рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по Основам Экономической Теории

36 Безработица и ее формы

безработица – временная незанятость экономически-активного раселения (или

трудоспособного насел) в обществ произв-ве.

Причины:

1. структурые сдвиги в эк-ке

2. эк спад или дипрессия

3. сезонные изменения уровня произв-ва в отдельных отраслях

4. демографич изм в структуре насел

5. политика прав-ва и пофсоюзов в области зарплаты

6. сокращение армии

7. конверсия (переквалификация военных предприятий в гражданские

8. миграции

в реальной эк жизни безработица – превышение предложения рабочей силы над

спросом на нее.

Сттруктура безработицы по ее причинам включает 4 осн категории раб силы:

потерявшие работу в рез-те увольнения, добровольно оставившие работу,

пришедшие на рынок после перерыва, впервые пришедшие на рынок труда.

Уровень безработицы – отн кол-ва безработных к общему числу

работоспособных. УБ=Б/РС*100%.

Эк-ка не может ф-ровать при 100% использовании ресурсов (впервую очередь

трудовых). Она должна располагать резервами, кот можно привести в действие

в усл циклического развития эк-ки. Полная занятость в рыночной эк-ке

определяется как занятость, составляющая менее 100% раб силы и равная сумме

уровней фрикционной и структурной безработицы. Этот уровень наз

естественным уровнем безработицы Прим.: в США в 60-х – 4,3%, в 70-х –6,6%,

в 80-х – 7%, в 90-х – 6% безработных. В Европ странах средний уровень – 5%,

а в Швеции и Японии –3%.

Формы безработицы:

1. фрикционная, связанная с перемещением людей с одной работы на др.

2. структурная

3. сезонная

4. циклическая,

полная и частичная, скрытая и явная, добровольная и вынужденная, молодежная

и женская.

Закон Оукена–отражает отношения м/у уровнем безработицы и отставанием

объема ВВП. Согласно этому закону превышение текущего уровня безработицы на

1 % над предполагаемым естественным уровнем увеличивает отставание объема

ВВП на 2,5 %.

Соц-эк последствия: не производится какая-то часть товаров и услуг,

снижение налоговых поступлений гос-ву от з/п, деквалификация раб силы,

снижается уровень жизни семьи безработного, усиливается эксплуатация труда

и т.д.

38 объективная необходимость гос. регулирования эк-ки. Эк. ф-ии гос-ва.

Гос-во призвано корректировать те недостатки, кот. присущи рыночному

механизму. Как известно, рынок имеет негативные стороны: не способствует

сохранению невоспроизводимых рес. и защите окр. среды; не может

регулировать исп-ние рес., принадлежащих всему человечеству, напр. рыбных

богатств океана. В усл. рынка порой игнорируются потенциально негативные

последствия принимаемых решений и не создаются стимулы для произв-ва тов. и

усл. коллективного пользования, не гарантируется право на труд и доход, не

обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных иссл. в науке.

Рынок в основном ориентирован не на производство социально-необходимых

товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Он подвержен

нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными

процессами. Гос-во берет на себя ответственность за создание отн. равных

усл. для взаимного соперничества фирм, для эффективной конкуренции, за

ограничения монополизированного произв-ва. Гос-ву требуется направлять эк.

рес. на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать произв-во

обществ. тов. и усл. Участие гос-ва в эк. жизни диктуется и тем, что ему

надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулир.

рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и

о внешней политике, регулир. платежного баланса и валютных курсов.

В усл. рынка гос. регулир. Эк-ки (ГРЭ) представляет собой систему мер

законодат., исполн. и контролирующего хар-ра, осущ. гос. учреждениями с

целью приспособления сущ. соц-эк. системы к изменяющимся усл.

хозяйствования.

Цели: достижение эк. и соц. стабильности, обеспечение нац. конкурентных

преимуществ, эк. безопасности, адаптации рыночного механизма к разл.

ситуациям.

Эк. ф-ии совр. гос-ва многообразны и сложны:

• поддержка функц-ния рыночной системы и созд. конкурентной среды, защита

конкуренции через антимонопольное законодат.;

• перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения рес.

