рефераты скачать

МЕНЮ


Международный валютный фонд (МВФ) и его функции

квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса

национальной валюты данной страны.

Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-

членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре

кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую

страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной

и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-

заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-

экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях»,

направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в

противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может

ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование

первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки

иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму

немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ

соглашения о резервном кредите.

Таблица. Кредиты МВФ

|Период |В млрд. СДР |В % |

|1947 – 1961 |6,2 |5,1 |

|1962 – 1976 |35,0 |28,6 |

|1977 – 1991 |81,0 |66,3 |

|Всего |122,2 |100,0 |

Таблица. Распределение кредитов МВФ (в %)

|Страны |1947 – 1976 |1977 – 1991 |

|Промышленно развитые |60,6 |7,9 |

|Развивающиеся |39,4 |92,1 |

Цели кредитования. МВФ предоставляет в настоящее время кредиты в

иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия

дефицитов платежных балансов, т. е. практически пополнения валютных

резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-

вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной

перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов

правительств.

При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут

предъявлять более или менее равномерный спрос на различные валюты, а

поэтому их национальные валюты, поступающие в МВФ, станут переходить от

одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться

кредитными в строгом смысле слова. Отсюда -утверждение о "кооперативном

характере" МВФ, представление о нем как о своего рода пуле валют, постоянно

циркулирующих между странами-членами.

Механизмы кредитования Фондом стран-членов.

Ниже рассмотрены основные (обычные) механизмы кредитования Фондом

стран-членов, финансирование которых осуществляется с помощью собственных

ресурсов МВФ, находящихся на Счете общих ресурсов (General Resources

Account).

Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член

может приобрести в МВФ, называлась до Ямайского соглашения "золотой долей",

а с 1978 г. - "резервной долей" (Reserve Transhe); она образует величину,

составляющую до 25% квоты стран. Резервная доля определяется как превышение

величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда

запаса национальной валюты данной страны (за исключением авуаров, которые

являются результатом использования страной ресурсов МВФ в рамках кредитных

долей). При этом если МВФ использует часть внесенной национальной валюты

страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля

такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных

страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует

ее "кредитную позицию". Резервная доля и кредитная позиция вместе

составляют "резервную позицию" (Reserve Position) страны-члена в МВФ.

В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные

средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием

для такого заимствования является констатация государством-членом наличия

потребности в финансировании дефицита платежного баланса. Использование

резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует

от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее

обязательства вернуть Фонду полученные средства.

Механизм кредитных долей. Средства в иностранной валюте, которые могут

быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае полного

использования последней авуары МВФ в валюте страны достигают 100% величины

квоты), делятся на четыре "кредитные доли", или транша (Credit Tranches),

составляющие по 25% квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в

рамках кредитных долей ограничен определенными условиями. Согласно

первоначальному уставу, они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты

полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его

новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна превышать

25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в

активах МВФ не может превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты,

внесенных в Фонд по подписке). Таким образом, в соответствии с этими

положениями, предельная сумма кредита, которую страна могла приобрести у

Фонда в результате полного использования резервной и кредитных долей,

составляет 125% размера ее квоты.

В пересмотренном в 1978 г. уставе МВФ первое ограничение было

устранено. Это позволило странам-членам использовать их возможности

получения валюты в Фонде в течение более короткого срока, чем пять лет,

которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то устав

предоставляет МВФ право приостанавливать его действие. На этом основании в

современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях

используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе

предел. Поэтому понятие "верхние кредитные доли" (Upper Credit Tranches)

стало означать не только 75% квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а

любые суммы, превосходящие первую кредитную долю.

Договоренности о резервных кредитах" (Stand-by Arrangements) стали

практиковаться с 1952 г. Они обеспечивают стране-члену гарантию того, что в

пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она

сможет при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать

иностранную валюту от МВФ в обмен наднациональную. Подобная практика

предоставления кредитов представляет собой, по сути дела, открытие

кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть

осуществлено в скорме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна

получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее

запроса, то выделение Фондом средств в счет верхних кредитных долей почти

во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-

членами о резервных кредитах. С начала 50-х и до середины 70-х годов

соглашения о кредитах "стэнд-бай" имели срок действия до года, с 1977 г. -

до 18 месяцев и даже до трех лет в связи с увеличением масштабов дефицитен

платежных балансов.

