рефераты скачать

МЕНЮ


Предприятие как основное звено экономики

Предприятие как основное звено экономики

Государственный комитет

по высшей школе РФ

Саратовский ордена Трудового Красного Знамени государственный

университет имени Н.Г.Чернышевского

Кафедра экономики и

управления

Предприятие как основное звено экономики

Контрольная работа по экономике

студентки 4 курса 1 группы

исторического факультета

заочного отделения

Рыбкиной Н.А.

Саратов 1998

Содержание

Введение

3

Глава I. Предприятие в условиях рынка

§ 1. Виды, типы, формы, цели и функции предприятия

6

§ 2. Экономические показатели результатов

деятельности предприятия

12

Глава II. Кадры предприятия

§ 1. Подбор, структура кадров

16

§ 2. Управление кадрами предприятия

17

Заключение

20

Список использованной литературы

21

Введение

Постепенный переход России от централизованно-плановой системы

хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения

экономики предприятия. В условиях рыночных отношений центр экономической

деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию.

Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются

необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные

кадры. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях

руководители предприятий, изучая и формируя то, что называется

цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными

“архитекторами” развития новых хозяйственных связей и методов ведения

экономики предприятия.

В своей работе я попытаюсь рассмотреть деятельность предприятия в

условиях рыночной экономики, его виды, типы, формы, его цели и функции.

Отдельная глава работы посвещена проблеме отбора, обучения персонала на

предприятии и управления им.

Одной из важнейших проблем на современной этапе развития экономики

является проблема в области работы с кадрами. В пособии В.В.Травина и

В.А.Дятлова сделана попытка обобщения отечественного опыта работы с

кадрами и использования зарубежной практики. При подготовке пособия были

использованы монографии и разработки ряда отечственных авторов, а также

материалы зарубежных центров.

К.С.Ремизов в своей работе рассматривает понятия: рынок рабочей

силы, рынок труда, трудовой прцесс, нормироване труда. Он по-новому

определяет понимание кадрового состава предприятия и методов управления.

Одним из первых отечественных учебников, рассматривающих деятельность

предприятия в условиях рыночной экономики, является учебник “Экономика

предприятия.” В учебнике дано комплексное изложение вопросов экономики,

планирования и управления на предприятии. Рассматриваются вопросы

функционирования предприятия, производственные ресурсы и эффективность их

использования, научно-технический прогресс, формы общественной организации

производства.

Экономические основы функционирования предприятия в условиях рынка

рассматривают в своей работе В.П.Грузинов и В.Д.Грибов. Рассматриваются

ресурсы предприятия и показатели их использования, анализируются

экономические показатели результатов деятельности предприятия,

рассматриваются вопросы управления предпринимательской деятельностью

предприятия.

Зайцев Н.Л. в своей работе представляет материал о рыночной

конкуренции в обеспечении экономического развития предприятия. Достаточно

полно изложены вопросы товарной политики - рынок научно-технической

продукции, оценка конкурентоспособности товара и производства. Приведены

примеры, таблицы и формулы для расчета показателей.

Ф.Половцева, А.Власова в своей работе определяет кадровую политику

как основу маркетинга предприятия, рассматривают конкретные примеры

кадровой плитики на предприятии.

А.Малов и Е.Майн рассматривают экономическое положение предприятия

на конкретном примере: АООТ “Тутаевский моторный завод.” Приведены

показатели по работе завода в сравнении за несколько последних лет.

Министерство экономики РФ разработало программу “Концепции

реформирования предприятий” ,где дана общая характеристика ситуации,

основные цели и задачи реформирования предприятий, формы и методы

государственной поддержки.

В учебнике “Экономика” рассмотрены основные виды, типы и формы

предприятий. Показаны цели и функции работы.

