рефераты скачать

МЕНЮ


Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) (бюджетов WinWord)

не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не

предусмотренные им (п. 5 ст. 12).

Таким образом, законодательство РФ закрепило порядок установления налогов

и сборов и других платежей, исходящий из принципа единства их системы и

прерогативы представительных органов государственной власти и местного

самоуправления на установление всех этих платежей независимо от их уровня.

Установление налогов означает принятие компетентным органом власти

решения о порядке введения данного платежа в пределах определенной

территории в качестве источника доходов государственной или муниципальной

казны с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и

сроков уплаты.

Органы власти того или иного уровня в соответствии с законодательством

решают все перечисленные вопросы, или отдельные из них. С установлением

налогов связан и вопрос о предоставлении льгот. При этом органы

государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления могут

предоставлять дополнительные льготы по налогообложению, помимо

установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации,

только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.

После введения в действие части второй НК РФ систему налогов и сборов

составят следующие платежи, предусмотренные ст. 13,14 и 15 части первой

Налогового кодекса.

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального

сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными

биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы. Региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4)транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на

территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на

имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного

налога.

Местные налоги и сборы:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Налоговое право Российской Федерации, его источники

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием

налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей

совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей) —

налоговое право. Эти отношения являются предметом налогового права.

Таким образом, налоговое право — это совокупность финансово-правовых

норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию

налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные

государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических

лиц. Естественно, что налоговое право существует и как соответствующая

категория правовой науки.

Вместе с тем термин «налоговое право» применяется и в других аспектах: а)

как отрасли законодательства, включающей в себя не только упомянутые нормы

финансового права, но и других отраслей права (административного,

гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения,

контроля и ответственности в этой сфере; б) как соответствующей учебной

дисциплины, изучаемой обособленно от финансового права, например в рамках

спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и

налоговой деятельности также имеет полезные стороны, поскольку способствует

углубленному комплексному изучению данных вопросов.

Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права)

определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в

стране.

Главными источниками налогового права являются федеральные законы,

принятые на их основе законы субъектов Российской Федерации, акты

представительных органов местного самоуправления. Все они базируются на

конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права.

Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на

территории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов (п.

«и» ч. 1 ст. 72). Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению

федеральных органов государственной власти. В пределах, предусмотренных

федеральным законодательством, вопросы налогообложения на своей территории

регулируются субъектами РФ. Акты органов местного самоуправления,

принимаемые на основе законодательства РФ и субъектов РФ, действуют на

территории соответствующего муниципального образования.

Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем

предусмотренные законодательством РФ, то применяются международные нормы и

правила (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Исключительно важную роль в формировании источников налогового права

сыграл Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27

декабря 1991 г. Законодательный акт подобного содержания появился в истории

СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит в том, что он

комплексно урегулировал налоговые отношения, определил общие, наиболее

существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а

именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, т.е.

перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов;

обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия

налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и

ответственность их должностных лиц в области налогообложения. Таким

образом, он явился предшественником принятого в 1998 г. Налогового кодекса

РФ, введенного в действие с 1 января 1999 г. (за исключением части статей,

установивших новую систему налогов и сборов).

Положения названного Закона конкретизированы в законодательных актах,

относящихся к определенным видам налоговых платежей. Более подробно порядок

взимания налогов предусматривается в инструкциях по применению законов,

издаваемых Государственной налоговой службой РФ (с 25 декабря 1998 г. —

Министерством РФ по налогам и сборам) по согласованию с Министерством

финансов РФ, а в соответствующих случаях — Государственным таможенным

комитетом РФ или с его участием. Однако акты названных федеральных органов

исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления не могут

изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Закон о каждом конкретном налоге содержит следующие основные элементы.

1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных

признаков. К ним относятся организации (юридические лица, филиалы и иные

обособленные подразделения юридических лиц) и физические лица, на которые в

соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать

налог.

2. Определение объекта налогообложения, т.е. того предмета, на который

начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных

товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты. В целях

уточнения объекта налогообложения может быть определена налоговая база

(т.е. его стоимостная, физическая или иная характеристика).

3. В определенных случаях требуется указать единицу налогообложения, т.е.

часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог

(например, 1 кв. м земли, 1 га пашни и др.).

4. Ставка, т.е. размер налога, который взимается с единицы

налогообложения или объекта налогообложения в целом.

