Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке
|Еврейская АО |0,2 |0,2 |0,4 |0,3 |0,3 |150 |100 |
|Приморский край |3,1 |5,6 |11,4 |18,1 |14,1 |454 |78 |
|Хабаровский край |1,8 |4,5 |11,8 |12,8 |9,8 |544 |77 |
|Амурская область |2,3 |5,9 |13,2 |9,2 |4,6 |200 |50 |
|Камчатская обл. |1,2 |2,0 |2,6 |2,6 |3,0 |250 |115 |
|Магаданская обл. |0,6 |0,9 |0,9 |0,8 |0,8 |133 |100 |
|Сахалинская обл. |1,0 |1,8 |3,6 |3,0 |3,0 |300 |100 |
Наибольший рост безработицы произошел в 1995-1996 годах. Некоторое её
снижение на части территорий Дальнего Востока в 1997 г. вызвано не
улучшением ситуации, а прекращением выплат пособий из-за отсутствия средств
и длительных сроков безработицы, снятием с учета. Среди безработных две
трети составляют женщины и более одной трети молодежь. Сократилась
потребность в животноводах, учителях, воспитателях и медицинских
работниках. Как показали опросы сельских жителей, более 80% опрошенных не
уверены в будущем, считают, что практически никто, не защищает их интересы,
профсоюзы бездействуют и не могут решать возникающие проблемы на рынке
труда.
Увеличивается продолжительность безработицы, она приобретает застойные
формы, ведет к потере квалификации, деградации значительной части сельского
населения. На предприятиях сельского хозяйства имеется скрытая безработица,
не занято или частично занято более 25% общей численности работающих.
Доведение реформ до логического завершения приведет к тому, что в сельской
местности окажется более 70% незанятого трудоспособного населения.
Сохранение большинства сельскохозяйственных предприятий в значительной
мере поддерживается за счет низкой оплаты труда, задержек ее выплат и
замены натуральной выдачей продуктов.
В 1997 г. заработная плата в сельском хозяйстве составляла 55% от
средней по народному хозяйству и была в 2,3-2,4 раза ниже, чем в других
отраслях (табл. 18).
Наиболее низкая оплата труда в основных сельскохозяйственных
территориях; она составила в Амурской области 476 тыс. руб. или 32 и 38% от
средней заработной платы, сложившейся во всех отраслях. Она в Амурской
области в 3-3,5 раза ниже, чем в Республике Саха. По сравнению с 1986-1990
гг. среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве Амурской области в 1997 г.
увеличилась в 1107-1568 раз, в Республике Саха в 3956. В дореформенный
период оплата труда работников сельского хозяйства северных территорий была
выше, чем в основных сельскохозяйственных районах на 20-85%, а в 1996 г.
разрыв увеличился до 270-480%. Свыше 50% сельского населения находится за
чертой бедности. Это ведет к неприятию реформ и криминализации сельской
жизни.
|Таблица 18 |
|Уровень заработной платы по отраслям народного хозяйства (май 1997 г) |
|Территории |Средняя |Оплата в отраслях материального |
| |заработная |производства, в % к средней |
| |плата (тыс. | |
| |руб) по всем| |
| |отраслям | |
| | |Промышл|Строите|Трансп|Связь |Сельск|
| | |енность|льство |орт | |ое |
| | | | | | |хозяйс|
| | | | | | |тво |
|Республика Саха |2269 |131 |133 |127 |131 |55 |
|Амурская область |1034 |118 |107 |153 |150 |38 |
Принципиальные изменения произошли в структуре доходов. Как показало
обследование семейных бюджетов колхозников Амурской области, на заработную
плату приходилось лишь 23% дохода. Такой уровень оплаты труда не
обеспечивает минимальной мотивации труда. Личное подворье приносит сельским
жителям больше, чем труд в хозяйстве.
Предприятия во многих случаях рассматриваются прежде всего как
источник ресурсов для ведения личного подсобного хозяйства. Заработная
плата перестала выполнять функцию воспроизводства рабочей силы и
стимулирования труда. Она превратилась в разновидность пособия, не
связанного с результатами труда. Усилились негативные процессы в развитии
социальной инфраструктуры. Ввод жилья по сравнению с 1986-1990 гг.
