Международный валютный фонд (МВФ) и его функции
квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса
национальной валюты данной страны.
Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-
членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре
кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую
страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной
и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-
заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-
экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях»,
направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в
противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может
ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование
первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки
иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму
немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ
соглашения о резервном кредите.
Таблица. Кредиты МВФ
|Период |В млрд. СДР |В % |
|1947 – 1961 |6,2 |5,1 |
|1962 – 1976 |35,0 |28,6 |
|1977 – 1991 |81,0 |66,3 |
|Всего |122,2 |100,0 |
Таблица. Распределение кредитов МВФ (в %)
|Страны |1947 – 1976 |1977 – 1991 |
|Промышленно развитые |60,6 |7,9 |
|Развивающиеся |39,4 |92,1 |
Цели кредитования. МВФ предоставляет в настоящее время кредиты в
иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия
дефицитов платежных балансов, т. е. практически пополнения валютных
резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-
вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной
перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов
правительств.
При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут
предъявлять более или менее равномерный спрос на различные валюты, а
поэтому их национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от
одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться
кредитными в строгом смысле слова. Отсюда -утверждение о "кооперативном
характере" МВФ, представление о нем как о своего рода пуле валют, постоянно
циркулирующих между странами-членами.
Механизмы кредитования Фондом стран-членов.
Ниже рассмотрены основные (обычные) механизмы кредитования Фондом
стран-членов, финансирование которых осуществляется с помощью собственных
ресурсов МВФ, находящихся на Счете общих ресурсов (General Resources
Account).
Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член
может приобрести в МВФ, называлась до Ямайского соглашения "золотой долей",
а с 1978 г. - "резервной долей" (Reserve Transhe); она образует величину,
составляющую до 25% квоты стран. Резервная доля определяется как превышение
величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда
запаса национальной валюты данной страны (за исключением авуаров, которые
являются результатом использования страной ресурсов МВФ в рамках кредитных
долей). При этом если МВФ использует часть внесенной национальной валюты
страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля
такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных
страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует
ее "кредитную позицию". Резервная доля и кредитная позиция вместе
составляют "резервную позицию" (Reserve Position) страны-члена в МВФ.
В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные
средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием
для такого заимствования является констатация государством-членом наличия
потребности в финансировании дефицита платежного баланса. Использование
резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует
от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее
обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Механизм кредитных долей. Средства в иностранной валюте, которые могут
быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного
использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% величины
квоты), делятся на четыре "кредитные доли", или транша (Credit Tranches),
составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в
рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно
первоначальному уставу, они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты
полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его
новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать
25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в
активах МВФ не может превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты,
внесенных в Фонд по подписке). Таким образом, в соответствии с этими
положениями, предельная сумма кредита, которую страна могла приобрести у
Фонда в результате полного использования резервной и кредитных долей,
составляет 125% размера ее квоты.
В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было
устранено. Это позволило странам-членам использовать их возможности
получения валюты в Фонде в течение более короткого срока, чем пять лет,
которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то устав
предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в
современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях
используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе
предел. Поэтому понятие "верхние кредитные доли" (Upper Credit Tranches)
стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а
любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.
Договоренности о резервных кредитах" (Stand-by Arrangements) стали
практиковаться с 1952 г. Они обеспечивают стране-члену гарантию того, что в
пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она
сможет при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать
иностранную валюту от МВФ в обмен наднациональную. Подобная практика
предоставления кредитов представляет собой, по сути дела, открытие
кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть
осуществлено в скорме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна
получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее
запроса, то выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти
во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-
членами о резервных кредитах. С начала 50-х и до середины 70-х годов
соглашения о кредитах "стэнд-бай" имели срок действия до года, с 1977 г. -
до 18 месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением масштабов дефицитен
платежных балансов.
Механизм расширенного кредитования. В 1974 г. резервная и кредитные
доли были дополнены механизмом расширенного кредитования, МРК (Extended
Fund Facility, EFF). Он предназначен для предоставления валютных средств
странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по
отношению к квотам, чем это предусмотрено уставом в рамках обычных
кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о
предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования является
серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными
расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.
