рефераты скачать

МЕНЮ


Трудовые ресурсы мира и основные направления их современной миграции

протяжении нескольких столетий вообще не фиксировались государственными

органами. Да и сегодня определить точно объемы международного перемещения

этого важнейшего фактора производства представляется довольно-таки сложным

делом.

Направления, по которым выделяются виды ММРС.

Характер перемещения населения:

- внутренняя миграция – перемещение населения в пределах одной

страны;

- внешняя миграция – перемещение населения за пределами своей

страны;

- интеграционная миграция – перемещение населения внутри

государства интеграционного объединения.

Время осуществления ММРС.

- окончательная (безвозвратная) миграция – выезд населения в

другую страну на постоянное место жительства;

- временная (возвратная) миграция - выезд населения в другую

страну на определённый период времени;

- сезонная миграция - выезд населения в другую страну в

определённый период времени и на определённый срок

(проведение сельскохозяйственных работ);

- маятниковая миграция (часто повторяющаяся), которая

предполагает, что рабочие живут в одной стране, а работают

постоянно или временно в другой; характерна для приграничных

районов стран мирового сообщества (Польша, Германия).

Количественные показатели

Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового

перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном

балансе. Как и в других случаях, нерезидентом считается частное лицо,

находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более

года, то в целях статистического учета он пере классифицируется в

резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с

миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и

классифицируются по трем статьям:

• Трудовой доход (labor income), выплаты занятым (compensation of

employees) — зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные

частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и

оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в

пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу

нерезидента. К кругу частных лиц-нерезидентов относятся

все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том

числе сезонные рабочие, рабочие из приграничных стран приезжающие в данную

страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных

посольств.

• Перемещения мигрантов (migrations’ transfers) — оценочный денежный

эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой,

перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре

показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный

эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) — по данной статье.

• Переводы работников (workers' remittances) — пересылка денег и товаров

мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки

товаров учитывается их оценочная стоимость.

Принципиальная разница между статьей «трудовые доходы» (которая в

платежных балансах некоторых стран называется «выплаты занятым») и статьями

«перемещения мигрантов» и «переводы работников» заключается в том, что в

статье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, то есть временно

(сроком до 1 года) находящихся в данной стране. В то же время в статьях

«перемещение мигрантов» и «переводы работников» показываются доходы и

расходы резидентов, то есть мигрантов, которые уехали с родины и остались

за рубежом, по крайней мере, сроком более чем на год. Эти две статьи

объединяются в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных

переводов.

@ Частные неоплаченные переводы (private unrequited transfer) — оценочный

денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда

за границу и последующих посылок товаров на родину. Включает статьи

«перемещение мигрантов» и «переводы работников».

На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться

те или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально

может поехать за рубеж просто на временные заработки» но затем по каким-

либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот,

люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было

зарегистрировано как переводы работников, вдруг решают вернуться на родину,

не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в данном

случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент

пересечения границы, и если даже позже выясняется, что запись была

произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают.

Масштабы миграции

По приблизительным оценкам, ежегодное миграционное сальдо к середине 90-х

годов составляло примерно 1 млн. человек, то есть в принимающие страны

приезжало в среднем на 1 млн. человек больше, чем уезжало. По прогнозам, в

ближайшие годы в связи со стабилизацией мировой экономики миграционное

сальдо будет сокращаться.

Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией,

измеряются сотнями миллиардов долларов и вполне сопоставимы по масштабам с

прямыми ежегодными зарубежными инвестициями (табл.1).

На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода

иностранным рабочим-нерезидентам и 2/3, всех частных неоплаченных

переводов, тогlа как на все развивающиеся страны — только, соответственно,

1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредоточена основная

доля временных рабочих-мигрантов, и что именно туда эмигрируют

трудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны с

переходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамках

денежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы работников

занимают около 62%, трудовые доходы — около 31% и перемещение мигрантов —

около 7%.

Наиболее крупные выплаты трудового дохода частным лицам-нерезидентам

осуществляют Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемся

мире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль,

Малайзия, Кувейт. Наиболее крупные переводы частного характера

осуществляются из основных развитых стран (США, Германии, Японии,

Великобритании) и новых индустриальных и нефтедобывающих развивающихся

стран (Кореи, Саудовской Аравии и Венесуэлы). Основными получателями

переводов из-за рубежа являются развитые страны, в основном за счет

перевода части зарплат работников иностранных подразделений ТНК,

военнослужащих, размещенных за рубежом, сотрудников загранаппарата. Во

многих развивающихся странах масштабы переводов частного-характера

составляют 25-50% доходов от товарного экспорта (Бангладеш, Буркина-Фасо,

Египет, Греция, Ямайка. Малави, Марокко, Пакистан, Португалия, Шри-Ланка,

Судан, Турция). В Иордании, Лесото, Йемене переводы достигают 10-50% ВНП.