с целью изм. структуры нац. продукта, стабилизации эк-ки посредством

контроля над уровнем занятости и инфляции;

• ограничение действия некот. эл-в рыночного механизма. Так, жесткое

ограничение использования рыночных эл-в наблюдается в сфере распределения

бюджетных рес. на поддержание и охрану обществ. порядка, нац. оборону,

транспортную систему, обслуживание инфраструктурных комплексов,

водоснабжение и т. д. Ограничения применяются и в сфере совокупного

потребления и обеспечения общественно-нормальных усл. жизни, образования,

мед. обслуживания. Гос. органы обеспеч. функци-ние систем образования,

здравоохранения, экол. контроля с учетом рыночных и обществ. интересов;

• достижение и сохранение нац. конкурентных преимуществ в мировой эк-ке.

Эти ф-ии гос-ва осущ. посредством развития способности фирм конкурировать в

новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.

39 Формы, методы и инструменты гос. регулир.

Формы гос. регулирования: законодат., административн., судебные.

Общепринято деление методов гос. регулир. на правовые, адм., эк., прямые,

косвенные.

Правовое регулир. сост. в установлении гос-вом правил «эк. игры» для фирм-

производителей и потребителей. Опр. формы и права собств., усл. заключения

контрактов и функц-ния фирм, взаимные обязательства профсоюзов и

работодателей и др.

Адм. регулир. включают в себя меры по регулированию, контингентированию,

лицензированию, квотированию и т. д.. С помощью системы адм. мер осущ.

гос. контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом.

Эк. методы предполагают влияние на совокупный спрос, предложение, степень

концентрации капитала, структуризацию эк-ки и соц. усл., исп. факторов .

роста. С этой целью исп.:

•бюджетная и фискальная политика;

•денежно-кредитная политика;

•программирование;

•прогнозирование и планирование.

Финансовая политика предполагает использ. бюджетно-налогового и

фискального механизма для достижения нац-эк. и соц. целей.

Денежно-кредитная политика предполагает использ. метода косвенного

воздействия Центрального банка на эл-ты рыночного механизма.

Высшей формой гос. рег. явл. программирование, прогнозирование и

планирование. Объектами таких целевых программ явл. отрасли (в том числе

аграрная), регионы, соц. усл., направления научных исследований и т. д.

Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

Наиболее распространены общенац. программы по восст. эк-ки, структурной

перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации эк-ки.

Среди методов прямого ГРЭ преобладают разл. формы безвозвратного

финансирования в виде субвенций или субсидий. Целью таких методов явл.

достижение приоритетов развития, защита обществ-необходимых секторов эк-ки

и групп населения. Могут быть негативные последствия в виде деформации

реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности,

ослабления балансирующей функции рынка.

Прямое ГРЭ осущ. через инвестиции в опр. отрасли хоз-ва. Оно может идти по

2 направл.: или развитие гос. предприним. (напр., угольная пром.), или

субсидирование предприятий негос. сектора.

Гос-во реализует программу поддержки таких сфер, как образование,

здравоохр., охрана окр. среды.

Гос-во оказывает также прямое регулир. воздействие на экспорт, освобождая

экспортера от уплаты пошлин на ввоз опр. видов сырья, создавая льготное

кредитование экспорта либо представляя гос. гарантии под внешние кредиты.

Гос-во осущ. и прямое воздействие на нац. рынок путем гос. заказа. Под ним

понимают гос. задание фирме на произв-во опр. вида прод. в опр. сроки и в

опр. размерах на уникальную, особо дефицитную прод.

К косвенным отн.: кредитно-денежные методы, налоговые, бюджетные,

индикативное планирование.

40 сущность и ф-ии финансов. Финансовая система.

Эк. структура любого общества не может функц-ть без нормально

организованного потока денежных средств м/у гос-вом и производств.

структурами, гос-вом и разл. слоями насел., м/у регионами и отдельными гос-

вами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни общества,

устанавливая связи и отн. м/у гражданами и юрид. учреждениями. Через

финансовый механизм гос-во реализует все свои ф-ии по управлению,

ограничению, контролю и аудиту за производств. и финансовыми структурами.

В ходе выполнения этих ф-ий финансы исп-ся в качестве индикатора роста нац.

эк-ки, роста благосостояния, а также как инструмент устранения негативных

моментов в эк. росте. Они стимулируют снижение издержек произв-ва и их

конкурентоспособность на мировом рынке, формируют структуру произв-ва,

межотраслевые и территориальные пропорции.

Сл-но, финансы – это система отношений по поводу распределения и исп.

фондов денежных средств или финансовых рес. через особые фонды и

учреждения.

