рефераты скачать

МЕНЮ


Валютные биржи

1. от покупательной способности каждой нац. валюты.

Покупательная способность валюты определяется количеством одинаковых

товаров и услуг , которые можно купить на стандартную сумму различных нац.

валют. Например , на 100 долларов , франков и т.д. Но соотношение валют по

их покупной способности в разных странах различно по различным товарам.

Поэтому в мировой практике в настоящее время валютный курс определяется на

основе так называемого паритета покупательной способности. Этот паритет

есть результат сопоставления количества тех благ , которые можно приобрести

на рынках различных стран в нац. валюте. В этом случае в корзину отбирают

одинаковый набор товаров и определяют сумму денег , необходимую для

приобретения этого набора в различных странах.

Объективность сравнения может быть достигнута только при использовании

очень большого числа товаров и услуг входящих в условную потребительскую

корзину двух стран. Так , если например , в России такая корзина стоит 613

рублей , а в США 100 долларов , то цена одного доллара ( валютный курс )

будет равна 6 рублей 13 копеек, а цена одного рубля 16 центов. Поэтому если

в России цены удвоятся , а в США останутся прежними , то при прочих равных

условиях обмена курс доллара к рублю вырастет в два раза. Однако валютный

курс в действительности может значительно отклоняться в ту лил другую

сторону в зависимости от многих причин. Например , чем больше спрос на

данную валюту , тем больше будет повышаться курс обмена этой валюты на

денежную единицу другой страны и наоборот.

Но самая большая сложность заключается в том , что не существует единого

способа определения состава потребительской корзины. В разных странах

структура потребления разных товаров и услуг , входящих в корзину , весьма

различна.

Но тем не менее другого способа определения валютного курса , чем ‘

корзинный ’ , не существует. Движение валютного курса имеет большое

экономическое значение , т.к. его изменения воздействуют на различные

сектора и отрасли экономики. Он имеет важное значение прежде всего для тех

предприятий , которые поставляют товары за рубеж или покупают товары за

границей.

Здесь действует правило: при падении курса нац. валюты по отношению к

валютам других стран в выигрыше оказываются экспортеры , а при повышении

курса выигрывают импортеры. Например , товар экспортируется в Россию по

цене 10 долларов при валютном курсе в 6 рублей за доллар. Однако если курс

упадет до 12 рублей за доллар то цена товара вырастет в два раза ( с 60 до

120 рублей ). Это значит , что количество потребителей в зависимости с

законом спроса уменьшится. Доходы импортеров уменьшатся . оборот их средств

замедлится. Таким образом падение курса отрицательно скажется на объеме и

структуре импорта, от чего пострадают и потребители и предприниматели.

Однако при повышении курса валюты отрасли , работающие на импортном сырье .

могут сократить свои производственные издержки на сырье т.к. за то же

количество сырья нужно платить меньшее количество нац. валюты. Кроме того

значительно выиграют потребители, т.к. выбор импортных товаров станет

больше а цены ниже.

Таким образом , при любых колебаниях валютного курса одни всегда будут в

выигрыше , а другие в проигрыше. Отсюда следует . что производители крайне

заинтересованы в стабильности и предсказуемости курса валют. Поэтому

контроль за изменением курса и его регулирование - одна из важнейших

экономических задач

2 Государственное регулирование валютно-кредитных отношений.

2.1 Формы и методы валютной политики.

Валютную стратегию государства осуществляет Банк России, деятельность

которого базируется на собственных резервах. Так как основная доля объема

торговли валютой приходится на московский валютный рынок и официальный курс

доллара определяется на торгах ММВБ, Банк России оказывает влияние на

формирование валютного курса посредством интервенций на ММВБ и операций на

межбанковском рынке, а также посредством контроля уполномоченных банков.

Одна из основных задач, которую ставит перед собой Банк России, проводя

интервенции на ММВБ, - снижение привлекательности доллара в качестве более

доходного и ликвидного актива, чем национальная валюта, и удержание роста

курса доллара ниже уровня инфляции. Одновременно с интервенциями на

валютном рынке Банк России и Министерство финансов проводят жесткую денежно-

кредитную политику, направленную на укрепление рубля: повышение реальной

ставки процента и ужесточение кредитной политики.

