рефераты скачать

МЕНЮ


Особенности монополии и монополизма в условиях рыночных и нерыночных отношений

мнению представителей австрийской школы, разновидностями взаимовыгодных

добровольных соглашений, важной составной частью механизма координации и

настройки в рыночной экономике.

Учитывая итоги богатого и противоречивого опыта антимонопольной

политики и практики предыдущих лет, усиливающуюся критику сложившегося

антимонопольного законодательства, изменяющиеся внешнеполитические реалии,

антимонопольные органы США за период с конца 70-х годов существенно

изменили свой подход к оценкам многих происходящих фактов и процессов.

Обычно специфику антимонопольной политики США на данном этапе рассматривают

отдельно применительно:1)к уже сложившимся рыночным структурам, 2)к

слияниям, 3)к соглашениям по поводу фиксации цен и сигментации рынков.

Остановимся вкратце на каждом из данных трёх направлений.

Наиболее лояльно современное законодательство относится к уже

сложившимся фирмам, обладающим той или иной степенью монопольной власти.

Даже если фирма владеет 60% выпуска или рыночных продаж, она может не

подвергаться судебному преследованию, устанавливая нередко цены как ей

заблагорассудится. Компания с такой или более высокой долей на рынке может

стать объектом интереса со стороны антимонопольных органов, как правило,

только в том случае, если станут вдруг известны факты злонамеренного

поведения данной компании (подавления и обмана конкурентов и т.п.) с целью

достижения или поддержания своего монопольного положения на рынке. В

качестве крайней меры в таком случае может быть принято решение о дроблении

фирмы. Наиболее известным из дел такого рода является достигнутое в 1982

году соглашение между правительством США и АТТ (крупнейшей телефонной

компании страны). Уличив АТТ в совершении ряда антиконкурентных действий и

нарушений, таким образом, закона Шермана, правительство добилось отделения

от АТТ двадцати двух телефонных компаний. Но в целом за данный период

подобных процессов было крайне мало.

Значительно более строги современные антимонопольные законы к практике

слияний, хотя большую роль при этом играет тип и характер данных слияний,

т.е. “наказания” носят не сплошной, а выборочный характер.

Как правило, выделяют три возможных типа слияний: горизонтальные,

вертикальные и конгломератные. Горизонтальные слияния, т.е. слияния таких

фирм, которые производят однородную продукцию и являются конкурентами,

действуя на одном и том же рынке, как правило, допускаются только в том

случае, если общая доля на рынке объединяющихся фирм не превысит 15%.

Согласно инструкции 1984 года, возможны слияния и более крупных фирм и

корпораций, если “имеются ясные и убедительные доказательства повышения в

этом случае эффективности производства, сокращения непроизводственных

затрат, либо в случае близкого краха одной из фирм”. Например, в 1987 году

антимонопольные органы не чинили препятствий слиянию двух крупных

автомобильных компаний США “Крайслер” и “Америкэн Моторс”, т.к. “Америкэн

Моторс” была близка к банкротству.

Вертикальные слияния - это слияния, связанные с различными стадиями

производства в одной и той же отрасли или с объединениями типа “поставщик-

потребитель”. Обычно допускаются только в тех случаях, когда доля каждой из

компаний до объединения не превышала 10% соответствующего рынка. При более

высоких долях продукции той или иной фирмы на рынке считается, что

подобного рода объединение лишит другие фирмы возможности продать свою

продукцию. Так, в случае приобретения фирмой “Дюпон” контрольного пакета

акций компании “Дженерал Моторс” именно последовавший за данной сделкой

факт преимущественной покупки красок и тканей для автомобилей “Дженерал

Моторс” у фирмы “Дюпон” послужил для антимонопольных органов основанием

признать данное слияние незаконным.

Конгломератные слияния, к которым относятся такие, когда объединяются

фирмы, производящие продукцию не связанных между собой отраслей, как

правило, не подвергаются преследованию со стороны антимонопольных органов

вообще, поскольку в результате подобных слияний доли фирм на тех или иных

рынках не изменяются.

Рынок, в пределах которого для данного предприятия складываются

действительные отношения конкуренции и монополии, обозначается термином

“релевантный”.

