Анализ хозяйственной деятельности предприятия
| | | | | |
|Контроль за ходом | |Изучение с помощью |
|достижения целей, оценка | |методов, приемов анализа |
| | |влияния отдельных |
|рисков: для упреждения | |факторов на те или иные |
|негативных тенденций, | |стороны процессов: |
|закрепления позитивных | |технологических, |
|тенденций | |экономико |
| | |финансовых, социальных |
| | |управленческих |
| | | | |
| | |Выявление резервов, |
| | |повышение эффективности |
| | |использования отдельных |
| | |ресурсов и их |
| | |совокупности |
Рис. 1.5. Задачи экономического анализа
Таким образом, сущность экономического анализа - комплексное изу-
чение деятельности предприятия в соответствии с поставленными целями,
представленное через систему экономической информации .
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОАО “
ЭКСПО - СЕРВИС “
Открытое акционерное общество “ ЭКСПО - СЕРВИС “
зарегистрировано и начало свою деятельность в 1995 году. Прелприятие
является самостоятельным хозяйственным субъектом, не являясь
подразделением более крупного предприятия или объединения. Форма
собственности - частная, учредителями являются физические лица, которые
несут ответственность по обязательствам предприятия в пределах своей доли
в уставной фонд фирмы.
ОАО “ ЭКСПО - СЕРВИС “ - коммерческая фирма, главной целью
деятельности которой является получение прибыли. Как экономический
субъект, данное предприятие является производителем определенных товаров
и услуг, необходимых на российском рынке, т. е. удовлетворяет
платежеспособный спрос на эти товары и услуги. Также предприятие,
привлекая для выполнения своих хозяйственных и иных обязательств наемную
рабочую силу, т. е. сотрудников - менеджеров, бухгалтеров,
администрацию, рабочих и других, способствует решению проблемы занятости
населения.
ОАО “ЭКСПО - СЕРВИС “ является малым предприятием со средней
численностью работающих 20 человек. Но именно малые предприятия
наиболее мобильны в условиях рынка, более чутки к изменениям рыночной
конъюктуры и наиболее способны к четкому управлению со стороны
администрации. Данная численность предприятия в этом конкретном случае
позволяет выполнять требования клиентов максимально эффективно и позволяет
поддерживать работоспособность фирмы, хотя на определенных этапах своей
деятельности предприятие имело не очень хорошие финансовые результаты.
Предметом деятельности ОАО “ ЭКСПО - СЕРВИС “ является :
- производство и реализация товаров народного потребления ;
- редакционно - издательская деятельность и изготовление
печатной продукции ;
- рекламная деятельность ;
- подготовка учебных материалов и их распространение ;
- операции с ценными бумагами ;
- коммерческая торговля ;
- курьерские услуги в г. Москве и Московской области по доставке
документов Заказчика по назначению и, если это необходимо, их дальнейшее
сопровождение в пределах области и отправка Заказчику ;
- заключение контрактов как с российскими, так и с зарубежными
партнерами .
ОАО “ ЭКСПО - СЕРВИС “ в своей деятельности руководствуется
действующим законодательством и несет всю полноту ответственности за
соблюдением интересов государства, граждан, выполнения принятых на себя
обязательств .
Основной вид деятельности ОАО “ ЭКСПО - СЕРВИС “ - производство
рекламной продукции и оказание рекламных услуг. В рыночных условиях поиск
партнеров и потребителей стал играть одно из первостепенных значений, в
чем и может помочь обращение к рекламным агенствам . Реклама включает в
себя не только размещение рекламных носителей ( будь то рекламные теле- ,
видео- , радиоролики или объявления в газетах ) в средствах массовой
информации, но также и является сферой деятельности , производящей
рекламные продукты - те же самые рекламные носители, от качества которых
напрямую зависит способность привлечь и заинтересовать потенциального
потребителя рекламируемого товара . Это могут быть не только объявления
текстовые или макеты объявлений с использованием профессиональных слайдов и
фотографий, но также и наружная реклама - щиты, вывески, переносные
конструкции и другое .
В связи с вышеизложенным, целесообразно рассмотреть организационную
структуру ОАО “ ЭКСПО - СЕРВИС “. Предприятие является малым,
то есть не обладает значительным количеством трудовых ресурсов, но
функциональные обязанности каждой группы работников распределены достаточно
четко, чтобы система функционирования предприятия могла действовать
слаженно .
