рефераты скачать

МЕНЮ


Постсоциалистические изменения в Болгарии

Низкие результаты коллективной деятельнсоти являлись следствием

недостаточной мобилизации факторов производства, что прямо связано с

основами планирования. Плановая экономика порождает феномен согласования

производственной программы между органами государсттвенного управления и

руководителями предприятий. Объективно предприятия заинтересованы в

занижении своих производственных возможностей, чтобы гарантировать

выполнение плановых заданий. Это типичный случай извращения отношений в

социалистическом обществе: все старались схитрить и обмануть друг друга, в

то время как планирование предполагает абсолютную честность во

взаимоотношениях между рабочими и служащими, с одной стороны, и

работодателем, с другой стороны. Администрация всегда старалась иметь

резерв рабочей силы, чтобы наверняка выполнить производственный план.

Влияние профсоюзов и конституционные гарантии занятости также

способствовали низкой производительности труда. Реформа, предпринятая в

1965 г. по созданию крупных экономических структур (совнархозов), была

направлена на то, чтобы материально заинтресовать основных участников

производственного процесса в исправлении этого положения.

Эта попытка приблизить органы управления к производству оказалась

неудачной, и совнархозы были ликвидированы. Новое советское руководство

предложило другой способ преодоления трудностей, связанных с экстенсивным

ростом экономики: усилить ответственность предприятий за результаты своей

хозяйственной деятельности. С этой целью значительная часть управленческих

функций была передана из центра непосредственно предприятиям. В частности,

предприятия получили право оставлять в своем распоряжении часть

заработанной прибыли и использовать ее на повышение оплаты труда своих

сотрудников и на развитие производства. Кроме того, они получили

возможность в некоторых случаях самостоятельно выбирать себе поставщиков и

покупателей своей продукции. В обмен на расширение своих прав предприятия

были обязаны платить налог на основные средства в размере 6% годовых; эта

мера была направлена на максимальное полное использование вложенных

средств. Однако несмотря на определенные положительные результаты, реформа

оказалась недостаточно эффективной, главным образом из-за сопротивления

бюрократического аппарата, который не захотел выпускать из своих рук рычаги

власти. Выбор поставщиков и клиентов был существенно ограничен директивами

государственного плана, тогда как дефицит промышленного оборудования сводил

на нет возможности инвестиций за счет прибыли, остающейся в распоряжении

предприятий. Разумеется, реформа усилила самостоятельность предприятий, но

не заставила работать их более эффективно.

Самостоятельность предприятий еще больше возросла в 70-е гг., когда

началась еще одна реформа. Чтобы расширить производственные и финансовые

возможности предприятий, они были объединены в рамках более мощных

хозяйственных структур (комбинатов). Эта мера должна была привести к

улучшению внутренних связей между предприятиями, входящими в состав

объединений (сроки поставки, качество и т.д.). Но и этот раз практически

единственным результатом укрупенения предприятий стало усиление позиций

директорского корпуса в ходе согласования плановых заданий с

соответствующими министерствами.

Учитывая постоянное снижение экономических показателей, советское

руководство летом 1979 г. попыталось усилить полномочия министерств и

ведомств с тем, чтобы они проводили более жесткое управление своими

подопечными предприятиями. С этого времени в качестве показателя выполнения

плана стала использоваться величина добавленной стоимости, созаднной на

каждом предприятии. Однако расчет этого параметра, называемого также чистой

продукцией, оказался очень сложным в условиях страны, где цены

устанавливаются директивным путем. Добавленная стоимость определяется как

разность между продажной стоимостью готовой продукции и стоимостью

промежуточного потребления. Однако и стоимость готовой продукции, и

стоимость сырья и комплектующих устанавливаются чисто административным

путем. Таким образом, величина внутренних затрат не имеет какого-либо

экономического значения. Постепенно Советский Союз все больше погружался в

застой, а тема реформ использовалась исключительно составителями

официальных речей и документов. В то же время процветала теневая экономика,

все более укрепляя свои позиции в СССР.

Кризис в социалистических странах

На первый взгляд, в промышленно развитых странах социализма продолжался

экономический рост на всем протяжении 80-х гг. Однако имеющиеся сейчас

данные об уровне жизни в этих странах заставляют усомниться в достоверности

официальной статистики. Чтобы более полно представить экономическое

положение в этих странах, следует, очевидно, воспользоваться косвенными

показателями, относящимися к уровню жизни их населения.

