Модели рыночной экономики
Последнее время Евросоюз активно навязывает евро в качестве единицы
осуществления международных денежных расчетов в регионе. Под влиянием
изменения кросс-курса евро к доллару в 1999 г. Министерство экономики
Венгрии стало предоставлять статистические данные по экономическим
показателям не только в долларовом исчислении, но и в евро. На сегодняшний
день 3/4 своих внешнеторговых операций Венгрия осуществляет в евро. С точки
зрения экономики Венгрия совершенно готова к вступлению в ЕС — за последние
10-12 лет произошла глобализация ее экономики, страна практически полностью
интегрировала в региональную и мировую экономические системы.
Решающим фактором в трансформации венгерской экономики и начале
экономического роста стали прямые иностранные инвестиции (далее в тексте -
ПИИ).
Благодаря своему географическому положению, политической стабильности и
низкой стоимости рабочей силы, с одной стороны, а с другой — достаточно
высокому профессионализму и опыту трудовых ресурсов, Венгрия оказалась
очень привлекательной для иностранного инвестора. Но главное — Венгрия
стала первой страной в регионе ЦВЕ, которой удалось обеспечить
законодательные основы преобразования экономики. Еще в 1988 г. были приняты
два принципиальных для стимулирования инвестиционных вливаний закона: об
иностранных инвестициях на территории Венгрии и об учреждении хозяйственных
ассоциаций.
Общая сумма иностранного капитала, поступившего в Венгрию с 1989 г. по
1998 г., составила 20 млрд. долл. Это более 50% всех иностранных
инвестиций, направленных в регион Центральной и Восточной Европы. На одного
жителя Венгрии приходится в 2 раза больше инвестиций, чем в Чешской
Республике, и в 9 раз больше, чем в Польше.1
По информации Национального Банка Венгрии от 18.02.2000, совокупный объем
ПИИ за 1999 г. составил 1,674.8 млн. долл. При этом Германия является
вторым, вслед за Нидерландами, крупнейшим источником инвестиций,
соответственно — 446 млн. долл. и 492,4 млн. долл. На эти две страны
пришлось 56% общего объема ПИИ в Венгрию в 1999 г. 1
США занимают третье место с объемом в 197.1 млн. долл., затем следуют
Великобритания (102.3 млн. долл.), Австрия (67.9 млн. долл.), Франция (59.8
млн. долл.). 1
Следует отметить, что около 70% совокупного объема ПИИ в 1999 г., а это
1,169.2 млн. долл., поступило из стран-членов Европейского валютного союза.
В целом доля стран-членов ЕС в совокупном объеме ПИИ составила 76%, что
соответствует 1,277.8 млн. долл. 1
Рассматривая распределение инвестиций по отраслям, следует отметить, что
самая значительная доля от общего числа вложений направлена в промышленный
сектор Венгрии, а точнее, в машиностроение, электротехнику, электронику —
до 30%. В настоящее время этот сектор дает более 40% всего промышленного
производства Венгрии и 60% экспорта в страны ЕС.1
На втором месте по объему находятся инвестиции в предприятия связи, на
третьем - вложения в недвижимость. В последнее время растут инвестиции в
строительство (в 1999 г. возросли на 88,5%), однако их доля в сумме всех
инвестиций в венгерскую экономику составляет только 3%. После
экономического кризиса 1998 г. отмечено снижение до 14% инвестиций в
финансовый сектор. 1
Важным показателем инвестиционной деятельности считается реинвестирование
доходов от капиталовложений в той же стране. В Венгрии с 1998 г. доходы не
реинвестируются.
ПИИ могут приходить в страну в различной форме: это могут быть вклады в
строительство нового предприятия, основание совместного предприятия,
инвестирование расширения корпоративной сети предприятий или приватизация.
Именно приватизация оказала значительное влияние на всю производственную
структуру страны, став также источником крупных поступлений в бюджет. За
счет притока иностранного капитала правительству Венгрии удается покрывать
постоянно существующий дефицит текущих статей платежного баланса. Так,
согласно данным ОЭСР, в 1995 г. объем только прямых иностранных инвестиций
в Венгрии составил 180% дефицита платежного баланса, в 1996 г. — 118%, в
1997 г. - 213%. По информации Венгерского национального банка, в 1999 г.
совокупный объем иностранного капитала, поступившего в страну,
соответствовал 2.631 млрд. долл., что в значительной степени превосходит
годовой дефицит платежного баланса, который составил 2.076 млрд. долл. 1
Из обшей суммы иностранных инвестиций около 75% получено государством в
форме доходов от приватизации. На сегодняшний день около 40% индустрии
Венгрии находится в руках иностранных инвесторов. 1
Анализ структуры иностранных капиталовложений в Венгрии после 1990 г.