Ставки могут быть выражены в разных формах и в разной зависимости от

изменений объекта налогообложения.

Так, они могут быть выражены в процентах и твердых денежных суммах, в их

сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т.е. не изменяющиеся в

зависимости от увеличения или уменьшения объекта налогообложения, и

прогрессивные, размер которых зависит от количественной характеристики

объекта налогообложения (при его увеличении увеличивается и ставка налога).

5. Определение сроков уплаты налогов в течение года. Они предусматриваются

по каждому из видов налогов особо.

В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом

акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для использования

их налогоплательщиком.

Льготы по налогам и сборам — это предоставляемые отдельным категориям

плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах

преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность

полного или частичного освобождения от данного платежа. Льготы не могут

носить индивидуального характера. Однако в исключительных случаях

допускается установление индивидуальной налоговой льготы нормативными

правовыми актами законодательства РФ, субъектов РФ и нормативными актами

органов местного самоуправления в отношении налогов и сборов

соответствующего уровня в части, поступающей соответственно в федеральный,

региональный или местный бюджет.

Большую роль в формировании налогового права призван выполнить его

важнейший источник — Налоговый кодекс РФ.

Введенная в действие часть первая НК РФ предусматривает общие принципы

налогообложения и сборов; виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания

возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по

уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов субъектов РФ

и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков,

налоговых органов и других участников отношений, регулируемых

законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля;

ответственность за совершения налоговых правонарушений; порядок обжалования

действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Существенное значение для развития налогового права имеет закрепление в

НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3). Они

исходят из конституционных положений о правах человека и гражданина,

принципах рыночных экономических отношений, государственной целостности

Российской Федерации, разграничении полномочий между органами

государственной власти Федерации, ее субъектов и органов местного

самоуправления. К таким основным началам отнесены следующие:

— обязанность каждого лица уплачивать только законно установленные налоги

и сборы. При этом законодательство должно основываться на признании

всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности

налогоплательщика к уплате налога;

— недопустимость дискриминационного характера налогообложения и разного

его применения исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и

иных подобных различий между налогоплательщиками;

— недопустимость произвольных налогов и сборов, не имеющих экономического

основания, и препятствующих реализации гражданами своих конституционных

прав;

— недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое

экономическое пространство РФ, либо препятствующих не запрещенной законом

экономической деятельности налогоплательщика;

— недопустимость возложения обязанности уплачивать налоги и сборы, а

также иные платежи, обладающие их признаками, если они не предусмотрены

Налоговым кодексом либо установлены в ином порядке, чем это им определено;

— необходимость формулирования законодательства таким образом, чтобы

каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком размере он должен

платить;

— толкование в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех

неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о

налогах и сборах.

Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права

общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и

взимания налогов с организаций и физических лиц.

Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют

правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют

органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного

самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку

установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в

Конституции РФ разграничению предметов ведения Российской Федерации и

субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме

того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между

представительными и исполнительными органами власти.

Установленные в законном порядке налоги реализуются через налоговые

правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с

организаций и физических лиц.

Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является

обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный

государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с

установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность

компетентных органов — обеспечить уплату налогов.

Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой

причинение материального ущерба государству или муниципальному образованию,

ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому

законодательство предусматривает строгие меры воздействия на лиц,

допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение таких

обязанностей.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые

органы и кредитные организации — банки, которые принимают и зачисляют

налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются

носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е.

субъектами налогового права.

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27

декабря 1991 г. впервые был дан обобщенный перечень прав и обязанностей

участников налоговых правоотношений. Причем при характеристике

налогоплательщиков Закон не разделяет их на юридические и физические лица,

закрепляя их статус общими нормами. Конкретизированы же права и обязанности

налогоплательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому

конкретному налоговому платежу.

Налоговый кодекс РФ уточнил состав участников налоговых правоотношений, а

также содержание их прав и обязанностей.

Так, помимо налогоплательщиков, названы налоговые агенты и сборщики

налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты — это лица, на которые возложены

обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий

бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в

отношении налогов из заработной платы работников). Сборщики налогов, в

качестве которых могут выступать государственные органы, органы местного

самоуправления, другие уполномоченные органы и

должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в

уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи). Права и

обязанности сборщиков налогов подлежат дальнейшему правовому

урегулированию. Кроме того. Кодекс ввел в круг возможных участников

налоговых правоотношений представителя налогоплательщика (гл. 4).