3.1. Проблемы экономических показателей

В 80-х гг. темпы прироста чистого материального продукта, являвшиеся

основным экономическим показателем, принятым в социалистических странах,

оставались на приемлемом уровне во многих из них. Однако надежность этих

данных вызывает серьезные сомнения, особенно при сравнении их с

результатами, достигнутыми западноевропейскими странами (Табл.4).

Таблица 4

Среднегодовые темпы роста, %

|Годы |Страны Восточной |Страны-члены ЕЭС |

| |Европы | |

|1960-1970 |+6,8 |+4,8 |

|1971-1975 |+6,1 |+2,9 |

|1976-1980 |+4,3 |+2,9 |

|1981-1985 |+2,8 |1,5 |

|1986-1989 |+2,6 |+3,1 |

|1960-1989 |+5 |+3,3 |

Источник: 60е Rapport annuel de la BRI, Promblems ecnomiques. № 2189

В социалистических странах при средних темпах роста, составлявших 5% в

год, с 1960 по 1989 гг., т.е. почти за 30 лет, чистый материальный продукт

должен был увеличиться в 4,1 раза, тогда как в странах Запада за тот же

период прирост в размере 3,3% в год должен был дать увеличение только в 2,5

раза. Таким образом, имея в 1960 г. уровень жизни, составлявший 60% от

уровня жизни Запада, Восточная Европа должна была к концу 80-х гг. догнать

и перегнать западные страны по этому показателю. Однако в действительности

все обстояло иначе (табл. 5). Почему?

Таблица 4

Среднегодовые темпы прироста чистого материального продукта, %

|Страны |1981-1985 гг. |1986-1989 гг. |

|ГДР |+4,5 |+3,1 |

|Болгария |+3,7 |+3,1 |

|Венгрия |+1,3 |+0,8 |

|Польша |-0,8 |+2,9 |

|Румыния |+4,4 |+5,0 |

|Чехословакия |+1,8 |+2,1 |

|СССР |+3,2 |+2,7 |

Источник: Economic Survey of Europe in 1989-1990. Nations Unies. 1990.

Чистый материальный продукт, который включает в себя товарооборот и

запасы на складах, нельзя сравнивать с внутренним валовым продуктом (ВВП),

представляющим собой сумму добавленных стоимостей. Другими словами, при

социализме объем производства измерялся ростом товарооборота (и стоимостью

резервов, которые всегда были всегда значительно больше, чем на Западе), но

его увеличение могло быть вызвано простым увеличением промежуточного

потребления и даже повышением цен под видом изменения классификации

продукции. Иначе говоря, чистый материальный продукт и внутренний валовый

продукт включают в себя разные компоненты.

Официальные статистические данные не могут считаться абсолютно

достоверными, поскольку они были и часто еще остаются инструментом

пропаганды. Начиная с 70-х гг. некоторые западные ученые обратили внимание

на рост детской смерности и сокращение средней продолжительности жизни в

СССР.

Во Франции в период с 1970 г. по 1988 г. детская смертность уменьшилась

с 18,2 до 7,7. В Советском Союзе она стабилизировалась на уровне 24,7 в

1970 г. и достигал 30,6 в 1975 г. Это означает, что условия жизни

ухудшились задолго до того, как это стало очевидно для всех.

Средняя продолжительность жизни мужчины — еще один важный показатель

уровня жизни — составила в СССР в конце 80-х гг. 65 лет, тогда как во

Франции и США она превышала 71 год.

3.2. Участие в международном разделении труда

Недостаточная диверсификация промышленности социалистических стран

проявилась и на международном уровне. В то время как новые промышленно

развитые страны стали укреплять свои позиции на международном рынке,

социалистические государства продолжали в лучшем случае топтаться на месте.

Доля восточноевропейских стран в мировом экспорте значительно

сократилась: с 9% в 1980 г. до 6,7% в 1989 г. Это объясняется более быстрым

ростом экспорта стран с рыночной экономикой.

