Налогообложение России
льгот, преференций (предпочтений).
В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта налога;
изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от
уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение
налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты
(отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.
Так, льготы по налогообложению прибыли предприятия направлены на
стимулирование:
. финансирования затрат на развитие производства и жилищное
строительство;
. малых форм предпринимательства;
. занятости инвалидов и пенсионеров;
. благотворительной деятельности в социально-культурной и
природоохранной сферах;
Установленные законом налоговые льготы учитываются при ежегодной
разработке областного бюджета.
Преференции, как правило, устанавливаются в виде скидок (отмены)
таможенных пошлин на ввозимые в страну товары определенной номенклатуры,
которые на отечественных предприятиях не производят либо изготовляются в
недостаточных объемах. Преференциональный импортный режим распространяется
и в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран определяется
федеральным правительством.
Функцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за
пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на
воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги используются для
финансирования расходов из соответствующих бюджетных фондов, где они и
аккумулируются.
1.4.Налоги как инструмент государственного регулирования
Федеративный характер Российского государства, включающего 89
национально-государственных и административно-территориаль-
ных образований, существенные различия в социально-экономическом развитии
субъектов Федерации демографической ситуации и экологической обстановке
объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме.
Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально-
экономических вопросах должно сопровождаться укрепления финансовой базы
регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в
федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется
между нижестоящими бюджетами – региональными и местными.
Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы
страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных
налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус
закрепленных доходных источников.
Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в
процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в
соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный
налог полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным
налогам – гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и
даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все
суммы поступлений зачисляются в местный бюджет.
Другая группа федеральных налогов – НДС, акцизы, налог на прибыль
предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц – являются
регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются
для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных
отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в
законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются
непосредственно в региональные бюджеты, а ставки отчислений определяются
при утверждение федерального бюджета. В свою очередь представительный орган
субъекта РФ устанавливает ставки отчислений по регулирующим налоговым
доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.
Из налогов субъектов РФ один – налог на имущество юридических лиц –
равными долями зачисляется в региональный и местный бюджеты. Остальные
налоги распределяются в порядке, определяемом представительным органом
власти субъекта РФ. И, наконец, поступления по местным налогам
аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации)
плательщика объекта налогообложения. Три местных налога – на имущество
физических лиц, земельный и регистрационный сбор за предпринимательскую
деятельность, устанавливаются законодатель-ными актами РФ и взимаются
представительным органом субъекта РФ. Остальные местные налоги вводятся
решениями местных органов самоуправления.
В 1994 г. бюджетные взаимоотношения между федеральным и региональным
уровнями реформируются на основе разделения ответственности за развитие
экономики и социальной сферы и распределения налоговых поступлений в
соответствующие бюджеты.
Учитывая, что собственных доходных источников для финансирования
бюджетных расходов на уровне, обеспечивающем минимальные социальные
потребности, многим субъектам РФ не хватает в федеральном бюджете создан
фонд финансовой поддержки регионов за счет отчислений 25 % от НДС (из доли,
подлежащей зачислению в федеральный бюджет). Средства нового фонда
распределяются между регионами с учетом налогового потенциала субъекта РФ,
соотношение доходов регионального бюджета на одного жителя в сравнении со
средним уровнем по России в целом и данному экономическому району. Это
позволяло менее субъективно подходить к определению потребности того или
иного региона в финансовой поддержке и возможности ее удовлетворения.
Начиная с 1998 г. введена новая схема формирования и распределения
средств ФФПР субъектов РФ. Доходная часть этого фонда образуется в размере
14% от суммы налоговых поступлений федерального бюджета, за исключением
доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей,
а также доходов целевых бюджетных фондов.
Для обеспечения более объективного распределения финансовых ресурсов
субъекта РФ по уровням бюджетов целесообразно и в регионах создавать свой
фонд финансовой поддержки городов и районов с выделением среди нуждающихся
и особо нуждающихся.
Однако, так как при формировании ФФПР используется процедура
согласования ожидаемых поступлений по основным видам налогов с
представителями регионов, то такой подход приводит к тому, что в настоящее
время субъекты Федераций в большей степени заинтересованы в сокрытии
собственной финансовой базы и выбивании у Центра дополнительной финансовой
помощи, нежели повышении уровня общей налогоспособности региона. Таким
образом, возникает своеобразный порочный круг, в котором 11 субъектов
Федерации не получают финансовой помощи из ФФПР , однако, являются
основными субъектами формирования доходов федерального бюджета.