Дисциплина “Экономика предприятия” тесно связана с другими

дисциплинами, например с “Экономикой предпринимательства.” В учебнике “Курс

предпринимательства” помимо традиционных вопросов, рассмотрено управление

финансами на предприятии, разработка и анализ баланса фирмы,

ценообразование на предприятии.

В учебном пособии “Финансы” особое внимание уделяется проблемам

финансового менеджмента - управления финансами предприятий. Освещаются

вопросы прибыли, налогообложения, инвестиций, финансового планирования и

финансовой стратегии. Приведены фактические данные, цифровые примеры,

расчеты и формы документов.

Пособие С.И.Самыгина и Л.Д.Столяренко содержит основы анализа и

организации работы с персоналом, методы оптимизации трудовых процессов,

проектирования рабочих мест, мотивации и оплаты труда, анализа рынка труда,

отбора и оценки кадров, управления карьерой сотрудников. В книге

проводится анализ особенностей современных концепций менеджмента, дается

анализ практики управления персоналом в Японии и США.

Д.Коноков, К.Рожков анализируют проблемы выхода из кризиса крупных

предприятий. Рассматривают варианты реструктуризации, в том числе дробление

крупных предприятий на ряд мелких.

Г.Клейнер рассматривает роль предприятия в трансформируемой

экономике России, концепции развития, механизмы принятия стратегических

решений, стратегическое планирование на предприятиях.

В условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно

и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство

продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом

высококвалифицированных работников. Поставленные задачи сможет выполнить

тот, кто хорошо усвоил основы экономики предприятия.

ГлаваI. Предприятие в условиях рынка

§1. Виды, типы, формы, цели и функции предприятия

На всех этапах развития экономики основным звеном является

предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции,

происходит непосредственная связь работника со средствами

производства.Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность,

распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его

распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

В условиях рыночных отношений ключевой фигурой выступает

предприниматель. Статус предпринимателя приобретается посредством

государственной регистрации предприятия. При этом субъектом

предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и

объединие граждан. Таким образом, предприятие - это самостоятельный

хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением

предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания

услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Часто в экономическом обороте используется термин “фирма”, под

которым понимается экономический субъкт, занимающийся различными видами

деятельности и обладающий хозяйственной самостоятельностью. Иначе, фирма -

это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на

предприятии.

По формам собственности предприятия подразделяются на:

- частые, которые могут существовать либо как поностью

самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных

частей.К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть

доля капитала ( но не преобладающая );

- государственные, под которыми понимают как чисто государственные (

в том числе муниципальные ), где капитал и управление полностью принадлежат

государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью

капитала или играет решающую роль в управлении.

По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные,

исходя из двух параметров - численности занятых и объема производства.

Классификация предприятий по характеру деятельности (производственная

и непроизводственная ) предполагает их деление на производящие материальные

блага и услуги.

Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора

производства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие,

наукоемкие предприятия.

По правовому статусу различают, прежде всего, хозяйственные

товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и

муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.

Хозяйственные товарищества. Объединение участников

предпринимательской деятельности, партнеров для совместного бизнеса

называют товариществом. Участие партнеров в товариществе принято скреплять

письменным соглашением, или договором.В целях более тесного и прочного

союза товарищество оформляется как предприятие. Товарищество позволяет

соединить не только усилия, но и капиталы его участников. Лица, которые

создают хозяйственное товарищество, именуются его учредителями. Каждый из

них вносит определенный вклад в товарищество и становится его участником.

Первоначальный вклад называют уставным или складочным капиталом.

Участники хозяйственных товариществ вправе участвовать в управлении

делами, получать информацию о деятельности товарищества, знакомиться с его

документацией, принимать участие в распределении прибыли, получать при

ликвидации товарищества часть имущества, оставшегося после расчетов с

кредиторами, или денежный эквивалент стоимости. В то же время участники

хозяйственных товариществ несут ряд обязательств перед организациями,

членами которых они являются.