Экономика соцстран была слабо включена в международную систему

разделения труда, т.к. социализм, как закрытая экономическая система,

рассматривает экспорт как потерю материальных ценностей. Следовательно,

экспорт должен быть сведен к минимуму, достаточному для покрытия импорта. В

таких условиях внешняя торговля не оказывает стимулироующего воздействия на

экономику. Совершенно естественно, что уровень интернационализации,

определяемы как отношение экспорта к валовому внутреннему продукту (ВВП),

был очень низким во всех социалистических странах.

В 70-х гг. некоторые соцстраны решили ускорить темпы своего

экономического роста. По примеру стран третьего мира они обратились на

международный рынок капиталов и получили кредиты от западных банков.

Негативные последствия такого выбора проявились уже в 80-х гг., когда

страны-должниуи оказались перед необзодимостью выплачивать долги и проценты

по своим кредитам. Для этого им нужно было продавать свои товары за твердую

валюту, т.е. развивать свой экспорт в страны Запада.

Венгрия, Польша, а затем и Блогария все больше увязали в трясине

внешнего долга. Несмотря на рост экспорта и режим жесткой экономии валютных

ресурсов, внешняя задолженность продолжала расти как в абсолютных цифрах,

так и относительно ВВП.

Результаты: декларированные и реальные

4.1 Валовой внутренний продукт.

4.1.1. Динамика ВВП.

Согласно опубликованным Национальным статистическим институтом (НСИ)

Болгарии данным, темпы прироста ВВП в ценах базового периода за период 1990-

1991гг. составляли:

Таблица 1-1

Темпы прироста произведенного ВВП в Болгарии

|1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |

|-9,10 |-16,70 |-12,40 |-6,20 |1,40 |2,50 |

Источник: Публикации НСИ

Самый общий вывод, который можно сделать, исходя из этих данных,

заключается в том, что только начиная с 1994г. после многолетнего падения

темпы прироста ВВП приобрели положительные значения. Однако не следует

делать поспешного вывода о коренном повороте в экономическом развитии

страны.

Процесс стабилизации болгарской экономики не будет плавным, и можно

ожидать и колебаний в общей тенденции нарастания прироста ВВП. По всей

видимости этот процесс будет сопровождаться как положительными (результат

длительного кризиса и стагнации в экономике), так и отрицательными

(результат нестабильного состояния, нерешенных текущих экономических

проблем, неясной структурной политики) явлениями.

Согласно оценкам Организации экономического сотрудничества и развития

(ОЭСР) в странах ЦВЕ в 1997г. можно ожидать прироста ВВП между 4 и 6

процентами ежегодно, тогда как прогнозы по Болгарии находятся существенно

ниже минимального значения этих рамок (3,0%).

Причинами столь пессимистичного прогноза в отношении Болгарии, по

мнению ОЭСР, являются ошибки в экономической политике, структурные

недостатки финансового сектора и замедление темпов приватизации.

На рис.1-1 изображена динамика изменений темпов роста ВВП за период

1981-1995г. Наряду с этим изменения темпов аппроксимированы с помощью

полинома пятой степени, дабы проиллюстрировать характер перемен и колебания

фактических значений вокруг этого тренда.

Рис. 1-1

Темп прироста ВВП за период 1981-1995гг.

[pic]

На этом фоне в последующие три года могут ожидаться следующие темпы

прироста физического объема ВВП:

Таблица 1-2

| |

|Прогноз темпов прироста ВВП в период 1996-1998гг. (%) |

|Год |Нижняя |Среднее |Верхняя |

| |граница |значение |граница |

|1996 |1,6 |3,0 |3,70 |

|1997 |2,80 |3,30 |3,50 |

|1998 |1,90 |4,20 |4,80 |

Результаты принятия того или иного альтернативного варианта границ

изменения темпов прироста ВВП в рамках рассматриваемого периода можно

обобщить в следующих выводах:

Медленный выход из кризиса, наличие в будущем риска экономической

неустойчивости и значительные колебания около основной траектории развития.

Обеспечение более быстрого роста и увеличение возможностей

удовлетворения потребностей населения в более отдаленном периоде.

Формирование экономически и социально целесообразной структуры

экономики и создание условий повышения ее эффективности.

