рефераты скачать

МЕНЮ


Конкурентоспособность России в мировой экономике

|промышленности | |

| |высоки|средни|низки|неконкурент|затруднилис|

| |й |й |й |о- |ь ответить |

| | | | |способная | |

|Топливная |32-64 |12-31 |- |- |не более 7 |

|промышленность | | | | | |

|Черная металлургия |10-83 |90-14 |18-3 |- |- |

|Цветная металлургия |66-79 |33-21 |20-30|- |- |

|Химическая и |29-32 |49-65 |4-2 |0 |- |

|нефтехимическая | | | | | |

|промышленность | | | | | |

|Машиностроение и |28-38 |64-55 |до 6 |До 2 |- |

|металлообработка | | | | | |

|Лесная, |19-12 |71-79 |9-4 |До 2 |до 3 |

|деревообрабатывающая| | | | | |

|и | | | | | |

|целлюлозно-бумажная | | | | | |

|промышленность | | | | | |

|Промышленность |8-14 |71-73 |15-10|До 3 |- |

|строительных | | | | | |

|материалов | | | | | |

|Легкая |21-24 |66-57 |5-12 |До 4 |до 3 |

|промышленность | | | | | |

|Пищевая |24-26 |67-64 |до 5 |До 2 |до 1 |

|промышленность | | | | | |

|Источник данных: ЦЭК при Правительстве РФ. |

Доля конкурентоспособной продукции, по данным анкет, превышает 70% у 28%

обследованных предприятий машиностроения, 35% - в химической и

нефтехимической промышленности, 42% - в пищевой промышленности.

|Таблица 10. Группировка предприятий по доле конкурентоспособной |

|продукции в общем объеме производства |

|(по результатам анкетирования предприятий РСТ) |

|Отрасли |Количество |В том числе с долей |Не |

| |предприятий |конкурентоспособной |указан|

| | |продукции, % |о |

Вместе с тем, существуют серьезные проблемы для ключевых отраслей экономики

при ускоренном вступлении в ВТО. На вопрос о приемлемых сроках вступления в

ВТО 73% предприятий назвали 2006 год и более поздние сроки, около половины

из них - не ранее 2-8-2010 гг. Лишь 10,6% обследованных (47 предприятий)

считают, что готовы к вступлению в ВТО в ближайшие годы, из них: 14

предприятий машиностроения, 7 - химии и нефтехимии, 8 - промышленности

строительных материалов, 13 - пищевой, 1 - черной металлургии, 1 -

топливной промышленности.

|Таблица 11. Группировка предприятий по предлагаемым срокам |

|вступления в ВТО |

|(по результатам анкетирования предприятий РСТ) |

|Отрасли |Количество |В том числе со сроками вступления|

| |предприятий |в ВТО, указанными предприятиями, |

| | |годы |

Почти половина из числа анкетированных предприятий имеют тесные

кооперированные связи из стран дальнего зарубежья (42%), в том числе в

машиностроении - 44%, в пищевой промышленности - 56%. Особенно велика

зависимость от импорта сырья и материалов в легкой промышленности - 79%.

Для этой категории предприятий вступление в ВТО облегчит доступ к

импортируемым ресурсам.

|Таблица 12. Группировка предприятий по доле импортной продукции в |

|общем объеме потребляемых предприятиями сырья и материалов из стран|

|дальнего зарубежья |

|(по результатам анкетирования предприятий РСТ) |

|Отрасли |Количество |В том числе доля |

| |предприятий |импортной продукции в |

| | |общем объеме сырья и |

| | |материалов, %: |

| | |До |21-4|41-6|Свыше 60|

| | |20 |0 |0 | |

|Всего анкет |506 |157 |24 |16 |15 |

|Машиностроение и |255 |93 |8 |7 |3 |

|металлообработка | | | | | |

|Химическая и |31 |8 |3 |2 |- |

|нефтехимическая | | | | | |

|промышленность | | | | | |

|Промышленность |42 |6 |2 |- |1 |

|строительных материалов | | | | | |

|Легкая промышленность |14 |5 |1 |2 |3 |

|Пищевая промышленность |140 |45 |20 |5 |8 |

|Строительство |17 |- |- |- |- |

|Прочие |7 |- |- |- |- |

|Источник: Российский союз товаропроизводителей. |

Из числа проблем, тормозящих развитие конкурентоспособности производств,

39% опрошенных предприятий указали на устаревшее оборудование и технологии.

Однако это оценка представляется несколько заниженной, т.к. на 43%

анкетированных предприятий износ основных фондов превышает 70%, а еще у 38%

предприятий износ составляет от 51% до 70%. В наименьшей степени

предприятий волнует низкое качество комплектующих и изделий.