В течение 1995 г. российская экономика должна перешла к Депрессивной

фазе развития, при которой общественное производство в течение некоторого

времени стабилизируется; на низком кризисном уровне. Следует отметить, что

переход к депрессивной фазе предполагал достижение баланса между

разрушительными и созидательными тенденциями в экономике. Свертывание

неэффективных, устаревших производств должно компенсироваться расширением

выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка и обеспечивающей рост

производственных накоплений в стране. В этой ситуации особенно важно, чтобы

валютный курс отличался предсказуемостью и стабильностью, чего можно

достигнуть в депрессивный период только при постоянном контроле за

ситуацией со стороны Банка России, так как нестабильность валютного курса

отрицательно влияет на экономику в целом. В свою очередь, восстановление

нормального инвестиционного процесса позволит укрепить положение

национальной валюты.

. Какой вариант валютной стратегии с учетом сложившейся ситуации на

российском валютном рынке наиболее приемлем в настоящее время для России?

Проведем небольшой ситуационный анализ.

а) "Свободно плавающие" валютные курсы

Такая политика наиболее распространена в странах развитой рыночной

экономикой и высоким уровнем доллара. Успешное применение "плавающего"

курса возможно условиях экономической и политической стабильности

государства, отсутствия либо незначительности инфляции устойчивой

макроэкономической политики.

Использование политики подобного рода сейчас в России нежелательно,

поскольку она приведет к усилению инфляции.

б) Регулируемое "плавание" валют

Для осуществления этой политики, при которой вмешательство государства

незначительно и предназначено для сглаживания резких краткосрочных, а

иногда среднесрочных колебаний, необходимо наличие значительного резерва

валюты у государства (причем, чем менее стабильна экономика, тем выше

должен быть резерв), а также солидной материальной и методической базы для

прогнозирования курса. Опыт других государств показывает, что применение

регулируемого "плавания" приводит к колоссальным потерям для государства,

его использующего, требует высочайшей степени профессионализма и

соответствующей подготовки.

В настоящее время использование в России регулируемого "плавания" валют

может привести к возникновению малопредсказуемых кризисных ситуаций на

финансовом рынке.

в) Постоянно фиксированные курсы

Этот вариант валютной стратегии предпочтителен при внутренних кризисных

ситуациях нестабильной экономики и обеспечивает более низкие темпы

инфляции. Дестабилизирующая спекуляция валютой маловероятна, если нет

сомнений в способности официальных органов удерживать курс на постоянном

уровне. Многие государства, выходившие из кризиса, на определенном этапе

придерживались фиксированного курса.

г) Смешанный вариант

Можно проводить политику регулируемого "плавания", непрерывно

незначительно изменяя валютные курсы и применяя наряду с этим

корректирующие внутриэкономические меры по стабилизации экономики страны.

В настоящее время проведение подобной политики в России явилось бы

наиболее перспективным, способным привести к наиболее положительным сдвигам

и на валютном рынке, и в экономике страны в целом.

Как во всех сферах внешнеэкономической деятельности . так и в валютных

отношениях государство вынужденно маневрировать между либерализмом и

разного рода ограничениями. Полной свободы в сфере валютных отношений нет

нигде! Государство может запретить нац. экспортерам продавать вырученную

валюту на рынке и обязать сдавать ее в обмен на нац. валюту по официальному

курсу. Таким образом государство формирует свои валютные резервы, которые

затем используются для оплаты международных обязательств , для валютных

интервенций , для пополнения валютных резервов и т.д.

Валютные ограничения определяют степень обратимости (конвертируемости )

валюты. Режим или порядок обратимости нац. валюты определяет условия

включения нац. экономики в мировую, возможности использования преимуществ

международного разделения труда, перемещения капитала в страну из стран.

Режим обратимости определяет 3 разновидности валют

1. Частично конвертируемая валюта ЧКВ

ЧКВ может обладать внутренней обратимостью. Это означает, что граждане и

юридические лица данной страны могут без ограничения покупать иностранную

валюту по действующему курсу, осуществлять в этой валюте расчеты с

зарубежными партнерами.

При внешней обратимости свободный обмен международных валют на нац. валюту

действует только в отношении иностранных граждан и юридических лиц. Внешняя

обратимость предполагает возможность свободной конверсии средств в данной

валюте на счета иностранных фирм.

1. Полная конвертируемость. Она включает в себя как внутреннюю так и

внешнюю конвертируемость. Таким признаком обладают очень многие валюты в

мире. Но только рад из них считаются свободно конвертируемыми ( СКВ ).

