рефераты скачать

МЕНЮ


Структура инвестиций

и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста

инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:

1. с неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному

освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;

2. с неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные

предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав

собственности, значительный риск не возврата средств из-за плохого

управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам

уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия,

ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).

В мировой практике существует два основных направления для

изменения структуры экономики:

1. ориентация на экспорт;

2. развитие импортозамещающих отраслей.

Для того, чтобы в каком направлении должна измениться структура

российской экономики, необходимо сделать небольшой анализ сложившейся

ситуации.

После распада СССР Россия ушла с освоенных рынков стран СЭВ и ряда

других развивающихся стран и переориентировалась на капиталистические

страны, где выше конкуренция и требования продукции.

Из-за не конкурентоспособности нашей продукции Россия стала все больше

превращаться в топливно-сырьевой придаток развитых стран. Это в свою

очередь привело к истощению недр, износу (моральному и физическому)

основных фондов, приближение внутренних цен к мировым (при российских

доходах) или их превышение.

Увеличение экспорта нефти и газа произошло из-за сокращения

потребления энергоресурсов в стране. Но это имеет свои пределы:

- исчерпание богатых месторождений;

- при возможно росте производства – увеличение спроса на

энергоносители.

Таким образом, можно сказать, что для России предпочтительны как

первый, так и второй варианты изменения структуры экономики:

1. ориентация на экспорт возможна только при вывозе готовой продукции

(технологически и конкурентоспособной);

2. развитие импортозамещающих отраслей при использовании собственного

сырья (без лишних трат на импортирование).

Поэтому совершенствование структуры инвестиций идет по

нескольким направлениям:

- создание условий для рыночной оценки активов предприятий. Кроме

очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой

акций, это позволит предприятию формировать более рациональную

стратегию в отношении использования собственных активов;

- внесение изменений в амортизационную политику, направленные на ее

либерализацию. Повышение степени свободы реформированных

предприятий при выборе методов амортизационной политики

(использование ускоренной амортизации, нелинейных методов

амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с

применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет,

специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и

укрупнение норм амортизации.

- последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём

развития многообразных форм собственности, повышение роли

внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для

финансирования их инвестиционных проектов;

- государственная поддержка предприятий за счет централизованных

инвестиций;

- размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и

государственное финансирование инвестиционных проектов

производственного назначения строго в соответствии с федеральными

целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

- усиление государственного контроля за целевым расходованием средств

федерального бюджета;

- совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных

инвестиций;

- значительное расширение практики совместного государственно-

коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Также одним из основных направлений является внедрение новых форм

инвестиций.

Новые формы инвестиций.

Новые формы инвестиций – совместные предприятия и соглашения о

сотрудничестве между компаниями, находящимися в «пограничной» области между

экспортом и иностранными дочерними предприятиями, полностью контролируемыми

иностранными холдингами (так называемые «традиционные формы инвестиций»).

Термин «новые формы инвестиций» охватывает широкий спектр

международных операций с одним общим знаменателем: иностранная компания

предоставляет активы – материальные и нематериальные – из которых

формируются ресурсы для инвестиционного проекта или предприятия в

принимающей стране. При этом иностранная компания не является владельцем

контрольного пакета.

Существуют такие новые формы инвестиций как совместное предприятие, в

котором доля иностранного капитала не превышает 50%, лицензионное

соглашение, контракты на управление, контракты «под ключ» и «на готовую

продукцию, а также на совместное производство и международные субподряды.

В настоящее время многие страны проводят политику либерализации

привлечения прямых инвестиций. Тем не менее, как показывает практика,

значение НФИ будет расти. В одних случаях они будут вытеснять прямые

инвестиции, в других – дополнять.

Известно также, что транснациональные корпорации, впервые выходящие на

рынок, часто прибегают к НФИ, чтобы конкурировать с уже закрепившимися на

рынке фирмами. ТНК, впервые выходящие на рынок, могут предложить

принимающей стороне право совместного владения или более свободный доступ к

технологиям в обмен на преимущественный (или исключительный) выход на

местный рынок (это становится характерным для России, где по-прежнему

господствуют «естественные» монополии).

