Валютные биржи
регулирования в соответствии с законопроектом, то валютные операции
осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без
ограничений. Кроме того, ст. 3 проекта содержит принципы валютного
законодательства, которые, с одной стороны, указывают на основные
направления правового регулирования в этой сфере и конкретизируются нормами
закона, а с другой стороны, могут быть применены как нормы прямо действия в
случае наличия пробелов и неточностей. Кроме того, основными чертами
представленного проекта являются: – либерализация существующей системы
валютного контроля, с сохранением требований об обязательной репатриации
валютной выручки; – установление переходного периода, в течение которого
будут действовать предусмотренные законопроектом ограничения; – наличие
большого количества отсылочных норм, предполагающих в дальнейшем принятие
многочисленных подзаконных нормативно-правовых актов, что говорит о
рамочном характере законопроекта; – расплывчатость критериев, при которых
могут быть введены ограничения (требования о резервировании, открытии
счетов и т.п.) для осуществления отдельных валютных операций. Хотя в
пояснительной записке к проекту федерального закона провозглашается
необходимость повышения "прозрачности" российского валютного
законодательства, следует отметить наличие в тексте законопроекта целого
ряда отсылочных норм, не имеющих прямого действия (особенно ст.ст. 8 и 9),
для реализации которых понадобится издание соответствующих подзаконных
нормативных правовых актов. Отметим, что принципиальным недостатком
действующего в настоящее время Закона РФ "О валютном регулировании и
валютном контроле" является именно его несостоятельность как
законодательного акта прямого действия. Это обусловлено присутствием
огромного массива отсылочных и диспозитивных норм, из-за чего содержание
закона становится неопределенным и зависимым от конкретных решений Банка
России и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Неоднократно подчеркивалось, что валютное регулирование и валютный контроль
осуществляются сегодня не на основании норм закона, а путём принятия
многочисленных подзаконных нормативных правовых актов. Авторами
законопроекта предпринята попытка создания согласованной системы валютного
законодательства, в основу которой будет положен рассматриваемый документ.
В соответствии со ст. 4 проекта в состав валютного законодательства
включается неопределенный круг нормативных правовых актов. Следует
отметить, что подобный подход является крайне неудачным. Во-первых, ст. 4
не отражает содержания п. "ж" Конституции РФ, в соответствии с которым
валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Во-вторых,
подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти не являются
законодательными актами и не могут быть включены в состав валютного
законодательства. В-третьих, законопроект никак не ограничивает предмет
регулирования подзаконных актов, а также не указывает на круг субъектов,
уполномоченных принимать нормативные акты, регулирующие валютные отношения.
Представляется, что принятие подзаконных нормативных актов может
осуществляться лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.
Положительным примером регулирования системы отраслевых законодательных и
подзаконных актов могут служить, в частности, ст.ст. 1–6 Налогового кодекса
РФ. Законопроектом предусматривается, что валютные операции по движению
капитала осуществляются без ограничений, за исключением операций,
предусмотренных статьями 8 и 9 законопроекта, в отношении которых
ограничения могут вводиться в целях предотвращения существенного сокращения
золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской
Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса
Российской Федерации. В связи с этим необходимо отметить следующее.
Законопроект не устанавливает достаточно четких критериев, на основании
которых органами валютного регулирования устанавливаются те или иные
ограничения. Представляется, что заложенная в законопроекте возможность, в
частности, необоснованного установления порядка обязательного
резервирования средств может отрицательно сказаться на инвестиционной
привлекательности российской экономики. Кроме того, эффективность подобных
мер вызывает сомнения, так как вывоз валютных ценностей может быть
осуществлен с помощью текущих валютных операций. Очевидно, что случаи,
когда Правительство РФ и Банк России могут вводить ограничения на
проведение капитальных валютных операций, должны быть чётко сформулированы
в тексте законопроекта. В соответствии с положениями главы V проекта
"Заключительные положения" с 1 января 2007 года будут сняты следующие
ограничения: – порядок резервирования и возврата суммы резервирования; –
регулирование Правительством РФ и Банком России валютных операций движения
капитала; – порядок купли-продажи иностранной валюты резидентами и
нерезидентами; – порядок открытия резидентами счетов в банках,
расположенных на территории иностранных государств, не являющихся членами
ОЭСР и ФАТФ; – переводы резидентами средств на свои счета, открытые в
банках за пределами РФ в порядке, устанавливаемом Банком России.