В зависимости от вида имущественной ответственности участники

товарищества делятся на два основных типа: полное товарищество и

товарищество на вере. Одной из характерных черт полного товарищества

является высокая степень и мера имущественной ответственности его

участников за выполнение принятых обязательств.

Промежуточная форма между полным товариществом, участники которого

несут полную имущественную ответственность, и товариществом с ограниченной

ответственностью получила название товарищества на вере. Такие товарищества

называются также коммандитными. Коммандитное товарищество, подобно

полному товариществу, представляет собой объединение нескольких граждан или

юридических лиц на основании договора между ними в целях ведения

совместной хозяйственной деятельности. Но принципиальное отличие

коммандитного товарищества от полного состоит в том, что только часть его

членов, именуемых полными товарищами, несет полную ответственность по

обязательствам товарищества всем своим имуществом. Другая же часть в виде

членов-вкладчиков несет ограниченную ответственность и отвечает по

обязательствам только своим паевым вкладом в общество.

Общества с ограниченной ответственностью. Главный признак,

определивший название и составляющий одно из важнейших преимуществ общества

с ограниченной ответственностью, состоит в том, что участники общества с

ограниченной ответственностью несут ответственность по обязательствам,

принятым на себя таким обществом, только в пределах своих вкладов в капитал

общества. Именно в этом смысле ответственность общества ограничена. В

качестве учредительных документов такого общества выступает устав и

учредительный договор.

Общество с ограниченной ответственностью представляет собой

юридическое лицо, действует в соответствии с принятыми его участниками

уставом и учредительным договором, имеет собственное наименование с

обязательным указанием в нем организационно-правовой формы.

К числу преимуществ обществ с ограниченной ответственностью относится

относительно невысокий минимально допустимый размер уставного капиала.

Это дает возможность начать собственное дело даже при малом стартовом

капитале. Общества с ограниченной ответственностью создаются как

объединения партнеров по делу, лиц и организаций, между которыми существует

постоянный деловой контакт и имеет место взаимная заинтересованность в

общем успехе. В этой связи общества с ограниченной ответственностью весьма

подходят для организации семейных предприятий, фирм, объединяющих постоянно

сотрудничающих предпринимателей.

Акционерные общества. Акционерным называется хозяйственное общество,

уставной капитал которого делится на определенное число акций. Участники

открытого акционерного общества могут продавать или передавать свои акции

без согласия других акционеров этого общества. В закрытом акционерном

обществе акции распределяются только среди учредителей или иного заранее

определенного круга лиц. Главная особенность открытого акционерного

общества состоит в том, что его имущественный и денежный капитал

формируется путем открытой, свободной продажи своих акций. Акционерные

общества открытого типа представляют одну из наиболее распространенных и

цивилизованных форм организации коллективного бизнеса.

В форме акционерных обществ могут существовать и крупные, и средние,

и малые предприятия. Создание акционерных обществ обычно предполагает

привлечение значительного числа участников.Акционерное общество является

единственным полновластным собственником принадлежащего ему имущественного

комплекса, то есть материально-вещественных, информационных и

интеллектуальных ценностей. Акционеры являются собственниками только ценных

бумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в

виде процентов, именуемых дивидентами.

Таким образом, объекты права собственности акционеров и акционерного

общества не совпадают. Акционер распоряжается сам своей акцией как ценной

бумагой. Имуществом же распоряжается только общество в лице его

представительских органов управления.

Конечно, акционер способен влиять на использование имущественного

комплекса и его деятельности в целом, участвуя в управлении. Такое право

реализуется прежде всего благодаря тому, что обыкновенная акция ( в

отличие от привилегированной, дающей право на твердый процент дивидентов )

предоставляет возможность голосовать на собраниях акционеров, избирать

правление. При этом реализуется принцип “ одна акция - один голос”.

Оказать существенное влияние на ход событий возможно, только имея солидный

пакет акций, лучше всего - контрольный.

