рефераты скачать

МЕНЮ


Региональные особенности регулирования цен (на примере Хабаровского края)

Региональные особенности регулирования цен (на примере Хабаровского края)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Кафедра общеэкономических дисциплин

РЕФЕРАТ

по курсу «Ценообразование»

Тема: Региональные особенности регулирования цен

(на примере Хабаровского края)

Выполнил: студент

гр. ФК-82

Ким Вадим

Проверила:

Хабаровск

-2000-

ВВЕДЕНИЕ

Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Государство

не может полностью устраниться от регулирования экономической жизни.

Основная цель государственного регулирования экономики соблюдение интересов

общества в целом и, прежде всего, незащищенных слоев населения, защита

интересов будущих поколений, охрана окружающий среды. Реализуя данные цели,

государство регулирует деятельность предприятий и предпринимателей

посредством законодательных ограничений и запретов, касающихся вида

товаров, размеров инвестиций, объема продаж, размеров прибыли, цен.

Воздействие государства осуществляется через налоговую систему,

обязательные платежи и отчисления, субсидии, льготы, кредитование,

государственные инвестиции, осуществление экономических и социальных

программ.

Одним из главных видов государственного воздействия на экономику

является ценовое регулирование. Цена – это основной инструмент

уравновешивания денежных запросов производителя с возможностями

потребителя. Цена является тем фактором, который оказывает существенное

влияние на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень

жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Сложность

ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее

уровень оказывает существенное влияние комплекс политических,

экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может

определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от

психологии поведения покупателей. Известно, что уровень цен и его изменения

особенно чувствительно отражаются на населении.

Вследствие этого, государство должно отслеживать изменения цен на все

виды товаров, анализировать причины этих изменений и прямо или косвенно

воздействовать на процессы ценообразования.

Сегодня российская экономика вернулась к необходимости государственного

регулирования ценообразования, в той части, которая является эффективным

механизмом функционирования экономик всех развитых рыночных стран. Если в

начале 90-х годов многие российские авторы касались темы либерализации цен,

то в настоящее время весомый акцент в научных публикациях делается на

основании механизма рыночного ценообразования и с привлечением опыта из

этой области ряда зарубежных стран в экономику России.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В

УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Объективная необходимость и методы государственного

регулирования цен.

В настоящее время многие страны отдают предпочтение рыночной модели

управления хозяйством, как наиболее эффективной системе функционирования

экономики, созданной обществом на современном этапе.

Казалось бы, в рыночной экономике нет существенной необходимости во

вмешательстве правительства в ее функционировании. Она по природе является

саморегулирующей и самокорректирующей экономикой, исключающей значительную

роль государства в ее управлении, в установлении цен на товары и услуги,

ставок процента на капитал и роль государства в рыночной экономике может

ограничиться лишь зашитой частной собственности и установлением надлежащей

правовой структуры, облегчающих функционирование свободных рынков.

Однако во всех странах ориентированных на рыночную экономику,

правительства играют активную роль в управлении экономикой, кроме того,

активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны – одна из

наиболее значимых особенностей современного капитализма.

Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики,

взаимодействующий с другими элементами рыночного механизма. В то же время

цена сама является экономическим инструментом и используется государством

для регулирования экономических процессов.

Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой –

является попыткой государства с помощью законодательных, административных,

бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы

способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. е.

Через цены нивелировать циклическими колебаниями процессов воспроизводства.

Прежде всего, следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а

напротив, повышает роль государства в осуществлении политики

ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а

воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителем

оптимальных решений по ценам, оказании им методической и методологической

помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию. Ценовое

регулирование преследует следующие цели: не допустить инфляции в результате

возникновения устойчивого дефицита, резкого повышения цен на экспортируемое

сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию

нормальной конкуренции, усилению национальной конкурентоспособности на

мировых рынках, стимулированию и модернизации производства; добиваться

конкретных социальных результатов, в частности обеспечивать поддержание

определенного прожиточного минимума и возможность приобретения товаров

первой необходимости. Регулирующие акции государства в области цен могут

преследовать краткосрочные цели или даже экстренные цели, в данный

конкретный момент не совпадающие с другими целями, но в конечном итоге

такие акции служат осуществлению темпов и пропорций экономического развития

и стабилизации социальной системы.

Степень государственного регулирования цен зависит от состояния

экономики. Она усиливается в кризисных ситуациях ускоренной инфляции, при

росте дефицита отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной

перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса.

Меры воздействия государства на производителей могут быть как прямыми

(установление общих правил ценообразования), так и косвенными (через

различные экономические механизмы).

Прямое регулирования цен осуществляется в основном в сфере деятельности

монопольных рынков и естественных монополий. Кроме того, регулированию

всегда подвергаются цены на товары и услуги, имеющие жизненное значение для

общества, т.е. на товары и услуги первой необходимости (топливо, энергия,

стратегическое сырье, продукция оборотного значения, общественный

транспорт, потребительские товары первой необходимости, жилищно-

коммунальные услуги и др.).

