Предприятие как основное звено экономики
ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;
- уровни управленческой деятельности в области маркетинга:
долговременные цели фирмы, учитывающие ситуацию на внутренем и внешних
рынках и тенденции ее развития; финансовые, материальные и иные ресурсы,
необходимые для достижения этих целей.
В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики
необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд
стадий:
- внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на
этой стадии, как правило убыточна;
- рост как результат признания покупателем товара и быстрого
увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли
стабилизируются расходы на рекламу;
- зрелость, характерна тем, что большинство покупателей товар уже
приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают
падать, прибыль также начинае снижаться в связи с увеличением расходов на
рекламу и другие маркетинговые мероприятия;
- насыщение, в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж
больше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за
снижения расходов на производство;
- спад, представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и
прибыли;
Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы
потом в результате производственного процесса на выходе получить
трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительской стоимости.
Соотношение ресурсов на выходе составляет содержание такого предмета, как
экономика предприятия. Ее интерисует соотношение в использовании
ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной.
Под экономическими ресурсами понимают все природные, людские и
произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства
товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в
соответствии с различными подходами: материальные ресурсы - земля, или
сырьевые материалы, и капитал; людские ресурсы - труд и предпринимательская
деятельность.
Получение прибыли - это непосредственная цель предприятия. Но
получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит
продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные
потребности. Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребности и
получение прибыли - следующая. Нельзя получить прибыль, не изучив
потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет
потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит
потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы
платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том
случае, когда предпритяие выдерживает определенный уровень издержек, когда
потребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученная выручка, т.е.
когда оно работает с прибылью. В этом случае и говорится, что прибыль -
непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно это
результат его деятельности. Если предприятияе не укладывается в рамки
такого поведения и не получает прибыли от своей производственной
деятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя
банкротом.
В соответствии с законом РФ “ О несостоятельности (банкростве)
предприятий “ под несостоятельностью предприятия понимается неспосоность
удовлетворить требования кредиторв по оплате товаров, работ или услуг,
включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и
внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его
имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Внешним признаком несостоятельности предприятия является
приостановление его текущих платежей, если предприятие не способно
обеспечить ваполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня
наступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятелности.
Формально же предприятие считается несостоятельным по решению арбитражного
суда или при добровольной ликвидации со дня официального уведомления.
§ 2. Экономические показатели результатов деятельности предприятия
Финансы предприятий - это экономические, денежные отношения,
возникающие в результате движения денег: на их основе на предприятиях
функционируют различные денежные фонды. Финансовые отношения предприятий
состоят из четырех групп: - с другими предприятиями и организациями; -
внутри предприятия; - внутри объединений, предприятий, которые включают
отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп,
а также холдинга; - с финансово-кредитной системой - бюджетами и
внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.
Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является
формирование и использование различных денежных фондов. Через них
осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми
денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование
научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники;
экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом, банками. К таким фондам
относятся следующие. При организации предприятие должно иметь уставной
фонд, или уставной капитал, за счет которого формируются основные фонды и
оборотные средства. Уставной капитал - основной источник собственных
средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества
отражает сумму выпущенных им кций, а государственного и муниципального
предприятия - величину уставного фонда.
Резервный капитал - это денежный фонд предприятия, образуемый за счет
отчислений от прибыли. Предназначен для покрытия убытков, а в акционерных
обществах также для погашения облигаций общества и выкупа его акций.
Фонд накопления - это средства, отчисляемые из чистой прибыли
предприятия и направляемые на развитие производства. Естественно, одной
чистой прибыли не всегда хватает для финансирования программы развития
производства. В этом случае предприятие образует инвестиционный фонд,
концентрирующий все средства, направляемые на развитие производства, в том
числе чистую прибыль, и амортизационный фонд, предназначенный для простого
воспроизводства основных фондов, а также привлеченные и заемные источники.
Фонд потребления создается за счет отчислений от чистой прибыли и
напрвляется на выплату дивидентов, единовременных поощрений, материальной
помощи, на оплату дополнительных отпусков, питания, проезда на транспорте и
другие цели.
Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную
выручку от экспортных операций или покупающих валюту для импортных
операций. В этих целях предприятиям в коммерческом банке, имеющем лицензию
Центрального банка РФ, для проведения валютных операций открывается
валютный счет.
Кроме рассмотренных выше постоянных денежных фондов, предприятие
периодически создают оперативные денежные фонды. Дважды или один раз в
месяц на предприятии формируется фонд для выплаты заработной платы.
Периодически предприятие организует фонд для платежей в бюджет различных
налогов.
В целях управления финансами предприятий применяется финансовый
механизм. Финансовый механизм предприятий - это система управления
финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия
финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их
взаимодействия на конечные результаты производства. Финансовый механизм
предприятий является центральным во всем финансовом механизме, что
объясняется ведущей ролью финансовой сферы материального производства.
Отсюда и высокие требования, которые к нему предъявляются. Финансовый
механизм предприятий связан с управлением финансовыми отношениями,
возникающими на предприятиии, и их денежными фондами.
В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяет
структуру и объем производства, движение материальных потоков,
распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества. Цена и
ценовая политика для предприятия - второй после товара существенный элемент
маркетиногой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и
цен должно уделяться пристальное внимание. Принятие решения в области цен
сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы: -
себестоимость товара; - цена конкурентов и возможность ее изменения; -
ожидаемая реакция покупателей на возможные изменения цены; - воздействие
государства на политику цен предприятия.
Характеристика основных ценообразующих факторов:
- Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар или
услугу в определенное время и в определенном месте.
- Предложение - это то количество товаров, которое продавцы готовы
предложить покупателю в определенное время и в определенном месте. При
росте цен кривая спроса падает, а кривая предложения возрастает. На
величину предложения товаров влияет ряд факторов, главные из которых
издержки производства. Снижение затрат при производстве продукта позволяет
выпустить больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному
результату - предложение снижается. Особенностью свободного рынка - в том,
что при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по
себе стремится к равновесию. Таким образом, при соответствии спроса и
предложения устанавливается равновесная, или рыночная цена.
- Эластичность показывает, как изменяется спрос на товар при
изменении его цены, какую ценовую политику должно избрать предприятие при
той или иной ставке налогообложения на прибыль.
Сглаживает и временно устраняет противоречия между спросом и
предложением - конкуренция - ценовая и неценовая. Влияние на уровень и
динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной сферы, при этом
непосредственное влияние на цены оказывают изменения покупательской
способности денежной единицы. В нормально функционирующей экономике,
соотншение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении
относительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе “
количество денег - сумма цен “ начинает изменяться сумма цен.
Важным факторм, является государственное регулирование. Существуют
прямые и косвенные меры воздействия государства на цены.
ГлаваII. Кадры предприятия
§1. Подбор, структура кадров
Трудовые ресурсы на предприятии - это объект постоянной заботы со
стороны руководства предприятием. Роль трудовых ресурсов значительно
возрастает в период рыночных отношений. Хорошо подобранный трудовой
коллектив - одна из основных задач предпринимателя. Это должна быть команда
единомышленников и партнеров, способных осознавать, понимать и
реализовывать замыслы руководства предприятия.
Трудовые отношения - едва ли не самый сложный аспект работы
предприятия. Гораздо легче справиться с техническими и технологическими
неполадками, чем разрешить конфликтные ситуации, возникающие в коллективе,
где нужно учитывать индивидуальные склонности, личностные установки,
психологические предпочтения. Человеческий капитал является краеугольным
камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
Основные аспекты влияния человеского фактора на повышение эффективности
работы предприятия: отбор и продвижение кадров, подготовка кадров и их
непрерывное обучение, стабильность и гибкость состава работников,
совершенствование материальной и моральной оценки труда работников.
Существует два главных критерия отбора и продвижения работников:
высокая профессиональная квалификация и способность к обучению; опыт
общения и готовность к сотрудничеству.
Система оплаты труда должна быть гибкой, стимулировать повышение
производительности труда, обладать достаточным мотивационным эффектом.
Гибкость системы оплаты труда - в том, что определенная часть заработка
ставиться в зависимость от общей эффективности работы предприятия.
