Конкурентоспособность России в мировой экономике
|промышленности | |
| |высоки|средни|низки|неконкурент|затруднилис|
| |й |й |й |о- |ь ответить |
| | | | |способная | |
|Топливная |32-64 |12-31 |- |- |не более 7 |
|промышленность | | | | | |
|Черная металлургия |10-83 |90-14 |18-3 |- |- |
|Цветная металлургия |66-79 |33-21 |20-30|- |- |
|Химическая и |29-32 |49-65 |4-2 |0 |- |
|нефтехимическая | | | | | |
|промышленность | | | | | |
|Машиностроение и |28-38 |64-55 |до 6 |До 2 |- |
|металлообработка | | | | | |
|Лесная, |19-12 |71-79 |9-4 |До 2 |до 3 |
|деревообрабатывающая| | | | | |
|и | | | | | |
|целлюлозно-бумажная | | | | | |
|промышленность | | | | | |
|Промышленность |8-14 |71-73 |15-10|До 3 |- |
|строительных | | | | | |
|материалов | | | | | |
|Легкая |21-24 |66-57 |5-12 |До 4 |до 3 |
|промышленность | | | | | |
|Пищевая |24-26 |67-64 |до 5 |До 2 |до 1 |
|промышленность | | | | | |
|Источник данных: ЦЭК при Правительстве РФ. |
Доля конкурентоспособной продукции, по данным анкет, превышает 70% у 28%
обследованных предприятий машиностроения, 35% - в химической и
нефтехимической промышленности, 42% - в пищевой промышленности.
|Таблица 10. Группировка предприятий по доле конкурентоспособной |
|продукции в общем объеме производства |
|(по результатам анкетирования предприятий РСТ) |
|Отрасли |Количество |В том числе с долей |Не |
| |предприятий |конкурентоспособной |указан|
| | |продукции, % |о |
Вместе с тем, существуют серьезные проблемы для ключевых отраслей экономики
при ускоренном вступлении в ВТО. На вопрос о приемлемых сроках вступления в
ВТО 73% предприятий назвали 2006 год и более поздние сроки, около половины
из них - не ранее 2-8-2010 гг. Лишь 10,6% обследованных (47 предприятий)
считают, что готовы к вступлению в ВТО в ближайшие годы, из них: 14
предприятий машиностроения, 7 - химии и нефтехимии, 8 - промышленности
строительных материалов, 13 - пищевой, 1 - черной металлургии, 1 -
топливной промышленности.
|Таблица 11. Группировка предприятий по предлагаемым срокам |
|вступления в ВТО |
|(по результатам анкетирования предприятий РСТ) |
|Отрасли |Количество |В том числе со сроками вступления|
| |предприятий |в ВТО, указанными предприятиями, |
| | |годы |
Почти половина из числа анкетированных предприятий имеют тесные
кооперированные связи из стран дальнего зарубежья (42%), в том числе в
машиностроении - 44%, в пищевой промышленности - 56%. Особенно велика
зависимость от импорта сырья и материалов в легкой промышленности - 79%.
Для этой категории предприятий вступление в ВТО облегчит доступ к
импортируемым ресурсам.
|Таблица 12. Группировка предприятий по доле импортной продукции в |
|общем объеме потребляемых предприятиями сырья и материалов из стран|
|дальнего зарубежья |
|(по результатам анкетирования предприятий РСТ) |
|Отрасли |Количество |В том числе доля |
| |предприятий |импортной продукции в |
| | |общем объеме сырья и |
| | |материалов, %: |
| | |До |21-4|41-6|Свыше 60|
| | |20 |0 |0 | |
|Всего анкет |506 |157 |24 |16 |15 |
|Машиностроение и |255 |93 |8 |7 |3 |
|металлообработка | | | | | |
|Химическая и |31 |8 |3 |2 |- |
|нефтехимическая | | | | | |
|промышленность | | | | | |
|Промышленность |42 |6 |2 |- |1 |
|строительных материалов | | | | | |
|Легкая промышленность |14 |5 |1 |2 |3 |
|Пищевая промышленность |140 |45 |20 |5 |8 |
|Строительство |17 |- |- |- |- |
|Прочие |7 |- |- |- |- |
|Источник: Российский союз товаропроизводителей. |
Из числа проблем, тормозящих развитие конкурентоспособности производств,
39% опрошенных предприятий указали на устаревшее оборудование и технологии.
Однако это оценка представляется несколько заниженной, т.к. на 43%
анкетированных предприятий износ основных фондов превышает 70%, а еще у 38%
предприятий износ составляет от 51% до 70%. В наименьшей степени
предприятий волнует низкое качество комплектующих и изделий.