Механизм расширенного кредитования. В 1974 г. резервная и кредитные

доли были дополнены механизмом расширенного кредитования, МРК (Extended

Fund Facility, EFF). Он предназначен для предоставления валютных средств

странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по

отношению к квотам, чем это предусмотрено уставом в рамках обычных

кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о

предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования является

серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными

расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.

Расширенные кредиты обычно предоставляются на срок в три года, при

необходимости и по просьбе страны-члена - до четырех лет. Валюта,

предоставляемая Фондом в рамках договоренностей о резервных кредитах

(верхние кредитные доли) и расширенном кредитовании, выдается определенными

порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока

соглашения -ежеквартально, раз в полугодие или (в некоторых случаях)

помесячно.

Главным назначением кредитов "стэнд-бай" и расширенных кредитов

является содействие странам - членам МВФ в осуществлении макроэкономических

стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны,

прибегающей к кредиту, выполнения определенных требований, причем степень

жесткости этих требований по мере перехода от одной кредитной доли к другой

постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие

проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий,

фиксируются в "письме о намерениях" (Letter of Intent) или "меморандуме об

экономической и финансовой политике" (Memorandum of Economic and Financial

Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения договоренности страной

-получателем кредита контролируется путем проведения периодических обзоров,

с помощью оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых

"критериев реализации" (Performance Criteria). Если МВФ сочтет, что страна

использует кредит "в противоречии с целями Фонда", не выполняет взятых на

себя обязательств, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать

в предоставлении очередного кредитного транша. Таким образом, этот механизм

позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны -заамщицы.

С середины 70-х годов МВФ в целях разрешения возникших острых проблем

международных валютных отношений, связанных с резким усилением

неуравновешенности платежных балансов, стал периодически учреждать

временные кредитные механизмы (facilities - можно перевести как механизм,

устройство, система, фонд). Для их формирования привлекались заемные

средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на

основе соглашений с промышленно развитыми государствами и странами -

членами ОПЕК. Этими механизмами последовательно являлись-

Нефтяной фонд (Oil Facility, OF); использовался для предоставления

кредитов странам-членам, являвшимся импортерами нефти, с целью покрытия

дополнительных расходов, вызванных увеличением стоимости нефти и

нефтепродуктов (1974 – 1976 гг.). В общей сложности были выделены средства

в объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. дол. Необходимые для этого ресурсы

ссудили преимущественно страны - экспортеры нефти. Среди получателей

кредитов количественно преобладали развивающиеся страны, но их доля в

объеме этих кредитов была невелика (1/3) по сравнению с развитыми

государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были

жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых),

обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной

энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся

стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен; за счет его кредитов они

покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти.

Механизм дополнительного финансирования, МДФ (Supplementary Financing

Facility, SFF), или "Фонд / Виттевеена" (Witteveen Facility) - по имени

директора-распорядителя МВФ; время действия - 1979 -1982 гг. Цель этого

механизма - предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты

странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы платежных балансов

и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы "фонда Виттевеена" (7,8

млрд. СДР, т. е. свыше 10 млрд. дол.) были сформированы за счет займов 13

стран - членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из

этого фонда получили 26 стран.

Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (Policy of Enlarged

Access to Fund's Resources);

действовала в 1981 - 1992 гг. Цель - предоставлять дополнительные

кредиты странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов

были непомерно велики по сравнению с размерами их квот. Этот механизм

использовался для финансового содействия осуществлению государствами-

членами корректирующих экономических мер в тех случаях, когда они нуждались

в средствах в больших размерах, чем могли получить в рамках кредитных долей

и механизма расширенного кредитования, и на более продолжительный срок.

Источником ресурсов для реализации этой политики являлись как собственные

средства МВФ, привлеченные в форме подписки, так и заимствования у других

стран. В связи с увеличением квот стран - членов Фонда в рамках девятого

общего пересмотра квот указанный механизм в ноябре 1992 г. был отменен.

Лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках кредитных долей и

механизма расширенного финансирования (применяемые вместе или раздельно)

устанавливаются Исполнительным советом и ежегодно пересматриваются. С

октября 1994 г. на трехлетний период были установлены следующие лимиты:

предоставление кредитов (точнее - принятие Фондом на себя обязательств по

предоставлению кредитов) на протяжении года - до 100% квоты страны-члена;

кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам,

предельная величина - 300% квоты (в чистом исчислении, т. е. за вычетом

величины выкупленной страной у Фонда национальной валюты и сумм,

запланированных к погашению). В исключительных случаях данные лимиты могут

быть превышены. В ноябре 1997 г. Исполнительный совет принял решение

сохранить установленные в 1994 г. лимиты до следующего пересмотра политики

доступа к ресурсам МВФ.

