рефераты скачать

МЕНЮ


Статистический анализ инфляции и методы ее измерения

|Картофель |8 |90 |1210 |3626,7 |

|Капуста свежая |4,4 |66,2 |588,1 |1951,2 |

|Яблоки |2,3 |90 |857,1 |2695,7 |

|Пиво | | | | |

| | | | | |

|Индекс цен на |2,7 |72,1 |677,6 |2236,2 |

|продовольственные | | | | |

|товары, в разах к 1990 | | | | |

|г. | | | | |

При анализе данных о росте цен на отдельные продукты продовольствия

обращает на себя внимание тот факт, что общий индекс продовольственных цен

вырос за эти годы значительно меньше, чем индексы цен на продукты

первоочередной потребности (см. табл. 4). Что же касается номинальных

доходов, то с декабря 1990 г. по декабрь 1994 г. они выросли, по данным

Госкомстата, в l829 раз - т.е. меньше, чем в целом цены на продовольствие и

значительно меньше, чем цены на первоочередные продукты продовольствия. Эта

закономерность сохранилась и в 1995 г.: рост цен на продовольственные

товары с декабря 1994 по декабрь 1995 г. составил 223%, в том числе на мясо

и мясопродукты - 224, молоко и молочные продукты - 229, хлеб и

хлебобулочные изделия - 318, на макаронные изделия - 236%. За тот же период

душевые денежные доходы россиян возросли ни 198%. С одной стороны,

отставание роста доходов от роста цен на первоочередные продукты объясняет,

почему повышением номинальных доходов не компенсируется снижение

покупательной способности заработков россиян даже в условиях снижения

темпов инфляции. С другой - неблагоприятная динамика цен и доходов

вынуждает малообеспеченное население резко менять традиционную структуру

питания в пользу малополезной либо некачественной продукции. Не случайно

заболеваемость органов пищеварения в России с 1990 по 1994 г. увеличилась

на 22%, а болезнями эндокринной системы, нарушения обмена веществ и

иммунитета - на 44%.

По свидетельству Госкомстата России, в структуре потребительских расходов

домашних хозяйств доля расходов на питание остается наиболее затратной

частью бюджета семьи. В 1995 г. она составила 52% и увеличилась по

сравнению с 1994 г. на 5%. Однако эти усредненные данные - весьма желанная

пропорция для многих. Помимо четверти населения, квалифицируемого

статистикой как "бедное" (чьи доходы не достигают прожиточного минимума),

существует большая группа малообеспеченных - чьи доходы чуть выше

прожиточного минимума, но на серьезные непродовольственные покупки все

равно не хватает средств. Так, в 1995 г. от 53 до 60% россиян имели доходы

ниже 150% прожиточного минимума.

Чтобы иметь представление о возможности затрат на непродовольственные

товары доброй половины россиян в 1995 г., необходимо соотнести приведенные

ниже средние цены на отдельные непродовольственные товары отечественного и

зарубежного производства (табл. 5) с размером текущего прожиточного

минимума россиянина (в ноябре 1995 г. - 313 тыс.руб.). При этом стоит

принять во внимание условность приводимых Госкомстатом цен на товары, чьи

качество и внешний вид остаются за пределами воображения.

Итак, цена на мужскую демисезонную куртку отечественного производства

составляла в ноябре 1995 г. 60% прожиточного минимума, женское демисезонное

пальто отечественного производства- 127, а отечественные детские колготки -

более 3%. Что касается товаров зарубежного производства, то, судя даже по

тем, весьма условным ценам, которые приведены в табл. 5, многим они

недоступны.

Еще одной немаловажной и обязательной статьей расходов населения является

оплата услуг. Тарифы на платные услуги населению в последние годы росли в

целом быстрее, чем цены на продовольственные и тем более на многие

непродовольственные товары [Приложение, табл. 6]. В итоге цены на платные

услуги населению в декабре 1994 г. выросли по сравнению с уровнем 1990 г.

примерно в 6000 раз, что как свидетельствуют вышеприведенные данные, выше

вдвое общего индекса цен на продовольствие и втрое роста средних

номинальных душевых доходов.