Для понимания реального уровня произведенного ВВП, ниже приведены его

абсолютные значения на основе четырех ценовых баз: текущих цен, цен 1994г.,

цен 1989г. и цен предыдущего года:

Таблица 1-4

| |

|Произведенный ВВП Болгарии (млрд.лв.) |

| | | | |Цены |

|Год |Текущие цены |Цены 1994г. |Цены 1989г. |предыдущего |

| | | | |года |

|1989 |39,60 |711,50 |39,60 |- |

|1990 |45,40 |646,80 |36,0 |- |

|1991 |135,70 |592,40 |39,80 |- |

|1992 |200,80 |549,20 |- |42,30 |

|1993 |298,90 |536,00 |- |123,60 |

|1994 |555,40 |555,40 |- |187,70 |

|1995 |852,00 |569,30 |- |192,80 |

|1996 |1211,00 |586,40 |- |- |

|1997 |1601,3 |605,70 |- |- |

|1998 |2052,3 |631,20 |- |- |

Источник: Публикации НСИ

Если прогнозируемые величины окажутся верными, то из этого можно

сделать вывод, что даже к 1998г. Болгария не сможет по величине ВВП

достигнуть уровня 1989г. (при сравнимой ценовой базе 1994г.). Достигнутый

уровень в 1998г. будет едва достигать 89% объема ВВП указанного базисного

периода. В случае, если темпы роста ВВП окажутся вблизи упомянутой выше

нижней границы, то разница будет еще более значительной. Даже при условии

достижения верхней границы этот показатель будет составлять всего лишь 90%

от величины 1989г.

4.1.2. Изменения в структурных характеристиках ВВП.

Термин “структурные изменения” затрагивает соотношения различных

секторов экономики. В 1995г. треть ВВП была произведена в частном секторе,

по сравнению с 7% в 1989г. Доля частного сектора наиболее высока в сфере

услуг и сельском хозяйстве. Тенденция увеличения вклада частного сектора в

произведенном ВВП будет наблюдаться и в последующие годы, в основном за

счет проведения массовой приватизации. В 1998г. доля частного сектора в ВВП

может достичь уровня 60-65%.

Необходимость скорейшей приватизации реального сектора до сих пор

оставалась на втором плане, из-за чего не был достигнут ожидавшийся

положительный эффект воздействия на производственную сферу. Недооценен

уровень “неофициальной приватизации”. Незаконная приватизация долгосрочных

активов и доходов в реальном секторе и банковской системе достигла огромных

размеров, бросая вызов обществу значимостью экономических и социальных

последствий.

Структурные изменения ВВП по отдельным секторам носят разнообразный и

разнонаправленный характер. В основном они зависят от специфики того или

иного сектора. В то время, как для сельского хозяйства и сферы услуг

характерны существенные колебания, в промышленности эти изменения заметны в

значительно меньшей мере и отличаются большей стабильностью и наметившейся

устойчивой тенденцией медленного снижения доли промышленности в ВВП. Этот

процесс, начавшийся еще в начале 80-х годов, продолжается и в 90-х. Темпы

развития в промышленности отстают с годовым запозданием от темпов ВВП,

причем наибольший спад был зафиксирован в 1991г. В сельском хозяйстве

наименьший темп был зарегистрирован в 1993г., несмотря на то, что

отрицательные значения произведенного ВВП в этой области наблюдались и

ранее, особенно в 1983г., 1985г. и 1987г. В сфере услуг также наблюдаются

существенные колебания, однако спады темпов не столь ярко выражены. В

исследуемом периоде был зафиксирован наиболее низкий темп прироста

национального дохода, составивший в 1991г. -22%, что можно было бы сравнить

разве с аналогичным показателем в послевоенном 1945г.

Оценивая будущую секторную структуру ВВП, следует отметить колеблющиеся

изменения в сельском хозяйстве, в целом составляющие отрицательную

величину; колебания сферы услуг возле нулевой отметки и слабую, но

устойчивую тенденцию повышения доли промышленности, которая, однако, не

может существенно повлиять на общий темп прироста ВВП. Едва ли можно

расценивать как экономически оправданную и логичную тенденцию

комплиментарных значений в развитии сельского хозяйства и сферы услуг.

Ясно, что это сыграло положительную роль в поддержании и плавном изменении

общего темпа, в избежании резкого спада, но все же трудно найти разумное

объяснение этого факта.

В отношении производственной структуры Болгарию не без оснований можно

сравнить с некоторыми развитыми европейскими странами, близкими к ней по

масштабам и экономической структуре (см.табл.1-5).

Таблица 1-5

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.