Различают технологические и географические границы релевантных рынков.

При определении технологических границ учитываются, во-первых, все

предприятия, производящие данный вид продукции (причём имеется ввиду не

только та её часть, которая продаётся на рынке, но и продукция, идущая на

собственное потребление, а также - объём неиспользуемых мощностей данного

предприятия); во-вторых, все предприятия, создающие товары-субституты; в-

третьих, предприятия, производящие продукцию совершенно другого назначения,

но по такой технологии, которая позволяет быстро изменить специализацию и

начать производство продукции нового профиля.

Необходимость выделения географических границ релевантных рынков

связана с тем, что различные виды продукции объективно предполагают разные

географические границы их потребления. Общая зависимость такова, что чем

больше стоимость продукции и чем сложнее её производство, тем шире

географические границы её рынков. Самые узкие географические границы имеют

рынки скоропортящихся продуктов, необработанных вообще, или прошедших

обработку по традиционной технологии (например, свежие овощи или молочные

продукты). Аналогично обстоит дело с трудно транспортируемыми видами

продукции (например, бетон или цемент). Что же касается таких видов

продукции, как автомобили, то для них релевантным является весь

национальный рынок, а для наиболее совершенных компьютеров - весь мировой

рынок.

При определении границ релевантных рынков считается необходимым также

учитывать возможности доступа к рынку соответствующих фирм.

После того, как определены границы рынка, можно перейти к конкретным

расчетам удельного веса в общем объёме производства и продаж того или иного

количества фирм или той или иной конкретной фирмы. Такие расчеты нужны для

определения характера рыночной структуры той или иной отрасли, от чего

может зависеть реакция антимонопольных органов на предполагаемое слияние

каких-либо фирм, или уже на состоявшееся слияние. Как правило,

государственная статистика в “рыночных” странах уделяет большое внимание

характеристикам рыночных структур отдельных отраслей, подотраслей и

товарных групп. Соответственно, с конца 60-х годов разработан и

используется целый ряд показателей, призванных отражать изменения в уровнях

концентрации производства в отраслевом и “натуральном” разрезах.

Антимонопольными органами чаще всего используются такие способы измерения

концентрации, как доля фиксированного числа предприятий и так называемый

индекс Герфиндаля.

Этот индекс определяется по формуле:

H=[pic],

где xi - это доля объёма продаж i-й фирмы (как правило, в процентах),

и n- количество фирм в данной отрасли.

Как видно из формулы, данный индекс может иметь значения от 0 в случае

наличия на рынке огромного множества бесконечно малых по рыночной доле фирм

в условиях свободной конкуренции до 10000(в случае, если в данной отрасли

господствует безраздельно одна фирма, то есть при абсолютной монополии).

В соответствии с данными о значениях индекса Герфиндаля, все отрасли в

экономике США делятся на три группы: с малым уровнем концентрации (если H-

индекс составляет 1000 или менее), со средним уровнем концентрации (если Н-

индекс колеблется в интервале 1000- 1800) и с высоким уровнем

концентрации(если Н- индекс превышает 1800). Слияние фирм признаётся

незаконным, если благодаря ему Н- индекс возрастает более чем на 100 в

отраслях средней концентрации и более чем на 50 в отраслях высокой

концентрации. Например, если в отрасли со средним уровнем концентрации

предполагается слияние двух фирм, обладающих соответственно 10% и 2% от

общего объёма рынка, то такое слияние будет признано незаконным. Не

случайно, поэтому в США фирмы, намечающие слияние, должны поставить об этом

в известность Федеральную комиссию по торговле не менее чем за 30 дней.

Если к сложившимся монополиям антимонопольное законодательство США

относится весьма снисходительно и терпимо, слияния допускаются или не

допускаются в зависимости от множества различных обстоятельств, т.е.

