рефераты скачать

МЕНЮ


Предприятие как основное звено экономики

ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности;

- уровни управленческой деятельности в области маркетинга:

долговременные цели фирмы, учитывающие ситуацию на внутренем и внешних

рынках и тенденции ее развития; финансовые, материальные и иные ресурсы,

необходимые для достижения этих целей.

В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики

необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд

стадий:

- внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на

этой стадии, как правило убыточна;

- рост как результат признания покупателем товара и быстрого

увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли

стабилизируются расходы на рекламу;

- зрелость, характерна тем, что большинство покупателей товар уже

приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают

падать, прибыль также начинае снижаться в связи с увеличением расходов на

рекламу и другие маркетинговые мероприятия;

- насыщение, в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж

больше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за

снижения расходов на производство;

- спад, представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и

прибыли;

Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы

потом в результате производственного процесса на выходе получить

трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительской стоимости.

Соотношение ресурсов на выходе составляет содержание такого предмета, как

экономика предприятия. Ее интерисует соотношение в использовании

ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной.

Под экономическими ресурсами понимают все природные, людские и

произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства

товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно классифицировать в

соответствии с различными подходами: материальные ресурсы - земля, или

сырьевые материалы, и капитал; людские ресурсы - труд и предпринимательская

деятельность.

Получение прибыли - это непосредственная цель предприятия. Но

получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит

продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественные

потребности. Соподчиненность этих двух целей - удовлетворение потребности и

получение прибыли - следующая. Нельзя получить прибыль, не изучив

потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет

потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит

потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы

платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том

случае, когда предпритяие выдерживает определенный уровень издержек, когда

потребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученная выручка, т.е.

когда оно работает с прибылью. В этом случае и говорится, что прибыль -

непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно это

результат его деятельности. Если предприятияе не укладывается в рамки

такого поведения и не получает прибыли от своей производственной

деятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы, признать себя

банкротом.

В соответствии с законом РФ “ О несостоятельности (банкростве)

предприятий “ под несостоятельностью предприятия понимается неспосоность

удовлетворить требования кредиторв по оплате товаров, работ или услуг,

включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и

внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его

имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Внешним признаком несостоятельности предприятия является

приостановление его текущих платежей, если предприятие не способно

обеспечить ваполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня

наступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятелности.

Формально же предприятие считается несостоятельным по решению арбитражного

суда или при добровольной ликвидации со дня официального уведомления.

§ 2. Экономические показатели результатов деятельности предприятия

Финансы предприятий - это экономические, денежные отношения,

возникающие в результате движения денег: на их основе на предприятиях

функционируют различные денежные фонды. Финансовые отношения предприятий

состоят из четырех групп: - с другими предприятиями и организациями; -

внутри предприятия; - внутри объединений, предприятий, которые включают

отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп,

а также холдинга; - с финансово-кредитной системой - бюджетами и

внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является

формирование и использование различных денежных фондов. Через них

осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми

денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование

научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники;

экономическое стимулирование; расчеты с бюджетом, банками. К таким фондам

относятся следующие. При организации предприятие должно иметь уставной

фонд, или уставной капитал, за счет которого формируются основные фонды и

оборотные средства. Уставной капитал - основной источник собственных

средств предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества

отражает сумму выпущенных им кций, а государственного и муниципального

предприятия - величину уставного фонда.

Резервный капитал - это денежный фонд предприятия, образуемый за счет

отчислений от прибыли. Предназначен для покрытия убытков, а в акционерных

обществах также для погашения облигаций общества и выкупа его акций.

Фонд накопления - это средства, отчисляемые из чистой прибыли

предприятия и направляемые на развитие производства. Естественно, одной

чистой прибыли не всегда хватает для финансирования программы развития

производства. В этом случае предприятие образует инвестиционный фонд,

концентрирующий все средства, направляемые на развитие производства, в том

числе чистую прибыль, и амортизационный фонд, предназначенный для простого

воспроизводства основных фондов, а также привлеченные и заемные источники.

Фонд потребления создается за счет отчислений от чистой прибыли и

напрвляется на выплату дивидентов, единовременных поощрений, материальной

помощи, на оплату дополнительных отпусков, питания, проезда на транспорте и

другие цели.

Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную

выручку от экспортных операций или покупающих валюту для импортных

операций. В этих целях предприятиям в коммерческом банке, имеющем лицензию

Центрального банка РФ, для проведения валютных операций открывается

валютный счет.

Кроме рассмотренных выше постоянных денежных фондов, предприятие

периодически создают оперативные денежные фонды. Дважды или один раз в

месяц на предприятии формируется фонд для выплаты заработной платы.

Периодически предприятие организует фонд для платежей в бюджет различных

налогов.

В целях управления финансами предприятий применяется финансовый

механизм. Финансовый механизм предприятий - это система управления

финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия

финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их

взаимодействия на конечные результаты производства. Финансовый механизм

предприятий является центральным во всем финансовом механизме, что

объясняется ведущей ролью финансовой сферы материального производства.

Отсюда и высокие требования, которые к нему предъявляются. Финансовый

механизм предприятий связан с управлением финансовыми отношениями,

возникающими на предприятиии, и их денежными фондами.

В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяет

структуру и объем производства, движение материальных потоков,

распределение товарной массы и, наконец, уровень жизни общества. Цена и

ценовая политика для предприятия - второй после товара существенный элемент

маркетиногой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и

цен должно уделяться пристальное внимание. Принятие решения в области цен

сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы: -

себестоимость товара; - цена конкурентов и возможность ее изменения; -

ожидаемая реакция покупателей на возможные изменения цены; - воздействие

государства на политику цен предприятия.

Характеристика основных ценообразующих факторов:

- Спрос - это желание и возможность потребителя купить товар или

услугу в определенное время и в определенном месте.

- Предложение - это то количество товаров, которое продавцы готовы

предложить покупателю в определенное время и в определенном месте. При

росте цен кривая спроса падает, а кривая предложения возрастает. На

величину предложения товаров влияет ряд факторов, главные из которых

издержки производства. Снижение затрат при производстве продукта позволяет

выпустить больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному

результату - предложение снижается. Особенностью свободного рынка - в том,

что при определенном количестве предложенной продукции он как бы сам по

себе стремится к равновесию. Таким образом, при соответствии спроса и

предложения устанавливается равновесная, или рыночная цена.

- Эластичность показывает, как изменяется спрос на товар при

изменении его цены, какую ценовую политику должно избрать предприятие при

той или иной ставке налогообложения на прибыль.

Сглаживает и временно устраняет противоречия между спросом и

предложением - конкуренция - ценовая и неценовая. Влияние на уровень и

динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной сферы, при этом

непосредственное влияние на цены оказывают изменения покупательской

способности денежной единицы. В нормально функционирующей экономике,

соотншение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении

относительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе “

количество денег - сумма цен “ начинает изменяться сумма цен.

Важным факторм, является государственное регулирование. Существуют

прямые и косвенные меры воздействия государства на цены.

ГлаваII. Кадры предприятия

§1. Подбор, структура кадров

Трудовые ресурсы на предприятии - это объект постоянной заботы со

стороны руководства предприятием. Роль трудовых ресурсов значительно

возрастает в период рыночных отношений. Хорошо подобранный трудовой

коллектив - одна из основных задач предпринимателя. Это должна быть команда

единомышленников и партнеров, способных осознавать, понимать и

реализовывать замыслы руководства предприятия.

Трудовые отношения - едва ли не самый сложный аспект работы

предприятия. Гораздо легче справиться с техническими и технологическими

неполадками, чем разрешить конфликтные ситуации, возникающие в коллективе,

где нужно учитывать индивидуальные склонности, личностные установки,

психологические предпочтения. Человеческий капитал является краеугольным

камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.

Основные аспекты влияния человеского фактора на повышение эффективности

работы предприятия: отбор и продвижение кадров, подготовка кадров и их

непрерывное обучение, стабильность и гибкость состава работников,

совершенствование материальной и моральной оценки труда работников.

Существует два главных критерия отбора и продвижения работников:

высокая профессиональная квалификация и способность к обучению; опыт

общения и готовность к сотрудничеству.

Система оплаты труда должна быть гибкой, стимулировать повышение

производительности труда, обладать достаточным мотивационным эффектом.

Гибкость системы оплаты труда - в том, что определенная часть заработка

ставиться в зависимость от общей эффективности работы предприятия.

