рефераты скачать

МЕНЮ


Модели рыночной экономики

Последнее время Евросоюз активно навязывает евро в качестве единицы

осуществления международных денежных расчетов в регионе. Под влиянием

изменения кросс-курса евро к доллару в 1999 г. Министерство экономики

Венгрии стало предоставлять статистические данные по экономическим

показателям не только в долларовом исчислении, но и в евро. На сегодняшний

день 3/4 своих внешнеторговых операций Венгрия осуществляет в евро. С точки

зрения экономики Венгрия совершенно готова к вступлению в ЕС — за последние

10-12 лет произошла глобализация ее экономики, страна практически полностью

интегрировала в региональную и мировую экономические системы.

Решающим фактором в трансформации венгерской экономики и начале

экономического роста стали прямые иностранные инвестиции (далее в тексте -

ПИИ).

Благодаря своему географическому положению, политической стабильности и

низкой стоимости рабочей силы, с одной стороны, а с другой — достаточно

высокому профессионализму и опыту трудовых ресурсов, Венгрия оказалась

очень привлекательной для иностранного инвестора. Но главное — Венгрия

стала первой страной в регионе ЦВЕ, которой удалось обеспечить

законодательные основы преобразования экономики. Еще в 1988 г. были приняты

два принципиальных для стимулирования инвестиционных вливаний закона: об

иностранных инвестициях на территории Венгрии и об учреждении хозяйственных

ассоциаций.

Общая сумма иностранного капитала, поступившего в Венгрию с 1989 г. по

1998 г., составила 20 млрд. долл. Это более 50% всех иностранных

инвестиций, направленных в регион Центральной и Восточной Европы. На одного

жителя Венгрии приходится в 2 раза больше инвестиций, чем в Чешской

Республике, и в 9 раз больше, чем в Польше.1

По информации Национального Банка Венгрии от 18.02.2000, совокупный объем

ПИИ за 1999 г. составил 1,674.8 млн. долл. При этом Германия является

вторым, вслед за Нидерландами, крупнейшим источником инвестиций,

соответственно — 446 млн. долл. и 492,4 млн. долл. На эти две страны

пришлось 56% общего объема ПИИ в Венгрию в 1999 г. 1

США занимают третье место с объемом в 197.1 млн. долл., затем следуют

Великобритания (102.3 млн. долл.), Австрия (67.9 млн. долл.), Франция (59.8

млн. долл.). 1

Следует отметить, что около 70% совокупного объема ПИИ в 1999 г., а это

1,169.2 млн. долл., поступило из стран-членов Европейского валютного союза.

В целом доля стран-членов ЕС в совокупном объеме ПИИ составила 76%, что

соответствует 1,277.8 млн. долл. 1

Рассматривая распределение инвестиций по отраслям, следует отметить, что

самая значительная доля от общего числа вложений направлена в промышленный

сектор Венгрии, а точнее, в машиностроение, электротехнику, электронику —

до 30%. В настоящее время этот сектор дает более 40% всего промышленного

производства Венгрии и 60% экспорта в страны ЕС.1

На втором месте по объему находятся инвестиции в предприятия связи, на

третьем - вложения в недвижимость. В последнее время растут инвестиции в

строительство (в 1999 г. возросли на 88,5%), однако их доля в сумме всех

инвестиций в венгерскую экономику составляет только 3%. После

экономического кризиса 1998 г. отмечено снижение до 14% инвестиций в

финансовый сектор. 1

Важным показателем инвестиционной деятельности считается реинвестирование

доходов от капиталовложений в той же стране. В Венгрии с 1998 г. доходы не

реинвестируются.

ПИИ могут приходить в страну в различной форме: это могут быть вклады в

строительство нового предприятия, основание совместного предприятия,

инвестирование расширения корпоративной сети предприятий или приватизация.

Именно приватизация оказала значительное влияние на всю производственную

структуру страны, став также источником крупных поступлений в бюджет. За

счет притока иностранного капитала правительству Венгрии удается покрывать

постоянно существующий дефицит текущих статей платежного баланса. Так,

согласно данным ОЭСР, в 1995 г. объем только прямых иностранных инвестиций

в Венгрии составил 180% дефицита платежного баланса, в 1996 г. — 118%, в

1997 г. - 213%. По информации Венгерского национального банка, в 1999 г.

совокупный объем иностранного капитала, поступившего в страну,

соответствовал 2.631 млрд. долл., что в значительной степени превосходит

годовой дефицит платежного баланса, который составил 2.076 млрд. долл. 1

Из обшей суммы иностранных инвестиций около 75% получено государством в

форме доходов от приватизации. На сегодняшний день около 40% индустрии

Венгрии находится в руках иностранных инвесторов. 1

Анализ структуры иностранных капиталовложений в Венгрии после 1990 г.

