рефераты скачать

МЕНЮ


Валютные биржи

регулирования в соответствии с законопроектом, то валютные операции

осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без

ограничений. Кроме того, ст. 3 проекта содержит принципы валютного

законодательства, которые, с одной стороны, указывают на основные

направления правового регулирования в этой сфере и конкретизируются нормами

закона, а с другой стороны, могут быть применены как нормы прямо действия в

случае наличия пробелов и неточностей. Кроме того, основными чертами

представленного проекта являются: – либерализация существующей системы

валютного контроля, с сохранением требований об обязательной репатриации

валютной выручки; – установление переходного периода, в течение которого

будут действовать предусмотренные законопроектом ограничения; – наличие

большого количества отсылочных норм, предполагающих в дальнейшем принятие

многочисленных подзаконных нормативно-правовых актов, что говорит о

рамочном характере законопроекта; – расплывчатость критериев, при которых

могут быть введены ограничения (требования о резервировании, открытии

счетов и т.п.) для осуществления отдельных валютных операций. Хотя в

пояснительной записке к проекту федерального закона провозглашается

необходимость повышения "прозрачности" российского валютного

законодательства, следует отметить наличие в тексте законопроекта целого

ряда отсылочных норм, не имеющих прямого действия (особенно ст.ст. 8 и 9),

для реализации которых понадобится издание соответствующих подзаконных

нормативных правовых актов. Отметим, что принципиальным недостатком

действующего в настоящее время Закона РФ "О валютном регулировании и

валютном контроле" является именно его несостоятельность как

законодательного акта прямого действия. Это обусловлено присутствием

огромного массива отсылочных и диспозитивных норм, из-за чего содержание

закона становится неопределенным и зависимым от конкретных решений Банка

России и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Неоднократно подчеркивалось, что валютное регулирование и валютный контроль

осуществляются сегодня не на основании норм закона, а путём принятия

многочисленных подзаконных нормативных правовых актов. Авторами

законопроекта предпринята попытка создания согласованной системы валютного

законодательства, в основу которой будет положен рассматриваемый документ.

В соответствии со ст. 4 проекта в состав валютного законодательства

включается неопределенный круг нормативных правовых актов. Следует

отметить, что подобный подход является крайне неудачным. Во-первых, ст. 4

не отражает содержания п. "ж" Конституции РФ, в соответствии с которым

валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Во-вторых,

подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти не являются

законодательными актами и не могут быть включены в состав валютного

законодательства. В-третьих, законопроект никак не ограничивает предмет

регулирования подзаконных актов, а также не указывает на круг субъектов,

уполномоченных принимать нормативные акты, регулирующие валютные отношения.

Представляется, что принятие подзаконных нормативных актов может

осуществляться лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.

Положительным примером регулирования системы отраслевых законодательных и

подзаконных актов могут служить, в частности, ст.ст. 1–6 Налогового кодекса

РФ. Законопроектом предусматривается, что валютные операции по движению

капитала осуществляются без ограничений, за исключением операций,

предусмотренных статьями 8 и 9 законопроекта, в отношении которых

ограничения могут вводиться в целях предотвращения существенного сокращения

золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской

Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса

Российской Федерации. В связи с этим необходимо отметить следующее.

Законопроект не устанавливает достаточно четких критериев, на основании

которых органами валютного регулирования устанавливаются те или иные

ограничения. Представляется, что заложенная в законопроекте возможность, в

частности, необоснованного установления порядка обязательного

резервирования средств может отрицательно сказаться на инвестиционной

привлекательности российской экономики. Кроме того, эффективность подобных

мер вызывает сомнения, так как вывоз валютных ценностей может быть

осуществлен с помощью текущих валютных операций. Очевидно, что случаи,

когда Правительство РФ и Банк России могут вводить ограничения на

проведение капитальных валютных операций, должны быть чётко сформулированы

в тексте законопроекта. В соответствии с положениями главы V проекта

"Заключительные положения" с 1 января 2007 года будут сняты следующие

ограничения: – порядок резервирования и возврата суммы резервирования; –

регулирование Правительством РФ и Банком России валютных операций движения

капитала; – порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и

нерезидентами; – порядок открытия резидентами счетов в банках,

расположенных на территории иностранных государств, не являющихся членами

ОЭСР и ФАТФ; – переводы резидентами средств на свои счета, открытые в

банках за пределами РФ в порядке, устанавливаемом Банком России.