Расширенные кредиты обычно предоставляются на срок в три года, при
необходимости и по просьбе страны-члена - до четырех лет. Валюта,
предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах
(верхние кредитные доли) и расширенном кредитовании, выдается определенными
порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока
соглашения -ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях)
помесячно.
Главным назначением кредитов "стэнд-бай" и расширенных кредитов
является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических
стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны,
прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень
жесткости этих требований по мере перехода от одной кредитной доли к другой
постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие
проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий,
фиксируются в "письме о намерениях" (Letter of Intent) или "меморандуме об
экономической и финансовой политике" (Memorandum of Economic and Financial
Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной
-получателем кредита контролируется путем проведения периодических обзоров,
с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых
"критериев реализации" (Performance Criteria). Если МВФ сочтет, что страна
использует кредит "в противоречии с целями Фонда", не выполняет взятых на
себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать
в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм
позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны -заамщицы.
С середины 70-х годов МВФ в целях разрешения возникших острых проблем
международных валютных отношений, связанных с резким усилением
неуравновешенности платежных балансов, стал периодически учреждать
временные кредитные механизмы (facilities - можно перевести как механизм,
устройство, система, фонд). Для их формирования привлекались заемные
средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на
основе соглашений с промышленно развитыми государствами и странами -
членами ОПЕК. Этими механизмами последовательно являлись-
Нефтяной фонд (Oil Facility, OF); использовался для предоставления
кредитов странам-членам, являвшимся импортерами нефти, с целью покрытия
дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости нефти и
нефтепродуктов (1974 – 1976 гг.). В общей сложности были выделены средства
в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. дол. Необходимые для этого ресурсы
ссудили преимущественно страны - экспортеры нефти. Среди получателей
кредитов количественно преобладали развивающиеся страны, но их доля в
объеме этих кредитов была невелика (1/3) по сравнению с развитыми
государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были
жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых),
обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной
энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся
стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен; за счет его кредитов они
покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти.
Механизм дополнительного финансирования, МДФ (Supplementary Financing
Facility, SFF), или "Фонд / Виттевеена" (Witteveen Facility) - по имени
директора-распорядителя МВФ; время действия - 1979 -1982 гг. Цель этого
механизма - предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты
странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов
и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы "фонда Виттевеена" (7,8
млрд. СДР, т. е. свыше 10 млрд. дол.) были сформированы за счет займов 13
стран - членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из
этого фонда получили 26 стран.
Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (Policy of Enlarged
Access to Fund's Resources);
действовала в 1981 - 1992 гг. Цель - предоставлять дополнительные
кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов
были непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот механизм
использовался для финансового содействия осуществлению государствами-
членами корректирующих экономических мер в тех случаях, когда они нуждались
в средствах в больших размерах, чем могли получить в рамках кредитных долей
и механизма расширенного кредитования, и на более продолжительный срок.
Источником ресурсов для реализации этой политики являлись как собственные
средства МВФ, привлеченные в форме подписки, так и заимствования у других
стран. В связи с увеличением квот стран - членов Фонда в рамках девятого
общего пересмотра квот указанный механизм в ноябре 1992 г. был отменен.
Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных долей и
механизма расширенного финансирования (применяемые вместе или раздельно)
устанавливаются Исполнительным советом и ежегодно пересматриваются. С
октября 1994 г. на трехлетний период были установлены следующие лимиты:
предоставление кредитов (точнее - принятие Фондом на себя обязательств по
предоставлению кредитов) на протяжении года - до 100% квоты страны-члена;
кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам,
предельная величина - 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом
величины выкупленной страной у Фонда национальной валюты и сумм,
запланированных к погашению). В исключительных случаях данные лимиты могут
быть превышены. В ноябре 1997 г. Исполнительный совет принял решение
сохранить установленные в 1994 г. лимиты до следующего пересмотра политики
доступа к ресурсам МВФ.