Тот факт, что 45% опрошенных назвали основной проблемой вступления в ВТО

высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий свидетельствует о

недостаточной

информированности большинства из них об уровне мировых цен на

энергоносители, на фоне которых цены на потребляемую энергию в России явно

занижены. Это обстоятельство однозначно свидетельствует о том, что наши

производители не представляют в полной мере последствий для себя при

вступлении в ВТО.

|Таблица 13. Основные проблемы, с которыми столкнутся предприятия при |

|вступлении России в ВТО |

|(по результатам анкетирования предприятий) |

|Наименование проблем |Кол-во предприятий, |В % к |

| |указавших на проблему |итогу |

|Всего анкет |506 |100 |

|Устаревшее оборудование и технологии |197 |39 |

|Отсутствие средств на модернизацию |141 |28 |

|Ценовая неконкурентоспособность |121 |24 |

|Неконкурентоспособность по дизайну и |74 |15 |

|качеству | | |

|Отсутствие средств научные исследования|26 |5 |

|Отсутствие подготовленных |52 |10 |

|кадров-специалистов | | |

|Сужение внутреннего рынка |92 |18 |

|Низкое качество комплектующих изделий |21 |4 |

|Высокие цены на услуги и продукцию |227 |45 |

|естественных монополий | | |

|Несовершенство законодательства, |47 |9 |

|стандартов и сертификатов | | |

|"Наводнение" рынка импортом |68 |13 |

|Источник: Российский союз товаропроизводителей. |

При всей условности приведенных оценок уровня конкурентоспособности, их

ценность не следует подвергать сомнению. Это, конечно, весьма "усредненные"

характеристики и специалистам хорошо известно, что большинство отраслей

обрабатывающей промышленности России на внешнем рынке ограниченно

конкурентоспособно или не конкурентоспособно.

Однако, не все так безнадежно: приведенные данные лишний раз

свидетельствуют о том, что в российской экономике уже сегодня сформировался

целый ряд производств, способных на равных конкурировать с продукцией

зарубежных производителей, с одной стороны, и кроме того - значительная

часть производств обладает потенциалом роста своей конкурентоспособности.

Приведенные выше сводные отраслевые оценки серьезно корректируются анализом

реального положения дел в отраслях. По данным, например, Международной

Торговой Палаты, в силу высокого морального и физического износа

производственного капитала и его низкого технико-технологического уровня,

конкурентоспособной реально является продукция не в целом названных

отраслей, а только их отдельных подотраслей. В секторах низкой степени

переработки это, например, низкопередельный металл в черной металлургии,

первичный алюминий в цветной металлургии, промежуточные продукты в

химической промышленности и т.п.

В равной мере это относится и к довольно большому числу товаров российского

перерабатывающего комплекса массового ассортимента (от трикотажных изделий

до элементной базы электронной промышленности), которые конкурентоспособны

по качеству и ценам и, на практике, находят сбыт на рынках промышленно

развитых стран среднего уровня развития. Однако дальнейшее укрепление

экспортного потенциала указанных секторов тесно связано с решением общих

проблем экономического развития России, расширением государственной

поддержки экспортной деятельности, осуществлением мероприятий по улучшению

торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствованием условий для

проведения НИОКР и внедрения их результатов в конкретную технологию

производства. В сводном виде представление о конкурентоспособности

отдельных товаров российского экспорта на мировых рынках дают следующие

данные, подготовленные экспертами ВНИКИ - табл. 14.