сократился в 4 раза, общеобразовательных школ - в 15 раз, прекратился ввод
дошкольных учреждений и учреждений культуры. Разрушается сеть сельских
лечебных учреждений, закрываются фельдшерско-акушерские пункты, участковые
больницы, прекращается выездное медицинское обслуживание сельского
населения.
Практически более 90% сельскохозяйственных предприятий не ведут работу
по подготовке кадров ни на производстве, ни в системе профессионального
обучения. Это обуславливает деградацию рабочей силы и дальнейший спад
производства. Особую тревогу вызывает состояние сельской торговли. Низкая
заработная плата, постоянные ее задержки привели к падению
платежеспособного спроса населения. Завоз товаров в сельскую местность
постоянно сокращается. Розничный товарооборот на душу населения в сельской
местности в 4 раза уступает городским показателям. В то же время
ликвидируются автобусные маршруты, и сельское население оказывается в
затруднительном положении. Все это стимулирует миграцию сельского
населения, в первую очередь молодежи. Таким образом, в ходе реформ ни одна
из социальных проблем не была решена, они еще больше обострились. В
процессе выхода из кризиса прежде всего необходимо обеспечить
восстановление стимулирующей, воспроизводственной функции заработной платы
и повышение доходов сельского населения.
2. Экономическая среда функционирования аграрного сектора.
Радикальная экономическая реформа, начатая в 1992 году, направлена на
коренное изменение экономического уклада общества. Шоковый характер реформы
привёл к полному изменению экономической среды. Эти изменения наиболее
негативно повлияли на отрасли и регионы, которые в силу объективных причин
не могут адаптироваться к нерегулируемым рыночным отношениям.
2.1. Методы проведения реформ и их экономическое содержание.
С начала экономических реформ за основу была принята схема монетарного
макроэкономического регулирования. В плане практических действий это
привело к сосредоточению внимания на финансовой стабилизации, а не на росте
эффективности производства. Это предопределило и предпринятые шаги реформ.
Прежде всего либерализацию цен, направленную на сжатие покупательского
спроса населения и спроса предприятий на инвестиционные ресурсы, сокращение
объёма кредитов за счёт резкого повышения ставок кредитования, обеспечение
сбалансированности на внутреннем рынке путём либерализации внутренней и
особенно внешней торговли.
Одновременно формирование рынка труда было обеспечено сокращением
производства, высвобождением значительной части занятых. Безработица стала
повсеместной и хронической. Создание рынков капитала обеспечивалось
принудительной реорганизацией сельскохозяйственных предприятий,
акционированием и ваучерной приватизацией с последующим перераспределением
акций.
Это был ультрареволюционный подход к реформе, когда абстрактная схема,
декларация стала определяющим направлением деятельности всех органов
власти. Но все экономические действия были прикрытием для решения главной
политической задачи - обеспечения необратимости изменения общественного
уклада, перераспределения собственности и главенствующего положения частной
собственности.
Либерализация цен привела к гиперинфляции. В то же время стоимость
основного капитала была заморожена, так как переоценка основных фондов
началась только через два года. Оборотные средства практически были
конфискованы - они не переоценивались. Это привело к обесцениванию основных
средств и стимулировало проведение приватизации.
Ваучерная приватизация позволила передать государственную
собственность в руки частного и корпоративного капитала. Владельцы ваучеров
были “хранителями собственности”, обеспечившими снижение социальной
напряжённости. Кризис неплатежей так же служил цели ускорения
перераспределения и централизации собственности. В результате невыплаты
заработной платы акции прибыльных предприятий по заниженным ценам
концентрировались в руках новых владельцев и банков. Этому так же
способствовало подавление инфляции методами сжатия и регулирования денежной
массы. Кризис неплатежей привёл к дефициту доходной части бюджета и росту
социальной напряжённости. Правительство ищет выход в реализации пакетов
акций наиболее рентабельных предприятий. Для населения рекламируется
пополнение доходов бюджета, а на деле идёт передача государственной
собственности в руки крупных частных собственников.
