рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора к экзамену

стороны государства в виде установленного минимального уровня заработной

платы, пенсионного обеспечения, пособий по безработице, медицинского

страхования; - государственное финансирование фундаментальной науки и

образования. Четвертая модель - информационный рынок. Формируется в

настоящее время в США. Японии. ФРГ. Характерной чертой экономики конца 20

века становятся электронно-информационная техника и формирование на ее

основе новых взаимоотношений субъектов рыночного хозяйства. Его отличают

такие черты, как: - преобладание на рынке услуг, а не материальных

продуктов (структуру занятости населения в СНГ и США в 1993 г. см. на

рис.1; - долгосрочное планирование объема производства. реализации и цен на

основе контрактов; - переход от товарно-денежных к товарно-кредитным

отношениям; -ускорение темпов обновления форм повседневной жизни

(автомобиль служит не 20 лет. а 2-3 года); - переход в одноразовому

пользованию вещами, потеря привязанности человека к вещи. на смену

психологии собственника приходит психология выбрасывателя. - эфемеризация

человеческих отношений: от постоянных отношений человек переходит к

сиюминутным контактам; - происходит смена профессий в течение одной жизни

несколько раз.

Вопрос 19 Функции цены. Функции цен: 1. Учета и измерения затрат. Цена

фиксирует затраты, необходимые для производства того или иного товара. 2.

Стимулирующая. В соответствии с законом спроса и предложения чем больше

разница между ценой и индивидуальными затратами фирмы, тем больше прибыль.

3. Формирование структуры общественного хозяйства. Именно рыночный механизм

ценообразования осуществляет связь между производством и потреблением.

Через механизм "спроса - предложения" цены указывают. что надо производить

и в каком количестве. Структура хозяйства формируется в соответствии с

потребностями населения.

Вопрос 20 Виды цен. Ценовые параметры для фирмы задаются рынком, но вместе

с тем от предприятия требуется, чтобы оно проводило продуманную стратегию

при установлении цен. Необходимо учитывать рыночную конъюнктуру.

прогнозировать перспективы развития экономической ситуации. Правильная

оценка всех условий рынка, возможностей фирмы в определении цены на

реализуемую продукцию, а также на приобретаемые факторы производства -

основа выживания предприятия, устойчивости финансового положения.

Охарактеризуем виды цен. по которым происходит реализация продукции и

услуг. Цены подразделяются на: - оптовые, - розничные, - тарифы на услуги,

- закупочные, - внешнеэкономические. ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ - это цены. по которым

одно предприятие продает свою продукцию другому предприятию. Оптовые цены

включают в себя издержки предприятия-изготовителя (производственная

себестоимость) и его прибыль. Цена купли-продажи продукции (фактурная цена)

определяется еще и условиями поставки, оговоренными в контракте. К цене

добавляют еще указание: СИФ. ФОБ, ФОР, ФРАНКО. Эти термины представляют

собой аббревиатуру английских слов и означают следующее: 1. СИФ -

"стоимость, страховка, фрахт" Означает. что продавец обязан за свой счет

зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки, фрахт). оплатить

таможенные расходы и страховку, взять на себя риск гибели или порчи товара

до того момента, как груз пересечет линию борта судна при погрузке.

Покупатель же берет на себя риск гибели или порчи груза лишь после

пересечения линии борта. 2. ФОБ - "свободен на борту". Означает, что

продавец оплачивает все транспортные, страховые и таможенные расходы до

момента доставки товара на борт судна. Покупатель фрахтует судно, страхует

груз и несет риск его гибели или порчи. 3. ФОР - "свободен на рельсах"

Означает что продавец должен за свой счет и риск отправить груз на

железнодорожную станцию и погрузить товар в железнодорожный вагон, а все

остальные расходы несет покупатель. 4. ФРАНКО - условие продажи, согласно

которому продавец обязуется доставить товар в определенное место за свои

счет н риск. причем в цену включаются транспортные, страховые и таможенные

расходы. РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ - цены. по которым продукция реализуется населению.

