Шпоры по Основам Экономической Теории
во.
Натуральное пр-во – это такая форма хозяйствования, когда продукты произв-
ся для собственного потребления для внутрихоз-х нужд. Осн формой богатства
явл нат-й продукт, т.е. матер-е благо, удовл-ее потребности чел-ка. Н\пр-во
в своем развитии прошло 2 стадии: а) собирательное хоз-во, б)
воспроизводящее х-во. Осн черты нат-го пр-ва: 1) неразвитое общ-е
разделение труда; 2) низкий Ур-нь разв-я
произв-х сил; 3) замкнутый локальный хар-р пр-ва; 4) исп-е ручного
универсального труда; 5) принцип самообеспечения х-ва. Н\пр-во явл
господствующей формой х-ва до возн-я капит-ма. Условия возн-я тов пр-ва: а)
обществ-е разделение труда; б) хоз обособление товаропроизводителей как
разл-х собственников. Т\пр-во прошло 2 стадии: бартерное и денежное х-во.
Товарное пр-во – это такая форма х-ва, когда продукты труда произв-ся для
обмена и продажи. Осн черты т\пр-ва: 1) развитое общ-е разделение труда;
2) пр-во ведется обособл-ми произв-ми; 3) открытый хар-р пр-ва; 4) связь
м\у произв-ем и потребителем опосредуется рынком; 5) м\у произв-ем и потр-
ем устанавливаются отношения конкуренции. Различают 2 типа т\пр-ва: 1)
простое т.п.: предшествует капит-му; а) основано на личном труде
товаропроизв-ля; б) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл его собств-ю. в) цель –
удовл-е потребностей; г) т.п. носит огранич-й хар-р; д) обслуживало
рабовлад-й и феод-й способы произв-ва, но не было господствующим.
В простом т.п. постепенно создаются условия для капит-го тов-го пр-ва. Это
проявл-ся в след-ем: 1)первонач-е накопление капитала; 2) при вращении
массы простых товаров пр-ва в лично-свободных, но лишенных средств пр-ва и
сущ-ия.
2) капиталистическое т.п.: а) основано на наемном труде; б) раб сила
становится товаром; в) ср-ва пр-ва и рез-ты труда явл собственностью не
непросредственного предприним-ля, а собственника капитала; г) носит
всеобщий хар-р труда;
товар
потребит-я стоимость стоимость
конкретный труд абстрактный труд
частный общественный
11 Товар и его св-ва.
Важнейшей категорией товарного производства является товар. Товар-это
продукт труда, удовлетворяющий потребности и предназначенный для обмена.
Товар имеет два свойства: 1) потребительная стоимость 2) стоимость.
Существуют различные подходы, трактовки свойств товара. Представители
маржиналистского направления акцентируют внимание на потребительной
стоимости товара, а представители теории трудовой стоимости акцент делают
на стоимости товара. Рассмотрим осн.положения теории трудовой стоимости.
Сторонники теории рассматривают два свойства товара и дают им
характеристику:
Потребительная стоимость- это способность продукта труда удовлетворять
какие-либо потребности человека, его полезность. Потр. стоимость не всегда
явл. Свойством товара. Продукт может обладать полезностью, но товаром может
не являться. Потр. стоимость как свойство товара во-первых должна
удовлетворять не личные, а общественные потребности, во-вторых должна
поступать в потребление через обмен.
Стоимость товара- это внутреннее свойство товара. Стоимость определяется
затратами труда, воплощёнными в товаре. Проявляется стоимость в процессе
обмена через меновую стоимость.
Меновая стоимость- это количественное соотношение в котором один товар
приравнивается к другому. Товары обмениваются друг на друга в силу того,
что они содержат то общее, что делает их соизмеримыми. Таким общим явл.
Труд затраченный на производство товара. Двойственность товара определяется
двойственным характером труда, воплощённого в товаре труд с одной стороны
выступает как труд конкретный, а с другой стороны как труд абстрактный.