Продолжающиеся в 1997-1998 годах меры по стабилизации ситуации
направлены на дальнейшее сокращение числа собственников, обладающих
небольшими пакетами акций, полученных в ходе приватизации, на обесценивание
рассредоточенного капитала и последующую его концентрацию в руках узкого
круга “стратегических” собственников, часто иностранных. В аграрном секторе
главной проблемой остаётся решение вопроса о свободной продаже
сельскохозяйственных земель. Если этот вопрос получит положительное
решение, в современных условиях при искусственно созданной убыточности всех
отраслей сельского хозяйства, земли по низким ценам, а то и бесплатно, в
результате залога перейдут в собственность отдельных лиц или финансовых
групп , банков.
Проводимая реорганизация и созданная экономическая среда были
направлены на разрушение общественного производства, а не на повышение
эффективности. При проведении коллективизации проходило изъятие земли и
имущества у крестьян, при современной реформе проведена конфискация у
коллективов и в целом у общества.
При сопоставлении методов, практических шагов, декларировавшихся целей
и полученных экономических и политических результатов в процессе реформ
можно четко видеть, что провозглашались одни цели, а расчет строился на
получение результатов, гарантировавших необратимость изменения
общественного строя (табл. 19).
Проведенный анализ показывает, что в течение всего периода реформы
применяемые методы макроэкономического регулирования стабильно
способствовали развертыванию и сохранению кризиса экономики, так как только
в условиях кризиса создается возможность перераспределения собственности
при минимальных затратах со стороны новых собственников.
Таким образом, сложившаяся ситуация не является результатом ошибок и
просчетов. Она есть результат осознанной, целенаправленной деятельности
правительства реформаторов, направленной на насаждение частной
собственности, ее преобладание в экономике посредством массированного
перераспределения национального богатства, созданного предшествующими
поколениями. Решающую роль в этом сыграла либерализация цен.
| |
| |
|Таблица 19 |
|Методы, декларированные цели и полученные результаты экономических реформ |
|Перио|Методы и практические |Декларированная цель |Полученные |
|д |шаги | |экономические |
| | | |результаты |
|1992-|Либерализация цен |Согласование спроса и |Разрушение |
|1993 | |предложения, |экономической базы |
| | |макроэкономическое |государственного |
| | |равновесие |регулирования |
| |Либерализация торговли|Насыщение товарного |Модификация отношений |
| | |рынка |собственности, |
| | | |стимулирование мелкой |
| | | |частной собственности |
| |Реорганизация, |Рост эффективности |Разрушение |
| |акционирование и |производства путем |общественной |
| |приватизация |передачи собственности|собственности путем ее|
| |предприятий |работникам, |диффузии |
| | |формирование слоя | |
| | |собственников | |
| |Ограничение денежной |Борьба с инфляцией, |Обесценение |
| |массы, отказ от |обеспечение финансовой|общественного, |
| |индексации основных и |стабильности |акционерного и мелкого|
| |оборотных средств | |частного капитала |
|1994-|Переход к денежной |Формирование |Перераспределение |
|1996 |приватизации |стратегических |собственности, рост |
| | |собственников |стоимости активов, |
| | |фондового рынка, |скупка акций |
| | |стимулирование |иностранными |
| | |инвестиций |инвесторами |
| |Ограничение массы |Контроль над |Поглощение мелкого |
| |платежных средств |инфляцией, сокращение |капитала, уменьшение |
| | |бюджетного дефицита |числа мелких |
| | | |держателей акций |
| |Попытка |Поддержка |Ухудшение положения в |
| |государственного |отечественных |экспортно-ориентирован|
| |регулирования, |товаропроизводителей, |ных от-раслях, |
| |введение валютного |стимулирование |снижение стоимости |
| |коридора |производства |акций, формирование |