СКВ обычно используется для определения валютной цены. СКВ считается

свободной в том смысле , что ода в полном объеме выполняет функции

мировых денег.

2. Неконвертируемая ( замкнутая ) валюта - это валюта тех стран где

применяются жесткие запреты и ограничения по ввозу . обмену . продажам и

покупкам валюты. Это валюта , которая функционирует только в пределах

данной страны и не обменивается на другие иностранные валюты.

Конвертируемость валют предполагает наличие резервных валют.

Резервная валюта - это национальные кредитно-денежные средства ведущих

стран участниц мировой торговли. Они используются для международных

расчетов по внешнеторговым операциям , иностранным инвестициям . при

определении цены. Резервной она называется потому , что в этой нац. валюте

центральные банки других стран накапливают и хранят резервы для

международных расчетов. Для того чтобы та или иная нац. валюта могла

выступать в качестве резервной валюты , нужно чтобы данная страна занимала

значительные позиции в мировой экономике, экспорте товаров и капиталов, в

золотовалютных резервах , что бы эта страна имела развитую сеть кредитно-

банковских учреждений , в т.к. и за рубежом , емкий рынок ссудных

капиталов. Осуществляя валютную политику , государство проводит меры

косвенного и прямого регулирования валютного курса. Косвенное воздействие

на валютный курс связано с осуществлением мер направленных на стабилизацию

денежно-кредитной и финансовой системы страны. Если центральный банк

осуществляет мероприятие , направленное на снижение инфляции . то это

непременно скажется на обменном курсе нац. валюты - обменный курс будет

стабилизироваться.

Меры прямого регулирования валютного курса:

Политика учетной ставки центрального банка. Повышая учетную ставку ( т.е.

процент который ЦБ взимает с коммерческих банков за предоставленный им

кредит ), ЦБ прямо воздействует на валютный курс в сторону его повышения.

Ведь при высоком проценте коммерческие банки берут меньше кредитов и меньше

покупают иностранной валюты на внешних валютных рынках. А снижение спроса

на валюту ведет к повышению обменного курса нац. валюты.

Валютная интервенция. Это способ воздействия ЦБ страны на процессы

формирования курса своей валюты на международном валютном рынке. Валютная

интервенция осуществляется путем купли-продажи иностранной валюты имеющейся

в резервах ЦБ. Для повышения курса своей нац. валюты ЦБ продает

определенную сумму иностранной валюты против нац. для понижения курса своей

валюты покупает иностранную валюту в обмен на национальную.

2.2 Валютное регулирование и валютный контроль в РФ.

В соответствии с законодательством Российской Федерации валютный

контроль осуществляется органами валютного контроля.

К органам валютного контроля относятся Правительство Российской

Федерации, Центральный банк России, ГТК России и Федеральная служба по

валютному и экспортному контролю. Правительство России руководит

подотчетными ему органами валютного контроля: ГТК России, Федеральной

службой по валютному и экспортному контролю.

Агентами валютного контроля в России являются подотчетные

соответствующим органам валютного контроля организации осуществляющие свои

функции в соответствии с законодательством.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля,

подотчетными Центральному Банку России.

Исключительно важное место среди субъектов валютного контроля занимают

таможенные органы.

Функции и полномочия таможенных органов в области валютного контроля

определены Таможенным Кодексом РФ (ст.199).

В компетенцию таможенных органов входит:

- контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ и

ценных бумаг в валюте РФ;

- контроль за перемещением лицами через таможенную границу валютных

ценностей;

- контроль за валютными операциями, связанными с перемещениями через

таможенную границу товаров и транспортных средств.

Началом современного этапа развития валютного законодательства в РФ

стало вступление в силу Закона РФ «О валютном регулировании и валютном

контроле» в ноябре 1992 года. Названный закон (от 09.10.1992 г. № 3615-1) в

редакции Федеральных законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ и от 05.07.1999 г. №

128-ФЗ действует на территории РФ и в настоящее время. В этом

законодательном акте, по сравнению с законом СССР, были уточнены и развиты

основные понятия валютного законодательства, а также, с учетом накопленного

опыта регулирования валютных отношений, существенно изменена его структура

и содержание.