несколько таких действий, которые вызывают судебное преследование без каких-

либо исключений или поблажек. К ним относятся в первую очередь соглашения

между фирмами с целью раздела рынка и установления цен. Если какие-либо

фирмы уличены в подобных действиях, против них неизбежно будет возбуждён

судебный процесс, причем принцип “разумного подхода” в этих случаях не

используется. То есть, для того, чтобы добиться вынесения приговора,

обвиняющей стороне достаточно лишь доказать акт фиксации цен или раздела

рынка. (Особая суровость закона к подобным фактам, по мнению западных

экономистов, не в силах искоренить стремление фирм к сговорам относительно

уровня цен и дележа рынков. Следствием ужесточения наказаний является лишь

то, что подобные сговоры становятся особо засекреченными, и многие фирмы

вместо заключения официальных соглашений используют практику лидерства в

ценах и ценообразования в соответствии с формулой “издержки плюс”).

Основные различия в антимонопольной политике и практике “рыночных”

стран связаны с неодинаковыми акцентами в использовании направлений

регулирования монополий и прямого недопущения, подавления или устранения их

в форме дробления на отдельные самостоятельные предприятия. В этой связи

различают особенности европейского и американского подходов в

антимонопольной политике. Антимонопольная политика в европейских странах в

большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий

независимо от того, какими путями они добились своего монопольного

положения, причем данное регулирование не предполагает структурных

изменений, т.е. не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на

самостоятельные предприятия. Одной из причин преобладания в европейских

странах именно “регулирующего” подхода по отношению к монополиям является

то, что данные страны в отличие от США располагаются на сравнительно малых

территориях. В таких условиях для достижения минимально эффективного

масштаба производства в рамках национальной экономики бывает необходимо

разрешать ведущим фирмам укрупнять своё производство до такого уровня,

когда они начинают определять собой целые отрасли.

Что же касается особенностей государственной политики воздействия на

монополии в США, то для неё, прежде всего, и безусловно, характерна гораздо

меньшая опора на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным

и необходимым только применительно к естественным монополиям. В отношении

же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что

совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если

монопольное положение на рынке достигнуто ею “благодаря более высоким

деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю”. При

этом учитываются как минимум два объективных обстоятельства: 1)то, что если

фирма не будет уверена в получении максимально высоких прибылей (в случае

её объективных успехов на пути совершенствования производства и продукции),

то она не станет должным образом заниматься совершенствованием техники,

технологии, потребительских свойств своих товаров, нахождением незанятых

“ниш” в структуре рыночного спроса и т.п.;2)то, что если ведущие фирмы не

будут получать максимальных прибылей, то у других фирм ослабнет или вообще

исчезнет стимул конкурировать с лидерами и стремиться для этого к

совершенству, т.е., что антимонопольная политика в этом случае может

превратиться в политику ослабляющую, а не стимулирующую развитие рыночных

механизмов в экономике.

Сложившиеся особенности государственной политики по отношению к

монополиям в различных странах не обязательно сохраняются неизменными на

перспективу. С одной стороны, под влиянием США, происходят некоторые

изменения в этой политике у европейских стран, направленные на усиление

конкуренции. С другой, на характер антимонопольного законодательства США не

может не влиять такой важный фактор, как постоянно усиливающиеся позиции

Японии на мировом рынке вообще и на внутреннем рынке США в частности. Уже в

середине 80-х годов США, как отмечается в печати, столкнувшись с мощной

конкуренцией японских компаний, пошли на серьёзные изъятия из

антитрестовского законодательства в пользу наукоёмких отраслей.

Вместе с тем, поскольку именно США с их наиболее последовательным

курсом на сохранение института конкуренции являлись и являются до сих пор

лидером в развитии большинства направлений науки и техники, то,

соответственно, продолжение курса на поддержание конкуренции может быть

расценено ими как главный фактор сохранения их ведущего положения в сфере

научно-технического прогресса[12,с.314-324].

Направления антимонопольной политики в

постсоциалистиской экономике

Накопленный странами с “рыночной” экономикой опыт антимонопольной

борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно

изучаться и использоваться в различных конкретных случаях обуздания

конкретных монополий, в целом не может служить основой для разработки общей

программы действий по демонополизации постсоциалистической экономики.

Антимонопольная политика рыночных стран не носит “системоотрицающего”

характера, т.е. не направлена на качественные преобразования сложившегося

типа экономической системы. Достаточно эффективное функционирование

экономики в современных, преимущественно рыночных странах, невозможно без

постоянного балансирования между элементами монополии и конкуренции, без

обеспечения того или иного сочетания двух важнейших начал эффективности

современного общественного воспроизводства. Эта политика направлена не на

устранение монополий, а лишь на поддержание необходимого равновесия между

двумя основными составляющими эффективности.

