рефераты скачать

МЕНЮ


Региональные особенности регулирования цен (на примере Хабаровского края)

Комитета цен при Министерстве экономики РФ» определяет сейчас структуру и

функции Департамента цен.

На основе этого постановления Департамент цен Минэкономики РФ выполняет

следующие основные задачи:

- готовит предложения по проведению единой государственной политики цен в

РФ и осуществляет ее реализацию;

анализирует процессы в отраслях народного хозяйства РФ, готовит предложения

по изменению номенклатуры и уровня цен и тарифов на товары и услуги,

реализуемые по государственным регулируемым ценам;

осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на продукцию

предприятий-монополистов;

осуществляет систематический контроль за соблюдением государственной

дисциплины цен всеми юридическими лицами;

оказывает методическую помощь органам ценообразования республик в составе

РФ, краев и областей;

изучает и обобщает опыт ценообразования в зарубежных странах и государствах-

участниках СНГ, осуществляет в пределах своей компетенции

межгосударственные связи по ценообразованию.

В рамках Департамента цен Минэкономики РФ образована Российская

инспекция по контролю за ценами. Создание органов контроля цен как

автономной структуры связано с разведением таких понятий как регулирование

и контроль цен.

Регулирование цен предполагает изменение органами государственной власти, в

пределах своих полномочий, условий формирования цен путем воздействия на

издержки производства, рентабельность условия ценообразования и

общехозяйственную конъюнктуру или установление этими органами значений цен

или методов, правил или нормативов для применения субъектами

ценообразования. Контроль же цен – это проверка соблюдения дисциплины цен с

точки зрения соответствия законодательству, своевременности, обоснованности

их установления и применения.

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях

народного хозяйства РФ осуществляется Государственной инспекцией по

контролю за ценами Департамента цен РФ и органами ценообразования и

контроля за ценами республик в составе РФ, краев, областей, автономных

образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, на предприятиях

торговли и общественного питания контроль за соблюдением дисциплины цен

осуществляется органами государственной инспекции по контролю и качеству

товаров.

Органы ценообразования и контроля цен осуществляют контроль за

применением регулируемых, т.е. устанавливаемых Президентом РФ,

Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами

исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в

пределах их компетенций цен и тарифов. В случае нарушения государственной

дисциплины цен органы Государственной инспекции по контролю за ценами имеют

право рассматривать дела об административных нарушениях. К нарушениям

государственной дисциплины цен, в частности, относятся:

- завышение государственных регулируемых цен (тарифов);

- завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление

непредусмотренных надбавок (наценок);

- включение в себестоимость услуг фактически невыполненных работ или

выполненных не в полном объеме;

- нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных

цен и тарифов;

- не перечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного

уровня рентабельности и т.д.

Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившим нарушение

государственной дисциплины цен и получившими в результате этого излишние

суммы, которые в бесспорном порядке взимаются из прибыли в доход бюджета. В

таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф.

Рассматривать дела об административных нарушениях от имени Государственной

инспекции вправе начальники органов по контролю за ценами республик РФ,

краев, областей, автономных округов и областей, городов Москвы и Санкт-

Петербурга или исполняющие их обязанности должностные лица.

Кроме того, право контролировать соблюдение порядка применения цен и

тарифов в соответствии с действующим законодательством имеют и другие

органы государственной власти: финансовые и антимонопольные органы, органы

регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы,

органы государственной статистики и др.

Отличие между ними состоит в том, что органы контроля цен имеют право

принимать решение о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа и

реализовывать их в налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы

выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам

контроля цен для принятия решений.

Государственное регулирование цен (тарифов) на региональном уровне в

пределах предоставленных полномочий осуществляется, в основном, органами

исполнительной власти субъектов РФ. На уровне субъектов РФ органы

ценообразования и контроля цен фигурируют под различными названиями и имеют

различную подчиненность. Например, в Республике Карелия – это отдел цен и

тарифов Министерства экономики, в Архангельской области - отдел цен

департамента региональных программ, в Санкт-Петербурге – управление цен

Комитета экономики и финансов мэрии города, в республике Башкортостан

органы ценообразования и контроля цен находятся в подчинении

Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых

экономических структур. По состоянию на 01.01.00 г. в 42 регионах

структурные подразделения по ценам подчинены непосредственно органам

исполнительной власти субъектов РФ, в остальных – входят в состав

экономических и финансовых органов управления.

Ценовая политика, проводимая региональными органами ценообразования,

направлена, прежде всего на проведении либерализации цен при сохранении

государственного регулирования цен и тарифов в сфере локальных и

естественных монополий, государственных закупок и на отдельные социально

значимые товары и услуги, на осуществление взаимодействия и координации

деятельности местных органов исполнительной власти по вопросам

ценообразования и контроля за соблюдением действующего порядка применения

регулируемых цен и тарифов.

Органы ценообразования и контроля цен субъектов РФ осуществляют

регулирование цен в пределах своей компетенции на продукцию и услуги по

перечню, установленному Правительством РФ. Учитывая специфику каждого

региона, органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право

вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на определенные

виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций.