Становление финансовых отн. происходит одновременно с развитием товарно-

денежных отн. в целях обслуживания потребностей гос-ва в организации эк. и

культ. жизни, содержании аппарата управления, армии, здравоохр.,

образования, пенсионного обеспечения и т. д.

Реализуются финансовые связи через финансовую систему, кот. включает в

себя бюджеты разл. уровней, фонды соц., имуществ. и личного страхования,

валютные резервы гос-ва, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и

некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды. В рамках эл-

тов финансовой системы формируются финансовые рес., как количественно

определенная и специально предназначенная сумма денежных средств.

Чем более развиты рыночные отн., чем сложнее и многообразнее эк. связи в

гос-ве, тем сложнее финансовая система и тем больше ее финансовые рес.

Развитость и размер финансовых рес. обеспечивают более широкую

маневренность гос-ва в выполнении внутр. и внеш. эк. ф-ий.

Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения и государства. 3a счет

гос. финансов решаются такие соц. программы, как защита окр. среды, эколог.

мониторинг, создание земельного кадастра, конверсия военно-пром. предпр. и

т. д., а также соц. вопросы: помощь ветеранам, инвалидам, вынужденным

переселенцам, военнослужащим, уволенным в запас, и др. Гос. финансы

обеспеч. обороноспособность и защиту.

К концу XX столетия в большинстве стран гос. финансы стали активно исп.

для достижения результатов стабильного роста – повышения конкурентной

способности нац. эк-ки, ускорения НТП, преодоления региональной

неравномерности в распределении и исп. рес. и трудового потенциала.

41 гос. бюджет.

Главным звеном финансовой системы явл. гос. бюджет. Это крупнейший

денежный фонд, находящийся в распоряжении прав-ва. Гос. бюджет образует

централизованный фонд денежных рес. прав-ва для содержания гос. аппарата,

вооруж. сил, здравоохр., образования, выплаты соц. пособий. Бюджет явл.

мощным рычагом гос. регулир. эк-ки, воздействия на хоз. конъюнктуру, осущ.

мер по ее стабилизации. Воздействие гос-ва на эк-ку происходит путем

финансирования, выдачи субсидий и т. д.

Бюджет совр. гос-ва – сложный, многоплановый инструмент, отражающий

компромисс в соотнош. соц-эк. интересов разл. групп и партий. Это

компромисс м/у собственниками и работающими по найму, по вопросам

налогообложения, доходов и з/п, по поводу расходов на соц. цели.

С помощью бюджета гос-во осущ. сочетание централизованных и местных

интересов регионов ч/з распределение налогов, бюджетных дотаций,

трансфертов.

Направления исп-ия: поддержание конъюнктуры и эк. рост через субсидии и

инвестиции, катализатор развития НТП, повышение конкурентоспособности нац.

прод. на внеш рынках, расходы на развитие аграрного сектора, на вооружение,

мат обеспечение внешнеэк связей, содержание аппарата, обслуживание внутр и

внеш гос долга, расходы на кредитование экспорта, для обеспечения поставок

на внутр рынок зарубежных товаров. Как эк. документ бюджет отражает полит.

и соц. динамику общества.

Доходы гос. бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений,

прибыли казенной пром., поступлений от приватизации собств. и т. д.

Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные

расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в

общей структуре, образуется бюджетный дефицит.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Образовавшийся остаток доходов прав-во может исп. на непредусмотренные

программой или планом расходы, осущ. долгосрочные выплаты по гос. долгу или

перенести этот остаток в бюджет следующего периода (года).

Бюджетный дефицит по меж/нар. стандартам не должен превышать 5 % от ВВП.

Покрывается он внутр. и внеш. гос. займами в виде продаж гос. ценных бумаг,

займов у внебюджетных фондов.

Во время эк. потрясений, кот. могут постигнуть гос-во, прав-во нередко

прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Последствия

такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию.

42 налоги, их сущность, виды и ф-ии.

Налог — это принудительно изымаемые гос-вом или местными властями

средства с физ. и юрид. лиц, необходимые для осущ. гос-вом своих ф-ий.

Сборы эти производятся на осн. гос. законодательства.

Исп. налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на эк.

развитие гос-ва имеет длит. историю с периода широкого развития товарно-

денежных отношений. Первый денежный поголовный налог на граждан был введен

еще в Римской империи во II веке.

В совр. усл. налоги выполняют 2 осн. ф-ии: фискальную и эк-кую.

Фискальная – осн. Используя ее, гос-во формирует денежные фонды.

