рефераты скачать

МЕНЮ


Рынок труда и особенности его развития в Российской Федерации

одной стороны, заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у

российских граждан, а также создание дополнительных рабочих мест в малом

бизнесе, с другой стороны, уход в теневую сферу и криминализация

деятельности. Эти обстоятельства требуют комплексного решения проблемы

использования иностранной рабочей силы с учетом интересов национального

рынка труда.

Для современной экономики важное значение имеет воспроизводство

интеллектуального потенциала общества, определяющего качественный состав

рабочей силы. В 90-е годы на образовательном рынке услуг наблюдался подъем,

проявившийся как в росте спроса на профессиональное образование, так и в

увеличении его предложения. Доля в экономически активном населении лиц,

имеющих высшее профессиональное (полное и неполное) образование, с 1992-го

по 2001 год возросла с 17,6 до 25,2 процента. С 1999 года в экономике

начался подъем, вызванный адаптацией организаций к новым условиям,

возникновением новых рынков сбыта, переходом на новые виды продукции и

благоприятной конъюнктурой внутреннего рынка. Результатом этих процессов

стал резкий рост спроса на квалифицированную рабочую силу.

За 10 лет реформ большинство организаций практически свернули

внутрифирменную подготовку и повышение квалификации рабочих. Устаревшие

производственные технологии и оборудование, длительные и порой необратимые

остановки производства существенно снизили общий уровень профессиональной

подготовки и квалификации рабочих кадров.

Между тем российская экономика подошла вплотную к неизбежному этапу

развития, когда для экономического роста на основе технологической

модернизации отраслей требуются специалисты качественно нового уровня.

Однако рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать

на изменение спроса, что не позволило решить проблему дефицита

квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и

предложения на локальных рынках труда.

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается

неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых

стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального

наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически

активному населению, а также несоответствие спада производства размеру

занятости (излишней рабочей силы).

Проблема кадрового потенциала и ограниченность возможностей

инвестирования в современные технологии обусловливают низкий уровень

производительности труда, которая выступает в качестве определяющего

фактора экономического развития. Уровень производительности труда в

настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в развитых странах, что

приводит к недостаточным по сравнению с другими странами показателям

экономического роста, низкому уровню оплаты труда, низкой

конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем

рынках и слабому инвестиционному потенциалу российской экономики, который

не позволяет в необходимой степени внедрять современные технологии.

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается

неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением

субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное

рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в

вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 миллионов человек,

сократившись в 1998-2001 годах почти в 4 раза.

Несмотря на усилия, предпринятые за последнее десятилетие, количество

организаций малого бизнеса в России по-прежнему недостаточно. По

статистическим данным, организации малого бизнеса в России дают 11

процентов суммарного внутреннего валового продукта, что крайне недостаточно

для рыночной конкурентной среды.

Развитие малого предпринимательства является резервом, дающим

возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие

места. Особое значение в силу ряда объективных экономических и социальных

причин (рост численности трудоспособного населения, слабое развитие

агропромышленного комплекса, недостаточное количество создаваемых новых

рабочих мест, специфика условий сельского труда и ряд других факторов)

имеет развитие малого предпринимательства для поддержания занятости

сельского населения.

Развитие самозанятости и различных форм малого предпринимательства,

стимулирующих создание новых рабочих мест как в аграрном секторе, так и в

смежных отраслях экономики, способствует также снижению социальной

напряженности. Растет сельская общая и регистрируемая безработица. В 2000-

2002 годах общая численность безработных возросла с 1,86 до 1,94 миллиона

человек, или на 4,3 процента, а численность безработных, зарегистрированных

в органах службы занятости, - с 325,3 до 455,9 тысячи человек, или на 40,1

процента.

Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей

степени вытесненным с рынка труда. С одной стороны, экономический кризис 90-

х годов на селе лишил многих жителей рабочих мест, с другой стороны,

возможности сельскохозяйственного производства в домашнем хозяйстве активно

способствовали уходу людей с рынка труда. Особенно это коснулось женщин

предпенсионного возраста с низким образовательным уровнем и молодых женщин

(до 24 лет), которые покинули формальный рынок труда, став активными

участниками неформальной экономики домохозяйства. Вместе с тем после

периода резкого сокращения численности занятого сельского населения

наметилась тенденция его роста. Так, если в 1992-1999 годах численность

занятых уменьшилась на 3,1 миллиона человек, то в 1999-2001 годах произошло

увеличение на 1,5 миллиона человек. В последние годы снижается

интенсивность миграционного движения сельского населения. Отток жителей из

села снизился в 2001 году более чем в 2 раза по сравнению с 1991 годом,

однако сохраняется значительный отток молодежи в возрасте до 30 лет (более

46 процентов выбывшего сельского населения). Растет заболеваемость и

смертность сельского населения, что может вызвать серьезные негативные

демографические последствия и проблемы в восполнении трудовых ресурсов в

агропромышленном комплексе.