Кодекс в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: а)

общие для организаций и физических лиц обязанности; б) дополнительные к ним

обязанности налогоплательщиков — организаций и индивидуальных

предпринимателей.

В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность

предусмотрена Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов

налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о

налогах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке

налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если

такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях,

предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты

налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении

выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не

препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при

исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в

случаях и порядке, предусмотренных Кодексом;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского

учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а

также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также

и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и

сборах.

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели — помимо

этих обязанностей, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту

учета:

— об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;

— о всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок

не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

— о всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской

Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания,

реорганизации или ликвидации;

— о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности

(банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней

со дня принятия такого решения;

— об изменении своего места нахождения — в срок не позднее десяти дней с

момента такого изменения.

Учитывая различия между налогами и сборами, Кодекс не отождествляет

обязанности налогоплательщиков с обязанностями плательщиков сборов, о

которых говорится особо: они обязаны уплачивать законно установленные

сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о

налогах и сборах.

Таким образом, на первом месте называется обязанность уплатить законно

установленные налоги и сборы. Такая обязанность имеет конституционный

характер: в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить

законно установленные налоги и сборы.

Вместе с тем налогообложение некоторых субъектов может быть заменено

другой формой выполнения данной обязанности. Это касается субъектов

предпринимательской деятельности (инвесторов) в области пользования

недрами. При заключении между ними, с одной стороны, и государством в лице

компетентных органов, с другой, соглашения о разделе полученной продукции,

взимание ряда налогов и других обязательных платежей (НДС, акцизов и др.)

заменяется передачей государству части продукции на условиях соглашения в

соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» от

30 декабря 1995 г.

Налоговым кодексом РФ урегулированы и обязанности налоговых агентов, за

неисполнение которых они несут ответственность. К обязанностям этих

участников налоговых правоотношений отнесено:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств,

выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные

фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту

своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме

задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и

перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе

персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы,

необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления,

удержания и перечисления налогов.

Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает, изменяется и

прекращается при наличии оснований, установленных законодательным актом о

налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности уплатить какой-

либо налог является прежде всего наличие у него соответствующего объекта

налогообложения. Другие обязанности связаны и обусловлены этой основной

обязанностью.

Налоговый кодекс (ст. 44) установил следующие основания прекращения

обязанности по уплате налога и (или) сбора:

1) уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) возникновение обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и

(или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и

сбора;

3) смерть налогоплательщика или признание его умершим в порядке,

установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица,

признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного

имущества;

4) ликвидация организации-налогоплательщика после проведения

ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).

Неспособность юридического лица — коммерческой организации или

индивидуальных предпринимателей уплаты налогов является основанием для

признания этого лица в установленном за-

коном порядке банкротом. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном

порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по

налогу возлагается на ликвидационную комиссию.

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют права, которые направлены на

то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов.

Налоговый кодекс (ст. 21), расширив и уточнив их, закрепил следующие права

налогоплательщиков (и плательщиков сборов):

1) получать от налоговых и других уполномоченных государственных органов

по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах,

законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы

законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях

налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам

применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,

установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный

налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо

излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо

через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по

исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых

проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а

также налоговые уведомления и требования об уплате налога;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения

законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении

налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их

должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия

(бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков,

причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными

действиями (бездействием) их должностных лиц.

Этот перечень не является исчерпывающим. Кодекс подчеркивает, что

налогоплательщики имеют также иные права, установленные Кодексом и другими

актами законодательства о налогах и сборах.

Особо отмечается, что плательщики сборов имеют те же права, что и

налогоплательщики.

Основной задачей налоговых органов является обеспечение поступления

налогов в бюджетную систему и внебюджетные фонды в установленные сроки и в

соответствии с установленными ставками. Эта обязанность реализуется через

широкий круг их прав и обязанностей.