показывает, что после транснациональных корпораций (30,26%) самая высокая
доля в общем объеме таких вложений принадлежит немецким компаниям (25.48%),
что отвечает историческим традициям венгерской экономики. Важную роль
играют также американские (13,33%) и французские (8,99%) инвесторы. 1
Наибольший объем приходится на крупные американские компании, такие как
Ameritech International, General Electric, General Motors, US West, Alkoa.
На сегодняшний день в Венгрии количество компаний, владельцем или
совладельцем которых являются немецкие фирмы, насчитывает несколько тысяч,
в то время как компании США, сконцентрировавшись на крупном бизнесе,
являются совладельцами 400 предприятий.
Согласно последнему исследованию, проведенному в начале 2000 г. Немецко-
венгерской торгово-промышленной палатой (DUIHK), которая в течение семи лет
отслеживает ситуацию среди германских компаний, действующих в Венгрии,
одной из острых проблем для их развития впервые был назван недостаток
квалифицированных кадров. Немецкие компании в 1999 г. добились в Венгрии
заметных успехов. За год доходы от продаж увеличились в среднем на 24,4% ,
прибыль возросла в среднем на 43%. При этом рост обеспечивался в большей
степени за счет реинвестирования собственных доходов, а не внешних
вливаний.1
Расходы также возросли на 22%. Последнее является причиной того, что
многие немецкие компании ищут возможность перенести наиболее, затратные
производства на восток и юг страны.
Более 1/3 общего объема промышленного производства Венгрии приходится на
машиностроение, при этом почти 40% общего объема машиностроительного
производства составляет продукция автомобилестроения (двигатели,
комплектующие детали и электронное оборудование для автомобилей). Именно в
эту отрасль был направлен основной объем иностранных инвестиций. В Венгрии
почти одновременно появились филиалы таких гигантов автомобильной
промышленности, как Ford, General Motors, Opel, Suzuki.
В 1994 г. объем акционерного капитала в производстве автотранспортных
средств равнялся 22.1 млрд. форинтов, на долю иностранного капитала при
этом приходилось всего 4 млрд. форинтов. К 1998 г. объем акционерного
капитала вырос до 48,6 млрд. форинтов, а иностранный капитал в нем
составляет 34 млрд. форинтов или 69,7%, что соответствует 217% от уровня
1994 г.1
Однако, несмотря на весь этот ошеломляющий успех, все чаше хочется задать
вопрос — а что на сегодняшний день представляет собой собственно венгерская
экономика? Все чаще высказываются предположения о том, что Венгрия стала
придатком транснациональных монополий. На фоне интенсивного роста последних
лет венгерского промышленного экспорта и постоянного увеличения объема
промышленного производства, которые обеспечиваются исключительно
деятельностью ТНК, на внутреннем промышленном, как собственно и
потребительском, рынке рост очень незначителен.
Приватизация в стране была проведена решительно и быстро. Результатом
открытости процесса для иностранцев стало то, что зарубежный капитал избрал
именно Венгрию в качестве своего плацдарма в регионе ЦВЕ, и на сегодняшний
день из 50 крупнейших ТНК в стране обосновались 35. Более того, именно они,
а также компании с тем или. иным участием иностранного капитала и
обеспечивают жизнеспособность венгерской экономики. Характерным является
также тот факт, что сегодня наиболее последовательными сторонниками
дальнейшей либерализации торговли в ЦВЕ являются именно транснациональные
корпорации, для которых открытие рынков региона стало составной частью
инвестиционной стратегии.
Венгрия, как и регион ЦВЕ в целом, стала своего рода ареной партнерства и
конкуренции между США и Германией.
В арсенале Германии имеются по преимуществу экономические механизмы,
которые она и использует для установления собственного доминирования в
регионе. Всегда активно выступая за продвижение западных институтов на
восток, Германия сконцентрировала свои усилия на создании на своих границах
группы государств (к их числу относится и Венгрия), которые будут следовать
в фарватере ее экономической политики.
В силу исторически сложившейся реальности Германия имеет более тесные
связи с Венгрией, поэтому приход немецкого капитала в страну был
естественным процессом. В ходе политико-экономических преобразований за
последние 10-12 лет произошла кардинальная переориентация
внешнеэкономических связей Венгрии, прежде всего на Германию. Последняя на
сегодняшний день прочно занимает положение ведущего торгового партнера
Венгрии и лидирует по объему капиталовложений. В настоящее время германский
капитал присутствует практически во всех стратегически важных и
жизнеобеспечивающих отраслях экономики Венгрии. Экономическая конъюнктура в
Германии в настоящее время является определяющим фактором для финансово-
экономического развития Венгрии. Помимо этого, Германия рассматривает
Венгрию как плацдарм для выхода на рынки Юго-Восточной Европы.