Конкретный труд характеризует целесообразную деятельность человека,
результатом которой явл. произ-во какой-либо потребит. стоимости.
Абстрактный труд есть труд вообще в физиологическом смысле слова как
затрата энергии мозга, мускулов, нервов. Абстрактный трудом создаётся
стоимость товара.
Основным противоречием простого товарного произ-ва явл. Противоречие между
общественным характером произ-ва обусловленным обществ. разделением труда и
частной формой присвоения. Каждый товаропроизводитель затрачивает на произ-
во товара свой индивидуальный труд который определяет индивид. Стоимость
товара. Однако на рынке формируется общественная стоимость товара и товары
продаются не по индивидуальной стоимости а величина стоимости на рынке
формируется как средняя величина в основе которой лежат общественно
необходимые затраты труда определяются общественно необходимым рабочим
временем которое измеряется при среднем уровне производительности с
интенсивности труда, средним уровнем техники. Следовательно величина
стоимости товара есть средне взвешенные затраты общественного и
абстрактного труда на единицу потребит. стоимости.
Факторы оказывающие влияние на величину стоимости товара: 1. Количество
труда 2. Производительность труда 3. Интенсивность труда 4. Сложность труда
Основные положения маржиналистской теории предельной полезности (не
трудовой теории стоимости):1. Полезность определяется субъективно
психологической оценкой людей
2. все блага подразделяются на две группы: а) имеющиеся в безграничном
количестве: воздух, морская вода. Люди не считают их полезными и не
оплачивают их стоимость. Б) относительно редкие и обладающие стоимостью в)
человек располагает в своей потребности в порядке понижения степени их
важности. При этом стоимость зависит от степени важности товара и от
степени насыщения потребности. В эк. Жизни общества действует закон
убывающей полезности. Суть закона сост. В том, что каждая последующая
еденица товара на рынке представляет для каждого потребителя всё меньшую и
меньшую полезность, т. к. их общее количество способствует всё большему
удовлетворению потребностей. На рынке стоимость(ценность) товара
определяется как считают маржиналисты предельной полезностью.
Предельная полезность- это полезность удовлетворяющая наименее
настоятельную потребность (полезность конечного товара). Теория трудовой
стоимости и теория предельной полезности рассматриваются как два отдельных
направления , каждое из которых подчёркивает какое-то определённое свойство
товара. Эти два направления как считают ряд учёных следует не
противопоставлять, а соединять друг с другом, т.к. величина стоимости
товара определяется с одной стороны затратами труда воплощёнными в товаре,
а с дрю стороны следует учитывать полезность товара со стороны
потребителей.
12 Сущностьи ф-ии денег
В эк. лит-ре рассм. 2 концепции происх. денег: рационалистическая,
эволюционная.
Первая теория впервые была изложена Аристотелем, кот. писал, что для
осуществления обмена должна сущ. какая-то единица измерения, причем
основанная на условности. Вторая теория изложена в «Капитале» Маркса.
Согласно ей деньги возникли в рез-те процесса обмена и формирования
стоимостей. Сначала обмен носил случайный характер и этому этапу сооств.
простая случайная форма стоимости: 1овца = 20 кг зерна. Овца – отн. форма
стоимости, зерно – эквивалентная. Полная развернутая стоимость: 1овца = 20
кг зерна, 5 кг соли, 3 топора. Эквиваленты различны, что затрудняет обмен.
Всеобщая форма стоимости: здесь в качестве эквивалента выступает
определенный товар. 20 кг зерна, 3 топора, 5 корзин= 4 шкуры. Денежная
форма стоимости: здесь все товары измеряются денежным эквивалентным
(золотом). 20 кг зерна = 3 гр. золота или 20 гр. серебра.
В результате процесса обмена в роли денег стали выступать благородные
металлы (золото, серебро) в силу из физ-хим св-в: антикоррозионны,
портативны, транспортабельны, содержат большое кол-во труда.