Образованные в структуре органов ценообразования инспекции по контролю за

ценами следят за соблюдением государственной дисциплины цен на территории

субъекта РФ.

В целях совершенствования нормативной и правовой базы по вопросам

осуществления ценовой политики органы законодательной власти субъектов РФ

принимают региональные законы по различным вопросам ценообразования.

Например, в Мурманской области областной Думой принят Закон «О порядке

реализации отдельных видов продовольственных товаров», в Новосибирской

области сессией областного совета принят Закон «О государственном

регулировании цен и тарифов на социально значимые товары и услуги», в

Ставропольском крае – Закон «О государственном контроле за порядком

применения регулируемых цен и тарифов», Государственным Советом Удмуртской

Республики принят Закон «О государственном регулировании цен (тарифов)».

Выполнение аналогичных функций, выполняемых на региональном уровне

Комитетом по политике цен администрации Хабаровского края, возлагается на

органы исполнительной власти всех субъектов РФ.

Наличие в структуре органов местного самоуправления, органов

ценообразования и контроля цен не обязательно, т.к. не всегда необходимо в

силу некоторых объективных причин. Наиболее значимой из них является

масштаб регулируемой местными органами территории. В основном, органы

ценообразования и контроля цен субъектов РФ делегируют часть своих

полномочий органам местного самоуправления в части регулирования цен и

тарифов на услуги предприятий и организаций, деятельность которых

финансируется из бюджета муниципального образования.

Для примера возьмем деятельность такого органа местного самоуправления

как администрация г. Хабаровска. Отдел по политике цен и заработной платы

является структурным под разделением управления экономики, инвестиций и

промышленной политики администрации г. Хабаровска. Отдел возглавляет

начальник, которого назначает и освобождает от должности мэр г. Хабаровска

по представлении начальника управления.

Орган по ценообразованию и контролю цен администрации края делегировал

отделу по политике цен и заработной плате муниципального образования

полномочия в части руководства ценами и тарифами на некоторые услуги, такие

как:

- оплата населением жилья и коммунальных услуг, включая внутридомовое

техническое обслуживание сетей;

- перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта

(кроме железнодорожного);

- наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания,

при общеобразовательных школах, лицеях, училищах, вузах;

- ритуальные услуги;

- услуги водоснабжения и канализации, регулирование которых находится в

ведении главы администрации города.

С участием комитетов, отраслевых отделов, управлений города отдел

осуществляет разработку и подготовку соответствующих методических

рекомендаций, документов, расчетов, необходимых для согласования платных

(дополнительных) услуг, оказываемых муниципальными предприятиями,

организациями, финансируемыми из бюджета города. Т.о., отдел по политике

цен и заработной плате администрации г. Хабаровска является составной

частью бюджетного процесса города, в связи с тем, что дефицит бюджета в

настоящее время составляет не менее 50%, что делает невозможным

функционирование предприятий, финансируемых из бюджета, и для поддержания

их деятельности муниципальным предприятиям и организациям разрешено

оказывать платные услуги. Данный процесс имеет и обратную сторону. Его

целью является пополнение бюджета города, т.к. 10% прибыли, полученной от

введения платной услуги, поступают в бюджет города. Контроль за этой

деятельностью возложен на орган по ценообразованию администрации города. В

своей деятельности отдел делает акцент на поддержание жизненно необходимых

предприятий и учреждений для населения города, в части поддержания их

дополнительными источниками финансирования и в то же время поддержания

такого уровня цен и тарифов, которые бы позволяли населению

беспрепятственно ими пользоваться.

Такова в общих чертах деятельность отдела по политике цен и заработной

платы администрации г. Хабаровска. Рассмотренный материал дает

представление и о деятельности органов ценообразования в других

муниципальных образований РФ.

2.2. Структура управления ценообразованием в Хабаровском крае

Рассмотрим в качестве примера государственного регулирования цен на

уровне субъекта РФ структуру управления ценообразованием в Хабаровском

крае.

Орган регулирования и контроля цен в Хабаровском крае представлен

Комитетом по политике цен администрации Хабаровского края (далее в тексте

Комитет). Комитет имеет двойную структуру подчинения, что схематично

представлено на рис.1.

Схема подчинения Комитета по политике

цен администрации Хабаровского края.

Министерство экономики РФ

Департамент цен

Администрация

Хабаровского края

Комитет по

политике цен

Рис. 1

С одной стороны, комитет является самостоятельным структурным

подразделением аппарата администрации Хабаровского края и подчиняется

непосредственно первому заместителю главы; администрации края по экономики.

С другой стороны, являясь территориальным подразделением Департамента цен

Минэкономики РФ, Комитет руководствуется указаниями Департамента. Т.о.,

Комитет отчитывается о своей работе и перед администрацией края, и перед

Департаментом цен.

В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией РФ, законами

РФ, постановлениями Правительства РФ, постановлениями и распоряжениям Главы

администрации Хабаровского края, а также Положением о комитете,

утвержденном постановлением Главы администрации края №267 от 07.07.97 г.