Организация труда и управление коллективом предприятия включает: наем
сотрудников в условиях неполной занятости; расстановку работников в
соответствии со сложившейся системой производства; распределение среди них
обязанностей; подготовку и переподготовку кадров; стимулирование труда;
совершенствование организации труда.
Наем сотрудников в условиях рыночной экономики предполагает
поддержание постоянных связей с учебными заведениями, использование при
пиеме на работу системы заявок и рекомендаций, проведение экзаменов и
собеседований, оценку рекомендаций и отзывов и установление испытательного
срока. Расстановка рабочих и распределение среди них обязанностей основаны
на сложившейся системе разделения труда. Формы разделения труда:
технологическая - по видам работ, профессиям и специальностям;
пооперационная - по отдельным видам операций технологического процесса; по
функциям выполняемых работ - основных, вспомогательных, подсобны; по
квалификации.
При подборе кадров важное значение имеет трудовой договор или
контракт. Это непосредственное соглашение между предпринимателем и
человеком, поступающим на рабоу, конкретная система найма, которая широко
распространена за рубежом и находит все большее применение в отечественной
практике. В трудовом договоре оговариваются: трудовая функция, место
работы, должностные обязанности, квалификация, специальность, размер
заработной платы и время начала работы. По срокам трудовые договоры
различаются - не более трех лет, на время выполнения определенной работы
или на неопределенный срок.
В отличие от трудового договора договор подряда предполагает
выполнение работы по заданию предприятия за обусловленную в договоре цену.
Оплата производится по конечному результату независимо от количества и
качества затраченного труда.
Все работающие на предприятии делятся на две категории: промышленно-
производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием;
персонал непромышленных организаций - в основном работники жилищно-
коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных учреждений,
принадлежащих предприятияю.
К рабочим относят работников предприятия, непосредственно занятых
созданием материальных ценностей или оказанием производственных и
транспортных услуг. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.
Специалисты и руководители осуществляют организацию производственного
процесса и руководство им.
К служащим относятся работники, осуществляющие финансово-расчетные,
снабженческо-сбытовые и другие функции.
Квалификация работ определяется уровнем специальных знаний и
практических навыков и характеризует степень сложности выполняемого им
конкретного вида работы. Соответствие его способностей, физических и
психических качеств той или иной профессии означает профессиональную
пригодность работника.
§ 2. Управление кадрами предприятия
Продолжительное время в вопросах управления кадрами существовало
много споров, разночтений. Все они были сопряжены с централизацией кадровой
политики в едином народно-хозяйственном комплексе. Изменение экономического
курса в сторону развития рынкка вызвало необходимость по-новому
определиться в понимании кадрового состава предприятий и методов управления
им.
В настоящее время рабочая сила превращается в товар и ее движение
подчиняется законам рынка. В этой связи важно различать рынок рабочих мест,
рынок рабочй силы и рынок труда.
Первичным является рынок рабочих мест, выражающий собой спрос на
рабочую силу. Здесь в качестве характеристики рабочего места выступают
требования к человеку как исполнителю работ. Рынок рабочей силы - это
выражение ее предложения. На основе сочетания рынка рабочих мест и рынка
рабочей силы формируется рынок труда как базис всей системы товарно-
рыночных отношений.
Управление кадрами на предприятиях призвано решать три основные
задачи: формировать состав и кадровую структуру предприятий; поддерживать
стабильность кадров в сочетании с конъюнктурой рынка; максимально возможно
использовать в процессе производства функционирующую рабочую силу.
Российские предприятия по старой традиции ориентированы на личность
директора. Решения в большенстве случаев принимаются только им и доводятся
до работников в виде указаний и распоряжений.
К сожалению, у нас не осуществляется участие трудового коллектива в
управлнеии в той форме, которая распространена в западных странах в виде
советов представителей рабочих и служащих, которые наделены правами в
решениях всех жизненно важных вопросов предприятия. Нынешний процесс реформ
ведет к постепенному упразднению иерархии и развитию демократизации
трудовых коллективов. Образование акционерных обществ и передача акций
коллективам превращает безвластных исполнителей в совладельцев. Известны
многие случаи, когда не способные к руководству директора на собраниях
акционеров отстранялись от должности и замещались новыми. На основе
коллективной собственности развивается механизм, побуждающий изжить
иерархическую структуру управления.
