Налогообложение России
Налогообложение России
Сибирский институт финансов и банковского дела
Кафедра Экономики
Курсовая работа
По дисциплине: Экономическая теория
На тему: Налогообложение в России
Выполнила студентка Руководитель:
Шиян
группы БШ-111
Елена Ивановна
Сенотрусова Ирина
Новосибирск
2000 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основы налоговой системы Российской Федерации
1.1. Принципы налогообложения и сущность налогов…………………………….4
2. Классификация налогов………………………………………………………………………….6
3. Функции налогов……………………………………………………………………………………….9
4. Налоги как инструмент государственного регулирования………….11
Глава 2. Налоги Российской Федерации
2.1. Налоги на добавленную стоимость, на прибыль предприятий, объединений и
организаций…………………………………………………………….…………….14
2.2. Акцизы и другие федеральные налоги………………………………………………..19
2.3. Налоги республик в составе РФ и местные налоги с юридических
лиц………………………………………………………………………………………………………………………….21
2.4. Налоги с физических лиц………………………………………………………………………..26
2.4.1. Подоходный налог………………………………………………………………………………….28
2.4.2. Налоги на имущество……………………………………………………………………………30
2.4.3. Другие налоги с физических лиц………………………………………………………32
Глава 3.Перспективы развития налоговой системы Российской
Федерации……………………………………………………………………………….…………………………35
Заключение……………………………………………………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………………………………………….45
Введение
В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает величайший
экономический эксперимент - переход от планового управления народным
хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития.
Новые экономические инструменты сосуществуют с остаточными элементами
предыдущей экономической системы и укоренившимися традициями в сознании
субъектов экономических отношений. Процесс усложняется тем обстоятельством,
что в стране с переходной экономикой необходимо одновременно осуществлять
реформы в области права, политики и экономики. В настоящее время
практически всеми признается, что эффективная реформа налоговой политики и
системы налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле перевода
экономики на рыночные рельсы.
Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления
проводимой в нашей стране экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня
другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике
и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и
противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система
— это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех
экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям
о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы
необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутную
отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и
финансов.
Целью моей работы является изучить действующую налоговую систему в
Российской Федерации.
Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ
налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и
функции, а также изучение налогов как инструмент государственного
регулирования.
Второй задачей является непосредственно анализ существующих налогов в
РФ. Среди них рассмотрение таких важных как налоги на прибыль предприятий,
акцизы, налоги на добавленную стоимость и другие налоги с юридических и
физических лиц.
Наиболее же важной задачей моей работы является анализ и прогноз
налогообложения РФ. Изучить мнения известных экономистов по поводу
налоговой реформы. А также анализ Налогового кодекса РФ.
Глава 1.Основы налоговой системы Российской Федерации
1.1.Принципы налогообложения и сущность налогов
Государство, выражая интересы общества в различных сферах
жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику –
экономическую, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве
средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования
социально-экономических процесс-
-ов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.
Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу
формирования и использования финансовых ресурсов государства –
бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную
реализацию социальной, экономической, оборонной и
других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-
бюджетной системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества
на классы и появлением государства, которому требовались
средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», -
подчеркивал К. Маркс[12, 308]. В эпоху становления и развития
капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для
содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий –
рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные
средства.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости
валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет
сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства
валового внутреннего продукта:
. работники, своим трудом создающие материальные и нематериаль-
ные блага и получающие определенный доход;
. хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в
сфере предпринимательства.
За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей
формируется финансовые ресурсы государства. Экономическое соде-
ржание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих
субъектов и граждан, с одной стороны, и государства,
с другой стороны, по поводу формированию государственных финансов.
А. Смит в своем знаменитом сочинении «Исследование о природе и
причинах богатства народа» считал основными принципами налогообложения
всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот
перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности
налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с
объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего
источника и объекта налогообложения, однократности обложения.
Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании
новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В
конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской
Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения,
корректирующий механизм налогообложения и структуру налогов. При этом,
однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения
утверждались законодательными актами «задним числом».
Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и
других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой
внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных
участников общественного производства и государства как организатора
общественной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников,
прибыль хозяйствующих объектов и централизованный доход государства (налоги
в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием
первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного
распределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежных
доходов основных участников общественного производства в пользу
государства: от работников – в форме подоходного налога (12 % и более) и
отчислений в пенсионный фонд (1 %), а от хозяйствующих субъектов – в форме
налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:
. прибыль (доход);
. стоимость определенных товаров;
. добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
. имущество юридических и физических лиц;
. передача имущества (дарение, наследование);
. операции с ценными бумагами;
. отдельные виды деятельности;
. другие объекты установленные законом.
Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз
за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).
Общее количество налогоплательщиков определяется количеством
юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан,
зарегистрированных в налоговых органах в качестве предпринимателей без
образования юридического лица, численностью граждан, уплачивающих
подоходный налог по месту получения заработной платы.
