Модели рыночной экономики
поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной
справедливостью. Социальная рыночная экономика – это прежде всего рыночная
экономика, но государство является в ней активным участником экономического
процесса.
Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих
отличительных признаков.
1.Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного
принятия решений и функционирования рыночных механизмов.
2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика
должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс,
и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и
социальных показателях уровня жизни.
3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика
действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания
деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения
граждан, должны быть сведены к минимуму.
4. Политика роста – создание правовых основ, инфраструктуры и стимулов
для модернизации производственных мощностей и использования технологических
инноваций.
5. Структурная политика – целенаправленное преодоление природных,
технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и
региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового
рынков.
6. Принцип поддержания конкуренции. Достижение вышеперечисленных целей
не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения
конкурентных начал экономической деятельности.
7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда
решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при
посредничестве, в случае необходимости, государства.
Далее в своей работе я рассмотрел 4 модели социальной рыночной
экономики 4-х стран – Швеции, Польши, Венгрии и России.
2. Шведская модель
Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как
одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он
появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать
успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной
политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в
обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно
контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в
окружающем мире.
Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный
смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают
смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и
государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере
производства и обобществление потребления.
Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений
между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий
важной частью шведской действительности была централизованная система
переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы
с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве
главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на
принципах солидарности между различными группами трудящихся.
Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в
шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и
выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.
Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой
государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера
перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как
результаты этой политики.
Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс
социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем
жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие
“шведская модель” не имеет однозначного толкования.
Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного
времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование
может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более
полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится
Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с
СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что
усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от
других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной
цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее
сторонник.
Шведская модель организации экономической и политической жизни
позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на
протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких
политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и
социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них:
. высокий уровень развития политической культуры, кооперационный
характер отношений между разными социальными слоями и группами
населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного
понимания коренных интересов, признания их законного характера и
готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально
приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная
культура);
. в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в
промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики,
основанного на интеграции между наукой, образованием и
производством, на взаимодействии государственных институтов с
частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных
предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-
производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно,
интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства
новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и
крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий
(инновационный климат);
. в социальной области – возрастание среди традиционных факторов
производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы)
значения человеческого фактора – высококвалифицированного и
инновационного, творческого по характеру труда, которое получило
выражение в концепции ''человеческого капитала'' и социальной
направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к
жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная
ориентация).
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества
обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие
жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на
получении своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на
внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность
продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении
формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно
классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процветания'',
хотя и ''продвинутый''.
Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической
практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной
системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии
постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.
Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила
развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления
экономикой. В шведском ''доме для народа'' высокий уровень жизни и
социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения,
сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение,
финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и
государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный
характер.
В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не
превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума.
Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время.
Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в среднем 25%.
Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать
полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью
и быстрым ростом производительности труда.1
Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и
широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и
использование капитала, рабочей силы, а также цены через монопольное
законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен
и картелей, Суд по делам антикартельного регулирования, специфический
юридический институт - специальное доверенное лицо – омбудсмен, которое
следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой
опыт регулирования цен, контроля над конкуренцией и введения ограничений на
несправедливую торговую практику. В предвоенный период времени применялся
контроль за ценами на аграрную продукцию, вместе с тем это ограничивало и
рост стоимости жизни. В послевоенные годы государство регулировало цены
преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через
установление технических нормативов, таможенного и импортного
регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания
приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической
деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за
внешнеторговой либерализации и присоединения ЕС, а также снижением инфляции
в шведской экономике произошел отказ от контроля над ценами, так как он
стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и
введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция
инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм.
Дерегуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг.,
восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны
внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции – все это
снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В
настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при
помощи антимонопольного законодательства.
Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей
силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного
населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из
общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или
муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий
из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном
секторе экономики.1
Швеция является пионером также и в отношении организации действенной
системы социального партнерства, начало которому было положено еще в
1938г., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерация заключили
''Сальтшебаденское соглашение'' о мирном разрешении трудовых конфликтов и
заключении трудовых соглашений. Особенностью шведской системы социального
диалога явилось то, что на первых парах он функционировал без вмешательства
правительства вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швеции стало
проводить активное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование
доходов через увеличение налогов.
Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на
смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние
50 лет у власти находились почти все время социал-демократические
правительства. Стабильность социальной направленности шведской
экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за
период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения
– в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.1
Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий
уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном
секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции.
В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает
почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает
примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший
вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды
товаров, услуг и технологий.
Когда шведская модель социально ориентированной экономики достигла
зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась
безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась
эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному
труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся
проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку
модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка
началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько
сокращены расходы на социальны нужды, что привело к незначительному
снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не более, чем на
10%), были уменьшены корпоративные налоги – сначала с 50 до 30%, а затем до
25%, - что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную
занятость. В начале 1990-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная
политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к
получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и
средних предприятий, уменьшения налогов на имущество. За 1991-1996гг. в
Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального
обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка труда. В
результате удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в
сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993гг. Уже с 1994г. начался
промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996гг. ежегодный прирост
составил 2,8%.1 (Таблица 1.)
Экономические реформы Швеции в начале 1990-х гг. позволила также
провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегулирования
повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных
отраслей и повысилась доля наукоемких производств. Выросла степень
концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний
контролируют 80% совокупного промышленного производства в стране. В период
1991-1994гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд
государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов.
На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и
исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является
предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия
по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра
Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих
пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.
Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики
цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста.
В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности
шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы
поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и
отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма
между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная
система производства эффективна, государство не вмешивается в
производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке
труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики.
Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как
можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую
систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения,
но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на
инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она
наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как
производство шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-
Скания”), черная металлургия (“Свенска столь”),электротехника
(“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-
бумажная (“Свенска целлюлоза” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”),
фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”), производство специальных сталей
(“Сандвик”, “Авеста”).
В Швеции сложился наиболее мощный финансовый капитал среди стран
Северной Европы. Он нашел свое организационное выражение в финансовых
группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы.
Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе
терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки
страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при
этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента.
В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой
группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны -
автомобильным концерном “Вольво”.
В финансовую группу “Скандинависка эншильда банкен”,
контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40%
занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов,
Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство
Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых
превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных на бирже
фирм.1
Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” - включает в
свой состав кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил
Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако
здесь семейства не играют значительной роли.
Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной
занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны
соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли
специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика
солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате,
исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое
налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|