Построение рационального механизма формирования и использования
средств ФФПР зависит от решения проблемы разделения бюджетных полномочий и
расщепления основных бюджетно формирующих налогов по уровням бюджетной
системы.
Глава 2.Налоги Российской Федерации
2.1.Налоги на добавленную стоимость и на прибыль предприятий,
объединений и организаций.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия
в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях
производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью
реализованной продукции (товаров), работ, услуг, и стоимостью материальных
затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации их обложение НДС
производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.
При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по
реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных
на стороне.
В целях налогообложения товаром считаются предмет, изделие, продукция,
в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество,
включая здания и сооружения, а также электро - и теплоэнергия, газ.
При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются
акцизы, в него включается сумма акцизов.
Предприятия и организации розничной торговли, получающие доход в виде
наценок, надбавок, вознаграждений, исчисляют налог с суммы этого дохода.
При этом размер наценки, вознаграждения, сбора применяется к стоимости
товаров, включающей сумму налога.
Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не
облагаемых налогом на добавленную стоимость, а также перечень продукции
(товаров), работ и услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. Данный
перечень является единым на всей территории РФ, и не может быть изменен
решениями местных органов государственной власти.
Плательщиками налога являются:
. предприятия и организации независимо от форм собственности и
ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц,
включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие
производственную и иную коммерческую деятельность;
. филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий,
находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях
банков и самостоятельно реализующие за плату товары (работы,
услуги);
. международные объединения и иностранные юридические лица,
осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на
территории РФ.
Плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ,
являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с
таможенным законодательством РФ.
Не оплачивают налог физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах:
а) 10 % - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам
для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ;
б) 20 % - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные
продовольственные товары.
При реализации товаров по государственным регулируемым ценам и
тарифам, при уплате НДС с суммы разницы между ценой реализации и
приобретения товаров, а также при реализации услуг, в стоимость которых
включен налог (при осуществлении торгово-закупочной, посреднической
деятельности и т. д.), вместо ставок 10 и 20 % применяются расчетные ставки
соответственно 9,09 и 16,67 %.
Контроль за полнотой исчисления и своевременностью перечисления НДС в
бюджет осуществляется налоговыми органами на основании данных, сообщаемых
налогоплательщиками в налоговых расчетах, представляемых в сроки,
установленные действующим законодательством.
Налог на прибыль наряду с НДС является составным элементом налоговой
системы России и служит инструментом перераспределения национального
дохода.
Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его
окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового
результата хозяйственной деятельности предприятия и организации.
Плательщиками налога на прибыль является предприятия и организации, их
филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и
расчетный счет.
Объектом обложения налога является валовая прибыль, которая
представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работы,
услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов
внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим
операциям.
Решение проблем, связанных с правильным применением действующего
законодательства по налогообложению прибыли предприятий и организаций,
следует начинать с ответа на следующий вопрос: какие средства полученные
предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово-
хозяйственной деятельности, как в денежной, так и в материально-
вещественной форме, следует считать доходами, подлежащие обложению налогом
на прибыль, а какие не подлежат включению в состав объекта налогообложения.
Для этой цели предприятия следует разделить на две основные группы: 1)
осуществляющие деятельность с целью получения прибыли (дохода); 2) не
преследующие в своей деятельности цели получения дохода.
К первой группе относятся практически все предприятия, созданные для
осуществления предпринимательской деятельности.
Ко второй группе предприятий следует отнести бюджетные организации,
т.е. предприятия, расходы которых, связанные с осуществлением основной
деятельности полностью или частично покрываются из бюджетов всех уровней, а
также некоммерческие организации (общественные организации и фонды,
концерны, объединения и союзы предприятий, международные некоммерческие
организации и фонды), деятельность которых согласно условиям, определенным
в их уставах, финансируется главным образом за счет средств учредителей.