Эк. – предполагает исп. налогов в качестве инструмента перераспределения

нац. дохода, заинтересованности производителей и предприним. в развитии

разнообразных видов деят. по производству товаров и услуг. Используя эту ф-

ию налогов, гос-во оказывает влияние на реальный процесс произв-ва и

инвестирования капитальных вложений.

Взимание налогов основывается на исп. разл. ставок налогов:

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения

независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.

д.).

2. Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к

объекту налога без учета дифференциации его величины.

• Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога

по мере возрастания дохода. Этот вид ставок служит инструментом изъятия

средств у лиц, получающих большие доходы.

• Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода.

Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее

обременительны физ. и юрид. лицам, обладающим незначит. доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на прямые и

косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком. Как

правило, они прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену тов. или

усл. Значит. часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступающие в общую

доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на

опр. цели. Это налоги, например, на продажу бензина, топлива, смазочных

масел и др.

В соотв. с гос. устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются

на федеральные и местные.

43. сущность, ф-ции и формы кредита.

Кредитная сделка — это купля-продажа с отсроченным платежом.

Кредит — это форма сущ-ния (движения) ссудного фонда, своеобразная форма

реализации собственности на ссудный фонд.

Ссудный фонд представляет собой часть централизованного денежного фонда и

ассоциируется с некой суммой денег. Он связан с двумя процессами: с

формированием и использ-м на условиях возвратности временно свободных

денежных средств.

Кредит выполняет важные ф-ии в обеспечении микро- и макроэк. равновесия. С

помощью кредита осущ. перераспределение капитала м/у разл. отраслями и

предпр. Осн. принципы кредитования – срочность и возвратность – позволяют

выступать кредиту эффективным дисциплинирующим средством рыночного

механизма.

Кредит осущ. свое движение в разл. формах. Коммерческий кредит исп. при

продаже товара с отсрочкой платежа. Цель – ускорение реализации тов. и усл.

Документом при осущ-нии сделки в форме коммерч. кредита выступает вексель.

Вексель – это одна из разновидностей ценных бумаг. Он представляет собой

особый вид письменного долгового обязательства, дающий его владельцу право

требовать по истечении определенного срока уплаты обозначенной в нем суммы.

Банковский кредит предоставляется банками в форме денежных ссуд предприним.

и другим заемщикам. Кредитором выступает банк.

Банковские кредиты делятся на краткосрочные, когда кредит выдается сроком

до года и используется на формир. оборотного капитала, и долгосрочные,

выдаваемые на срок больше года.

Банковский кредит более эластичен, чем коммерческий, так как он не

ограничен суммами кредитных сделок, их сроками и направленностью.

Следующей формой явл. гос. кредит, когда заемщиком выступает гос-во, а

кредитором – главным образом население. Оформляется эта форма кредита в

гос. займах, целевых беспроцентных займах, казначейских обязательствах.

В условиях становления рынка получает развитие потребительский кредит,

предоставляемый на бытовые цели, и меж/нар. кредит, кот. обслуживает

межгос. связи.

Новыми формами кредитных отн., кот. успешно применяются в цивилизованных

странах, являются лизинг-кредит, факторинг, фарфейтинг и др.

Лизинг – это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в

пользование машин, оборудования и др. мат. средств с последующей

постепенной выплатой их стоимости. Право собств. на имущество остается за

арендодателем, а арендатор пользуется им опр. время до полной оплаты

стоимости этого имущества.

Факторинг — это перекупка или перепродажа чужой задолженности или

коммерческие операции по доверенности.

Форфейтинг–это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов,

взыскание кот. наступит через 1-5 лет.

44 Банки, ихъ виды и ф-ии.

Банк —эк. институт, занимающийся привлечением и размещением денежных рес.

Можно выделить 3 важнейших эл-та совр. кредитной системы:

- центральный банк

- коммерческие банки

-специализированные финансовые учреждения (страховые, ипотечные,

сберегательные)

Банковскими операциями явл. операции, кот. могут осущ. исключительно банки

и др. кредитные организации:

1) привлечение денежных средств физ. и юрид. лиц во вклады (до

востребования и на опр. срок);

2) размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за

свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физ. и юрид. лиц;

4) осущ. расчетов по поручению физ. и юрид. лиц, в том числе банков-

корреспондентов, по их счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных

документов и кассовое обслуживание физ. и юрид. лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий.