Направления миграции.

В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись

из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На

протяжении всего послевоенного времени направления международной миграции

непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими условиями.

Вследствие отсутствия достоверной статистики международного переселения и

широкого развития нелегальной миграции установить точно иерархичность

основных направлений миграции достаточно сложно. Приблизительные

представления о масштабах международной миграции дают данные о количестве

населения стран мира, родившегося за границей (табл.2).

Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения

мигрантов из других стран (рис.2):

• США, Канада и Австралия. Будучи наиболее экономически развитой страной

современного мира, США являются основным направлением миграции как низко

квалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год

туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе

взятые. Основные потоки низко квалифицированной рабочей силы направляются в

США из близлежащих латиноамериканских стран — Мексики, стран Карибского

бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически

из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию,

Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов

оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс.

человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция

(миграционное сальдо) составляет 580 тыс.

• Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и, прежде

всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из

менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании),

арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от

Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции

работников из африканских стран — бывших колоний западноевропейских

государств - способствуют общность языка, исторически сложившиеся

традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу в

середине 90-х годов оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более

того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий

рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между

странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.

• Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую

иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие

приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии,

Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы

Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Бахрейна,

Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.

• Другие развивающиеся страны.

Новый феномен 90-х годов — интенсификация трудовой миграции среди самих

развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны,

которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской

Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в

Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости,

Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В

результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн. египтян

покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500

тыс. палестинских и иорданских рабочих покинули Кувейт, куда на их место

приехали рабочие из Индии и Египта.

• Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств

Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов,

нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи

и Малайзии.

Практически все страны, в которые иммигрирует более 25 тыс. человек в год,

— высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения.

Источник эмиграции — развивающиеся страны (рис 2), главные из которых —

Мексика и страны Азии,

Итак, количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы,

являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям

трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов,

которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества,

перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих

посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного

экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в

форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на

родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих

денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением

иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.

Организация ММРС.

1) добровольное – не принудительное переселение населения;

2) организованное – перемещение населения, которое осуществляют специальные

фирмы в соответствие с национальным законодательством (организованный

набор рабочих);

3) самостоятельное – нелегальное перемещение населения за пределы своей

страны;

4) принудительные – выселение граждан из своей страны на основании решения

судебных органов.

Профессиональный состав:

- миграция рабочих

- миграция специалистов

- миграция представителей гуманитарных профессий

Качественный состав:

- миграция рабочей силы с низкой квалификации;

- миграция рабочей силы с высокой квалификацией;

- миграция учёных.

2.4. Регулирование ММРС.

Основные методы регулирования ММРС.

1.Административно – правовые:

- меры национального законодательства, определяющие

юридический, политический и профессиональный статус

иммигрантов в данной стране;

- действие национальных служб миграции в т.ч.:

а) контроль над выездом в страны миграции;

б) выдача разрешений на выезд в страны;

в) выдача разрешений на работу;

г) выдача разрешений на время пребывания иммигрантов в сране.

-меры межправительственных соглашений регулирования ММРС.

2. Экономические:

- осуществление вербовки иностранных рабочих

а) предоставление работы;

б) сравнительно высокий уровень заработной платы;

в) предоставление жилья, улучшение жилищных условий;

г) медицинское обслуживание;

- привлечение к вербовки иммигрантов частных посредников

- выдача лицензий, позволяющих вербовать работников за

границей.

Уровни регулирования ММРС.

1. Национальный уровень – совокупность мер отдельного государства

по осуществлению миграционный политики в своей стране;

2. международный уровень – система мер по регулированию ММРС в

регионах мирового сообщества.

3. Интеграционный уровень – меры по регулированию ММРС в рамках

интеграционного объединения

На этих уровнях политика осуществляется следующими органами:

1.На национальном уровне:

- министерством труда;

- министерством юстиции;

- министерством внутренних дел;

- национальными миграционными службами;

- посредническими миграционными фирмами.