Предполагается, что с 1 января 2007 года норма об уведомительном порядке
открытия и закрытия счетов, предусмотренная законопроектом, будет
действовать в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках,
расположенных на территории иностранных государств. Таким образом,
большинство мер валютного контроля будет действовать до начала 2007 года.
Тем не менее, в пояснительных материалах к законопроекту не представлено
обоснования выбора указанной даты. Следует отметить, что альтернативные
законодательные инициативы содержат предложения об отмене всех "валютных
ограничений" к 1 января 2005 года, либо через полгода после вступления
новой редакции закона в силу. Необходимо рассмотреть вопрос о поэтапном
проведении столь существенной либерализации валютного регулирования. Помимо
этого, отмена ограничений для открытия счетов на территории иностранных
государств, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием
денег (ФАТФ), не должна противоречить тенденциям международного
регулирования вопросов незаконной легализации "грязных денег", которые
сложатся к началу 2007 года. Учитывая, что ст.ст. 8 и 9 проекта будут
отменены после 1 января 2007 года, представляется неясным порядок
применения по истечении переходного периода положений ст. 7, которая
содержит ссылку на данные статьи. Так как полномочие Правительства и
Центрального банка РФ по изданию обязательных для исполнения нормативных
актов, по существу, не будет ограничено четкой компетенцией этих органов в
сфере валютного регулирования, законопроект должен предусматривать новую
редакцию ст. 7, вступающую в силу с 1 января 2007 года. В соответствии с
положениями законопроекта обязательная продажа валютной выручки резидентов
осуществляется в размере, установленном Центральным банком РФ, но не свыше
30% от суммы. Полностью отменить это правило также предполагается к 2007
году. Для сравнения отметим, что действующее законодательство
предусматривает обязательную продажу 50% валютной выручки резидентов от
экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)
через уполномоченные банки не позднее чем через семь календарных дней со
дня поступления указанной валютной выручки в соответствии с порядком,
установленным Банком России. Снижение нормы обязательной продажи валютной
выручки до 30%, на наш взгляд, позволит сделать её менее обременительной
для участников внешнеэкономической деятельности, но в то же время сохранить
её как необходимую меру валютного регулирования. Кроме того,
представляется правильным закрепление на законодательном уровне перечня
сумм, которые не включаются в сумму валютной выручки, подлежащей продаже,
определение случаев уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы
валютной выручки резидентов (расходы и иные платежи, связанные с
исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в
соответствии с названным законом в иностранной валюте). В соответствии со
ст. 14 проекта, резиденты могут без ограничений открывать счета в
иностранной валюте в банках, расположенных на территории определенной
группы иностранных государств, являющихся членами Организации
экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки
финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Контроль за данными
действиями будет осуществляться с помощью процедуры уведомления – об
открытии/закрытии счёта необходимо уведомить органы валютного контроля не
позднее одного месяца со дня заключения/расторжения договора об открытии
счета с банком, расположенным за пределами Российской Федерации. Хотя
введение подобной нормы свидетельствует о либерализации валютного
регулирования, экспертами неоднократно отмечались опасность значительного
оттока капитала из РФ как следствия введения в действие указанной нормы, а
также возможность возникновения серьёзных проблемы для национальной
банковской системы. Законопроект предусматривает, что все текущие валютные
операции, а также операции движения капитала, за исключением прямо
предусмотренных законопроектом случаев, осуществляются без ограничений.