показывает, что после транснациональных корпораций (30,26%) самая высокая

доля в общем объеме таких вложений принадлежит немецким компаниям (25.48%),

что отвечает историческим традициям венгерской экономики. Важную роль

играют также американские (13,33%) и французские (8,99%) инвесторы. 1

Наибольший объем приходится на крупные американские компании, такие как

Ameritech International, General Electric, General Motors, US West, Alkoa.

На сегодняшний день в Венгрии количество компаний, владельцем или

совладельцем которых являются немецкие фирмы, насчитывает несколько тысяч,

в то время как компании США, сконцентрировавшись на крупном бизнесе,

являются совладельцами 400 предприятий.

Согласно последнему исследованию, проведенному в начале 2000 г. Немецко-

венгерской торгово-промышленной палатой (DUIHK), которая в течение семи лет

отслеживает ситуацию среди германских компаний, действующих в Венгрии,

одной из острых проблем для их развития впервые был назван недостаток

квалифицированных кадров. Немецкие компании в 1999 г. добились в Венгрии

заметных успехов. За год доходы от продаж увеличились в среднем на 24,4% ,

прибыль возросла в среднем на 43%. При этом рост обеспечивался в большей

степени за счет реинвестирования собственных доходов, а не внешних

вливаний.1

Расходы также возросли на 22%. Последнее является причиной того, что

многие немецкие компании ищут возможность перенести наиболее, затратные

производства на восток и юг страны.

Более 1/3 общего объема промышленного производства Венгрии приходится на

машиностроение, при этом почти 40% общего объема машиностроительного

производства составляет продукция автомобилестроения (двигатели,

комплектующие детали и электронное оборудование для автомобилей). Именно в

эту отрасль был направлен основной объем иностранных инвестиций. В Венгрии

почти одновременно появились филиалы таких гигантов автомобильной

промышленности, как Ford, General Motors, Opel, Suzuki.

В 1994 г. объем акционерного капитала в производстве автотранспортных

средств равнялся 22.1 млрд. форинтов, на долю иностранного капитала при

этом приходилось всего 4 млрд. форинтов. К 1998 г. объем акционерного

капитала вырос до 48,6 млрд. форинтов, а иностранный капитал в нем

составляет 34 млрд. форинтов или 69,7%, что соответствует 217% от уровня

1994 г.1

Однако, несмотря на весь этот ошеломляющий успех, все чаше хочется задать

вопрос — а что на сегодняшний день представляет собой собственно венгерская

экономика? Все чаще высказываются предположения о том, что Венгрия стала

придатком транснациональных монополий. На фоне интенсивного роста последних

лет венгерского промышленного экспорта и постоянного увеличения объема

промышленного производства, которые обеспечиваются исключительно

деятельностью ТНК, на внутреннем промышленном, как собственно и

потребительском, рынке рост очень незначителен.

Приватизация в стране была проведена решительно и быстро. Результатом

открытости процесса для иностранцев стало то, что зарубежный капитал избрал

именно Венгрию в качестве своего плацдарма в регионе ЦВЕ, и на сегодняшний

день из 50 крупнейших ТНК в стране обосновались 35. Более того, именно они,

а также компании с тем или. иным участием иностранного капитала и

обеспечивают жизнеспособность венгерской экономики. Характерным является

также тот факт, что сегодня наиболее последовательными сторонниками

дальнейшей либерализации торговли в ЦВЕ являются именно транснациональные

корпорации, для которых открытие рынков региона стало составной частью

инвестиционной стратегии.

Венгрия, как и регион ЦВЕ в целом, стала своего рода ареной партнерства и

конкуренции между США и Германией.

В арсенале Германии имеются по преимуществу экономические механизмы,

которые она и использует для установления собственного доминирования в

регионе. Всегда активно выступая за продвижение западных институтов на

восток, Германия сконцентрировала свои усилия на создании на своих границах

группы государств (к их числу относится и Венгрия), которые будут следовать

в фарватере ее экономической политики.

В силу исторически сложившейся реальности Германия имеет более тесные

связи с Венгрией, поэтому приход немецкого капитала в страну был

естественным процессом. В ходе политико-экономических преобразований за

последние 10-12 лет произошла кардинальная переориентация

внешнеэкономических связей Венгрии, прежде всего на Германию. Последняя на

сегодняшний день прочно занимает положение ведущего торгового партнера

Венгрии и лидирует по объему капиталовложений. В настоящее время германский

капитал присутствует практически во всех стратегически важных и

жизнеобеспечивающих отраслях экономики Венгрии. Экономическая конъюнктура в

Германии в настоящее время является определяющим фактором для финансово-

экономического развития Венгрии. Помимо этого, Германия рассматривает

Венгрию как плацдарм для выхода на рынки Юго-Восточной Европы.

На сегодняшний день США по-прежнему заинтересованы в своем присутствии и

лидерстве в Европе и закреплении такой модели на континенте на достаточно

длительный срок. Это одна из главных причин их интереса к региону

Центральной Европы, и Венгрии в частности. При этом приоритетными являются

военно-политические рычаги воздействия. Тем не менее, не желая допустить

абсолютного лидерства Германии в экономической сфере, Соединенные Штаты

закрепляют и свои экономические позиции на рынке Центральной Европы.