2. на международном уровне:

- международным органом труда (МОТ);

- международным органом миграции (МОМ);

Члены МОТ:

- правительства стран-участниц;

- профсоюзы;

- организации предпринимательства;

Основные задачи МОТ:

- регламентация рабочего времени;

- регламентация набора рабочей силы;

- борьба с безработицей;

- обеспечение нормальных условий жизни иммигрантов;

- защита рабочих от профессиональных заболеваний и несчастных

случаев в производстве;

- защита детей подростков и женщин;

- реформирование вопросов социального страхования и социального

обеспечения;

- организация профессионально-технического обеспечения.

Основные задачи МОМ:

- разработка долгосрочных программ в области регулирования

иммиграционных потоков;

- оказание помощи в вопросах организации миграции;

- развитие технического сотрудничества в области миграции;

- предотвращение ”утечки мозгов” и реэмиграции;

- предоставление экспортных услуг в связи с ММРС.

3. На интеграционном уровне:

- осуществляется путём выполнения соглашений договоров, правил,

контрактов, заключенных между государствами интеграционного

объединения (например, ЕС «НАФТА»).

Основные задачи:

- передвижение безвизового населения в рамках интеграционного

объединения;

- создание общих интеграционных систем по иммиграции рабочей

силы в рамках интеграционного объединения;

- принятие совместных мер по борьбе с нелегальной миграцией;

- принятие совместных технических мер для осуществления

контроля над эмигрантами.

Стимулирование реэмиграции

В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве

иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных

стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию

выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных

мер реэмиграции следующие:

• Программы стимулирования реэмиграции.. Они включают широкий круг

мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных

иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться

на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды)

принимались программы материального поощрения реэмиграции,

предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении

иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия

выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть

принимающую страну, в других — через некоторое время после его фактического

возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта

права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись

за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном

фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу.

Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает

дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные

расходы оказались также весьма значительными в результате необходимости

создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты

пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма

низкой.

• Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства,

которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства

отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы

профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив

образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более

высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на

родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах

оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности

само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на

родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои

существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в развитых странах, чем

реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине.

• Программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые

страны заключают соглашения со странами—экспортерами рабочей силы об

инвестициях части переводов работников на родину и части государственных

средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли

бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали

форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее

развитие эта форма получила в двусторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде

случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги,

не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили

новые потоки эмиграции из Турции.

Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, большинство

программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при

некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд

иностранных рабочих на родину резко уменьшался по мере того, как

сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой

эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую

силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных

усилий по сокращению эмиграции.

Итак, государственное регулирование международного рынка труда

осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и

стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и

межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через

принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение

притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование

иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих

стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев

нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований,

предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, и

осуществляется на основе количественного и географического квотирования,

прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений.

Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной

компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную

подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой

эмиграции.

2.5. Социально экономические последствия ММРС.

Доходы страны—экспортера рабочей силы далеко не ограничиваются

переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и составляют их основную долю.

В числе прочих доходов, которые увеличивают совокупный ВНП и благоприятно

сказываются на платежном балансе, — налоги, накладываемые на фирмы по

трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные инвестиции эмигрантов в

экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и

других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов

другими странами. Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, привозят с

собой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки.

Более того, приобретя опыт работы за рубежом и повысив свою квалификацию,

мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно

получает дополнительные квалифицированные кадры.

Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на экономику

трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает

масштабы безработицы. Так, в 70-е годы египетское правительство, принимая

программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них

стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о

минимальной зарплате исходил из того, что, по меньшей мере, треть рабочей

силы переедет в США.

«Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся

стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия). Однако «утечка

мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение

страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того,

как они несколько лет работали в высокотехнологичных американских

корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития

индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описываются как

отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают

количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного

населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако,

отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада

и Австралия — страны, возникшие в результате иммиграции. В других странах

иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей.

Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и

Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские

бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих

странах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах

заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного

населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки

составляют 60-80% иммиграции в ФРГ, Францию. На тяжелую работу охотно

нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в

Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, даю-

щие в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В

числе примеров — горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные

плантации в Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и

резиновая промышленность Малайзии.

Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции, которые

в развитых странах связаны, прежде всего с понижением в результате притока

иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы. Например, в

США один из каждых четырех занятых с образованием менее 12 классов —

иммигрант. Иммигранты занимают места в секторах, производящих не торгуемые

товары, которые в противном случае могли бы перейти к местным рабочим, в

результате торговли оказавшимся вытесненными из секторов, производящих

торгуемые товары. (Наглядно последствия ММРС для стран показаны в таблице

3.)