Таблица 5

Уровни цен на отдельные непродовольственные товары в ноябре 1995 г. [30,

стр.130].

|Товары |Цена товара, за единицу, %|

| |к прожиточному минимуму|

| |отечественног|зарубежного |

| |о | |

|Куртка мужская из смесовых |60,3 |73,9 |

|тканей | | |

|на утепленной подкладке | | |

|Плащ мужской из смесовых |65,0 |76,0 |

|тканей |106,5 |154,8 |

|Костюм мужской |127,0 |267,1 |

|Пальто женское демисезонное |64,0 |80,3 |

|Плащ женский из смесовых | | |

|тканей |33,2 |39,1 |

|Куртка детская из смесовых | | |

|тканей |1.7 |2,6 |

|на утепленной подкладке |3,1 |4,7 |

|Колготки женские за пару |57,8 |94,8 |

|Колготки детские за пару |70,5 |139,1 |

|Сапоги мужские за пару | | |

|Сапоги зимние женские за | | |

|пару | | |

В 1995 г. опережающий рост тарифов относительно цен на товары сохранился,

увеличившись за год в 3,3 раза (табл. 6; Приложение, табл.6). За 1995 г.

наиболее существенно для населения подорожали такие виды платных услуг,

увеличение цен и тарифов, на которые регулировалось местными

администрациями. Так, но данным Госкомстата России, среди коммунальных

услуг плата за газ сетевой выросла только в 1995 г. в 20 раз, за горячее

водоснабжение, отопление и канализацию - в 4,5-5,1 раза, квартплата в домах

муниципального жилищного фонда и эксплуатационные расходы в домах ЖСК и

приватизированных квартирах выросли в 4 раза.

Таблица 6

Сводные индексы потребительских цен, декабрь к декабрю

предыдущего года, раз [30, стр.130].

|Товары и платные |1991г|1992г|1993г|1994 |1994/|1995г|1995/|

|услуги |. |. |. | |1990г|. | |

| | | | | |. | |1990г|

| | | | | | | |. |

| | | | | | | | |

|Все товары и |2,6 |26,1 |9,4 |3,2 |2041,|2,3 |4694,|

|платные услуги, | | | | |2 | |8 |

| | | | | | | | |

|в том числе: |2,7 |26,7 |9,4 |3,3 | |2,2 | |

|продовольственные |3,1 |26,7 |7,4 |2,7 |2236,|2,2 |4919,|

| |1,5 |24,7 |7,5 |2,3 |2 |2,3 |7 |

|(без алкоголя) |1,8 |22,2 |24,1 |6,2 |1653,|3,3 |3638,|

|непродовольственны| | | | |7 | |2 |

|е | | | | |639,1| |1470,|

|алкоголь | | | | | | |0 |

|платные услуги | | | | |5970,| |19703|

| | | | | |8 | |,7 |

| |

Таким образом, если в первые годы рыночных реформ снижение покупательной

способности доходов происходило за счет опережающего роста цен на

продовольствие и предметы длительного пользования, то затем - за счет

ускоренного роста цен на платные услуги населению. Удорожание платных услуг

хорошо иллюстрируют сводные индексы потребительских цен и тарифов в 1991-

1995 гг., а также данные о сокращении физического объема розничного

товарооборота до 24% по сравнению с уровнем 1990 г.(напомним вновь, что

этот средний показатель завышен ростом потребления высокодоходных групп).

Официальная статистика в последнее время отмечает, что доля бытовых услуг

в структуре платных услуг постепенно снижается, а доля услуг пассажирского

транспорта и жилищно-коммунальных услуг, наоборот, растет. Это объясняется

опережающим ростом цен на соответствующие услуги. На сегодняшний день доля

бытовых услуг в общей структуре платных услуг составляет 19%, а

пассажирского транспорта и жилищно-коммунальных услуг - по 24%.

Основные выводы.

1.В настоящее время инфляция - один из самых опасных процессов,

негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в

целом; инфляция означает не только снижение покупательной способности

денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на

нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению

нарушенных пропорций; искажает реальную картину финансовых результатов

производства, уровень и динамику потребления товаров и услуг; не позволяет

правильно определять и взимать налоги, оценить имущество, реально

определить доходы и расходы населения и предприятий.

