рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по Основам Экономической Теории

во.

Натуральное пр-во – это такая форма хозяйствования, когда продукты произв-

ся для собственного потребления для внутрихоз-х нужд. Осн формой богатства

явл нат-й продукт, т.е. матер-е благо, удовл-ее потребности чел-ка. Н\пр-во

в своем развитии прошло 2 стадии: а) собирательное хоз-во, б)

воспроизводящее х-во. Осн черты нат-го пр-ва: 1) неразвитое общ-е

разделение труда; 2) низкий Ур-нь разв-я

произв-х сил; 3) замкнутый локальный хар-р пр-ва; 4) исп-е ручного

универсального труда; 5) принцип самообеспечения х-ва. Н\пр-во явл

господствующей формой х-ва до возн-я капит-ма. Условия возн-я тов пр-ва: а)

обществ-е разделение труда; б) хоз обособление товаропроизводителей как

разл-х собственников. Т\пр-во прошло 2 стадии: бартерное и денежное х-во.

Товарное пр-во – это такая форма х-ва, когда продукты труда произв-ся для

обмена и продажи. Осн черты т\пр-ва: 1) развитое общ-е разделение труда;

2) пр-во ведется обособл-ми произв-ми; 3) открытый хар-р пр-ва; 4) связь

м\у произв-ем и потребителем опосредуется рынком; 5) м\у произв-ем и потр-

ем устанавливаются отношения конкуренции. Различают 2 типа т\пр-ва: 1)

простое т.п.: предшествует капит-му; а) основано на личном труде

товаропроизв-ля; б) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл его собств-ю. в) цель –

удовл-е потребностей; г) т.п. носит огранич-й хар-р; д) обслуживало

рабовлад-й и феод-й способы произв-ва, но не было господствующим.

В простом т.п. постепенно создаются условия для капит-го тов-го пр-ва. Это

проявл-ся в след-ем: 1)первонач-е накопление капитала; 2) при вращении

массы простых товаров пр-ва в лично-свободных, но лишенных средств пр-ва и

сущ-ия.

2) капиталистическое т.п.: а) основано на наемном труде; б) раб сила

становится товаром; в) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл собственностью не

непросредственного предприним-ля, а собственника капитала; г) носит

всеобщий хар-р труда;

товар

потребит-я стоимость стоимость

конкретный труд абстрактный труд

частный общественный

11 Товар и его св-ва.

Важнейшей категорией товарного производства является товар. Товар-это

продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена.

Товар имеет два свойства: 1) потребительная стоимость 2) стоимость.

Существуют различные подходы, трактовки свойств товара. Представители

маржиналистского направления акцентируют внимание на потребительной

стоимости товара, а представители теории трудовой стоимости акцент делают

на стоимости товара. Рассмотрим осн.положения теории трудовой стоимости.

Сторонники теории рассматривают два свойства товара и дают им

характеристику:

Потребительная стоимость- это способность продукта труда удовлетворять

какие-либо потребности человека, его полезность. Потр. стоимость не всегда

явл. Свойством товара. Продукт может обладать полезностью, но товаром может

не являться. Потр. стоимость как свойство товара во-первых должна

удовлетворять не личные, а общественные потребности, во-вторых должна

поступать в потребление через обмен.

Стоимость товара- это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется

затратами труда, воплощёнными в товаре. Проявляется стоимость в процессе

обмена через меновую стоимость.

Меновая стоимость- это количественное соотношение в котором один товар

приравнивается к другому. Товары обмениваются друг на друга в силу того,

что они содержат то общее, что делает их соизмеримыми. Таким общим явл.

Труд затраченный на производство товара. Двойственность товара определяется

двойственным характером труда, воплощённого в товаре труд с одной стороны

выступает как труд конкретный, а с другой стороны как труд абстрактный.

Конкретный труд характеризует целесообразную деятельность человека,

результатом которой явл. произ-во какой-либо потребит. стоимости.

Абстрактный труд есть труд вообще в физиологическом смысле слова как

затрата энергии мозга, мускулов, нервов. Абстрактный трудом создаётся

стоимость товара.

Основным противоречием простого товарного произ-ва явл. Противоречие между

общественным характером произ-ва обусловленным обществ. разделением труда и

частной формой присвоения. Каждый товаропроизводитель затрачивает на произ-

во товара свой индивидуальный труд который определяет индивид. Стоимость

товара. Однако на рынке формируется общественная стоимость товара и товары

продаются не по индивидуальной стоимости а величина стоимости на рынке

формируется как средняя величина в основе которой лежат общественно

необходимые затраты труда определяются общественно необходимым рабочим

временем которое измеряется при среднем уровне производительности с

интенсивности труда, средним уровнем техники. Следовательно величина

стоимости товара есть средне взвешенные затраты общественного и

абстрактного труда на единицу потребит. стоимости.