Данное положение законопроекта, безусловно, служит целям либерализации
валютного регулирования. Однако необходимо отметить, что законопроект
относит к операциям движения капитала предоставление кредитов и займов на
любые сроки, тогда как действующее законодательство не предусматривает
никаких ограничений для предоставления кредитов и займов на срок до 180
дней. Таким образом, в проекте частично ужесточается режим валютных
операций, что, по-видимому, противоречит общей концепции документа. Отказ
от действующего сегодня разрешительного порядка осуществления операций,
связанных с движением капитала, подкреплен содержащимся в ст. 6 проекта
запретом на установление органами валютного регулирования требования о
получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
Действующее законодательство предусматривает, что валютные операции,
связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, устанавливаемом
Банком России, который в основном сводится к необходимости получения
разрешения на осуществление капитальной валютной операции. Статья 8
законопроекта предусматривает, что операции движения капитала, указанные в
ней, осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Законопроект вводит перечень регулирующих мер, устанавливаемых
Правительством РФ. К таковым относятся требования к способам обеспечения
исполнения обязательств, включая требования о заключении договоров
страхования, резервирование в Банке России или уполномоченном банке на срок
не более 2 лет суммы, не превышающей в эквиваленте 50% от суммы проводимой
валютной операции, резервирование в Банке России или уполномоченном банке
на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления валютной
операции суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от суммы проводимой
валютной операции, открытие счета в уполномоченном банке, установление
режима счета. В соответствии со статьей 9 законопроекта валютные операции
движения капитала, указанные в этой статье, осуществляются между
резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Банком
России и может предусматривать: – требование об открытии счета в
уполномоченном банке; – установление режима счета; – требование о
резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 100% от суммы проводимой
валютной операции, на срок не более 60 календарных дней до даты
осуществления валютной операции (либо на срок не более 1 года в сумме, не
превышающей в эквиваленте 20% от суммы проводимой операции). Перечень
конкретных мер валютного регулирования, применяемых Правительством РФ и
Центральным банком РФ в рамках установления порядка осуществления отдельных
валютных операций движения капитала, не является исчерпывающим. Нормы,
предусмотренные ст.ст. 8 и 9, носят диспозитивный характер и не исключают
установления иных ограничений, не предусмотренных федеральным законом.
Кроме того, п. 2 ст. 7 проекта также не лимитирует перечень ограничений,
вводимых для капитальных валютных операций, указанием на те меры валютного
регулирования, которые предусмотрены в ст.ст. 8 и 9. Таким образом,
нормативные правовые акты Правительства РФ и Центрального банка РФ могут
содержать не предусмотренные в законопроекте меры валютного регулирования,
устанавливаемые в целях предотвращения золотовалютных резервов, колебаний
курса валюты РФ и т.д. Таким образом, законодательное ограничение
полномочий органов валютного регулирования, предлагаемое проектом, носит
половинчатый характер. Необходимо обратить внимание на значительные
последствия применения мер валютного регулирования, предусмотренных в
законопроекте. Так, обязанность резервирования может быть установлена для
отдельных видов валютных операций на определенный срок (не более 2 лет), а
предельная сумма резервирования составляет от 20 до 100% от суммы
проводимой операции. Под резервированием в законопроекте понимается
внесение суммы денежных средств в валюте Российской Федерации на
специальный счет без начисления процентов в Центральном банке Российской
Федерации или в уполномоченном банке с последующим внесением уполномоченным
банком суммы резервирования в Центральный банк Российской Федерации.
Введение данной меры может повлечь за собой снижение инвестиционной
привлекательности отдельных отраслей экономики, повысить издержки на
проведение валютных операций, а также приведет к изъятию из оборота
компаний значительных средств на продолжительное время без уплаты по ним
процентов. В связи с этим представляется, что возможность и случаи введения
указанных мер подлежат уточнению и тщательной проверке с точки зрения
экономической обоснованности и возможных последствий для
внешнеэкономической деятельности в целом. Представляется целесообразным
рассмотреть вопрос о дополнении перечня операций движения капитала
валютными операциями, связанными с приобретением недвижимости за границей,
что явится дополнительной мерой противодействия утечке капитала. Отдельная
статья в законопроекте посвящена ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из
Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и
внутренних ценных бумаг. Основные принципы осуществления этих операций, в
отличие от действующего законодательства, устанавливаются на
законодательном уровне. Законопроектом предусматривается, что без каких-