Перенос производства в Венгрию позволил американским компаниям удешевить

стоимость выпускаемой продукции и расширить ее рынок сбыта. А вступление

Венгрии и других стран-претендентов в ЕС (активными сторонниками которого

выступают американцы) приведет к ослаблению механизмов экономической

зашиты, общей либерализации рынка Евросоюза, а следовательно, обеспечит

свободное передвижение американских товаров и услуг на территории региона.

Активизация деятельности американских компаний на востоке Венгрии, где

расположен один из крупнейших транспортных узлов континента (г. Захонь),

имеет целью выход на рынки Восточной Европы, а в перспективе и России.

Вместе с тем на сегодняшний день не все экономические требования

Евросоюза достижимы для Венгрии. Существуют проблемы, связанные с развитием

экологически чистых производств и проведением пенсионной реформы, остается

открытым вопрос о развитии инфраструктуры и транспортной сети. Одной из

наиболее острых и трудноразрешимых проблем остается сельскохозяйственное

производство и производство продуктов питания — сферы, в которой Венгрия

традиционно играла одну из ведущих ролей на мировом рынке. Рынок стран-

членов ЕС до сих пор остается закрытым для этих венгерских товаров.

5. Российская модель переходной экономики

Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции

экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от

одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как

бы ''промежуточное'' состояние общества, переломную эпоху, эпоху

экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый

характер переходной экономики, отличающей ее от ''обычной'' экономики той

или другой ступени.

Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по

сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены

в целом характером изменений в этот период.

Отсюда первая черта – характерная неустойчивость переходной экономики.

Дело в том, что во всякой системе в процессе ее функционирования постоянно

происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство

реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее

именно в устойчивое, равновесное состояние.

Переходная экономика характерна изменениями иного порядка. Они не

просто временно нарушают устойчивость системы, с тем чтобы через другие

изменения система вернулась в равновесное устойчивое состояние. Изменения

развития в переходной экономики, можно сказать, носят ''безвозвратный''

характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем

чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической

системе.

Вторая черта, вытекающая из первой, - альтернативный характер развития

переходной экономики. Конечно, альтернативность эта имеет определенные

границы, но означает, что итоги развития переходной экономики могут быть

варианты. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой

перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия

факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.

Третья черта – появление и функционирование особых переходных

экономических форм. В этом также проявляетя ''смешанность'' старого и

нового в этот период. Переходная форма, неся в себе ''смешанное''

содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами,

служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.

Четвертая черта - особый характер противоречий в переходной экономике.

Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого,

противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений,

слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в

экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о

смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные

эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что

связаны с революциями и социально-политическими.

Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность

связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером

условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от

традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные

переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и

конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его

экономический строй, и социальная структура, и т. д. Во-вторых,

историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также

и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают

в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного

уровня развития каждой страны.

Экономические реформы постсоциалистического периода как в России, так и в

Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных

преобразований сменяется, чаще всего под влиянием нарастания социально-

экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление

проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к

жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в России.

Активные реформы 1992-1996гг уступили место эволюционному развитию рыночных

институтов в 1994-1996гг. Однако с 1997г правительство приступило к

подготовке нового цикла реформ - в социальной, военной, жилищно-

коммунальной и других сферах.

Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Россия, как

и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако

теоретический анализ позволяет предположить, что постсоциалистическая

трансформация должна пройти через три этапа.

Первый этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация

экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции,

устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и

укрепление рубля. В России первый этап начался в январе 1992г с

либерализации цен и завершился в 1996-1997гг, когда удалось победить

инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной

экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.

Второй этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки

оживления в нашей стране возникли в первом полугодии 1997г, но они еще

слабы и неустойчивы.

Третий этап – это будет этап завершения постсоциалистических реформ,

когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких

производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная

система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап

переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI в.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходной период,

некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут

рассматриваться как закономерности.

Их пять:

. изменение роли государства;

. макроэкономическая стабилизация;

. приватизация;

. трансформационный спад;

. интеграция в мировое хозяйство.

Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной

целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что

постсоциалистической трансформации для России является смешанная либерально-

регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями

государства.

Сущность административно-командной системы составляло всевластие

государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и

выполняет совсем иные функции.

Этот процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В

переходный период рынок не сложился в целостную и эффективную систему,

поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но

и организующей силы государства.

Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в

первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она

сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов

хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам

рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту

(либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции

(либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе

торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной

торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим

лицам.

Воздействие государства на формирование институциональной среды

выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением

законов.

Корпус рыночного хозяйственного права должен включать как минимум

четыре основные части:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.