По данным Госналогслужбы РФ на 1 января 1997 г. в России
зарегистрировано более 2625 тыс. налогоплательщиков – юридических лиц, из
которых две трети (66,4) действующие предприятия, остальные – «неживые»
налогоплательщики (не представляют отчетность, не платят налоги, находятся
в розыске).
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов,
пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков
– юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы,
пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.
1.2. Классификация налогов
Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин
и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям,
признакам, особым свойствам.
Первая классификация налогов была построена на основе критерия
перелагаемости налогов, которые первоначально еще в ХVII в. был привязан
к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные –
косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля,
труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и
соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль
владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же
налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и
перелагаются таким образом на потребителя.
Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-
расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки
степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы)
предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических
лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и
пользование которым служат основанием для обложения.
Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов,
финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы
на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными
бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и
объектов социально-культурной сферы и др.
Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют
прямые налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако в ФРГ этот показатель
составлял 44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45 %
(1995 г.).
Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной
системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В
федеративном государстве (России, США, ФРГ и др.) бюджетная система
представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В Российской
Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы
(вида): 1) федеральные; 2) налоги республик, краев, областей и автономных
образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.
К федеральным относятся следующие налоги и сборы:
1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
3. налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;
4. налог на операции с ценными бумагами;
5. таможенная пошлина;
6. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
7. платежи за пользование природными ресурсами (в том числе платежи за
загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного
воздействия);
8. подоходный налог с физических лиц;
9. налоги, служащие источниками образования дорожных фондов в том числе:
налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей
автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на
приобретение транспортных средств;
10. транспортный налог;
11. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и
образование на их основе слов и словосочетаний;
12. лицензионный сбор за право производства, разлива и хранения алкогольной
продукции;
13. лицензионный сбор за право оптовой продажи алкогольной продукции;
14. гербовый сбор;
15. государственная пошлина;
16. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
Налоги субъектов РФ включают:
1. налог на имущество предприятий;
2. лесной налог;
3. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из
водохозяйственных систем;
4. сбор на нужды образовательных учреждений (с юридических лиц).
К местным налогам относятся следующие налоги:
1. налог на имущество физических лиц;
2. земельный налог;
3. регистрационный налог за предпринимательскую деятельность;
4. налог на строительство объектов производственного назначения в
курортной зоне;
5. курортный сбор;
6. сбор за право торговли (уплачивается путем приобретения разового
талона или временного патента);
7. целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории,
на нужды образования и другие цели;
8. налог на рекламу;
9. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и
персональных компьютеров;
10. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
11. сбор за парковку автотранспорта;
12. сбор за право использования местной символики;
13. сбор за участие в бегах на ипподроме;
14. сбор со сделок, совершаемых на биржах;
15. сбор за уборку территорий населенных пунктов (с юридических и
физических лиц – владельцев строений);
16. сбор с владельцев собак (кроме служебных);
17. сбор за право проведения кино- и телесъемок;
18. лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;
19. сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц);
20. сбор за выигрыш на бегах;
21. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.
В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается
перечень, включающий 41 конкретный налог разного уровня. Однако в 1994 –
1996 гг. благодаря Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О
некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях различных
уровней», налоговое творчество региональных и местных властей довело этот
перечень до 200 (в каждом субъекте РФ было принято по 1 – 2 местных
налога). В правительственном проекте Налогового кодекса РФ предлагается
установить закрытый перечень налогов и сборов – 12 федеральных, 8
региональных и 12 местных.
Оценивая классификацию налогов по уровневому критерию, следует
отметить, что такое деление не имеет логического смысла и носит статусный
характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников полностью
закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие – лишь частично (по
нормативам либо путем расщепления ставки). Учетно-экономическая
целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий
и организаций:
. налоги, вносимые на издержки производства и обращения;
. налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);
. налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения
прибыли);
. налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении
плательщика.
1.3. Функции налогов
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ
выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической категории как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает
главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как
особого централизованного (фискального) инструмента распределительных
отношений в обществе.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное
назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства,
аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для
осуществления для собственных функций (оборонных, социальных,
природоохранных и пр.). Формирование доходов государственного бюджета на
основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само
государство в крупнейшего экономического субъекта.
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что
появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и
их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового
механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов,
выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и
бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений
проявляется лишь в условиях действия распределительной функцией. Таким
образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность
налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в
известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы
налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном
объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы
налоговых органов показывает, что нарушения сроков и полноты уплаты
налогов – явление частое.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств,
характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.
Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов
носила чисто фискальный характер: наполнять государственную казну, чтобы
иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и
социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т. д.). Но с тех пор, как
государство посчитало необходимым активно участвовать в организации
хозяйственной жизни в стране, у функции появилась регулирующее свойство,
которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании
возникло стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|