Налоговые органы наделены на основании Налогового кодекса РФ следующими

правами (ст. 31):

— требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по

установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов;

— проводить налоговые проверки;

— производить выемку при проведении налоговых проверок у

налогоплательщика или налогового агента документов, свидетельствующих о

совершении налоговых правонарушений;

— вызывать в налоговые органы налогоплательщиков или налоговых агентов

для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими

налогов;

— приостанавливать операции по счетам в банках налогоплательщиков и

налоговых агентов и налагать арест на их имущество;

— осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для

извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и

территории;

— определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в

бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации, а также

данных по иным аналогичным налогоплательщикам в случаях отказа

налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру

(обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений;

— требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов и их представителей

устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

— взыскивать недоимки по налогам, сборам и пени в порядке, установленном

Кодексом;

— контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их

доходам;

— требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных

поручений налогоплательщиков и налоговых агентов и инкассовых поручений и

распоряжений налоговых органов о списании сумм налогов и пеней;

— требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных

поручений налогоплательщиков, и инкассовых поручений (распоряжений)

налоговых органов;

— привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов

и переводчиков;

— вызывать в качестве свидетелей лиц для проведения налогового контроля;

— заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия

лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

— создавать налоговые посты.

Кроме того, налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции

или арбитражные суды иски:

— о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших нарушения

законодательства о налогах и сборах;

— о признании недействительной государственной регистрации юридического

лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

— о ликвидации организации;

— о взыскании задолженности по налогам, сборам, пеням, числящейся за

дочерними предприятиями, с соответствующих основных предприятий;

— о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об

инвестиционном налоговом кредите и в других случаях. В круг обязанностей

налоговых органов входит:

— соблюдение законодательства о налогах и сборах;

— осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и

сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативным правовых актов;

— ведение в установленном порядке учета налогоплательщиков;

— проведение разъяснительной работы по применению законодательства о

налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных

правовых актов, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих

налогах и сборах, разъяснение порядка заполнения отчетности и исчисления и

уплаты налогов и сборов;

— осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или излишне

взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

— соблюдение налоговой тайны;

— направление налогоплательщику или налоговому агенту копии акта

налоговой проверки и решения налогового органа, а также налогового

уведомления и требования об уплате налога и сбора.

Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы ведут

единый государственный реестр налогоплательщиков. Правила его ведения

утверждены постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г.

При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение

преступления в области налогообложения, налоговые органы обязаны в

десятидневный срок направить материалы в органы налоговой полиции (ст. 32

НК РФ).

Аналогичные права и обязанности имеют таможенные органы в связи с

взиманием налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную

границу.

Важная роль в реализации законодательства о налогах и сборах принадлежит

банкам. В Законе РФ «Об основах налоговой системы» впервые на

законодательном уровне были специально урегулированы обязанности и

ответственность банков в области налогообложения. Теперь такие нормы

содержатся в Налоговом кодексе РФ (ст. 60, 86, 132—136 и др.), получив

более детальное содержание с рядом уточнений и изменений.

Банки выполняют в области налогообложения обязанности по исполнению

поручений налогоплательщика и налогового агента на перечисление налогов и

сборов и решений налогового органа о взыскании налогов и сборов. В связи с

этим банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика (налогового

агента) на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные

фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счет

денежных средств налогоплательщика или иного обязанного лица в

порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога

исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем

получения такого поручения или решения, если иное не предусмотрено

настоящим. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не

взимается.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение названных обязанностей НК РФ

устанавливает ответственность банков.

В связи с проведением налоговыми органами учета налогоплательщиков в

целях налогового контроля банки не вправе открывать счета организациям и

индивидуальным предпринимателям без предъявления свидетельства о постановке

на учет в налоговом органе, а также обязаны сообщить об открытии или

закрытии этих счетов в налоговый орган в пятидневный срок.

НК РФ (ст. 132—135) содержит перечень видов нарушений банком

обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. К ним

относятся:

нарушение порядка открытия счета налогоплательщику (в частности, открытие

счета без предъявления свидетельства о постановке налогоплательщика на учет

в налоговом органе);

нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по

счетам налогоплательщика или налогового агента;

неисполнение банком решения о взыскании налога;

непредставление налоговым органом сведений о финансово-хозяйственной

деятельности налогоплательщика — клиента банка.

Ответственность банков за эти нарушения законодательства установлена

Кодексом в виде санкций, выраженных в разных формах: в твердых денежных

суммах (нарушение порядка открытия счета влечет взыскание штрафа в размере

10 тыс. руб.); в начислении пеней (за нарушение сроков исполнения поручения

о перечислении налогов и сборов применяется взыскание пеней в размере одной

стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более

0,2% за каждый день просрочки); в процентах от суммы, перечисленной банком

с нарушением решения налогового органа о приостановлении операций по счетам

налогоплательщика (20%), и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.