Важнейшим условием эффективного управления кадрами является
нормирование труда. С точки зрения управления кадрами нормирование труда -
это научный инструмент для объективного определения численности и состава
кадров. Процесс нормирования труда слагается из двух последовательных
этапов. Первый этап. Комплексный анализ производственных условий выполнения
данной работы. На этой основе с учетом научных достижений и обобщения
передового опыта проектируется регламент наиболее производительного
выполнения работы, состоящий из нововведений. Второй этап. Практическое
внедрение нововведений, сочетающихся с обучением работников и расчетом
нормативной продолжительности выполнения работы.
Кадровая политика за последние годы претерпела серьезные изменения.
Кадровой политикой начинают заниматься все уровни управления предприятия:
высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба.
Большое значение в реализации кадровой политики имеют рыночные
условия, общее положения трудового законодательства. Они включают
конституционные положения о свободе развития личности, гарантии
собственности, свободе коалиций. Запрещены произвольные действия
предпринимателя по отношению к рабочему, в том числе и в части увольнения.
Прием на работу сотрудников является компетенцией фирм и предприятий.
Анализируя тенденции работы с персоналом в ближайшем будущем, можно
увидеть, что в выполнении функций руководства кадрами все большее значение
приобретают стратегические аспекты, однако сохраняются и классические
традиционные инструменты работы с кадрами, такие, как планирование в
области кадров, привлечение рабочей силы, повышение квалификации кадров.
Заключение
Усилия органов государственной власти в ходе экономической реформы
были напрвлены на проведение рыночной макроэкономической политики.
Создание макроэкономических условий для экономического роста не
сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса.
К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем,
препятствующих их эффективному функционированию в условиях рынка, следует
отнести: неэффективность системы управления; низкий уровень ответственности
руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых
решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия;
небольшие размеры уставного капитала акционерных обществ; отсутствие
эффективного механизма исполнния судебных решений; необеспеченность
единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его
инвестиционную привлекательность; высокие расходы на содержание объектов
социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства;
отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом положении
предприятия для собственников, акционеров, руководителей предприятия и др.
Для устранения негативных тенденций необходимо сконцентрировать
внимание на обеспечении эффективного развития предприятия как основного
элемента экономической системы России.
Переход предприятия на общепринятые в рыночной экономике принципы
функционирования составляет содержание реформы предприятий. Целью реформы
предприятий является содействие их реструктуризации, способствующей
улучшению управления на предприятиях, симулированию их деятельности по
повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой
продукции, а также производительности труда, снижению издержек
производства, улучшению финансово-экономических рзультатов.
Приоритетные задачи реформы предприятий:
- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий
- защита прав акционеров (для акционерных обществ)
- разгранчение ответственности участников и упрвляющих, развитие
механизмов корпоративного управления, обеспечения свободного
перераспределения прав участия в капитале акционерного общества
- совершенствование механизмов исполнения судебных решений
- обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов и
кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положении
предприятий
- создание эффективного механизма управления предприятием.
Список использованной литературы
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.,1996
Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. - М.,1996
Клейнер Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое
планирование на предприятиях // Вопросы экономики. - 1998. - N 9. - С. 46-
65
Коноков Д., Рожков К. Как выйти из кризиса крупным предприятиям //
Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N 4. - С. 88-93
Курс предпринимателства / Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. -
М.,1997
Малов А., Майн Е. Экономическое положение предприятия // Экономист. -
1997. - N 8. -С. 30-41
Министерство экономики РФ. Концепция реформирования предприятий //
Вопросы экономики. - 1997. - N 9. - С. 4-12
Половцева Ф., Власова А. Кадровая политика - основа маркетинга
предприятия // Маркетинг. - 1996. - N 2. - С. 50-52
Ремизов К.С. Управление кадрами предприятий в условиях рынка //
Вестник МГУ. - 1995. - N 4. - С. 74-79
Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - Ростов- на-
Дону, 1997
Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.,1995
Финансы / Под ред. А.М.Ковалевой. - М.,1997
Экономика / Под ред. А.С.Булатова. - М.,1997
Экономика предприятия / Под ред. В.Я.Горфинкеля, Е.М.Купрякова.
-М.,1996
Страницы: 1, 2
|