Крупные коммерч. банки предоставляют клиентам полный спектр услуг,

включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отл. от

специализир. учреждений, кот. ограничены опр. ф-ями.

Банки осущ. активные и пассивные операции. С помощью пассивных операций

банк мобилизует рес., а с помощью активных осущ. их размещение.

Ресурсы банка формир. за счет собственных, привлеченных и эмитированных

средств. К собств. средствам относится акционерный и резервный капитал, а

также нераспределенная прибыль. Собств. средства составляют незначит. часть

рес. совр. банка. Осн. часть рес. банка привлекается в виде вкладов

(депозитов), а также контокоррентных и корреспондентских счетов.

Центр. банк, или, как еще его называют "банк банков", - это центр

кредитной системы гос-ва. Это орган, кот. регулирует и контролирует деят.

всех институтов нижнего уровня банковской системы. В переходной эк-ке

основу образуют коммерч. банки. В мировой практике сущ. разл. модели

взаимоотношений м/у Центробанком, прав-вом и парламентом. Созданы такие

механизмы, кот. не дают права прав-ву свободно распоряжаться рес. банка для

финансирования бюджетных расходов. У нас такие механизмы отсутствуют.

Важные ф-ии в рыночной эк-ке выполняют разнообразные небанковские

финансово-кредитные учреждения с информационными системами, которые

работают на базе финансово-кредитных телекоммуникаций. Это лизинговые

компании, трастовые, инвестиционные, выпускающие акции, факторинговые,

фарфейтинговые, клиринговые палаты, страховые общества, занимающиеся

страхованием финансовых рисков, пенсионные фонды. Совр. кредитная система

создает усл. для «молниеносных расчетов» без соотв. бумажных документов

путем электронных импульсов через межбанковскую телекоммуникацию.

45,46 мировое хоз-во.

Мир. эк-ке (мировому хоз-ву, всемирному хоз-ву) можно дать широкое и узкое

определение. По широкому опр., мир. эк-ка – это сумма всех нац. экономик

мира. По узкому опр. – это совокупность только тех частей нац. экономик,

кот. взаимодействуют с внешним миром. Однако различие м/у двумя опр.

становится все менее заметным, так как в любой стране остается все меньше

отраслей и подотраслей, которые не взаимодействуют с внешним миром прямо

или косвенно, например, через те отрасли нац. эк-ки, кот. активно торгуют

на внеш. рынке.

М/у странами сущ. меж/нар эк. отн. (внешнеэк. связи, мирохоз-ные связи),

т.е. хоз. отн. м/у юрид. и физ. лицами разных стран. Их можно

классифицировать по следующим формам: меж/нар. (мировая) торговля тов. и

усл., меж/нар. движение капитала, меж/нар. миграция рабочей силы, меж/нар.

торговля знаниями (меж/нар. передача технологии), а также меж/нар валютно-

расчетные отн.

Мировой (всемирный) рынок тов. и усл., т.е. совокупность нац. рынков (по

узкому опр. — это совокупность только тех тов. и усл., кот. продаются и

покупаются на внешнем рынке) сложился к концу XIX в. После того как к

началу XX в. к этому добавилось мощное меж/нар. движение факторов произв-

ва, стало возможным говорить о более широком понятии мирового (всемирного)

хоз-ва.

Коренная причина возникновения и развития меж/нар. эк. отн. заключается в

различии в наделенности стран факторами произв-ва (эк. рес.). С одной

стороны, это ведет к меж/нар. разделению труда, с другой – к перемещению

этих факторов м/у странами.

Усиление участия страны в мировом хоз-ве, наз. интернационализацией ее

хоз. жизни, измеряется набором показателей: экспортной квотой, долей

иностранных товаров на внутр. рынке, объемом экспорта тов. и усл. на душу

населения, отн. иностр. капиталовложений к ВВП страны, их долей в ее

ежегодных инвестициях, долей иностр. рабочей силы в общем числе занятых,

долей иностр. патентов и лицензий в общем кол-ве зарегистрир. в стране

патентов и лицензий.

В свою очередь уровень интернационализации растет во многом в рез-те деят.

ТНК (транснациональных корпораций), число и размах хозяйствования кот.

особенно быстро увел. начиная со 2-й пол. XX в. Их деят. базируется на

прямых инвестициях, принимающих форму зарубежных филиалов ТНК.

Деят. ТНК все больше превращает мир. хоз-во в единый рынок тов., усл.,

раб. силы и капитала. Подобный процесс наз. Глобализацией, кот. является

более высокой стадией интернационализации.