Существенную долю российского рынка труда составляет неформальный

сектор экономики. Во второй половине 90-х годов численность граждан в

России, для которых неформальная занятость являлась единственной,

составляла 7 миллионов человек, а общие масштабы неформальной занятости

оцениваются в размере 10-12 миллионов человек. Наиболее важная социально-

экономическая функция неформального сектора экономики состоит в том, что он

в 1990-е годы компенсировал последствия сокращения занятости в формальном

секторе, а в настоящее время дает части россиян возможность иметь

дополнительный заработок, смягчая тем самым социальное напряжение в

обществе. В то же время неформальный сектор экономики оказывает

отрицательное воздействие на собираемость налогов и другие экономические

показатели.

Сохраняются значительные различия уровня занятости и уровня

безработицы в субъектах Российской Федерации вследствие дифференциации

экономического развития регионов и низкой трудовой мобильности населения. В

2002 году 9 субъектов Российской Федерации отнесены к территориям с

напряженной ситуацией на рынке труда. Требует кардинального улучшения

состояние занятости населения в Чеченской Республике, а также в других

республиках Северного Кавказа, где уровень общей и регистрируемой

безработицы превышает средний показатель по России в 1,5-3 раза. Остается

острой проблема занятости в населенных пунктах с градообразующими

организациями, в которых в настоящее время проживает свыше 24 миллиона

человек. Негативное воздействие на региональный рынок труда оказывает

массовый отток населения трудоспособного возраста из северных, восточных и

дальневосточных территорий, богатых сырьевыми ресурсами, что ведет к

неравномерному распределению трудовых ресурсов по территории России, к

концентрации излишней рабочей силы в одних регионах и нехватке трудовых

ресурсов в других регионах.

Структурные изменения и сокращение спроса на рабочую силу в 90-е годы

вызвали рост общей безработицы, которая достигла максимума в феврале 1999

года (после финансового кризиса 1998 года) - 10,4 миллиона человек, или 15

процентов экономически активного населения. Максимальный показатель

регистрируемой безработицы отмечался в апреле 1996 года - 2,8 миллиона

человек, или 3,8 процента экономически активного населения.

Экономический рост привел к снижению среднегодовой численности

безработных, рассчитанной по методике Международной организации труда, с

7,5 миллиона человек в 2000 году до 5,7 миллиона человек в 2002 году, или с

10,5 до 8,1 процента экономически активного населения, а также к

относительной стабилизации среднегодовой численности безработных,

зарегистрированных в органах службы занятости (в 2000-2001 годах - 1,1

миллиона человек (без учета данных по Чеченской Республике), или 1,5

процента экономически активного населения, и незначительному росту в 2002

году (1,3 миллиона человек (с учетом данных по Чеченской Республике), или

1,8 процента).

7. Факторы, влияющие на развитие рынка труда в Российской Федерации в

период с 2003г. по 2005 г.

На основании анализа и прогноза социально-экономической сферы можно

сделать вывод о том, что на развитие рынка труда в 2003-2005 годах окажут

воздействие следующие факторы:

1) увеличение в 2003-2005 годах численности населения трудоспособного

возраста (на 0,8 миллиона человек, или на 0,9 процента), что обусловлено

вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся

в 80-е годы. В 2003 году отмечается максимальный за последние годы прирост

населения трудоспособного возраста - на 674 тысячи человек, после чего он

будет постоянно снижаться: в 2004 году составит 542 тыс. человек, в 2005

году - 258 тысяч человек, а после 2006 года начнется абсолютное сокращение

численности населения трудоспособного возраста;

2) сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом.

Реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация

угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики,

железнодорожного транспорта и других отраслей, а также участие России в

процессах глобализации мирового хозяйства в связи со вступлением во

Всемирную торговую организацию активизируют высвобождение работников,

которое не в полной

мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих

мест в перспективных отраслях экономики;

3) профессиональный уровень значительной части работников российских

организаций не соответствует требованиям международных стандартов, что

отрицательно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке

труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового

состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов

профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на

производстве;

4) недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках

труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры

спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения, проблема

прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и

квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе

профессионального образования;

5) сохранение высокого уровня неэффективной занятости;

6) недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса;

7) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный

ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и

регистрируемой безработицы, недостаточные темпы развития малых форм

хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном

секторе экономики;

8) сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной

ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных

территориях;

9) наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на

внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения

в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока;

10) сохранение негативных процессов внутренней трудовой миграции,

характеризующейся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего

Востока, богатых сырьевыми ресурсами;

11) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных

категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих

малолетних детей, инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и др.),

обусловленной ужесточением требований работодателей.