|Таблица 14. Оценка конкурентоспособности отдельных видов российской |

|продукции |

|Товар |Конкурентоспособ|Конкурентоспособ|Не |

| |ен на крупных |ен на отдельных |конкурентоспособ|

| |мировых рынках |страновых рынках|ен |

|Нефть сырая |Х | | |

|Нефтепродукты |Х | | |

|Газ природный |Х | | |

|Уголь |Х | | |

|Кокс и продукты | |Х | |

|коксохимии | | | |

|Чугун |Х | | |

|Прокат плоский и|Х* | | |

|сортовой, | | | |

|включая рельсы, | | | |

|трубы и | | | |

|ферросплавы | | | |

|Медь, никель, |Х | | |

|алюминий и | | | |

|изделия из них | | | |

|Титан, магний, |Х | | |

|кобальт и | | | |

|изделия из них | | | |

|Композиционные | |Х | |

|материалы и | | | |

|сплавы, режущий | | | |

|инструмент | | | |

|Аммиак, фосфаты,|Х** | | |

|минеральные | | | |

|удобрения | | | |

|Спирты, кислоты,| |Х | |

|углеводороды | | | |

|Лакокрасочные | | |Х |

|материалы, | | | |

|химические | | | |

|волокна | | | |

|Синтетический |Х** | | |

|каучук | | | |

|Шины, | |Х | |

|резинотехнически| | | |

|е изделия | | | |

|Полимеры |Х** | | |

|Автомобили | | |Х |

|легковые | | | |

|Автомобили | |Х | |

|грузовые | | | |

|Подшипники | |Х | |

|Самолеты | | |Х |

|гражданские | | | |

|Продукция | |Х | |

|электротехническ| | | |

|ой | | | |

|промышленности | | | |

|Продукция | | |Х |

|электронной | | | |

|промышленности | | | |

|(готовые | | | |

|изделия) | | | |

|Продукция | |Х | |

|электронной | | | |

|промышленности | | | |

|(компоненты) | | | |

|Лампы | |Х | |

|накаливания | | | |

|Электроды для |Х | | |

|печей | | | |

|Продукция | |Х | |

|энергетического | | | |

|машиностроения | | | |

|Станки | | |Х |

|Тракторы | | |Х |

|Продукция |Х* | | |

|атомной | | | |

|промышленности | | | |

|Моторо- и | | |Х |

|дизелестроение | | | |

|Комплектное | |Х* | |

|оборудование | | | |

|Геодезические | |Х | |

|приборы | | | |

|Лесоматериалы |Х | | |

|необработанные | | | |

|Пиломатериалы | |Х | |

|Фанера |Х** | | |

|Целлюлоза |Х** | | |

|Бумага газетная,|Х** | | |

|картон | | | |

|Цемент | |Х | |

|Стекло | |Х | |

|Ткани | |Х | |

|Трикотажные, | |Х | |

|швейные, кожаные| | | |

|изделия, обувь | | | |

|Крепкие | |Х | |

|алкогольные | | | |

|напитки | | | |

|Полиграфические | |Х | |

|изделия | | | |

|*Для продвижения российской продукции требуется содействие на |

|государственном уровне. |

|**Мощности, способные выпускать экспортную продукцию, ограничены. |

|Источник данных: экспертные оценки ВНИКИ. |

Что касается позиций России на мировом рынке высоких технологий, то, по

мнению специалистов, страна способна достаточно успешно конкурировать

приблизительно по 10-15 направлениям производства наукоемкой продукции из

50. Поскольку поддержку десятков крупных научно-технических программ по

всем направлениям развития высоких технологий в настоящее время не может

себе позволить ни одна страна в мире; тогда как правильный выбор

приоритетов позволил бы России уже в обозримой перспективе претендовать, по

мнению специалистов, на 3-4% мирового рынка наукоемкой продукции, что могло

бы приносить около 100 млрд. долл. в год. В стране имеется потенциал для

создания конкурентоспособной экспортной продукции, включая услуги, в таких

наукоемких и высокотехнологичных отраслях (за исключением отраслей ВПК),

как: оптоэлектроника; телекоммуникационное оборудование, в частности,

оптоволокно; новые материалы; ядерные технологии; оптические приборы и

геодезическое оборудование для поиска нефти и газа; программное

обеспечение.

? ? Неконкурентоспособность российской экономики - миф или реальность?

В современной экономической науке вопросам изучения конкурентоспособности

национальной продукции (производств) традиционно уделяется большое

внимание. В многочисленных научных трудах предпринимаются попытки

"разложить" эту категорию на многочисленные составные факторы, выявить

ключевые из них, и уже на этой основе - количественно оценить уровень

конкурентоспособности той или иной продукции (или производителя) . При всей

безусловной полезности подобных исследований нужно признать, что они во

многом пока представляют сугубо академический интерес.

Принято считать, что потребитель, отдавая предпочтение в пользу продукции

того или иного производителя чаще всего (осознанно или неосознанно)

оперирует в терминах таких основных категорий, как "цена - качество" (или,

что реже - стоимость единицы потребительской характеристики). На практике

же категория конкурентоспособности продукции далеко не исчерпывается

соотношением двух указанных параметров; она гораздо многогранней.

В своих ценовых "нишах" начинает "работать" еще одна группа важных для

потребителя параметров, которые не в меньшей степени влияют на успех

реализации продукции. Их много, можно лишь указать на некоторые из них -

стоимость последующего обслуживания, экономия на эксплуатации, сложившиеся

национальные предпочтения и традиции потребления, ремонтопригодность,

сложившийся имидж производителя и целый ряд других факторов, часто не

поддающихся формализации и количественной оценке.

Именно в силу этих обстоятельств не бывает конкурентоспособности

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.