Они включают в себя оптовую цену. налоги и торговую скидку, которая

представляет собой расходы торговли на реализацию продукции. ТАРИФЫ НА

УСЛУГИ - это цены. по которым ведутся расчеты с населением н предприятиями

за использование электроэнергии, топлива, воды. канализации. различного

рода перевозок, а также оплату жилья. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕНЫ - цены. по

которым осуществляются экспорт и импорт товаров, причем они зависят от

мировой конъюнктуры и не обязательно совпадают с внутренними ценами.

Вопрос 21, 22 Определения и функции денег. Вопрос о происхождении денег

различными теоретическими школами связывается с процессом развития

обмена. Исследовать происхождение денег — это значит исследовать развитие

торговли, обмена, возникновение того этапа человеческой цивилизации,

который Ф.Хайек назвал «расширенным порядком человеческого

сотрудничества». Самой простой формой обмена является бартер. Бартер — это

непосредственный обмен одного товара на другой. Например, земледелец

обменивает 500 кг зерна на одну корову, принадлежащую скотоводу. Однако

бартерные сделки могут беспрепятственно осуществляться лишь при

ограниченном наборе предлагаемых к обмену товаров. Количество участников

при бартерном обмене также ограничено. При вовлечении в торговлю большого

круга хозяйствующих субъектов бартер наталкивается на серьезные затруднения

Например, вы хотите обменять свою пшеницу на медный кувшин, но владельцу

кувшина не требуется ваше зерно. Потребуется множество промежуточных

торговых сделок, прежде чем вы наконец станете обладателем кувшина. Дело в

том, что по мере развития обмена в разных регионах выделяется товар,

обладающий наибольшей способностью к сбыту. Выражаясь современным языком,

речь идет о товаре, обладающем наибольшей ликвидностью. Ликвидный товар

(или любая другая ценность) — это легкореализуемый товар. Сущность денег

свойствен ряд характерен черт: в потребительской стоимости денег

проявляется стоимость других товаров, а деньги выступают в качестве

всеобщего воплащения стоимости., заключенный в деньгах конкретный труд

служит всеобщей формой проявления абстрактного труда, а деньги выступают в

качестве непоср. воплощения абстрактного труда., содержащий в деньгах

частный труд выступает как общественный, деньги а деньги выступают в

качестве вопл. Общественного труда., деньги обл. потребительской

стоимостью. Деньги выполняются четыре основных функции: мера стоимости,

средство обмена, средство накопления, средство платежа. 1. Эта функция

денег состоит в том, что они служат мерой стоимости товаров. Когда-то

товары выражали свои меновые стоимости в определенных количествах серебра и

золота . Эти количества денежного товара должны быть в свою очередь

измерены. Отсюда вытекает необходимость в единице измерения денег. Деньги

выполняют функцию средства обмена. Функция денег как средства обмена

состоит в том, что они выступают в качестве посредника в процессе обмена

товаров. Деньги выполняют функцию средства накопления, когда они выступают

в виде финансового актива, сохраняющегося у субъекта рыночного хозяйства

после продажи им каких-либо товаров и услуг. С развитием товарного обмена

возникает своеобразная его форма, отчуждение «товаров может быть отделено

по времени от реализации его цены, т.е товары могут быть проданы в кредит.

Чтобы вычислит количество денег в обращении надо применить формулу Фишера:

Большинство экономистов Запада пользуются математической формулой,

предложенной американским экономистом И.Фишером, показывающей зависимость

уровня цен от денежной массы: МV=РQ, где М — денежная масса; V — скорость

обращения денег; Р — уровень товарных цен; Q — количество обращающихся

товаров. В соответствии с данной формулой, уровень товарных цен

определяется по формуле Р= МV/Q, т.е. произведением массы денежных .знаков

на скорость их обращения, деленным на количество товаров; количество денег

в обращении (объем денежной массы) — это М=РQ/V. На основании этой формулы

Фишер делает вывод, что стоимость денег обратно пропорциональна их

количеству. Уравнение обмена Р.Фишера МV=РQ выражает количественные

зависимости между суммой товарных цен и обращающейся денежной массой.