Административное или прямое регулирование ценообразования предполагает

прямое установление или изменение уровня цен. Осуществление

административного регулирования происходит посредством выпуска

законодательных актов и основывающихся на них действий исполнительной

власти.

В целях регулирования ценообразования страны с рыночной экономикой

имеют специальные административно-правовые механизмы. Обычно это один или

несколько правительственных органов.

При административном регулировании и контроле цен могут использоваться

следующие методы:

- «замораживание» или блокировка или фиксация цен (цены законодательно

стабилизируются на определенный период);

- таксация цен (правительство получает информацию от производителей,

анализирует рыночную ситуацию и на этой основе определяет цены, которые

подразделяются на твердо фиксированные, максимальные и минимальные);

- плавающие цены (государство применяет так называемую «вилку» цен,

определив верхнею и нижнею границы);

- государство устанавливает гарантированную минимальную цену товара;

- применение базисных минимальных цен (основано на фиксации базисного

размера и базисного качества той или иной продукции, причем фактические

цены не должны отличаться от базисных более, чем на величину

установленного отклонения);

- «сметные» цены (производителю указывается способ расчета цен исходя из

сметной стоимости работ);

- «рамочные» цены (указывается способ расчета цен на основе круга затрат);

- применение ценовых режимов, или декларирования цен (производители сами

определяют цены, но должны получить согласие на их введение).

Существует режим свободных контролируемых цен, режим обусловленной

свободы ценообразования, режим свободных наблюдаемых цен.

- Режим свободных контролируемых цен предполагает, что на повышение цен

должно быть получено согласие правительственных органов.

- Режим обусловленной свободы ценообразования (обязательное декларирование

с правом вето) основывается на самостоятельном установлении цен без

получения предварительного согласия, за правительственными органами

сохраняется право на непосредственное вмешательство в процесс

установления и изменения ценовых уровней.

- Режим свободных наблюдаемых цен (простое обязательное декларирование,

предварительная нотификация, уведомительные цены) предполагает, что

предприятия должны в обязательном порядке заявлять о ценах, но при этом

администрация не имеет право возражать. Т.о., нотификация носит в

определенной степени формальный характер. Однако она все же способствует

сдерживанию цен. Администрация может в любой момент ввести более жесткую

систему, если выявлены злоупотребления.

Все вышеперечисленные методы регулирования можно условно подразделить

на жесткие и мягкие.

Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание

определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых

операций, а в конечном счете – на установление определенного соотношения

между спросом и предложением на рынке. Косвенное влияние на цены оказывают,

по существу, все государственные регулирующие действия, какой бы

непосредственно цели они первоначально не служили.

В системе методов косвенного или экономического регулирования важное

место занимает политика налогообложения. С ее помощью государство

регулирует размеры совокупного спроса, при «перегреве» экономики сокращает

его, а при спаде – расширяет. Например, в начале 60-х годов налоговые

ставки и правила налогообложения в США изменялись в зависимости от фаз

цикла. С другой стороны, налоги (особенно косвенные) в значительной мере

непосредственно влияют на уровень цен. Самый низкий уровень цен наблюдается

в Швейцарии и Японии, наивысший – в Голландии, Норвегии, Франции, где

установлены высокие ставки косвенных налогов.

Проведение налоговой политики включает в себя также правила

амортизационных отчислений и налоговые льготы (на инвестиции, на новое

оборудование и т.п.). Например, значительные размеры налоговых льгот и

амортизационных отчислений во Франции в 60-80-х гг. позволили увеличить

капиталовложения, объем производства и реализации продукции.

Размеры денежной эмиссии имеют важнейшее значение для динамики и уровня

цен. Ограничение массы денег в обращении сокращает совокупный

платежеспособный спрос. Несбалансированность же между денежной и товарной

массой считается инфляционным фактором.

Кредитная политика (изменение ставки процента, регулирование нормы

обязательных резервов, операции на открытом рынке с государственными

ценными бумагами) играет огромную роль в развитии производства. При спаде

производства государство может стимулировать спрос путем удешевления

кредита (снижение процентной ставки в государственных банках, что приводит

к ее снижению и в частных банках). В США при возникновении инфляционного

давления на рынок ситуация анализируется Федеральной комиссией по свободным

рынкам, которая рекомендует Федеральной резервной системе изменить уровень

процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования.

Бюджетная политика, т.е. перераспределение средств через бюджет,

основана на уже анализированных налоговых выплатах. Однако важной ее

составной частью является прямая финансовая помощь (предоставление

субвенций, дотаций, субсидий). Государственные субсидии снижают издержки

индивидуальных производителей в рамках подотрасли, отрасли или региона.

Один из видов таких субсидий – снижение или замораживание цен на отдельные

товары и услуги, достигнутое путем специальных доплат производителю или

потребителю.