Глобализация осущ-ся прежде всего через регионализацию, когда Внешнеэк.

связи страны ориентируются на свой и соседние регионы. На базе

регионализации идет меж/нар эк. интеграция, т.е. срастание экономик

соседних стран в единый региональный хоз. комплекс на основе глубоких и

устойчивых эк.. связей м/у их компаниями. Так возникают интеграционные

объединения, призванные регулировать интеграционные процессы м/у странами-

участницами.

Хотя на протяжении большей части XX в. гос. регулир. эк-ки усиливалось, в

последние 10-летия преобладает тенденция к дерегуляции (либерализации).

Различают внутри- и внешнеэк. либерализацию. Последняя начала сменять

внешнеэк. протекционизм как главное направление во внешнеэк. деят. развитых

стран в 50-60 гг., а в остальных группах стран – позже. В рез-те, экономики

большинства стран мира превращаются во все более открытые, хар-ующиеся

более высокими темпами эк. роста по сравнению с закрытыми эк-ками.

На глобальном уровне механизмы управления и регулир. меж/нар. эк.

отн. более полно представлены в системе Организации Объединенных Наций

(ООН). Этими вопросами занимаются, в частности, Эк. и соц. совет (ЭКОСС) и

Комитет по эк. и финансовым вопросам ООН. В 1974 на II сессии Генеральной

Ассамблеи ООН были утверждены Декларация и Программа действий по

усовершенствованию меж/нар эк. порядка и Хартия эк. прав и обязанностей гос-

в. Эти документы явл. определяющими в формировании меж/нар эк. политики

всех гос-в.

Глобальное эк. регулир. осущ. также Меж/нар. валютный фонд (МВФ), Меж/нар.

банк реконструкции и развития – Мировой банк (МБРР), Всемирная организация

торговли (ВОТ).

34 Эк. рост, типы, показатели, факторы.

В совр. ЭТ под эк. ростом обычно понимаются не кратковременные взлеты и

падения реального объема произв-ва относительно естественного значения, а

долговременные изменения естественного уровня реального объема произв-ва,

связанные с развитием производит. сил на долгосрочном временном интервале.

Сущность реального эк. роста сост. в разрешении и воспроизведении на новом

уровне осн. противоречия эк-ки: м/у огранич. рес. и безгранич.

потребностей. Разрешаться это противоречие может двумя осн. способами: 1,

за счет увел. производств. возможностей, 2, за счет наиболее эффективного

исп. имеющихся производств. возможностей и развития обществ. потребностей.

Однако на этом процесс не завершается: на каждом новом этапе развития при

расширении производств. возможностей опять не все обществ. потребности

удовлетворяются. Развитие производств. возможностей обусловливается не

только и не столько кол-нным ростом обществ. потребностей, сколько изм. их

структуры, повышением в структуре потребит. предпочтений доли одних

потребностей и уменьш. доли др.

Производственные рес. и структура выпуска, как правило, не могут

изменяться столь же быстро, как структура потребностей.

Отсюда следует, что стремление осн. субъектов эк-ки к эк. росту существует

всегда независимо от того, какой уровень развития достигнут в обществе.

Однако реальные усл. произв. далеко не всегда позволяют реализоваться

потенциалу роста. В этих усл. наступает депрессия, или эк. спад, кот. может

быть обусловлен как внутр. эк. факторами, так и внеш.

В ЭТ сложились 2 осн. подхода к трактовке форм проявления эк. роста.

Наиболее распростр. явл. понимание эк. роста как итоговой хар-стики

развития нац. эк-ки за опр. период, измеряемый либо темпами роста реального

объема ВНП (НД), либо темпами увел. этих показателей в расчете на душу

населения. В настоящее время в теориях роста превалирует 2-й способ

измерения. Под эк. ростом подразумевается такое развитие нац. эк-ки, при

кот. темпы увеличения реального нац. дохода превышают темпы роста

населения.

Могут быть выделены 2 осн. типа эк. роста: экстенсивный и интенсивный. При

экстенсивном типе эк. роста расширение объема мат. благ и усл. достигается

за счет исп. большого кол-ва работников, средств труда, земли, сырья,

топливно-энерг. рес. и т.д. Сохраняются постоянные пропорции м/у темпами

роста реального объема произв-ва и совокупных издержек на его создание.