Факторы оказывающие влияние на величину стоимости товара: 1. Количество

труда 2. Производительность труда 3. Интенсивность труда 4. Сложность труда

Основные положения маржиналистской теории предельной полезности (не

трудовой теории стоимости):1. Полезность определяется субъективно

психологической оценкой людей

2. все блага подразделяются на две группы: а) имеющиеся в безграничном

количестве: воздух, морская вода. Люди не считают их полезными и не

оплачивают их стоимость. Б) относительно редкие и обладающие стоимостью в)

человек располагает в своей потребности в порядке понижения степени их

важности. При этом стоимость зависит от степени важности товара и от

степени насыщения потребности. В эк. Жизни общества действует закон

убывающей полезности. Суть закона сост. В том, что каждая последующая

еденица товара на рынке представляет для каждого потребителя всё меньшую и

меньшую полезность, т. к. их общее количество способствует всё большему

удовлетворению потребностей. На рынке стоимость(ценность) товара

определяется как считают маржиналисты предельной полезностью.

Предельная полезность- это полезность удовлетворяющая наименее

настоятельную потребность (полезность конечного товара). Теория трудовой

стоимости и теория предельной полезности рассматриваются как два отдельных

направления , каждое из которых подчёркивает какое-то определённое свойство

товара. Эти два направления как считают ряд учёных следует не

противопоставлять, а соединять друг с другом, т.к. величина стоимости

товара определяется с одной стороны затратами труда воплощёнными в товаре,

а с дрю стороны следует учитывать полезность товара со стороны

потребителей.

12 Сущностьи ф-ии денег

В эк. лит-ре рассм. 2 концепции происх. денег: рационалистическая,

эволюционная.

Первая теория впервые была изложена Аристотелем, кот. писал, что для

осуществления обмена должна сущ. какая-то единица измерения, причем

основанная на условности. Вторая теория изложена в «Капитале» Маркса.

Согласно ей деньги возникли в рез-те процесса обмена и формирования

стоимостей. Сначала обмен носил случайный характер и этому этапу сооств.

простая случайная форма стоимости: 1овца = 20 кг зерна. Овца – отн. форма

стоимости, зерно – эквивалентная. Полная развернутая стоимость: 1овца = 20

кг зерна, 5 кг соли, 3 топора. Эквиваленты различны, что затрудняет обмен.

Всеобщая форма стоимости: здесь в качестве эквивалента выступает

определенный товар. 20 кг зерна, 3 топора, 5 корзин= 4 шкуры. Денежная

форма стоимости: здесь все товары измеряются денежным эквивалентным

(золотом). 20 кг зерна = 3 гр. золота или 20 гр. серебра.

В результате процесса обмена в роли денег стали выступать благородные

металлы (золото, серебро) в силу из физ-хим св-в: антикоррозионны,

портативны, транспортабельны, содержат большое кол-во труда.

Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента.

Ф-ии:

1. мера стоимости (т.к. затрачен абстрактный чел труд). Сначала функц-ли

в форме слитков, затем в форме монет. После открытия китайцами

бумажных денег, они стали проникать и в Европу. Бумажные деньги функц-

ли в течение длит времени, как знаки золота и серебра. Каждой бумажной

единице соотв. опр. кол-во (весовое) золота и серебра. Т.е. каждая

страна вводила свой масштаб цен – фиксированный вес золота и серебра

денежной единице. До 2 мир войны 1доллар = 0,888 гр. золота, фунт

стерлингов = 2 гр золота, 1 руб = 0,987.

2. средство обращения, т.е. роль посредника в обращении товар – деньги –

товар. Деньги функц-ют как реальные, но могут быть неполноценными.

3. деньги как средство накопления, образования сокровищ

4. деньги как средство платежа

5. мировые деньги

В нач. 70-хз гг XX в деньги утратили связь с золотом. Деньги сейчас

обращаются как абсолютно ликвидное средство обмена. Важнейшим условием

обращения денег и покупательной способности явл. их соразмерность с

товарооборотом или стоимостью товаров, предложенных к реализации. Это

требование выражает закон денежного обращения: КД=(СЦ-К+П-В)/О, КД– кол-во

денег в обращении, СЦ – сумма цен реализуемых товаров, К – товары,

проданные в кредит, П – платежи, срок кот наступил, В – взаимно

поглощающиеся платежи, О – скорость оборота одноименных денежных ед.

В наиболее общем виде этот закон получил название закона Фишера и

зависимость м/у денежной и товарной массой выражена Фишером в следующей

форме: М=PQ/V, М – кол-во денег в обращении, Р – цена товара,Q–кол-во

товара, V – скорость оборота.

М*V=P*Q. М*V>P*Q – инфляция.

Современная денежная система включает в себя 2 важнейших компонента: 1).