Многие кампании на собственном опыте убедились в преимуществе новых

форм инвестиций перед традиционными. НФИ позволяют защищаться от рисков и

повысить соотношение собственных и заемных средств компании. Другие

компании, появившиеся на рынке, убеждаются, что НФИ являются эффективным

средством проникновения на новые рынки, получения там своих «ниш» в

условиях конкуренции с ТНК.

Что касается принимающих стран, то НФИ имеют для них также важное

значение, но при этом возрастает степень риска. Особенно следует выделить

риск, связанный с принятием решений относительно целесообразности

инвестиций и объема производственных мощностей. Такие решения принимаются

местными компаниями и правительствами и не всегда могут быть связаны с

конъюнктурой мирового рынка и поставками технологий.

Результатом использования НФИ может оказаться сохранение зависимости

принимающих стран от иностранных компаний относительно новых технологий и

выхода на мировой рынок. Наиболее важным преимуществом НФИ с точки зрения

принимающих стран является возможность усиления контроля над процессом

роста капитала и повышения доли в доходах от инвестиций. Одна из актуальных

проблем для конкретной страны заключается в извлечении максимальной выгоды

из инвестиций.

Можно сделать вывод, что НФИ формируют институциональные экономичные и

организационные условия, в которых предприниматели, владельцы материальных

активов и финансового капитала объединяют усилия при отделении права

собственности от функции контроля, разделяя между собой риски и

ответственность за результаты экономической деятельности.

Среди первоочередных мер, которые следовало бы осуществить в рамках

инвестиционно-структурной политики необходимо назвать такие как:

1. прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народно-

хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством

предоставления налоговых льгот или налогового кредита;

2. вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и

магистральной инфраструктуры;

3. финансирование реального сектора экономик за счет увеличения сбережений

и их трансформации в инвестиции;

4. побуждение к инвестициям приватизированных предприятий реального

сектора.

Глава 3. Роль структурных преобразований в формировании предпосылок

для экономического роста.

Прежде, чем рассматривать, как структурные преобразования влияют на

экономический рост, необходимо дать понятие роста, его основных моделей и

определить источники.

Экономический рост – это долговременные изменения естественного уровня

реального объема производства, связанные с развитием производительных сил

на долгосрочном временном интервале.

Сущность же состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне

основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных

ресурсов и безграничностью общественных потребностей.

Источники экономического роста.

Для экономики как науки этот вопрос является актуальным и по сей день.

Карл Маркс связывал переход от одного равновесного состояния к другому

с накоплением капитала. В его модели источником накопления капитала

является прибавочная стоимость, которая возникает в результате эксплуатации

рабочих капиталистами или несовершенства отношений собственности. Но такое

развитие ведет к гибели экономической системы.

Согласно теории Дж. Кейнса несовершенство рыночного механизма

выступает как источник несовпадения эффективного спроса с уровнем

потенциального ВНП.

По теории Й. Шумпетера источник находится внутри самой экономической

системы и обусловлен инновациями:

1. создание нового товара или придание новых свойств старому;

2. внедрение новых технологий;

3. освоение нового рынка сбыта;

4. использование нового источника сырья и (или) энергии;

5. изменения в организации производства, связанные с усилением или

устранением монополистических элементов.

Основные модели экономического роста.

Двухфакторная модель Кобба – Дугласа.

Рассматриваемая здесь производственная функция Кобба – Дугласа

является простейшей неоклассической моделью и имеет вид:

Y= AK? L? ,

где K, L – затраты капитала и труда

?, ? – коэффициенты эластичности выпуска по капиталу и труду

? = ?Y/?K * K/L

? = ?Y/?L * L/Y

Они показывают, на сколько % увеличится или уменьшится выпуск при

изменение капитала и труда

Если ? + ? = 1, то наблюдается постоянная отдача факторов

производства

Если ? + ? > 1, то это свидетельствует о возрастающей отдаче факторов

Если ? + ? < 1, то это указывает на снижение отдачи факторов

Модель Е. Домара.

Основной вклад Е. Домара в теорию роста состоит в том, что он обратил

внимание на необходимость учета обоих факторов инвестиций, т. е.

мультипликатора и акселератора.

Им была предложена модель динамического равновесия, состоящая из трех

уравнений: предложения, спроса и равновесного роста.

Уравнение предложения базируется на предположение о том что,

инвестиции, осуществляемые в текущем периоде, увеличивают капитал в

следующем

I t-1= ?K t = K t – K t-1

При заданном уровне развития техники и отсутствии взаимозаменяемости

факторов производства производительность капитала (Y/K = ?)