Главным органом управления фирмы является собрание учредителей. Оно
назначает на должность директора предприятия, который является официальным
главным представителем интересов фирмы и уполномоченным принимать финансово
- хозяйственные решения различной сложности. Директор нанимает на работу
персонал, заключает договора, несет ответственность за совершаемые
сделки. Поскольку предприятие небольшое, у директора ОАО “ЭКСПО -
СЕРВИС “ один заместитель - заместитель директора по производственной
деятельности . Это необходимо в связи с тем, что деятельность фирмы можно
условно разделить на два вида : взаимодействие с окружающей средой ( поиск
клиентов, заключение договоров, их обслуживание - т. е. контакты с
клиентами ; взаимодействие с другими контрагентами и государственными
органами - налоговой инспекцией, фондами обязательной регистрации ) и
собственно производство рекламной продукции ( более узко - производство
рекламной продукции, требующее достаточного количества физического труда,
материалов, основных и оборотных средств ) .
Офис и производство отделены между собой не только функционально, но
и территориально - офисное помещение находится в центре Москвы, а
производственное - на окраине. Это связано с тем, что заказчики, приходя
в офис фирмы, должны вынести благоприятное впечатление о предприятие - о
его надежности, стабильности и состоятельности. Но аренда подобного
помещения стоит достаточно дорого. Поэтому производственная деятельность
ведется в более дешевом помещении, и более приспособленном для данного
вида деятельности.
Офис и производство связаны между собой единым процессом обслуживания
клиентов : менеджеры и агенты офиса находят клиентов, подготавливают и
заключают хозяйственные договора на продажу рекламных работ и услуг. Затем
данные о полученных заказах и необходимости их выполнения передаются на
производство. В наше время, особенно в рекламной отрасли, необходимо
внедрение современной техники. Поэтому чтобы производство могло выполнить
заказ на создание щита или даже просто таблички, необходимо, чтобы
дизайнеры создали макет данного изделия в компьютерном варианте с помощью
современных графических программ. Например, для производства вывески из
пленки делается макет данной вывески на компьютере с учетом того, что
данный компьютерный файл будет использоваться для порезки пленки на плотере
( специальное устройство, управляемое с помощью компьютера ) . Затем
правильно вырезанные пленочные знаки и символы переносятся мастерами на
прочную основу. Чаще всего это пластиковая основа. После того, как
вывеска создана в стенах производственного помещения, необходимо ее
укрепить в нужном заказчику месте . Бригада рабочих выезжает по заданному
адресу. Производит монтаж и установку данной конструкции. К офису также
относится бухгалтерия ОАО “ ЭКСПО - СЕРВИС “ , которая начисляет
заработную плату на всех сотрудников предприятия, ведет учет и контроль
хозяйственной деятельности, отчитывается в фондах занятости, пенсии,
соцстрахования, в Управлении статистики и ГНИ. Бухгалтерия состоит из
главного бухгалтера и бухгалтера - кассира. Главный бухгалтер подчиняется
непосредственно Директору предприятия.
Таким образом, взаимодействие офиса и производства обеспечивает
целостность фирмы и возможность ее нормального существования в условиях
рынка. Дает возможность осуществлять заказы фирм - контрагентов на
различные виды рекламных услуг : дизайнерские работы, составление медиа -
планов рекламной компании, просчитывание эффективности рекламных проектов,
разработка оригинал - макетов, изготовление щитов, конструкций для
рекламы. Также работа бухгалтерии фирмы позволяет привлекать не только
отечественных, но и зарубежных заказчиков.
Основные технико - экономические показатели
ОАО “ ЭКСПО - СЕРВИС “
1. Средняя стоимость средств труда ( СССТ ) = показатель берется по
остаточной стоимости ( т. е. за минусом износа ) :
СССТ97 = ( 43858 + 57595 ) / 2 = 50726,5 руб.
СССТ98 = ( 57595 + 56145 ) / 2 = 56870,0 руб.
( В 1998 году произошла деноминация рубля. Для приведения единиц
измерения к единому показателю, данные за 1997 год учитываем в рублях ).