Основными задачами Комитета являются:

- осуществление реализации политики и законодательства РФ о ценообразовании

на рынке края;

- регулирование цен, тарифов, наценок и надбавок, относящихся к компетенции

Главы администрации края и непосредственно Комитета;

- контроль за правильностью установления и применения регулируемых цен,

тарифов, наценок и надбавок предприятиями, объединениями, учреждениями и

организациями, расположенными на территории края, независимо от

организационно-правового статуса и форм собственности, а также

гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

- проведение обязательного для предприятий-монополистов декларирования цен

и тарифов;

- рассмотрение и регулирование тарифов на платные услуги, оказываемые

органами государственной власти и местного самоуправления,

государственными и муниципальными организациями;

- регулирование затрат по лицензированию и аккредитации, которые несет

предприятия и организации, финансируемые из государственного бюджета;

- совершенствование методов ценообразования, а также методов контроля за

соблюдением государственной дисциплины цен;

- осуществление координационною-методологического руководства проводимой в

крае работой по ценообразованию и соблюдению государственной дисциплины

цен.

Отдельно в Положении отмечается, что комитет решает возложенные на

него задачи во взаимодействии с соответствующими органами

государственного управления. В частности, например, совместно с

Дальневосточным управлением по антимонопольной политике Комитет вносит

предложения о признании предприятий монополистами, транспортной,

налоговой инспекциями и с другими территориальными подразделениями

экономических и финансовых органов РФ.

Для эффективного решения стоящих задач Комитету предоставляются

следующие права:

- проверять по вопросам входящим в его компетенцию работу расположенных на

территории края хозяйствующих субъектов, давать им обязательные для

исполнения указания по проверке нарушений государственной дисциплины цен,

а в необходимых случаях вносить в вышестоящие и правоохранительные органы

предложения о привлечении к ответственности руководителей и других

должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях;

- вносить администрации края предложения об отмене противоречащих

законодательству о ценообразовании актов руководителей, подчиненных ей

структур;

- принимать решения об изъятии в установленном порядке в доход

соответствующего бюджета незаконно полученной в результате нарушения

государственной дисциплины цен излишней суммы штрафа;

- принимать решения о наложении административного взыскания за нарушения

государственной дисциплины цен в соответствии с Кодексом РСФСР об

административных нарушениях;

- заслушивать отчеты и доклады руководителей хозяйствующих субъектов по

вопросам, относящимся к компетенции Комитета;

- поручать расположенным на территории края хозяйствующим субъектам

разработку прейскурантов цен и тарифов, а также проектов методологических

указаний и нормативов по их установлению и применению;

- получать от хозяйствующих субъектов данные об экономическом состоянии в

целом, плановые, отчетные и статистические материалы по вопросам

экономической обоснованности действующих в крае и проектируемых цен и

тарифов.

Комитет возглавляет председатель, который назначается и

освобождается от должности Главой администрации края и несет персональную

ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач.

В состав Комитета входят государственная инспекция по контролю за

ценами, которую возглавляет начальник – заместитель председателя

Комитета. Т.о. в состав Комитета входит четыре отдела.

- отдел цен и тарифов на услуги и их экспертизы в непроизводственной сфере

- отдел методологии ценообразования и прогнозирования цен

- отдел по контролю за ценами и тарифами в непроизводственной сфере

- отдел по контролю за ценами и тарифами в производственной сфере

2.3. Нормативно – правовая база регулирования основ

ценообразования в РФ и Хабаровском крае.

В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно Конституции

РФ, находятся в ведении государства и должны, естественно, быть

закреплены законодательным путем. В настоящее время такой федеральный

закон не разработан. Поэтому в его отсутствие важнейшие направления

государственной ценовой политики определяются другими законодательствами

и нормативными актами, в том числе указами Президента и Правительства РФ.

Основные направления государственной ценовой политики на ближайшую

перспективу определены Указам Президента РФ от 29 февраля 1995г №221 «О

мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. по данному вопросу.

Это, прежде всего – последовательное проведение либерализации цен

(тарифов) в увязке с развитием конкуренции на товарных рынках РФ как

необходимое условие повышения эффективности экономики, а также

осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях,

относящимся к естественным монополиям. Под естественной монополией в РФ

понимается состояние товарного рынка, при отсутствии конкуренции в силу

технологических особенностей производства (в связи с существенным

понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения

объема производства), а товары, производимые субъектами естественных

монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи

с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами

естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на

данный товар, чем спрос на другие товары. Сферы деятельности субъектов

естественных монополий, в которых осуществляется государственное

регулирование (включая ценовое) и органы, регулирующие деятельность

естественных монополий, определены Федеральным законом «О естественных

монополиях» от 17 августа 1995г.

Указ Президента №220 от 28 февраля 1995г. «О некоторых мерах по

государственному регулированию естественных монополий в РФ» устанавливает

государственное регулирование деятельности коммерческих и некоммерческих

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.