Формула И. Фишера МV=РQ позволяет нам в первом приближении объяснить

феномен инфляции (с точки зрения нарушений в сфере бумажно-денежного

обращения). Уравнение обмена МV=РQ используется как в классической

количественной теории денег, так и в современной количественной теории

денег

Вопрос 23, 24 Система биметализма. Система золотого стандарта. Развитие

хозяйства основано на разделении труда и специализации, что обуславливает

необходимость обмена произведенными товарами. Первоначально товар

обменивался на товар случайным образом. Возникла простая форма стоимости:

Затем, по мере развития хозяйства. появилась возможность выбора при обмене.

Владелец товара мог в ходе обмена выбирать из ряда предлагавшихся товаров.

Возникла полная или развернутая форма стоимости. Прототипом денег явился

товар-эквивалент. на который все чаще обменивали другие товары. В разных

местностях это были разные товары : топоры, овцы, меха, ракушки. Так

появилась всеобщая форма стоимости. От слова "скот" - "capital" и произошел

экономический термин "капитал" Затем появилась денежная форма стоимости,

т.к. простои натуральный обмен был неудобен, а. следовательно,

неэффективен. На роль всеобщего эквивалента выдвигаются металлические

деньги. Сначала функционировала биметаллическая система, когда монеты

изготавливались как из серебра, так и из золота. В конце девятнадцатого

века ее сменила монометаллическая система, связанная с открытием больших

месторождений золота в Америке, историю которых так образно описал Джек

Лондон в своих книгах. Золото и серебро являлись товаром особого рода.

который мог иметь две формы: монетарную и товарную. Монетарная форма

представлена в виде металлических денег, а товарная - в виде ювелирных

изделий. В эпоху становления и расцвета товарного производства и свободной

конкуренции металлические деньги свободно чеканились. Количество денег в

обращении автоматически регулировалось: повышение цен на товары толкало

оценку золота как товара вверх, как денег вниз. Понижение цен на товары

вело к тому. что золото как ювелирный товар дешевело. монетарное золото

становилось более дорогим. Недостатками металлических денег являлись: -

громоздкость в расчетах, когда речь шла о больших сделках; - потери на

истирании монет: в год эти потери составляли до трех тысяч килограммов; -

непроизводительные затраты по поддержанию золотого обращения; - при

использовании золотых денег отсутствовала необходимая эластичность по

отношению к расширению и сокращению процесса производства товаров;

-денежная масса с трудом поддавались регулированию. Начались процессы

демонетизации золота. В связи с этим золото перестало быть денежным

товаром, но осталось рыночным товаром. В настоящее время золото

используется на нужды электронной промышленности (10% от всей золотой

массы), на зубоврачебные и медицинские цели. Появилось такое явление как

тезаврация - накопление частными лицами золота в виде сокровищ как товара

инфляционного спроса.

Вопрос 25 Система кредитных денег. связана с появлением бумажных денег. В

Древнем Риме существовали ростовщики и менялы, но отношения кредитора и

должника имели личный характер и долгие переносился с одного лица на

другое. Предшественниками бумажных денег являлись складские расписки.

которые в Древнем Риме использовали ювелиры и банкиры. Им сдавались на

хранение драгоценности, а они взамен выдавали расписки, которые можно было

передавать или расплачиваться ими. Затем появились банкноты -долговые

обязательства банкиров выплатить определенную сумму денег, причем они имели

уже не частную, а публичную гарантию. т.е. обладали ликвидностью. Позже

выпуск денег взяло на се-6я государство, появились казначейские билеты,

которые не имеют внутренней стоимости, а лишь представительскую. Они

представляют собой вещание заплатить, а не саму плату. При замене денежных

знаков государством действует закон Коперника - Грешема: "Неудобные деньги

вытесняют из сферы обращения удобные деньги" В настоящее время используется

несколько типов денег: - разменные монеты - бумажные деньги - банковские

бумаги : депозиты, чеки. векселя. Все перечисленное является деньгами, т.к.

