства, нам еще
предстоит создать.
Приложение к теме 3.
I. В 1991г. ж.д. транспорт работал в обновленном ценовом и тарифном
режиме. Они были повышены прим.на 35% с начала года. На транспорте
начали применяться фиксированные, договорные и свободные тарифы.
Фиксированные на перевозки пассажиров, багажа и грузов в прямом
соотношении (за исключением мелких перевозок).
Договорные – по перечню были расширены и распространены, в частности
на почтовые перевозки, на мелкие отправления в прямом и местном сообщении.
II. Представление о ценах на некоторые виды подвижного состава можно
получить, обратившись к статье В.И. Ершова и других «Оптимальная цена
магистрального тепловоза» (ж.»Железнодорожный транспорт»,1991, №4,
с.69-72), которую можно рекомендовать для реферативного сообщения на
семинарское занятие.
III. О проблемах совершенствования тарифов см. подборку выступлений за
«Круглым столом» в МИИТе (январь 1991г.) , отчет о котором напечатан в
ж.»Железнодорожный транспорт», 1991г., №6, см. с.69-72.
О тарифах местного сообщения см.ж.»Железнодорожный транспорт». 1991г.,№10,
с.65-68 (статья С.М.Аввакулова).
IV. О деятельности вагоно-ремонтных предприятий в новых условиях, в том
числе о ценновой ее стороне можно получить представление, обратившись к
отчетной информации С.Жужгина о съезде представителей магистралей СНГ,
состоявшемся 10-11 января 1992г. на базе ДВР.- см.»Гудок», 1992г., 28
января.
V. Постановление Кабинета Министров Украины № 376 от декабря 1991г.: «О
системе цен в народном хозяйстве и на потребительском рынке Украины» ( с
приложением) см. в газетах Украины и местных, в т.ч. «Днепр Вечерний»,
1992г.,7 января.
VI. Постановление Правительства РСФСР № 55 от 19.12.91г. «О мерах по
либерализации цен», см.»Гудок», 1991г., 25 декабря.
VII. Об особенностях вхождения железнодорожного транспорта в систему
рыночных отношений и начале его адаптации к условиям начавшихся
экономических реформ можно получить представление из материала «Транспорт
сегодня и завтра…» – «Гудок», 1992, 11 июля.
ТЕМА 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.
ПЛАН
Введение.
1. Экономические интересы предприятий и их реализация в
предпринимательстве.
2. Доходы предприятий и их формы. Прибыль предприятия, ее реализация и
использование.
3. Сущность и формы денежной заработной платы. Номинальная и реальная
зарплата.
Заключение.
Введение.
Предпринимательская деятельность любого субъекта рыночного хозяйства в
конечном счете подчинена получению прибыли (дохода). Производство и
получение доходов, их распределение и использование, наряду с конкуренцией
были и остаются двумя главными «локомотивами», движущими рыночную
экономику. Кроме того, вопросы о доходах – это предмет постоянной борьбы,
дискуссий и коллизий между различными классами, группами и индивидами. Они
остро стоят сегодня у нас еще и потому, что начались коренные изменения в
подходах к доходам.
Словом, разные аспекты доходов являются одним из эпицентров, где
пересекаются и взаимодействуют интересы предпринимателей, государства,
семей, индивидов. Поэтому начнем с уяснения экономических интересов.
I. Экономические интересы предприятий и их реализация в
предпринимательстве.
Экономические интересы (Э.И.) – это объективные побудительные мотивы
хозяйственной ( экономической) и трудовой деятельности людей, занимающих
соответствующее место в общественном разделении труда и находящихся под
воздействием в первую очередь отношений собственности на СП. Э.И.- это
первоначальный (изначальный) побудитель к деятельности, к труду. Содержание
Э.И. зависит от места человека (группы, слоя) в общественном производстве.
Они складываются в ходе (процессе) совместного труда, а значит, в
рамках существующих производственных отношений. А, с другой стороны,
производственные отношения всегда ( в любом обществе) проявляются через
Э.И. Дело в том, что Э.И. в системе ПО выступают в виде потребностей,
удовлетворение которые является целью производственной деятельности людей.
Э.И. у разных субъектов хоз.деятельности неодинаковы и противоречивы.
Они постоянно усложняется, т.к. развивается и углубляется разделение труда,
изменяются формы собственности, формы хозяйствования. Поэтому общество и
люди постоянно ищут способы соединения и согласования Э.И., например,
индивидуальных с общественными, интересами отдельного работника с
интересами предприятия.
(В историческом разрезе этот вопрос-вопрос мотивизации труда решался
так: в первобытном обществе побуждающей силой к труду были угроза голодной
смерти, традиции и привычки, авторитет рода, общины; при рабстве и
феодализме доминировало внеэкономическое принуждение, которое было присуще
первоначальному капитализму; ГМК и особенно современный капитализм,
опирающийся на смешанную экономику, создал и весьма эффективно использует
гибкую систему мотивизации труда. В нашем обществе использовались
своеобразные мотивы труда (распределение по труду, моральное стимулирование
и т.п., которые примерно до 60-х годов давали неплохой результат; но
впоследствии (период застоя) они развились в «принцип»: чем больше затраты,
тем больше зарплата, применение которого привело к кризису; поэтому
потребовалась и началась экономическая реформа, в т.ч. в подходе к Э.И.)
см. Законы ВС Украины о предприятиях, собственности, предпринимательстве,
занятости, о налогах и другие, а также статью Л.Сосновской «Мотивационные
механизмы труда и обеспечения всеобщей занятости" - »Экономические
науки",1981, №10, с.39-45 и др.).
Э.И. предприятий (фирм) реализуются в их предпринимательской и
коммерческой деятельности, т.е. в ходе производства и продажи товаров,
услуг, работ.
4. Доходы предприятий и их формы. Прибыль, ее распределение
и использование.
Посмотрим в начале как объясняется содержание (смысл) термина «доход».
В Законе Украины «О предприятиях» (статья 18п.1) «доход» и «прибыль»
отождествляются: «На всех предприятиях, -говорится в нем, - основным
обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|