Предполагается, что с 1 января 2007 года норма об уведомительном порядке

открытия и закрытия счетов, предусмотренная законопроектом, будет

действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках,

расположенных на территории иностранных государств. Таким образом,

большинство мер валютного контроля будет действовать до начала 2007 года.

Тем не менее, в пояснительных материалах к законопроекту не представлено

обоснования выбора указанной даты. Следует отметить, что альтернативные

законодательные инициативы содержат предложения об отмене всех "валютных

ограничений" к 1 января 2005 года, либо через полгода после вступления

новой редакции закона в силу. Необходимо рассмотреть вопрос о поэтапном

проведении столь существенной либерализации валютного регулирования. Помимо

этого, отмена ограничений для открытия счетов на территории иностранных

государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества

и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием

денег (ФАТФ), не должна противоречить тенденциям международного

регулирования вопросов незаконной легализации "грязных денег", которые

сложатся к началу 2007 года. Учитывая, что ст.ст. 8 и 9 проекта будут

отменены после 1 января 2007 года, представляется неясным порядок

применения по истечении переходного периода положений ст. 7, которая

содержит ссылку на данные статьи. Так как полномочие Правительства и

Центрального банка РФ по изданию обязательных для исполнения нормативных

актов, по существу, не будет ограничено четкой компетенцией этих органов в

сфере валютного регулирования, законопроект должен предусматривать новую

редакцию ст. 7, вступающую в силу с 1 января 2007 года. В соответствии с

положениями законопроекта обязательная продажа валютной выручки резидентов

осуществляется в размере, установленном Центральным банком РФ, но не свыше

30% от суммы. Полностью отменить это правило также предполагается к 2007

году. Для сравнения отметим, что действующее законодательство

предусматривает обязательную продажу 50% валютной выручки резидентов от

экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)

через уполномоченные банки не позднее чем через семь календарных дней со

дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком,

установленным Банком России. Снижение нормы обязательной продажи валютной

выручки до 30%, на наш взгляд, позволит сделать её менее обременительной

для участников внешнеэкономической деятельности, но в то же время сохранить

её как необходимую меру валютного регулирования. Кроме того,

представляется правильным закрепление на законодательном уровне перечня

сумм, которые не включаются в сумму валютной выручки, подлежащей продаже,

определение случаев уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы

валютной выручки резидентов (расходы и иные платежи, связанные с

исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в

соответствии с названным законом в иностранной валюте). В соответствии со

ст. 14 проекта, резиденты могут без ограничений открывать счета в

иностранной валюте в банках, расположенных на территории определенной

группы иностранных государств, являющихся членами Организации

экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки

финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Контроль за данными

действиями будет осуществляться с помощью процедуры уведомления – об

открытии/закрытии счёта необходимо уведомить органы валютного контроля не

позднее одного месяца со дня заключения/расторжения договора об открытии

счета с банком, расположенным за пределами Российской Федерации. Хотя

введение подобной нормы свидетельствует о либерализации валютного

регулирования, экспертами неоднократно отмечались опасность значительного

оттока капитала из РФ как следствия введения в действие указанной нормы, а

также возможность возникновения серьёзных проблемы для национальной

банковской системы. Законопроект предусматривает, что все текущие валютные

операции, а также операции движения капитала, за исключением прямо

предусмотренных законопроектом случаев, осуществляются без ограничений.

Данное положение законопроекта, безусловно, служит целям либерализации

валютного регулирования. Однако необходимо отметить, что законопроект

относит к операциям движения капитала предоставление кредитов и займов на

любые сроки, тогда как действующее законодательство не предусматривает

никаких ограничений для предоставления кредитов и займов на срок до 180

дней. Таким образом, в проекте частично ужесточается режим валютных

операций, что, по-видимому, противоречит общей концепции документа. Отказ

от действующего сегодня разрешительного порядка осуществления операций,

связанных с движением капитала, подкреплен содержащимся в ст. 6 проекта

запретом на установление органами валютного регулирования требования о

получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Действующее законодательство предусматривает, что валютные операции,

связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, устанавливаемом

Банком России, который в основном сводится к необходимости получения

разрешения на осуществление капитальной валютной операции. Статья 8

законопроекта предусматривает, что операции движения капитала, указанные в

ней, осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Законопроект вводит перечень регулирующих мер, устанавливаемых

Правительством РФ. К таковым относятся требования к способам обеспечения

исполнения обязательств, включая требования о заключении договоров

страхования, резервирование в Банке России или уполномоченном банке на срок

не более 2 лет суммы, не превышающей в эквиваленте 50% от суммы проводимой

валютной операции, резервирование в Банке России или уполномоченном банке

на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной

операции суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от суммы проводимой

валютной операции, открытие счета в уполномоченном банке, установление

режима счета. В соответствии со статьей 9 законопроекта валютные операции

движения капитала, указанные в этой статье, осуществляются между

резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Банком

России и может предусматривать: – требование об открытии счета в

уполномоченном банке; – установление режима счета; – требование о

резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от суммы проводимой

валютной операции, на срок не более 60 календарных дней до даты

осуществления валютной операции (либо на срок не более 1 года в сумме, не

превышающей в эквиваленте 20% от суммы проводимой операции). Перечень

конкретных мер валютного регулирования, применяемых Правительством РФ и

Центральным банком РФ в рамках установления порядка осуществления отдельных

валютных операций движения капитала, не является исчерпывающим. Нормы,

предусмотренные ст.ст. 8 и 9, носят диспозитивный характер и не исключают

установления иных ограничений, не предусмотренных федеральным законом.

Кроме того, п. 2 ст. 7 проекта также не лимитирует перечень ограничений,

вводимых для капитальных валютных операций, указанием на те меры валютного

регулирования, которые предусмотрены в ст.ст. 8 и 9. Таким образом,

нормативные правовые акты Правительства РФ и Центрального банка РФ могут

содержать не предусмотренные в законопроекте меры валютного регулирования,

устанавливаемые в целях предотвращения золотовалютных резервов, колебаний

курса валюты РФ и т.д. Таким образом, законодательное ограничение

полномочий органов валютного регулирования, предлагаемое проектом, носит

половинчатый характер. Необходимо обратить внимание на значительные

последствия применения мер валютного регулирования, предусмотренных в

законопроекте. Так, обязанность резервирования может быть установлена для

отдельных видов валютных операций на определенный срок (не более 2 лет), а

предельная сумма резервирования составляет от 20 до 100% от суммы

проводимой операции. Под резервированием в законопроекте понимается

внесение суммы денежных средств в валюте Российской Федерации на

специальный счет без начисления процентов в Центральном банке Российской

Федерации или в уполномоченном банке с последующим внесением уполномоченным

банком суммы резервирования в Центральный банк Российской Федерации.

Введение данной меры может повлечь за собой снижение инвестиционной

привлекательности отдельных отраслей экономики, повысить издержки на

проведение валютных операций, а также приведет к изъятию из оборота

компаний значительных средств на продолжительное время без уплаты по ним

процентов. В связи с этим представляется, что возможность и случаи введения

указанных мер подлежат уточнению и тщательной проверке с точки зрения

экономической обоснованности и возможных последствий для

внешнеэкономической деятельности в целом. Представляется целесообразным

рассмотреть вопрос о дополнении перечня операций движения капитала

валютными операциями, связанными с приобретением недвижимости за границей,

что явится дополнительной мерой противодействия утечке капитала. Отдельная

статья в законопроекте посвящена ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из

Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и

внутренних ценных бумаг. Основные принципы осуществления этих операций, в

отличие от действующего законодательства, устанавливаются на

законодательном уровне. Законопроектом предусматривается, что без каких-

либо подтверждающих документов может вывозиться валюта в сумме,

эквивалентной 1.500 долларов США. При единовременном вывозе валюты,

превышающей в эквиваленте 1.500 долларов США, но не более суммы 10.000

долларов США, физические лица – резиденты и нерезиденты представляют

таможенным органам документы, подтверждающие перевод или ввоз этим лицом

иностранной валюты в Российскую Федерацию, снятие данным лицом иностранной

валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо её

покупку в уполномоченном банке, обмен иностранной валюты на другую

(конверсию), на сумму наличной иностранной валюты, рассчитанную как разницу

между суммой вывозимой наличной иностранной валюты и суммой, равной в

эквиваленте 1.500 долларов США. Вместе с тем, законом от 27.02.03 № 28-ФЗ

"О внесении изменений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном

контроле"", предусмотрен иной порядок вывоза наличной иностранной валюты и

другие нормативы её вывоза. В соответствии с указанным федеральным законом

физические лица – резиденты могут единовременно вывозить из Российской

Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в

сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США. При

этом не требуется представление таможенным органам Российской Федерации

документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была

ранее переведена, ввезена или переслана в Российскую Федерацию или

приобретена в Российской Федерации. При единовременном вывозе из Российской

Федерации физическими лицами – резидентами наличной иностранной валюты в

сумме, не превышающей в эквиваленте 3.000 долларов США, вывозимая наличная

иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу Российской

Федерации. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими

лицами – резидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в

эквиваленте 3.000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта

подлежит декларированию таможенному органу Российской Федерации путем

подачи письменной таможенной декларации. Таким образом, положения

законопроекта являются более "жёсткими" по сравнению с поправками в закон

"О валютном регулировании и валютном контроле", которые вступят в силу с 15

марта 2003 года. Необходимость обращения в органы валютного контроля за

предварительной регистрацией предусмотрена законопроектом в следующих

случаях: для открытия счета в банке за пределами Российской Федерации,

вывоза резидентом или нерезидентом иностранной валюты, валюты Российской

Федерации, внешних и внутренних документарных ценных бумаг, а также для

ввоза в РФ валюты РФ и внутренних документарных ценных бумаг. Действующее

законодательство подобного правила не содержит. Для осуществления процедуры

предварительной регистрации в Банк России необходимо представить довольно

большой пакет документов. В предварительной регистрации может быть отказано

только по основаниям, предусмотренным в законе. Предусматривается запрет на

отказ в предварительной регистрации в случаях, не указанных в законе, в том

числе по мотивам отсутствия экономической целесообразности. Отметим, что

введение подобного института свидетельствует о том, что валютный контроль

переходит из стадии административной в стадию информационную, когда

основное – это сбор информации, а не установление запретительных мер.

Статья 1 предусматривает введение новых понятий "внутренних" и "внешних"

ценных бумаг, не используемых в гражданском законодательстве и в

законодательстве о фондовом рынке. Следует подчеркнуть, что признаки,

положенные в основу данной классификации, в ряде случаев не позволят

отнести ту или иную ценную бумагу только к одной из категорий. Учитывая

вышеизложенное, концепция законопроекта может быть принята за основу при

условии существенной доработки отдельных положений, касающихся полномочий

Правительства РФ и Центрального Банка РФ по осуществлению мер валютного

регулирования и контроля.»

"Черный вторник"

Состояние дел на валютном рынке, находившемся под контролем

Центрального банка еще в сентябре 1994 г., когда курс рубля к доллару США

возрос с 2204 до 2643 рублей за 1 доллар США, не предвещало резких

колебаний. Более того, многие аналитики сходились во мнении, что, выйдя на

новый уровень, связанный с влиянием сезонных колебаний, темпы прироста

валютного курса стабилизируются. Однако 10 октября курс доллара совершил

рывок на 185 пунктов, а на следующий день вопреки ожиданиям многих

участников валютного рынка, и в первую очередь Центрального банка, - еще на

845 пунктов, в результате чего за один день национальная валюта

обесценилась на 21,5%, котировки наличной валюты в этот день поднялись до

4000 - 5000 рублей за 1 доллар США. Разница между покупкой и продажей

валюты составляла 500 -1000 рублей за 1 доллар США. На создавшуюся ситуацию

мгновенно отреагировал товарный рынок: на многие товары цены поднялись на

50, 100 и даже 200%. Последствия биржевой сессии на ММВБ во вторник 11

октября 1994 г. для экономики страны казалось, будут сокрушительными:

практически все усилия правительства, направленные на ужесточение

денежно-кредитной политики в стране, могли быть сведены на "нет" в этот

вторник. Однако в результате совместных действий правительства и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.