2. Доля амортизации в стоимости продукции ( ДАП ) = отклонение
износа по данным на начало и конец года, деленное на выручку от реализации
продукции в процентах :
ДАП97 = ( 102439 - 101897 ) / 430677 * 100 = 0,1 %
ДАП98 = ( 103889 - 102439 ) / 289133 * 100 = 0,5 %
По сравнению с 1997 годом, в 1998 году доля амортизации в стоимости
продукции возросла в пять раз, но в среднем этот показатель остается
достаточно низким. Данный показатель свидетельствует о небольшой доле
затрат, включаемых в себестоимость продукции в связи с использованием
основных фондов предприятия. Это в настоящее время характерно для малых
предприятий, которым не хватает значительных капиталовложений для
приобретения нового оборудования.
3. Важнейшим показателем использования основных производственных
фондов является фондоотдача ( ФО ), которая определяется отношением
стоимости годового объема продукции к среднегодовой стоимости основных
производственных фондов ( ОПФ ) :
ФО97 = 430677 / 50726,5 = 8,49 руб. продукции на 1 руб. ОПФ
ФО98 = 289133 / 56870,0 = 5,08 руб. продукции на 1 руб. ОПФ
Показатель фондоотдачи снизился по сравнению с 1997 годом. Это
говорит о снижении эффективности использования производственных фондов.
Если обратиться к данным аналитического учета, то видно, что это прои-
зошло из - за неиспользования дорогостоящих основных фондов ( “ заморожено
“ рекламное табло, которое не используется в данном периоде в связи с его
неисправностью ). В данном случае стоит вопрос либо о продаже и списании
неиспользуемых основных фондов, либо о реанимации данных фондов и
восстановлении их способности приносить прибыль предприятию. Этот вопрос
стоит еще и потому, что на основные фонды, которые являются частью
имущества предприятия, начисляется налог на имущество, ставка которого
является 2 % в год.
4. Стоимость валовой продукции - выручка от реализации продукции,
ра-
бот, услуг ( ВП ) :
ВП97 = 430677 руб.
ВП98 = 289133 руб.
5. Стоимость материалов ( СМ ) :
СМ97 = ( 16338 - 3416 ) / 2 = 9877 руб.
СМ98 = ( 18866 - 16338 ) / 2 = 17602 руб.
6. Материалоотдача ( выход продукции на один рубль затраченных
предметов труда ) = ВП / СМ :
М97 = 430677 / 9877 = 43,60 руб. продукции на 1 руб. материалов
М98 = 289133 / 17602 = 16,43 руб. продукции на 1 руб. материалов
7. Относительная экономия ( перерасход ) материальных затрат ( Эм )
:
Эм = СМ98 - СМ97 * Темп роста валовой продукции
Эм ( перерасход ) = 17602 - 9877 * ( 289133 / 430677 ) = 10971,12 руб.
Это означает, что для производства фактического количества
продукциипотребовалось бы меьше материальных ресурсов на 10971,12 руб. по
сравнению с фактически израсходованными. Но также это может и означать,
что в 1997 году предприятие выполняло больше работ и оказывало услуг,
связанных в основном с обслуживанием клиентов без затрат материалов ( т. е.
доля производственной деятельности по сравнению с деятельностью офиса была
меньше ), а в 1998 году ОАО “ ЭКСПО - СЕРВИС “ имело больше
заказчиков, целью которых было получить услуги, связанные не только с
разработкой фирменного стиля, оригинал - макетов, дизайна, но и также -
с созданием вывесок, щитов и других элементов наружной рекламы, которые
более материалоемки.
8. Средняя численность работающих ( ЧР ) :
ЧР97 = 21 человек ,
ЧР98 = 19 человек
9. Фонд оплаты труда ( ФОТ ) :
ФОТ97 = 63000 руб. ,
ФОТ98 = 60800 руб.
10. Производительность труда ( ПТ ) - среднегодовая выработка
продукции на одного работающего = отношение валовой продукции к средней
численности работающих :
ПТ97 = 430677 / 21 = 20508,43 руб. / раб.
ПТ98 = 289133 / 19 = 15217,53 руб. / раб.
Хотя численность работающих не возросла, а уменьшелась,
производительность труда тоже уменьшелась. Это негативный признак,
говорит о неполном использовании трудовых ресурсов и показывает резерв для
получения большей прибыли при максимальном использовании трудовых ресурсов.
