Сущность налога и налоговая система
Сущность налога и налоговая система
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3
1. Сущность налога __________________________________ 5
1.1 Понятие и роль налогов ____________________________ 5
1.2. Элементы закона о налоге _________________________ 5
1.3. Виды налогов ____________________________________ 6
1.4. Функции налогов __________________________________ 7
2. Налоговая система ________________________________ 9
1. Налоговая система и ее задачи _____________________ 9
2. Виды налоговых систем ___________________________ 9
3. Принципы налогообложения ______________________ 10
3. Система налогов в Российской Федерации __________ 14
3.1. Классификация налогов в российской экономике ______ 14
3.2. Основные налоги ________________________________ 17
4. Совершенствование налоговой системы
Российской Федерации _______________________________ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________34
Список используемой литературы _________________________36
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм
государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой
системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной
источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции
налоговый механизм используется для экономического воздействия государства
на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-
технического прогресса.
Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой
цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными
потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных
этапа.
На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала
средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного
определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь
общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора
налогов возлагался на город или общину.
На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть
государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть
функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за
процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими
рамками.
И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки
все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день
сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения.
Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства,
имея ту или иную степень самостоятельности.
Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи
которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях
рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику
в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления
рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов
управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с
коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от
ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно -
правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения
субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными
бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи
налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков,
включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых
льгот инвесторам.
В условиях перехода от административно - директивных методов
управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как
регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей
народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство,
проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность
развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных
предприятий.
Посредством налогов государство воздействует на определенные
общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом
конституционного права.
Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991
году, когда в декабре был принят пакет законопроектов о налоговой
системе. Среди них закон “Об основах налоговой системы в Российской
Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на
добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень налогов,
сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России,
определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также
права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из
этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили
силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации
(части I и II).
Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать
определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо
решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести
элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы
живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию
и основные виды налогов в российской экономике. Чтобы раскрыть понятие
налоговой системы нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее
задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы
налогообложения.
Сущность налога
8 Понятие и роль налогов
Существование любого современного государства неразрывно связано с
налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин
Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный
принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить
законно установленные налоги и сборы».[1]
Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как
они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципальных образований. [2]
В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван
пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с
организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий
совершения государственными органами юридически значимых действий в
отношении плательщиков сборов.[3]
Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях
безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер
наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в
одностороннем порядке.
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других
обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения
образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы
(прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности
налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными
ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества,
добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты,
установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы
закреплены в Налоговом кодексе РФ.
1. ЭЛЕМЕНТЫ ЗАКОНА О НАЛОГЕ.
Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы
исчисления и способы уплаты и взимания налогов.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены
налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
. объект налогообложения – это операции по реализации товаров (работ ,
услуг), имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые
количественно, которые служат базой для исчисления налога;
. налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика
объекта налогообложения;
. налоговый период – определенный период времени, по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая
уплате;
. налоговая ставка – величина налоговых отчислений с единицы объекта
налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде
процента и называется налоговой квотой,
. порядок исчисления налога – конкретный порядок уплаты налога, который
устанавливается законодательством о налогах;
. порядок и сроки уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен
налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение,
не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от
просроченного срока.
3. ВИДЫ НАЛОГОВ
Налога бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество:
подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное
страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые
социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе
налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на
перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного
физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид
— налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран
заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые
в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и
ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью
переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело
обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в
арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные
налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени
эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем
менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на
потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога
перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В
долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя
перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой
эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к
сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения— к
сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или
перелив капитала в другие сферы деятельности.
Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные
налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на
единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные —
действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета
дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание
величины ставки по мере роста дохода Прогрессивные налоги — это те налоги,
бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки
предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода Регрессивный
налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет
при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические.
Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов
государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо
определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение
(например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные
фонды).
4. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов
проявляется через их функции. Налоги выполняют пять важнейшие
функции:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов
(фискальная функция).
2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения
между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания
неравенства между ними (социальная функция).
4. Стимулирующая функция.
5. Контрольная функция
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую
очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и
граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той
части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников
доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития -
учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части
государственного бюджета. Важную роль играет функция, без которой в
экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.
Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика.
Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не
регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется,
какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни
были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования
принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-
экономическими методами — путем применения отлаженной системы
налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное
место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя
налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,
вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для
ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует
решению актуальных для общества проблем.
Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством
налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые
затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и
социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых
программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов
государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,
доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной
инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с
длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады,
добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях
значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие
сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно
отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.
Контрольная функция налогов. Сущность ее состоит в количественном
отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений.
Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в
известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы
налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном
объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы
налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов
явление частое.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный
характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
2. Налоговая система
2.1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЁ ЗАДАЧИ.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в
установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая
является важнейшим механизмом системы государственного регулирования
экономики.
Налоговые системы развитых стран складываются под влиянием различных
экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы
различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по
фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д.
Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами
с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду
производства, создание благоприятных условий для развития
предпринимательства; реализация социальных программ.
Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной
части государственного бюджета). Но так же существуют и другие функции
-ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и
объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование
научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической
деятельности.
Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:
1. Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;
2. Минимизация расходов по взиманию налогов.
Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход
государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными
налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы
на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней
занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также
от уровня ставок налогов.
2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ.
Существует три вида налоговых систем: глобальная, дифференцированная и
смешанная.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических
лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает
планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная
налоговая система шире применяется в западных государствах. При
дифференцированной системе все доходы делятся на группы в зависимости от
источника их получения (активные и пассивные доходы), к которым применяются
различные ставки. В смешанной системе присутствуют элементы глобальной и
дифференцированной систем.
Примером перехода от глобальной к дифференцированной системе
налогообложения может служить процесс совершенствования налоговой системы
Российской Федерации, которая с 1991 года превратилась из глобальной
Страницы: 1, 2, 3, 4
|