Неразменные гос. банкноты и беллоную монету 2). Депозиты до востребования

или текущие счета в нац. кредитной системе.

Новым моментом в движении депозитных денег явл. переход от традиционных

форм к совершению безналичных платежей в системе расчетов с помощью ЭВМ,

т.е. электронных денег.

13 Закон стоимости и его ф-ии

Основным законом товарного производства явл. з-н стоимости. Сущность з-на

ст-ти заключается в том, что обмен товаров должен осуществляться

эквивалентно в соответствии с затратами общественно необходимого труда. На

рынке з-н ст-ти проявляется через механизм ценообразование

Цена-это денежное выражение ст-ти и полезности товара. Она формируется на

рынке в зависимости от спроса и предложения. Если спрос больше, чем

предложение, то цена повышается и наоборот. Происходит колебание цен вокруг

ст-ти

Функции з-на ст-ти:

1)з-н ст-ти выступает регулятором в распределении средств произв-ва и

рабочей силы по отраслям и видам произв-ва

2)з-н ст-тистимулирует повышение производительности труда на единицу

выпускаемой продукции

3)з-н ст-ти приводит к дифференциации товара производителей по доходам и

делит общество на бедных и богатых

14 Цена ее виды

Каждый товар в зависимости от того, в какой форме он представлен на

рынках, имеет свою цену.

Основу цен образует ценность товаров. Из сферы произв-ва продукты труда

попадают в сферу обращения, где начинают действовать рыночные факторы. Они

вызывают отклонения цены. В свою очередь цена воздействует на спрос и

предложение товаров.

На цены как пропорции обмена сильное влияние оказывают методы их

установления, называемые механизмом ценообразования.

В эк. практике сформировались 2 осн. подхода к становлению цен: рыночный и

затратный (производственный). При рыночном способе определяющие факторы —

конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При затратном подходе в

основу установления цены кладутся производственные затраты, прежде всего

трудовые, связанные с созданием товара.

Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от масштаба торговых

операций и вида продаваемого товара выделяют:

• оптовые цены, по кот. продукция реализуется крупными партиями в усл.

т.н. оптовой торговли;

• розничные цены, по кот. товары продаются индивидуальным покупателям в

относит. небольшом объеме;

• тарифы (расценки) - цены, по кот. произв. оплата услуг, напр. за

телефон, за стрижку.

По степени свободы цены делятся на:

• жестко фиксированные, твердые цены, назначаемые органами

ценообразования. Изм. такой цены в к-л сторону преследуется по закону;

• регулируемые цены. Их вел. регулируется госорганами, но это воздействие

ограниченно и чаще всего сводится к установлению верхнего предела цен на

опр. группы товаров.

• рыночные цены, свободные от непосредств. вмешательства гос. органов.

Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и

предложения. Переход от фиксированных гос. к свободным рыночным ценам

называют либерализацией цен.

В эк. анализе исп. сопоставимые цены. Их использование актуально, напр.,

при изм. цен в процессе инфляции.

Все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными. Ряд

цен на товары и усл. фиксируется в виде прейскурантов, т.е. указателей цен.

Такие цены называются прейскурантными.

В ходе осущ-ния планово-управленческих работ используются прогнозные и

плановые цены. В эк-ке рыночного типа широко исп. прогнозные цены – на их

осн. планируется деят. фирм, сост. Гос. планы-прогнозы (индикативные

планы).

Договорные цены – цены, вел. кот. определена предваряющим акт купли-

продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом м/у

продавцами и покупателями.

Часто вид цены определяется типом рынка, на кот. она складывается.

Выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены. Разл. уровень цен на

однотипные товары в разных странах приводит к необходимости исп. мировых

цен. Они представляют либо реально действующие на мировом рынке цены на

товары данной группы, либо средние значения цен на одни и те же товары,

установившиеся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются в

свободно конвертируемых валютах.

15. Сущность рынка и его функции

Рынок возникает на базе товарного произ-ва. Условиями и причинами его

возникновения является общ-ое разделение труда, эк-ое обособление тов-го

произ-ва, свободный обмен тов-ми и услугами, конкуренция. Рынок

характеризует совокупность эк-их отношений по поводу купле-продаже тов-ов и

услуг по ценам, установленным на основе взаимодействия спроса и предложения

в результате конк-ции. Рынок характеризуется элементами: спрос,

предложение, цена, кон-ция. Субъекты рынка: продавцы (производители),

покупатели (потребители). Объекты рынка: товар и его модификации, деньги и

их модификации. Принципы функц-ия рынка: свобода предпринимательской

деятельности, свободная кон-ция, свобода перелива капитала, свобода

ценообразования, автономность принятия решений, достоверность информации.