Деньги – это особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента.
Ф-ии:
1. мера стоимости (т.к. затрачен абстрактный чел труд). Сначала функц-ли
в форме слитков, затем в форме монет. После открытия китайцами
бумажных денег, они стали проникать и в Европу. Бумажные деньги функц-
ли в течение длит времени, как знаки золота и серебра. Каждой бумажной
единице соотв. опр. кол-во (весовое) золота и серебра. Т.е. каждая
страна вводила свой масштаб цен – фиксированный вес золота и серебра
денежной единице. До 2 мир войны 1доллар = 0,888 гр. золота, фунт
стерлингов = 2 гр золота, 1 руб = 0,987.
2. средство обращения, т.е. роль посредника в обращении товар – деньги –
товар. Деньги функц-ют как реальные, но могут быть неполноценными.
3. деньги как средство накопления, образования сокровищ
4. деньги как средство платежа
5. мировые деньги
В нач. 70-хз гг XX в деньги утратили связь с золотом. Деньги сейчас
обращаются как абсолютно ликвидное средство обмена. Важнейшим условием
обращения денег и покупательной способности явл. их соразмерность с
товарооборотом или стоимостью товаров, предложенных к реализации. Это
требование выражает закон денежного обращения: КД=(СЦ-К+П-В)/О, КД– кол-во
денег в обращении, СЦ – сумма цен реализуемых товаров, К – товары,
проданные в кредит, П – платежи, срок кот наступил, В – взаимно
поглощающиеся платежи, О – скорость оборота одноименных денежных ед.
В наиболее общем виде этот закон получил название закона Фишера и
зависимость м/у денежной и товарной массой выражена Фишером в следующей
форме: М=PQ/V, М – кол-во денег в обращении, Р – цена товара,Q–кол-во
товара, V – скорость оборота.
М*V=P*Q. М*V>P*Q – инфляция.
Современная денежная система включает в себя 2 важнейших компонента: 1).
Неразменные гос. банкноты и беллоную монету 2). Депозиты до востребования
или текущие счета в нац. кредитной системе.
Новым моментом в движении депозитных денег явл. переход от традиционных
форм к совершению безналичных платежей в системе расчетов с помощью ЭВМ,
т.е. электронных денег.
13 Закон стоимости и его ф-ии
Основным законом товарного производства явл. з-н стоимости. Сущность з-на
ст-ти заключается в том, что обмен товаров должен осуществляться
эквивалентно в соответствии с затратами общественно необходимого труда. На
рынке з-н ст-ти проявляется через механизм ценообразование
Цена-это денежное выражение ст-ти и полезности товара. Она формируется на
рынке в зависимости от спроса и предложения. Если спрос больше, чем
предложение, то цена повышается и наоборот. Происходит колебание цен вокруг
ст-ти
Функции з-на ст-ти:
1)з-н ст-ти выступает регулятором в распределении средств произв-ва и
рабочей силы по отраслям и видам произв-ва
2)з-н ст-тистимулирует повышение производительности труда на единицу
выпускаемой продукции
3)з-н ст-ти приводит к дифференциации товара производителей по доходам и
делит общество на бедных и богатых
14 Цена ее виды
Каждый товар в зависимости от того, в какой форме он представлен на
рынках, имеет свою цену.
Основу цен образует ценность товаров. Из сферы произв-ва продукты труда
попадают в сферу обращения, где начинают действовать рыночные факторы. Они
вызывают отклонения цены. В свою очередь цена воздействует на спрос и
предложение товаров.
На цены как пропорции обмена сильное влияние оказывают методы их
установления, называемые механизмом ценообразования.
В эк. практике сформировались 2 осн. подхода к становлению цен: рыночный и
затратный (производственный). При рыночном способе определяющие факторы —
конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При затратном подходе в
основу установления цены кладутся производственные затраты, прежде всего
трудовые, связанные с созданием товара.
Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от масштаба торговых
операций и вида продаваемого товара выделяют:
• оптовые цены, по кот. продукция реализуется крупными партиями в усл.
т.н. оптовой торговли;
• розничные цены, по кот. товары продаются индивидуальным покупателям в
относит. небольшом объеме;
• тарифы (расценки) - цены, по кот. произв. оплата услуг, напр. за
телефон, за стрижку.
По степени свободы цены делятся на:
• жестко фиксированные, твердые цены, назначаемые органами
ценообразования. Изм. такой цены в к-л сторону преследуется по закону;
• регулируемые цены. Их вел. регулируется госорганами, но это воздействие
ограниченно и чаще всего сводится к установлению верхнего предела цен на
опр. группы товаров.
• рыночные цены, свободные от непосредств. вмешательства гос. органов.
Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и
предложения. Переход от фиксированных гос. к свободным рыночным ценам
называют либерализацией цен.
В эк. анализе исп. сопоставимые цены. Их использование актуально, напр.,
при изм. цен в процессе инфляции.
Все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными. Ряд
цен на товары и усл. фиксируется в виде прейскурантов, т.е. указателей цен.
Такие цены называются прейскурантными.
В ходе осущ-ния планово-управленческих работ используются прогнозные и
плановые цены. В эк-ке рыночного типа широко исп. прогнозные цены – на их
осн. планируется деят. фирм, сост. Гос. планы-прогнозы (индикативные
планы).
Договорные цены – цены, вел. кот. определена предваряющим акт купли-
продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом м/у
продавцами и покупателями.
Часто вид цены определяется типом рынка, на кот. она складывается.
Выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены. Разл. уровень цен на
однотипные товары в разных странах приводит к необходимости исп. мировых
цен. Они представляют либо реально действующие на мировом рынке цены на
товары данной группы, либо средние значения цен на одни и те же товары,
установившиеся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются в
свободно конвертируемых валютах.
15. Сущность рынка и его функции
Рынок возникает на базе товарного произ-ва. Условиями и причинами его
возникновения является общ-ое разделение труда, эк-ое обособление тов-го
произ-ва, свободный обмен тов-ми и услугами, конкуренция. Рынок
характеризует совокупность эк-их отношений по поводу купле-продаже тов-ов и
услуг по ценам, установленным на основе взаимодействия спроса и предложения
в результате конк-ции. Рынок характеризуется элементами: спрос,
предложение, цена, кон-ция. Субъекты рынка: продавцы (производители),
покупатели (потребители). Объекты рынка: товар и его модификации, деньги и
их модификации. Принципы функц-ия рынка: свобода предпринимательской
деятельности, свободная кон-ция, свобода перелива капитала, свобода
ценообразования, автономность принятия решений, достоверность информации.
Функции рынка: посредническая функция, ценообразующая, регулирующая,
стимулирующая, информационная, санирующая (отчищающая). На рынке
складывается определенная конъюнктура. Она определяется эк-ми показателями,
характеризующими состояние рынка: соотношение спроса и предложения, уровень
цен, емкость рынка, платежеспособность потребителей и т.д.
16. Структура и виды рынков
Структура рынка — это совокупность отдельных рынков в границах
национальной эк-ки мирового хозяйства и его регионов, а также
взаимодействие м/у ними. Классификация рынков: по формам собственности
(частный, государственный, кооперативный); по объектам рыночного обмена
(товарный, финансовый, р. рабочей силы); по организации рыночного обмена
(розничный, оптовый, экспортный, импортный, госзакупки); по видам кон-ции
(р. совершенной и несовершенной кон-ции); по факторам произ-ва (р.