Организация труда и управление коллективом предприятия включает: наем

сотрудников в условиях неполной занятости; расстановку работников в

соответствии со сложившейся системой производства; распределение среди них

обязанностей; подготовку и переподготовку кадров; стимулирование труда;

совершенствование организации труда.

Наем сотрудников в условиях рыночной экономики предполагает

поддержание постоянных связей с учебными заведениями, использование при

пиеме на работу системы заявок и рекомендаций, проведение экзаменов и

собеседований, оценку рекомендаций и отзывов и установление испытательного

срока. Расстановка рабочих и распределение среди них обязанностей основаны

на сложившейся системе разделения труда. Формы разделения труда:

технологическая - по видам работ, профессиям и специальностям;

пооперационная - по отдельным видам операций технологического процесса; по

функциям выполняемых работ - основных, вспомогательных, подсобны; по

квалификации.

При подборе кадров важное значение имеет трудовой договор или

контракт. Это непосредственное соглашение между предпринимателем и

человеком, поступающим на рабоу, конкретная система найма, которая широко

распространена за рубежом и находит все большее применение в отечественной

практике. В трудовом договоре оговариваются: трудовая функция, место

работы, должностные обязанности, квалификация, специальность, размер

заработной платы и время начала работы. По срокам трудовые договоры

различаются - не более трех лет, на время выполнения определенной работы

или на неопределенный срок.

В отличие от трудового договора договор подряда предполагает

выполнение работы по заданию предприятия за обусловленную в договоре цену.

Оплата производится по конечному результату независимо от количества и

качества затраченного труда.

Все работающие на предприятии делятся на две категории: промышленно-

производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием;

персонал непромышленных организаций - в основном работники жилищно-

коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных учреждений,

принадлежащих предприятияю.

К рабочим относят работников предприятия, непосредственно занятых

созданием материальных ценностей или оказанием производственных и

транспортных услуг. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных.

Специалисты и руководители осуществляют организацию производственного

процесса и руководство им.

К служащим относятся работники, осуществляющие финансово-расчетные,

снабженческо-сбытовые и другие функции.

Квалификация работ определяется уровнем специальных знаний и

практических навыков и характеризует степень сложности выполняемого им

конкретного вида работы. Соответствие его способностей, физических и

психических качеств той или иной профессии означает профессиональную

пригодность работника.

§ 2. Управление кадрами предприятия

Продолжительное время в вопросах управления кадрами существовало

много споров, разночтений. Все они были сопряжены с централизацией кадровой

политики в едином народно-хозяйственном комплексе. Изменение экономического

курса в сторону развития рынкка вызвало необходимость по-новому

определиться в понимании кадрового состава предприятий и методов управления

им.

В настоящее время рабочая сила превращается в товар и ее движение

подчиняется законам рынка. В этой связи важно различать рынок рабочих мест,

рынок рабочй силы и рынок труда.

Первичным является рынок рабочих мест, выражающий собой спрос на

рабочую силу. Здесь в качестве характеристики рабочего места выступают

требования к человеку как исполнителю работ. Рынок рабочей силы - это

выражение ее предложения. На основе сочетания рынка рабочих мест и рынка

рабочей силы формируется рынок труда как базис всей системы товарно-

рыночных отношений.

Управление кадрами на предприятиях призвано решать три основные

задачи: формировать состав и кадровую структуру предприятий; поддерживать

стабильность кадров в сочетании с конъюнктурой рынка; максимально возможно

использовать в процессе производства функционирующую рабочую силу.

Российские предприятия по старой традиции ориентированы на личность

директора. Решения в большенстве случаев принимаются только им и доводятся

до работников в виде указаний и распоряжений.

К сожалению, у нас не осуществляется участие трудового коллектива в

управлнеии в той форме, которая распространена в западных странах в виде

советов представителей рабочих и служащих, которые наделены правами в

решениях всех жизненно важных вопросов предприятия. Нынешний процесс реформ

ведет к постепенному упразднению иерархии и развитию демократизации

трудовых коллективов. Образование акционерных обществ и передача акций

коллективам превращает безвластных исполнителей в совладельцев. Известны

многие случаи, когда не способные к руководству директора на собраниях

акционеров отстранялись от должности и замещались новыми. На основе

коллективной собственности развивается механизм, побуждающий изжить

иерархическую структуру управления.