На сегодняшний день США по-прежнему заинтересованы в своем присутствии и
лидерстве в Европе и закреплении такой модели на континенте на достаточно
длительный срок. Это одна из главных причин их интереса к региону
Центральной Европы, и Венгрии в частности. При этом приоритетными являются
военно-политические рычаги воздействия. Тем не менее, не желая допустить
абсолютного лидерства Германии в экономической сфере, Соединенные Штаты
закрепляют и свои экономические позиции на рынке Центральной Европы.
Перенос производства в Венгрию позволил американским компаниям удешевить
стоимость выпускаемой продукции и расширить ее рынок сбыта. А вступление
Венгрии и других стран-претендентов в ЕС (активными сторонниками которого
выступают американцы) приведет к ослаблению механизмов экономической
зашиты, общей либерализации рынка Евросоюза, а следовательно, обеспечит
свободное передвижение американских товаров и услуг на территории региона.
Активизация деятельности американских компаний на востоке Венгрии, где
расположен один из крупнейших транспортных узлов континента (г. Захонь),
имеет целью выход на рынки Восточной Европы, а в перспективе и России.
Вместе с тем на сегодняшний день не все экономические требования
Евросоюза достижимы для Венгрии. Существуют проблемы, связанные с развитием
экологически чистых производств и проведением пенсионной реформы, остается
открытым вопрос о развитии инфраструктуры и транспортной сети. Одной из
наиболее острых и трудноразрешимых проблем остается сельскохозяйственное
производство и производство продуктов питания — сферы, в которой Венгрия
традиционно играла одну из ведущих ролей на мировом рынке. Рынок стран-
членов ЕС до сих пор остается закрытым для этих венгерских товаров.
5. Российская модель переходной экономики
Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции
экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от
одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как
бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху, эпоху
экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый
характер переходной экономики, отличающей ее от ''обычной'' экономики той
или другой ступени.
Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по
сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены
в целом характером изменений в этот период.
Отсюда первая черта – характерная неустойчивость переходной экономики.
Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно
происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство
реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее
именно в устойчивое, равновесное состояние.
Переходная экономика характерна изменениями иного порядка. Они не
просто временно нарушают устойчивость системы, с тем чтобы через другие
изменения система вернулась в равновесное устойчивое состояние. Изменения
развития в переходной экономики, можно сказать, носят ''безвозвратный''
характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем
чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической
системе.
Вторая черта, вытекающая из первой, - альтернативный характер развития
переходной экономики. Конечно, альтернативность эта имеет определенные
границы, но означает, что итоги развития переходной экономики могут быть
варианты. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой
перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия
факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.
Третья черта – появление и функционирование особых переходных
экономических форм. В этом также проявляетя ''смешанность'' старого и
нового в этот период. Переходная форма, неся в себе ''смешанное''
содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами,
служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.
Четвертая черта - особый характер противоречий в переходной экономике.
Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого,
противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений,
слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в
экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о
смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные
эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что
связаны с революциями и социально-политическими.
Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность
связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером
условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от
традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные
переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и
конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его
экономический строй, и социальная структура, и т. д. Во-вторых,
историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также
и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают
в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного
уровня развития каждой страны.
Экономические реформы постсоциалистического периода как в России, так и в
Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных
преобразований сменяется, чаще всего под влиянием нарастания социально-
экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление
проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к
жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в России.
Активные реформы 1992-1996гг уступили место эволюционному развитию рыночных
институтов в 1994-1996гг. Однако с 1997г правительство приступило к
подготовке нового цикла реформ - в социальной, военной, жилищно-
коммунальной и других сферах.
Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Россия, как
и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако
теоретический анализ позволяет предположить, что постсоциалистическая
трансформация должна пройти через три этапа.
Первый этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация
экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции,
устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и
укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с
либерализации цен и завершился в 1996-1997гг, когда удалось победить
инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной
экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.
Второй этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки
оживления в нашей стране возникли в первом полугодии 1997г, но они еще
слабы и неустойчивы.
Третий этап – это будет этап завершения постсоциалистических реформ,
когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких
производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная
система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап
переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI в.
Среди многочисленных изменений, происходящих в переходной период,
некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут
рассматриваться как закономерности.
Их пять:
. изменение роли государства;
. макроэкономическая стабилизация;
. приватизация;
. трансформационный спад;
. интеграция в мировое хозяйство.
Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной
целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что
постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально-
регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями
государства.
Сущность административно-командной системы составляло всевластие
государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и
выполняет совсем иные функции.
Этот процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В
переходный период рынок не сложился в целостную и эффективную систему,
поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но
и организующей силы государства.
Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в
первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она
сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов
хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам
рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту
(либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции
(либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе
торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной
торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим
лицам.
Воздействие государства на формирование институциональной среды
выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением
законов.
Корпус рыночного хозяйственного права должен включать как минимум
четыре основные части:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|