МВФ взимает со стран-заемщиц комиссионные сборы в размере порядка 0,5%
суммы займа и определенную плату (Charge), или процент, за предоставляемые
им кредиты, которая увязывается с процентной ставкой по активам в СДР и в
конечном счете с рыночными ставками. Ставки определяются в течение каждого
финансового года на базе оценок доходов, расходов и запланированного
целевого показателя по чистой прибыли. В 1997/98 финансовом году (с 1 мая
по 30 апреля) процентная ставка в расчете на год составила в среднем 4,65%
(годом раньше - 4,51%).
По истечении установленного срока страна-член обязана произвести
обратную операцию – "выкупить" национальную валюту у Фонда (т. е. погасить
задолженность), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах.
Возмещение полученных средств по договоренностям о кредитах "стэнд-бай"
производится в течение периода времени от 3 1/4 до 5 лет со дня
приобретения каждого транша валюты и о расширенном кредитовании -от 4 1/2
до 10 лет. Помимо того, страна-засмщица обязана досрочно производить выкуп
своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и
увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта
страны-должника покупается другим государством-членом, то тем самым
погашается ее задолженность Фонду. ,
Специальные механизмы. В целях расширения масштабов и
совершенствования структуры своих кредитных операций МВФ практикует
создание специальных механизмов. Они различаются по целям, условиям и
стоимости кредита. Получение странами - членами Фонда средств по линии
специальных механизмов - это дополнение к их кредитным долям. Использование
страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в
распоряжении МВФ запас ее' национальной валюты сверх кумулятивных пределов,
установленных для получения кредитных долей.
Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется,
как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:
1. Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, МКЧФ
(Compesatory and Contingency Financing Facility, CCFF); предназначен для
кредитования стран - членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса
вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе:
стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад;
введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление
товаров-заменителей и т. п. Этот механизм имеет три компонента:
1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран,
особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в
результате падения мировых цен на сырье;
2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран -импортеров зерна,
испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно; с декабря
1990 г. по июнь 1992 г. - кредитование стран - импортеров нефти,
нефтепродуктов и природного газа;
3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь,
понесенных странами, испытывающими влияние непредсказуемых внешних
факторов, например, неблагоприятного изменения международных процентных
ставок (до 30% квоты)7
Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о
выделении средств в счет особой, "факультативной", кредитной доли (до 20%
квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из
перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса
вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на
импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты
страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков,
связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов
на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех
компонентов механизма компенсационного финансирования, устанавливается
комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам в
рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования с учетом
всех его компонентов составляет 95% квоты страны.
2. Механизм финансирования буферных (резервных) запасов, МФБЗ (Buffer
Stock Financing Facility, BSFF); создан в 1969 г., имеет целью оказание
помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в
соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их
Платежные балансы. Лимит - 35% квоты. Данный механизм не использовался с
1984 года.
3. Механизм финансирования системных (структурных) преобразований,
МФСП (Systemic Transformation Facility, STF); был учрежден в апреле 1993 г.
как временный специальный механизм. Назначение МФСП состояло в оказании
финансовой поддержки странам, осуществлявшим переход от централизованно
планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и
политических реформ. Помощь предоставлялась тем странам, которые
сталкивались с резким ухудшением состояния платежных балансов вследствие
перехода от торговых связей, в значительной мере ориентированных на
нерыночные цены, к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка.
Практически этот механизм был образован главным образом для стран бывшего
СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной
экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие требования
МВФ.
Основанием для использования МФСП могло быть, во-первых, резкое
падение поступлений от экспорта вследствие перехода к основанной на
рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение
стоимости импорта из-за переориентации на мировые цены, в особенности на
энергоносители, и, в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление
кредитов обусловливалось выполнением страной-заемщицей набора более
"мягких" макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано
получение стандартных полномасштабных резервных кредитов.
Страны-члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% величины их
квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода.
Всего за время существования этого механизма кредиты получили 20 стран на
общую сумму почти>в 4,0 млрд. СДР (около 6 млрд. дол.). В конце декабря
Страницы: 1, 2, 3, 4
|