Таможенная политика включает в себя целый набор средств, обеспечивающих

протекционизм или свободу торговли импортными товарами. Государственное

воздействие на внешнеторговые цены ведется государственным поощрением

экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторых странах –

с помощью экспортных субсидий, предоставление льготных кредитов и

транспортных тарифов. Все это существенно отражается на условиях ценовой

конкуренции на мировом рынке. Одним из эффективных инструментов

государственного регулирования внутренних цен являются качественные и

количественные ограничения импорта. Ограждение внутреннего рынка от

иностранной конкуренции, а также воздействия на цену импортного товара

размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения и ослаблению

конкуренции на внутренним рынке, повышению цен на импортные товары.

Итак, с помощью разнообразного инструментария государство вмешивается в

хозяйственную жизнь и соответственно в процессы ценообразования. Его

влияние осуществляется через финансовую, таможенную, валютную, структурную,

инвестиционную и т.п. политику.

На способы и методы государственного регулирования цен оказывают

влияние национальные и климатические факторы, сырьевые и политические

условия, место страны в мировом разделении труда.

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

2.1. Структура управления ценообразованием в РФ

До 1992 г. в России существовала система планового ценообразования.

Планирование цен наиболее последовательно решалось в послевоенный период.

Установление цен было функцией государственных органов ценообразования,

министерств, ведомств и предприятий. Существовавшая система государственных

органов ценообразования включала в себя комитет, республиканские комитеты,

отделы цен местных органов управления. В эту систему входили также отделы

цен и себестоимости отраслевых министерств и ведомств, промышленных

предприятий. Твердые цены действовали, как правило, в пределах пятилетних

планов. При подготовке новых планов в систему цен вносились существенные

коррективы, проводились крупные пересмотры цен. Пересмотры цен затрагивали

чаще всего систему оптовых цен, закупочных цен на сельскохозяйственную

продукцию, транспортных тарифов и тарифов на тепловую и электрическую

энергию. Система розничных цен, тарифы по оплате жилья и коммунальных

услуг, на городской транспорт в течение длительного периода были стабильны.

Начавшаяся в 1992 г. либерализация цен («шоковая терапия»), освободила

цены из-под контроля государства. Этот ответственный шаг был проведен без

подготовки соответствующей правовой базы, необходимого методического,

информационного и денежно-финансового обеспечения реформы, в то время как,

например, во Франции либерализация была проведена в несколько этапов, что

принесло положительные результаты. В России же либерализация привела к

гиперинфляции в стране, способствовала существенному спаду промышленного

производства в стране, потере покупательной способности денег, кризису

взаимных неплатежей, бартерной торговли, перебоям в снабжении предприятий и

частичной их остановке, росту безработицы, снижению интереса к текущему

производству в сельском хозяйстве, сокращению внешней торговли и т.д. Т.о.,

Россия стала ярким примером страны стихийного функционирования рыночного

механизма, где проявились все негативные моменты отсутствия

государственного регулирования экономики. Уже через восемь месяцев

правительством было подготовлено постановление «О государственном

регулировании цен и тарифов на продукцию предприятий- монополистов в 1992-

1993 гг.», что явилось первым шагом к формирования смешанной экономики в

России.

Ориентация на рыночный механизм потребовала создания необходимых

условий для функционирования рыночных отношений, формирования определенных

институтов, отвечающих требованиям рынка, подготовки и утверждения новых

правовых норм регулирования экономических отношений, а также разработки и

внедрения новых структур и методов управления ценами.

Органы ценообразования и контроля цен существуют в Российской Федерации

с 1967 года. В настоящее время структура органов регулирования и контроля

цен соответствует федеративному устройству РФ, т.о., органы ценообразования

функционируют на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и

местном. Руководит работой органов управления в области ценообразования

Правительство РФ. На Правительство РФ, кроме того, возложено выполнение

ряда функций в сфере регулирования цен: регулирование цен на отдельные

товары и услуги, регулирование процесса формирования цен через воздействие

на общехозяйственную конъюнктуру и экономические условия ценообразования,

установление обязательного для субъектов ценообразования и органов

государственной власти порядка введения регулируемых и рыночных цен,

подготовка предложений Президенту РФ о введении регулируемых цен по

отдельным видам товаров. Президент РФ, в основном, правовое обеспечение

реализуемой ценовой политики в стране через создание указов и распоряжений.

До 1994 г. главным федеральным органом, осуществляющим проведение

единой ценовой политики в РФ, был Роскомцен. После его упразднения все

функции Комитета цен были переданы Министерству экономики РФ в соответствии

с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. « О структуре федеральных

органов исполнительной власти».

Деятельность Министерства экономики РФ регулируются Положением №844 от 26

августа 1995 г., которое устанавливает функции, возлагаемые на

министерство.

Главная задача Минэкономики – определение путей и разработка методов

эффективного развития экономики, обеспечивающих социально- экономический

прогресс в РФ. Для оптимального осуществления этой задачи при Министерстве

создан Департамент цен, являющийся приемником Комитета цен. Департамент цен

обеспечивает разработку и реализацию единой государственной политики цен в

РФ. Постановление Правительства РФ от 3 марта 1992 г. №133 «Вопросы

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.