Иной, гораздо более широкий и сложный круг задач встаёт при

осуществлении антимонопольной политики в бывших социалистических странах, к

которым относится и Россия.

За годы реформ, с одной стороны, система тотального командно-

административного монополизма в значительной её части оказалась

разрушенной, а с другой,- существует ещё огромное множество весьма

серьёзных по своей роли и возможностям элементов монополизма, тормозящих

развитие экономики. Борьба с чрезмерным монополизмом в постсоциалистическом

обществе затрудняется рядом объективных обстоятельств. К важнейшим из них в

условиях нашей страны можно, очевидно, отнести следующие: преобладание не

только и не просто антирыночного, но и даже явно “промонополистического”

мышления у значительной части населения; специфические позитивные

возможности элементов административного и производственного монополизма в

решении проблем выхода из экономических кризисов и обеспечения

прогрессивных структурных сдвигов в экономике; несовершенство российского

приватизационного и антимонопольного законодательства. Остановимся

подробнее на каждом из выделенных обстоятельств.

Преобладание нерыночного мышления у населения

Если даже рыночные страны сталкиваются с фактами тяготения населения к

монополиям, то не удивительно, что в постсоциалистических странах

достаточно велика часть населения, воспринимающая их как нечто

естественное.

Из факта преобладания нерыночного и “промонополитического” мышления

населения России на момент современных экономических реформ можно сделать

выводы двоякого плана. Один из вариантов состоит в том, что поскольку

Россия объективно не рыночного типа страна и никогда не воспримет рынок и

его ценности как нечто естественное, то следует признать это как данность и

не навязывать ей чуждых форм и принципов. Такой подход не предполагает

сколько-нибудь активных действий по преодолению пережитков тотальной

системы государственного монополизма.

Возможен и несколько иной вариант рассуждений и действий. А именно,

факт преобладания промонополистического мышления у значительной части

населения сам по себе совсем необязательно расценивать как непреодолимое

препятствие в борьбе с элементами чрезмерного монополизма. Ведь близкий к

современному российскому тип мышления был всего несколько десятилетий назад

весьма характерен для жителей многих стран мира, включая, например, такие

страны как Япония, Испания, Германия, Корея и т.д. Однако данное

обстоятельство не помешало этим странам впоследствии перейти к таким

вариантам общества смешанной экономики, в рамках которых фактически

оказался в основном преодолённым чрезмерный и административный, и

производственный монополизм.

Главной поддержкой для антимонопольной политики в этом отношении могла

бы быть, безусловно, сама экономическая действительность. Имеется в виду,

что сторонников монополий и монополизма было бы меньше, в случае, если бы

результаты развития экономики в России достаточно очевидно отражали уже

превосходство конкурентной экономики над монополизированной.

Вместе с тем, в этой связи отнюдь не лишним был бы и своеобразный

антимонопольный ликбез[3, с.151-154].

Административный монополизм и структурные сдвиги

в экономике

Особо сложный круг задач встаёт в настоящее время перед

антимонопольной политикой России в плане преодоления элементов чрезмерного

административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных

государственных органов управления.

К элементам чрезмерного государственного монополизма в настоящее время

можно отнести сохранение всё ещё весьма высокой доли государственного

сектора в ведущих отраслях индустрии, замедленные темпы разгосударствления

в деревне, сохранение за государством контрольного пакета акций

значительной части приватизированных предприятий, сохранение возможностей

для значительной части государственных предприятий получения существенной

финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости от

результатов их производственной деятельности, попытки сплошного “охвата”

предприятий различными формами государственного административного контроля,

насильственного объединения нежизнеспособных производств с сильными

предприятиями с целью поддержания на плаву фактических банкротов,

промонополистическая политика государства по отношению к естественным

монополиям.

Одним из специфических обстоятельств, характерных для современного

периода осуществления антимонопольной политики в России, является то, что

решение задачи преодоления элементов чрезмерного государственного

административного монополизма предполагает в ближайшей перспективе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.