Функции рынка: посредническая функция, ценообразующая, регулирующая,

стимулирующая, информационная, санирующая (отчищающая). На рынке

складывается определенная конъюнктура. Она определяется эк-ми показателями,

характеризующими состояние рынка: соотношение спроса и предложения, уровень

цен, емкость рынка, платежеспособность потребителей и т.д.

16. Структура и виды рынков

Структура рынка — это совокупность отдельных рынков в границах

национальной эк-ки мирового хозяйства и его регионов, а также

взаимодействие м/у ними. Классификация рынков: по формам собственности

(частный, государственный, кооперативный); по объектам рыночного обмена

(товарный, финансовый, р. рабочей силы); по организации рыночного обмена

(розничный, оптовый, экспортный, импортный, госзакупки); по видам кон-ции

(р. совершенной и несовершенной кон-ции); по факторам произ-ва (р.

капитала, труда, земли); по степени законности (легальный, нелегальный); по

географическому положению (местный, национальный, мировой); по субъектам

(р. покупателей, продавцов, государственных учреждений). Деление р. на виды

в определенной степени условно, т.к. один и тот же р. может иметь разные

признаки. Структура товарного рынка: р. потребительских товаров

(продовольственный, вещевой), р. услуг, средств производства, технологий,

информации, научно-технических разработок и т.д. Рынок продовольственных

товаров и средств производства делятся на узкоспециализированные рынки,

которые представляются биржей. Структура финансового рынка: р. капитала,

состоящий из р. кредитов и р. ценных бумаг; валютный р. Структура рынка

труда: р. рабочей силы; р. рабочих мест.

17. Инфраструктура рынка. Биржа

Рыночная инфраструктура — это система предприятий и организаций,

обеспечивающих движение тов-ов, услуг, цен. бумаг, раб. силы. Функции

рыночной инфраструктуры: обеспечение участникам р-ых отношений реализации

их экономических интересов; повышение оперативности и эффективности раб. р-

ых субъектов; организационное оформление р-ых отношений; обеспечение форм

экономического и юридического контроля. Основной функцией инфраструктуры р.

является ф-ия, кот. позволяет связывать друг с другом все сферы общ-го

произ-ва. Инфраструктура товарного рынка: представители тов-ых бирж,

торговые дома, ярмарки, аукционы, рекламные бюро, лизинговые компании,

антимонопольный комитет и т.д. Инфраструктура финансового рынка: банки,

страховые компании, фондовая биржа, налоговая администрация, различные

фонды. Инфраструктура рынка труда: биржа труда, центр занятости,

коммерческие центры бизнеса, государственный фонд содействия предприним-ву,

учебные заведения.

Биржа — это регулярно ф-рующий определенный оптовый р. однородных товаров,

на кот. заключаются сделки купле-продаже крупных партий товара. Биржи

бывают: специализированные (товарная, фондовая, валютная),

узкоспециализированные (нефтяная, сахарная), универсальная. Товарная биржа

— это особый вид действующего р., на кот. совершаются сделки по купле-

продаже крупных партий сырьевых и продовольственных товаров. Функции

товарной биржи: определение цен товаров на перспективу и обеспечение

ценовой гласности; согласование фактического и планового спроса и

предложения; страхование от колебания цен; котировка цен; установление

стандартов на биржевые товары; разработка типовых контрактов;

информационная деятельность и т.д. На бирже товар обычно отсутствует. Он

покупается и продается согласно установленным стандартам и образцам. Сделки

совершаются на основе типовых биржевых контрактах, которые регламентируют

качество товара и сроки поставки. Продавец на бирже продает покупателю не

товар, а документ, подтверждающий его право собственности на товар, т.е.

биржевой контракт. Фондовая биржа — это р., на кот. ведется торговля

ценными бумагами. На рынке ценных бумаг обращаются акции, облигации,

векселя, сертификаты различного целевого назначения, казначейские билеты.

Функции фондовой биржи: организация постоянного действия рынка ценных

бумаг; мобилизация и концентрация свободных денежных ср-в;

перераспределение прав собственности в акционерные общества; предоставление

информации о курсах акций ведущих фирм.

18. Спрос, предложение и их факторы. Равновесная цена

Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и

предложения. Спрос — платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, кот.

покупатель может заплатить за нужный товар. Спрос определяет, что покупать

на рынке и в каком количестве. На стороне спроса деньги. На спрос оказывают

влияние факторы: цены на товары и услуги, денежные доходы населения,

потребительские вкусы, цена и полезность товарозаменителя, число

потребителей на рынке, емкость рынка, потребительские ожидания. Главным

фактором, оказывающим влияние на спрос, является цена. Покупатель

предлагает цену спроса — это предельно макс. цена, за кот. он согласен

купить товар, выше эта цена подняться не может, т.к. у покупателя нет

больше денег. Между ценой товара и кол-ом покупаемых товаров существует

определенное соотношение. Оно выражается законом спроса, отражающим

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.