Тот факт, что 45% опрошенных назвали основной проблемой вступления в ВТО
высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий свидетельствует о
недостаточной
информированности большинства из них об уровне мировых цен на
энергоносители, на фоне которых цены на потребляемую энергию в России явно
занижены. Это обстоятельство однозначно свидетельствует о том, что наши
производители не представляют в полной мере последствий для себя при
вступлении в ВТО.
|Таблица 13. Основные проблемы, с которыми столкнутся предприятия при |
|вступлении России в ВТО |
|(по результатам анкетирования предприятий) |
|Наименование проблем |Кол-во предприятий, |В % к |
| |указавших на проблему |итогу |
|Всего анкет |506 |100 |
|Устаревшее оборудование и технологии |197 |39 |
|Отсутствие средств на модернизацию |141 |28 |
|Ценовая неконкурентоспособность |121 |24 |
|Неконкурентоспособность по дизайну и |74 |15 |
|качеству | | |
|Отсутствие средств научные исследования|26 |5 |
|Отсутствие подготовленных |52 |10 |
|кадров-специалистов | | |
|Сужение внутреннего рынка |92 |18 |
|Низкое качество комплектующих изделий |21 |4 |
|Высокие цены на услуги и продукцию |227 |45 |
|естественных монополий | | |
|Несовершенство законодательства, |47 |9 |
|стандартов и сертификатов | | |
|"Наводнение" рынка импортом |68 |13 |
|Источник: Российский союз товаропроизводителей. |
При всей условности приведенных оценок уровня конкурентоспособности, их
ценность не следует подвергать сомнению. Это, конечно, весьма "усредненные"
характеристики и специалистам хорошо известно, что большинство отраслей
обрабатывающей промышленности России на внешнем рынке ограниченно
конкурентоспособно или не конкурентоспособно.
Однако, не все так безнадежно: приведенные данные лишний раз
свидетельствуют о том, что в российской экономике уже сегодня сформировался
целый ряд производств, способных на равных конкурировать с продукцией
зарубежных производителей, с одной стороны, и кроме того - значительная
часть производств обладает потенциалом роста своей конкурентоспособности.
Приведенные выше сводные отраслевые оценки серьезно корректируются анализом
реального положения дел в отраслях. По данным, например, Международной
Торговой Палаты, в силу высокого морального и физического износа
производственного капитала и его низкого технико-технологического уровня,
конкурентоспособной реально является продукция не в целом названных
отраслей, а только их отдельных подотраслей. В секторах низкой степени
переработки это, например, низкопередельный металл в черной металлургии,
первичный алюминий в цветной металлургии, промежуточные продукты в
химической промышленности и т.п.
В равной мере это относится и к довольно большому числу товаров российского
перерабатывающего комплекса массового ассортимента (от трикотажных изделий
до элементной базы электронной промышленности), которые конкурентоспособны
по качеству и ценам и, на практике, находят сбыт на рынках промышленно
развитых стран среднего уровня развития. Однако дальнейшее укрепление
экспортного потенциала указанных секторов тесно связано с решением общих
проблем экономического развития России, расширением государственной
поддержки экспортной деятельности, осуществлением мероприятий по улучшению
торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствованием условий для
проведения НИОКР и внедрения их результатов в конкретную технологию
производства. В сводном виде представление о конкурентоспособности
отдельных товаров российского экспорта на мировых рынках дают следующие
данные, подготовленные экспертами ВНИКИ - табл. 14.