В Раздел 2 «Валютное регулирование» была введена новая статья «Защита

валюты РФ» (ст.2) с важнейшим положением о том, что расчеты между

резидентами осуществляются в валюте РФ осуществляются без ограничений, а

расчеты с нерезидентами – в порядке устанавливаемом Банком России. В статье

3 подтверждено право собственности резидентов и нерезидентов на валютные

ценности в РФ, которое защищается государством наряду с правом

собственности на другие объекты собственности. Там же установлено, что виды

обязательных платежей государству в иностранной валюте определяются

законами РФ. В статье 4 подробно регламентированы вопросы деятельности

внутреннего валютного рынка РФ: право покупки резидентами иностранной

валюты на внутреннем валютном рынке РФ и правило осуществления таких

операций только через уполномоченные банки.

Кардинально был изменен Раздел 3 «Валютный контроль», в котором было

установлено, что органами валютного контроля в РФ являются Центральный Банк

РФ и Правительство РФ. Впервые в юридический оборот был введен институт

«агентов валютного контроля», то есть организаций, которые на основе

законодательных актов могут осуществлять функции валютного контроля. В этом

разделе закона определены функции органов и агентов валютного контроля;

права и обязанности резидентов и нерезидентов, осуществляющих в РФ валютные

операции; ответственность резидентов и нерезидентов за нарушение валютного

законодательства; зафиксированы права и обязанности должностных лиц органов

и агентов валютного контроля.

В феврале 2003 года был принят новый закон «О валютном регулировании и

валютном контроле». Ниже будет представлено экспертное заключение,

подготовленное Фондом развития парламентаризма в России в марте 2003г. В

этом документе, на мой взгляд, достаточно хорошо проиллюстрированы все

плюсы и минусы законопроекта:

«Представленный проект федерального закона внесен в Государственную Думу

Правительством РФ и представляет собой новую редакцию действующего Закона

Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992

года (с последующими изменениями и дополнениями). Законодательные

предложения разработчиков документа обосновываются необходимостью

последовательной либерализации валютного законодательства и устранения

имеющихся пробелов и противоречий. Основными недостатками действующего

закона являются: – избыток разрешительных процедур, тормозящих развитие

внешнеэкономической деятельности и порождающих ситуации, опасные в смысле

коррупции; – несостоятельность действующей системы административного

контроля за валютными операциями не только для противодействия "бегству"

капиталов, но и даже для учёта его движения; – отсутствие механизмов

реального противодействия притворным сделкам, позволяющим уводить за рубеж

"грязные деньги" с помощью подставных фирм; – отсутствие четкого

регулирования осуществления полномочий органов и агентов валютного

контроля; – наличие большого количества отсылочных норм, следствием чего

оказываются запутанность действующего законодательства и его неудобство для

субъектов регулирования. Таким образом, важнейшими задачами реформы

валютного законодательства являются уточнение законодательных определений и

основных требований к осуществлению валютных операций, а также чёткое

разграничение полномочий органов и агентов валютного контроля. Кроме того,

речь идет о необходимости дополнить законодательство нормами прямого

действия по вопросам, урегулированным в настоящее время подзаконными

актами, не перегружая при этом закон излишними подробностями, затрудняющими

его применение. Новый федеральный закон о валютном регулировании и контроле

должен отвечать требованиям либерализации валютного контроля в сочетании с

разумной достаточностью ограничений и механизмов государственного

регулирования. Очевидно также, что законодательные предложения должны

рассматриваться с точки зрения их практической применимости и эффективности

в рамках поддержания стабильности и прогнозируемости национальной валюты и

противодействия вывозу капитала недобросовестными участниками валютных

отношений. Преамбула законопроекта предусматривает, что важнейшими целями

законодательства о валютном регулировании и валютном контроле являются

обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также

устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего

валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики

и международного экономического сотрудничества. Несмотря на то что основным

фактором предотвращения вывоза капитала за рубеж является, в целом,

создание оптимальных социально-экономических и политических условий для

привлечения отечественных и иностранных инвестиций, законодательство о

валютном регулировании и валютном контроле выполняет роль важнейшего

регулирующего инструмента государственной экономической политики.

Концептуальной новеллой законопроекта является положенный в основу его норм

диспозитивный принцип "разрешено всё, что не запрещено". Так, в

законопроекте предусмотрено, что если порядок проведения валютных операций,

порядок открытия и режимы счетов не установлены органами валютного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.