люди принимают их в качестве оплаты, ожидая, в свою очередь, что и от них

примут деньги при покупке продуктов или станка .Главной причиной, по

которой люди принимают деньги, является способность государства

гарантировать стабильность денег.

Вопрос 26 Генезис комбанков и их функции. Необходимость и функции

Центрального банка. Независимо от эмиссионной деятельности государственного

банка (выпуск новых наличных денег), размер денежной массы возрастает за

счет расширения кредитов коммерческих банков. Банки создают новые деньги,

когда выдают ссуды и, наоборот, денежная масса сокращается, когда клиенты

возвращают банкам взятые ранее ссуды Центральные банки выполняют ряд важных

функций, среди которых следует выделить: — эмиссию банкнот; — хранение

государственных золото-валютных резервов; — хранение резервного фонда

других кредитных учреждений; — денежно-кредитное регулирование экономики; —

кредитование коммерческих банков и осуществление кассового обслуживания

государственных учреждений; — проведение расчетов и переводных операций; —

контроль за деятельностью кредитных учреждений. Работа коммерческих банков

основана на двух основных постулатах: риск н прибыль. Главными источниками

кредитных ресурсов коммерческих банков являются: - средства уставного

фонда; - срочные депозиты населения н предприятии; - вклады до

востребования населения н предприятии; - получаемая прибыль. Коммерческие

банки выполняют важные функции в создании нормальных условий для развития

общественного хозяйства: - являются посредниками в накоплении и

перераспределении денежных ресурсов. - выступают в роли главных кредиторов

предпринимательской деятельности, включая государство как субъект

хозяйствования. - обеспечивают текущие расчетные операции клиентов, включая

чековое обслуживание клиентов. - занимаются размещением ценных бумаг среди

инвесторов. - осуществляют валютные операции; Право осуществлять валютные

операции коммерческим банкам предоставляет Национальный банк, выдавая

лицензии на осуществление внешнеэкономической деятельности. Лицензии бывают

трех видов: генеральная, внутренняя, разовая. Генеральная лицензия дает

право на совершение банковских операций в иностранной валюте как на

внутреннем рынке, так и на международном валютном рынке. Внутренняя

лицензия позволяет осуществлять тот же круг операций, но только на

внутреннем рынке страны. Разовые лицензии дают право на проведение

конкретной банковской операции в иностранной валюте. - осуществляют

трастовые операции; Начало трастовым операциям было положено в 40-е годы

нашего столетия. В настоящее время все крупные банки мира занимаются

трастовой деятельностью. Это выгодно и банку, и клиенту. Клиент может

заключить договор с банком о совершении операций в области инвестиционной

деятельности о вложении средств клиента в имущество. Банк при этом

гарантирует сведение риска к минимуму и высокую доходность сделки. Договор

может быть заключен на проведение операций в области ценных бумаг, их

приобретение. участие в распределении дивидендов акционерного общества.

зачисление их на расчетный счет клиентов. В области управления имуществом

договор может заключаться на продажу и покупку имущества, управление

недвижимостью, осуществление права наследования.

Вопрос 29 Принципы кредитования. 1. Срочность кредита, т.е. кредит всегда

выдается на определенный срок. 2. Возвратность кредита. 3. Целевой характер

кредита, т.е. кредит выдается банком под строго оговоренные цели.

Правильность использования кредита банк имеет право проверить. 4.