является величиной постоянной и не меняется с увеличением размера капитала.

В этом случае предложение благ в периоде t описывается формулой:

?Yts = ? * ?K t = ? * I t-1

Приращение спроса на блага в периоде t определяется на основе

мультипликатора:

?Ytd = ? I t / S y

где S y – предельная склонность к сбережениям

Уравнение равновесного роста описывается равенством между приростами

спроса и предложения

?Ytd = ?Yts

С учетом предыдущих уравнений оно может быть представлено в виде:

? * S y = ? I t / I t-1

Из модели Домара следует, что при принятых предпосылках для

поддержания полной занятости и равновесия на рынке благ необходимо

постоянно увеличивать объем инвестиций заданным темпом. В том случае, если

объем инвестиций окажется меньшим, чем необходимо для равновесного роста,

экономическая система будет все дальше отклоняться от равновесной

траектории.

Таким образом, равновесие в модели Домара неустойчиво в том смысле,

что в ней не предусмотрено механизма, возвращающего экономику в состояние

равновесия после отклонения от него.

Модель Р. Харрода.

Р. Харрод поставил перед собой задачу описать сбалансированный рост,

основываясь не только на уравнениях, но и на анализе психологических

мотивов поведения предпринимателей.

Поведение предпринимателей в модели описывается следующим образом:

Yt-1d >Yt-1s - предприниматели увеличивают темп расширения объема

производства

Yt-1s > Yt-1d - уменьшают этот темп, а в условиях, когда равновесие

было достигнуто , сохраняют сложившийся темп.

В математической форме это можно представить в виде:

(Yts - Yt-1s)/ Yt-1s = n * ((Yt-1s - Yt-2s)/ Yt-2s)

где n > 1 – при Yt-1d >Yt-1s

n < 1 – при Yt-1d

n = 1 – при Yt-1d =Yt-1s

Преобразовав это уравнение, можно получить формулу, описывающую

зависимость общего объема предложения в году t от результатов предыдущего

развития:

Yts = Yt-1s *(n * ((Yt-1s - Yt-2s )/ Yt-2s ) + 1) (1)

Для выявления совокупного спроса на блага Харрод первоначально

определяет объем спроса на инвестиции, основываясь на принципе

акселератора:

I t = V(Yt - Yt-1)

где V – акселератор, показывающий, какой объем дополнительных

инвестиций индуцируется приростом объема продаж в предыдущем году.

На основе инвестиционного спроса с учетом принципа мультипликатора

определяется совокупный спрос:

Ytd = I t / S y = V(Ytd - Yt-1d) / S y (2)

Для того чтобы экономический рост был равновесным, необходимо, чтобы

соблюдалось равенство между уравнениями (1) и (2)

Yt-1s *(n * ((Yt-1s - Yt-2s )/ Yt-2s ) + 1) = V(Ytd - Yt-1d) / S y

Если в предшествующем периоде рост был равновесным (Yt-1d -Yt-1s),

тогда n = 1 и темп прироста в текущем периоде будет равен темпу прироста в

предшествующем периоде:

? I t / I t-1 = (Yt - Yt-1 )/ Yt-1 = (Yt-1 - Yt-2 )/ Yt-2 (3)

С учетом вывода о постоянстве темпа прироста, который следует из

выражения (3), уравнение сбалансированного роста (2) приме вид:

V / S y * ? I t / I t-1 +1 или ? I t / I t-1 = S y / (V - S y)

Это означает, что, если в силу каких бы то ни было соображений,

предприниматели планируют темп прироста предложения, равный S y

/ (V - S y), их ожидания полностью сбываются, и они будут впредь расширять

производство тем же темпом. В результате экономика будет развиваться по

равновесной траектории.

Если предприниматели планируют темп прироста, отличный от того,

который гарантирует достижение равновесия, то равновесие в модели Харрода,

так же как и в модели Домара, оказывается не устойчивым.

Вывод: Равновесный рост не устойчив и поэтому требуется госу-

дарственное регулирование роста экономики. Поскольку

параметр d в модели Домара и параметр V модели Харрода определяются уровнем

развития техники, то в качестве регулирующего параметра государству следует

использовать, воздействуя на склонность к сбережениям методами кредитно-

бюджетной политики.