|Таблица 14. Оценка конкурентоспособности отдельных видов российской |
|продукции |
|Товар |Конкурентоспособ|Конкурентоспособ|Не |
| |ен на крупных |ен на отдельных |конкурентоспособ|
| |мировых рынках |страновых рынках|ен |
|Нефть сырая |Х | | |
|Нефтепродукты |Х | | |
|Газ природный |Х | | |
|Уголь |Х | | |
|Кокс и продукты | |Х | |
|коксохимии | | | |
|Чугун |Х | | |
|Прокат плоский и|Х* | | |
|сортовой, | | | |
|включая рельсы, | | | |
|трубы и | | | |
|ферросплавы | | | |
|Медь, никель, |Х | | |
|алюминий и | | | |
|изделия из них | | | |
|Титан, магний, |Х | | |
|кобальт и | | | |
|изделия из них | | | |
|Композиционные | |Х | |
|материалы и | | | |
|сплавы, режущий | | | |
|инструмент | | | |
|Аммиак, фосфаты,|Х** | | |
|минеральные | | | |
|удобрения | | | |
|Спирты, кислоты,| |Х | |
|углеводороды | | | |
|Лакокрасочные | | |Х |
|материалы, | | | |
|химические | | | |
|волокна | | | |
|Синтетический |Х** | | |
|каучук | | | |
|Шины, | |Х | |
|резинотехнически| | | |
|е изделия | | | |
|Полимеры |Х** | | |
|Автомобили | | |Х |
|легковые | | | |
|Автомобили | |Х | |
|грузовые | | | |
|Подшипники | |Х | |
|Самолеты | | |Х |
|гражданские | | | |
|Продукция | |Х | |
|электротехническ| | | |
|ой | | | |
|промышленности | | | |
|Продукция | | |Х |
|электронной | | | |
|промышленности | | | |
|(готовые | | | |
|изделия) | | | |
|Продукция | |Х | |
|электронной | | | |
|промышленности | | | |
|(компоненты) | | | |
|Лампы | |Х | |
|накаливания | | | |
|Электроды для |Х | | |
|печей | | | |
|Продукция | |Х | |
|энергетического | | | |
|машиностроения | | | |
|Станки | | |Х |
|Тракторы | | |Х |
|Продукция |Х* | | |
|атомной | | | |
|промышленности | | | |
|Моторо- и | | |Х |
|дизелестроение | | | |
|Комплектное | |Х* | |
|оборудование | | | |
|Геодезические | |Х | |
|приборы | | | |
|Лесоматериалы |Х | | |
|необработанные | | | |
|Пиломатериалы | |Х | |
|Фанера |Х** | | |
|Целлюлоза |Х** | | |
|Бумага газетная,|Х** | | |
|картон | | | |
|Цемент | |Х | |
|Стекло | |Х | |
|Ткани | |Х | |
|Трикотажные, | |Х | |
|швейные, кожаные| | | |
|изделия, обувь | | | |
|Крепкие | |Х | |
|алкогольные | | | |
|напитки | | | |
|Полиграфические | |Х | |
|изделия | | | |
|*Для продвижения российской продукции требуется содействие на |
|государственном уровне. |
|**Мощности, способные выпускать экспортную продукцию, ограничены. |
|Источник данных: экспертные оценки ВНИКИ. |
Что касается позиций России на мировом рынке высоких технологий, то, по
мнению специалистов, страна способна достаточно успешно конкурировать
приблизительно по 10-15 направлениям производства наукоемкой продукции из
50. Поскольку поддержку десятков крупных научно-технических программ по
всем направлениям развития высоких технологий в настоящее время не может
себе позволить ни одна страна в мире; тогда как правильный выбор
приоритетов позволил бы России уже в обозримой перспективе претендовать, по
мнению специалистов, на 3-4% мирового рынка наукоемкой продукции, что могло
бы приносить около 100 млрд. долл. в год. В стране имеется потенциал для
создания конкурентоспособной экспортной продукции, включая услуги, в таких
наукоемких и высокотехнологичных отраслях (за исключением отраслей ВПК),
как: оптоэлектроника; телекоммуникационное оборудование, в частности,
оптоволокно; новые материалы; ядерные технологии; оптические приборы и
геодезическое оборудование для поиска нефти и газа; программное
обеспечение.
? ? Неконкурентоспособность российской экономики - миф или реальность?
В современной экономической науке вопросам изучения конкурентоспособности
национальной продукции (производств) традиционно уделяется большое
внимание. В многочисленных научных трудах предпринимаются попытки
"разложить" эту категорию на многочисленные составные факторы, выявить
ключевые из них, и уже на этой основе - количественно оценить уровень
конкурентоспособности той или иной продукции (или производителя) . При всей
безусловной полезности подобных исследований нужно признать, что они во
многом пока представляют сугубо академический интерес.
Принято считать, что потребитель, отдавая предпочтение в пользу продукции
того или иного производителя чаще всего (осознанно или неосознанно)
оперирует в терминах таких основных категорий, как "цена - качество" (или,
что реже - стоимость единицы потребительской характеристики). На практике
же категория конкурентоспособности продукции далеко не исчерпывается
соотношением двух указанных параметров; она гораздо многогранней.
В своих ценовых "нишах" начинает "работать" еще одна группа важных для
потребителя параметров, которые не в меньшей степени влияют на успех
реализации продукции. Их много, можно лишь указать на некоторые из них -
стоимость последующего обслуживания, экономия на эксплуатации, сложившиеся
национальные предпочтения и традиции потребления, ремонтопригодность,
сложившийся имидж производителя и целый ряд других факторов, часто не
поддающихся формализации и количественной оценке.
Именно в силу этих обстоятельств не бывает конкурентоспособности
Страницы: 1, 2, 3, 4
|