Обеспеченность кредита в виде залога имущества или ценных бумаг или

страховки банковского кредита. 5. Платность кредита – за пользование

банковскими деньгами взымается процент из прибыли предприятия. Предприятиям

и гражданам, держащим свои денежные средства на счете, банк начисляет

ДЕПОЗИТНЫЙ ПРОЦЕНТ - плату банка за пользование деньгами клиента. ССУДНЫЙ

ПРОЦЕНТ - это плата лица. берущего кредит, за пользование денежными

средствами. Выгодность денежных ссуд выражается в норме (уровне ссудного

процента). Норма ссудного процента зависит от средней нормы прибыли в

стране. обычно она не превышает норму прибыли. Определяется, исходя из

соотношения между спросом и предложением на финансовом рынке и ставкой

рефинансирования Национального банка. Если спрос высокий, то и ссудный

процент растет, так что деньги вкладываются только в высокоэффективные

производства. Если спрос низкий. то и ссудный процент низкий, расширяется

база берущих кредит и. как следствие, растет деловая активность. Разница

между ссудными депозитным процентам и составляет ПРИБЫЛЬ БАНКА. УСЛОВИЯ

ПОЛУЧЕНИЯ КРЕДИТА. 1. Предоставление бизнес - плана. 2. Предоставление

обеспечения: - залог имущества; - залог ценных бумаг; - страхование в

страховых обществах "риска невозврата", - гарантии банка. Существуют

следующие формы кредита: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КРЕДИТ - это кредит, взятый для

создания или расширения предприятия. Заемные средства используются как

капитал. приносящий прибыль. Конкурентоспособность любого предприятия

зависит от его способности осуществлять инвестиции, т.к. без них не будет

роста фирмы. Полученная прибыль распадается на предпринимательский доход,

который остается у заемщика и ссудный процент, который возвращается

кредитору. КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ - этот термин используется для в двух

случаях: 1. Когда банк выдает кредит торговой организации на осуществление

какой-либо торговой коммерческой сделки, например, приобретение крупной

партии выгодного товара. 2. В случае отсрочки платежа за товар или услугу,

предоставляемую покупателю продавцом товара. Коммерческий кредит возник в

связи с тем. что: - у мелких и средних фирм ограничена платежеспособность;

- стоимость товаров и оборудования постоянно растет; - существуют кредитные

ограничения, затрудняющие получение банковских ссуд мелкими фирмами; -

наличие долговременных хозяйственных связей (в Японии и Франции

коммерческий кредит составляет 30 % межфирменного кредита). Характеристика

коммерческого кредита: 1. Сделка ссуды не самоцель, она сопровождает сделку

купли-продажи товара. 2. Период отсрочки платежа определяется в

индивидуальном порядке между поставщиком и покупателем. Обычно она

составляет от нескольких дней до 3 месяцев и зависит от вида товара: по

продовольственным товарам она составляет несколько дней. по оборудованию -

несколько месяцев). 3. Коммерческий кредит является средством ведения

конкурентной борьбы. т.к. отсрочку платежа можно сравнить со снижением цены

на товар. 4. Ставки коммерческого кредита следуют за ставками денежного

рынка. но устанавливаются на более высоком уровне. 5. Свидетельством

совершенной сделки является вексель. ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ - это предоставление

кредита для аренды оборудования. машин. Участниками лизинговых операций

являются три стороны: предприятие -изготовитель, лизинговая компания -

арендодатель и фирма - арендатор. Лизинговая компания за счет собственных и

заемных средств (J5% ресурсов) покупает оборудование по поручению клиента.

Одновременно с приобретением оборудования лизинговая компания подписывает с

клиентом договор об аренде. После окончания договора оборудование может

перейти в собственность арендатора. Условия, оговариваемые лизинговым

договором: 1. Непрерывный срок аренды, т.е. период, в течении которого

контракт не может быть расторгнут. Срок аренды обычно соответствует периоду

амортизации оборудования или чуть меньше. 2. Сумма арендных платежей и

периодичность их выплат. 3. Возможные варианты после окончания срока

аренды: переход в собственность или аренда другого оборудования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.