Модель межотраслевого баланса В. Леонтьева («затраты - выпуск»)

Данная модель является одной из важнейших моделей экономического

роста.

В. Леонтьев представил в форме шахматной таблицы материальные и

стоимостные потоки национального хозяйства. Особенность модели состоит в

том, что число этих потоков не ограничено, все зависит от объема информации

и необходимых вычислительных средств.

Межотраслевой баланс производства и распределения общественного

продукта с разбивкой на несколько сот отраслей составляется во многих

странах мира, он позволяет оценить пройденный экономикой путь и

прогнозировать ее развитие.

В. Леонтьев впервые применил данный метод в США для изучения

американской экономики.

Принципиальная схема межотраслевого баланса представлена в виде

таблицы 6. Межотраслевой баланс состоит из четырех квадрантов:

I. показатели материальных издержек на производство продукции;

II. показатели конечной продукции, используемой на непроизводственное

потребление, накопление и экспорт;

III. показатели чистой продукции (оплата труда, прибыль, налоги);

IV. перераспределение чистой продукции.

В ценностном выражении в столбцах межотраслевого баланса выражено

формирование затрат валовой продукции, по строкам (горизонтали) –

распределение этой же продукции. Используя эти данные, легко определить

удельные затраты. Для этого выбранный показатель столбца или строки делится

на величину валового продукта.

Используя автономные и производные инвестиции, можно определить,

какая модель экономического роста возможна для применения в российской

экономике.

Автономные инвестиции – это частные и государственные

капиталовложения, осуществляемые в результате технических нововведений, и

независящие от состояния и объема ВНП. Эти инвестиции, осуществленные в

виде первоначальной «инъекции» , вследствие эффекта мультипликатора

приводят к росту ВНП. Оживление деловой активности, рост занятости приведут

к повышению склонности к инвестициям, к производным инвестициям , зависящим

от динамики ВНП. Производные инвестиции , накладываясь на автономные,

усиливают экономический рост (эффект акселератора).

То есть, при увеличении инвестиции в НТП, для Росси более

приемлема Р. Харрода.

Влияние инвестиций на экономический рост.

В России формирование нового качества экономического роста связано с

осуществлением глобальных преобразований, проводимых с помощью рыночных

реформ, которые призваны стимулировать деловую активность и изменить (в

лучшую сторону) структуру инвестиций.

Высокая Х-неэффективность экономики, порожденная огосударствлением

собственности на факторы производства, высоким уровнем монополизма,

мягкостью бюджетных ограничений, привела к невосприимчивости предприятий к

НТП. Эта невосприимчивость усиливалась замкнутым характером экономики,

неразвитостью рыночных отношений, подавлением предпринимательской

инициативы.

Макроэкономические результаты такого развития выразились в низкой

конкурентоспособности отечественной продукции, высокой затратоемкости

производства и значительном отставании уровня жизни населения от развитых

стран. Поэтому для России необходим рост инвестиций, направляемых на

увеличение возможностей предприятий внедрять достижения НТП.

Также большую роль играют инвестиции , направляемые в человеческий

капитал. Человеческий капитал представляет собой меру воплощения в человеке

способности приносить доход. Это не только врожденные способности, но еще

и образование, и приобретенную квалификацию.

В нашей же стране наблюдается отток квалифицированных кадров за

границу. Но при увеличении данных инвестиций отдачу получат как индивидуум,

так и общество (а следовательно и экономика) в целом. Индивидуум – в виде

высокой зарплаты, а экономика – роста ВВП.

Оживлении деловой активности в реальном секторе , неизбежно вызовет

структурные сдвиги экономики, а как следствие достижение экономического

роста. Это произойдет из-за увеличения доли малых и средних

конкурентоспособных предприятий и образования объединений корпоративного

типа.

Опираясь на формирование таких предприятий, развивалась экономика США,

Германии, Японии и других стран.

А, как известно, в высокоразвитой экономике производится наибольшие

объемы ВВП в расчете на одного работающего, постоянно повышается качество и

конкурентоспособность продукции.

Для создания условий экономическому росту необходимо совершенствовать

инвестиционную политику по следующим направлениям:

1. переориентация инвестиционной политики на наукоемкие отрасли;

2. сосредоточение инноваций на предприятиях , в технопарках и т.

д.;

3. создание условий для самостоятельной инновационной деятельности.

Влияние структуры инвестиций на экономический рост.