Интенсивный тип, напротив, хар-ется тем, что расширение произв-ва обеспеч

за счет качественного совершенствования: применения прогрессивных

технологий, исп. рабочей силы, имеющей большую квалификацию и более высокую

производит труда, и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов произв-

ва будут превышать темпы изм-ния реальных совокупных издержек. (В действит

экстенсивный и интенсивный типы в чистом виде не сущ).

Факторами эк. роста наз. те явл. и процессы, кот. определяют масштабы

увеличения реального объема произв-ва, возможности повышения эффективности

и качества роста.

По способу воздействия на эк. рост различают прямые и косвенные факторы.

Прямыми наз. те, кот. непосредственно определяют физ. способность к эк.

росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности

в действительность. В состав прямых входят 5 осн. факторов, непосредственно

определяющих динамику совокупного произв-ва и предложения:

• увел. численности и повышение качества трудовых рес.;

• рост объема и улучш. качественного состава осн. капитала;

• совершенствование технологии и организации произв-ва;

• повышение кол-ва и качества вовлекаемых в хоз. оборот прир. рес.;

• рост предприним. способностей в обществе.

В сост. косвенных входят такие факторы предложения, как снижение степени

монополизации рынков, уменьшение цен на производств. рес., снижение налогов

на прибыль, расширение возможности получения кредитов и т. п., а также

факторы спроса и распределения.

37 Инфляция

Инфляция – превышение денежной ед., находящ. в обращении над суммой

товарных цен и появление в рез-те этого денег, не обеспечен-х товарами и

услугами. И вытекает из нарушения требований закона денежного обращения.

M(кол-во денег в обращ)=PQ/V; MV>PQ-И; MV=PQ (P-цена, Q-кол-во, V-скорость

обращения)

Причины И: 1Дефицит госбюджета 2Кризис и депрессия 3Опережение роста з/пл

4Милитаризация эк-ки 5 Высокий уровень монополизации

И. классифицируется по разл. критериям:

1) По формам проявления И делится на: открытую(явная) и

скрытую(подавленная).

Открытая И. характерна для рыночной эк-ки. Она проявляется в повышении ур-

ня тов. цен. Скрытая И. хар-на для командно-адм. системы, когда гос-во

удерживает цены на определенном уровне, но это приводит к дефециту товаров,

вызывает развитие спекуляции и функционирование черного рынка.

2)По темпам роста цен:

а)Ползучую(умеренную) И от 4 до 10% в год

б) Галонирующая И от 10 до 200%

в) ГиперИ. свыше 50% в месяц

1993-10300% в год, 1994-501% 1995-281, 1996-гривна 97-10%, 98-20%, 99-19%,

2000-оживление эк-ки 6% в год 2001-9%

3) по происхождению:

а) И спроса

б) И предложения(издержек)

И спроса возникает в усл. Избыточного совокупного спроса . когда произ-во

не может отреагировать на его возрастание, увеличение V ВНП

И предложения(изд) означает рост цен в рез-те повышения номин. З/пл,

увеличения цен на сырье, топливо, обор-ие. Результатом такого повышения яв-

ся рост издержек на ед. продукции, что вызывает рост цен. В механизме

воспроиз-ва отпр. И важнейшую роль играют:

1. Инф-ые ожидания

2. Ин-ая спираль: Цена –з/пл-цена

Последствия И:

1Обесценивание сбережений

2 Сокращение текущего потребления

3 Уменьшение заинтересованности в произ. труде

4Усилив-ся бег от денег к товарам

6 Подавляются стимулы к денеж накоплению

47 Валютная система и Валютный курс

Валютная система — это совокупность валют, правил и норм их исп. и

взаимного обмена, применения платежных средств, а также денежно-кредитных

отн., связанных с исп. валюты. К валютной системе отн. органы, кот.

регулируют выпуск и обращение валюты. Различают мировую, и нац. валютные

системы.

Нац. валютная система устанавливает принципы организации и регулир.

валютных отн. внутри отдельной страны. Она явл. частью денежной системы

данной страны, но относительно самостоятельна и имеет право выхода за

национальные границы. В каждой стране особенности такой системы

определяются уровнем развития эк-ки и внешнеэк. связей.

На основе нац. валютных систем сформир. меж/нар. (мировая) валютная

система

Меж/нар. (мировая) валютная система – это совокупность способов, средств и

органов, с помощью кот. осущ-ся денежные расчеты в пределах мирового хоз-

ва. Ее составляющей явл.: формы меж/нар. средств платежа (мировые деньги);

унифицированные рамки валютных курсов; усл. взаимной конвертации валют и

валютных рынков; меж/нар. регулирование валютных ограничений и меж/нар.