2.Инфляция может быть вызвана различными причинами, основными из которых

являются:

- диспропорциональность - несбалансированность государственных

расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета;

- инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация

экономики;

- отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как

его части;

- “импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом

открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной

страны;

- инфляционные ожидания - возникновение у инфляции

самоподдерживающегося характера.

Также выделяют две альтернативные концепции причин инфляции: инфляцию

спроса и инфляцию предложения.

3. В мировой статистической практике применяются разные методы и

приёмы измерения уровня, динамики и степени влияния инфляционных процессов

на различные экономические показатели. Но самым надёжным и доступным

методом измерения инфляционных процессов считается индексный метод, который

может применятся для оценки влияния инфляции как на макроэкономические

показатели, так и на результаты финансовой деятельности предприятий.

4.В связи с применением индексного метода возникают методологические

проблемы: способ расчета индексов; методика статистики цен для построения

и корректировки индексов; отбор базовых показателей за период, охваченный

анализом; пересчёт выделяемых показателей из фактических в постоянные цены,

используя соответствующий индекс цен.

5. Для удобства компиляции практически все официальные индексы в

индустриальных странах рассчитываются на основе формулы Ласпейреса для

отношений цен к базовому периоду.

6.Наибольшее применение в российской статистической практике находит

индекс потребительских цен. Расчет индекса потребительских цен производится

на базе информации, полученной из двух источников:

. данных об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и

тарифов на потребительском рынке;

. данных о структуре фактических потребительских расходов населения за

предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного

обследования домашних хозяйств.

7. Одной из важнейших проблем при построении индекса

потребительских цен, является учет сезонной составляющей по сезонным

продуктам. Наблюдение за ценами и тарифами на потребительском рынке

показывает, что цены некоторых товаров и услуг подвержены заметным сезонным

колебаниям в течении года. В настоящее время при расчете индекса

потребительских цен Госкомстат России применяет ряд методов сезонной

корректировки, одним из которых является замена товаров.

8. Для анализа влияния инфляционных процессов на финансовые результаты

деятельности предприятий применяется факторный метод, который за несколько

этапов позволяет показать изменение прибыли и рентабельности, а также

оценить влияние инфляции на каждый из факторов, от которых зависит прибыль

и рентабельность предприятия.

9. Индексный метод применим и для учёта влияния инфляции на

макроэкономические показатели. Используя для каждого показателя

соответствующий индекс, можно получить значение этого показателя в

постоянных ценах и проанализировать его изменение.

10. Инфляция оказывает значительное влияние на финансовые результаты

деятельности нефинансовых предприятий. Причём отрицательное влияние

инфляции на себестоимость реализованной продукции меньше, как правило, чем

положительное влияние на выручку от реализации, то есть прибыль и

рентабельность предприятия снижаются.

11. Для статистического анализа влияния инфляции на уровень жизни

населения используются не только размеры текущих доходов и заработной платы

в сопоставимых ценах, но также динамика цен на услуги, продовольственные и

непродовольственные товары.

12. Несмотря на постепенное снижение инфляции в России в 1990-1995 гг.

продолжается сокращение реальных доходов. По сравнению с уровнем 1990 г.

средние душевые доходы сократились, по крайней мере, в 1,5 раза. Однако

переоценка лишь номиналов доходов с учетом инфляции неспособна дать

полноценной картины снижения покупательной способности доходов, так как

цены на основные продукты питания, первоочередные товары длительного

пользования и платные услуги росли под воздействием инфляции значительно

более высокими темпами, нежели доходы населения. Кроме того, значительная

концентрация доходов в высшей доходной группе [Приложение, табл.5]

населения способствует заметному завышению показателя средних душевых

доходов и занижению доли заработной платы в структуре доходов рядовых

россиян. Таким образом подтверждается тезис о том, что инфляция является не

только экономическим, но и социальным явлением, задевающим интересы

абсолютного большинства населения нашей страны.

Список литературы.

1. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: Банки и биржи, 1995.

1. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ, 1993

1. Красавина Л.Н. Инфляция в условиях современного капитализма. М.:

Финансы, 1980

1. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991, гл. 7, 8.

1. Маконнелл К, Брю С. Экономикс. М.: Республика, 1993, т. 1, 2.

1. Самуальсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1964.

1. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 1991. Гл. 15, 22.

1. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров.: АСА, 1995.

1. Макроэкономика ( Часть II ). Учебно-методическое пособие ГАСБУ.

М., 1994.

1. Инфляция: причины и закономерности // Вопросы экономики, 1992,. № 2.

2. Клупт М.А., Силинский В.П. Международная экономическая статистика.

СПб., 1993.

3. Ключник В.П. Макроэкономические проблемы инфляции и безработицы.

Владивосток, 1994.

4. Асфатуллин В.Г. Инфляционные процессы в РФ. Калуга,1997.

5. Усенко Д.Н. Инфляция: причины и следствия. СПб.,1994.

6. Давыдов А.Ю. Инфляция в экономике. М., 1991.

7. Российский статистический ежегодник. М., 1998.

8. Методологические положения по статистике. М.: Логос, 1996.

9. Статистический словарь. М., 1996.

10. Экономическая статистика/ Учебник. М.: Инфра-М, 1998.

11. Чобану К. Методика расчёта влияния инфляционных процессов на

финансовые результаты деятельности предприятий // Вопросы статистики,

1996, № 4.

12. Чобану К. Статистическая оценка уровня воздействия инфляции на

показатели СНС // Вопросы статистики, 1997, №7.

13. Ремизов А. Инфляция и дефляторы // Вестник статистики, 1993, № 11.

14. Горячева И. Построение индекса потребительских цен в условиях высокой

(замедляющейся) инфляции // Вопросы статистики, 1998, № 2.

15. Статистика цен на современном этапе // Вестник статистики, 1992, № 7.

16. Гольдина Л., Пахомов Ю. Об индексе потребительских цен // Вестник

статистики, 1992, № 10.

17. Балоцкий Е., Гриценко Г. Движение денежной массы и общего индекса цен

// Экономические науки, 1992, № 2.

18. Социальное развитие и уровень жизни // Вестник экономики, 1999, № 6.

19. Проблематика доходов населения в переходный период // Российский

социально-политический вестник, 1998, № 1.

20. Актуальные вопросы социальной и демографической статистики. М., 1997.

21. Московская А.А. Динамика реальных доходов населения России в 1990-е

годы // Проблемы прогнозирования, 1997, № 4.

22. Чепурина М.Н. Курс экономической теории. К.: Аса, 1995.

23. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек. 1996, Гл. 14.

24. Уровень жизни населения и структура доходов // Экономист, 1995, № 10.

25. Доверие к статистике // Вестник статистики, 1992, № 7.

Приложение

Таблица 1

Индексы цен, дефляторы и индексы физического объёма, используемые для

измерения влияния инфляции на показатели СНС[21].

|Наименование |Индексы, |Наименование |Индексы, |

|показателей |используемые для |показателей |используемые для |

|СНС |дефляции |СНС |дефляции |

|1.Выпуск |Индекс-дефлятор |торговля |индексы |

|товаров и |валового выпуска | |физического объёма|

|услуг – всего| | |товарооборота |

| | | |сводные индексы |

| | | |потре-бительских |

| | | |цен |

|в том числе | |экспорт и |индексы цен на |

|по отраслям: |индексы цен |импорт |экспортную и |

|прмышленность|производителей |товаров и |импортную |

| |индексы |услуг |продукцию и услуги|

| |физического объёма| | |

|сельское |индексы средних |здравоохранен|индексы |

|хозяйство |цен реализации |ие, |потребительских |

| |сельхозпродуктов |образование, |цен |

| |индексы |куль-тура и |индексы на |

| |физического объёма|искусство |элементы затрат |

| |сельхоз товаров | |индекс числа |

| |индексы изменения | |посещений |

| |чис-ленности | |индекс численности|

| |занятых в сфере | |уча-щихся и |

| |услуг с/х | |студентов |

| | | |индекс численности|

| | | |оьслуженных |

| | | |туристов и др. |

|лесное |индекс изменения |коммунальное |индексы отпуска |

|хозяйство |численнос-ти |хозяйство |газа, воды, |

| |занятых в л/х | |энергии |

| | | |потребителям |

|строительство|индекс цен на |чистое |индексы |

| |строительную |потребление |потребительских |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.