Определяющим условием перехода экономики от кризиса к экономическому

росту является взаимодействие финансовой устойчивости и развитие

производства.

Такое взаимодействие можно обеспечить за счет корректирования

соотношения между элементами структуры инвестиций.

Так при рассмотрении по источникам финансирования, можно сказать , что

увеличение доли государственных инвестиций затронет всю структуру в целом.

В первую очередь появится возможность обновления основного капитала,

т. е. внедрения новых технологий, что позволит продукции стать более

конкурентно способной. Таким образом можно будет провести переориентацию на

экспорт. Далее высвобожденные собственные средства можно будет направить

на увеличение запасов.

Но при этом недопустимо долгосрочное бюджетное дефицитное

финансирование за счет налогоплательщиков, т. к. это может привести к

резкому сокращению частных инвестиций.

Большую роль в создании предпосылок для экономического роста могут

сыграть и инвестиции в создание предприятий со смешанной формой

собственности (такая практика в Самарской области делает наш регион более

привлекательным для инвестирования – КО «Россия», ЗАО «КОКА-КОЛА»).

Увеличение финансирования строительства как элемента структуры

инвестиций так же создает необходимые предпосылки росту. Инвестирование

возведения объектов производственного назначения позволит снизить затраты

на капитальный ремонт, а освободившиеся средства направить, например, в

сельское хозяйство. Здесь инвестиции так же необходимы. Это и обновление

техники, и улучшение семенной и кормовой баз , что повысит качество сырья,

направляемого на дальнейшую переработку в промышленность (с качественным

сырьем работать намного лучше и легче). Повышение доли строительства

непроизводственного назначения, в первую очередь жилья по целевым

федеральным программам, позволит улучшить условий жизни населения. А,

значит, повысится производительность труда, качество продукции и,

следовательно, уровень заработной платы.

Рост уровня доходов, при умеренных темпах инфляции, приведет к

увеличению сбережений, которые формируют необходимую финансовую базу

инвестиций.

Создание необходимых условий для развития малого бизнеса (умеренное и

льготное налогообложение), позволит увеличить приток частных инвестиций во

все сферы отрасли экономики.

Все элементы структуры инвестиций, так или иначе, связаны между собой.

И поэтому для формирования предпосылок для экономического роста нельзя

использовать отдельно, например, технологическую структуру или по отраслям

экономики и т. д., а исключительно в тесной взаимосвязи. Только при

качественном скачке всего целого можно добиться результата.

Заключение.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в

российскую экономику является жизненно важным средством устранения

инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной

деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих

рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к

Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему

их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное

условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так

и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил,

сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли

понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.

В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой

режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях

составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе

законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет

усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о

концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет

также законодательное определение прав собственности на землю. Для

облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на

российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный

центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской

стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата

требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в

стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и

специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения

инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

- достижение национального согласия между различными властными

структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими

общественными организациями;

- радикализация борьбы с преступностью;

- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за

исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и

стимулирования производства;

- мобилизация свободных средств предприятий и населения на

инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам

и вкладам;

- внедрение в строительство системы оплаты объектов за

конечную строительную продукцию;

- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным

инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы

полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала

по сравнению с другими направлениями их деятельности;

- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным

перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо

отметить:

- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и

конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и

страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических

и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических

центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России

проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и

оперативном оформлении сделок "под ключ";

- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга

инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к

его полной конвертируемости.

Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты

правительством в ближайшее время и помогут притоку инвестиций.

Список используемой литературы.

1. Экономическая теория. / Под редакцией А. И. Добрынина – Санкт-

Петербург, 1999г.

2. Введение в рыночную экономику. / Под редакцией А. Я. Лившица- М.,

1994г.

3. Яковец Ю. В. Источники цивилизаций – М., 1997г.

4. С. Авраменко. Новые формы инвестиций в условиях переходной

экономики. // Экономист. №3, 1993г.

5. Григорьев А. В поисках пути к экономическому росту. // Вопросы

экономики. №8, 1998г.

6. Иванченко В. Инвестиции экономического роста. // Экономист №11,

1996г.

7. Экономическая теория. \ Под редакцией В. Д. Камаева – М., 1998г.

Российский статистический ежегодник. – М., 1999г.

8.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.