11. Прибыль ( убыток ) от реализации :
Пб от Р97 = 27615 руб.
Пб от Р98 = 18187 руб.
12. Количество выпускаемой продукции - среднее количество условных
заказов в год ( З ) :
З97 = 480 шт.
З98 = 321 шт.
13. Балансовая прибыль ( убыток ) , ( Пб ) :
Пб97 = 17823 руб.
Пб98 = 10951 руб.
14. Производственные площади :
Общая занимаемая площадь Sо = 220 м2
В т. ч. : а) Производственная площадь Sп = 150 м2
б) Площадь офисного помещения Sоф = 70 м2
Для наглядности, представим рассчитанные технико - экономические
показатели в виде сводной таблицы :
Таблица 1.1
Основные технико - экономические показатели ОАО “ ЭКСПО - СЕРВИС “
| | | | | |
|ПОКАЗАТЕЛЬ |1997 год|1998 год|Абсолют.|Относит.|
| | | |отклонен|отклонен|
| | | |. |. |
|Средняя стоимость средств труда,руб. |50726,5 |56870,0 |6143,5 |112,1 |
|Фондоотдача ( руб. продукции на |8,49 |5,08 |- 3,41 |59,8 |
|1 руб. ОПФ ) | | | | |
|Стоимость валовой продукции, руб. |430677 |289133 |- 141544|67,1 |
|Стоимость материалов, руб. |9877 |17602 |7725 |178,2 |
|Материалоотдача ( руб. продукции на 1|43,60 |16,43 |- 27,17 |37,7 |
|руб. материалов ) | | | | |
|Относительная экономия ( перерас- | |
| |10971,12 |
|ход ) материальных затрат, руб. | |
|Средняя численность работающих, |21 |19 |- 2 |90,5 |
|( чел ) | | | | |
|Фонд оплаты труда, руб. |63000 |60800 |- 2200 |96,5 |
|Производительность труда,руб. / раб. |20508,43|15217,53|- 5290,9|74,2 |
|Прибыль (убыток)от реализации,руб |27615 |18187 |- 9428 |65,9 |
|Количество заказов в год, шт. |480 |321 |- 159 |66,9 |
|Балансовая прибыль, руб. |17823 |10951 |- 6872 |61,4 |
|Общая занимаемая площадь, м2 |220 |220 |0 |0,00 |
|Производственная площадь, м2 |150 |150 |0 |0,00 |
|Площадь офисного помещения,м2 |70 |70 |0 |0,00 |
1.3. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Экономическому анализу всегда придавалось большое значение. Он
позволяет определить эффективность как отдельного предприятия, группы
предприятий, так и в конечном счете, всей экономики в целом. Но с
переходом на рыночный путь развития, с созданием рыночной экономики, с
появлением огромного количества независимых самостоятельных предприятий и
организаций, экономический анализ приобретает еще большую важность.
Возрастает необходимость в проведении экономического анализа: если
при плановой экономике предприятие, бывшее тогда государственным, могло
рассчитывать на получение денежных средств от государства - на различные
дотации и финансирование, а также на получение кредитов в государственном
банке даже при неблагоприятном финансовом положении, то есть могло
рассчитывать на выживаемость даже при невнимательном отношении к своей
финансово - экономической деятельности, то в условиях рынка ситуация
значительно меняется. Произошло разгосударствление экономики. Предприятия
стали не только государственными, а в подавляющем своем большинстве -
частными или акционерными. Изменилась схема финансирования предприятий,
главной целью и главным экономическим смыслом работы предприятия стало
получение прибыли. Изменились и взаимоотношения отдельного предприятия с
внешней экономической средой. При самостоятельном выборе партнера стало
важным и нужным получение как можно более полной и обширной информации о
его финансово - экономической деятельности, а экономический анализ -
важный инструмент для обработки данной информации в целях вынесения
хозяйственно - управленческого решения. При выборе банка, особенно после
печально известных случаев банковских банкротств и потерь денег
клиентами банка, анализ финансового состояния банковской организации,
ее перс- пектив развития, учитывая не только “ статическое “ положение
на сегодняшний день, стало необходимостью для каждого хозяйствующего
субъекта.
Формирование рыночной экономики обуславливает развитие анализа в
первую очередь на микроуровне - на уровне отдельных предприятий и их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|