валютно-финансовые орг.

Мировая валютная система в своем развитии прошла три осн. этапа: золотой,

золотовалютный (долларовый) и бумажно-валютный стандарты.

Под валютным курсом понимается цена одной денежной ед., выраженная в

денежной ед. другой страны. Различают курс покупателя, т.е. цену, по кот.

банк покупает иностр. валюту за нац-ную, и курс продавца, по кот. он

продает иностр. валюту за нац-ную. Разница между курсом продавца и курсом

покупателя составляет маржу, кот. тратится на покрытие расходов по

организации валютных операций и формирует прибыль банков.

Валютный курс зависит от множества факторов: от спроса и предложения

валюты на рынке.

Высокие темпы инфляции в стране обесценивают нац. валюту, и ее курс

начинает снижаться по отн. к валютам стран, где темпы инфляции ниже.

Поэтому обязательно рассчитываются реальные курсы валюты, т.е. паритет

покупательной способности, кот. представляет собой соотн. цен на

аналогичные тов. и усл., произведенные в сравниваемых странах.

Кроме этого, на курс валюты могут оказать влияние развитие валютной

спекуляции, популярность и доверие к опр. валюте, реальные сроки меж/нар.

расчетов и, конечно, валютная политика гос-ва.

Обменный курс может быть двух типов. Первый - это свободно плавающий

валютный курс, или свободный флоатинг. В этом случае гос-во полностью

находится вне пределов валютного рынка, и курс устанавливается только на

основе спроса и предложения валют, т.е. он абсолютно гибкий. Другой тип

сущ. тогда, когда гос-во жестко фиксирует обменные курсы.

48. Денежная система. Формы денег.

Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента.

Ф-ии:

6. мера стоимости (т.к. затрачен абстрактный чел труд). Сначала функц-ли

в форме слитков, затем в форме монет. После открытия китайцами

бумажных денег, они стали проникать и в Европу. Бумажные деньги функц-

ли в течение длит времени, как знаки золота и серебра. Каждой бумажной

единице соотв. опр. кол-во (весовое) золота и серебра. Т.е. каждая

страна вводила свой масштаб цен – фиксированный вес золота и серебра

денежной единице. До 2 мир войны 1доллар = 0,888 гр. золота, фунт

стерлингов = 2 гр золота, 1 руб = 0,987.

7. средство обращения, т.е. роль посредника в обращении товар – деньги –

товар. Деньги функц-ют как реальные, но могут быть неполноценными.

8. деньги как средство накопления, образования сокровищ

9. деньги как средство платежа

10. мировые деньги

Отсюда денежная система — это форма организации денежного обращения в

стране, т.е. движения денег в наличной и безналичной формах. Она включает

следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег в стране и

порядок их эмиссии, порядок обращения денег и платежей, а также гос.

аппарат, осущ-щий регулир. денежного обращения.

Денежное обращение -- «кровеносная» система эк-ки. От его успешного функц-

ния зависит хоз. активность, эк. рост, благополучие общества.

В странах с рыночной эк-кой денежный оборот складывается из наличных и

безналичных денег. Под наличными деньгами понимаются монеты, банковские

билеты (банкноты) и казначейские билеты. Монеты служат в качестве разменных

денег, позволяют совершать любые мелкие покупки. В обращение их вводит

центр. банк.

Первоначально банкноты выпускались всеми банками как векселя вместо

обычных денег. Впоследствии они приобрели силу законного и единственного

платежного средства с принудительно устанавливаемым гос-вом курсом, т.е.

стали нац. деньгами. Их выпуск (эмиссию) осущ. только центральный банк.

Казначейские билеты – те же бумажные деньги, но выпускаемые

непосредственно гос. казначейством -министерством финансов или спец. гос.

финансовым органом, ведающим кассовым исполнением гос. бюджета.

Под безналичными деньгами понимаются средства на счетах в банках,

различные депозиты (вклады) в банках, депозитные сертификаты и гос. ценные

бумаги. Эти вклады называются также банковскими деньгами.

Хранение денег на текущих счетах получило в странах с рыночной эк-кой

наибольшее распространение. Функц-вание этих счетов обеспечивается через

чековое обращение. Чек -это переводной вексель, выставленный на банк и

оплачиваемый по предъявлении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.