| | | |государственно-монопол|
| | | |истичес-ких групп |
|1997-|Ограничение массы |Стабилизация |Спад производства, |
|1998 |платежных средств, |финансового состояния,|усиление портфельных |
| |поддержание курса |обеспечение |инвестиций, переход |
| |рубля |конвертируемости |права собственности к |
| | | |крупным отечественным |
| | | |и иностранным |
| | | |инвесторам |
| |Либерализация доступа |Пополнение бюджета, |Свободный вывоз |
| |иностранных инвесторов|снижение его дефицита |капитала при |
| |на рынок ГКО ОФЗ | |осложнении ситуации на|
| | | |мировых рынках, полная|
| | | |зависимость от внешних|
| | | |инвесторов |
| |Продажа |Пополнение бюджета, |Перераспределение |
| |государственных |финансирование |собственности в пользу|
| |пакетов акций |государственного долга|крупного капитала, |
| |рентабельных | |последующее снижение |
| |предприятий | |доходов |
2.2. Изменение ценовой среды
Либерализация цен стала первым мероприятием реформы. Рост цен подавил
спрос предприятий и населения, обесценил оборотные средства предприятий и
сбережения населения, практически произошла их конфискация. На первом этапе
реформ либерализация цен вызвала инфляцию. Рост инфляции стимулировался
эмиссией денег для покрытия дефицита бюджета. То есть высокая инфляция в
значительной мере была вызвана действиями правительства, а не объективными
условиями.
В промышленности либеральные подходы выдерживались в течение
длительного времени. Наиболее высокими темпами росли цены в топливно-
энергетическом комплексе. Цены на мазут, бензин и дизельное топливо
превысили уровень США еще в 1995 году. Высокий рост цен в топливно-
энергетическом комплексе стимулировал их повышение в других отраслях.
Однако в сельском хозяйстве цены росли значительно медленнее (табл. 20).
Если индексы цен лесного и топливного комплекса в Амурской области
были близки, а в Республике Саха отличались в 1,8 раз, то в сельском
хозяйстве индексы цен были ниже индексов топливного комплекса в 3,8-9,8
раз. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию имеет
общий характер, но отличается по территориям.
|Таблица 20 |
|Индексы цен производителей (декабрь текущего к декабрю предыдущего года, |
|раз) |
|Вид производства, |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1995 в % |
|территория | | | | | |к 1990 |
|Топливный комплекс |
|Амурская область |0,8 |127 |1 |21 |2,7 |5760 |
|Республике Саха |2,2 |188,1 |6,2 |2,7 |2,6 |18011 |
|Лесной комплекс |
|Амурская область |3,0 |20 |13,7 |3,8 |1,9 |5934 |
|Республике Саха |3,7 |18,3 |12,5 |4,1 |2,8 |2959 |
|Сельское хозяйство |
|Амурская область |2 |7,9 |8,8 |4 |2,7 |1501 |
|Республике Саха |1,6 |6,9 |14,4 |4 |2,9 |1844 |
На Дальнем Востоке диспаритет усиливается опережающим ростом
транспортных тарифов. К концу 1997 г. общий индекс транспортных тарифов к
1990 г. составил для железнодорожного транспорта 22113, автомобильного
11993, морского 11525 и для авиационного 20000. В то же время индекс цен на
промышленные товары составлял около 10000. Расходы по доставке в условиях
Дальнего Востока часто превышают стоимость доставляемых ресурсов. Это
вызывает опережающий рост отпускных цен для сельского хозяйства (табл. 21).
Наиболее либеральной политика цен была в 1992-1993 гг., что вызвало
выход инфляции из под контроля. С 1994 г. проводятся антиинфляционные меры
по усилению государственного регулирования цен на товары производственного
назначения, поставляемые естественными монополиями. Устанавливались
предельно допустимые уровни рентабельности в ценах товаров и услуг,
соотношения роста цен на товары топливно-сырьевой группы и тарифов со
средним индексом цен производителей в промышленности. Однако монопольное
положение промышленных предприятий при сокращении производства и в этих
условиях позволяло повышать цены на их продукцию.
|Таблица 21 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|