Состав доходов предприятий относящихся ко второй группе не включаются
средства, полученные как в денежно, так и в вещественно-материальной форме
(основные средства, нематериальные активы, материалы, фактически
произведенные затраты и т.п.) в результате целевых отчислений на содержание
таких предприятий от других предприятий и организаций (так называемые
спонсорские взносы), членские вступительные взносы, долевые (паевые и
целевые) вклады участников этих предприятий. К этой же группе средств
относятся «гранты», которые следует понимать как целевые средства
предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями
предприятиям и организациям в денежной или натуральной форме на проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение
и другие средства с последующим отчетом об их использовании.
Для всех без исключения предприятий не включается в состав
налогооблагаемой прибыли следующие средства:
. внесенные участниками предприятия доли в уставный фонд в размерах,
предусмотренных учредительными документами. Средства, направленные
на пополнение уставного фонда сверх вышеназванных размеров, в
полном объеме включается в состав облагаемой прибыли.
. объединяемые предприятиями для осуществления совместной
деятельности без образования юридического лица на балансе одного из
участников такой деятельности, который в соответствии с
достигнутыми соглашениями выполняет обязанности поведения учета
доходов и расходов, возникающих при осуществлении совместной
деятельности, в пределах размеров, установленных договором о
совместной деятельности.
Не подлежат обложению налогом на прибыль также средства:
. от добровольных пожертвований и взносов граждан (кроме банков);
. полученные от учреждений банков, других кредитных учреждений,
предприятий и организаций во временное пользование в виде ссуд,
займов, финансовой помощи (в том числе и по договорам совместной
деятельности). Если по истечении установленного договорами срока
пользования временно полученными средствами, а также установленного
законодательством срока исковой давности (в настоящее время срок
давности составляет 3 года) такие средства не будут возвращены
кредитору, они в полном размере включаются в состав
внереализационных доходов;
. поступившие предприятия либо филиалы или структурному
подразделению, не имеющему статуса юридического лица, от других
филиалов или структурных подразделений, входящих в состав данного
предприятия, в порядке перераспределения средств, оставшихся в их
распоряжении после уплаты налога на прибыль;
. ассигнование из бюджета, полученные для финансирования капитальных
вложений, других мероприятий целевого назначения (кроме
ассигнований на покрытие убытков);
. доходы, полученные от долевого участия в деятельности других
предприятий, от акций (налогообложение таких доходов, выплачиваемых
за счет средств, остающихся в распоряжении предприятий после уплаты
налога на прибыль, производится по установленным ставкам у
источника выплаты).
Налог на прибыль предприятий и организаций уплачивается в бюджет
исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налога.
В настоящее время налог на прибыль уплачивается предприятиями и
организациями в федеральный бюджет по ставке 13 %, в бюджеты субъектов РФ –
22%, для банков и страховщиков, бирж, брокерских контор, по прибыли от
посреднической деятельности – 30%.
Для решения наиболее важных задач, решаемых государством в рамках
реализации основных направлений экономической политики, действующим
законодательством установлена система налоговых льгот, позволяющих
существенно снизить сумму налога на прибыль.
При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически
произведенных затратах и расходов за счет прибыли, остающейся в
распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:
1) направленные предприятиями сферы материального производства на
финансирования капитальных вложений по развитию собственной
производственной базы, а также в порядке долевого участия,
включая расходы на погашения кредитов банков, выданные на эти
цели, а также всеми предприятиями на жилищное строительство.
Данная льгота, являясь наиболее существенной налоговой льготой для
всех категорий плательщиков, предоставляется при условии полного
использования ими сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату
и не должна уменьшать фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную
без учета льгот, более чем на 50%.
2) затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе
объектов и учреждений здравоохранения, народного образования,
культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских
лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда,
а также затрат на эти цели ,0при долевом участии предприятий в
содержании указанных объектов и учреждений.
3) взносов на благотворительные цели.
Не подлежит налогообложению прибыль:
. религиозных организаций от культовой деятельности и от реализации
предметов, необходимых для совершения культа;
. общественных организаций инвалидов, а также находящихся в
собственности этих организаций учреждений, предприятий и
объединений в части, направляемой на уставную деятельность этих
организаций;
. образовательных учреждений в части, направленной на нужды
обеспечении, развития и совершенствования образовательного
процесса.
2.2. Акцизы и другие федеральные налоги
Акцизы – это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в
процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями-
производителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные
товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной
производителями сверхприбыли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|