рефераты скачать

МЕНЮ


Сущность налога и налоговая система

Сущность налога и налоговая система

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ _______________________________________________ 3

1. Сущность налога __________________________________ 5

1.1 Понятие и роль налогов ____________________________ 5

1.2. Элементы закона о налоге _________________________ 5

1.3. Виды налогов ____________________________________ 6

1.4. Функции налогов __________________________________ 7

2. Налоговая система ________________________________ 9

1. Налоговая система и ее задачи _____________________ 9

2. Виды налоговых систем ___________________________ 9

3. Принципы налогообложения ______________________ 10

3. Система налогов в Российской Федерации __________ 14

3.1. Классификация налогов в российской экономике ______ 14

3.2. Основные налоги ________________________________ 17

4. Совершенствование налоговой системы

Российской Федерации _______________________________ 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________34

Список используемой литературы _________________________36

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе

с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм

государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой

системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной

источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции

налоговый механизм используется для экономического воздействия государства

на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-

технического прогресса.

Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой

цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными

потребностями.

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных

этапа.

На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала

средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного

определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь

общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора

налогов возлагался на город или общину.

На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть

государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть

функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за

процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими

рамками.

И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки

все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день

сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения.

Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства,

имея ту или иную степень самостоятельности.

Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи

которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях

рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику

в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления

рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом

управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов

управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с

коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от

ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно -

правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения

субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными

бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи

налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков,

включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых

льгот инвесторам.

В условиях перехода от административно - директивных методов

управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как

регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей

народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство,

проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность

развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных

предприятий.

Посредством налогов государство воздействует на определенные

общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом

конституционного права.

Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991

году, когда в декабре был принят пакет законопроектов о налоговой

системе. Среди них закон “Об основах налоговой системы в Российской

Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на

добавленную стоимость” и другие. Эти законы установили перечень налогов,

сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России,

определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также

права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из

этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили

силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации

(части I и II).

Цель моей курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать

определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо

решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести

элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы

живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию

и основные виды налогов в российской экономике. Чтобы раскрыть понятие

налоговой системы нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее

задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы

налогообложения.

Сущность налога

8 Понятие и роль налогов

Существование любого современного государства неразрывно связано с

налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин

Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный

принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить

законно установленные налоги и сборы».[1]

Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как

они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный

платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения

принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения

деятельности государства и (или) муниципальных образований. [2]

В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван

пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с

организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий

совершения государственными органами юридически значимых действий в

отношении плательщиков сборов.[3]

Налог является индивидуально безвозмездным, взыскивается на условиях

безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер

наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной властью в

одностороннем порядке.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других

обязательных платежей (далее налоги), а также форм и методов их построения

образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы

(прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности

налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными

ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества,

добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты,

установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы

закреплены в Налоговом кодексе РФ.

1. ЭЛЕМЕНТЫ ЗАКОНА О НАЛОГЕ.

Законодательными актами государство устанавливает конкретные методы

исчисления и способы уплаты и взимания налогов.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены

налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

. объект налогообложения – это операции по реализации товаров (работ ,

услуг), имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые

количественно, которые служат базой для исчисления налога;

. налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика

объекта налогообложения;

. налоговый период – определенный период времени, по окончании которого

определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая

уплате;

. налоговая ставка – величина налоговых отчислений с единицы объекта

налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде

процента и называется налоговой квотой,

. порядок исчисления налога – конкретный порядок уплаты налога, который

устанавливается законодательством о налогах;

. порядок и сроки уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен

налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение,

не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от

просроченного срока.

3. ВИДЫ НАЛОГОВ

Налога бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество:

подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное

страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые

социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе

налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на

перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного

физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид

— налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран

заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые

в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и

ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью

переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело

обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в

арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные

налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени

эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем

менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на

потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога

перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В

долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя

перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой

эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к

сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения— к

сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или

перелив капитала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные

налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на

единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные —

действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета

дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание

величины ставки по мере роста дохода Прогрессивные налоги — это те налоги,

бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки

предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода Регрессивный

налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет

при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические.

Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов

государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо

определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение

(например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные

фонды).

4. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов

проявляется через их функции. Налоги выполняют пять важнейшие

функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов

(фискальная функция).

2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения

между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания

неравенства между ними (социальная функция).

4. Стимулирующая функция.

5. Контрольная функция

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую

очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и

граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той

части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников

доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития -

учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части

государственного бюджета. Важную роль играет функция, без которой в

экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.

Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика.

Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не

регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется,

какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни

были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования

принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-

экономическими методами — путем применения отлаженной системы

налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,

выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное

место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя

налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,

вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для

ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует

решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством

налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые

затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и

социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых

программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов

государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,

доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной

инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с

длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады,

добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях

значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие

сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно

отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Контрольная функция налогов. Сущность ее состоит в количественном

отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина, в

известной мере, зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы

налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном

объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы

налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов

явление частое.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный

характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

2. Налоговая система

2.1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЁ ЗАДАЧИ.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в

установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая

является важнейшим механизмом системы государственного регулирования

экономики.

Налоговые системы развитых стран складываются под влиянием различных

экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы

различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по

фискальным полномочиям различных уровней власти и т.д.

Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами

с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду

производства, создание благоприятных условий для развития

предпринимательства; реализация социальных программ.

Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной

части государственного бюджета). Но так же существуют и другие функции

-ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и

объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование

научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической

деятельности.

Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами:

1. Полнота выявления источников в целях обложения их налогом;

2. Минимизация расходов по взиманию налогов.

Эффективность налоговой системы определяется как чистый доход

государства от поступления налогов, т.е. как разница между взысканными

налогами и издержками взимания. Степень воздействия всей налоговой системы

на экономическую конъюнктуру зависит от того, какой удельный вес в ней

занимают отдельные виды налогов, обладающие разной эластичностью, а также

от уровня ставок налогов.

2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ.

Существует три вида налоговых систем: глобальная, дифференцированная и

смешанная.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических

лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает

планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная

налоговая система шире применяется в западных государствах. При

дифференцированной системе все доходы делятся на группы в зависимости от

источника их получения (активные и пассивные доходы), к которым применяются

различные ставки. В смешанной системе присутствуют элементы глобальной и

дифференцированной систем.

Примером перехода от глобальной к дифференцированной системе

налогообложения может служить процесс совершенствования налоговой системы

Российской Федерации, которая с 1991 года превратилась из глобальной

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.