Заключение.

Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного

населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное

причинами экономического и иного характера, и может принимать форму

эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к

выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате

миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более

эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового

перераспределения.

Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы,

являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям

трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов,

которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества,

перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих

посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного

экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в

форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на

родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих

денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением

иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.

Государственное регулирование международного рынка труда

осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и

стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и

межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через

принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение

притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование

иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих

стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев

нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований,

предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на

основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных

запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции

осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим

иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку

иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

Список литературы:

1. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. – М.:«ИНСАН», 1995г.

2. Кереев А. Международная экономика – М.: МЭО 1997г.

3. Румянцев А.П., Румянцева Н.С. Международная экономика

«Межрегиональный краткий конспект лекций» АУП 1999г.

4. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс,

1992г.

5. Ростов Е.Ф. Экономика стран мира .Справочник. – К.НВП

«Картография», 1998г.

6. World Bank. World Development Report. – 1995. – P.65.

Приложение 1.

ТАБЛИЦА 1.

Денежные потоки, связанные с международной миграцией

(в млрд. долл.)

| | |1987 г.|1990 г.|1993 г.|

|Трудовой доход |Кредит |13,8 |19,5 |20,7 |

| |Дебет |-16,0 |-25,6 |-26,7 |

|Частные неоплаченные |Кредит |64,9 |100,1 |95,6 |

|переводы | | | | |

| |Дебет |-58,2 |-91,8 |-102,5 |

|Итого |Кредит |78,7 |119,6 |116,3 |

| |Дебет |-74,2 |-117,4 |-129,1 |

ТАБЛИЦА 2.

Население, родившееся за границей

| |В млн. чел. |В % от всего |

| | |населения |

| |1965 |1985 |1965 |1985 г.|

| |г. |г. |г. | |

|Мир в целом |75,9 |105,5 |2,3 |2,2 |

|Развитые страны и | | | | |

|страны с переход - | | | | |

|кой экономикой |31,0 |47,4 |3,5 |4,5 |

|в том числе | | | | |

|Европа |15,6 |23,0 |3,5 |4,7 |

| | |Ј,3 | | |

| | |^\Л | | |

|Северная Америка |12,7 |20,4 |6,0 |7,8 |

|Развивающиеся страны |45,0 |58,1 |1,9 |1,5 |

|в том числе | | | | |

|Юго-Восточная Азия |7,6 |7,5 |1,9 |1,2 |

|Северная Африка и |5,6 |13,4 |4,0 |5,7 |

|Западная Азия | | | | |

|Южная Азия |107 |19,2 |20 ,0 |1 в 1,0|

| |10, / | | | |

|Южная Америка |5,4 |5,6 |2,4 |1,5 |

|Африка к югу от |7,1 |11,3 |3,0 |2,7 |

|Сахары | | | | |

Приложение 2.

ТАБЛИЦА 3.

Последствия ММРС для стран.

|Вывоз |Ввоз |

|1. Снижение уровня безработицы. |Увеличение объема рабочей силы. |

|2. Уменьшение объёма национального |Снижение цены рабочей силы. |

|дохода. |Обеспечение загрузки |

|3. Снижение объёма выпуска |социально-непривлекательных рабочих |

|продукции. |мест. |

|4. Снижение темпов роста НТП. |Повышение темпов роста НТП. |

|5. Повышение уровня квалификации |Увеличение объема национального |

|рабочей силы. |дохода. |

|6. Снижение уровня социальной |Увеличение выпуска продукции. |

|напряженности. |Повышение социальной напряженности. |

|7. Приток валютных средств. | |

|@ налоги с прибыли фирм-посредников,| |

|которые осуществляют вербовку | |

|рабочей силы за рубежом. | |

|@ налоги с непосредственных | |

|денежных переводов мигрантов на | |

|родину для поддержки семьи. | |

|@ личное инвестирование эмигрантов: | |

|привоз на родину средств | |

|производства и предметов длительного| |

|пользования | |

|покупка земли | |

|покупка недвижимости | |

|приобретение ценных бумаг | |

|@ капиталы от стран – импортёров | |

|рабочей силы, идущие на | |

|воспроизводство трудовых ресурсов. | |

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.