Кооперативы и малые предприятия.. Имущество кооперативов формируется

на долевой основе за счет взносов его членов, производимых в денежной и

материальной формах. Источниками образования имущества служат также

продукция кооператива и доходы, получаемые от ее раелизации. Высшим органом

управления кооператива является общее собрание. Исполнительные органы

представлены правлением, возглавляемым председателем.

С начала проведения экономической реформы в России значительное

распространение получил такой тип хозяйственной структуры, как малое

предприятие. Малые предприятия способны к высокому динамизму развития,

самостоятельны в выборе стратегии развития и ее реализации, имеют

упрощенную организационную структуру, обслуживаются относительно небольшим

числом работников. Малые предприятия могут создаваться в различных

организационно-правовых формах. Выбор наиболее приемлемой организационно-

правовой формы малого предприятия обычно осуществляется его учредителями -

физическими и юридическими лицами.

Объединения предпринимателей. Крупномасштабному бизнесу свойственны

формы организации, в основе которх лежит объединение предприятий, фирм в

совокупные структуры. Это собирательные ассоциативные формы. Рассмотрим

отдельные типы ассоциативных организационных структур, наиболее

распространенных в экономике развитых стран.

Корпорация - это акционерное общество, объединяющее деятельность

нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий. Как

юридическое лицо, корпорация несет ответственность по долгам и налогам за

все входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельного

субъекта предпринимательской деятельности.

Хозяйственные ассоциации - договорные объединения предприятий и

организаций, создаваемые для совместного выполнения однородных функций и

координации общей деятельности. Ассоциации относятся к одной из самых

мягких форм оъединений, минимально ограничивающих действия входящих в них

членов ассоциации. Участники ассоциации обладают правом входить в любые

другие ассоциаци.

Концерны - форма договорных крупных объединений обычно монопольного

типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного

производства, комбинирования, кооперирования, благодаря наличию

производственно-технологических связей. Возникновение концернов в странах

с развитой рыночной экономикой исторически было обусловлено прежде всего

концентрацией капитала, его перенакоплением у отдельных

товаропроизводителей. Таким образом, участники концернов взаимозависимы не

по договору, а по существу экономических отношений.

Холдинговые компании характеризуются тем, что они обладают контролем

над другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежным

капиталом, либо в связи с правом назначить директоров подконтрольных

компаний. Механизм принятия решений в акционерных обществах позволяет

холдингу влиять на хозяйственные, коммерческие решения предприятий,

входящих в холдинговое объединение. Хотя эти предприятия остаются в

правовом отношении самостоятельными, холдинг способен направлять их в русло

интересов большой компании как большой целостной структуры.

Консорциум - временное добровольное объединение предприятий,

организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем,

осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных,

экологических проектов. В консорциум могут входить и крупные, и мелкие

предприятия, желающие принять участие в осуществлении проектного или иного

предпринимательского замысла, но не обладающие самостоятельными

возможностями его осуществления. Консорциум представляет потенциально

эффективный организационно-стрктурный способ временной интеграции кадров,

мощностей, материальных и финансовых ресурсов.

В условиях рынка предприятие решает две задачи - произвести продукцию

и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач предприятие будет

процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо

производить - какой ассортимент, в каком количестве - предприятие

предприятиу должно изучить рынок, т. е. заняться маркетингом. Причем

маркетингом необходимо заниматься постоянно - как до запуска продукции в

производство, так и после, в процессе реализации продукции.

Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать

достоверную информацию, которая включает:

- характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления

или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима

служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цены у

конкурентов;

- общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей,

способы покупки товаров, оношение покупателей к товарам, к условиям и

срокам поставки, условия продажи у конкурентов;

- каналы распространения товаров: наличие посредников между

производителями и потребителями, их количество;

- конкретное состояние рынка: сущность и степень конкуренции,

существует ли конкеренция между производителями товаров и каков ее уровень;

- законодательные ограничения: существуют ли законодательные

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.