МВФ взимает со стран-заемщиц комиссионные сборы в размере порядка 0,5%

суммы займа и определенную плату (Charge), или процент, за предоставляемые

им кредиты, которая увязывается с процентной ставкой по активам в СДР и в

конечном счете с рыночными ставками. Ставки определяются в течение каждого

финансового года на базе оценок доходов, расходов и запланированного

целевого показателя по чистой прибыли. В 1997/98 финансовом году (с 1 мая

по 30 апреля) процентная ставка в расчете на год составила в среднем 4,65%

(годом раньше - 4,51%).

По истечении установленного срока страна-член обязана произвести

обратную операцию – "выкупить" национальную валюту у Фонда (т. е. погасить

задолженность), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах.

Возмещение полученных средств по договоренностям о кредитах "стэнд-бай"

производится в течение периода времени от 3 1/4 до 5 лет со дня

приобретения каждого транша валюты и о расширенном кредитовании -от 4 1/2

до 10 лет. Помимо того, страна-засмщица обязана досрочно производить выкуп

своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и

увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта

страны-должника покупается другим государством-членом, то тем самым

погашается ее задолженность Фонду. ,

Специальные механизмы. В целях расширения масштабов и

совершенствования структуры своих кредитных операций МВФ практикует

создание специальных механизмов. Они различаются по целям, условиям и

стоимости кредита. Получение странами - членами Фонда средств по линии

специальных механизмов - это дополнение к их кредитным долям. Использование

страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в

распоряжении МВФ запас ее' национальной валюты сверх кумулятивных пределов,

установленных для получения кредитных долей.

Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется,

как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:

1. Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, МКЧФ

(Compesatory and Contingency Financing Facility, CCFF); предназначен для

кредитования стран - членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса

вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе:

стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад;

введение протекционистских ограничений в странах-импортерах; появление

товаров-заменителей и т. п. Этот механизм имеет три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран,

особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в

результате падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран -импортеров зерна,

испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно; с декабря

1990 г. по июнь 1992 г. - кредитование стран - импортеров нефти,

нефтепродуктов и природного газа;

3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь,

понесенных странами, испытывающими влияние непредсказуемых внешних

факторов, например, неблагоприятного изменения международных процентных

ставок (до 30% квоты)7

Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о

выделении средств в счет особой, "факультативной", кредитной доли (до 20%

квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из

перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платежного баланса

вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на

импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65% квоты

страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков,

связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов

на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех

компонентов механизма компенсационного финансирования, устанавливается

комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам в

рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования с учетом

всех его компонентов составляет 95% квоты страны.

2. Механизм финансирования буферных (резервных) запасов, МФБЗ (Buffer

Stock Financing Facility, BSFF); создан в 1969 г., имеет целью оказание

помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в

соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их

Платежные балансы. Лимит - 35% квоты. Данный механизм не использовался с

1984 года.

3. Механизм финансирования системных (структурных) преобразований,

МФСП (Systemic Transformation Facility, STF); был учрежден в апреле 1993 г.

как временный специальный механизм. Назначение МФСП состояло в оказании

финансовой поддержки странам, осуществлявшим переход от централизованно

планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и

политических реформ. Помощь предоставлялась тем странам, которые

сталкивались с резким ухудшением состояния платежных балансов вследствие

перехода от торговых связей, в значительной мере ориентированных на

нерыночные цены, к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка.

Практически этот механизм был образован главным образом для стран бывшего

СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления рыночной

экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие требования

МВФ.

Основанием для использования МФСП могло быть, во-первых, резкое

падение поступлений от экспорта вследствие перехода к основанной на

рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение

стоимости импорта из-за переориентации на мировые цены, в особенности на

энергоносители, и, в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление

кредитов обусловливалось выполнением страной-заемщицей набора более

"мягких" макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано

получение стандартных полномасштабных резервных кредитов.

Страны-члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% величины их

квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода.

Всего за время существования этого механизма кредиты получили 20 стран на

общую сумму почти>в 4,0 млрд. СДР (около 6 млрд. дол.). В конце декабря

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.