капитала, труда, земли); по степени законности (легальный, нелегальный); по
географическому положению (местный, национальный, мировой); по субъектам
(р. покупателей, продавцов, государственных учреждений). Деление р. на виды
в определенной степени условно, т.к. один и тот же р. может иметь разные
признаки. Структура товарного рынка: р. потребительских товаров
(продовольственный, вещевой), р. услуг, средств производства, технологий,
информации, научно-технических разработок и т.д. Рынок продовольственных
товаров и средств производства делятся на узкоспециализированные рынки,
которые представляются биржей. Структура финансового рынка: р. капитала,
состоящий из р. кредитов и р. ценных бумаг; валютный р. Структура рынка
труда: р. рабочей силы; р. рабочих мест.
17. Инфраструктура рынка. Биржа
Рыночная инфраструктура — это система предприятий и организаций,
обеспечивающих движение тов-ов, услуг, цен. бумаг, раб. силы. Функции
рыночной инфраструктуры: обеспечение участникам р-ых отношений реализации
их экономических интересов; повышение оперативности и эффективности раб. р-
ых субъектов; организационное оформление р-ых отношений; обеспечение форм
экономического и юридического контроля. Основной функцией инфраструктуры р.
является ф-ия, кот. позволяет связывать друг с другом все сферы общ-го
произ-ва. Инфраструктура товарного рынка: представители тов-ых бирж,
торговые дома, ярмарки, аукционы, рекламные бюро, лизинговые компании,
антимонопольный комитет и т.д. Инфраструктура финансового рынка: банки,
страховые компании, фондовая биржа, налоговая администрация, различные
фонды. Инфраструктура рынка труда: биржа труда, центр занятости,
коммерческие центры бизнеса, государственный фонд содействия предприним-ву,
учебные заведения.
Биржа — это регулярно ф-рующий определенный оптовый р. однородных товаров,
на кот. заключаются сделки купле-продаже крупных партий товара. Биржи
бывают: специализированные (товарная, фондовая, валютная),
узкоспециализированные (нефтяная, сахарная), универсальная. Товарная биржа
— это особый вид действующего р., на кот. совершаются сделки по купле-
продаже крупных партий сырьевых и продовольственных товаров. Функции
товарной биржи: определение цен товаров на перспективу и обеспечение
ценовой гласности; согласование фактического и планового спроса и
предложения; страхование от колебания цен; котировка цен; установление
стандартов на биржевые товары; разработка типовых контрактов;
информационная деятельность и т.д. На бирже товар обычно отсутствует. Он
покупается и продается согласно установленным стандартам и образцам. Сделки
совершаются на основе типовых биржевых контрактах, которые регламентируют
качество товара и сроки поставки. Продавец на бирже продает покупателю не
товар, а документ, подтверждающий его право собственности на товар, т.е.
биржевой контракт. Фондовая биржа — это р., на кот. ведется торговля
ценными бумагами. На рынке ценных бумаг обращаются акции, облигации,
векселя, сертификаты различного целевого назначения, казначейские билеты.
Функции фондовой биржи: организация постоянного действия рынка ценных
бумаг; мобилизация и концентрация свободных денежных ср-в;
перераспределение прав собственности в акционерные общества; предоставление
информации о курсах акций ведущих фирм.
18. Спрос, предложение и их факторы. Равновесная цена
Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и
предложения. Спрос — платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, кот.
покупатель может заплатить за нужный товар. Спрос определяет, что покупать
на рынке и в каком количестве. На стороне спроса деньги. На спрос оказывают
влияние факторы: цены на товары и услуги, денежные доходы населения,
потребительские вкусы, цена и полезность товарозаменителя, число
потребителей на рынке, емкость рынка, потребительские ожидания. Главным
фактором, оказывающим влияние на спрос, является цена. Покупатель
предлагает цену спроса — это предельно макс. цена, за кот. он согласен
купить товар, выше эта цена подняться не может, т.к. у покупателя нет
больше денег. Между ценой товара и кол-ом покупаемых товаров существует
определенное соотношение. Оно выражается законом спроса, отражающим
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|