Важнейшим условием эффективного управления кадрами является

нормирование труда. С точки зрения управления кадрами нормирование труда -

это научный инструмент для объективного определения численности и состава

кадров. Процесс нормирования труда слагается из двух последовательных

этапов. Первый этап. Комплексный анализ производственных условий выполнения

данной работы. На этой основе с учетом научных достижений и обобщения

передового опыта проектируется регламент наиболее производительного

выполнения работы, состоящий из нововведений. Второй этап. Практическое

внедрение нововведений, сочетающихся с обучением работников и расчетом

нормативной продолжительности выполнения работы.

Кадровая политика за последние годы претерпела серьезные изменения.

Кадровой политикой начинают заниматься все уровни управления предприятия:

высшее руководство, начальники подразделений, кадровая служба.

Большое значение в реализации кадровой политики имеют рыночные

условия, общее положения трудового законодательства. Они включают

конституционные положения о свободе развития личности, гарантии

собственности, свободе коалиций. Запрещены произвольные действия

предпринимателя по отношению к рабочему, в том числе и в части увольнения.

Прием на работу сотрудников является компетенцией фирм и предприятий.

Анализируя тенденции работы с персоналом в ближайшем будущем, можно

увидеть, что в выполнении функций руководства кадрами все большее значение

приобретают стратегические аспекты, однако сохраняются и классические

традиционные инструменты работы с кадрами, такие, как планирование в

области кадров, привлечение рабочей силы, повышение квалификации кадров.

Заключение

Усилия органов государственной власти в ходе экономической реформы

были напрвлены на проведение рыночной макроэкономической политики.

Создание макроэкономических условий для экономического роста не

сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса.

К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем,

препятствующих их эффективному функционированию в условиях рынка, следует

отнести: неэффективность системы управления; низкий уровень ответственности

руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых

решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия;

небольшие размеры уставного капитала акционерных обществ; отсутствие

эффективного механизма исполнния судебных решений; необеспеченность

единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его

инвестиционную привлекательность; высокие расходы на содержание объектов

социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства;

отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом положении

предприятия для собственников, акционеров, руководителей предприятия и др.

Для устранения негативных тенденций необходимо сконцентрировать

внимание на обеспечении эффективного развития предприятия как основного

элемента экономической системы России.

Переход предприятия на общепринятые в рыночной экономике принципы

функционирования составляет содержание реформы предприятий. Целью реформы

предприятий является содействие их реструктуризации, способствующей

улучшению управления на предприятиях, симулированию их деятельности по

повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой

продукции, а также производительности труда, снижению издержек

производства, улучшению финансово-экономических рзультатов.

Приоритетные задачи реформы предприятий:

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий

- защита прав акционеров (для акционерных обществ)

- разгранчение ответственности участников и упрвляющих, развитие

механизмов корпоративного управления, обеспечения свободного

перераспределения прав участия в капитале акционерного общества

- совершенствование механизмов исполнения судебных решений

- обеспечение учредителей, акционеров, участников, инвесторов и

кредиторов достоверной информацией о финансово-экономическом положении

предприятий

- создание эффективного механизма управления предприятием.

Список использованной литературы

Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.,1996

Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. - М.,1996

Клейнер Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое

планирование на предприятиях // Вопросы экономики. - 1998. - N 9. - С. 46-

65

Коноков Д., Рожков К. Как выйти из кризиса крупным предприятиям //

Проблемы теории и практики управления. - 1998. - N 4. - С. 88-93

Курс предпринимателства / Под ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. -

М.,1997

Малов А., Майн Е. Экономическое положение предприятия // Экономист. -

1997. - N 8. -С. 30-41

Министерство экономики РФ. Концепция реформирования предприятий //

Вопросы экономики. - 1997. - N 9. - С. 4-12

Половцева Ф., Власова А. Кадровая политика - основа маркетинга

предприятия // Маркетинг. - 1996. - N 2. - С. 50-52

Ремизов К.С. Управление кадрами предприятий в условиях рынка //

Вестник МГУ. - 1995. - N 4. - С. 74-79

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - Ростов- на-

Дону, 1997

Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.,1995

Финансы / Под ред. А.М.Ковалевой. - М.,1997

Экономика / Под ред. А.С.Булатова. - М.,1997

Экономика предприятия / Под ред. В.Я.Горфинкеля, Е.М.Купрякова.

-М.,1996

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.