8. Основные направления действий на рынке труда в Российской

Федерации.

Исходя из прогноза социально-экономического развития Российской

Федерации на среднесрочную перспективу, можно сделать вывод, что в 2004-

2005 годах не произойдет коренных изменений в структуре экономики России и,

соответственно, на рынке труда и в сфере занятости населения. Вместе с тем

в этот период должны будут подготавливаться и происходить качественные

структурные преобразования в экономике (реформирование структуры

промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики,

подготовка к вступлению во Всемирную торговую организацию, модернизация

системы среднего и высшего образования и др.).

В этой связи ключевыми задачами действий на рынке труда в 2003-2005

годах становятся разработка и реализация комплекса мер в социально-трудовой

сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических

условиях повысить эффективность занятости населения.

Приоритетными направлениями действий на рынке труда РФ в 2003-2005

годах являются:

- в области совершенствования действующего законодательства в сфере

занятости населения обеспечение социальных гарантий граждан, потерявших

работу, и усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда

групп населения; повышение конкурентоспособности рабочей силы на основе

адекватного требованиям рынка труда развития системы непрерывного

профессионального образования, включающей базовое и дополнительное

образование, а также профессиональную подготовку;

- разграничение полномочий, функций в области регулирования рынка

труда и сферы занятости между федеральными органами исполнительной власти,

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами

местного самоуправления и работодателями, а также уточнение источников

финансирования мероприятий по содействию занятости населения; динамичное

развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по

отраслям и территориям;

- создание условий для достижения соответствия между спросом и

предложением на рабочую силу, в том числе путем создания рабочих мест в

перспективных отраслях экономики;

- поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания

новых рабочих мест и содействия занятости населения; обеспечение

регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для

легальной трудовой деятельности иммигрантов;

- в области повышения качества рабочей силы и конкурентоспособности

граждан на рынке труда, обеспечения отраслей экономики рабочими и

специалистами определенных профессий и квалификации разработка прогноза

потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и

специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам и

увязка потребности с объемами подготовки рабочих и специалистов в системе

профессионального образования в целях достижения сбалансированности спроса

и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда;

- разработка механизма определения потребности организаций в

выпускниках учреждений

профессионального образования всех уровней, а также критериев оценки

эффективности вложения бюджетных средств в профессиональное образование

молодежи;

- создание системы контроля качества образования, позволяющей

осуществить структурную перестройку профессионального образования всех

уровней с учетом потребностей рынка труда;

- развитие профессиональной ориентации школьников, повышение их

мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям,

востребованным на рынке труда; улучшение профессиональной ориентации и

психологической поддержки населения; развитие системы

внутрипроизводственного обучения персонала организаций, а также

опережающего профессионального обучения работников, подлежащих

высвобождению, как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности в

условиях реструктуризации отдельных отраслей экономики;

- разработка общероссийского классификатора профессий (занятий),

который позволит унифицировать системы кодирования профессиональной

деятельности с учетом международных классификаторов в связи с подготовкой к

вступлению России во Всемирную торговую организацию;

- разработка системы профессиональных стандартов, которая заложит

требования к профессиональному уровню работников, с учетом обеспечения

качества производительности выполняемых работ;

- создание системы оценки качества работников, основанной на

определении их компетентности и способности гибко реагировать на

непрерывные изменения требований к квалификации и профессиональной

подготовке работников в соответствии с требованиями профессиональных

стандартов;

- совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и

повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их

конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего

трудоустройства;

- в области содействия занятости, стимулирования создания и сохранения

рабочих мест, совершенствования форм социального партнерства на отраслевых

рынках труда проведение экспертного анализа возможных экономических и

социальных последствий вступления Российской Федерации во Всемирную

торговую организацию;

- совершенствование налогового законодательства Российской Федерации с

целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования

создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики;

- разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ,

предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест,

повышению

производительности труда;

- разработка показателей, отражающих движение рабочей силы в

территориально-отраслевом аспекте, в том числе в депрессивных регионах и

отраслях, при составлении прогнозов и определении сценарных условий

социально-экономического развития на средне срочную и долго срочную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.