либо подтверждающих документов может вывозиться валюта в сумме,
эквивалентной 1.500 долларов США. При единовременном вывозе валюты,
превышающей в эквиваленте 1.500 долларов США, но не более суммы 10.000
долларов США, физические лица – резиденты и нерезиденты представляют
таможенным органам документы, подтверждающие перевод или ввоз этим лицом
иностранной валюты в Российскую Федерацию, снятие данным лицом иностранной
валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо её
покупку в уполномоченном банке, обмен иностранной валюты на другую
(конверсию), на сумму наличной иностранной валюты, рассчитанную как разницу
между суммой вывозимой наличной иностранной валюты и суммой, равной в
эквиваленте 1.500 долларов США. Вместе с тем, законом от 27.02.03 № 28-ФЗ
"О внесении изменений в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном
контроле"", предусмотрен иной порядок вывоза наличной иностранной валюты и
другие нормативы её вывоза. В соответствии с указанным федеральным законом
физические лица – резиденты могут единовременно вывозить из Российской
Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в
сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США. При
этом не требуется представление таможенным органам Российской Федерации
документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была
ранее переведена, ввезена или переслана в Российскую Федерацию или
приобретена в Российской Федерации. При единовременном вывозе из Российской
Федерации физическими лицами – резидентами наличной иностранной валюты в
сумме, не превышающей в эквиваленте 3.000 долларов США, вывозимая наличная
иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу Российской
Федерации. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими
лицами – резидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в
эквиваленте 3.000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта
подлежит декларированию таможенному органу Российской Федерации путем
подачи письменной таможенной декларации. Таким образом, положения
законопроекта являются более "жёсткими" по сравнению с поправками в закон
"О валютном регулировании и валютном контроле", которые вступят в силу с 15
марта 2003 года. Необходимость обращения в органы валютного контроля за
предварительной регистрацией предусмотрена законопроектом в следующих
случаях: для открытия счета в банке за пределами Российской Федерации,
вывоза резидентом или нерезидентом иностранной валюты, валюты Российской
Федерации, внешних и внутренних документарных ценных бумаг, а также для
ввоза в РФ валюты РФ и внутренних документарных ценных бумаг. Действующее
законодательство подобного правила не содержит. Для осуществления процедуры
предварительной регистрации в Банк России необходимо представить довольно
большой пакет документов. В предварительной регистрации может быть отказано
только по основаниям, предусмотренным в законе. Предусматривается запрет на
отказ в предварительной регистрации в случаях, не указанных в законе, в том
числе по мотивам отсутствия экономической целесообразности. Отметим, что
введение подобного института свидетельствует о том, что валютный контроль
переходит из стадии административной в стадию информационную, когда
основное – это сбор информации, а не установление запретительных мер.
Статья 1 предусматривает введение новых понятий "внутренних" и "внешних"
ценных бумаг, не используемых в гражданском законодательстве и в
законодательстве о фондовом рынке. Следует подчеркнуть, что признаки,
положенные в основу данной классификации, в ряде случаев не позволят
отнести ту или иную ценную бумагу только к одной из категорий. Учитывая
вышеизложенное, концепция законопроекта может быть принята за основу при
условии существенной доработки отдельных положений, касающихся полномочий
Правительства РФ и Центрального Банка РФ по осуществлению мер валютного
регулирования и контроля.»
"Черный вторник"
Состояние дел на валютном рынке, находившемся под контролем
Центрального банка еще в сентябре 1994 г., когда курс рубля к доллару США
возрос с 2204 до 2643 рублей за 1 доллар США, не предвещало резких
колебаний. Более того, многие аналитики сходились во мнении, что, выйдя на
новый уровень, связанный с влиянием сезонных колебаний, темпы прироста
валютного курса стабилизируются. Однако 10 октября курс доллара совершил
рывок на 185 пунктов, а на следующий день вопреки ожиданиям многих
участников валютного рынка, и в первую очередь Центрального банка, - еще на
845 пунктов, в результате чего за один день национальная валюта
обесценилась на 21,5%, котировки наличной валюты в этот день поднялись до
4000 - 5000 рублей за 1 доллар США. Разница между покупкой и продажей
валюты составляла 500 -1000 рублей за 1 доллар США. На создавшуюся ситуацию
мгновенно отреагировал товарный рынок: на многие товары цены поднялись на
50, 100 и даже 200%. Последствия биржевой сессии на ММВБ во вторник 11
октября 1994 г. для экономики страны казалось, будут сокрушительными:
практически все усилия правительства, направленные на ужесточение
денежно-кредитной политики в стране, могли быть сведены на "нет" в этот
вторник. Однако в результате совместных действий правительства и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|